Аренда? Выкуп! Кто имеет преимущественное право на приобретение государственной недвижимости. Новые правила выкупа арендованного имущества

Стать счастливым собственником арендованного имущества достаточно просто. Начало бизнеса, его раскрутка сопровождается постепенным ростом уверенности в себе и своих силах, если, конечно, развитие идет в гору. Такое естественное желание, как выкупить арендованное муниципальное имущество, законно и осуществимо. Выкуп муниципальных помещений по закону № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» является одним из оснований приватизации.

Рассматривает все возможности осуществления выкупа арендованного помещения. Законом могут быть установлены запреты на выкуп. Если желаемое помещение не относится к запрещенным, то можно надеяться на положительное решение.

Кому стоит надеяться получить право выкупа

Чтобы предпринимать какие-либо действия с целью приобретения муниципальной собственности, стоит убедиться, что относитесь хотя бы к одной из категорий:

  • юридическое лицо или ИП, имеющие регистрацию в Едином государственном реестре;
  • предприятие, имеющее регистрацию как субъект малого или среднего бизнеса;
  • не зарегистрированные субъекты, но: размер дохода в пределах 100 – 400 млн. рублей; а штат сотрудников – в пределах: 100 – 250 человек.

Выкуп может происходить на основе торгов. Законом предусмотрен преимущественный выкуп арендованного имущества. Это право получают субъекты малого и среднего бизнеса, для которых соблюдены следующие критерии:

  • не менее, чем два года покупатель использует имущество на праве аренды;
  • арендатор своевременно, планомерно, без задолженностей выполняет взятые на себя договорные обязательства;
  • помещение, на которое выдвинута претензия, зарегистрировано в едином реестре № 184-р.

Реализовать преимущественное право на выкуп можно, соблюдая определенный порядок выкупа арендованного муниципального имущества:

  • подготовить и предоставить в полномочные органы местного самоуправления пакет документов: паспорт, устав предприятия, справка о налоговом учете, справка о регистрации предприятия, протокол о полномочиях и назначении генерального директора.
  • на протяжении 30 дней с момента подачи документов комиссия выносит свое решение (отрицательное решение может быть оспорено в суде);
  • в течение 10 дней комиссия пересылает претенденту договор купли-продажи с определенной датой акцепта.

Перед тем, как выкупить муниципальное арендованное помещение, нужно знать возможности вложений, существующие у претендента. Частью 1 ст. 5 ФЗ № 159-ФЗ разрешена выплата по договору единовременно, если первое неприемлемо, то в рассрочку не более 3 лет. Право выкупа сразу нескольких помещений не возбраняется законом, причем нет ограничений на площадь.

Закон не действует, если помещение является частью большего здания или сооружения, Купить арендованное помещение невозможно без кадастровой регистрации или вещного учета.

  • отсутствие временных рамок действия арендного договора для выкупа;
  • в судебном порядке можно опротестовать установленную арендодателем рыночную стоимость объекта (ч. 8 ст. 4);
  • срок действия правил, определенных законом продлен до 01.07.2015 г.

Эти нововведения в последнее время практически единственные, выработанные с целью поддержки МСБ.

Существует два способа получить имущество в пользование: заключить договор аренды или сделать его личной собственностью по договору купли-продажи. Однако есть и третий вариант это оформление в договоре аренды возможности на право выкупа. Сделать это можно путем изначального включения данного условия в тело документа, либо составить и подписать дополнительное соглашение в любое время действия договора аренды помещения.

Как выкупить арендуемое помещение

Рассмотрим вариант, когда право на выкуп арендуемого имущества внесено в договор на первоначальном этапе. Согласно статьям Гражданского кодекса Российской Федерации в теле документа должны быть четко определены условиях, на которых помещение, за которое платится арендная плата, впоследствии становится собственностью нанимателя. Законодательство предусматривает несколько вариантов на выбор:
— Срок аренды вышел, и арендатор полностью погасил все платежи, включая оплату выкупной цены, тогда собственник передает имущество в его владение.
— Срок аренды не вышел, но арендатор внес все тело выкупной цены до окончания срока.
Важным фактором здесь становится указание размера выкупной стоимости, порядок и сроки ее оплаты.

Если, подписывая договор аренды имущества, возможность выкупа не была указана по определенным причинам, но в итоге обе стороны согласны с таким желанием, необходимо заключить дополнительное соглашение, которое будет регулировать данный вопрос. Ранее выплаченную арендную плату можно зачесть в выкупную стоимость помещения, при условии, что право на это будет внесено в договор по обоюдному согласию сторон.

Такие действия подтверждаются Гражданским кодексом РФ. В том случае, если вы собираетесь заключить подобное соглашение, необходимо учесть, что оно должно быть составлено в форме, удовлетворяющей всем требованиям, что применяются к оформлению договора купли-продажи с поправками на определенный вид имущества.

