Что будет если призывник уклоняется от армии. Кто считается уклонистом от армии, что грозит таким людям. Сколько стоит «откосить» от армии законно

Один из самых популярных вопросов, которые призывники и их родители задают на консультациях, является вопрос «а что будет, если я не явлюсь по повестке?» или «а что будет, если я не открою дверь сотруднику военкомата, который принес повестку?», а еще «а что будет, если я скажу, что сына нет дома?».

Так вот. Особо ничего страншного не будет. Только надо понимать,что иногда такие действия могут привести к совсем печальных последствиям. Это не точный прогноз и не предсказание будущего для каждого призывника, который бегает от призыва. Но факты возбуждения уголовных дел есть.

Давайте разберемся, что же все-таки бывает за не открывание дверей и игру в прятки.

По официальным данным с 2009 по 2014 год количество уклонистов ежегодно составляет более 200 тысяч человек, однако к уголовной ответственности были привлечены единицы (потому что доказать факт уклонения очень сложно, но возможно ). Конечно, данные эти далеко не актуальные (личное мнение автора статьи ) , так как в ряды уклонистов (по опыту автора в сфере защиты прав призывников ) могут зачислить даже того призывника, который в судебном порядке отстаивает свое право, на пример, на получение отсрочки.

Я расскажу, какие действия призывника в соответствии с действующим законодательством считаются уклонением от воинской обязанности и какая ответственность за это предусмотрена .

Законодательство РФ разделяет действия по уклонению от призыва на военную службу (ч.1 ст.328 УК РФ) — это уголовная ответственность , и неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учетуадминистративная ответственность (ст.ст. 21.5 и 21.6 КоАП РФ).

По общей практике, чтобы правильно квалифицировать действия (или бездействие) призывника, необходимо установить, с какой целью он не исполняет возложенные на него обязанности.

Когда наступает административная ответственность (штрафы от 100 до 500 рублей):

  • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по повестке военкомата без ;
  • неявка в военкомат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования (к примеру, переезд из одного района города в другой район ), место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев;
  • несообщение об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства или место пребывания, расположенное в в том же муниципальном образовании;
  • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению.

Когда наступает уголовная ответственность?

Ст. 328 УК РФ, в которой прописана ответственность за уклонение от прохождения воинской службы, как-то очень обтекаемо говорит о том, когда можно привлечь призывника к уголовной ответственности.

Более детально об этом говорит другой нормативный документ — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3

  • ответственность наступает в случае уклонения от призыва при отсутствии законных оснований для освобождения от службы. (Судебная практика говорит, что этими случаями могут быть неявка по повесткам военкомата, неявка по истечении действия уважительной причины и т. д.).
  • Так же сюда можно добавить самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы.
  • Как уклонение от призыва расценивается судом получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов, дачи взятки и т.п.
  • Отказ призывника от получения повестки с целью уклониться таким образом от призыва
  • Сюда же можно отнести факт проживания не по месту регистрации с целью укрыться от вручения повестки и много других случаев.

В каких случаях ответственность не наступает?

При решении вопроса о виновности лица суд устанавливает наличие в его действиях умысла на уклонение от призыва, а также факт неявки по повестке, отствуие уважительных причин и надлежащего оповещения призывника о явке в военкомат, то есть вручения повестки, на мероприятия, связанные с призывом.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности нет.

Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами .

Если будет установлено, что по закону призывник не подлежал призыву или имел основания для освобождения от воинской обязанности или призыва на военную службу либо для отсрочки призыва, которые существовали до уклонения, суд выносит оправдательный приговор

Российское законодательство рассматривает уклонение от воинской службы в качестве нарушения, за которое предусматриваются определенные санкции. Применение таких санкций осуществляется с учетом обстоятельств и наличия уважительных причин, как в рамках административной, так и уголовной ответственности. Подробней об этом «Ваш семейный юрист» расскажет в данной статье.

