Базилика Сан-Витале — сокровище Равенны

February 3rd, 2018

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
А.Блок

В городе Равенна самыми известными достопримечательностями является раннехристианская и византийская мозаика, которая украшает стены церквей, памятники и музеи. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад.
Вы знаете, такое изобилие мозаики можно увидеть разве, что только в Стамбуле. Мозаики, что называется, абсолютное must-see. Очень необычно для Италии.
И очень красиво. Через фото не передашь, конечно.
А еще Равенна - это морской курорт на берегу Адриатического моря. Но на Новый год нам моря не захотелось, поэтому мы отправились в старую часть города смотреть мозаики.

Рекомендую сразу купить комплексный билет, включающий в себя посещение 5 знаковых мест города. Стоимость единого билета "Мозаики Равенны" — 9,5 Евро. Вместе с билетом вам выдадут карту. Так что ваша прогулка будет напоминать скорее квест - найти нужное место и поставить "дырочку" в билете.)))

Вот эти места...

- .
- Неонианский баптистерий (Баптистерий православных),
- Архиепископский музей (часовню Сан Андреа и трон слоновой кости),
- Базилика Сан Витале
- Мавзолей Галлы Плацидии.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (Sant"Apollinare Nuovo) была построена в конце V - начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. В IX веке освящена в честь покровителя города святого Аполлинария. В эту церковь были перенесены реликвии святого Аполлинария и с тех пор церковь стали называть его именем.

Внутреннее убранство храма содержит три ряда мозаичных работ, расположившихся по всей длине храма: от паперти до алтаря. Самый верхний ряд - изображение сцен из земной жизни Христа.

Здесь представлены следующие сюжеты: Брак в Кане Галилейской, насыщение пяти тысяч человек, призвание апостолов Андрея и Петра, исцеление слепорожденного, исцеление кровоточивой; Христос и самаритянка у колодца, воскрешение Лазаря, мытарь и фарисей, лепта вдовы, Иисус Христос отделяет овец от козлищ на Страшном суде, исцеление больного в Капернауме, исцеление одержимого бесом, исцеление расслабленного у источника Вифизда.

Здесь также представлены сцены страданий Христа и события по Его Воскресении: Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Христос перед Пилатом, отречение Петра, крестный путь на Голгофу, святые жены-мироносицы у Гроба, апостолы Лука и Клеопа на пути в Эммаус, неверие святого Фомы.

Средний ряд, расположившийся на высоте окон, изображает ветхозаветных пророков. Нижний ряд называется мученическим. С правой стороны изображены святые мученики, а с левой святые мученицы. Такое расположение отражает древнюю традицию: женщины стояли в храме отдельно от мужчин. Все святые держат в руках мученические венцы. Среди мучеников: священномученики Лаврентий архидиакон и Викентий диакон; Климент, Корнилий, Сикст II, папы Римские; Мартин, епископ Турский и другие. Ряд венчает Иисус Христос на троне в окружении четырех Ангелов. Среди мучениц: святые девы Кикилия, Анастасия Узорешительница, Агния, Евлалия, Агафия Катанская, Виктория, Евфимия, Иустина. За мученицами следует изображение трех волхвов: Валтасара, Мельхиора и Гаспара, которые спешат принести дары Рожденному Богу.



Ряд заканчивается изображением Пресвятой Богородицы на троне с младенцем Иисусом Христом в окружении четырех Ангелов.

Недалеко от базилики святого Аполлинария на той же Via Roma громоздятся загадочные остатки явно очень древнего сооружения. Раскрыли их только в прошлом веке и предположили, что это дворец Теодориха. Но, видимо, никаких научно обоснованных подтверждений этой версии пока нет, и поэтому руины носят вполне официальное название "Так-называемый-дворец-Теодориха".


Мавзолей Теодориха находится в отдалении от центра города, в противоположную сторону от центра за вокзалом.

Равеннский кафедральный собор (Duomo di Santo Spirito)\Базилика Святого Духа. Баптистерий православных.

Здесь проводили обряды крещения. Внутри - бесценные мозаики! Уникальные византийские мозаики выполнены из очень мелких разноцветных камешков.

На куполе выложена сцена крещения Христа. Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа - со всеми анатомическими подробностями, а также языческая персонификация реки Иордан в образе старца в диадеме из клешней краба и тростниковым жезлом в руке. Вода, окропляющая Христа, льётся на него из клюва голубя (Святого Духа). Вокруг центрального медальона - двенадцать апостолов, фигуры апостолов разделены пальмами.

По центру расположена купель для крещения.


Сама базилика была не доступна.

По тому же билету посетили Архиепископскую Капеллу и Музей (Cappella Arcivescovile O Di Sant"Andrea, Museo Arcivescovile di Ravenna). Это все пристройки к собору.

Архиепископский музей не особенно впечатлил, только что позволил разглядеть поближе древнюю мозаику.

Капелла Святого Андрея (Архиепископская) понравилась очень. Самая большая ценность в этой капелле — мозаика, хотя и самая маленькая из мозаик Равенны. Это орнаменты из цветов (лилии и розы) и листьев, а также 99 изображений птиц. Есть и религиозные сюжеты - например, Христос-воитель, попирающий льва и змея. Мозаика украшает люнет над входом в основное пространство капеллы - Христа без бороды и в облике воина, в римских доспехах, с наброшенным поверх них голубым плащом с булавкой.

