Дидактические игры для детей дошкольного возраста на тему «безопасность. Картотека игр по правилам пожарной безопасности

Дидактические игры

для детей

дошкольного возраста

на тему

«Безопасность»

Марьенкова И.И.

«Отгадай загадку по картинке».

Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.

Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Это тесный-тесный дом. Я под мышкой посижу
Сто сестричек жмутся в нем. И что делать укажу:
И любая из сестер Или разрешу гулять,
Может вспыхнуть, как костер. Или уложу в кровать.
(Спички) (Градусник)


Грибникам он очень нужен, Они обычно для шитья;
Без него не сваришь ужин, И у ежа их видел я;
На охоту не пойдешь. Бывают на сосне, на елке,
Что же это? А называются...
(Нож) (Иголки)


Закипит – исходит паром, Весь я сделан из железа,
И свистит, и пышет жаром, У меня ни ног, ни рук.
Крышкой брякает, стучит: Я по шляпку в доску влезу,
– Эй! Сними меня! – кричит. А по мне все стук да стук.
(Чайник) (Гвоздь)

Не хочу я молчать – По одежде он плывет,
Дайте вволю постучать! Как горячий пароход.
И стучит день-деньской Стало все белье на диво
Он железной головой. Очень гладким и красивым.
(Молоток) (Утюг)


Очень хрупкая я, Берегите меня.
Если только разобьете – Лишь осколки соберете.
(Стеклянная банка)

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Найти и обезвредить».

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; упражнять детей в соотнесении изображения места нахождения предмета с символом; развивать умение классифицировать предметы по разным видам опасности.

Игровые действия: поиск предметов в разных местах.

Игровые правила: найти игрушку в соответствии с картинкой.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме»

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.

Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.

Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Скорая помощь».

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, за температурил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Подбери безопасную игрушку».

Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал: картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: ребёнок предлагает помочь кукле Танюшке выбрать те предметы, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Если я сделаю так».

Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один - опасный для здоровья, другой - ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую - если опасности нет.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Опасно - неопасно».

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (нельзя, внимание, можно).

Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других, ребенок сидит, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую - если опасности нет.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Раз, два, три – что опасно найди».

Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор.

«Незнакомые люди» «Если чужой стучится в дверь».

Цель: закреплять знания детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

Почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер пришел проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла гости;

Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Дидактические игры по теме безопасности

«Незнакомые люди» «Как ты поступишь?».

Ситуация № 1:

Молодая женщина приятной наружности говорит мальчику: «Здравствуй мальчик! Как тебя зовут? А где ты живёшь?» Как должна ответить мальчик незнакомке?

Три варианта ответа:

Вот я сейчас милиционера позову!

Простите, но я очень спешу!

Меня зовут Витя, я живу в этом доме?

Ситуация № 2:

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

Три варианта ответа:

Везде бегать и искать маму.

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

Стоять на месте, где потерялся.

Ситуация № 3:

Мужчина предлагает мальчику покататься на машине, берет его за руку и тянет в машину. Как должен повести себя ребёнок?

Три варианта ответа:

Я буду кричать и звать на помощь.

Поеду с незнакомцем.

Позвоню по телефону.

Настольно – печатная игра по теме «Безопасность в доме» «Соедини по точкам».

Цель: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

Дидактические игры по теме безопасности

«Незнакомые люди» «Свой, чужой, знакомый».

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Дети встают в круг. Водящий находиться в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая, - «Свой», «Чужой», «Знакомый». Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч.

Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что – нибудь.

Дидактические игры по теме безопасности

«Незнакомые люди» «Куда бежать, если за тобой гонятся».

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

Дидактические игры по теме безопасности

«Незнакомые люди» «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

В комнате разложены и расставлены предметы -«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

Дидактические игры по теме безопасности

«Незнакомые люди» «Эти правила важны».

Цель: закреплять знания детей о правилах нахождения дома, о том что нельзя открывать двери незнакомым людям.

Ребята говорят правила друг другу по очереди.

Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

Если дядя незнакомый,

Хочет прокатить,

Или дать тебе конфет,

Ты ответить должен: «Нет»

Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.