Уклонение от воинской службы: раскрываем понятие

Молодые люди призывного возраста придерживаются мнения, что неполучение повестки из военкомата не относится к противозаконным деяниям. Это мнение верно, и находит свое подтверждение в 31-й статье 53-го Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

В 4-й части обозначенной статьи отражается, какие непосредственно действия подпадают под уклонение от воинской службы. Речь идет о неявке лиц на мероприятия, которые имеют отношение к призыву, несмотря на отсутствие уважительных причин; своевременное уведомление об обязательности посещения с помощью повестки.

Это значит, что если факта вручения повестки зафиксировано не было, правонарушения как такового не возникает.

Единственное, что может предпринять комиссариат, – это направить перечень лиц, которым не было возможности вручить повестку, в органы правопорядка. Однако их сотрудники вправе только инициировать поиск призывников для последующего вручения повестки, не больше.

Рассматриваемый порядок применяется тогда, когда нет умышленного избежания представителей военкомата призывником. Другими словами, есть актуальная информация о месте проживания последнего, его месте учебе (работы), сведения о составе семьи, прочее.

В противном случае, когда лицом призывного возраста своевременно не были представлены сведения, обусловленные изменением важных для воинского учета обстоятельств, в отношении него могут применяться административные санкции.

Административная ответственность: основания для привлечения

Военный комиссариат не просто занимается отбором фамилий лиц, которые должны отправиться на военную службу: здесь осуществляется учет всех военнообязанных. Постановке на военный учет по месту жительства подлежат юноши, чья возрастная отметка равна 17 годам.

В соответствии с законодательством, при возникновении обстоятельств, которые могут повлиять на изменение имеющейся в военкомате информации о военнообязанном (будь то изменение места жительства, женитьба либо рождение ребенка) и осуществление призывной компании, последний должен обязательно сообщить об этом военкомат.

Нарушение рассматриваемой обязанности КоАП РФ рассматривает как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность.

Согласно статье 21.5 кодекса, таковым может стать неявка в военкомат:

  • лица, которое состоит на учете, несмотря на получение повестки;
  • лица, которое подлежит постановке на учет (снятию с него) в назначенный срок;
  • лица, подлежащего призыву, которое выезжало за пределы муниципального образования на срок, больший трех месяцев, либо за пределы РФ больше чем на 6 месяцев, но не поставило об этом в известность.

Кроме того, правонарушением считается несвоевременное уведомление военкомата о таких обстоятельствах, как изменение семейного положения, места жительства (учебы, работы).

Все эти действия влекут за собой взыскание в виде штрафа размером от 100 до 500 рублей.

Отдельной статьей в КоАП РФ рассматривается вопрос, связанный с уклонением от медицинского освидетельствования и неявкой на него по повестке.

Если извещение призывнику было передано, но он на медкомиссию не приехал, то в соответствии с положениями статьи 21.6 Кодекса, ему грозит штраф аналогичного размера.

В каких случаях наступает ответственность по статье УК РФ

Уклонение от военной службы, равно как и от таковой альтернативной гражданской, Уголовный кодекс рассматривает как преступления, объединенные в одну статью – 328 УК РФ.
Здесь не расписывается, что, собственно, относится к уклонению от службы: для этого нужно снова перечитать 31-ю статью 53-го Федерального Закона. Если призывником, которому была вручена повестка, не были предприняты действия, связанные с посещением мероприятий по призыву, в отношении него допускается применение мер уголовной ответственности.

В то же время, существуют нюансы, возникновение которых обусловлено судебной практикой. Так, в 328-й статье УК РФ имеется отсылка к 3-му постановлению Верховного суда РФ, где говорится об ответственности только в отношении мужчин, чей возраст варьируется в пределах от 18 до 27 лет.

Однако, если станет известным, что лицом, который уже достиг 27 лет, прежде совершались действия, которые можно квалифицировать как уклонение от призыва, уголовная ответственность может применяться в отношении него, в том числе, до завершения срока исковой давностиданном случае этот период составляет два года).