Следующий пункт нашей программы - Базилика Сан Витале (Basilica Di San Vitale). Считается главным храмом Равенны. Базилика была заложена в 527-м году и освящена в 548-м в честь Виталия Миланского - Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне. Согласно житию, Виталий был состоятельным гражданином. Виталий сопровождал судью Паолино в путешествии из Милана в Равенну. В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание лигурийского доктора Урсицина, который признал себя христианином. Виталий приблизился к доктору и помог ему встретить пытки и смерть, открыто убеждая быть твёрдым в перенесении мучений. Также устроил его захоронение. Открыто исповедовавший себя христианином, Виталий был подвергнут пыткам, после чего был похоронен заживо (засыпан камнями).

С другой стороны (сада..)

В центральной апсиде изображен Христос между Ангелами, святым мучеником Виталием и епископом Экклезием. Спаситель передает святому Виталию мученический венец.

В парке у Сан-Витале можно видеть древние саркофаги...

Рядом с базиликой Сан-Витале расположен Мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo Di Galla Placidia), датируется второй четвертью V века, украшен самыми ранними из сохранившихся местных мозаик. Тела римской принцессы Галлы Плацидии (386-452), дочери императора Феодосия и сестры императора Гонория, сдавшего Рим варварам, там нет. И никогда не было, судя по всему. Хотя саркофаг стоит. Их даже три. Имеющиеся в мавзолее саркофаги из греческого мрамора, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам (её сыну Валентиниану и второму мужу, Констанцию III), по мнению ряда исследователей, изначально не находились тут - появились они только в XIV веке. Откуда их притащили - неизвестно, но они тоже очень старые. Так называемый "саркофаг Галлы Плацидии" в центре, лишён декора и явно не закончен. Скорее всего, он принадлежал какому-то неизвестному, но богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается.

В связи с этим есть несколько историй из этих самых саркофагов.
История с саркофагом типа Галлы Плацидии. Раньше через большое окно в задней части саркофага (оно сейчас замуровано) можно было видеть тело, усаженное на кипарисовый трон.Это была намеренная попытка убедить всех в том, что это тело именно Галлы, и сделана дырка была в XIII - XIV веках. Но в 1577 году местные мальчишки просунули через неё в саркофаг свечи, чтобы разглядеть тело получше, и вызвали тем самым пожар. После пожара в саркофаге сохранились только несколько костей, череп и обугленные куски дерева. Окно замуровали, конечно, замуровали, а тех пацанов за любопытство выпороли, наверное.

Саркофаг типа Констанция (V век) установлен слева. На его передней стенке изображён Христос в образе агнца с нимбом и два агнца без нимбов, символизирующие апостолов. В 1738 году саркофаг был вскрыт, и там нашли почему-то целых два черепа с зубами. Кто и что - не выяснили. Но точно это был не муж Галлы.

Саркофаг Валентиниана (VI век), тот, что справа. В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены кости мужчины и женщины. Вот вам и Валентиниан!

Внутри мавзолея - мозаики, которые делают его одним из важнейших памятников раннехристианского искусства. Главная - в центре полусферического купола, где помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности.

Этот орнамент - просто какой-то магический, от него невозможно отвести глаза. Вот недаром именно этот рисунок растиражирован на всех шёлковых платках и шарфах, продающихся в сувенирной лавке Равенны! Купили в подарок маме.))
В начале 20-го века при реставрации в окна очень удачно вставили алебастровые пластины, и благодаря им всё помещение освещается мягким, золотистым светом.

В углах свода купола евангелисты, представленные львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей). Тусклый желтоватый свет из заделанных ониксом окон придает мозаикам особенно мистический вид.
Карл Густав Юнг, говорят, настолько проникся этими мозаиками, что написал, увидев их, целую кучу ценных трудов по психиатрии.
Архитектор Гитлера Альберт Шпеер, отбывая срок в Шпандау, захотел отделать тюремную часовню в таком же стиле - но разрешения на это от тюремных властей не получил.

На этом наша программа минимум, расчитанная на один комплекный билет, была завершена.
Но есть места, которые нельзя в Равенне пройти мимо.

Так что продолжаем...

Нельзя было не посетить гробницу Данте (Tomba di Dante), свой нынешний облик она приобрела в 1780 году. С ней тоже не обошлось без приключений.


*Basilica di San Francesco

В 1321-году в Basilica di San Francesco (piazza San Francesco), что рядом с гробницей, отпевали умершего в Равенне от малярии Данте. Сначала поэт был похоронен в портике базилики. Два столетия спустя флорентийцы решили перезахоронить своего соотечественника во Флоренции в базилике Санта-Кроче, являющейся усыпальницей выдающихся сынов города. Дальнейшая история больше похоже на сюжет авантюрно-приключенского романа. Монахи-францисканцы, которым принадлежала равеннская церковь, спрятали останки поэта, потом тайно переправили их в свой другой монастырь, потом опять, также тайком, вернули в Равенну и допрятались до того, что обнаружили ящик с прахом Данте только в 1865-м году при ремонте церкви Сан-Франческо, хорошо монахи догадались подписать его. После чего великий итальянец, наконец-то, упокоился в специально построенном ещё в конце 18-го века мавзолее, который стоит слева от церкви. Лампа внутри горит на оливковом масле, которое ежегодно дарится Флоренцией на годовщину смерти поэта.