Если тётя подошла,

Тебя за руку взяла,

Говорит: «Пойдём в кино», -

Не ходи с ней всё равно.

Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.

Нельзя доверчивым быть,

Незнакомым секреты открыть

Они обманут ребёнка легко

И деньги его унесут далеко.

Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.

Если вы не забудете эти правила, то ни с кем из вас не случиться беда.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Цель: закреплять знания детей о диких животных, закреплять умение дослушивать текст до конца, отвечать по смыслу правильно.

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: …. «Нет».

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо: ….. «Нет».

Позовут лететь к Луне

Покататься на …. слоне

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен: ….. «Нет».

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя …. не знаком!

И не открывайте тете,

Если мама на ….. работе.

Ведь преступник он хитер,

Притвориться, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам …. почтальон!

Он покажет вам пакет

(А под мышкой …. пистолет)

Или он надел халат,

А под ним штук пять ….. гранат.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай по крепче ….. дверь!

Настольно – печатная игра «Собери картинку».

Цель: закреплять знания детей о правилах безопасности дома, на улице, с незнакомыми людьми, развивать логическое мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.
Материал: карточки с изображением разных ситуаций, разрезанные на несколько частей.
Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: это спички – они детям не игрушка, их брать нельзя.

Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи».

Цель: закреплять знания детей о правилах безопасности дома, на улице, с незнакомыми людьми. Развивать словарный запас детей, связную речь, внимание.

Воспитатель начинает, а ребёнок заканчивает:

Спички детям - … (не игрушка)

Не оставляй утюг …. (без присмотра)

С плитой будь очень … (осторожен)

Петарды опасны – не играй с … (ними)

Не играй с колющими и режущими … (предметами)

Не пробуй на вкус … (лекарства)

Не трогай электрические …. (приборы)

Не играй с …. (огнём)

Не открывай дверь незнакомым… (людям)

Не разговаривай с незнакомыми …. (людьми)

Нельзя играть на …(стройке), (дороге).

Не дразни … (собак).

Мойте руки перед … (едой).

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Осторожность».

Цель: закреплять знания детей о правилах безопасности дома, познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.

Оборудование: большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями.

Большие карты раздаются игрокам. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию.

Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Основы безопасности в доме»

Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Оборудование: карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.

Ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Как избежать неприятностей?».

Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.

Оборудование: сюжетные картинки, знаки опасности Х, правила безопасности в стихах.

Ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Так и не так».

Цель: закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Правила: под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).

Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.

Воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме»

«Что мы знаем о вещах?».

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память, воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: 4 игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных бытовых предметов.

У детей игровые карты с изображением «травмы». Ведущий поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. Выигрывает ребенок, первый собравший три картинки.

Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Домик улитки».

Цель: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Материал: игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.

Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.

Дидактическая игра «Островок безопасности» (для детей старшей и подготовительной групп).

Цель:
Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности в быту;
Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.)
Закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Обучить детей правильному, безопасному поведению при общении с чужими людьми.

Оборудование:
Магнитная доска;
Картина дома с пустыми окошками (на лист ватмана);
Картинки на магнитах на тему безопасность в доме;
Стихи к картинкам.
Правила игры:
К каждому стихотворению надо подобрать картинку и закрыть окошко в доме.
Ход игры:
Ребята, мы сегодня с вами поговорим о безопасности в доме. И в этом нам поможет игра «Островок безопасности». Наш дом – это наша крепость. Наш дом (квартира) это островок безопасности, где мы себя чувствуем уютно и комфортно. Но, если мы не будем соблюдать правила безопасности в доме, то наш островок безопасности превратится в очень опасное место.
Ваша задача следующая:
к каждому стихотворению подберите соответствующую картинку и прикрепите ее в пустое окошко.
(картинка прикрепляется на доску в «островок безопасности»)
Не выглядывай из открытого окна
Светит солнышко в окошко.
На окне мурлычет кошка.
Рядом куколка сидит
И на улицу глядит.
Скажем кукле, скажем кошке:
Не сидите на окошке!
Неужели вам не ясно?
На окне сидеть опасно!