Верховным судом предлагается установить, действительно ли призывник намеревался избежать воинской службы. Для этого следует обратить внимание на число неявок на призывные мероприятия (заседания призывной комиссии, медкомиссию либо непосредственно военкомат для отправления по месту прохождения будущей службы).

С точки зрения медкомиссии, неоднократность таких действий является весьма важным аспектом. Если неявка была зафиксирована только единожды, в отношении призывника будут применяться меры административной ответственности.

В качестве уклонения также признаются случаи, когда призывником совершались попытки покалечить себя либо сымитировать болезнь, а также использовались подложные документы в целях освобождения от службы.

Ниже представлены санкции, которые УК РФ допускает применять в случае уклонения от службы.

Это:

  • штраф, который может достигать порядка 200 тысяч рублей;
  • принудительные работы, длительностью до 2-х лет;
  • арест до 6-ти месяцев;
  • лишение свободы, продолжительностью до 2-х лет.

Судьей может быть назначен любой из указанных видов санкций в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, служба в армии является конституционной обязанностью всех мужчин. В случае уклонения от прохождения таковой с применением различных способов, в отношении нарушителя может применяться ответственность.

Те действия, которые затрудняют поиск призывника в целях вручения ему повестки, обуславливают применение к нему наказания по нормам КоАП РФ.

Если же речь идет об игнорировании врученной повестки под роспись, ему будет грозить ответственность по статье УК РФ.

Служба по призыву в Вооруженные Силы (ВС) РФ – это обязанность каждого гражданина России, предписанная Конституцией нашей страны (ст. 59 Конституции). Случается, что некоторые молодые люди, достигшие призывного возраста, не хотят выполнять свой конституционный долг, и различными путями стремятся избежать службы в армии. Рассмотрим, что говорит Административный Кодекс (КоАП) и УК РФ про уклонение от службы в армии.

Юридическое понятие уклонения от службы

Уклонение от службы в армии – это действия намеренного характера, направленные на то, чтобы не быть призванным в ряды ВС РФ. К таковым относятся:

  • неявка на медицинскую комиссию;
  • неявка по вызову призывной комиссии;
  • неявка на пункт отправки к месту несения службы.

Преступными указанные действия могут признаваться, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального Закона (ФЗ) № 53-ФЗ от 28.03.1998 года, при соблюдении 2 условий:

  • отсутствие уважительных причин;
  • отсутствие извещения призывника в форме повестки.

Стоит учитывать, что в случае, если повестка не была вручена гражданину из-за того, что он скрывается и умышленно не проживает на месте регистрации, то он подлежит административному наказанию.

Уклонение как преступление

Уклонение от службы в армии, в соответствии с законодательством, является уголовным правонарушением. Разберем данное преступное деяние по составляющим.

Знаете ли Вы

Объективная сторона преступления – намеренное уклонение от службы в армии без наличия на то уважительных оснований.

Субъект преступления – гражданин РФ мужского пола от 18 до 27 лет, который подлежит призыву в ВС РФ.

Субъективная сторона преступления – наличие прямого умысла.

Срок давности по данному преступлению составляет 2 года. Например, если спустя некоторое время (но не более 2 лет) после того, как гражданину исполнилось 27 лет, выяснится, что данный призывник уклонялся от воинской повинности, то в отношении него будет возбуждено уголовное дело.

Статья УК РФ за уклонение от военной службы

Законодательство объединяет преступления по уклонению от призыва на срочную воинскую или альтернативную гражданскую службу в одну статью УК РФ — № 328 .

Административная ответственность

Все граждане мужского пола с 17 лет ставятся на воинский учет по месту проживания. Призывники, в соответствии с законодательством, обязаны сообщать военкомат об изменениях, касающихся их места проживания, и о других сведениях, которые могут повлиять на их призыв в армию.

К таковым относятся:

  • отсутствие извещения ответственных лиц в военкомате о смене места жительства на срок, больше чем 3 месяца;
  • отсутствие извещения от призывника о том, что в течение более чем 6 месяцев он будет находиться за пределами РФ;
  • неявка в военкомат на постановку на воинский учет или снятие с учета;
  • несообщение ответственных лиц в военкомате об изменении семейного положения, места работы или учебы.

