сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям. В то же время достоинство личности требует от окружающих уважения к ней, признания не только ее обязанностей по отношению к коллективу, обществу, но и ее прав. В отличие от понятия чести, достоинство предполагает большую степень свободы личности от конкретных условий ее жизни, что может привести к противоречию с существующими моральными «кодексами чести».
Отличное определение
Неполное определение ↓
ДОСТОИНСТВО
личности – осознание личностью своего обществ. значения, права на обществ. уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека. Содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человеч. Д. определяется в конечном счете характером обществ. отношений, от к-рого зависит положение личности в обществе. Чувство собств. Д. зарождается у человека уже в родовом обществе, хотя здесь индивид, по словам Маркса, еще не оторвался "...от пуповины естественнородовых связей с другими людьми..." ("Капитал", т. 1, 1955, с. 85). Основой зарождающегося в родовом обществе Д. было участие в общем труде и уважение со стороны соплеменников к людям, проявившим силу и храбрость в добывании средств к жизни и в столкновениях с враждебными племенами. С возникновением частной собственности человеч. Д. рассматривается преимущественно как привилегия личности, принадлежащей к господств. классам; рабы, считавшиеся только "говорящими орудиями", не могли на него претендовать. Однако в многочисл. восстаниях (напр., восстание Спартака) рабы, борясь против угнетения рабовладельцев, добивались восстановления попранного человеч. Д. Личность человека в рабо-владельч. обществе продолжала оставаться скованной религ. предрассудками, от к-рых в известной мере смогли освободиться лишь передовые люди того времени, верившие в силы и возможности человека. "Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить", – говорил Эпикур (см. "Материалисты Древней Греции", М., 1955, с. 223). В эпоху феодализма развивается феод. понятие Д. (т.н. рыцарская честь), носившее ярко выраженный сословный характер и исключавшее право на человеч. Д. "черни", "простолюдинов". В процессе многочисл. крест, восстаний и войн нар. массы вырабатывали новые представления и понятия о человеч. Д. В борьбе против феод. идеологии с ее отрицанием человеч. Д. (человек есть "раб божий") развиваются взгляды представителей гуманизма, требующих признания высокого назначения и Д. за каждым человеком. В эпоху Возрождения проблема Д. становится одной из основных проблем философских, этических и эстетических трактатов. Джианоццо Манетти в трактате "О достоинстве и превосходстве человека", Пико делла Мирандола в соч. "О достоинстве человека" провозглашают принцип высокого призвания человека. Человек сам творец своей собственной формы. От его воли и желания зависит, будет ли он высшим существом, превосходящим все другие существа, либо же он выродится в низменное существо. Человек опирается не на бога, не на свое происхождение, а исключительно на самого себя, на свое Д. Гуманисты высмеивали феодальное понятие Д. и чести, основанное на знатности происхождения. Эразм Роттердамский в сатире "Похвала Глупости" писал о феодалах: "Как ни тороплюсь я, не могу, однако, обойти молчанием тех, которые хоть и не отличаются ничем от простого поденщика, однако кичатся благородством своего происхождения... Но еще находятся дураки, готовые приравнять этих родовитых скотов к богам!" (указ. соч., М., 1960, с. 55). Деятели эпохи Возрождения, материалисты и просветители 17 и 18 вв. стремились подойти к оценке значения человеч. личности с т. зр. разума и требований человеч. природы. Гоббс ставил Д. человека в зависимость от его личных способностей и добродетелей, образующих могущество человека. "Публичная ценность человека, т.е. та цена, которую придает ему государство, есть то, что люди обычно называют д о с т о и н с т в о м. И эта цена, положенная ему государством, выражается в пожаловании должностей военных, судейских, по государственному управлению или в пожаловании имен и титулов, введенных для выявления такой цены" ("Левиафан...", М., 1936, с. 90). Представитель демократич. крыла франц. Просвещения Руссо связывал чувство Д. с проблемой свободы: "Отказаться от своей свободы – это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой" ("Об общественном договоре", М., 1938. с. 8). Представители франц. материализма 18 в. (Гольбах, Гельвеций) видели Д. человека в свободном удовлетворении его личных интересов, к-рое возможно, однако, только при разумном удовлетворении общего интереса, общего блага всех людей. В нем. классич. философии принцип Д. личности наиболее отчетливо был провозглашен Кантом. Формулируя положения категорического императива, Кант утверждал самоценность человеч. личности. "Действуй так, – писал он, – чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели" ("Основоположения к метафизике нравов", М., 1912, с. 55). Нем. философы рассматривали понятие Д. в связи с проблемой свободы, к-рая понималась как свобода духа. Такое понимание Д. нашло выражение во взглядах Шиллера, Фихте и др. "Господство моральной силы над инстинктами, – писал Шиллер в ст. "О грации и достоинстве", – есть свобода духа, и выражение ее называется в явлении достоинством" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 156). Рассматривая проблему Д. в связи с проблемой целостности человеческой личности, Шиллер считал необходимым достижение единства моральной силы и эстетич. совершенства, Д. и грации. "...