Что включает в себя правовая культура. Правовая культура: понятие, структура, виды, функции. Структурные элементы правовой культуры

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.

Высокий уровень правовой культуры характерен

для правового государства и гражданского общества.

Структурными элементами правовой культуры являются:

1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

5. правовая активность граждан;

6. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1 .индивидуальная (культура отдельного человека); 1.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

4. профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.

Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.

функции правовой культуры:

1. Функция производства и воспроизводства элементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.

2. Интегративная функция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.

3. Оценочная функция: правовая культура является связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.

Таким образом, правовая культура - это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.

Правовая культурачасть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно – правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности .

Понятие правовая культура и правовое сознание близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Если первое раскрывает процессы отражения в сознании людей различных государственно – правовых явлений, что проявляется в теориях, оценках, знаниях, то правовая культура личности показывает как феномены нашего правосознания реализуется и закрепляется в образцах и нормах правовой деятельности. Здесь проявляется обыденный, поведенческий элемент.

Как сложное, многоплановое социальное явление структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем с т р у к т у р а п р а в о в о й к у л ь т у р ы может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием пра­вовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.


Правовую культуру личности можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качествен­но овладевают правовыми навыками и умеют действовать профес­сионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций : познава­тельную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуника­тивную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».

Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологаческие его элементы, но и юридически значимое поведение.

Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Структура правовой культуры личности

1) психологический элемент (правовая психология);

2) идеологический элемент (правовая идеология);

3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

4) Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания и правовой активности общества;

2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культу- и характеризуется следующими факторами

Реальной потребностью в праве;

Состоянием законности и правопорядка в стране;

Степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Функции культуры

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.



Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Коммуникативная функция. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права. Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейно-правовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой культуры индивидов.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере «сегодняшнего» правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Правовая культура - динамическое явление. Исключительно важное место занимают в ней нравственные ценности.. Для нас правовая культура ценна не только тем, что она служит идеалам нашего государства, но и тем, что в ней заключены прежде всего общечеловеческие идеалы гуманизма и справедливости. Если правовая культура порывает с этими идеалами, то она перестает служить и праву, и цивилизации.

Система права

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права характеризуется тем, что:

1. обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

2. имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей;

3. ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом. Правовая система шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Структурными элементами системы права являются:

а) норма права – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами;

б) отрасль права- представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность;

в) подотрасль права - регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью;

г) институт права– это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность»;

д) субинститут. Сложный или комплексный институт, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами.

Правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

1) уровень правосознанияв обществе , т.е. степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.
Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.
Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин-не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это прежде всего знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.
Есть такой феномен правовой культуры какпрезумпция знания закона , что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.
Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и соблюдать его;

2) режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка;

3) уровень развития правотворческой деятельности , состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме, т.е. качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также: юридическая техника подготовки; принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Все это вместе - показатель уровня законодательной культуры;

4) состояние юридической практики, работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) органов - показатель уровня правореализующей культуры, которая проявляется в глубоком знании законодательства лицами, применяющими его, в четко налаженной работе правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведении их до полного юридического разрешения.

Роль юриста в поддержании всех составных элементов - показателей правовой культуры общества - является ведущей.

Правовой нигилизм

как антипод правовой культуры:

Пути преодоления

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм общества и личности.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, исключающее, однако, преступный умысел.

Игнорирование закона с преступной целью - самостоятельная форма деформации правосознания. Вместе с тем правовой нигилизм порождает правонарушения, в том числе уголовные преступления.

Явления правового нигилизма (неприятие законов, отрицательное отношение к праву) - наиболее распространенная и укоренившаяся форма деформации правосознания населения в государствах с авторитарным и тоталитарным режимами.

Правовой нигилизм в Украине во время ее вхождения в СССР - результат деформации правового регулирования того времени. В СССР правовой нигилизм выступал в двух формах:

1.теоретической (идеологической) - когда в унисон с марксистско-ленинской теорией на государственном уровне обосновывались идеи: а) об отмирании государства и права при социализме и тем самым принижалась роль права; б) о предпочтительности всемирной пролетарской революции перед правами человека; в) о превосходстве постановлений Коммунистической партии перед законом и др.;

2.практической - когда а) было накоплено огромное количество нормативных актов либо морально устаревших, либо содержащих декларации и призывы, либо не имеющих ясности и четкости формулировок и противоречащих друг другу. Распространившаяся порочная практика, согласно которой закон не действовал до тех пор, пока он не обрастал инструкциями или ведомственными приказами, привела к правовой деградации общества, породила неверие в закон, пренебрежение им; б) установленные государством правовые нормы не соблюдались государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, которые прикрывали нарушения законности оправдательными объяснениями типа "в интересах народа", "для выполнения плана" и др., что породило ведомственный правовой нигилизм и даже правовой цинизм со стороны высших должностных лиц государства.

Правовой нигилизм украинского общества советского периода возник не на голой почве: он имел глубокие исторические корни. Многовековая правовая необеспеченность общества, неравенство перед законом и судом, правовой цинизм правительства и других высших органов власти, попрание национальной самобытности народа - все это, говоря словами А.И. Герцена, "убило...всякое уважение к законности" в Российском государстве, в состав которого на протяжении ряда столетий входила значительная часть Украины.