Перечисленные выше действия влекут для призывника наступление административной ответственности в соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ. Неявка на медицинскую комиссию при наличии повестки, регламентируется ст. 21.6 КоАП. Мерой наказания за указанные правонарушения является штраф от 100 до 500 рублей. Это касается только случаев, когда нарушения имели однократный характер, если же имела место злостность указанных нарушений, то призывнику может быть вменена ответственность за уклонение по УК РФ.

Обратите внимание! Выполнение мер наказания по статье УК РФ за уклонение от воинской службы не освобождает гражданина от призыва в ряды ВС РФ или, в зависимости от конкретной ситуации, от альтернативной службы. Согласно ст. 23 (п. 3б) ФЗ №53-ФЗ, гражданин подлежит призыву после погашения судимости, если на тот момент он не выйдет за пределы призывного возраста.

Примеры из судебной практики

Пример первый. Гр. Иванов, гражданин 18 лет, переехал из города Л. к родственникам в село К. О своем переезде он не сообщил в военкомат г. Л., где состоял на учете. В результате, после того, как службе военкомата стало известно о месте его нахождения, ему было предъявлено обвинение по ст. 21.5 КоАП, и применена мера наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.

Пример второй. Гр. Петров, получив повестку о призыве на срочную службу в армию, не явился на призывной пункт, не имея для этого оправдательных причин. Спустя неделю он добровольно явился в военкомат. В результате против него было возбуждено уголовное дело по ст. 328, ч. 1 . Учитывая добровольную явку гр. Петрова, суд присудил ему минимальную меру ответственности – штраф в размере 50 тыс. рублей.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ эксперта

Защищать родину обязан каждый ее гражданин, а уклонение от воинской службы (328 статья УК РФ) наказывается довольно строго.

Причем под наказание попадает как сам уклонист, так и те лица, которые его покрывают.

Что грозит парню за откос от армии и укрывательство для сторонних лиц?

Давайте разберемся в премудростях законодательства.

Уклонение от призыва


В России среди потенциальных призывников ходит легенда, что при неполучении повестки от территориального отделения военкомата, действия лица призывного возраста нельзя считать теми, что нарушают закон.

Причем это четко прописано в 31 статье ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

А в ч. 4 ст. 31 содержится четкое обозначение того, что закон считает уклонением от несения воинской службы: лицо не явилось на призывные мероприятия.

Однако, есть 2 условия, обязательные к соблюдению:

  1. Это произошло без серьезной причины.
  2. Есть документ, подтверждающий извещение призывника о мероприятии.

Поэтому призывники правы, если повестка не была получена под расписку, значит, от воинской службы не уклоняются. Такой уклон не проходит бесследно, и список уклонистов передается сотрудникам полиции, которые должны вести только розыск призывника.

Его не ведут годами, а работают довольно оперативно. Однако, эта техника работает только в тех случаях, когда молодой человек не имеет сознательного желания скрыться от призыва. А в военкомате есть достоверная информация о нем, его месте проживания, семье.

Замечание юриста: если потенциальный призывник своевременно не уведомил военкомат об изменениях, которые являются важными для ведения точного военного учета, то для него будет инкриминирована административная ответственность с соответствующим наказанием.

Ст. 328 УК Уклонение от воинской службы


Ответственность уголовного типа за отклонение от воинской и/или альтернативной службы установлена в 328 статье УК.

В ней нет пунктов, описывающих, что нужно считать за отклонение от воинской службы.

Чтобы понять за какие действия установлена уголовная ответственность нужно снова обратиться к статье 31 вышеуказанного ФЗ.

Однако наказанием лица за неявку на призывные мероприятия после получения повестки может быть уголовная ответственность.

Судебная практика определила некоторые нюансы, которые влияют на применение этой нормы судьями.

Обратите внимание: если на момент разбирательства лицу, которое уклоняется от несения воинской будет больше 27 лет, то к нему может быть применена норма исковой давности - 2 года.

