Ас реестр недобросовестных поставщиков. Как доказать отсутствие организации в Реестре недобросовестных поставщиков и когда это требуется? Какая информация будет отображаться в реестре недобросовестных поставщиков

  • учредителях
  • членах коллегиального исполнительного органа
  • лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридическом лице

В связи с внесенными изменениями в 44-ФЗ рекомендуем вам заполнить и прикреплять к документации измененную универсальную декларацию о соотвествии участника требованиям аукциона.

На фирменном бланке

г. Москва 01.01.2018

Директор ООО «Ромашка» ______________________ Иванов И.

Заполнять декларацию следует на фирменном бланке организации.

Образец в формате.doc для самостоятельного заполнения вы можете скачать кликнув по ссылке.

Реестр недобросовестных поставщиков, расположенный на официальном сайте дублируется на сайте ФАС РФ по данной ссылке http://rnp.fas.gov.ru

Обновлено: проверить отсутсвие юрлица теперь возможно только через сайт Единой информационной системы.

Новости госзакупок

— о поставщиках, контракт с которыми были расторгнут из-за существенного нарушения ими его условий.

Для удобства изложения будем именовать их «нарушители». 2. Какие сведения о нарушителях включаются в РНП?

Согласно ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ о нарушителях, являющихся юридическими лицами, включатся следующие сведения: 1) наименование, ИНН, место нахождения нарушителя; 2) наименование и ИНН юридических лиц – учредителей нарушителя;

Подтверждение участника аукциона об отсутствии в РНП

Должен ли участник электронного аукциона предоставлять во второй части заявки на участие в электронном аукционе информацию или документы, подтверждающие отсутствие данного участника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка вы уже слышали о реестре недобросовестных поставщиков или же встречали такую аббревиатуру, как РНП. В настоящей статье я подробно расскажу вам о том, что собой представляет данный реестр, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть. Информации будет много, поэтому на изучение статьи вам потребуется минут 10 свободного времени. И так, давайте начнем…

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый черный список поставщиков.

Согласно части 8 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе (ЕИС) и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

До 01.01.2014 года данный реестр располагался по адресу — //rnp.fas.gov.ru/ .

В настоящее время и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы РНП по 44-ФЗ располагается на официальном сайте по адресу — //zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

Вы можете перейти по указанной выше ссылке и сразу попасть в данный реестр, либо зайти на главную страницу сайта — www.zakupki.gov.ru .

Затем в данном разделе нажать по пункту “Реестр недобросовестных поставщиков”. После чего перед вами откроется сам реестр с находящейся в нем информацией о недобросовестных поставщиках.

Кто занимается ведением РНП?

Согласно части 1 статьи 104 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок - Федеральной антимонопольной службой (в соответствии с п. 2 постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»). Сайт ФАС — //www.fas.gov.ru/ .

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

На какой срок информация об участнике закупки (поставщике) вносится в РНП и чем это чревато?

Согласно части 9 статьи 104 44-ФЗ информация по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из указанного реестра.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе — пункт 24.

Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из . Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете .

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

Согласно ст. 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 44-ФЗ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей ; на юридических лиц – в размере 100 000 рублей .

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Ведение РНП в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регламентируется статьей 5 настоящего закона.

РНП по 223-ФЗ также располагается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по следующему адресу — //zakupki.gov.ru/223/dishonest/public/supplier-search.html .

Ведением реестра также занимается Федеральная антимонопольная служба. Срок включения информации об участнике (поставщике) в реестр по 223-ФЗ составляет — 2 года. Основания для включения информации в данный реестр аналогичны основаниям по 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены:

  • перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Вот мы с вами и рассмотрели основные вопросы, касающиеся реестра недобросовестных поставщиков, если у вас возникли вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад ответить. Желаю вам удачи и чтобы сведения о вас или о вашей организации никогда не попали в РНП!


Реестр недобросовестных поставщиков ведется федеральной антимонопольной службой на основании сведений, поступающих от государственных заказчиков. Попадание в такой реестр компании, которая регулярно участвует в государственных закупках, грозит устранением ее с рынка госзаказа и нанесением серьезного урона для ее деловой репутации.

Реестр создан с целью стимулирования компаний-поставщиков к добросовестному исполнению взятых на себя обязательств по контрактам и призван обезопасить государственных заказчиков от неблагонадежных компаний.

Как подтвердить отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Таким образом, любой госзаказчик может без предъявления специальной декларации или справки проверить потенциальных партнеров на предмет соответствия требованиям закупки. Но если заказчик все же требует такой документ, может без особого труда его составить.

