Что делать после выигрыша тендера. Реально ли заработать на тендерах и госзакупках простому человеку? Чего не стоит делать

ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации.

Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

  • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.);
  • субъекты естественных монополий (газовые и нефтяные компании, РЖД и т. д.);
  • бюджетные организации, ведущие закупку на внебюджетные средства (полученные гранты, средства субподряда, собственные средства и т. п.).

В роли поставщика (участника) могут выступать как юридические, так и физические лица, включая ИП.

Электронные торги проводятся на любых ЭТП с любыми условиями участия на усмотрение заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно устанавливать сроки проведения закупки и выполнения заказа, потому участники тендера перед подачей заявки должны изучить Положение о закупке конкретного заказчика. Также заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер и способ обеспечения контракта, а также изменять условия договора, предварительно согласовав их с поставщиком.

Ведение электронного аукциона

Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах. Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке. В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов. Закрытый аукцион проводится в случае заключения сделки связанной с государственной тайной или в тех случаях, когда форма определения поставщика прямо предусмотрена соответствующими решениями Правительства РФ. Также заказчик может не размещать сведения о закупке, стоимость которой не превышает определенной суммы.

Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Правила ведения аукциона определяет заказчик. Аукционы допускается проводить как в один, так и в несколько этапов, если тендер ведется в отношении сложных работ, товаров или услуг. Заказчиком определяются сроки ведения аукциона. Ведение электронного тендера может осуществляться как в фиксированном периоде, так и с продлением срока аукциона за счет новых предложений поставщиков. Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен.

Документация заказчика

  • Положение о закупке;
  • План закупки;
  • Извещение о закупке;
  • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика. В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки.

Документация о закупке, включая проект договора должны быть опубликованы в электронном виде на сайте госзакупки.

Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ

Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение. На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке. Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта.

Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме.

Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника. Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении. Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа.

Запрос предложений

Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику. Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения. Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией. Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

Стоит обратить внимание на то, что закон предусматривает дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность за нарушение правил закупки. При этом штрафные санкции могут быть возложены как на участников закупки, так и на заказчика, а также их должностных лиц.

Ниже приведено полезное видео:

Мы готовим аукцион в электронной форме по 223-ФЗ, как рассчитать сроки подачи заявок, рассмотрение заявок, проведение аукциона, отличаются ли сроки, установленные по 44-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Каковы сроки подписания договора по результатам проведения электронного аукциона по Закону № 223-ФЗ?

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

То есть при проведении торгов в форме аукциона или конкурса заказчик определяет срок и порядок заключения договора, заключаемого с победителем торгов, в своем положении о закупке. Срок подписания такого договора определяется положением о закупке заказчика.

Согласно письму Минэкономразвития России от 26 октября 2015 г. № Д28и-3141 в положении о закупке заказчик самостоятельно вправе предусмотреть иные (помимо конкурса, аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанным способом.

Вместе с тем, в соответствии с частью 6 статьи 448 ГК РФ, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Законом № 223-ФЗ не установлен порядок подписания протокола о результатах торгов.

Таким образом, заказчик вправе при проведении торгов в форме аукциона или конкурса определить срок и порядок заключения договора, заключаемого с победителем торгов, в своем положении о закупке.

Сроки проведения электронного аукциона

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср
Размещение в ЕИС извещения и документации не менее чем за 15 дней (НМЦК свыше 3 млн руб.), за 7 дней (НМЦК до 3 млн руб.) до даты окончания срока подачи заявок (ч. 2, ч. 3 ст. 63, ч. 1 ст. 65 Закона № 44-ФЗ) Дата окончания срока подачи заявок
Отмена электронного аукциона - не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ) v v v v v
Принятие решения о внесении изменений в извещение, в документацию - не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ) 1 v v
Принятие запросов о даче разъяснений положений документации - не позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 65 Закона № 44-ФЗ) 2 v v v
24 25 26 27 28 29 30 31 1 2
ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт
Подписание протокола рассмотрения заявок - не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок (ч. 6 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) Направление оператору ЭП и размещение в ЕИС протокола рассмотрения заявок - не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок (ч. 7 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) v v v v Проведение электронного аукциона - рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок (ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ) Размещение на ЭП протокола проведения электронного аукционав -течение тридцати минут после окончания аукциона (ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ) как правило это происходит в день проведения электронного аукциона Рассмотрение вторых частей заявок и подписание протокола подведения итогов - не более 3 рабочих дней с даты размещения на ЭП протокола проведения электронного аукциона (ч. 5, ч. 8 ст. 69 Закона № 44-ФЗ) Размещение протокола подведения итогов на ЭП и в ЕИС - не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протогкола подведения итогов (ч. 8 ст. 69 Закона № 44-ФЗ)
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
сб вс пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт
Размещение заказчиком в ЕИС без подписи проекта контракта - в течении 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов (ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) Размещение в ЕИС победителем подписанного проекта контракта - в течении 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта (ч. 3 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) 3 Размещение в ЕИС контракта, подписанного от имени заказчика - в течении 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта подписанного победителем, и предоставления обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) 4

1 В течение 1 дня с даты принятия решения Заказчик размещает изменения в ЕИС. При этом срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее 15/7 дней.

2 В течение 2-х дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации. (ч. 4 ст. 65 Закона № 44-ФЗ).

3 В тот же срок победитель вправе направить протокол разногласий по проекту контракта. Заказчик в течение 3 рабочих дней с даты размещения протокола, рассматривает его и повторно размещает в ЕИС проект контракт. Размещение в ЕИС заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в ЕИС протокол разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

4 Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов ЭА (ч. 9 ст. 70 Закона № 44-ФЗ)

При проведении аукциона в рамках Закона № 223-ФЗ заказчиком должны быть соблюдены следующие сроки:

ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ - Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

ч.11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ - Изменения , вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений , предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней .