Деловые качества для резюме. Если детали вашей работы это коммерческая тайна. Усовершенствование сильных сторон характера

Сложившаяся на рынке труда ситуация привела к тому, что число резюме существенно преобладает над количеством вакансий. В итоге при замещении вакансии начинается конкурс, и соискатель должен сделать свою анкету подобием визитной карточки.

Ниже приведены примеры того, какие личные качества можно указать при , чтобы анкета не осталась незамеченной нанимателем. Такой прием позволит привлечь внимание потенциального работодателя и позволит попасть на личную встречу.

Сотни соискателей, претендующих на одну вакантную позицию в компании, предлагают кадровикам оценить их кандидатуру. Следовательно, нужно выделиться на фоне прочих соискателей, указав не только на релевантность опыта, полученного на предыдущей работе, но и на присущие только данному кандидату личностные характеристики.

Именно совокупность «деловые качества плюс личные характеристики» оцениваются кадровиками и влияют на принятие решения о зачислении человека в штат. Личностные свойства соискателя играют такую же роль, как и его профессионализм!

Краткость и полнота информации

Первое – форма анкеты. Резюме должно быть кратким, лаконичным, емким. Указать стоит только те личные и профессиональные качества, которые соответствуют предлагаемой позиции. Перечисление всех ранее занимаемых должностей уместно только в том случае, если каждое предыдущее место работы имеет отношение к должности, на которую претендует соискатель.

Более того — все реже наниматели принимают на работу человека с длинным послужным списком, опыт можно наработать. Намного более ценными свойствами стали:

  • компетентность;
  • соответствие знаний кандидата требованиям работодателя;
  • уживчивость;
  • личная заинтересованность в работе (подразумевается профиль организации вообще и текущий проект в частности).

Именно на эти личностные качества в резюме обращают внимание кадровики. Для опытного нанимателя юноша, недавно окончивший колледж, может показаться более интересной кандидатурой, нежели специалист с опытом в N лет, не менявший места работы все эти годы (и, возможно, в силу этого некомпетентный в некоторых новых областях).

Акцент на личность

Второй важный момент – персональные положительные качества, точнее, их соответствие позиции, на которую претендует человек. Взять, к примеру, столь популярное свойство, как организаторские способности.

Данное качество, несомненно, относится к положительным. Но стоит ли его вносить в резюме, если человек устраивается продавцом или кассиром?

В резюме для такой позиции следует сделать акцент на присущие соискателю:

  • усидчивость;
  • контактность;
  • стрессоустойчивость;
  • пунктуальность.

Эти личные характеристики, вне всякого сомнения, оценят наниматели, которые заинтересованы в приеме компетентного работника, способного быстро влиться в коллектив и отлично выполнять свою работу.

Коммуникативными навыками может не обладать системный администратор – но никак не менеджер среднего звена, для которого данная личностная характеристика перерастает в часть профессиональных навыков.

Универсальный набор личных свойств кандидата, которые понравятся нанимателю


В том случае, если соискатель претендует на должность, для которой у кандидата еще не наработан опыт, стоит сделать упор на собственную перспективность.

Т.е. перечислить в резюме в первую очередь, не ценные профессиональные навыки (которых пока еще нет), а положительные личные качества, которые укажут на потенциал соискателя.

Полностью универсального комплекта личностных характеристик для идеального резюме не существует – можно привести только усредненный набор свойств, которые в большинстве случаев считаются положительными, при приеме на работу. Какие из личностных свойств выбрать – зависит от конкретной вакантной позиции.

Личные характеристики – примерный список:

  1. Умение быть объективным. От способности сотрудника здраво оценивать ситуацию и окружающих зависит, не станет ли субъективное восприятие происходящего причиной конфликтов.
  2. Способность сохранять внимательность. Такого человека невозможно, как говориться, застать врасплох – он всегда собран, ничему не удивляется, его трудно довести до замешательства.
  3. Стоит упомянуть и о наблюдательности. Порой подъем по карьерной лестнице зависит именно от этой персональной черты.
  4. Кандидат должен обладать следующими мыслительными качествами – их оценит подавляющее большинство работодателей:
    • наличие аналитических способностей;
    • наличие системности, гибкости мышления;
    • умение находить оптимальное решение в любой ситуации, в том числе – в нестандартной.
  5. Коммуникативные навыки – их, как уже сказано выше, целесообразно указать в зависимости от вакансии, на которую претендует соискатель. Для ряда должностей от способности сотрудника к ведению деловых переговоров зависит успешность проекта. В любом случае, не лишним будет сделать акцент на такие черты, как:
    • неконфликтность;
    • умение выстроить конструктивный диалог с любым оппонентом;
    • , т.е. умение встать во главе коллектива;
    • желание отстоять персональное мнение, личную точку зрения.
  6. и спокойствие. Уже упомянутая компетентность привлекает именно способностью потенциального сотрудника к самостоятельной работе. Такой человек не требует постоянного контроля со стороны начальства – работник четко понимает круг своих должностных обязанностей и готов справиться со своими задачами.