В настоящее время причинами проявления правового нигилизма в Украине можно считать следующие:

1) экономические - процесс разрушения старого хозяйственного организма (нежизнеспособного, но все же целостного) значительно опережает становление украинской экономики как саморегулируемой системы производственных связей и материальных возможностей производства - на основе экономической свободы. Граждане лишились привычных условий трудовой деятельности и, силу невозможности и неспособности быстро адаптироваться к новой экономической обстановке, возникли неудовлетворенность, апатия, агрессивность, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в законы;

2) социальные - социальная напряженность как результат ослабления социальной ответственности государства и неуравновешенности социальной политики. Нерегулярной оплатой труда, повышением платы за коммунальные услуги, низким уровнем социального обеспечения (при наличии инфляции) государство вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической неустойчивости личности) нигилистическое отношение к праву и закону;

3) политические - распад СССР, отмена однопартийной системы, утверждение идеологического и политического плюрализма, трудности формирования политической системы украинского общества обнаружили неподготовленность демократических общественных сил к быстрым историческим преобразованиям, отсутствие прагматической демократической идеологии и политики для переходного периода. Это привело к политической неустойчивости общества, которая повлекла за собой игнорирование законов;

4) идеологические - падение прежних идеалов, низкий уровень правосознания как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося формирования новой. Правосознание гражданина оказалось неподготовленным к снятию криминала со многих деяний, считавшихся ранее преступными (спекуляция товарами, частно-предпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и др.), и одновременным вступлением в действие принципа “дозволено все, что не запрещено законом”. Свободу выбора гражданин воспринял как вседозволенность;

5) юридические :

- в сфере правотворчества - отсутствие последовательности, логичности, принимаемых законов и подзаконных актов, их противоречивость подрывают веру в качество законов, служат основанием для правового нигилизма (напр., нормативные акты о налогах неконкретны, неполны, казуистичны);

- в сфере правоохранительной деятельности - слабое раскрытие преступности, их коррумпированность создают условия для возможности обойти закон, порождают неустойчивость правомерного поведения.

Итак, неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая культура, неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов и ряд иных названных выше причин порождают правовой нигилизм.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:

- совершенствование правотворчества, обеспечение должного качества принимаемых законов (в том числе уменьшение запрещающих норм в новом законодательстве по сравнению с предыдущим), наличие развитого законодательства, стабильности и единообразия в регулировании общественных отношений;

- наличие развитой системы правоприменительной деятельности ; упрочение законности, учет каждой юридической ситуации, повышение роли суда;

- повышение эффективности в деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений. Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения к работе правоохранительных органов;

- повышение уровня правосознания и правовой культуры населения , которое позволило бы закону работать. Этому в немалой степени призвано помочь улучшение правовой информации;

- качество профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Важное значение в преодолении правового нигилизма отведено правовому всеобучу, в котором роль юриста является ведущей.

Ключевые слова

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТА ПРАВА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА / ЖИВАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОПРЕДМЕЧЕННАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СТАТИКЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В ДИНАМИК / LEGAL CULTURE IS THE SUBJECT OF LAW / LEGAL CULTURE OF SOCIETY / LIVE LEGAL CULTURE / OBJECTIFIED LEGAL CULTURE / LEGAL CULTURE IN STATICS / LEGAL CULTURE IN THE DYNAMICS / STRUCTURE OF THE LEGAL CULTURE OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Бондарев А. С.

Введение: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы понятия и структуры правовой культуры общества . Цель: раскрыть недостатки существующих разработок указанных вопросов и изложить для обсуждения свою оригинальную их разработку. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектичекий метод. Используются и общенаучные методы анализ и синтез, системный и частнонаучные методы формально-юридический, сравнительно-правовой. В ходе научного поиска особое внимание уделялось методу системного анализа. Результаты: проанализирован ряд распространенных в науке взглядов на понятие и структуру правовой культуры общества , указаны их недостатки и для обсуждения излагается свой оригинальный подход к указанным вопросам. Категория «правовая культура» должна, на наш взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права и коллективных, и индивидуальных. Правовая культура это правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощения этих своих способностей в социально-правовую активность. Правовая культура имеет две формы: живую и предметную. В живой форме она существует в двух состояниях: статичном (она находится внутри субъектов ее носителей) и динамичном (она, как правовая интеллектуально эмоционально волевая сила субъектов права организует и направляет их правомерную деятельность вовне). В предметной форме правовая культура представляет собой опредмеченные (облеченные главным образом в знаки юридического языка) субъектами права результаты своей правомерной деятельности. Здесь очень важно заметить: живая правовая культура неотделима от субъектов права. И только в своей предметной форме она «покидает» своих создателей и носителей отправляется в самостоятельное плавание Выводы: правовая культура общества это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях живом статичном, живом динамичном и предметном. Структурно она подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и б) правореализационную. Содержанием правотворческой подсистемы правовой культуры общества является правотворческая культура субъектов правотворчества, находящаяся в иерархическом взаимодействии в трех своих состояниях: живом в статике, живом в динамике, предметном. Содержание правореализационной подсистемы правовой культуры общества составляет правовая культура всех субъектов права страны (во всех трех состояниях), способных и участвующих в применении и реализации установленных правотворческой подсистемой системы норм права, опредмеченной в системе законодательства страны.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Бондарев А. С.