Они не исключают друг друга в одной личности и даже в одном ее состоянии, напротив, только от грации получает достоинство подтверждение, и только от достоинства получает ценность грация" (там же, с. 162). В буржуазном обществе главным мерилом Д. человека является его богатство. В условиях капиталистич. эксплуатации миллионы трудящихся утрачивают права на уважение и человеч. Д. "В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен" (Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 439). Отношения эксплуатации закономерно порождают, с одной стороны, самомнение, чванство, честолюбие и тщеславие, а с др. стороны – подхалимство, угодничество, лицемерие и продажность. В эпоху империализма, когда монополистич. буржуазия окончательно отказалась от демократич. принципов, вновь широко проповедуется культ грубой силы, теории элиты и "сильной личности", призванной осуществлять господство буржуазии, попирая человеч. Д. масс. В революц. борьбе за свое освобождение рабочий класс вырабатывает свое понятие о Д., в основе к-рого лежит борьба за освобождение трудящихся масс от эксплуатации, сознание всемирно-историч. миссии пролетариата. В условиях эксплуататорского общества порабощенный трудящийся человек поднимается до осознания своего Д., включаясь в освободит. борьбу масс. "Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам" (Ленин В. И., Соч., т. 13, с. 33). Д. пролетария связано с сознанием силы и Д. своего класса, с чувством классовой солидарности. "...Пролетарская самостоятельность, – писал Плеханов, – обусловливает собою сознание пролетарием своей зависимости от капиталиста и стремление от нее и з б а в и т ь с я... А для этого нет другого пути, кроме сплочения пролетариев... кроме их объединения, для совместной борьбы за существование... Его т я г о т е н и е к м а с с е прямо пропорционально е г о с т р е м л е н и ю к независимости, его сознанию собственного достоинства, словом – развитию его и н д и в и д у а л ь н о с т и" (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 511). С развитием обществ. жизни расширяются и обогащаются представления и понятия о Д. Высшим образцом борьбы за человеч. Д. в эксплуататорском обществе является борьба за уничтожение капиталистич. строя, за мир, нац. освобождение народов, демократию и социализм. В совр. условиях, в условиях нац.-освободит. революций и войн особенное значение получает Д. народов, сбросивших цепи колониализма. Д. человека социалистич. общества – это осознание им своего обществ. значения как творца новых, коммунистич. отношений между людьми. Основу Д. личности при социализме составляет выполнение обществ. долга, активное и сознат. участие в строительстве коммунизма, единство личных и обществ. интересов. Задача воспитания чувства собственного Д. сов. человека неразрывно связана с задачей воспитания чувства долга перед родиной и народом. "Мы желаем воспитать культурного советского рабочего... Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, – он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом" (Макаренко А. С., Соч., т. 2, 1957, с. 397). В процессе коммунистич. строительства в сов. людях развивается чувство коллективизма, сознание ответственности за общее дело. Весь строй социализма, весь социалистич. правопорядок обеспечивают высокое Д. сов. человека. Оно неразрывно связано с непримиримой борьбой против всего того, что унижает человека труда: против несправедливости и угнетения, низкопоклонства и холопства, самодовольства и чванства. Д. сов. человека поднимается на новую, более высокую ступень в период развернутого строительства коммунизма, когда само общество охраняет личное. Д. каждого гражданина. "Личное достоинство каждого гражданина – говорится в Программе КПСС, – охраняется обществом" (1961, с. 121). Переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советского гражданина. Д. сов. человека сочетает в себе преданность и любовь к своему народу, гордость его революц. традициями с уважением к трудящимся массам др. наций, к народам др. стран, гордость своим самым прогрессивным и гуманным мировоззрением – марксизмом-ленинизмом. Лит.: Ленин В. И., Памяти графа Гейдена, Соч., 4 изд., т. 13; ?леханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, [М.], 1948; его же. Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 511, Герцен А. И., Несколько замечаний об историческом развитии чести. Собр. соч. в тридцати томах, т. 2, М.. 1954; Макаренко А. С, Из истории коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Соч., т. 2, М., 1957; ?ихте И. Г., О достоинстве человека, Избр. филос. соч., т. 1, [М.], 1916; Пикоделла Мирандола Дж., О достоинстве человека, в кн.: Дживелегов А. К., Возрождение. Собрание текстов..., М.–Л., 1925; Гоббс Т., Левиафан..., [М.], 1936, ч. 1, гл. 10; Шиллер Ф., О грации и достоинстве, Собр. соч., т. 6, М., 1957. В. Морозов. Москва.
