Административная ответственность за благоустройство. Теория всего. Какие аргументы помогли компании обжаловать спорное постановление

Статья 5.3. Нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов

1. Перемещение, снос, ненадлежащее содержание ограждений, скамей, контейнеров, урн, игрового и спортивного оборудования, иных элементов благоустройства -

2. Нарушение установленных органами местного самоуправления требований по содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений и сооружений -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Непринятие собственниками, иными законными владельцами нежилых зданий, строений и сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Нарушение требований по содержанию и эксплуатации объектов (средств) наружного освещения населенных пунктов -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

6. Сброс (выброс), складирование и (или) временное хранение мусора, отходов спила деревьев, кустарников, листвы и других растительных остатков вне специально отведенных мест, если эти нарушения не подпадают под действие статей 6.3 , 7.22 и 8.2

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

7. Установка шлагбаумов, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, других сооружений, устройств и объектов, создающих препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов, и (или) проезду автотранспорта, и (или) проведению уборочных работ на территориях общего пользования, без согласования с органами местного самоуправления, если эти нарушения не подпадают под действие статей 7.1 , 8.8 и 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.


Административная ответственность за нарушение правил пользования, содержания и ремонта жилого помещения, предоставление коммунальных услуг:
Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
...
Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Органами, уполномоченными рассматривать дела о вышеуказанных правонарушениях (в соответствии со ст. 23.55 КоАП), и, соответственно, налагать ответственность и штрафы, являются органы .

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), -
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Статья 14.7. Обман потребителей
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, -
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 09.04.2007 N 45-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Закон Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" от 16.11.2001 года N 49-РЗ (с изменениями)

Статья 11-2. Нарушение тишины и покоя граждан (введена Законом УР от 06.04.2007 N 16-РЗ)
Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время (с 23.00 часов до 7.00 часов) , за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей.

Примечание. К действиям, нарушающим тишину и покой граждан, относятся громкая речь, крики, свист, пение, использование звуковоспроизводящих устройств, неотключение неоднократно срабатывающей автосигнализации, использование громкоговорящих устройств на повышенной громкости, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли, выполнение ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии органов внутренних дел

Статья 10. Нарушение Правил содержания и эксплуатации устройств наружного освещения
Нарушение Правил содержания и эксплуатации устройств наружного освещения
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц - от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц - от одной до двух тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица (ст. 31 закона).

Статья 12. Нарушение порядка содержания инженерных коммуникаций
Нарушение порядка содержания тепловых камер, смотровых колодцев, других элементов подземных и наземных инженерных коммуникаций, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц - от одной до трех тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица (ст. 31 закона).

Статья 12-1. Нарушение правил благоустройства
Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - в размере от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) (ст. 31 закона).

Статья 13. Нарушение режима эксплуатации газового оборудования в жилых домах
Нарушение режима эксплуатации инженерных газовых систем, коммуникаций и оборудования в жилых домах, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц - от одной до пяти тысяч рублей.

Рассматривать дела вправе мировые судьи , административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ст. 31 закона).

Статья 15. Непринятие мер к пресечению доступа в подсобные помещения
Непринятие мер, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики, к пресечению доступа посторонних лиц в подвалы, на чердаки, в лифтовые шахты и другие подсобные помещения жилых домов
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей.

Рассматривать дела вправе административные комисии (ст. 28 закона). Протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) (ст. 31 закона, п. 2, подп. 9).

Примечание:
Подведомственные административным комиссиям дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, до вступления в силу Закона Удмуртской Республики об административных комиссиях рассматривают мировые судьи Удмуртской Республики.
При подведомственности дел об административных правонарушениях различным органам и мировым судьям Удмуртской Республики материалы могут быть направлены в любой из них или соответствующему мировому судье Удмуртской Республики. (п. 7 ст. 28 закона)

Что такое «административные комиссии» - отдельный вопрос... Закон УР от 17 сентября 2007 г. N 53-РЗ «Об административных комиссиях в Удмуртской Республике»

В федеральное законодательство внесен ряд существенных изменений в части регулирования вопросов благоустройства территорий муниципальных образований. Однако остаются нерешенными вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территорий муниципальных образований и установления административной ответственности за их нарушение.