Не играй с огнём
Взяли спички как-то мышки,
Стали их считать малышки.
Списка – раз и списка – два!
Загорелась вся изба!
Тут огонь водой залили,
Домик быстро потушили.
Вы запомните, друзья,
Спички трогать вам нельзя!

Не оставляй открытыми краны с водой
Буль-буль-буль – вода бежит
Мишка в ванную спешит.
Словно смелый капитан,
Будет он купаться сам.
Ты плыви, кораблик мой,
Я поплаваю с тобой!
Чтоб из дома не уплыть,
Не забуду кран закрыть!

Не играй с розетками
Вот розетка на стене:
Надо знать - тебе и мне,
Что в неё карандаши
Не вставляют малыши.
Это дырочки не тронь -
Вспыхнет сразу же огонь!
Ток бежит внутри розетки,
Не играйте с нею, детки!

Не играйте с острыми предметами
Говорил лисёнку папа:
Не бери ножи из шкафа!
Повнимательнее будь –
Ножик острый – не забудь!
И послушай-ка советы:
Все колючие предметы
Ты бери за рукоятку –
Приучай себя к порядку!

Не пускай в дом посторонних
Дома мы одни остались,
Расшалились, разыгрались.
Слышим вдруг – звенит звонок.
Смотрим мы скорей в «глазок».
Незнакомцу не откроем
И покрепче дверь закроем.
От замка мы отойдём.
Папу с мамой подождём!

Не выходи один на балкон
На балконе - так и знай!
-Ты на стулья не вставай,
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Это может быть опасно:
Падать сверху так ужасно!!!

лекарства детям не игрушка
Много тюбиков и баночек
Есть в шкафах у наших мамочек.
В них хранятся средства разные,
К сожалению, опасные...
Кремы, пасты и таблеточки
Не берите в руки, деточки:
Эта бытовая химия
Как отрава очень сильная!

Не разговаривай с незнакомыми по телефону
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
- И куда же я попал?
Номер я какой набрал?
Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь? -
Ничего не отвечай,
Просто маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
«До свидания!» - скажи,
Быстро трубку положи.

Будь осторожен с кипящей водой
Не только огонь, но и пар обжигает, Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надёжно усвой:
С кастрюли ты крышку рывком не снимай,
А с краю тихонечко приподнимай
Не там, где стоишь ты, – с другой стороны,
Ведь руки твои пострадать не должны!
В сторону выпустишь пар – и тогда
Не будет опасна в кастрюле вода.

(стихи взяты с интернет источников)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1. "Источники опасности"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила:

Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие:

Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

Что может быть источником пожара?

Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

2. "Знаешь ли ты?"

Дидактическая задача:

Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила:

Выполнять действия, соответствующие изображению.

Игровые действия:

Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:

Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

Дом - назвать домашний адрес;

Милиционер - назвать телефон милиции;

Огонь - выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

Человек в маске - назвать нужный при такой опасности номер;

Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

3. "О чём говорит светофор"

Дидактическая задача:

Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал:

Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

4. "Четвёртый лишний "

Дидактическая задача:

Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

5. "На прогулке"

Дидактическая задача:

Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

Материал:

Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.

На дороге я повстречал собаку. Можно , н ельзя (дети показывают карточку)

На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

6. "Телефон"

Дидактическая задача:

Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

7. "Пожар"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

Материал:

Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

Игровое действие:

Выбор из предложенных - правильной картинки.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

Отчего происходит пожар?

Что нужно делать, если случился пожар?

По какому телефону вызывают помощь?

За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

8. "Игра - дело серьезное"

Дидактическая задача:

Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Материал:

Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

9. "Тротуар и дети"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Ход игры.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

10. "Кто больше назовёт действий"

Дидактическая задача:

Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.

Игровые правила:

Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

11. "Игра-соревнование "По грибы"

Дидактическая задача:

Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.

Материал:

Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики, белые, подберёзовики).

Ход игры.

Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попадает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребёнок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количество собранных грибов. У кого больше - тот и выиграл

12. "Каждой вещи свое место"

Дидактическая задача:

Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.

Материал:

игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры.

В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

Варианты:

На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;

На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

То же в игровом уголке.

13. "Что, где, когда?"

Дидактическая задача:

Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила:

Ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.

Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.

Если будет неправильный ответ, то обязательно воспитатель говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой - потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет - дороги нет!