морально-психологическое качество личности, которое заключается в осознании ею собственной ценности и утверждении этой ценности в любых обстоятельствах. Человека с чувством собственного Д. отличает самоуважение, высокая самооценка, уверенность в своих силах. В Д. выражаются такие родовые качества людей, как разум, чувства и воля. Поэтому каждый человек обладает Д. независимо от своего социального, материального или профессионального положения, пола, возраста или национальности. Другое дело, что часто Д. личности ущемляется другими людьми, социальными группами или неблагоприятными обстоятельствами. Д. человека является важным качеством в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Юридическая сторона Д. заключается в том, что оно относится к числу неотъемлемых прав личности и в числе других прав подлежит государственной защите. В ст. 21 Конституции РФ записано, что «…достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Во многих других нормативно-правовых актах закреплена норма о необходимости для сотрудников правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности соблюдать достоинство и честь любого гражданина и не допускать слов и действий, которые бы оскорбляли Д. личности. Например, в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О полиции» закреплена перенесенная из международного права норма о том, что «…сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению».
В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что не наделен этим качеством. Каждый должен знать честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?
Определение: что такое честь
Понятие "честь" означает совокупность за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы.
В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.
Определение слова "честь" тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.
Что такое достоинство человека
Достоинство человека - это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей.
Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.
Честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности.
У каждого ли человека есть честь и достоинство
Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.
На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.
Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.
Как почувствовать себя достойным человеком
Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.
Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.
Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.
Известный польский психолог и писатель Юзеф Козелецкий много лет изучает мотивы поведения человека. Диапазон его иссле дований широк и несколько необычен для академического ученого. Одна из его книг называется « Многомерный человек». « Авантюрность жизни», « прославление неудачи», « рассуждение о ненасытности», « страсть к преодолению границ» - вот некоторые темы, обсуждаемые в ней.
Есть в ней и глава, посвященная достоинству человека.
Что такое достоинство? Ответит на этот вопрос так же нелегко, как, скажем, объяснить, что такое красота или истина. Почему один человек сохраняет свою индивидуальность даже в тюрьме, где у него отняты все права, а другой легко отказывается от собственных убеждений в обмен на обещанные привилегии?
Конечно, достоинство во многом зависит от прав человека - личной свободы, воз можности высказывать свои мысли, принимать решения… Но даже если отнять их (что и происходит при разных формах принуждения и террора), у каждого из нас остается возможность сохранить личное достоинство. Одаренный этой чертой характера человек поступает в соответствии с собственной системой ценностей, он верен себе и не поддается манипулированию.
Правда, и характер можно сломать, но для этого пришлось бы уничтожить личность в человеке, лишить его индивидуальности.
Два портрета
Юзеф Козелецкий дает обобщенный портрет человека, обладающего чувством собственного достоинства. Вот его основные черты:
♦ ведет себя в соответствии с собственной системой ценностей, ценит истину выше, чем немедленную пользу;
♦ умеет защищать свою индивидуальность, в моменты опасности проявляет самообладание и спокойствие;
♦ мало податлив к манипуляциям извне;
♦ не променяет свою индивидуальность на материальные ценности, на доступ к власти или к славе;
♦ не торопится принимать новые идеи и убеждения; только существенные аргументы могут изменить его систему ценностей и принципы поведения.
Совсем иначе ведет себя человек, лишенный чувства собственного достоинства:
♦ его поведение зависит не столько от собственных взглядов и убеждений, сколько от сиюминутных интересов;
♦ легко поддается манипуляциям;
♦ принцип верности истине замещается у него принципом собственной пользы;
♦ под давлением обстоятельств может совершать поступки, противоречащие собственной совести и наносящие вред другим людям.
Понятно, что оба портрета, набросанных Козелецким, отражают крайние проявления человеческой личности. Между этими полюсами находится множество промежуточных отметок. Но установка (устойчивая склонность к первому или второму способу поведения) тем не менее просматривается всегда.