Так, Федеральный закон -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») определил понятие благоустройства территории поселения (городского округа), правил благоустройства, уточнил вопросы местного значения поселения и городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления в части принятия данных правил. Приказом Минрегиона России «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» утверждены методические рекомендации по благоустройству территорий муниципальных образований, содержащие общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды.

Федеральный закон -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») четко определил полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль по вопросам организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами , а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Следует учитывать, что Федеральным законом -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территорий муниципальных образований к вопросам местного значения не отнесено.

При этом наделение органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального контроля за выполнением правил благоустройства территорий муниципальных образований не решит в полной мере существующую проблему отсутствия неотвратимости наступления ответственности за нарушение данных правил. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Следовательно, в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального контроля за выполнением правил благоустройства территорий муниципальных образований к ответственности за нарушение правил нельзя будет привлечь физических лиц.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит четко определенных составов административных правонарушений, дающих возможность привлечь к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования. Лишь некоторые из составов административных правонарушений при комплексном правовом анализе положений правил благоустройства территории муниципального образования по их внутреннему нормативному содержанию и уровню правового регулирования позволяют привлечь к ответственности за данные правонарушения в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, в соответствии со статьей 2.6.2. «Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости », статьей 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», статьей 19.5. «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)».

Остается неопределенным вопрос о наличии у регионального законодателя полномочий по установлению административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, а также в отношении круга лиц, в том числе должностных лиц органов местного самоуправления, которых субъект Российской Федерации вправе наделять полномочиями по составлению протоколов за их нарушение.

Согласно статье 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Верховным Судом Российской Федерации сформулирована устойчивая правовая позиция, из которой следует, что хотя административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и федеральный законодатель предоставляет право субъекту Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, данное обстоятельство отнюдь не означает произвольного осуществления субъектом Российской Федерации этих полномочий.

Федеральный законодатель, включая нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации об административной ответственности в систему правовых регуляторов, одновременно определил пределы и границы нормотворчества субъекта Российской Федерации в этой сфере отношений, в том числе требования, предъявляемые к форме и содержанию правовой нормы, ее согласованности в системе действующего правового регулирования. В частности, по смыслу статьи 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материальное основание административной ответственности, должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях, а не в отсылочном акте, изданном органом местного самоуправления.

Иное фактически означало бы наделение актом субъекта Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности органов местного самоуправления, и как следствие, превышение субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях (Определение Верховного Суда РФ -Г11-16 и ряд других).

Установление на региональном уровне обобщенного состава административного правонарушения - например «за нарушение правил благоустройства территории поселений (городского округа) за исключением норм, правил, ответственность за нарушение которых предусмотрена действующим федеральным законодательством», представляется невозможным . Даже при подобной формулировке и вроде бы очевидной законности ее принятия, согласно статье 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваемая норма не будет соответствовать требованиям конкретности и определенности правовой нормы, что не обеспечит ее единообразного применения, создаст противоречивую правоприменительную практику. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о необходимости соблюдения законодателем принципа определенности правовой нормы.

Судебная практика последних лет ориентирует регионального законодателя на необходимость установления в законах субъекта Российской Федерации конкретных составов административных правонарушений.

Вместе с тем из анализа принятых органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области правил благоустройства территории муниципального образования следует, что доля норм , за которые может быть установлена административная ответственность регионального уровня, без вмешательства в федеральную компетенцию, очень незначительна.

Сложившаяся ситуация в первую очередь связана с тем, что по своему содержанию правила благоустройства территории поселения (городского округа) являются совокупностью правил, норм, мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, не относящихся к вопросам ведения субъекта Российской Федерации.