Жёлтый - будь внимателен!

На зелёный свет иди -

Все дороги впереди.

14. "Одень куклу"

Дидактическая задача:

Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).

Игровые действия:

Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.

Ход игры.

В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.

15. "Соедини по точкам"

Дидактическая задача:

Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал:

карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита).

Игровые действия:

соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

16. "Мы - спасатели"

Дидактическая задача:

Закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий.

Игровые действия:

Выбор детьми карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.

17. "Разложи по порядку

Дидактическая задача:

Ознакомить детей с порядком действий при пожаре. Используются картинки с изображениями

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; встреча пожарных;

Работа пожарных.

Игровые действия:

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

18. "Сложи картинку (пазл)"

Дидактическая задача:

Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.

Игровые действия:

Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.

Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.

На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимается не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.

19. "Буриме"

Дидактическая задача:

Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.

Ход игры.

Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по...

(«01»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей...

(топор).

Если всё в дыму у нас,

Надевай...

(противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко...

(красный)

Наш брандспойт был очень старый

И не мог тушить...

(пожары).

Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой...

(крыши)

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина...

(мчится).

На пожаре ждет беда,

Если кончилась...

(вода).

Чтоб огонь нам одолеть,

Надо вовремя…

(успеть).

Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие…

(спички).

Знать обязан каждый-житель,

Где висит...

(огнетушитель).

При пожаре не зевай,

Огонь водою...

(заливай).

Деревянные сестрички

В коробочке. Это...

(спички).

Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с...

(пожаром).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Цель: Показать студентам специфику проведения подвижных игр, содержание которых связано с обучением дошкольников правилам и навыкам безопасности жизнедеятельности.

Оборудование:

Описание подвижных игр.

Атрибуты к подвижным играм.

Тексты физкультминуток.

Движение - непременный спутник познания и развития в дошкольном возрасте. На занятиях по безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении подвижные игры и физкультминутки используются не только как момент двигателъно -эмоциональной разрядки, но и как материал для действенного закрепления знаний и умений по конкретной теме. Нашему вниманию предлагаются как народные, так и авторские подвижные игры, которые Вы можете использовать при разработке конспектов занятий.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Провести на педагогической практике одну из подвижных игр и проанализировать результаты работы по следующим позициям:

Была ли достигнута дидактическая цель проведения данной игры?

Какой компонент игры вызвал больший интерес: содержательный или двигательный?

2. Составить свой вариант подвижной игры по одной из тем.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

  1. "Трамвай" (Автобус, троллейбус)

(для младшей группы)

Дети (5-6) стоят на расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за цветной шнур - это трамвай. Воспитатель поднимает зелёный флажок, "трамвай" двигается шагом, потом бегом. Дети должны уметь согласовывать движения - не набегать на переднего товарища, не отставать, не выходить в сторону. Воспитатель поднимает красный флажок, "трамвай" останавливается, дети поворачиваются, берутся другой рукой за шнур и с появлением зелёного флажка начинают движение.

  1. "Больной воробушек"

(для младшей группы)

Дети сидят на стульях. Рядом около них лежит "в кроватке" больной воробушек. Дети измеряют ему температуру, смотрят его плечики, трогают живот, ноги, руки, спрашивают, что болит. Воспитатель читает стихи, дети повторяют движения и отвечают на вопросы.

Что у него болит? - Плечики.

Сходи, кума, в огород, сорви травы гречки, попарь ему плечики!

(Дети встают, бегают, ищут травку, лечат воробья).

Дома ли кум воробей? - Дома

Что он делает? - Болен лежит.

Что у него болит? - Животик.

Сходи, кума, в огород, сорви травки репеёк, попарь ему животик!

Парила, кумушка, парила, голубушка. Пар его не берёт, только сердцу придаёт.

(Дети делают всё тоже).

Дома ли кум воробей? - Дома.

Что он делает? - Болен лежит.

Что у него болит? - Пяточки.

Сходи, кума, в огород, сорви травки пяточки, попарь ему пяточки!

Парила, кумушка, парила, голубушка. Пар его не берёт, только сердцу придаёт.