На этом история не заканчивается. Во время реконструкционных работ в одной из библиотек Флоренции (1999 год) рабочие наткнулись на книгу, из которой выпал конверт. В конверте находился пепел и гербовая бумага в черной рамке, которая извещала о том, что в конверте находится прах Данте. Новость эта повергла в шок все научное и литературное сообщество.
Откуда было взяться праху, если тело Данте не подвергалось сожжению?
Нет, конечно, флорентийские власти в XIV веке требовали от монахов, чтобы они сожгли Данте - в качестве наказания за вероотступническую и антигосударственную деятельность, но (по данным ряда источников) этого не произошло.
Позже выяснилось, что сожжение имело место, но не тела Данте, а ковра, на котором стоял его гроб. Ковер сожгли, а нотариус не придумал ничего лучше, чем сложить прах в конверт, написать записку и отправить послание во Флоренцию.

Рядом также Музей Данте (Museo Dantesco), в котором собраны работы, вдохновленные Данте Алигьери.
В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты, деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.

Очень понравился монастырский дворик с колодцем и фигурками мужчины и женщины.

Именем Данте здесь также назван Театр (Teatro Dante Alighieri) на площади Гарибальди (Piazza Garibaldi).

Памятник Гарибальди есть, наверное, в каждом городе Италии! Он, как у нас Ленин когда-то был. Ведь в СССР не было ни одного города, чтобы там не стоял памятник Ленину, площадь Ленина, улица Ленина...

Отсюда прямая улица ведёт к главной площади Равенны Пьяцца Дель Пополо (Piazza del Popolo), ее еще называют сердцем города.


На площади возвышается венецианский дворец, в котором в настоящий момент находится мэрия (Ратуша) .
Статуи святых заступников Равенны- Аполлинария и Виталия Миланского перед фасадом здания.

В завершении скажу, что Равенна —это, конечно, мозаики, которые не забудешь!
Вот даже обозначение улиц на домах выполнены здесь в виде мозаики...

До сих пор город - один из ведущих производителей мозаики в Италии.
Здесь можно купить что-то из мозаики - шкатулки, фигурки, бижутерию и даже елочные украшения (мы же все-таки былт там на Новый год!) или современное мозаичное панно. А можно посмотреть, как работают мастера.)))

Ребенку купили здесь набор из мозаичных камушек и специальный клей - будем творить уже дома.))

И обязательно - книгу на память. Здесь много иллюстраций и информации. Будет повод вернуться!
Рассказала только то, что удалось увидеть за один день.

14 выбрали

Все, что минутно, все, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги

Нежнее грубый свод гробниц,

Где зеленеют саркофаги

Святых монахов и цариц.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,

Ведя векам грядущим счет,

Тень Данта с профилем орлиным

О Новой Жизни мне поет.

/А. Блок. Равенна/

"Мозаики Равенны" - так звучал первый вопрос в моем экзаменационном билете по истории средневекового искусства. Это было очень давно - на втором курсе, но я до сих пор помню, как отвечала, вспоминая вызубренные картинки. Я получила "отлично", но…что я могла знать о мозаиках, даже проштудировав несколько книг и узнавая каждое изображение, но не представляя себе, как дивно хороши эти картины из кусочков стекла в реальности?

Каждый раз, когда судьба заносит меня в Италию, я прикидываю, как бы мне добраться до Равенны – так велико притяжение маленьких разноцветных кусочков смальты, превращенных силой человеческого таланта в фантастические картины.

Самое смешное, что Равенна как город мне не нравится. Здесь нет ни впечатляющих панорам, как в Венеции, ни прекрасных соборов, как в Риме, ни даже милого, немного бестолкового уюта маленьких итальянских городков. В прошлом древней Равенны были стремительный взлет и медленное запустение, ее грабили и разрушали, перестраивали и перекраивали – столько раз, что разрушили гармонию города. Невыразительные улицы, безликие площади, слишком оживленное для маленького провинциального городка движение – так встречает своих гостей Равенна. Здесь даже выраженного исторического центра нет - история в Равенне не бросается в глаза. Подлинные шедевры - те, что ставят Равенну в один ряд с самыми значимыми памятниками мирового искусства, - беспорядочно разбросаны по городу и скрыты от посторонних глаз. Чтобы найти их, придется на время превратиться в настоящих охотников за сокровищами. Вооружаемся подробной картой города с отмеченными разноцветными значками достопримечательностями (такую бесплатно дают в местном туристическом центре) и отправляемся в путь! Открывать для себя древние мозаики. Практический совет – для экономии денег и времени в том же центре имеет смысл приобрести единый билет для посещения главных памятников Равенны (8 из них внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия!)

Умело скрывая свои сокровища за неприметными фасадами церквей и толстыми стенами музеев, Равенна, как истинная кокетка, намекает на них на каждом шагу. Вот такая колонна встречает путешественников у железнодорожного вокзала:

Таблички с названиями улиц выполнены в мозаичном стиле и поражают разнообразием цветов, а жители украшают стены и двери своих домов наивными произведениями.

И даже обычные сувенирные магазины не совсем обычны. Здесь можно купить не только книги и альбомы с великолепными репродукциями, но и настоящие мозаики современной работы. Выбор огромен – от копий древних шедевров до реалистических портретов, авангардистских картин и интерьерных штучек.

Но довольно намеков. Мы стоим у базилики Сант-Аполлинаре-Нуово.

Страшно представить – этому сооружению уже более полутора тысяч лет. Его воздвиг в конце V столетия король варваров - остготов Теодорих, известный как Великий. Это он отвоевал Равенну у одряхлевшего Рима и сделал ее своей столицей, украсив город замечательными постройками. Для своей будущей гробницы король возвел мавзолей, что и сейчас стоит на зеленом лугу на окраине Равенны. Интерьер почти не сохранился, огромный саркофаг из порфира пустует, но ощущение причастности к истории здесь кажется особенно острым…

Но вернемся к базилике, посвященной одному из покровителей города – святому Аполлинарию. Войдем внутрь – и нашему взору откроются те самые мозаики, ради которых и едут в Равенну.