В последнее время мы все чаще слышим призывы вести себя гибко, приспосабливаться к обстоятельствам. Но до какой степени? На этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Козелецкий, в задачу которого не входит воспитание нравов, тем не менее подсказывает возможный путь. Он считает, что главное - сохранить себя, не потерять индивидуальности.
В нашей стране это понятие не считалось большой ценностью, слово « индивидуализм» не так давно произносилось как ругательство, причем порой в тех самых случаях, когда человек пытался отстаивать свои убеждения, расходящиеся с мнением большинства. Личность растворялась, нивелировалась в толпе. Способность противостоять « обезличиванию», сохранить достоинство Козелецкий относит к моральной стороне характера. Более того, он видит в достоинстве эстетическую ценность: « Владение собой человека, защищающего свои убеждения, включает элементы прекрасного».
Жизнь по ту сторону достоинства
Каждый человек создает концепцию собственного « я» и по-своему строит отношения с миром. С этой точки зрения можно условно выделить два типа людей - прагматичные и принципиальные.
Крайние прагматики считают: для того чтобы сохраниться и управлять собою в изменчивом мире, надо приспосабливаться к любой ситуации. Их связи с окружающими так тесны, что граница, отделяющая индивидуальное « я» от среды, часто стирается.
Желая достичь своих целей, прагматик готов отказаться от собственных убеждений. То, что люди с принципами называют угодливостью или даже продажностью, для него представляет одну из форм приспособления к миру. Чувство собственного достоинства для него лишь дань непонятной традиции, затрудняющей рациональные действия.
Юзеф Козелецкий описывает эксперимент американского психолога Стэнли Милгрема, целью которого было определить степень подчинения человека требованиям, оскорбляющим достоинство.
Из двух человек, находящихся в лаборатории, один исполнял роль « учителя», второй - « ученика». В ходе эксперимента « учитель», который и был испытуемым, должен был наказывать « ученика» за ошибки ударами электрического тока. Ему ничего не было известно ни о цели эксперимента, ни о том, что « ученик» не является испытуемым, а только помогает проводить исследование. По объявленным условиям, за каждую последующую ошибку учитель должен был усиливать наказание (понятно, что удары током были фиктивными). В процессе этого репрессивного обучения « учитель» слышал крики « ученика» (они были записаны на пленку перед началом исследований).
Большинство испытуемых соглашались выполнить жестокие требования экспериментатора и без колебаний применяли все более сильные удары. Так Милгрем доказал, что многие легко поддаются манипуляциям, готовы подчиняться сомнительным авторитетам, а обещание награды (значительно меньшей, чем библейские « тридцать сребреников») вызывает у некоторых садистское поведение, противоречащее системе личных ценностей и норм. Такое поведение особенно характерно для крайних прагматиков.
Однако в исследованиях Милгрема была выявлена и другая группа людей - тех, кто отказывался доставлять страдания « ученикам». Таких оказалось значительно меньше, но они были тверды - узнав об условиях эксперимента, покидали лабораторию. Они руководствовались внутренними убеждениями и не поддавались манипулированию. Основа людей этого типа - неповторимые черты личности, а не набор исполняемых социальных ролей. Как правило, такие люди умеют анализировать и дают себе отчет в своих мотивах и установках.
Достоинство и биография
« Человеческая жизнь слишком длинна, чтобы всю ее прожить с достоинством. Тем не менее она достаточно длинна для того, чтобы в ней нашлось место для достойных поступков», - считает Юзеф Козелецкий. У каждого человека, даже самого благородного, наряду с очень достойными поступками, бывают такие моменты, когда он утрачивает достоинство, сбрасывает с себя его груз, поддается манипулированию. Чаще всего это связано с искушениями, перед которыми трудно устоять, или с угрозами. Козелецкий описывает три наиболее характерные ситуации.
Так происходит тогда, когда рождаются новые возможности приобретения имущества, славы, власти. В этих случаях достоинство, как растение, не пустившее достаточно глубоких корней, может быть выкорчевано прагматическими интересами. Перспектива богатства подавляет верность себе. Не правда ли, именно такие метаморфозы происходят сейчас в нашей стране, где никак не закончится передел собственности?
Кроме того, характер человека могут сломать устрашение и репрессии. Многие ученые в период « ошибок и искажений» открещивались от своих взглядов. Это позволило им удержать прежние должности и избежать страданий.