Воспитатель:

Ох, не знала кумушка, кумушка-голубушка, что лечить самой нельзя. Надо вызывать врача!

  1. "Зайка"

(для младшей группы)

В начале игры дети сидят на стульях на одной стороне комнаты (они зайки).

Воспитатель:

Пойдёмте гулять.

Все выбегают на середину комнаты.

Воспитатель читает стихи, дети повторяют за ним движения.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок-скок-скок-скок, надо зайке поскакать.

  1. "Лохматый пёс"

(для младшей группы).

Ребёнок изображает собаку; он сидит на стуле в конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения, за чертой - дом. Они тихо подходят к собаке.

Воспитатель говорит:

Вот сидит лохматый пёс.

В лапы свой, уткнувши нос.

Собака просыпается, встаёт, лает. Дети убегают в дом - встают за черту.

  1. "Птицы и дождь"

(для средней группы).

Игра проводится с подгруппой детей. Птицы бегают по площадке.

Воспитатель говорит:

"Дождь пошёл", "Буря налетела" и т.п.

Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке).

Через некоторое время воспитатель говорит : "Дождь прошёл, выглянуло солнце".

Дети слезают и вновь бегают но площадке.

Игра повторяется 3, 4 раза.

Воспитатель следит, чтобы птицы облетали всю площадку.

  1. "Храбрые пожарные"

(для старшей группы)

Дети сидят на скамейках.- дежурят в помещении пожарной охраны.

По сигналу "Тревога" - быстро встают, строятся четвёрками (двое впереди, двое сзади), берутся за руки, изображая машины, и бегут- (едут на пожар).

По сигналу "Приехали" - дети останавливаются и перестраиваются полукругом, а по сигналу

"Работу начинай" - как бы качают насосом воду.

"Топорами балки рушим" - воспитатель, произнося эти слова, показывает, какие движения руками нужно делать. Дети повторяют эти упражнения несколько раз.

"Из брандспойтов пламя тушим!" - все делают повороты вправо и влево, направляя руки в ту же сторону.

"Тёмным облаком густым, вслед за нами вьётся дым", - говорит воспитатель, все, подражая его движениям, поднимают руки вверх и разводят их в стороны, как бы отгоняя дым.

Воспитатель продолжает:

"А огонь всё выше, выше, полезай скорей на крышу!" - все влезают на гимнастическую стенку, переходят от одного звена к другому или перелезают с одной стороны на другую, затем спускаются вниз.

"Псе пожарные, назад!" - говорит Воспитатель. Дети снова становятся четвёрками и бегут. "Едут тише, не спешат!" - дети, замедляя бег, затем идут шагом и останавливаются.

Воспитатель заканчивает:

"Поработали недаром, славно справились..."

Дети произносят хором:

"... с пожаром!".

  1. Игра-эстафета "Пожарные"

Разделить детей на две команды.

1. Каждый ребёнок из каждой команды бежит до гимнастической лестницы и залезает на неё, после этого возвращается к своей команде и передаёт эстафету другому и так повторяется, пока вся команда не выполнит это задание.

2. Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обежать его, при этом говорить: "Водолей, водолей, вылей воду из ушей", а йотом возвращается к своей команде и передаёт вёдра следующему игроку и так далее.

3. Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные корзины, а потом засыпать костёр.

В конце игры объявляем победителей и говорим, что все дети хорошо справились с поставленной задачей. И что они теперь могут быть настоящими помощниками пожарных.

А теперь, в заключение нашей эстафеты, мы с вами закрепим

"Правила пожарной безопасности":

1. Не играть со спичками.

2. Без взрослых не пользоваться электроприборами.

3. Не разводить без взрослых костры на улицах.

4. Не зажигать на ёлках свечи.

5. Не пользоваться неисправными электроприборами.

А также необходимо знать "Правила поведения при пожаре":

1. Заметили пожар, надо звонить 01.

2. Не бояться поставить в известность взрослых, и они вам помогут.

3. Не пытаться прятаться в шкафы и под кровати.

4. Попробовать затушить своими силами: песком, водой.

5. При возгорании электробытовых приборов водой огонь не тушить, попробовать сбить пламя плотным одеялом.