Последствия

В части 1 статьи 328 УК прописано уголовное наказание за вышеуказанные действия, если нет смягчающих или отменяющих ситуацию причин:

  • штраф - до 200 000 рублей;
  • арест от 90 до 180 дней;
  • лишение свободы на срок до 24 месяцев.

К лицам, которые препятствуют вручению повестки или розыску призывника также может применяться уголовная ответственность. Но на практике это доказать сложнее, чем уклонение призывника от воинской службы.

Административная ответственность и штраф

Сотрудники военкомата не могут выбирать ФИО призывников так, как им захочется.

Для это есть строгая система учета, как военнообязанных лиц, так и военнослужащих.

Военному учету по месту жительства подлежат все молодые люди, которые достигли возраста 17 лет.

Примечание юриста: каждый военнообязанный гражданин РФ обязан своевременно сообщить всю актуальную личную информацию, влияющую на возможность осуществить призыв.

Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) статьей 21.5 прописаны следующие действия, как основания для наложения административной ответственности:

  • после получения повестки лицо не явилось в указанное место сбора;
  • неявка в военкомат, чтобы своевременно встать на учет или сняться с него;
  • при выезде за границы города или района для проживания сроком более, чем 90 дней, чтобы сообщить эту информацию в военкомат;
  • при выезде за границы России сроком более, чем 180 дней, чтобы сообщить эту информацию в военкомат;
  • за неуведомление военкомата о смене места жительства, работы или учебы в отведенный на это срок.

Нужно знать: За вышеперечисленные действия может быть назначен штраф в размере 100-500 рублей.

За отказ от прохождения медицинского освидетельствования предусмотрена аналогичная штрафная санкция. Это прописано в статье 21.6 КоАП и только при условии, что призывник получил повестку на эти действия. Можно ли законно откосить от армии и как это сделать смотрите в этом видео:


За уклонение от призыва на военную службу существует уголовная ответственность и административная.

Уголовная ответственность наступает в случае доказательства умысла гражданина на уклонение от призыва на военную службу и наказывается в соответствии с частью 1 статьи 328 УК РФ: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность наступает в случае нарушения гражданином обязанностей воинского учета в соответствии со статьями 21.5 и 21.6 главы 21 Кодекса об административных правонарушениях РФ и наказывается: предупреждением или наложением административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Какая ответственность наступает в том или ином случае подробно рассмотрено ниже.

Уклонение от призыва на военную службу и призыв на военную службу условно можно разложить на составляющие компоненты:

1) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись призывнику для прохождения мероприятий связанных с призывом (на медицинское освидетельствование);

2) Явка на мероприятия связанные с призывом (на медицинское освидетельствование) по повестке военного комиссариата, врученной под роспись призывнику;

3) Проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности призывника к военной службе (включая дополнительное обследование по направлению медкомиссии в медицинское учреждение);

4) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись, для явки в пункт сбора в назначенное время и место с последующей отправкой к месту прохождения военной службы.

Давайте рассмотрим каждый этап призыва на военную службу в отдельности и определим возможную ответственность за уклонение.

Пункт 1. Оповещение призывника повесткой.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в повестке?

Ответ: Да

Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Кто имеет право вручать повестку?

Ответ: Повестки вручаются гражданам:

Работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;

Органами местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;

Сотрудниками органов внутренних дел;

Примечание. Таким образом, ни мама, ни папа не входят в список лиц, обязанных передавать призывнику повестку (даже если указанные лица расписались за ее получение).

Вопрос: Если призывнику не получается вручить повестку под подпись?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Ответ: Инициировать розыск призывника с целью вручить ему повестку.

Ссылка на закон : Согласно п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007 года, военные комиссары составляют списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц.

Примечание. Вышеупомянутые списки носят информативный характер и не обязывают сотрудников органов внутренних дел производить какие-либо действия в отношении призывника.

Чтобы инициировать необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 (образец) к настоящей Инструкции;

Ответ: Определить местонахождение призывника и вручить ему повестку под подпись.