При необходимости участник государственной закупки может подтвердить факт отсутствия в реестре данных следующими способами:

  1. Прописать отсутствие данных о поставщике в реестре в составе декларации о соответствии участника требованиям .
  2. Сделать скриншот страницы с запросом о компании с официального сайта РНП и приложить его.

Требования к форме декларации в законодательстве отсутствуют, поэтому формат представления и содержание документа поставщики вправе определять по своему усмотрению. Декларацию стоит составить на фирменном бланке организации и прописать там такие сведения:

  • место и дата оформления документа ;
  • наименование документа: декларация;
  • сведения об адресате (государственном заказчике, разместившем закупку);
  • наименование компании, сведения об учредителях , членах коллегиального исполнительного органа, юрлице;
  • реквизиты (ИНН/КПП), контактные сведения (юридический и фактический адреса), если декларация готовится не на фирменном бланке;
  • указание на то, что сведения о компании и перечисленных лицах отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков по ФЗ-44 ;
  • должность составителя документа (директор или генеральный директор), его ФИО и подпись;
  • печать компании (если такая имеется).

Обычно в составе документации на госзакупку указывается требование о том, что в реестре не должно быть сведений не только о самом поставщике, но и об учредителях, членах исполнительного органа; юридическом лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа. Это надо учесть при формировании декларации. Образец декларации об отсутствии компании в РНП можно скачать по .

Могут ли отклонить участника из-за отсутствия в составе представленной документации декларации? Данный вопрос является спорным. Закон указывает лишь на возможность прописать требование об отсутствии сведений о поставщике в РНП для контракта, но не вправе ограничивать доступ к госзакупкам лицам, не оформившим соответствующую декларацию или справку.

Если организацию отстранили от участия в по той лишь причине, что она не оформила декларацию, при этом упоминание о ней в РНП отсутствует, то поставщик вправе пожаловаться на заказчика. В этой ситуации суд или ФАС с большей долей вероятности примет сторону поставщика, так как заказчик не ограничен в доступе к РНП.

Участники электронных аукционов не должны подтверждать факт отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков.

Так, в ч. 5 ст. 66 44-ФЗ приводится исчерпывающий перечень документов, которые требуются при формировании заявки на участие в электронном аукционе. Среди таких документов не указано про подтверждение участниками аукциона своего соответствия ч. 1.1 ст. 31 ФЗ-44. Факт отсутствия сведений о поставщике в реестре проверяют организаторы аукциона.

Исключение из РНП

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков производится:

В первом случае поставщику не следует предпринимать никаких активных действий.

В общем случае информация о недобросовестном поставщике (подрядчике или ) подлежит исключению из реестра в течение 2 лет после ее внесения. Указанный срок нахождения поставщика в реестре может быть изменен по судебному решению (согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44).

В целях защиты информации из реестра предусмотрено автоматическое исключение сведений из реестра после того, как истек двухлетний срок. При этом о поставщике должна храниться в архиве.

Судебная практика показывает, что попадание в реестр может быть оспорено в исключительных случаях. Для оспаривания внесения сведений в реестр лицо должно быть уверено, что его права были нарушены.

Согласно ч. 11 ст. 104 ФЗ-44 поставщик может оспорить решение ФАС о включении его в реестр только через суд. Для этого ему следует обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ФАС о включении в реестр недобросовестных поставщиков и о необходимости устранить такое нарушение в разумные сроки (убрать информацию из реестра).

В ФЗ-44 отсутствует указание на сроки обжалования решения антимонопольной инстанции. Но поставщику стоит ориентироваться на 3 месяца после того, как ему стало известно о включении сведений о нем в реестр, и успеть подать исковое заявление в эти временные рамки. Именно такие сроки установлены российским АПК для оспаривания ненормативных правовых актов.

При пропуске сроков заявитель также вправе ходатайствовать об их восстановлении, но на это у него должна быть уважительная причина. Например, в судебной практике был случай, когда суд отклонил иск о восстановлении сроков из-за незначительного их пропуска (это не являлось уважительной причиной, по мнению арбитража).

При подготовке искового заявления обязательно нужно указать, какие именно права поставщика были нарушены со ссылкой на законодательство ФЗ-44 и Правила ведения РНП №1062. В частности, речь может идти о неверной интерпретации фактов, неучтенные при вынесении решения обстоятельства, документы.

Одновременно с исковым заявлением поставщику стоит подать ходатайство о применении меры в виде приостановления вынесения решения о включении в реестр. Но это возможно, только если сведения о компании пока не появились в реестре. Если же такая информация уже есть в открытом доступе, то приостановить ее публикацию нельзя.

В качестве обоснования ходатайства нужно прописать, что непринятие данной меры приведет к ограничению прав компании на нормальную хозяйственную деятельность. При нахождении в реестре поставщик не сможет принять в новых закупках, что нанесет существенный вред его экономическому состоянию и деловой репутации.