Из этого следует, что арендатор автоматически превращается в собственника, только в том случае, если выкуп был предусмотрен в теле договора и выполнены все условия влекущие выкуп. Таким образом возвращать имущество арендодателю не требуется. Купленное имущество необходимо поставить на свой баланс. Если в договоре не было никаких уточнений по поводу права выкупа, то процедура остается такой же, но необходимо будет заключить дополнительное соглашение.

В Гражданском кодексе не содержится никаких предписаний по вопросу регистрации смены владельца и права собственности. Следует заметить, что пункт 2 в статье 223 этого государственного документа гласит: право собственности у приобретателя возникает только тогда, когда произошла государственная регистрация отчуждения имущества, если другое не подтверждено соответствующим законом. Здесь наблюдается ситуация, когда есть закон «подтверждающий другое», но более точных указаний нет. То есть можно ориентироваться на условия перехода права собственности на имущество, прописанные в договоре.

Чтобы выкупить арендуемое имущество, право на собственно которого принадлежит муниципальным органам или государственному предприятию, необходимо руководствоваться положениями ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В настоящее время, в данном законе нет положений о возможной приватизации арендуемого имущества, путем выкупа. Но для малых и средних предпринимателей до 2013 года в такой ситуации есть свои плюсы.
И так, полное право на выкуп муниципального имущества в собственность, если:
— на протяжении трех лет вы непрерывно используете арендуемое помещение
— площадь арендуемого имущества не больше пределов, что установило региональное законодательство
— точно в сроки вносите плату за аренду
— вы являетесь представителем малого предпринимательства, а средняя численность работников не превышает 100 человек, балансовая стоимость активов за прошедший не больше 400 миллионов рублей, сюда же входит выручка от реализации(без учета НДС)
— вы предприниматель среднего звена, количество сотрудников не более 250 человек, балансовая стоимость активов и выручки от реализации (НДС не включается) за прошедший год не превышает 1000 миллиона рублей.

Для начала следует подготовить заявление, которое подтвердит, что вы соответствуете предъявляемым требованиям и ваше намерение выкупить имущество, взятое в аренду. Данное заявление подается в государственное или муниципальное учреждение, которое является арендодателем. После того, как получен положительный ответ, потребуется еще два месяца ожидания, за которые будет проведена проверка и рассчитана реальная рыночная стоимость выкупаемого имущества, а так же условия соглашения.

Когда будет принято решение, вы получите проект договора купли-продажи. Данный договор должен пройти процедуру государственной регистрации. Рассрочка платежа может предоставляться на срок от одного года до пяти лет.

Еще в 2008 году был принят закон, который должен был облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.

Однако на практике, полученное ими право выкупать арендуемые у государства нежилые помещения не принесло положительных плодов. «Расчет» расскажет вам обо всех шероховатостях данных нововведений.

Начнем по порядку: бизнесмены, которые хоть раз пытались воспользоваться предоставленной возможностью, уже столкнулись с тем, что сделать это практически невозможно. Множественные противоречия законодательства и старания чиновников на местах привели к «параличу» полезной для бизнеса инициативы.

«Малышам» в помощь

Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года. Так, 24 июля 2007 года вступил в силу 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем давалась одна из характеристик – средняя численность работников за предшествующий календарный год – в соответствии с которой коммерсанты могли претендовать на ряд льгот и привилегий. Пункт 1 статьи 4 устанавливал, что для малого бизнеса этот показатель не должен превышать ста, а для средних предприятий – 250 человек. Выделил закон и микропредприятия, в которых трудится около 15 работников.

Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду.

Кроме того, в документе имелись ссылки на второй критерий для получения льгот, который должно было определить правительство, – максимальный размер выручки от реализации товаров (работ или услуг) за предшествующий год без учета НДС. 22 июля 2008 года постановлением правительства № 556 были установлены его следующие значения: для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., а для среднего бизнеса – 1 млрд. руб. Таким образом, соответствуя этим двум критериям, малое и среднее предпринимательство могло претендовать на облегченные условия ведения бизнеса.

Поблажки, которые были обещаны коммерсантам, устанавливались в 7 статье 209-ФЗ. Самым главным подарком для бизнес-сообщества стал шанс получить в аренду недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету, на льготных условиях. Конкретизировать, какое имущество могло передаваться в пользование коммерсантам, исполнительная власть должна была сама. Для этого 8 статья 209-ФЗ наделяла правом федеральные и органы субъектов Федерации, муниципалитеты составлять специальные перечни имущества. Статья 4.2 того же закона четко устанавливала невозможность приватизации помещений, включенных в эти списки. Все, казалось бы, логично: есть площади для льготной аренды, которые не могут быть проданы кому-либо, чтобы малый или средний бизнес в любое время мог иметь крышу над головой.