Рассматривать удивительные картины, сложенные из мельчайших кусочков смальты, можно часами… Что поражает больше – подбор цветов, идеальная композиция или тонко проработанные детали – не знаю…

Казалось бы, после этого совершенства уже нечему будет удивляться. Но нас ждет базилика Сан-Витале.

Ее заложили в 527 году, когда Равенна была столицей Остготского королевства, а продолжили строительство уже при господстве Византии. Великолепно сохранившиеся византийские мозаики считаются самими значительными за пределами Константинополя. Особенно хороши мозаичные портреты византийского императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

Рядом с Сан-Витале находится еще более древнее сооружение – мавзолей Галлы Плацидии, женщины удивительной судьбы, римской императрицы и королевы варваров-вестготов, разрушивших великую империю.

Почти все внутреннее пространство мавзолея покрыто самыми древними (не позднее середины V столетия) христианскими мозаиками в Равенне. Какие глубоко-синие, темно-золотые тона и тревожно-багровые тона… Какое звездное небо…

Сверившись с картой сокровищ, мы направляемся к самым истокам равеннских мозаик. "Дом каменных ковров" – так называется это удивительно место, открытое лет 20 назад, чисто случайно, при строительстве чего-то прозаического, вроде гаража, рядом с церковью Святой Эуфемии. Сейчас тут настоящий подземный музей, где можно осмотреть напольные мозаики нескольких столетий – от древнеримских из простого камня и мрамора до цветных византийских.

Сюжетные композиции и лаконичные орнаменты под искусственным освещением кажутся фантастическими. Но почему-то больше всего меня покорил повторяющийся мотив вазы с цветами.

Еще более впечатляющее – если не по красоте, то по оригинальности - зрелище ждет нас в базилике Сан-Франческо, возведенной в V и полностью перестроенной в X столетии. Как и многие древние здания Равенны, базилика осела на 3, 5 метра, и сейчас в затопленной крипте, где плавают разноцветные рыбки, можно рассматривать мозаичный пол через толщу воды…

Раз уж мы зашли в церковь Сан-Франческо, то стоит отвлечься от мозаичной темы. Как не вспомнить, что именно в этой базилике в 1321 году отпевали великого Данте… Ныне его прах покоится в мавзолее неподалеку.

В Равенне любят историю о том, как флорентийцы, сожалея, что изгнали поэта из города, пожелали вернуть его прах, но жители Равенны спрятали останки Данте. Флоренции пришлось смириться, и в знак раскаяния она до сих пор поставляет лампадное масло для мавзолея поэта.

Покидая "Зону Данте" (она так и называется), мы отправляемся дальше по нашему мозаичному маршруту.

В церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, где, к сожалению, древнейший интерьер не сохранился, можно найти фрагменты "поздних" (разумеется, в кавычках – начало XIII века!) мозаик. Очень трогательных в своей наивной детскости…

Если вы думаете, что мы уже осмотрели все равеннские мозаики, вы ошибаетесь. В самом городе нас ждут два баптистерия и капелла архиепископа. Капелла, посвященная апостолу Андрею, в далеком V столетии служила домовой церковью епископов Равенны, а сейчас стала частью музея.



Равенна / Ravenna - маленький, провинциальный итальянский город, который полтора тысячелетия назад волей истории стал точкой "икс", в которой сошлись античная цивилизация, христианский мир, восток и запад, и эта историческая встреча оставила след в виде неповторимых мозаик, при виде которых, без преувеличения, останавливается дыхание, и возникает мысль, а не сам ли Творец приложил руку к созданию этих шедевров.


Предупредим сразу и честно, что на сказочную атмосферу старинных улочек, равно как и на особый колорит, в Равенне рассчитывать не стоит, общий облик города среднестатистический, то бишь никакой. Ехать в Равенну надо только за потрясающими мозаиками, сохранившимися в разбросанных по городу раннехристианских культовых постройках. Впрочем, учитывая, что исторический центр Равенны весьма компактен, "разбросанность" эта невелика.


Сейчас трудно себе представить, что в начале первого тысячелетия от Рождества Христова Равенна была приморским городом и важным портом. Но ил, земля и песок, приносимые рекой По, год за годом постепенно отодвинули город от моря на несколько километров.


В 5-м веке император Гонорий перенёс столицу Западной империи в Равенну, но несколько десятилетий спустя, ближе к концу того же столетия, большую часть территории нынешней Италии завоевали остготы во главе с Теодорихом. После его смерти, уже в 6-м веке, Равенна стала византийским городом. Таковы основные исторические события, благодаря которым небольшая Равенна обзавелась сразу восьмью уникальными памятниками мирового наследия, внесёнными в списки ЮНЕСКО.


Чаще всего кафедральные соборы в итальянских городах занимают самое почётное место, но к Равенне это правило не относится. Равеннский кафедральный собор Duomo di Santo Spirito стоит на крохотной площади Piazza Duomo почти что на задворках. Церковь на этом месте построили в 5-м веке, но к 18-му столетию она сильно обветшала, и её разобрали, оставив лишь колокольню 10-го века. В 1749-м году освятили новое здание, а о предыдущем напоминают лишь четыре старинные колонны, вмонтированные в портик нового собора.





Интересен или нет равеннский собор, но идти к нему придётся, так как у левой его стены стоит маленькое восьмиугольное строение из кирпича - Баптистерий православных ("Неонианский баптистерий").