При удовлетворении ходатайства заявитель вправе рассчитывать на возмещение ему реального ущерба, упущенной выгоды и нематериального вреда.

Приведем несколько примеров, когда внесение в реестр было признано необоснованным, и суд принял решение об исключении данных о поставщике из него. Например, лицо, которое признано уклонившимся от заключения контракта, может быть внесено в реестр. Но победитель торгов должен действовать умышленно и иметь признаки недобросовестного поведения.

Если же компания действовала добросовестно, и в ее действиях отсутствовал умысел по нарушению , то у нее есть шанс на исключение из реестра. Подкрепляют данное заключение выводы Конституционного суда о том, что применяемые к поставщику санкции должны быть соразмерны допущенным им нарушениям.

В судебной практике можно выделить такие примеры, когда суд решил, что поставщика нельзя признать уклонившимся от подписания контракта:

  1. Он просрочил подписание контракта из-за сбоя в работе ЭЦП , но предоставил заказчику все документы в письменной форме.
  2. Он по ошибке не приложил дополнительные документы в составе документации , но отправил их отдельно.
  3. Он просрочил подписание контракта менее чем на 2 часа .
  4. У него не было технического доступа в Интернет и контракт был подписан сразу после устранения сбоя.
  5. Возник технический сбой в программном обеспечении .
  6. Победитель допустил ошибку при расчете размера обеспечения , но потом сам ее исправил.

Для того чтобы доказать свою правоту, поставщику стоит всегда сообщать заказчику о возникших у него проблемах и использовать альтернативные каналы связи. В частности, ему следует сохранять описи вложения, уведомления о вручении, расписки и пр. Эти документы послужат доказательной базой в суде и подтвердят добросовестность поставщика.

Если контракт не был заключен по вине заказчика, то информация о поставщике также не может быть передана в реестр, так как компания не может выступать как уклоняющаяся от подписания контракта.

В случаях когда контракт был расторгнут по судебному решению, для внесения сведений в реестр должны соблюдаться два ключевых условия: основанием для его расторжения должны стать существенные нарушения, допущенные поставщиком, а заказчику требуется соблюсти досудебный порядок урегулирования спорной ситуации. Если есть решение суда о расторжении контракта, вступившее в силу, то это является безоговорочным основанием для попадания поставщика в реестр и оспорить его крайне сложно (практически невозможно).

Поставщик может оспорить решение о включении в реестр, основанное на судебном постановлении, в двух случаях: если судом не был расторгнут контракт, но он был признан недействительным, либо если поставщик докажет свою добросовестность и то, что нарушение контракта стало следствием нарушений, допущенных заказчиком.

В ситуации когда заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, информация о поставщике может быть передана в реестр при соблюдении следующих условий:

  • в контракте была предусмотрена возможность одностороннего отказа ;
  • нарушения, которые послужили основанием для отказа, носят существенный характер ;
  • заказчик своевременно уведомил поставщика о намерении расторгнуть контракт и имеет документальные подтверждения такого уведомления.

При несоблюдении одного или нескольких условий поставщик может требовать исключения сведений о себе из реестра.

Также шанс на реабилитацию есть у тех поставщиков, которые докажут свою добросовестность. В частности, что они выполнили свои обязательства по контракту, регулярно предоставляли отчеты о работе, а заказчик при этом нередко нарушал договоренности: не выплачивал , не предоставлял нужные для работы сведения в срок и пр.

В случае расторжения контракта по обоюдному согласию сторон сведения о поставщике не заносятся в реестр.

Основанием для оспаривания решения о включении в реестр может выступать и нарушение процессуальных требований к этой процедуре. Так, ФАС должна рассматривать вопрос о включении компании в реестр только в присутствии представителя поставщика. Т. е. он должен быть должным образом оповещен о предстоящем разбирательстве. Если антимонопольные органы об этом не позаботились, то такое решение может быть отменено.

В некоторых случаях поставщикам удавалось оспорить решение ФАС, даже если она руководствовалась судебным постановлением при внесении данных в реестр.

Если решение суда было вынесено в пользу поставщика, то с соответствующим постановлением он должен обратится в Федеральную антимонопольную службу с требованием об исключении сведений из реестра. Обычно постановление содержит сроки для удаления данных (например, в течение 3 дней после поступления запроса).

Если ФАС будет затягивать сроки, то на нее можно пожаловаться и потребовать компенсации упущенной выгоды и вреда деловой репутации.

Удаление сведений из реестра в дальнейшем не должно создать никаких дополнительных сложностей при работе на рынке государственных закупок.