  • Правосознание - неотъемлемая и ведущая частьправовой куль туры

    2016 / Бондарев А.С.
  • Правовая культура - необходимое и существенное свойство членов правового общества

    2019 / Виктория Борисовна Фролова
  • К вопросу о правосознании как факторе формирования правовой позиции субъекта правотворчества в современной России

    2011 / Дербина Анна Владимировна
  • Материалы «Круглого стола» «Юридическая наука и ее значение в современном обществе»

    2013 / Сидоренко А. И.
  • Цели и средства в правореализационном процессе

    2019 / Азархин А.В.
  • Личность в правореализационном процессе

    2018 / Белянская Ольга Викторовна
  • Правовая культура в системе культуры общества

    2017 / Андреева Дарья Олеговна
  • К вопросу о компонентах правовой культуры

    2015 / Чудинов О.Р.
  • Особенности формирования правовой позиции субъектов правотворчества в Российской Федерации

    2014 / Дербина Анна Владимировна, Жилина Татьяна Александровна
  • Конкретизация в праве: методологические основы исследования

    2014 / Власенко Николай Александрович

LEGAL CULTURE OF SOCIETY: PROBLEMS AND CONCEPTS OF STRUCTURE

Introduction: The article discusses the concepts and discussion questions the structure of legal culture of society .Objective: To reveal the shortcomings of existing developments and to present these issues to discuss his original their development. Methods: The methodological basis of this study is a set of methods of scientific knowledge, of which occupies a leading place dialekticheky method. Used and scientific methods analysis and synthesis, system and public-scientific methods formal-legal, comparative legal. In the course of scientific research emphasizes methods for system analysis. Results: The paper analyzes a number of popular science views on the concept and structure of the legal culture of society , listed their weaknesses and to discuss the outlines of its original approach to these issues. The category of "legal culture" should, in our view, does not characterize these or other legal values, and the subjects of law and the collective and the individual. Legal culture is the legal property of the subjects of law. She has a degree of legal development, legal excellence, the level of their ability to create high quality and effective use of the necessary legal means to achieve their legitimate objectives of its legitimate interests and needs and to put these skills in their socio-legal activity. Legal culture exists in two forms: a lively and substantive. In live form it exists in two states: a static (it is inside the actors it supports) and dynamic (as it is legal intellectually emotionally volitional power of subjects of law organizes and directs their lawful activities outside). In the form of the legal culture of the subject is objectified (mostly clothed in legal language signs) subjects of the law results of its legitimate activities. It is important to note, that the living law culture is inseparable from the subjects of law. And only in its objective form, it "leaves" of their creators and carriers is sent to independent swimming Conclusions: From the above, the legal culture of society a system of legal cultures of all subjects of the legal life of the society. located in all three states the living static, dynamic and lively detail. Structurally, it is divided into two complex subsystems: a) making and b) pravorealizatsionnuyu.Content of the law-making subsystem legal culture of society is a culture of law-making subjects of law-making, which is in the hierarchical interaction in its three states: living in statics, dynamics in vivo, in detail. Contents pravorealizatsionnoy subsystem legal culture of society is the legal culture of all subjects of the law of the country (in all three states), and capable of participating in the application and implementation of established law-making subsystem of the law, objectified in the country"s legislation.

Текст научной работы на тему «Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ

А.С. Бондарев

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]

Введение: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы понятия и структуры правовой культуры общества. Цель: раскрыть недостатки существующих разработок указанных вопросов и изложить для обсуждения свою оригинальную их разработку. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектичекий метод. Используются и общенаучные методы - анализ и синтез, системный - и частнонаучные методы - формально-юридический, сравнительно-правовой. В ходе научного поиска особое внимание уделялось методу системного анализа. Результаты: проанализирован ряд распространенных в науке взглядов на понятие и структуру правовой культуры общества, указаны их недостатки и для обсуждения излагается свой оригинальный подход к указанным вопросам. Категория «правовая культура» должна, на наш взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права и коллективных, и индивидуальных. Правовая культура - это правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощения этих своих способностей в социально-правовую активность.

Правовая культура имеет две формы: живую и предметную. В живой форме она существует в двух состояниях: статичном (она находится внутри субъектов - ее носителей) и динамичном (она, как правовая интеллектуально эмоционально волевая сила субъектов права организует и направляет их правомерную деятельность вовне). В предметной форме правовая культура представляет собой опредмеченные (облеченные главным образом в знаки юридического языка) субъектами права результаты своей правомерной деятельности. Здесь очень важно заметить: живая правовая культура неотделима от субъектов права. И только в своей предметной форме она «покидает» своих создателей и носителей - отправляется в самостоятельное плавание Выводы: правовая культура общества - это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях - живом статичном, живом динамичном и предметном. Структурно она подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и б) правореализационную. Содержанием правотворческой подсистемы правовой культуры общества является правотворческая культура субъектов правотворчества, находящаяся в иерархическом взаимодействии в трех своих состояниях: живом в статике, живом в динамике, предметном.

© Бондарев А.С., 2014

ных правотворческой подсистемой системы норм права, опредмеченной в системе законодательства страны.

Ключевые слова: правовая культура субъекта права; правовая культура общества; структура правовой культуры общества; живая правовая культура; опредмеченная правовая культура; правовая культура в статике; правовая культура в динамик

Введение

Видимо, во многом справедлив вывод В.Н.Карташова и М.Г. Баумовой из проведенного ими анализа «обширной отечественной и зарубежной литературы, посвященной правовой культуре». Они утверждают, «что правовая культура исследована довольно слабо. Большинство сочинений носит умозрительный (описательный, поверхностный и т.п.), а не аналитический и синтетический характер». Они верно установили, что в юридической науке взгляды на структуру правовой культуры общества настолько же многообразны, насколько разнообразны понятия правовой культуры.