6. Если не удаётся погасить пламя, нужно выйти из помещения, плотно

закрыв дверь и ждать пожарных.

  1. ""Спички в коробке"

(для подготовительной группы).

Цель:

Развивать умение бегать парами, увертываясь от ловящего; развивать речь, внимание, ориентировку в пространстве.

Ход игры.

Дети, стоя кучкой, говорят:

Мы - сестрички,

Мы все-спички.

Разбегайтесь кто куда,

А не то вас ждет беда!

Двое водящих, взявшись за руки, предупреждают:

Ну-ка, спички, берегитесь,

В коробок не попадитесь!

Все разбегаются по площадке.

Водящие ловят «спички», заключив их в замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков пойманы, игра повторяется с новыми водящими.

Другой вариант - водящим может быть один из игроков, в руках которого обруч. Обручем он ловит «спички», набрасывая его на них сверху.

  1. "Если возник пожар"

(для подготовительной группы)

Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.

Воспитатель:

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над...

Ребёнок:

Газом. (Передача шара).

Воспитатель:

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг...

Ребёнок:

Листву. (Передача шара).

Воспитатель:

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые...

Ребёнок:

Предметы. (Передача шара).

Ведущий:

Помни каждый гражданин

Этот номер...

Ребёнок:

01. (Передача шара).

Ведущий:

Дым увидел - не зевай

И пожарных...

Ребёнок:

Вызывай. (Передача шара).

Воспитатель: Этот шар в руках недаром,

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет Злой...

Ребёнок:

Пожар. (Передача шара).

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в...

Ребёнок:

В квартире. (Передача шара).

Воспитатель:

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил...

Ребёнок:

Утюг. (Передача шара).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками...

Ребёнок:

Играл . (Передача шара)

  1. "Огонь и вода"

(для старшей группы)

Цель:

Сформировать у детей понятие о том, что огонь нужно быстро тушить водой. Развивать ловкость, смелость, быстроту реакции, умение бегать, увертываясь от ловящего. Воспитывать уважение, интерес к труду пожарных. Учить выполнять правила игры.

Материал:

Красные ленточки на группу детей, несколько голубых повязок.

Ход игры.

Одному-двум детям на руку повязываются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным детям дают красные ленточки («огонь»), которые прикрепляются к одежде сзади. По сигналу ведущего (судьи) дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».

  1. "Огненный дракон "

(для подготовительной группы)

Цель:

Совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползать. Развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость.

Ход игры.

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят:

Огненный дракон, уходи вон!

«Спящий дракон» лежит в центре круга. Когда он встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.

Дракон произносит:

Языки огня всё ближе, ближе.

Нагибайтесь ниже, ниже.

Все игроки должны увертываться, наклоняться низко, ползти, чтоб водящий не задел их.

Те, кого дракон не задел, возвращаются в круг.

  1. "Птенчики в беде"

(для подготовительной группы)

Цель:

Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему; формировать ценностные эмоции.

Ход игры.

Нa площадке чертится несколько кругов, в них - гнезда с «птенчиками» (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и делает пожар. Задача остальных играющих (юных защитников леса) - поймать на лету ленточки-«искорки», чтобы они не попали в гнездо, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены.

  1. "Медведь и пчёлы "

(для старшей группы)

Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна (около трети детей) - медведи, другая - пчёлы. На расстоянии 3-5 метров от гимнастической стенки очерчивают лес, в 8-10 метрах - луг. Пчёлы помещаются на гимнастической стенке (в улье). По сигналу воспитателя пчёлы летят на луг за мёдом и жужжат. Как только все пчёлы улетят, медведи влезают на стенку - в улей - и лакомятся мёдом. По сигналу воспитателя пчёлы летят и жалят медведей, дотрагиваясь до них рукой, не успевших убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей, и игра продолжается. Ужаленный медведь 1 раз не выходит за мёдом. После 2-3 повторений игры дети меняются ролями.


Татьяна Маслова

Цели:

Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.

Познакомиться с причинами возникновения пожара, навыками осторожного обращения с огнем.

Рассмотреть, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях и как их можно избежать.