Следует констатировать, что с учетом судебной практики и поступающих в органы законодательной (представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации экспертных заключений Министерства юстиции Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, региональные законодатели вынуждены раз за разом исключать из законов субъектов конкретные составы административных правонарушений, поскольку они затрагивают вопросы, имеющие федеральное значение. Так Ярославской областной Думой за последние два года признаны утратившими силу 4 статьи, которыми была установлена административная ответственность по отдельным вопросам в сфере благоустройства территорий муниципальных образований.

Во всех правилах благоустройства территорий муниципальных образований содержатся положения о порядке использования участков с зелеными насаждениями (вопросы проезда, остановки и стоянки транспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах). Вопрос установления и привлечения к административной ответственности за нарушение данных положений актуален для каждого субъекта Российской Федерации. Существующий пробел в правовом регулировании этих вопросов в Правилах дорожного движения Российской Федерации привел к невозможности привлечения к административной ответственности за их нарушение и по статье 12.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что судебные инстанции в рамках судебного нормоконтроля зачастую приводят ссылки на устаревшие нормативные акты , продолжающие сохранять свое действие. На федеральном уровне до сих пор не признаны утратившими силу нормативные документы СССР и РСФСР, положения которых не нашли свое отражение в современном федеральном законодательстве.

Так, например, по вопросу содержания и отлова домашних животных на территории населенных пунктов являются действующими нормативные документы, такие как «Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981, Минсельхозом РСФСР 24.06.1981, Минздравом РСФСР 24.06.1981, Минюстом РСФСР 03.07.1981), Постановление Совмина РСФСР от 01.01.2001 № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», «Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981, Минсельхозом РСФСР 24.06.1981, Минздравом РСФСР 24.06.1981, Минюстом РСФСР 07.07.1981), «Разъяснение по вопросу порядка отлова и уничтожения бродячих (бесхозных) собак и кошек» (утв. Минсельхозом СССР 19.04.1968 № 232-15). Некоторые из них даже не были официально опубликованы.

Отсутствие четкого регулирования привлечения к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, сложившаяся судебная практика по данному вопросу, действие архаичных подзаконных нормативных актов СССР и РСФСР в значительной степени осложняет обстановку в сфере благоустройства территорий муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос о признании утратившими силу устаревших подзаконных нормативных актов СССР и РСФСР, затрагивающих вопросы благоустройства территорий населенных пунктов, а также принять меры к разработке нормативных документов, позволяющих восполнить пробелы правового регулирования в федеральном законодательстве в части установления административной ответственности по вопросам благоустройства территорий муниципальных образований субъектов Российской Федерации.


2.3. Установление административной ответственности за нарушение правил благоустройства
В соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований. В случае отсутствия соответствующего закона субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования вправе внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации в качестве законодательной инициативы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности устанавливаются составы административных правонарушений в сфере благоустройства, виды административных наказаний и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принять отдельный закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства либо включить вышеназванные положения в единый закон субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

В качестве административных правонарушений в сфере благоустройства могут признаваться:

1) нарушение порядка и условий содержания закрепленной территории, установленной органами местного самоуправления;

2) нарушение правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ;

3) размещение и (или) хранение строительных материалов на дорогах, тротуарах, кюветах, газонах, выездах на тротуары и пешеходных дорожках;

4) загромождение и (или) захламление придомовой территории, территории общего пользования строительным или бытовым мусором (материалом), складирование дров;

5) непринятие мер по отводу и пропуску талых и ливневых вод с придомовой территории, территории организации и прилегающей к ним территории общего пользования;

6) мойка автомашин и других транспортных средств, слив горюче-смазочных материалов на придомовой территории и прилегающей к ней территории общего пользования;

7) повреждение зеленых насаждений и клумб, вырубка деревьев и кустарников на территории населенных пунктов муниципальных образований;

8) cжигание мусора в неустановленных местах;