Некоторые распространенные взгляды на понятие и структуру правовой культуры общества

В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, взгляды которых широко поддержаны многими учеными-юристами, подвергли критике имеющиеся в нашей литературе понятия правовой культуры за их по преимуществу оценочный характер. Дескать, они не дают содержательной характеристики правовой культуры. Данные ученые предложили под правовой культурой понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. И далее, раскрывая структуру правовой культуры общества, они пишут: «На наш взгляд, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные компоненты: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, то есть система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, то есть система духовного отражения всей правовой действительности; правовое поведение

как правомерное, так и противоправное» .

Или, по не менее авторитетному мнению профессора С.С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу.

Отсюда, на его взгляд, правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов, а именно: состояния правосознания в обществе; состояние законности; состояния законодательства, совершенства его содержания и формы; состояние практической работы в области права - суда, а также прокуратуры, других юридических органов, выражающее их реальную роль в политической и правовой системе, степень передовых приемов юридической техники, правовой НОТ и т.п. .

Весьма противоречивое мнение по поводу структуры правовой культуры общества мы находим и в работе В.Н. Карташова и М.Г. Баумовой. Сначала, в отличие от большинства ученых, они высказывают новую интересную идею, что правовая культура общества - это полиструктурное образование, включающее, в частности, генетическую и функциональную, логическую (логико-философскую) и психическую, временную и пространственную, стохастическую и другие структуры. Однако убедительных доказательств такой полиструктурности в работе не содержится. Серьезного анализа удостоилась только одна из указанных структур правовой культуры общества - логическая (логико-философская). Причем в силу того, что авторы исходят из того, что «правовая культура не является самостоятельным компонентом правовой системы общества, а служит лишь одной из фундаментальнейших ценностных ее (правовой системы) характеристик», то, по сути, они

пришли к вышеуказанной точке зрения С.С. Алексеева на структуру правовой культуры общества.

Приведенные выше примеры наглядно подтверждают, что ключ к познанию структуры правовой культуры общества лежит в правильном подходе к ее пониманию. Но общепринятого понятия правовой культуры нашей наукой до сих пор не выработано. В ней ныне насчитывается до двухсот пятидесяти определений правовой культуры. Подавляющее большинство их (как и выше приведенные), на наш взгляд, страдают главным недостатком: изолируют (отрывают) правовую культуру, ее понятие от субъектов права - своих создателей и носителей.

Должен заметить, что отрыв правовой культуры общества, ее понятия от субъектов права делает ее неприступной для формирования и развития. Как, к примеру, (если исходить из вышеприведенной позиции С.С. Алексеева на понятие правовой культуры общества), можно совершенствовать (воздействовать, укреплять в обществе) состояние законности, состояние законодательства, состояние права, состояние общественного правосознания и т.д. - элементы правовой культуры общества, по С.С. Алексееву? Ведь они же бесчувственны. Предельно ясно, что на улучшение качества законов мы можем влиять только через повышения правотворческой культуры субъектов законодательной деятельности, на повышение уровня состояния законности в стране мы можем влиять, с одной стороны, повышением качества самих законов, а с другой стороны, повышением правовой культуры субъектов применения и реализации права и т.д.

Разработка автором данной статьи порученного ему кафедрой спецкурса «Теория и методика правового воспитания» для студентов юридического факультета Пермского госуниверситета еще в восьмидесятых годах прошлого века привела к новому пониманию правовой культуры - цели правового воспитания .

Правовая культура, на наш взгляд, не представляет собой ту или иную сумму

правовых ценностей или их характеристику. Правовая культура есть правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность.

Субъектами права в государственно-организованном обществе выступают, как известно, как само общество и его государственно-организованная власть (в лице своих разнообразных органов и должностных лиц), так и многочисленные другие индивидуальные и коллективные субъекты.

Знакомство в дальнейшем с новыми современными философскими взглядами на человеческую культуру в целом - частью которой правовая культура и является - добавило автору убежденности в правильности давно выработанного им понятия «правовая культура». Приведем только два таких философских мнения. Так, «прежде всего, -пишет известный социальный философ В.С. Барулин, - культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу, жизнедеятельность человека. Человек - не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное "пространство", в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека, отторженно от него, в качестве некоего самостоятельного отдельного субстрата культура попросту не существует» . Далее, большой авторский коллектив, состоящий из докторов философских наук, профессоров (Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева, П.П. Гайденко, В.Ж. Келле, М.С. Козлова, В.А. Лекторский, Н.В. Мотрошилова, В.С. Степин,

В.С. Швырев, Б.Р. Юдин), под руководством академика АН СССР И.Т. Фролова, анализируя философское понятие культуры, отметили недостаток определения культуры как всего созданного человеком. «Во-первых, - пишут они, - культура при этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой культуры, соот-

ношение общества и культуры». И далее: «Следовательно, определяя существо культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное «тело культуры» лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека - субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром... Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа» .