Таким образом, на сегодняшний день не предусмотрена установленная форма для документального подтверждения отсутствия информации о поставщике в реестре. Для этого поставщик может подготовить декларацию в свободной форме. Подписать документ должен директор компании. При желании любой заказчик может проверить потенциального поставщика с помощью реестра, который находится в открытом доступе без справок. Информация из реестра поставщиков автоматически удаляется через 2 года после ее внесения, либо поставщик имеет возможность ее оспорить в судебном порядке, если он считает свои права нарушенными.

Если победитель закупки откажется от заключения контракта, его признают недобросовестным поставщиком, и ФАС внесет данные о нем в специальный реестр. После этого в течение двух лет заказчики не будут выбирать компанию как исполнителя контрактов.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНД) - это перечень компаний, которые уклонились от заключения контракта или контракт с которыми расторгли (по решению суда или по инициативе заказчика в одностороннем порядке). Компания может попасть в такой реестр, если нарушит правила закупок по закону или . Для компании включение в реестр недобросовестных поставщиков означает, что ее не будут выбирать в качестве контрагента в других закупках. Формально этого ограничения нет, но на практике госзаказчик проверяет вероятных контрагентов и отдает предпочтение тем, о ком нет негативных сведений. Многие заказчики прямо указывают в конкурсной документации, что участник закупки не должен значиться в реестре (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, базой недобросовестных поставщиков пользуются частные организации при проверке контрагентов. Если компанию отметят в реестре, это может отрицательно сказаться на всей договорной деятельности.

Недобросовестного поставщика в реестр вносит ФАС

Ведением реестра занимается Федеральная антимонопольная служба РФ. Ведомство вносит в перечень информацию об участниках закупки на основании (утв. ). Реестр ведут в электронном виде, он доступен на сайте Единой информационной системы . Это открытый источник, которым можно бесплатно пользоваться в ходе проверки поставщика. Данные о компании в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ или по 223-ФЗ вносят на два года. По истечении этого периода сведения из реестра убирают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, ч. 5 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Данные о компании добавят в реестр при отказе от контракта

Согласно правилам закона 44-ФЗ компанию признают недобросовестным поставщиком и внесут информацию об этом в реестр, если:

  1. Госаказчик расторг контракт с данным поставщиком в судебном порядке.
  2. Госзаказчик отказался от исполнения контракта , поскольку поставщик существенно нарушил условия сделки. Существенный признают нарушение, вследствие которого заказчик лишится того, на что рассчитывал при заключении договора ().
  3. Победитель закупки сам уклонился от заключения контракта (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Правила ФЗ-223 не предусматривают одностороннего отказа заказчика (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Уклонение от договора грозит признанием недобросовестным поставщиком и включением в реестр

Сведения о компании включат в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения договора. Это произойдет, если участник закупки победит и при этом:

  • не подпишет в срок проект контракта или не передаст все экземпляры заказчику;
  • не представит обеспечение или выписку из ЕГРЮЛ, когда она требуется;
  • при снижении цены более чем на 25% не представит информацию о своей добросовестности или передаст недостоверные сведения,
  • не представит обоснование своей цены сделки (ч. 3 ст. 54, ч. 13 ст. 70, ч. 1 ст. 91, ч. 11 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 5 ст. 37, ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Есть случаи, когда победитель вправе отказаться от заключения контракта после завершения торгов. Это возможно, если заказчик:

  • хочет заключить сделку на условиях, которые отличаются от изначально заявленных;
  • требует обеспечения контракта в сумме выше, чем указано в документации.

По правилам ФЗ-44 в реестр включают полные данные о недобросовестном поставщике

На основании ст. 104 Закона 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков отмечают:

  • наименование компании или ее фирменное наименование;
  • место нахождения компании;
  • ИНН или его аналог, если участник закупки - иностранное лицо;
  • ФИО учредителей компании и членов органов управления; если учредитель компании - другое юридическое лицо, наименование и ИНН учредителя;
  • сведения об объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения;
  • идентификационный код закупки;
  • дату проведения закупки – если компания уклонилась от заключения договора;
  • дату признания закупки несостоявшейся – если единственный участник уклонился или отказался от заключения контракта;
  • дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дату расторжения контракта – если сделку прекратили в судебном порядке или по воле заказчика в одностороннем порядке;
  • дату внесения сведений.

Включение в реестр происходит по информации заказчика

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о компании заказчик передает в ФАС:

  • данные о компании-поставщике (подп. 1 и 2 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • данные о дате закупки или заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из итогового протокола в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоили второй номер;
  • доказательства, что компания-победитель уклонилась от контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование, почему заказчик принял решение отказаться от контракта в одностороннем порядке.