9) повреждение или перемещение скамеек, оборудования для детских площадок, контейнеров для бытовых отходов и урн;

10) размещение плакатов, объявлений, листовок вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления;

11) выгул собак и иных домашних животных на детских и физкультурных площадках, в парках, скверах, а также несоблюдение владельцами домашних животных обязанностей по их содержанию, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

12) выпас сельскохозяйственных животных и птицы в черте населенного пункта вне мест, установленных для этого органами местного самоуправления;

13) торговля в не установленных органами местного самоуправления местах;

14) отсутствие вывесок и указателей на жилых домах, зданиях и сооружениях;

15) уничтожение или повреждение номерных знаков домов, указателей названий улиц, переулков, кварталов, микрорайонов, бульваров, проспектов;

16) нарушение порядка установки памятников, мемориальных досок и других ритуальных знаков памяти;

17) оставление открытых люков смотровых колодцев и камер на инженерных подземных сооружениях и коммуникациях.

За указанные правонарушения применяются административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа. В соответствии с частью 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

В законе субъекта Российской Федерации также устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным законом. Как правило, это должностные лица милиции общественной безопасности и должностные лица органов местного самоуправления.

При этом перечень должностных лиц милиции общественной безопасности, наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, утверждается начальником общественной безопасности, а перечень должностных лиц органов местного самоуправления – главой местной администрации.

Порядок составления должностными лицами протокола об административном правонарушении установлен в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении в течение 3-х суток с момента его составления направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, административную комиссию, создаваемую в муниципальном образовании в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации об административных комиссиях. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в главе 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.4. Закрепление содержания территории муниципального образования

за физическими и юридическими лицами
Для обеспечения выполнения работ по благоустройству вся территория муниципального образования закрепляется в соответствии с правилами благоустройства за физическими и юридическими лицами:

1) за физическими и юридическими лицами, которым принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, - указанный земельный участок (придомовая территория и территория организаций) и прилегающая к нему территория. При этом они обязуются собственными силами или по договору со специализированными организациями осуществлять:

– уборку этих территорий от грязи, мусора, снега и льда, газонов – от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

В случае невыполнения указанных мероприятий виновное лицо привлекается к административной ответственности;

2) за муниципальными унитарными предприятиями либо иными специализированными организациями любой формы собственности на основании гражданско-правовых договоров обслуживания и содержания – иные территории общего пользования с находящимися на них объектами.

К объектам благоустройства общего пользования относятся:

1) проезжая часть улиц, дорог и площадей, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки с дорожными знаками и сигналами, скамейками и диванами, урнами и контейнерами по сбору мусора, павильонами ожидания транспорта;

2) открытые и закрытые водостоки;

3) мосты, путепроводы, трубы, транспортные и пешеходные тоннели;

4) подпорные стенки набережных, береговые укрепления, съезды, а также другие подпорные стенки;

5) горизонтальные и вертикальные дренажные насосные станции;

6) противооползневые сооружения;

7) водоемы и плотины;

8) переправы и пункты платных проездов транспорта;

10) парки, скверы, бульвары, сады общего пользования и элементы архитектуры малых форм при них, зеленые насаждения на улицах и дорогах, а также земельные территории, занятые плантациями для выращивания саженцев, деревьев и кустарников;

11) сливные станции и пункты, свалки и полигоны отходов, поля компостирования, общественные уборные, скотомогильники и другие сооружения санитарной уборки;

12) элементы простейшего водоснабжения, используемого для поливки улиц и зеленых насаждений (шахтные и механические колодцы, открытые водоемы, противопожарные водоемы и др.);

13) наружные электросети и сооружения уличного освещения, включая линии электропередач до 1000 в., аппаратура диспетчерской связи и телемеханики;

14) кладбища, крематории.