Правовая культура субъектов права, как мы считали всегда, существует в двух формах: живой и предметной. В живой форме она существует в двух состояниях: а) в статичном состоянии она находится внутри субъектов права в виде их правовых знаний, правовых навыков и умений, правового опыта, правовых настроений, правовой убежденности в необходимости и большой личной и общественной ценности права, волевой готовности к правомерной деятельности; б) в динамичном состоянии живая правовая культура субъектов права как их правовая интеллектуально эмоционально волевая сила организует и направляет их правомерную деятельность вовне.

В предметной форме современная правовая культура субъектов права представляет собой опредмеченные (облеченные главным образом в знаки юридического языка) ими результаты своей правомерной деятельности. К примеру, субъекты правотворчества сформированные в своем правосознании нормы права опредмечивают в правовых нормативных актах, субъекты правоприменения - в правоприменительных актах, граждане - в договорах, заявлениях и т.д.

Здесь очень важно заметить: что реальная живая правовая культура - в своих двух живых формах (статичной и динамичной) - неотделима от субъектов права. И только в своей предметной форме правовая культура субъектов права «покидает» своих создателей и носителей - отправляется в автономное (самостоятельное) плавание.

Опредмеченное и отделившеяся от субъектов права «материализованное тело их правовой культуры» - система законодательства, правоприменительные акты, акты толкования права и т.д. - лишено динамики, движения, жизненности. Жизненную силу опредмеченная правовая культура субъектов права может приобрести только в новом процессе - процессе ее распредмечивания живой правовой культурой субъектов права, заинтересованных в ней. И распредмечива-ют ее (периодически либо систематически) своей живой правовой культурой субъекты права, которым требуется содержащаяся в ней правовая информация, которой они пополняют содержание своей живой правовой культуры для обеспечения своих возникших потребностей. Правовая культура в предметной форме при потере интереса к ее информации для жизни общества превращается в памятники правовой культуры.

Из вышесказанного следует вывод: правовая культура общества - это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях - живом статичном, живом динамичном и предметном.

Она имеет сложную структуру, центральным звеном которой (цементирующим общество) является объективное право -опредмеченная нормативная правовая культура субъектов правотворчества, выраженная в системе законодательства страны.

Структурно правовая культура общества (в определенной мере условно) подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и б) правореализацион-ную. Условность эта объясняется тем, что в ряде случаев правореализация и правотворчество сливаются в единый неразрывный процесс. Так, например, в процессе подзаконного правотворчества субъект правотворчества творит свои нормы права на основе реализации распредмечиваемых им вышестоящих норм права. Вместе с тем правотворческая и правореализационная подсистемы правовой культуры общества обладают своей сложной структурой.

А. Правотворческая подсистема правовой культуры общества.

1. В живом состоянии в статике правовая культура субъектов правотворчества - это существующая в их правосознании идейно эмоционально чувственно волевая их готовность к эффективной правотворческой деятельности. Ведь ясно, что к занятию такой сложной деятельности как правотворческая субъекты должны быть серьезно готовы. Они должны обладать соответствующими правотворческими знаниями, умениями, убеждениями и т.д.

Субъект создания современного права не может уповать подобно создателю римского права только на свой здравый смысл и интуицию. Современный творец права должен овладеть научной теорией и методологией современного правотворчества, разработанными усилиями многих ученых. Он не имеет права приступать к работе при отсутствии у него научных знаний о тех социальных процессах, в которые он собирается вмешаться. Он должен знать и понимать структуру общества, законы ее функционирования, причинно-следственные связи между людьми, прогнозировать последствия нового законодательного вмешательства в них. Законопроект должен быть обеспечен ресурсно: соответствовать социально-экономическим условиям, финансовым возможностям страны, уровню общественного правосознания, быть поддержанным как государством, так и гражданским обществом и т.д.

Современная правотворческая наука предъявляет высокие требования к содержанию правовой культуры субъектов правотворчества. Она, например, требует от них начинать законодательствовать не произвольно, а с разработки концепции законопроекта. В ней должны содержаться: а) характеристика предмета и целей будущего закона; б) анализ системы законов и иных правовых нормативных актов, действующих в сфере предмета проектируемого закона; в) анализ причин и условий недостаточно эффективного действия норм, подлежащих

отмене или совершенствованию; г) обзор предложений ученых-юристов, иных лиц по совершенствованию, изменению нормативно-правового регулирования в сфере предмета предусматриваемого закона; д) обзор передового зарубежного правотворческого опыта; е) анализ общепризнанных норм и принципов международного права, действующего в сфере предмета проектируемого закона; ж) основные положения и варианты решений; з) прогноз возможных последствий применения проектируемых норм; и) финансово-экономическое обоснование проектируемого закона; к) примерная структура закона.

Посредством «живой» правовой правотворческой культуры - своих правотворческих знаний, умений, убеждений и целенаправленной правотворческой активности - субъекты правотворчества в процессе правотворческой деятельности в своем правосознании создают только мысленный образ содержания требуемой нормы права. Без объективации (опредмечивания) эта норма ясна только ее создателю и чтобы донести свой идеальный образ нормы права, сформированный в своей голове до субъектов ее реализации, субъекту правотворчества необходимо перейти к внешней стороне своей правотворческой деятельности -необходимо заняться опредмечиванием мысленно сформированной нормы права.