Заказчик должен передать сведения в ФАС в течение трех рабочих дней с даты подписания договора с участником, заявка которого была под вторым номером (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). В то же срок нужно известить антимонопольную службу, если контракт расторгли по решению суда или заказчика (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Если компания, которая уклонилась от контракта, была единственным участником закупки - то документы в ФАС передают в течение пяти дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). После передачи документов ведомство в течение десяти дней проверяет поступившую информацию и принимает решение, следует ли ее вносить в реестр недобросовестных поставщиков. Если компания не согласна с решением ФАС, она вправе его оспорить .

Схожие правила работают в отношении закупок по закону 223-ФЗ (ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Для субъектов, участвующих в закупочных процедурах, а особенно для тех из них, чья работа изначально была «заточена» на участие в государственных (муниципальных) закупках, весьма актуальным является вопрос, в каких случаях можно избежать «черной метки» антимонопольного органа - включения компании в реестр недобросовестных поставщиков. Риски попасть в этот реестр велики, а расплатой за допущенные нарушения может стать угроза гибели предприятия из-за невозможности получать публичные контракты и контракты госкомпаний или по крайней мере - несение значительных убытков. Однако в определенных случаях, когда нарушения со стороны поставщика есть, но отсутствует ключевой признак – недобросовестность, включения в этот реестр можно избежать. Подробнее - в материале.

Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП, реестр) - это официальный перечень, в который антимонопольные органы включают участников закупок (проведенных в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ)), то есть поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые допустили существенные нарушения процедуры заключения контракта или же порядка его исполнения уже после заключения. Уполномочены включать компании в этот реестр ФАС России и ее территориальные органы.

Судебная практика рассматривает включение в РНП как специальную меру публичной ответственности. Исходя из этого, привлекаемое к подобной ответственности лицо должно иметь определенные гарантии, защищающие его от принятия произвольного, формального решения. Из самого названия реестра следует, что недобросовестность нарушителя является ключевым квалифицирующим признаком включаемых в него субъектов. Следовательно, в каждом случае необходимо устанавливать наличие вины поставщика и ее степень. Действия (бездействие) компании не должны оцениваться с позиции гражданско-правовой ответственности, при наступлении которой предполагается вина контрагента (к этому представлению ошибочно можно было бы прийти, посчитав включение в РНП следствием именно неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, вытекающего из победы в тендере или заключенного контракта, договора). Здесь должны применяться критерии, касающиеся ответственности публичной, где уполномоченный орган обязан доказывать вину привлекаемого к ответственности лица.

Именно такой подход, предполагающий наличие гарантий для участника закупки (поставщика), позволяет, как будет показано далее, успешно оспаривать в суде внесение сведений о компании в РНП или добиваться справедливости на более раннем этапе - при рассмотрении дела в комиссии антимонопольного органа. Ведь закон не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в РНП без оценки его действий (исключением является только один случай - когда контракт был расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением его условий поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но в подобном случае и тактика действий по исключению из РНП будет носить другой характер).

За что поставщик может попасть в РНП?

Основания для включения в РНП прямо указаны в Законе № 44-ФЗ. К ним относятся следующие обстоятельства:

1. Победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта, и он был заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104).

2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта (ч. 5 ст. 104).

3. Контракт расторгнут по решению суда (ч. 6 ст. 104).

4. Контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта (ч. 6 ст. 104).

В свою очередь Закон № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 5) из перечисленных оснований предусматривает только указанные в п. 1-3.

Какая информация попадает в РНП?

Состав включаемых в РНП сведений прямо предписан и ограничен законом. О включенном в РНП поставщике (подрядчике, исполнителе) неограниченному кругу лиц станут известны, в том числе:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН;

2) наименование, ИНН юридического лица, являющегося учредителем юридического лица; фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;

3) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

4) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

5) дата внесения указанной информации в РНП.

Каким образом информация попадает в РНП?

Информацию о нарушениях участников закупки антимонопольный орган получает непосредственно от заказчика. Для предоставления этой информации установлены конкретные сроки, продолжительность которых определяется видом нарушения. Сроки исчисляются рабочими днями и могут составлять от трех до пяти дней.

При этом важно, что если заказчик не направит сведения в антимонопольный орган или направит их несвоевременно, а также если переданная информация окажется недостоверной, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф в размере 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Поэтому очевидно, что попытки разрешить конфликт с заказчиком, не доводя дело до включения в РНП, вряд ли будут успешными. После того как нарушение было совершено (или, по крайней мере, в наличии есть все формальные признаки нарушения), в некоторых случаях имеется возможность убедить в своей правоте уже антимонопольный орган на этапе проверки сообщенной заказчиком информации.

Эта проверка осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации. В случае подтверждения достоверности указанных заказчиком фактов в течение трех рабочих дней сведения о поставщике включаются в РНП (ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 7-9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211).