Это самое старое здание Равенны, построенное на рубеже 4-5 в.в. на античном фундаменте. Сейчас, правда, постройка примерно на три метра ушла под землю.


При входе в баптистерий, ну или в любой другой памятник, который первым окажется на вашем пути, купите сразу комбинированный билет, дающий право на посещение шести исторических объектов. Во-первых, выйдет дешевле, во-вторых, не придётся каждый раз стоять в очереди в кассу.


Первое, что бросается в глаза при входе в баптистерий, это, конечно, ослепляющие своей сочностью краски купольной мозаики, на которой изображена сцена крещения Иисуса Иоаном Крестителем. Центральный медальон окружают фигуры 12 апостолов с удивительно индивидуальными и харáктерными лицами.





Нижний ярус украшен мозаиками с растительным орнаментом. На фотографиях не видно, но на самом деле мозаики баптистерия, впрочем, как и все остальные в Равенне, выполнены из очень-очень мелких камешков, при этом цветовая палитра этих камешков настолько богата, что у мастеров была даже возможность с ювелирной точностью передавать тонкие оттенки человеческой кожи.




Между окнами размещены барельефы, на которых изображены христианские пророки, вот только выполнены они ещё в лучших традициях античного искусства.






В центре баптистерия сохранилась купель из мрамора и порфира.




Проход между баптистерием и боковой стеной кафедральной собора ведёт на площадь Piazza Arcivescovado, где по правую руку находится Дворец архиепископа. Во дворце сейчас музей, на наш взгляд, не слишком увлекательный, но зайти в него надо, и не только потому, что туда действует только что купленный комбибилет, а потому, что только через музей можно попасть в бывшую домовую капеллу равенских епископов, созданную в конце 5 - начале 6 столетий ещё при Теодорихе.




Фотографировать в капелле запрещено, поэтому мы можем дать только словесное описание её богатого оформления. Крошечная капелла в форме греческого креста с апсидой украшена росписью и мозаиками, на одной из которых изображён Христос-воин, одетый в римские (!) доспехи. А уж как хороши мозаичные своды с орнаментом из лилий, роз и птиц!


В пяти минутах ходьбы от епископского дворца находится Basilica di San Francesco (piazza San Francesco). Церковь здесь появилась ещё в 5-м столетии, но в 10-11 в.в. её кардинально перестроили и тогда же возвели 33-метровую колокольню.




Внутри базилики три нефа, центральный неф завершается апсидой. Под апсидой крипта, затопленная грунтовыми водами.




В 1321-году в этой церкви отпевали умершего в Равенне от малярии Данте. Сначала поэт был похоронен в портике базилики. Два столетия спустя флорентийцы решили перезахоронить своего соотечественника во Флоренции в базилике Санта-Кроче, являющейся усыпальницей выдающихся сынов города. Дальнейшая история больше похоже на сюжет авантюрно-приключенского романа. Монахи-францисканцы, которым принадлежала равеннская церковь, спрятали останки поэта, потом тайно переправили их в свой другой монастырь, потом опять, также тайком, вернули в Равенну и допрятались до того, что обнаружили ящик с прахом Данте только в 1865-м году при ремонте церкви Сан-Франческо, хорошо монахи догадались подписать его. После чего великий итальянец, наконец-то, упокоился в специально построенном ещё в конце 18-го века мавзолее, который стоит слева от церкви.




От базилики Сан-Франческо короткая прямая улица ведёт к главной площади Равенны Piazza del Popolo, на которой, как и полагается, стоит здание городского муниципалитета.








От восточной стороны площади отходит улица Via Armando Diaz, от которой ответвляющийся влево изогнутый переулочек Via degli Ariani приводит к ещё одному маленькому, но весьма значительному памятнику - Арианскому баптистерию.




Скромных размеров, ушедшее почти на два метра вниз кирпичное здание построено на рубеже 5-6 в.в. по приказу Теодориха, который сам был приверженцем арианства, одного из существующих в то время течений христианства. Купол баптистерия украшает красочная мозаика, ровесница здания. Мозаика, также как и в Баптистерии православных, изображает сцену крещения Иисуса. Вокруг размещены фигуры двенадцати апостолов. Все они держат венцы, только у Петра в руках ключи, а у Павла - свиток.




В северо-западной части исторического ядра Равенны вдоль улицы Via Fiandrini находится огороженная высоким забором большая территория, на которой разместились сразу три туристических объекта: Национальный музей Равенны, раннехристианская базилика Сан-Витале и Мавзолей Галлы Плацидии (при входе в комплекс достаём наш комбибилет!).


Базилика Сан-Витале заложена в 527-м году и освящена в 548-м в честь Виталия Миланского.








Здание представляет собой восьмигранник, увенчанный барабаном и куполом. Купол сделан из лёгких, вдетых друг в друга глиняных труб. Возвышающуюся рядом кампанилу пристроили в 13-м столетии.



Внутри церковь представляет собой двухъярусную ротонду.





Купол опирается на восемь опор. Колонны украшены мраморной инкрустацией.



Фрески купола выполнены уже в конце 18-го века.




Вообще, в этой равеннской постройке очень гармонично соединились черты как римской, так и византийской архитектуры. Недаром эта базилика послужила прототипом для архитектуры каролингского Возрождения, прекрасным образцом которой является дворцовая капелла в немецком Ахене.


Сразу от входа взгляд, проходя через таинственный полумрак ротонды, волей-неволей устремляется в брызжущую ослепительными красками апсиду.