Главной знаковой системой опредмечивания живой правотворческой культуры субъектов российского правотворчества (идеального образа правовой нормы, сложившегося в правосознании субъекта правотворчества) является письменный юридический язык. Он - юридический язык - есть носитель вложенного в него определенного смысла и значения субъектом правотворческой культуры. В нашей юридической науке содержится обстоятельный свод языковых правил подготовки текстов нормативных правовых актов, которыми должны владеть в совершенстве субъекты правотворчества, приступая к такой сложной и ответственной деятельности как правотворчество.

2. Живая правовая культура субъектов правотворчества (все его правотворческие знания, убеждения, умения, право-

мерная правовая воля и т.д.) в динамике -выступает вовне организующей и направляющей силой его правотворческой деятельности на всех стадиях правотворческого процесса: проявления им правотворческой инициативы, обсуждении проекта нормативного акта, принятия по нему решения и его опубликовании.

3. Предметное состояние правовой культуры субъектов правотворчества - это опредмеченный ими результат своей правотворческой деятельности в узаконенных источниках права. Ведь, как сказано выше, посредством «живой» правотворческой культуры субъекты правотворчества в процессе правотворческой деятельности создают только в своем правосознании мысленный образ необходимых норм права. Без опредмечивания мысленно сформированные субъектами правотворчества нормы права неотделимы от своих создателей. Они будут известны только им.

Произведенные и опредмеченные в соответствующих источниках права нормы права начинают (в среде субъектов права, способных к их распредмечиванию и включению их идеального содержания в ткань своей правовой культуры) сейчас же «жить» своей, независимой от своих создателей самостоятельной жизнью. Опредмеченные нормы права таким образом являются мощным средством воздействия правовой культуры субъектов правотворчества на правовую культуру всех членов общества, реализующих их для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Важно заметить, что предметы правовой культуры в отличие от живой правовой культуры могут действовать, оказывать влияние не только при жизни, но и после «смерти» их создателей и носителей - индивидуальных и коллективных субъектов права. Причем это влияние на судьбы правовой культуры последующих поколений и типов правовых культур не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным, как, к примеру, предметов римской правовой культуры.

Так как субъекты правотворчества наделены неодинаковой юридической силой (находятся в иерархической властной

взаимозависимости), то их правотворческая культура образует иерархическую структуру правотворческой подсистемы правовой культуры общества.

Так, построенная по конституционно установленному уровню юридической силы своих субъектов правотворчества, правотворческая подсистема правовой культуры современной России, представляет собой трехступенчатую пирамиду.

Верхнюю ступень в ней занимает живая правотворческая культура российского народа в статике, динамике и предметной форме.

Живая правотворческая культура российского народа в статике носит индивидуальный характер - находится в головах всех российских граждан-избирателей. Во многих случаях у рядовых граждан она формируется стихийно, посредством воздействием на их правосознание реального их участия во многих правоотношениях. Здесь у граждан формируются как положительные, так и отрицательные оценки существующего объективного права, а также формируются образы желательных норм права. Организаторы же народного правотворчества должны обладать современными научными знаниями эффективного правотворчества.

Динамический характер живая правотворческая культура российского народа носит периодический характер. Она приобретает его в процессах референдумов, собраний - в процессах которых из индивидуальных правотворческих воль российского народа формируется его общая - общенародная властная правовая воля.

В опредмеченной форме правотворческая правовая культура российского народа ныне наиболее ярко выражается в Конституции РФ 1993 года.

Вторую ступень, подчиненную первой, занимает правотворческая культура Федерального Собрания РФ, находящаяся в трех формах: статике, динамике, предметной. В статике правотворческая культура как депутатов Государственной Думы, так и членов Совета Федерации носит индивидуальный характер - находится в головах каждого из них. Динамический характер она приобретает у них в процессах участия

их в деятельности комиссий этих органов и их пленарных заседаниях. В предметной форме правовая культура Федерального Собрания РФ предстает перед нами в Федеральных законах - конституционных и обычных.

Третью ступень, подчиненную первой и второй ступеням правотворческой подсистемы страны, занимает правотворческая культура органов управления РФ: в живой форме в статике и динамике, а в опредмеченной ими форме - в подзаконных нормативных актах разной формы и юридической силы, образуя свою иерархическую структуру

Все три рассмотренные выше взаимосогласованные и взаимодействующие ступени правотворческой культуры субъектов правотворчества в своих живых формах не отделимы от них. Они недоступны для внешнего наблюдения. И только в опредме-ченных субъектами правотворчества всех ступеней формах их правотворческая культура в виде ее продуктов (соответствующих правовых нормативных актах) отделяется от своих создателей, образуя видимую иерархически сложную структуру правовых нормативных актов правотворческой подсистемы правовой культуры общества.

Эту опредмеченную часть правотворческой подсистемы правовой культуры общества в нашей юридической науке именуют просто системой законодательства. И подразделяют ее на две составные части: законы и подзаконные правовые нормативные акты, которые затем подразделяют на различные виды. И даже студентам юридических вузов в учебной литературе не раскрывают родовую связь системы законодательства с правовой культурой (живой и предметной) ее творцов. Тем самым снижают возможность формирования у профессионалов-юристов понимания большой ценности как их собственной, так и всего российского народа правовой культуры в жизни российского права.