Внимание! Указанные положительные свойства должны соответствовать реальности – во время собеседования кандидат будет должен доказать, что ему в полном объеме присущи все личностные качества, которые соискатель пожелал указать в анкете.

Кроме того, стоит проявить искреннюю заинтересованность в получении должности – подготовить встречные вопросы для собеседования, заранее составить варианты ответов на возможные вопросы нанимателя, поинтересоваться историей компании, т.д.

Каждый человек — это не просто биологический объект, но и личность со своими взглядами, отношением к миру и окружающим людям. Условия для наиболее полного развития индивида и его лучших качеств — моральных и профессиональных — должно создать общество. А человек, удовлетворяя потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самоактуализации, движется вперед и приносит пользу себе и окружающим.

Какие же моральные и должны превалировать у гармонично развитого индивида? Рассмотрим подробнее.

Старый взгляд на новый лад

Долгое время шло противопоставление профессиональных и Они находились на разных полюсах. То, что отличало людей одной профессии от работников другой, и считалось профессиональными качествами. Такой взгляд несколько устарел.

В деловой среде больше нет разделения на человека и профессионала. Произошло объединение. Сейчас профессионально-личностные качества существуют в связке друг с другом. Поговорим об этом подробнее

Профессионально-значимые личностные качества

Как уже было сказано выше, для них характерна универсальность, вне зависимости от определенной профессии и вида деятельности, и дополнение друг друга.

Любые качества не появляются вдруг из ниоткуда. Их необходимо формировать в человеке. Что-то закладывается с рождения родителями, что-то возникает уже позднее: в школе, институте, в процессе построения карьеры.

Если говорить о профессионализме, то это не только набор технических рабочих навыков. Большую роль играют личные качества человека, его Ведь он не живет в вакууме, а общается с другими людьми. А для этого и нужно взаимодействие на личностном, человеческом уровне, а не на официальном. Чем интереснее собеседник, тем качественнее будет разговор и его итог.

В идеале профессиональные и личностные качества специалиста должны дополнять друг друга. К этому нужно стремиться. Поэтому задача каждого — развивать свои личностные качества и делать так, чтобы они помогали в профессиональной сфере.

Уверенность в себе, нацеленность на результат, креативность, умение владеть эмоциями, доброжелательность: список можно продолжать долго. Все это уже давно профессионально-личностные качества.

Нелегкий выбор руководителей

Жесткая конкуренция буквально заставляет обладать не только высочайшей квалификацией в своей области, но и целым набором человеческих качеств. Идеальные ситуации встречаются редко. Далеко не всегда в одном индивиде присутствует и то и другое. Можно быть отличным специалистом с массой дипломов и курсов, но невыносимым или, что еще хуже, подлым человеком. Или, наоборот, - человек порядочный, добрый, мягкий, но уровень его профессионализма слабоват.

Тогда работодателю приходится делать нелегкий выбор. В случае прямой работы с клиентами лучше всего, конечно, делать акцент на личностные характеристики и моральные качества. Поскольку недостаток профессиональных знаний можно восполнить в процессе работы, а сделать из грубого неуравновешенного человека спокойного и рассудительного практически невозможно.

Личностные показатели

Моральные качества играют важную роль в любой деятельности. Они помогают выстраивать отношения с коллегами, подчиненными или персоналом, а также эффективнее работать с клиентами. Если сотрудник умеет найти подход к заказчику, понять его проблемы и помочь, то к нему будут приходить гораздо охотнее и больше, а это повлияет на продажи, его зарплату и доходы фирмы.