Очень глубокая и высокая апсида вся полностью покрыта нереальной красоты мозаиками, выполненными в 546 - 547 г.г., как полагают исследователи, константинопольскими мастерами.




Все мозаики набраны из очень маленьких камешков невероятно разнообразных цветов и полутонов, что превращает мозаики в единое огромное светящееся живописное полотно.




В конхе апсиды изображён Христос с двумя ангелами по бокам. Слева от него - святой Виталий, справа - равеннский епископ Екклезия с макетом базилики Сан-Витале.






Арку апсиды украшает фантазийный орнамент из цветов, птиц и рогов изобилия. По сторонам окон помещены портреты императора Юстиниана и его жены Феодоры в окружении придворных и священнослужителей. Мозаики стен посвящены житиям святых, причём сцены разворачиваются на фоне выполненных во вполне реалистичной манере природных пейзажей.


При этом абсолютно каждый изображённый на мозаиках объект или субъект несёт определённую смысловую нагрузку, о чём, наверняка, специалист может рассказывать часами. А вот для того, чтобы оценить тончайший художественный вкус и высочайшую степень профессионализма неизвестных мастеров, никаких специальных знаний и не требуется, надо просто иметь глаза.


Позади базилики Сан-Витале стоит маленькое, простое, вросшее в землю здание из красного кирпича - Мавзолей Галлы Плацидии, построенный во второй четверти 5-го века для дочери императора Феодосия Великого, сестры императора Гонория, того самого, который перенёс из Милана в Равенну столицу Западной Римской империи.




Правда, умерла Галла не в Равенне и похоронена не в этом мавзолее, что никак не уменьшает его исторической ценности. Мавзолей представляет собой латинский крест с кубической башней, в которую изнутри вписан невидимый снаружи купол.






Внутри купол, арки и люнеты покрыты мозаиками, самыми ранними в Равенне. Потолок в ответвлениях креста покрыт растительным орнаментом, выложенным на удивительно глубоком синем фоне.




Орнамент этот просто какой-то магический, от него невозможно отвести глаза. Вот недаром именно этот рисунок растиражирован на всех шёлковых платках и шарфах, продающихся в каждой сувенирной лавке Равенны!


На насыщенном тёмно-синем фоне купола изображены крест и звёзды. В люнете напротив входа, как считает большинство специалистов, - великомученик Лаврентий, идущий на костёр.




А над входом - молодой Иисус в золотом хитоне.




По сторонам четырёх окошек поместилось всего восемь апостолов, четверых оставшихся пришлось "отселить" в боковые ответвления креста.


В начале 20-го века при реставрации в окна очень удачно вставили алебастровые пластины, и благодаря им всё помещение освещается мягким, золотистым светом.




В мавзолее находятся три саркофага, предназначавшиеся для самой Галлы Плацидии, её сына и её второго супруга.




Как мы уже говорили, на этой же огороженной и заповедной территории находится ещё и Национальный музей Равенны, в экспозиции которого представлены собрания римских монет и византийской резьбы по кости, фрески, коллекции тканей и живописи.


От музея улочка Via Mura di San Vitale, проходящая вдоль бывшей городской стены, выводит к воротам Porta Adriana, сохранившимся от системы городских укреплений 16-го века.




От ворот торговая улица Via Cavour ведёт к центральной площади Piazza del Popolo. По пути на маленькой площади Piazza Costa обратите внимание на интересное здание городского крытого рынка.




Восточнее Piazza del Popolo через весь город с севера на юг проходит длинная, абсолютно прямая улица Via Roma. На южной окраине исторического центра она заканчивается воротами Porta Nuovo (16 в.).




С севера Via Roma закрывают ворота Porta Serrata.






На Via Roma находится ещё одна "драгоценность" Равенны - базилика Sant"Apollinare Nuovo (опять достаём из кармана комбибилет!). Базилика построена в конце 5 - начале 6 столетий по приказу Теодориха.




Изначально церковь была посвящена Спасителю, позже её переосвятили в честь первого равеннского епископа Аполлинария. В 10/11 в.в. рядом с базиликой возвели цилиндрическую колокольню.



В 16-м столетии к фасаду пристроили мраморный портик.




Внутри базилики три нефа, разделённых колоннами, по 12 с каждой стороны.




Центральный неф завершается барочной апсидой.






Перед престолом сохранилась преграда 6-го века, на которой изображены крест, павлин и виноградная лоза.






Каким изначально был потолок базилики, неизвестно, нынешний кессонный появился в 17-м веке, а ещё столетие спустя к левой от входа стене пристроили восемь капелл.



К счастью, все эти преобразования не коснулись поистине масштабных мозаик, покрывающих стены базилики.




Мозаики расположены в трёх ярусах. Мозаики верхнего яруса иллюстрируют евангельские чудеса и Страсти Христовы. Средний ярус занимают христианские пророки и святые. В нижнем ярусе вдоль всех стен протянулись процессии дев и мучеников.






Мозаики базилики выполнены в разное время. Первоначальные мозаики относятся ко времени правления Теодориха. После прихода к власти Юстиниана, то есть во второй половине 6-го века, часть мозаик по политическим соображениям переложили.


На правой от входа стене изображена процессия мучеников. 26 святых, причём все они подписаны, идут от дворца Теодориха к трону Христа.






Изображение дворца относится ко времени правления Теодориха. А к процессии мучеников скромняга Юстиниан не постеснялся добавить и себя любимого.




На левой стене процессия из 22 дев и жён выходит из равеннского порта и идёт к Богородице.