Правотворческая подсистема правовой культуры общества призвана придать и постоянно поддерживать четкую определенность и устойчивость всем важным для нормальной жизни общества общественным

отношениям. Делает это она посредством правового нормирования взаимных прав и обязанностей субъектов общественных отношений, выражая эти нормы вовне, опредмечивая их в соответствующих нормативных актах. Общественные отношения, урегулированные нормами права, становятся общественными правовыми отношениями. Общественные правоотношения статичны -их субъекты напрямую (непосредственно) взаимодействовать друг с другом не способны по двум основаниям. Во-первых, потому что субъекты общественных правоотношений (к примеру, «работодатели - работники», «кредиторы - заемщики», «граждане - государство») не представляют собой целостного единства. Они есть безличная совокупность большего или меньшего числа лиц с каждой стороны общественного правового отношения - миллионы работодателей с одной и миллионы работников с другой стороны, например, или свыше тысячи высших образовательных учреждений РФ с одной стороны и многотысячная армия студентов вузов страны. А во-вторых, потому что общественные отношения облечены субъектами правотворчества только в свои предметные (безжизненные) формы правовой культуры, так как живые формы ее от них неотделимы.

Система общественных правоотношений, следовательно, составляет статичную сторону единого правопорядка в стране. Придать ему динамизм можно только через включение общественных правоотношений в текущую правовую жизнь общества. Это могут сделать только персонифицированные (поименованные) субъекты права, относящиеся к разряду субъектов установленных в общей безличной форме в соответствующих нормах права и способных взять на себя роли в этих общественных правоотношениях. Для чего они должны своей живой правовой культурой распредметить нормы права, урегулировавшие данные общественные правоотношения, считать содержащуюся в них информацию о типовых юридических правах и обязанностях для всех субъектов, вступающих в роли данных общественных правоотношений, превратив их в свои субъективные права и обязанности и реализовывать их. Например, как

только в общественном правоотношении «работодатель - работник» роль работника займет создавший свою фирму Петров, а роль работника в его фирме займет Семенов, пожелавший исполнять роль, например, прораба, так сразу на основании указанного общественного правоотношения возникает другое, личностное (живое) трудовое правоотношение - «Фирма Петрова -прораб Семенов». Общие (безымянные) права и обязанности, установленные законодателем нормативно для субъектов общественного правоотношения «работодатель -работник», становятся образцом (моделью) субъективных прав и обязанностей работника Семенова и работодателя Петрова. И чтобы познать содержания своих субъективных прав и обязанностей, Петрову и Семенову, таким образом, необходимо рас-предметить те нормы объективного права, которыми узаконены права и обязанности «работодателя» и «работника» по отношению друг к другу.

Следовательно, реальная жизнь опредмеченной части правовой культуры субъектов правотворческой подсистемы нормативно урегулировавшей наиболее существенные общественные отношения в стране и опредмеченных в системе законодательства обеспечивается ее второй -правореализационной подсистемой (подсистемой личностных правоотношений).

Б. Правореализационная подсистема правовой культуры общества.

Реализация права субъектами реализации, как известно, осуществляется двумя путями: непосредственно либо опосредованно. Это обусловлено тем, что многие нормы права рассчитаны на прямую, непосредственную (самостоятельную) их реализацию субъектами права - без привлечения субъектом реализации к организации данного процесса властвующих субъектов. Однако многие нормы права субъекты реализа-

ции не имеют права и возможности реали-зовывать непосредственно. Их реализация допустима только после применения данных норм права компетентными властными субъектами. Применение права - это властная деятельность компетентных органов, состоящая в специальных организационных действиях по властной конкретизации субъективных прав и обязанностей, вытекающих из соответствующих норм права. Большинство ученых считают, что субъектами применения норм права чаще всего являются государственные органы, должностные лица государственных органов и организаций. Причем применение применяемой нормы права субъектом применения производится не для себя, а для тех субъектов, поведение которых эта правовая норма напрямую определяет, указывая им общий образец возможного или должного образа действий при наличии определенной ею жизненной ситуации. Применение права либо предшествует возникновению ролевых правоотношений, либо обеспечивает их реализацию.

Правовая культура правореализацион-ной подсистемы общества, таким образом, состоит из правовой культуры субъектов права, участвующих, как в непосредственной так и опосредованной формах реализации права. При непосредственной реализации права правовая культура правореализа-ционной подсистемы правовой культуры общества включает в себя только правовую культуру субъектов непосредственно реализующих нормы права. При опосредованной форме реализации норм права в содержание правовой культуры правореализационной подсистемы правовой культуры общества включается правовая культура двух субъектов. И применяющих нормы права, и реализующих свои субъективные права и обязанности, вытекающие из этих норм и подтвержденные властным субъектом в своем акте применения норм права. Правовая культура всех участников реализации норм права находится в трех состояниях: живом в статике, живом в динамике и в опредмечен-ной ими форме.

1. Живая правовая культура правореа-лизационной подсистемы правовой культуры общества в статике заключена в преде-

лах правового сознания всех субъектов реализации права. Во-первых, в виде их правовых знаний, умений и навыков реализации права. Знаний, умений и навыков распредмечивания норм права, урегулировавших общественные отношения - толкования их по способам, объему и субъектам, знания правил и умения вступать в роли требуемых общественных правоотношений, знания правил и опыта реализации субъекивных ролевых прав и обязанностей и т.д. Во-вторых, в виде позитивного эмоционально-чувственного отношения к нормативным правовым требованиям - установленным нормами права юридическим правам и обязанностям и волевой готовности к их реализации.