Долгое время бытовало мнение, что бизнес не может быть честным, а значит, все, кто им занимаются, обманывают, врут и лукавят. Эта точка зрения остается до сих пор. Практика же показывает, что честность не просто важна и нужна, а еще и выгодна. Это работает на имидж компании и человека.

Моральные качества разделяют на отрицательные (пороки) и положительные (добродетели). Щедрость, доброта, зазнайство, скупость, великодушие характеризуют как самого человека, так и тех, кто его представляет или поддерживает.

Как руководить грамотно

Профессионально-личностные качества и моральные принципы (применительно к деловой и рабочей среде) важны не только для сотрудников. В первую очередь ими должен обладать руководитель. Он — пример для своих сотрудников, партнеров и заказчиков. Для эффективного управления обязательно нужен лидер.

Профессиональные и личностные качества руководителя нужно развивать в себе. Умение не только мотивировать себя на работу, но и направлять других, вести за собой коллектив — вот что отличает настоящего лидера от просто начальника с креслом и должностью.

Перечислим некоторые необходимые деловые качества руководителя.

Грамотное планирование

В любом деле, а в бизнесе особенно, умение прогнозировать и предвидеть ситуации является большим плюсом, помогающим избегать возможных проблем в будущем. Для лидера и руководителя это одно из основных качеств. Планируются не только ситуации, но и расходы, доходы.

Открытость

Руководитель, который максимально доверяет своим подчиненным, не скрывает от них текущую ситуацию и стремится вместе с коллективом решить возникающие вопросы, всегда будет в более выигрышной позиции.

Личный пример

Деловые качества руководителя должны быть эталоном для его подчиненных. Своим примером он ведет за собой. Для этого руководитель воспитывает в себе и развивает а отрицательные старается искоренить.

Порядочность

Во взаимоотношениях начальника и подчиненного должно присутствовать уважение и справедливое отношение к последнему. Никакого унижения чести и достоинства. Никогда не распекать подчиненного при всем коллективе. Лучше все вопросы решать наедине, при закрытых дверях.

При таком подходе можно не беспокоиться о климате в коллективе. Каждый работник будет знать, что его действия, решения и поступки будут оценены справедливо и объективно. В этом случае вырастет инициатива сотрудников, повысится желание что-либо сделать. При обратном подходе руководителя гарантирована обида, непонимание, неудовлетворенность, злость, депрессия и пессимизм. Конечно, это не может положительно повлиять на трудовую деятельность человека и работу коллектива в целом.

Адекватная самооценка

Руководитель должен уметь оценивать не только других, но и себя. Опасным может быть как заниженное, так и завышенное восприятие. Работать под руководством начальника с считающего, что он не может ошибаться просто по определению, очень сложно. Скорее всего, в таких коллективах существует текучка кадров, которая не способствует работе.

Учитель всегда прав

Руководитель— это не только директор на фирме или крупном предприятии. Таким статусом обладает и педагог. Он также руководит коллективом, но особым, детским. Это иногда бывает труднее, чем работа со взрослыми.

В работе с детьми профессионально-личностные особенно важны. Он отвечает не только за себя, а и за своих воспитанников.

Здесь нужно учитывать как профессиональные требования к учителю как к специалисту по определенному предмету, так и человеческие качества. Любовь к людям, а к детям особенно — одно из основных. Понимание проблем ребенка, его психического состояния, сопереживание, такт, уважение его мнения и реальная помощь — профессионально-личностные качества педагога.

Любой детский, подростковый, юношеский коллектив преподносит немало сюрпризов. Дети активны, подвижны, упрямы. Задача педагога — не сорваться, уметь сдерживать свои негативные эмоции, помнить о такте при общении с трудными ребятами.

Очень важна справедливость учителя при разборе детских шалостей и конфликтов. Субъективизм и предвзятость недопустимы!

Учитель — организатор в жизни школьников, студентов, активная личность, творческий человек. Он всегда впереди. За ним хочется идти, подражать его словам, поступкам.

Учитель обязан быть компетентным во многих областях, постоянно повышать свой уровень, как предметный, так и культурный.

Вывод

Таким образом, важность профессионально-личностных, моральных и деловых качеств каждого сотрудника, как руководителя, так и подчиненного, очевидна. Они напрямую влияют на успех в трудовой деятельности, бизнесе, построении карьеры, налаживании связей и взаимодействии с другими людьми.