Муниципальные унитарные предприятия либо иные специализированные организации любой формы собственности на основании договоров обязуются осуществлять весь комплекс работ по благоустройству, в том числе уборку территорий общего пользования, которые не закреплены за физическими и юридическими лицами, содержание элементов внешнего благоустройства общего пользования, озеленение территории муниципального образования, содержание и эксплуатацию дорог, освещение населенных пунктов муниципального образования.

2.5. Участие граждан в проведении работ по благоустройству

территории муниципального образования
Для участия граждан в проведение работ по благоустройству территории муниципального образования органам местного самоуправления рекомендуется:

1) организовывать на регулярной основе проведение конкурсов по благоустройству на лучшую усадьбу, лучший подъезд, улицу, населенный пункт;

2) принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе работ по благоустройству территории муниципального образования (в том числе учащихся в период каникул);

3) проводить разъяснительную работу с жителями;

4) оказывать органам территориального общественного самоуправления, товариществам собственников жилья и иным добровольным объединениям граждан экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и сборов, по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пользование муниципальным имуществом, а также размещения среди них на конкурсной основе муниципальных социальных заказов;

5) стимулировать участие граждан в месячниках (субботниках) по благоустройству территории муниципального образования.

Для проведения конкурса по благоустройству глава местной администрации принимает постановление, в котором объявляет конкурс (например, на лучшую усадьбу, подъезд, улицу), утверждает положение о конкурсе (Приложение № 3) и состав комиссии по подведению итогов конкурса, а также возлагает контроль за исполнением постановления на конкретное должностное лицо органа местного самоуправления. В положении о конкурсе определяются цели и задачи конкурса, номинации, критерии оценки, а также порядок проведения конкурса и подведение итогов.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в уставах муниципальных образований предусматриваются соответствующие положения.

При этом к выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители муниципального образования в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. Социально значимыми работами являются работы, не требующие специальной профессиональной подготовки, и их продолжительность не может составлять более четырех часов подряд.

Разъяснительная работа с жителями может осуществляться посредством публикаций в средствах массовой информации, организации проведения круглых столов, собраний, сходов, выпуска специальных брошюр и буклетов, организации проведения специализированных акций, прямой рассылки писем и обращений, размещения плакатов в публичных местах, проведения опросов и анкетирования среди жителей, открытия телефонной линии для граждан и т.д.

Для проведения месячников (субботников) по благоустройству территории муниципального образования глава местной администрации принимает постановление, в котором устанавливаются сроки проведения месячника (субботника) санитарной очистки, благоустройства и озеленения, утверждается план мероприятий по проведению месячника весенней санитарной очистки и благоустройства и состав комиссии по подведению итогов, поручается конкретным должностным лицам проинформировать население о проведении и итогах месячника (субботника) через средства массовой информации, а также устанавливается лицо, осуществляющее контроль за исполнением данного постановления.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРАВИЛА БЛАГОУСТРОЙСТВА

МАЙМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

1. Общие положения
1.1. Правила благоустройства территории Майминского сельского поселения (далее по тексту – Правила) в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории Майминского сельского поселения, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки территории и обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм.

1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

- благоустройство - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, повышение комфортности условий проживания для жителей муниципального образования, поддержание единого архитектурного облика населенных пунктов муниципального образования;

- уборка территорий - виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды;

- домовладелец - физическое (юридическое) лицо, пользующееся (использующее) жилым помещением, находящимся у него на праве собственности, или по договору (соглашению) с собственником жилого помещения или лицом, уполномоченным собственником;

- прилегающая территория - земельный участок или его часть, с газонами, малыми архитектурными формами и другими сооружениями.

Границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, определяются:

1) на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

2) на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром (при наличии тротуара);

3) на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

4) на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

5) для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 10 метров;

- восстановительная стоимость зеленых насаждений - материальная компенсация ущерба, выплачиваемая за нанесение вреда зеленым насаждениям, находящимся в муниципальной собственности, взимаемая при санкционированных пересадке или сносе зеленых насаждений, а также при их повреждении или уничтожении;