Ссылка на закон : Согласно п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):

При получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

Направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

Примечание. Таким образом, при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат.

Важно . Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.

Пункт 2. Неявка на мероприятия связанные с призывом (медицинское освидетельствование)

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Вопрос: Какие уважительные причины для неявки по повестке?

Ответ:

Вопрос: Какая ответственность за неявку по повестке?

Ответ: При единичной неявке – административный штраф в размере до 500 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва - возможна уголовная ответственность;

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Вопрос: Что может сделать военный комиссариат?

Ответ:

  • составить протокол об административном правонарушении;
  • инициировать доставление призывника в помещение органов внутренних дел для составления протокола;
  • направить материалы в Следственный орган Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (только при неоднократной неявке по повестке)

Ссылка на закон: Согласно пп. «к» п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, военные комиссары при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

Согласно пп. «л» п.4 настоящей Инструкции, при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 (образец) к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. В обращении указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения;

Примечание. Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении законно только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

Вопрос: Что могут сделать органы внутренних дел?

Ответ: Осуществить доставление призывника в помещение органов внутренних дел.

Согласно пп. «в» п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Примечание. Таким образом, доставление может быть осуществлено только при наличии у сотрудника органов внутренних дел обращения военного комиссара о доставлении (в котором указывается: ФИО призывника, дата рождения, место регистрации и подпись военного комиссара) непосредственно в помещение органа внутренних дел. Доставление в отдел военного комиссариата незаконно.


Вопрос: Могут ли возбудить уголовное дело?

Ответ: При неоднократной неявке по повестке по неуважительной причине – да.

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.28 ФЗ оВОиВС, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. При единичном случае неявки по повестке на мероприятия связанные с призывом (медкомиссия) по неуважительной причине вероятность возбуждения уголовного дела стремится к нулю.

Пункт 3. Проведение дополнительного медицинского обследования.

Вопрос: Имеет ли право медкомиссия направлять на дополнительное обследование?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.


Вопрос: Призывник может отказаться от дополнительного мед. обследования?

Ответ: Да. Для этого следует написать заявление на отказ (мотивированный отказ) от медицинского вмешательства.

Ссылка на закон: Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Важно. Не следует путать официальный отказ от медицинского обследования с уклонением от медицинского обследования. Уклонение от медицинского обследования классифицируется в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.


Вопрос: Какая ответственность за уклонение от доп. медицинского обследования?

Ответ: При отсутствии умысла на уклонение от призыва – административная (штраф до 500руб), при умысле на уклонение от призыва – уголовная.

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия. В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Пункт 4. Повестка на пункт сбора для отправки к месту прохождения военной службы.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в «боевой» повестке?

Вопрос: Может ли призывник не согласиться с решением призывной комиссии?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ оВОиВС, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Важно. При несогласии с решением ПК следует расписаться во вручаемой «боевой» повестке. Она будет основанием для обжалования действий со стороны призывной комиссии.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Примечание. Если призывник обжаловал решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ, либо в суд, то призывник может не являться по врученной ему ранее повестке.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от явки на пункт сбора с последующей отправкой к месту прохождения военной службы?

Ответ: Уголовная и административная

Ссылка на закон: Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.4 ст.31 ФЗ оВОиВС, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 ФЗ оВОиВС, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (КоАП и УК РФ) Российской Федерации.

Уважительные причины неявки по повестке.

Согласно п.2 ст.7 ФЗ оВОиВС, уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В отношении кого выносится оправдательный приговор?

По каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Примечание. Таким образом, если призывник не имел умысла в уклонении от призыва на военную службу при неуважительной неявке по повестке, то его действия следует квалифицировать как неисполнение гражданина обязанностей по воинскому учету согласно статье 21.5 КоАП РФ, либо как уклонение от медицинского обследования согласно ст.21.6 КоАП РФ. В случае неоднократной неявки по неуважительной причине по повестке действия призывника могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, за что предусмотрена уголовная ответственность.