Поэтому необходимо постоянно самосовершенствоваться, обучаться на различных курсах, семинарах и тренингах.

Профессиональные навыки и персональные качества - это обязательный пункт при заполнении анкеты или на любую вакансию. В этом разделе у вас есть возможность заявить о себе, рассказав потенциальному работодателю о всех своих плюсах. Некоторые соискатели уверены, что ключевым считается раздел профессиональных навыков. Но они не совсем правы. Сотрудники по поиску персонала уделяют ему такое же внимание, как и персональным качествам. И зачастую их несоответствие определенной вакансии может стать причиной отказа кандидату.

Профессиональные навыки и персональные качества: чего следует избегать?

При заполнении данных пунктов соблюдайте одно просто правило: будьте искренни. Не нужно придумывать того, чего нет. Обман откроется, и тогда работодатель

будет крайне разочарован. Не пишите, что умеете, например, работать с программой «Фотошоп», хотя на самом деле открывали ее всего лишь пару раз. Очень часто специалисты по подбору персонала дают тестовое задание понравившемуся кандидату для определения уровня его знаний, и вот тут вы рискуете попасть впросак. Также не нужно в графе «персональные качества» писать, например, что вы очень общительный, коммуникабельный и быстро находящий с другими людьми общий язык человек, если это не соответствует действительности. Еще один совет: не пишите слишком много или, наоборот, слишком мало в этих пунктах о себе, соблюдайте меру.

Профессиональные навыки и персональные качества: что нужно писать?

При перечислении своих профессиональных навыков указывайте только то, что является существенным и значимым. Например, если вы составляете резюме для вакансии программиста, то указывать, что хорошо владеете компьютером, будет не нужно, так как это уже подразумевается.

(программист):

  • знание PHP, JavaScript, C++, ООП;
  • с MySQL;
  • умение оптимизировать запросы и делать тюнинг баз данных;
  • работа с фреймворком Zend.

Укажите все, что посчитаете нужным. Также можно открыть требования к вакансии (если есть такая возможность) и дописать оттуда все то, что относится к вам.

Персональные качества кандидата работодателя интересуют не в полном объеме. Речь идет о том, что может потребоваться от сотрудника. Например, писать, что вы добрый и сердечный человек, не нужно, так как это не относится к работе. Вот перечень того, что можно указать в резюме:

  • исполнительность;
  • амбициозность (если речь идет о руководящих позициях, вакансиях, требующих творческого и креативного подхода);
  • организованность (имеется в виду как самоорганизованность, так и умение организовать работу коллектива);
  • пунктуальность;
  • ответственность;
  • коммуникабельность (подразумевает под собой несколько понятий: умение быстро налаживать контакт с другими людьми, общительность, разговорчивость);
  • инициативность (умение брать ситуацию в свои руки и разрабатывать новые идеи, предложения);
  • хорошая обучаемость (возможность быстро усваивать новые знания);
  • стрессоустойчивость (умение работать в стрессовых условиях).

Профессиональные навыки и персональные качества - это два очень важных пункта при поэтому отнеситесь к ним предельно внимательно и не пытайтесь обмануть потенциального работодателя.

В резюме соискателя отдельный раздел посвящен личным и профессиональным качествам.

Какие качества указать в резюме

Предлагаем Вам возможные варианты личных качеств человека для резюме:

  • аккуратность;
  • активность;
  • амбициозность;
  • аналитические способности;
  • быстрая обучаемость;
  • вежливость;
  • внимательность;
  • высокая работоспособность;
  • гибкость;
  • дисциплинированность;
  • дружелюбие;
  • добросовестность;
  • инициативность;
  • исполнительность;
  • коммуникабельность;
  • креативность;
  • лояльность;
  • надежность;
  • настойчивость;
  • находчивость;
  • нацеленность на результат;
  • неконфликтность;
  • оптимизм;
  • ораторское мастерство;
  • организаторские способности;
  • организованность;
  • ориентация на результат;
  • ответственность;
  • отзывчивость;
  • порядочность;
  • предприимчивость;
  • презентабельная внешность;
  • принципиальность;
  • пунктуальность;
  • рационализаторство;
  • самоконтроль;
  • самокритичность;
  • самостоятельность;
  • скрупулезность;
  • способность к быстрому / самостоятельному принятию решений;
  • справедливость;
  • стремление к повышению профессионального уровня / самосовершенствованию / профессиональному росту / развитию;
  • стрессоустойчивость;
  • творческий подход к поиску способов выполнения поставленных задач;
  • трудолюбие;
  • уверенность в себе;
  • умение адаптироваться к переменам;
  • умение работать в команде;
  • умение убеждать;
  • хорошая дикция;
  • целеустремленность;
  • честность;
  • чувство юмора;
  • энергичность.