Мозаика с изображением порта была на этом месте с момента постройки базилики, а вот фигуры волхвов, возглавляющих вереницу дам появились при Юстиниане, вероятно, вместо портрета жены Теодориха.


Недалеко от базилики святого Аполлинария на той же Via Roma громоздятся загадочные остатки явно очень древнего сооружения.






Раскрыли их только в прошлом веке и предположили, что это дворец Теодориха. Но, видимо, никаких научно обоснованных подтверждений этой версии пока нет, и поэтому руины носят вполне официальное название "Так-называемый-дворец-Теодориха".


Все выше показанные памятники находятся непосредственно в центре Равенны, в шаговой доступности друг от друга, но только ими особо ценные исторические постройки не ограничиваются.


На северо-восточной окраине исторического центра, недалеко от вокзала, вдоль улицы Via Rocca протянулась внушительного вида стена с мощными башнями.




Эту крепость как часть городских стен построили в середине 15-го века венецианцы, когда Равенна входила в состав Венецианской республики. Укрепление представляет собой "крепость в крепости". Большой участок земли площадью 14 000 квадратных метров, окружённый стеной с двумя круглыми и двумя полукруглыми башнями, получил название "Citadel". Внутри он всегда был пустым и служил военным плацем. Сейчас на этой территории разбит городской парк.




Внутри Цитадели находится гораздо меньший по размерам военный замок Rocca, представляющий собой в плане квадрат площадью 2180 квадратных метров с четырьмя круглыми башнями по углам. В этом замке размещался военный контингент, лошади, оружие и боеприпасы.



Пройдя вдоль крепостной стены по Via Rocca, за крепостью следует свернуть направо, пройти по эстакаде над железнодорожными путями, и сразу за эстакадой слева покажутся деревья парка, в котором стоит ещё один поистине уникальный памятник Равенны - Мавзолей правителя остготов Теодориха.




Мавзолей построен в 520-м году.




Это единственный образец готского зодчества и единственная в Европе сохранившаяся гробница варварского монарха.




В отличие от всех раннехристианских построек Равенны, выполненных из кирпича, при строительстве мавзолея были использованы блоки из известняка.




Купол сооружения весом почти в 300 тонн просто-напросто вытесан из цельного камня.






Внутри здание имеет два этажа. Первый этаж, по-видимому, предусматривался для капеллы или для захоронения других членов семьи правителя. На верхнем этаже стоит порфировый саркофаг Теодориха.




Саркофаг пуст. Когда к власти пришёл император Юстиниан, он приказал выбросить из мавзолея останки Теодориха, то есть совершил не только акт вандализма, но и оставил человечество без ценного исторического материала.


Следует иметь в виду, что даже быстрым шагом идти до Мавзолея Теодориха придётся минут пятнадцать. Впрочем, это не самый удалённый исторический объект Равенны. Уже за городской чертой находится Basilica di Sant"Apollinare in Classe (via Romea Sud). Церковь стоит примерно в пяти километрах от центра города, и добираться до неё придётся на машине или на городском автобусе.




Базилика построена над могилой первого равеннского епископа Аполлинария и освящена в 549-м году.




В 10-м веке к церкви пристроили колокольню и нартекс.





Внутри базилики три нефа, разделённые колоннами.








В углу здания сохранились фрагменты первоначального пола.




Мозаики в этой базилике самые поздние в Равенне, они выполнены в 6-9 в.в., да и те уцелели не полностью. В середине 15-го века Равенну основательно разграбили венецианцы, поэтому мозаики сохранились только в апсиде и на арке, отделяющей апсиду от нефа.












В боковых нефах установлены 10 саркофагов 7-8 в.в., часть из которых принадлежит равенским епископам.






Напоследок хотим сказать, что все объекты культурного наследия Равенны для посетителей работают круглый год без обычной для Италии сиесты и без выходных дней, только в зимнее время часы работы на полтора - два часа сокращаются. Тем не менее, зимой, начиная с ноября, приезжать в Равенну намного лучше - нет длиннющих очередей на вход, а они практически неизбежны при большом наплыве народа, так как половина из описанных нами памятников совершенно крохотные внутри. Зимой нет ограничений на время пребывания внутри, а в разгар туристического сезона это не редкость, да и, в принципе, отсутствие толп даёт возможность в полной мере прочувствовать божественную красоту, при виде которой замирает сердце, а ноги прирастают к полу.

Мы продолжаем очерки по истории христианского искусства. В этот раз речь пойдет о мозаиках храмов итальянского города Равенна.

Мавзолей Галлы Плацидии

Уникальный в своем роде ансамбль мозаик Равенны связан с тем периодом истории этого города, когда он был столицей сперва Западной Римской империи, а затем – королевства Остготов.
Ещё до разделения Римской империи на Западную и Восточную, в период т.н. «домината», государством управляло сразу несколько императоров. При этом, Рим (а позже – Константинополь) считался «общей столицей», а фактические резиденции римские государи имели в других городах. Выбор этих резиденций был обусловлен политической и военной целесообразностью. Как бы то ни было, но сам тот факт, что император живет не в Риме, в то время никого не удивлял. И после того, как император Феодосий Великий разделил Империю между двумя своими сыновьями (в 395 году) Аркадием и Гонорием, последний, став Западным императором, уже традиционно поселился не в Риме, а в Медиолане (современный Милан). Однако, в виду постоянных вторжений варваров, Медиолан перестал быть безопасным местом и даже подвергся осаде, потому императорский двор в 402 году переехал в более защищенную Равенну, которая с этого момента в течение более 70-ти лет до самого падения Западной Римской империи фактически оставалась столицей.
С переездом двора в Равенну потянулись не только вельможи и торговцы, но и лучшие художники западной части римского мира. Ими был воздвигнут ряд памятников, отличающийся изысканным убранством. Дворцовая базилика Святого Креста не сохранилась до наших дней, но сохранился находящийся при ней так называемый «мавзолей Галлы Плацидии», сестры императора Гонория, жены императора Констанция III и матери императора Валентиниана III, воздвигнутый в последней четверти V века. Достоверно неизвестно, была ли похоронена императрица Галла именно в этом месте, но находящиеся в нем саркофаги и характер некоторых изображений свидетельствуют в пользу того, что это была не просто дворцовая капелла, а скорее всего - усыпальница императорской семьи. Сама же капелла-мавзолей была посвящена святому Лаврентию.