В случае если контракт был расторгнут по решению суда, антимонопольный орган проверку достоверности фактов не проводит, поскольку вступившее в законное силу решение суда предполагается достоверным. Как специально разъяснил Верховный суд РФ, положения нормативных актов, обязывающих антимонопольный орган проводить проверку поступивших документов и информации на наличие фактов недобросовестности исполнителя государственного (муниципального) контракта для вынесения решения о включении последнего в реестр, не распространяются на случаи, когда факт существенного нарушения контракта исполнителем установлен вступившим в законную силу решением суда (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2016) , утв. Президиумом Верховного суда РФ 19.10.2016).

Отсутствие у монопольного органа обязанности проверять информацию, которая уже содержится в судебных актах, Верховный суд РФ подтверждал неоднократно на примерах конкретных дел (см., например, Определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426 по делу № А48-2255/2015).

В очном порядке, с участием представителей заказчика и участника закупки, вопрос о включении сведений в РНП рассматривается в двух случаях:

1) в отношении участника закупки, уклонившегося от заключения контракта;

2) в отношении поставщика, с которым контракт расторгнут вследствие одностороннего отказа заказчика от его исполнения в связи с существенным нарушением условий контракта (п. 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).

Процедурные особенности рассмотрения вопроса о включении в РНП

Закон указывает: в рассмотрении дела о включении лица в РНП вправе принимать участие и иные заинтересованные лица. Однако, кто может считаться таким лицом, не уточняется. Как следствие, наличие заинтересованности в каждом случае должно устанавливаться в индивидуальном порядке. Исходя из общего представления о процессуальном статусе заинтересованного лица, таковым следует признать того, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела.

Не закреплен и процессуальный статус основных участников дела. Однако, поскольку рассмотрение дела происходит на заседании комиссии антимонопольного органа, можно руководствоваться общими сложившимися принципами рассмотрения дел такими комиссиями.

Так, лица, в отношении которых рассматривается вопрос о включении в РНП, могут участвовать в рассмотрении дела как лично, так и через представителей. Они также имеют право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, возражать против доводов других лиц, участвующих в деле.

Таким образом, рассмотрение дела о включении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП представляет собой квазисудебную процедуру, четкого регламента проведения которой не существует, но для которой применимы все общие принципы рассмотрения дел антимонопольными органами.

Также отметим, что неявка участвующих в деле лиц (при условии надлежащего извещения о рассмотрении дела) не станет препятствием для принятий комиссией решения. В таком случае вопрос будет рассмотрен в заочном порядке в пределах десяти рабочих дней.

Неблагоприятные последствия для включенного в РНП хозяйствующего субъекта

Сведения, содержащиеся в РНП, доступны для ознакомления в единой информационной системе (доступна по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html) без взимания какой-либо платы. Обусловлено это целями, ради которых был создан и ведется РНП. Как отмечается судами, РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.

Реестр служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). По существу внесение сведений в отношении общества в реестр является специальной мерой административной ответственности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15).

Исходя из того что РНП предназначен для защиты государственных (муниципальных) заказчиков, документация подавляющего числа (если не всех) закупок содержит требования о том, чтобы участник закупки не был включен в РНП (такое право заказчикам предоставлено ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Как следствие, если бизнес создавался и организовывался с расчетом на участие в закупках, это будет фактически означать его конец. Именно поэтому важно знать, когда нарушение не будет являться нарушением с точки зрения добросовестности или же когда были допущены существенные нарушения процедуры внесения таких сведений, что позволит признать включение хозяйствующего субъекта в РНП незаконным.

Как и когда сведения о поставщике исключаются из РНП?

Таким образом, если вариант с ожиданием истечения двух лет хозяйствующему субъекту не подходит (обычно так и есть), в арсенале имеется несколько способов решения возникшей проблемы:

1) участие в рассмотрении дела в антимонопольном органе, предъявление доказательств и возражений с целью недопущения включения сведений в реестр;

2) если заказчик обратился с суд с требованием о расторжении контракта, то свои интересы, чтобы не допустить в дальнейшем внесения в РНП, хозяйствующему субъекту нужно отстаивать уже на этом этапе в качестве ответчика по делу;

3) обжалование в суде решения антимонопольного органа о включении сведений в РНП.

Если внесение сведений состоялось в силу расторжения контракта в судебном порядке, то даже успешное обжалование решения суда не приведет к исключению записи из РНП (закон такого основания просто не предусматривает). Следовательно, решение антимонопольного органа следует обжаловать в каждом случае. Например, если уже после включения компании в РНП суд признает необоснованным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, для антимонопольного органа это еще не повод исключить сведения из РНП. К сожалению, правило о вновь открывшихся обстоятельствах здесь не действует, и сама комиссия свое решение не пересмотрит. Поэтому дорога за справедливостью только одна - в суд (см., например, постановление АС Московского округа от 13.09.2016 № Ф05-12079/2016 по делу № А40-54209/2015).