Данный список персональных качеств в резюме не является исчерпывающим.

Сильные и слабые стороны в резюме

При указании положительных и отрицательных качеств в резюме нужно быть очень внимательным, поскольку одна и та же характеристика в одной ситуации может оказаться достоинством, в другой, наоборот, недостатком. Многое зависит от должности, на которую пишется резюме, корпоративной культуры компании-работодателя и прочих личностных факторов.

Примеры cлабых и сильных сторон характера в резюме

В предложенном выше списке деловых и личных качеств для резюме можете выбрать несколько (5-10 штук) Ваших сильных сторон, которые соответствуют требованиям работодателя к должности, на которую претендуете. При указании личностных качеств в резюме будьте готовы привести на собеседовании конкретный пример, демонстрирующий наличие у Вас данной характеристики.

Примеры слабых сторон характера в резюме: отсутствие опыта работы; излишняя эмоциональность; неумение врать и др. - если Вас специально не просят указать отрицательные качества в резюме, не стоит упоминать о своих недостатках по собственной инициативе.

Постоянно занимаясь составлением резюме, я всегда и всем рекомендую писать в резюме достижения. Резюме от этого становится сильнее и эффектнее, соискатель выглядит солиднее и с ним хочется побеседовать.

Что вам дадут достижения в резюме

  • Достижения покажут вас человеком успешным и результативным. Вы не просто работаете и выполняете свои обязанности, вы ведете компанию к процветанию. Это делаете вы! Не ваш начальник, а вы!
  • Профессиональные достижения в резюме разыгрывают самолюбие работодателей. Они тоже хотят, чтобы вы подняли им прибыль, снизили затраты, ускорили какие-либо процессы, упростили, обезопасили, изобрели и т.д. Собственники хотят эти достижения и поэтому им нужны вы.
  • Ваши успехи показывают вашу ответственность и целеустремленность. Я не люблю, когда люди в резюме в списке своих личностных качеств указывают ответственность, целеустремленность, обязательность… Такое перечисление ничего не говорит и не доказывает, а вот ваши достижения доказывают. Это неоспоримые факты, которые подтверждают то, что вы достигаете поставленные цели.
  • Ваши достижения в резюме намекают на то, что вы делаете карьеру и растете. Они подчеркивают то, что вы цените и любите вашу работу, хотите в ней преуспеть, вырасти, добиться большего. Это в свою очередь тонкий намек на высокую зарплату и серьезную должность.

Как писать достижения в резюме

Теперь давайте разбираться в том, как указывать свои успехи. Я рекомендую придерживаться трех правил.

1. Конкретика

Личные достижения в резюме нужно формулировать конкретно – повысил на 17%, ускорил на 6 секунд, обучил 3-х менеджеров, написал 74 статьи, прошел 4 аудиторские проверки, нарисовал 23 рекламных плаката и т.д.

Что написать в резюме о себе: примеры личных качеств

Не важно, какими единицами вы измеряете, главное, чтобы ваш результат был выражен в цифрах.

Если результат сложно измерить, пишите без цифр и постарайтесь описать суть.

2. Привязка достижений к месту работы

Обычно работодателя интересуют последние 2-3 места работы, поэтому свои успехи лучше описывать именно для них. На каждом месте свой список достигнутых целей.

3. Соответствие желаемой должности

Очень часто в консультировании я сталкиваюсь с тем, что люди указывают достижения, которые не подходят для будущей работы. Многие путают уровень руководителя и подчиненного. Например, ищут работу главного бухгалтера, а успехи пишут уровня младшего экономиста. Или человек хочет устроиться программистом, а до этого работал в своем бизнесе и достижения описывает на высшем управленческом уровне.

Итак, какие достижения указывать в резюме? Если вы ищете работу руководителя, следите за тем, чтобы уровень успехов был руководительский. Если вы в поисках работы линейного специалиста, соответствуйте этому уровню.