Человек может утратить личное достоинство и в моменты социальных кризисов, во время переворотов или в каких-нибудь неординарных ситуациях. Обескураженный новыми порядками, он не понимает, что происходит, и начинает хаотически выполнять действия, которые часто оказываются недостойными. Ну что ж, и в этом наблюдении Козелецкого можно узнать себя и своих сограждан, которые после кризиса готовы на любую работу, лишь бы не остаться без нее.
Но бывает и наоборот. В биографиях некоторых людей можно обнаружить переломные моменты, в которые они отказываются от недостойных поступков, защищают собственные убеждения, добровольно берут на себя груз достоинства. Под влиянием исторического события или в результате морального и социального созревания человек может « прозреть» - осознать свою не слишком привлекательную роль пешки на шахматной доске могучих сил истории. В этом случае он переживает кризис, из которого иногда выходит обновленным, как растение после ливня.
Итак, личное достоинство - это установка, укорененная в характере. Хотя кто-то считает его анахронизмом и помехой в прагматическом мышлении, оно продолжает регулировать поведение людей. Во времена неуверенности его роль даже усиливается. Оно становится как бы гарантом независимости человека в окружающем его мире.
« В структуре достоинства, понимаемого как верность себе, есть что-то неочевидное, таинственное, удивительное, вроде бы не соответствующее криюриям эффективного действия… Мы живем в период, когда судьба человека в большей степени зависит от его характера, чем от его интеллекта». Это слова мудрого философа, а не бесстрастного исследователя.
Вера Козлова
Достоинство – нравственная, этическая категория, направленная внутрь личности. Это уважение индивида к самому себе, его высокая и субъективная оценка собственной значимости.
Впрочем, не стоит путать его с излишней самоуверенностью и самолюбием.
Самооценка персоны имеет большое значение при формировании достоинства. Его взращивание начинается в детстве, и культивируется на протяжении жизни.
Зрелое и адекватное чувство собственного достоинства позволяет личности идти задуманным путем , реализовывать себя и путешествовать по жизни с уверенно поднятой головой.
Достоинство – что это такое?
Нередки случаи, когда о человеке говорят: «Он держался достойно», «Он воспринял эту информацию с достоинством». О чем речь?
О том, что в любой неприятной ситуации – при увольнении, разводе, ссоре, – сильная личность не забывает об уважении к себе.
А значит – не унижается, не опускается до взаимных оскорблений, не позволяет вытирать о себя ноги, но и не истерит в ответ на любую критику.
Даже в самых неприглядных условиях достойный индивид остается «на высоте», действует согласно своим принципам и не идет наперекор совести.
Помимо себя, он почитает и других, однако требует взаимного уважения к собственной персоне.
Человек ощущает собственную ценность, защищает свои интересы, но вместе с тем трепетно относится к правам и свободам окружающих.
Для человека, наделенного достоинством, характерны:
1. Высокая, но адекватная оценка собственной значимости,
2. Стремление к реализации своего потенциала,
3. Независимость (действий, оценок),
4. Ответственность за свои поступки,
5. Обостренное чувство долга,
6. Внутренняя свобода,
7. Нацеленность на добрые, справедливые дела,
8. Принципиальность,
9. Работа над собой (саморазвитие, получение новых знаний, наращивание профессиональных компетенций),
10. Этичное, уважительное отношение к другим людям и их свободам.
Важная составляющая достоинства – понимание собственной значимости в рамках целого мира.
Благодаря этому ощущению человек готов легко воспринимать любую критику, так как она не вредит его самооценке. Он высоко ценит свой потенциал и верит в возможность успеха.
С чувства собственного достоинства начинается путь к саморазвитию, к полноценной жизни, к личностным достижениям и к гармонизации себя. И, как итог, – к счастью.
Достойная пара: самоуважение рождает уважение
Человеческое достоинство хоть и имеет отношение к самоуважению, однако противоположно эгоизму и эгоцентризму. Ведь, почитая себя, гармоничный индивид учится уважать всех, кто вокруг.
Понимание своей ценности заставляет личность ценить и окружающих. Именно поэтому люди, обладающие высшей степенью достоинства, участвуют в благотворительности, сражаются за слабых, ищут справедливости и становятся примерами для прочих.
С рыцарских времен достоинство, честь и благородство были тесно связаны в умах человечества.
Мотивируют поступать согласно долгу и ощущать ответственность за последствия.
Это богатство, присущее представителям любых слоев – от аристократов до бедняков. Сокровище, которое нельзя отобрать у индивида, в отличие от денег или имущества.
Одна из народных мудростей гласит: «Муж, наделенный достоинством, может носить бедную одежду, но внутри себя имеет истинно драгоценный камень».