Важно помнить, что решение антимонопольного органа обжалуется по правилам публичного производства, то есть в течение трехмесячного срока (ст. 219 КАС РФ). При наличии уважительных причин этот срок может быть восстановлен судом.

Далее мы рассмотрим конкретные примеры из административной практики антимонопольных органов и практики судов, которыми можно руководствоваться во время подготовки возражений при рассмотрении дела в комиссии или при обжаловании решения о включении в РНП в суде.

В этих примерах речь пойдет именно о наиболее весомых основаниях невключения в РНП или исключения из него, исходя из опыта авторов статьи по защите бизнеса в подобных делах.

Некоторые основания для отмены (пересмотра) решения могут иметь место в совокупности: суды, например, в рамках одного дела выявили целый ряд имевших место нарушений, что и привело к удовлетворению требований заявителя.

Ситуация 1.Заключение контракта способом, отличным от предусмотренного закупочной документацией

Если подобные действия участника закупки носят добросовестный характер и были вызваны непредвиденными ситуациями технического или человеческого характера, то уклонившимся от заключения контракта такой участник признан быть не может.

Так, например, в одном из дел (см. решение УФАС по Тамбовской области от 28.05.2014 по делу № РНП-68-15/14) комиссия рассматривала следующую ситуацию. При повторном подписании контракта на электронной площадке (после протокола разногласий) сотрудником компании-поставщика не было направлено обоснование цены, требование о направлении которого для данного вида закупки являлось новой нормой. Как впоследствии пояснили представители поставщика, из-за отсутствия (по семейным обстоятельствам) специалиста, постоянно занимающегося процедурой торгов, с электронной площадкой в тот момент работал сотрудник с опытом работы менее четырех месяцев, который находился еще на этапе обучения.

В результате комиссия пришла к выводу, что компания предприняла усилия по подписанию проекта контракта, предоставлению исполнения обеспечения контракта и обоснованию предлагаемой цены, а с учетом всех обстоятельств и новизны требований Закона № 44-ФЗ ее действия не следует расценивать как уклонение от заключения контракта. Поэтому, хотя действия компании по заключению контракта, по сути, не отвечали всем требованиям закона, компанию не стали включать в РНП.

На практике похожие ситуации встречаются довольно часто (см., например, решения УФАС по Республике Северная Осетия - Алания от 04.04.2014 по делу № РНП-15-04/14, УФАС по Ульяновской области от 14.04.2014 по делу № РНП-73-40).

Ситуация 2.Контракт не мог быть заключен по причине возникновения непредвиденных ситуаций, которые нельзя было исключить или преодолеть

Так, например, суд удовлетворил требование индивидуального предпринимателя об исключении его из РНП, так как в период подписания контракта в арендуемом предпринимателем помещении были перебои электропитания, не позволившие ему подписать электронной подписью контракт в установленный срок. При этом ранее им заключались контракты без каких-либо замечаний со стороны заказчиков (постановление АС Дальневосточного округа от 18.12.2015 № Ф03-5118/2015 по делу № А16-374/2015).

Ситуация 3.Нарушение действительно было допущено участником закупки (поставщиком), но характер нарушения явно несоразмерен такой мере ответственности, как включение в РНП

Как отметил суд в уже приводившемся выше (см.: Ситуация 2) постановлении АС Дальневосточного округа от 18.12.2015 № Ф03-5118/2015 по делу № А16-374/2015, в данном конкретном случае, как установили суды и не опроверг антимонопольный орган, неподписание контракта в установленный законом срок не обусловлено намеренным уклонением предпринимателя от подписания такого контракта и позволило судам прийти к выводу о том, что возложение на предпринимателя санкции в виде включения последнего в реестр сроком на два года не будет справедливым и соразмерным допущенному нарушению.

Ситуация 4.Нарушено требование о надлежащем извещении о рассмотрении дела, в силу чего предполагаемый нарушитель не мог привести доводы в свою защиту, а комиссия - исследовать все обстоятельства дела

Как отметил суд еще в одном деле, «оспариваемое решение принято Управлением в отсутствие уведомления лица, в отношении которого внесены сведения в реестр, в связи с чем заявитель был лишен возможности представить соответствующие возражения и дать объяснения по обстоятельствам дела» и отказал во включении поставщика в РНП (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 № 09АП-41190/2015 по делу № А40-65098/2015).