Не важно, кем вы работали до, важно, кем вы хотите стать сейчас. Делайте свое резюме под будущую работу, а не описывайте то, что есть сейчас.

Примеры достижений в резюме

Мне хочется, чтобы вы увидели не просто примеры достижений в резюме, но и стандартные ошибки, поэтому я сделал табличку в стиле «правильно – не правильно».

Размыто Сильно
Обучала новых сотрудников отдела продаж (эта фраза – не достижение, а обязанность) Обучила трех новых сотрудников отдела продаж
Реализовал ряд изменений, которые упростили документооборот (какие изменения? как упростили?) Упростил документооборот: каждый водитель-экспедитор получил сканер для автоматического учета накладных в системе, вместе с программистами я придумал систему автоматического создания транспортных документов – теперь логист просто ставит галочку и все делается само собой).
Построил отдел с нуля Построил отдел с нуля (нанял и обучил 7 человек, прописал инструкции и положения, разработал систему мотивации и зарплат).

Подумайте, как описать достижения в резюме так, чтобы было вкусно поищите хорошие формулировки. От этого зависит, захотят ли вас пригласить на собеседование.

Вот в качестве образца еще несколько примеров успехов и достижений из реальных резюме:

  • Организовал переход со стандартов GAAP на стандарты МСФО.
  • Организовал слияние двух баз данных КАСКО/ОСАГО в одну базу данных единого формата.
  • Осуществила переход с 1С 7.7. на 8.2.
  • Успешно прошла 4 налоговые проверки.
  • Обнаружил прямой убыток реализацию продукции по ценам ниже себестоимости.
  • Лицензировал 18 топливозаправочных пунктов.
  • Заняла первое место, по выпущенным в цех и проданным моделям одежды за год.
  • Увеличила базу постоянных англоговорящих клиентов на 70%.

Если детали вашей работы это коммерческая тайна

Если вам запрещено рассказывать детали вашей работы, показатели и цифры, то оставайтесь на грани возможного. Все равно расскажите о ваших достижениях – немного размыто, без названий, но расскажите.

Системно и пошагово о составлении эффективного резюме

Если вам кажется, что достижений нет

Вам кажется. Успехи есть у всех и чтобы их найти нужно просто начать их искать. Возможно, у вас не будет супердостижений и подвигов, а получится скромный список. Ну и что с того!? Успехи у всех разные.

Хочу сразу оговориться, есть ряд должностей, где достижения не имеют значения – уборщица, грузчик, разнорабочий, кассир, работник фастфуд-ресторана, водитель и т.д. Если ваша работа входит в список неквалифицированного труда, не пишите достижений. Они там будут лишние.

Также читайте

»Как правильно составить резюме

»Как указать ключевые навыки в резюме

»Как указать слабые стороны и недостатки в резюме

Личные качества в резюме с примерами

Главная / Как составить резюме

7 «не» для резюме

Из года в год в разнообразных изданиях по трудоустройству специалисты объясняют, что и как нужно указывать в резюме. Сегодня же речь пойдет о том, чего в этом документе быть не должно.

Практика показывает, что немало соискателей стремится отличиться нестандартным подходом в составлении резюме: или сообщить о себе что-то такое, что должно произвести на работодателя неизгладимое впечатление, или просто рассказать о себе все-все-все. Между тем, большинство подобных шедевров вызывают лишь недоумение или смех. Однако все это было бы смешно, когда бы ни было так серьезно. Ведь порою из-за одной единственной коварной строчки ни один работодатель не приглашает человека на собеседование.

Итак, какой информации не должно быть в вашем резюме…

90-60-90, фото и прочие физические данные

Описание своей внешности в резюме актуально разве что для моделей. Когда человек претендует на менеджерские позиции, то рост, вес и прочие уточнения вызывают у работодателя вполне закономерное изумление. Конечно, бывают вакансии, где требуются определенные стандарты. Например, продавцов в бутиках и магазинах молодежной одежды хотят видеть стройными и не больше 46-го размера. Или, скажем, в магазинах для полных — наоборот. И, тем не менее, в первую очередь нормальных работодателей интересует опыт, образование и деловые навыки кандидата на вакансию. А когда соискатель на должность менеджера пишет о себе, что он «высокий, стройный, с приятной внешностью», это выглядит странно.