Храм - сравнительно небольшой, выстроен в форме креста. Весьма скромный снаружи, внутри он обильно украшен. Нижняя зона капеллы облицована узорным мрамором, а верхняя сплошь покрыта роскошными мозаиками. По сравнению с римскими мозаиками того же периода (), равеннские выполнены на более высоком уровне. Скорее всего, над ними трудились мастера из Константинополя (стоит отметить, что к этому времени Западная Римская империя по сравнению с Восточной выглядела провинцией как в политическом и экономическом, так и в культурном смысле).

Центр купола капеллы украшен золотым крестом, который окружают восемьсот золотых звёзд, расположенных по окружности в несколько рядов. Все это выполнено на темно-синем фоне.

По углам этой композиции находятся символы Евангелистов: ангел, орел, вол и лев, - они выдержаны в тех же тонах, что и звезды. И все это вместе создает впечатление некого ночного видения.

Своды храма образуют арочные полукружия, т.н. «люнеты». В мавзолее Галлы Плацидии их восемь: четыре вверху, под звездным куполом, и четыре внизу, на концах рукавов креста, в форме которого выстроено это здание.

Мозаики верхних люнетов. Апостолы.

В верхних люнетах (в каждом попарно по сторонам окон) изображены апостолы. Эта симметричность не позволила иконописцам написать в люнетах всех 12-ти апостолов, поместилось только восемь. Остальных апостолов разместили на сводах двух из четырех арок, но так же симметрично – по сторонам от монограммы Христа.

Апостолы располагаются по сторонам от небольших окон, которые заложены тонкими пластинами желтой яшмы, благодаря чему создается особый эффект мягкого свечения при прохождении солнечных лучей через пластину. Вероятно, это должно символизировать Божественный свет, который «просвещает всех».

Каждый из апостолов имеет индивидуальные черты, впрочем, сейчас трудно без подписей понять, кто именно изображен, т.к. на то время каноническая иконография апостолов ещё не до конца сформировалась, и только фигуры Петра и Павла четко узнаваемы.

Фигуры выстроены с учетом, что на них будут смотреть снизу, и потому пропорции преднамеренно несколько искажены – они расширяются кверху, что компенсирует зрительные искажения. Этот прием в дальнейшем будет использован в классической византийской монументальной живописи.

В мозаиках мавзолея Галлы Плацидии, как и в других памятниках переходного периода от античности к средневековью, можно увидеть одновременное совмещение прямых изображений и аллегорических. Ниже апостолов, как раз под окнами, в каждом люнете изображены источники воды в виде чаш или фонтанов, вокруг которых располагаются голуби. Апостолы - вокруг источника Света, голуби (души) - вокруг источника Воды Живой. И тот, и другой образ дополняют друг друга по смыслу.

Мозаики нижних люнетов.

В северном нижнем люнете расположен довольно распространенный для раннего христианства символический образ Христа – Доброго Пастыря. Спаситель представлен в образе юного пастуха, и только одежды императорских цветов (пурпур и золото) и крест вместо пастушеского посоха явно говорят, Кто перед нами.

В противоположном люнете мы видим образ святого. Это изображение, как и образы апостолов, не подписано (подписи вообще не характерны для ранней иконописи), но большинство исследователей склонны видеть в нем мученика Лаврентия (на это указывает раскаленная решетка, на которой, согласно житию, и был замучен святой). Крест в его руках и раскрытый шкаф с евангельскими книгами говорит нам о том учении, ради которого пострадал Лаврентий.

Живопись здесь очень тонкая, исполненная нюансов, полутонов и игры света. Здесь каждая мелочь «говорит» о высоком мастерстве, например, золотой крест святого Лаврентия, проходя сквозь нимб, вспыхивает ярким светом.

В западном и восточном рукавах мавзолея расположены две символические сцены, также характерные для первохристианской эпохи: олени, пьющие из источника (Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2)) и снова то же сочетание символов: источник Живой Воды и окно - источник Света.

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии во многом ещё ориентируются на античность, но более одухотворенную - в ней мы видим отблеск зарождающегося высокого византийского искусства.

Продолжение следует.

Далеко не секрет, что каждый итальянский город обладает чем-то особенным и неповторимым, способным удивить, восхитить и даже вскружить голову! Равенна - это настоящий сундук с сокровищами , содержимое которого ослепляет своей необычайной красотой! Знающие путешественники и охотники за прекрасным стремятся попасть в этот город, дабы иметь возможность воочию увидеть непередаваемую красоту местных церквей и часовен.
Мозаики Равенны настолько прекрасны, что описать их словами просто невозможно. Никакие фотографии и видеоматериалы не смогут передать ту теплоту и свет, которые они излучают.



Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.


Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого - римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.


Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.





Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.





Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

Архиепископская капелла Святого Андрея

Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.




Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.