2. Живая правореализационная культура субъектов права в динамике. Находясь в своем интеллектуально эмоционально волевом состоянии в головах субъектов права, она организует и направляет их реальную правореализационную деятельность. каждого участника правореализационного процесса. Одних направляет, обеспечивает их правоприменительную деятельность. Другими руководит в процессе их вступления в соответствующие роли общественных правоотношений, реализации ими приобретенных ролевых субъективных юридических прав и обязанностей и опредмечивании результатов их реализации.

3. В предметном состоянии правореа-лизационная правовая культура субъектов реализации права находится в виде опред-меченных ими результатов своей правореа-лизационной деятельности. Так, к примеру, правоприменители опредмечивают ее в актах применения норм права, в закрепленной правом форме, субъекты толкования права опредмечивают в интерпретационных актах, граждане могут опредмечивать в различного рода договорах и т.д.

Таким образом, правовая культура общества - это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях - живом статичном, живом динамичном и предметном.

Структурно она подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и

б) правореализационную. Содержанием правотворческой подсистемы правовой культуры общества является правотворческая культура субъектов правотворчества, находящаяся в иерархическом взаимодействии в трех своих состояниях: живом в статике, живом в динамике, предметном.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.

2. Барулин В.С. Социальная философия. Изд. 2. М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999. 560 с.

3. Бондарев А.С. Понятие и значение социалистической правовой культуры // Тез. докл. обл. отчет. науч. конф. (Секция юридических наук). Пермь, 1980. 46 с.

4. Введение в философию / под ред. акад. И.Т. Фролова: в 2 ч. М.: Политиз-дат,1989. Ч. 2. 640 с.

5. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974. 202 с.

6. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структура, функции: Монография. Ярославль, 2008. 200 с.

1. Alekseev S.S. Pravo: azbuka-teorija-filosofija: Opyt kompleksnogo issledovanija . M.: Statute, 1999. 712 p. (In Russ).

2. Barulin V.S. Social"naja filosofija . Izd. 2. AM: FAIRPRESS, 1999. 560 p. (In Russ).

3. Bondarev A.S. Ponjatie i znachenie social-isticheskoj pravovoj kul"tury // Tez. dokl. obl. otchet. nauch. konf.

(Sektsiya yuridicheskikh nauk) - Regional Reporting conference. Abstracts (Section jurisprudence). Perm, 1980. 46 p. (In Russ).

4. Vvedenie v filosofiyu / pod red. akad. I. T. Frolova: v 2 ch. M.: Politizdat,1989. Ch. 2. 640 s. (In Russ).

5. Kaminskaya V.I., Ratinov A.R. Pravovaya kul"tura i voprosy pravovogo vospitaniya

M.: Izd-vo Vsesoyuz. in-ta po izucheniyu prichin i razrabotke mer preduprezhdeniya prestupnosti, 1974. 202 s. (In Russ).

6. Kartashov V.N., Baumova M.G. Pravovaya kul"tura: ponyatie, struktura, funktsii: Monografiya . Yaroslavl", 2008. 200 s. (In Russ).

LEGAL CULTURE OF SOCIETY: PROBLEMS AND CONCEPTS

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Introduction: The article discusses the concepts and discussion questions the structure of legal culture of society.Objective: To reveal the shortcomings of existing developments and to present these issues to discuss his original their development. Methods: The methodological basis of this study is a set of methods of scientific knowledge, of which occupies a leading place dialekticheky method. Used and scientific methods - analysis and synthesis, system - and public-scientific methods - formallegal, comparative legal. In the course of scientific research emphasizes methods for system analysis. Results: The paper analyzes a number of popular science views on the concept and structure of the legal culture of society, listed their weaknesses and to discuss the outlines of its original approach to these issues. The category of "legal culture" should, in our view, does not characterize these or other legal values, and the subjects of law and the collective and the individual. Legal culture is the legal property of the subjects of law. She has a degree of legal development, legal excellence, the level of their ability to create high quality and effective use of the necessary legal means to achieve their legitimate objectives of its legitimate interests and needs and to put these skills in their socio-legal activity. Legal culture exists in two forms: a lively and substantive. In live form it exists in two states: a static (it is inside the actors - it supports) and dynamic (as it is legal intellectually emotionally volitional power of subjects of law organizes and directs their lawful activities outside). In the form of the legal culture of the subject is objectified (mostly clothed in legal language signs) subjects of the law results of its legitimate activities. It is important to note, that the living law culture is inseparable from the subjects of law. And only in its objective form, it "leaves" of their creators and carriers - is sent to independent swimming Conclusions: From the above, the legal culture of society - a system of legal cultures of all subjects of the legal life of the society. located in all three states - the living static, dynamic and lively detail. Structurally, it is divided into two complex subsystems: a) making and b) pravorealizatsion-nuyu.Content of the law-making subsystem legal culture of society is a culture of law-making subjects of law-making, which is in the hierarchical interaction in its three states: living in statics, dynamics in vivo, in detail. Contents pravorealizatsionnoy subsystem legal culture of society is the legal culture of all subjects of the law of the country (in all three states), and capable of participating in the application and implementa-

tion of established law-making subsystem of the law, objectified in the country"s legislation.

Keywords: legal culture is the subject of law; legal culture of society; Live legal culture; objectified legal culture; Legal Culture in statics; Legal Culture in the dynamics; Structure of the legal culture of society

Информация для цитирования:

Бондарев А.С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 10-20.

Bondarev A.S. Pravovaya kul"tura obshchestva: problemy ponyatiya i struktury // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ju-ridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №4(26). Pp. 10-20. (In Russ).