Спортивные результаты

Один претендент на руководящую должность 48 лет от роду неизменно писал в своем резюме: «Пробегаю стометровку за 14 секунд». Мужчина, по его объяснению, хотел подчеркнуть, что он молод и бодр душой и телом. Но как это откровение воспринимали работодатели?

Какие личные качества указывать в резюме?

Однозначно: никто не спешил приглашать кандидата на собеседование. И как только данная строчка была из резюме изъята, соискатель тут же начал получать очень приличные предложения.

Также не следует писать о своих спортивных разрядах, полученных в далеком детстве, если только вы не претендуете на вакансии в спортивных клубах и подобных организациях.

Семейное положение

В принципе, нет ничего страшного в том, если кандидат лаконично укажет в резюме «женат» или «замужем». Но когда люди пускаются в подробности, выглядит это двусмысленно. Зачем работодателю при первом знакомстве нужно знать, какого возраста и пола ваши дети? Или сколько раз вы бывали замужем? Конечно, на собеседовании вас могут об этом спросить, но в резюме данная информация явно лишняя. И большинство кадровиков, которые будут читать ваше послание, решат, что для вас семейная жизнь приоритетнее служебных достижений. А это, согласитесь, не в вашу пользу. То, что вы примерный семьянин — безусловно, хорошо. Но когда вы сами акцентируете на этом внимание, то вызываете у кадровиков сомнения.

Личные качества

Один кандидат чрезвычайно повеселил кадровое сообщество с форума нашего сайта. О себе он сообщил следующее: «Занимаю активную жизненную позицию, но вредных привычек не имею (игры в карты, винопитие, табакокурение, увлечение многими женщинами).

Высокая работоспособность. Скрупулезен, внимателен, любознателен, коммуникабелен. Серьезность и аккуратность, свойственные зрелому возрасту. Посещаю бассейн». Если задача кандидата — рассмешить работодателя, то с этим он справился. Вот только приглашений на собеседование он вряд ли дождется.

Более того, о личных качествах можно вообще не писать. Ведь никто не скажет о себе, что он невнимателен, необязателен и неаккуратен. Так что личные характеристики — не более чем общие слова, не дающие работодателю никакой актуальной информации. Лучше сосредоточьтесь на выполняемых обязанностях и достижениях в работе.

Достижения

К этой строчке резюме отнеситесь со всей серьезностью. Перечисленные достижения должны быть тесно связаны с той сферой деятельности, в которой вы собираетесь получить работу. Поэтому «1-й разряд по регби» для менеджера по продажам или «лауреат конкурса резьбы по дереву» для бухгалтера — совершенно лишние сведения, которые поставят под сомнение адекватность кандидата. Если ничего ценного в голову не приходит, лучше вообще исключить раздел «Достижения».

Хобби

Если хобби имеет отношение к профессиональной деятельности, то не возбраняется его упомянуть в резюме. Но чаще всего ваши увлечения являются сугубо личным делом, и знакомить с ними потенциального работодателя ни к чему.

Бывали даже случаи, когда кандидату отказывали в работе исключительно из-за хобби. Один руководитель искал главного бухгалтера. После ряда собеседований у него осталось два претендента, и он затруднялся сделать окончательный выбор. Но тут обратил внимание на то, что одна из соискательниц указала в резюме в качестве хобби экстремальные виды спорта. И работодатель отдал предпочтение другому кандидату, не экстремалу, поскольку счел, что любовь к риску не украшает главбуха.

Мечты и планы

О своих мечтах стать директором или просто раскрыть личный творческий потенциал лучше вообще не писать в резюме. Чтобы говорить о карьерных устремлениях, нужно быть абсолютно уверенным, что в компании это приветствуется. Да и в любом случае лучше оставить эту тему до собеседования. Ведь резюме призвано показать, какой вы специалист на настоящий момент, имеете ли достаточный опыт для того, чтобы занять вакантную должность. А дальнейший рост, согласитесь — дело будущего.

Что касается творческих потенциалов и самореализации, то они также не слишком интересуют работодателя, особенно при предварительном знакомстве. Тем более что соискатели нередко выдумывают такие фразы, что после их прочтения у кадровика отпадает охота знакомиться с кандидатом ближе. Лучше вообще ничего не пишите, чем, к примеру, такое: «Имею служебную мечту: найти не только работу, дающую средства к существованию, но и связанную с ней радость, приносящую чувство умиротворения».

Елена Худякова
Работа для Вас

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?