Аренда для «своих»

Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года.

Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду. В некоторых регионах месячная плата на льготные площади взлетела до небес. «Повышенная ставка за недвижимость становится возможной при использовании схемы с посредниками, когда дружественные власти компании становятся прямыми арендаторами. При таком раскладе малый бизнес вынужден заключать договоры субаренды. Например, в Хакасии ежемесячные платежи доходят до совсем не провинциальных 3 тыс. рублей за кв. м.», – говорит руководитель регионального отделения по Республике Хакасия «Центра противодействию коррупции в органах государственной власти» Валерий Послед.

Осознав сложности, с которым столкнулся малый и средний бизнес, государство решило подумать о возможности приватизации нежилых помещений. Для этого депутаты разработали законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», который был внесен в Госдуму еще 1 июля 2005 года. В нем говорилось о приоритетном праве на приватизацию компаний, которые арендуют государственное помещение не менее трех лет, при этом площадь помещения не должна превышать 300 метров. Именно в таком виде 14 сентября 2007 года документ был принят в первом чтении.

Напомним, что к этому моменту уже вступил в силу 209-ФЗ, который вводил перечни недвижимого имущества, предназначенного только для сдачи в аренду. Для того чтобы помещение можно было приватизировать, оно должно отсутствовать в этих списках. С этим положением 22 июля 2008 года 159-ФЗ вступил в силу. Вывод напрашивается только один: не все нововведения, которые внедряет наше правительство, оказывают позитивное влияние на общество.

Недавно был опубликован Федеральный закон № 144-ФЗ о совершенствовании порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Закон призван увеличить количество арендуемых бизнесом помещений, предлагаемых к выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства, и расширить перечень мер имущественной и административной поддержки предпринимателей.

Итак, что же предлагает для предпринимателей новый закон в указанных целях. Во-первых, поправки продлевает срок действия норм закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества , находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, предоставляющих гарантии малому бизнесу. Это означает, что гарантированное законодательством преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендованного ими государственного или муниципального имущества будет действовать еще, как минимум, два года. То есть, до 1 июля 2015 года.

Во-вторых, значительно упрощается сам порядок приобретения в собственность такого имущества . В соответствии с новыми правилами преимущественное право на приобретение арендуемого имущества имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых имущество находится на основании договоров аренды в их временном владении непрерывно в течение двух и более лет по состоянию на 1 июля 2013 года. Напомним, ранее нужно было владеть государственным или муниципальным имуществом в течение 3 и более лет. Причем сами договоры аренды должны были быть заключены именно за три года до дня вступления в силу закона N 159-ФЗ.

Также в соответствии с ранее действующей редакцией закона площадь арендуемых помещений, которые могли быть выкуплены, не должна была превышать установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения. Сейчас такое ограничение снимается. Соответственно, упраздняется и ограничение возможности выкупа арендованного имущества, связанное с датой заключения арендных договоров.

Помимо исключения из закона данных норм, поправки провозглашают, что прежний отказ в приобретении субъектом малого или среднего предпринимательства арендуемого имущества, обоснованный ранее существовавшим основаниям (площадь помещения и срок действия договора) не препятствует повторному обращению с заявлением о выкупе арендованного имущества.

В целях реализации прав субъектов малого предпринимательства в этой сфере закон устанавливает, что предприниматели имеют право обжаловать любой отказ в отчуждении имущества, а также бездействие госорганов в части принятия решения и совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Обжаловать теперь можно будет и достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества.

Третье. У малого бизнеса появилась возможность выкупать помещения, включенные в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение субъектам малого предпринимательства. Теперь предприниматели могут в уведомительном порядке направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение такого имущества. Для этого необходимо, чтобы арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 года находилось в их временном владении пользовании непрерывно в течение пяти и более лет и на протяжении такого же срока (5 и больше лет) было включено в соответствующий реестр.

Четвертое. Закон предоставляет предпринимателям ряд правовых и финансовых гарантий в целях выкупа арендуемого имущества по установленным ценам , в том числе на льготных условиях в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно его требованиям, арендуемое имущество может быть выкуплено в рассрочку посредством осуществления предпринимателем ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. В случае, если законом субъекта Российской Федерации не установлен конкретный срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, будет применяться срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, равный трем годам.

В свою очередь регионы и муниципалитеты получили возможность оказать дополнительную поддержку бизнесу и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По закону оказание имущественной поддержки может осуществляться в виде передачи во владение и в пользование земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря и инструментов. Причем как на льготных условиях так и на безвозмездной основе.