Ситуация 5. Антимонопольный орган нарушил сроки для включения в РНП

Как указано, например, в Определении Верховного суда РФ от 30.05.2016 № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015, признавая наличие правовых оснований для включения заявителя в реестр, Судебная коллегия по экономическим спорам полагает, что нарушение уполномоченным органом сроков на совершение указанных действий не отвечает как целям и задачам предусмотренного механизма защиты прав заказчиков, так и гарантиям, предоставленным недобросовестным поставщикам, включенным в соответствующий реестр, поскольку при соблюдении уполномоченными органами установленных сроков лицо, уклонившееся от заключения государственного или муниципального контракта, вправе рассчитывать на своевременное исключение сведений о нем из реестра, что обеспечит право такого участника на дальнейшее возможное участие в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов и отвечает требованиям Конституции РФ и соответствующему принципу юридического равенства.

Как уже отмечалось выше, срок для проверки представленных заказчиком сведений составляет десять рабочих дней, а в случае подтверждения их достоверности в течение трех рабочих дней сведения о поставщике включаются в РНП.

Ситуация 6.Не была доказана злонамеренность действий нарушителя и его недобросовестность

Убедительное обоснование, почему при недоказанности вины поставщика внесение сведений о нем в РНП недопустимо, приведено в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15. Как отметил суд, по существу внесение сведений в отношении общества в РНП является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ должна доказать совершение обществом виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта.

Таким образом, действия (бездействие) заявителя должно оцениваться не с позиции гражданско-правовой ответственности, при наступлении которой предполагается вина контрагента, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего свои обязательства, а применительно к административной ответственности, при наступлении которой административный орган должен доказать вину привлекаемого к административной ответственности лица.

Между тем в материалах дела не содержится доказательств того, что общество намеренно желало уклониться от исполнения контракта и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от общества, привело к нарушению сроков его исполнения.

Эту позицию поддерживает и Верховный суд РФ (см., например, Определение от 29.03.2016 № 305-ЭС16-1282 по делу № А40-44497/2015).

Ситуация 7.При вынесении решения о включении в РНП антимонопольный орган формально подошел к рассмотрению дела

Еще в одном деле суд кассационной инстанции отметил, что нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что при включении в РНП ввиду признания участника размещения заказа уклонившимся от заключения контракта антимонопольный орган не должен ограничиться констатацией факта нарушения и обязан исследовать все обстоятельства нарушения, его причины, степень вины участника (см. постановление АС Дальневосточного округа от 18.12.2015 № Ф03-5118/2015 по делу № А16-374/2015).

В другом деле, отказывая в передаче кассационной жалобы антимонопольного органа в Судебную коллегию по экономическим спорам, Верховный суд РФ в Определении от 11.10.2016 № 309-КГ16-14744 по делу № А71-13532/2015 отметил, что «при рассмотрении спора установлено, что общество, отказываясь от заключения контракта, в возражениях указывало, что не смогло спланировать с обществом „РЖД“ количество вагонов из-за допущенного заказчиком нарушения срока размещения проекта контракта. Управлением при вынесении оспариваемого решения принят во внимание только факт уклонения общества от заключения контракта без установления его вины и без исследования, в том числе обстоятельств необходимости своевременного заказа вагонов для перевозки угля».

Есть и другие примеры, когда формальный подход антимонопольного органа позволил хозяйствующему субъекту избежать включения в РНП (см. Определение Верховного суда РФ от 23.09.2016 № 305-КГ16-11727 по делу № А40-188978/2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу № А65-6826/2016).

Если перед вами встала проблема - не допустить включение в РНП или оспорить уже состоявшееся внесение сведений в этот реестр, рекомендуем применительно к конкретной ситуации применить тест на наличие достаточных оснований.

Все обнаруженные «зацепки» для усиления позиции следует использовать в комплексе. Итак, необходимо пройтись по следующим пунктам:

    Действительно ли имел место факт нарушения с вашей стороны?

    Если нарушение было, то все ли необходимые меры, чтобы его избежать, были предприняты? Имеются ли доказательства, подтверждающие это?

    Каковы были ваши цели и намерения, когда вы действовали (бездействовали) в данной ситуации? Почему их нельзя назвать недобросовестными? Чем это подтверждается?

    Имеются ли нарушения со стороны заказчика (например, не нарушен ли им порядок одностороннего расторжения контракта, не нарушен ли срок представления сведений в антимонопольный орган)?

    Имеются ли процедурные нарушения со стороны антимонопольного органа (ненадлежащее извещение о рассмотрении дела, несоблюдение сроков для оценки достоверности представленных заказчиком доказательств)?

    Были ли исследованы антимонопольным органом все обстоятельства дела, дана оценка всем доказательствам?

    Если факт нарушения установлен, будет ли включение в РНП действительно отвечать тем целям, ради которых эта мера предусматривается?

    Перечисленные доводы в совокупности или по отдельности помогут защитить бизнес от необоснованных «черных меток» антимонопольного органа.