Актуальность.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

План работы:

1. Создание презентации: 12 красочных анимированных слайдов. Презентация охватывает большой объем программного материала по «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников»:

Острые, колющие, режущие предметы;

Бытовая химия, моющие средства, лекарства;

Электрический ток, электрические приборы;

Невидимая и неслышимая опасность – газ;

Пожарная безопасность.

2. Подготовка материала для детей: занимательные вопросы, дидактические игры, загадки, театральная деятельность, чтение стихов по теме.

3. Проведение занятия с детьми старшей группы

Материалы:

Иллюстрации к занятию: электроприборы; презентация «Безопасность в доме»; дидактические игры-слайды «Четвертый лишний», «Опасные предметы».

Предварительная работа:

1. Разучивание стихов по теме;

2. Разгадывание загадок по теме «Электрические приборы».

3. Разыгрывание инсценировки «Советы мамы»;

4. Подготовка иллюстраций для дидактических игр «Четвертый лишний», «Опасные предметы»;

5. Рассматривание предметов (колющие, режущие, лекарства, бытовая химия, электрические приборы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые ему помогают.

Ходить к ручью ему надоело, и он заставил воду течь к нему в дом. Жарить мамонта на костре неудобно, и человек придумал газовую плиту. Стирает белье – стиральная машина, новости показывает – телевизор. Все эти вещи человек придумал себе для удобства.

Но все эти вещи могут быть не только помощниками, но и опасными. Если человек не научился пользоваться вещами – помощниками, то они могут ему навредить.

2. Повторение пройденного материала

(Презентация. Слайд 4. Запрещающий знак – круг красного цвета с белой полосой, на которой написано: «ОПАСНО!»)

Воспитатель. Что обозначает этот дорожный знак?

Дети. Запрещает движение автомобилей.

Воспитатель. А сегодня на занятии он нам поможет определить, какие домашние вещи могут быть опасными.

Воспитатель. Давайте вспомним, что может быть опасным в доме?

Дети. Ножницы, ножи, иголки, спицы …

Воспитатель. (слайд 5) Да, первая опасность в доме – острые, колющие и режущие предметы. Если вы хоть раз порезали руку ножом или укололи иголкой, то знаете, как и чем опасны эти предметы.

Поэтому в доме порядок не только для красоты, но и для безопасности.

Дидактическая игра «Опасные предметы». Воспитатель предлагает детям выбрать иллюстрации предметов, которые могут быть опасны. (Слайд 6)


Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи.

Воспитатель. Еще, ребята, опасны лекарства и бытовая химия. Что такое бытовая химия?

Дети. Стиральные порошки, средства для мытья посуды, др. (Слайд 7)

Дети читают стихотворения:

1. Витамины и вкусны,

И полезны, и важны.

Только помните, друзья.

Их без меры есть нельзя.

Должен доктор рассказать,

Как их нужно принимать.

2. Все маленькие детки

Обязаны узнать:

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!

Когда вы заболели,

Тогда врача зовут,

И взрослые в постельку

Таблетки принесут!

3. Но если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно

И даже умереть!

Так будьте осторожней –

Зачем же вам болеть?

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Воспитатель предлагает детям из ряда предложенных картинок выбрать лишнюю. (Слайд 8 и 9.)

Воспитатель. Третья опасность в доме – электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара. (Слайд 10).

Беседа по картинке.

Физкультминутка (Слайд 11).


Мы сидели, мы устали,

На вопросы отвечали,

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

Давайте вспомним, какие загадки об электрических приборах вы знаете?

Воспитатель загадывает загадки.

1. Полюбуйся, посмотри!

Полюс Северный внутри, там сверкает снег и лед, там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник)

2. Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем – огонек!

Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

3. Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

4. В нашей комнате одно есть волшебное окно.

В том окне чудес полно, что же это за окно? (Телевизор)

5. Сушит ветер-суховей кудри мамочки моей. (Фен)

6. Эта прачка-автомат нам стирает всё подряд. (Стиральная машина)

7. Закипает изнутри и пускает пузыри. (Чайник)

8. Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые -

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг -

Электрический. (Утюг).

«Электрические приборы» Слайд 12

Воспитатель. Уходя из комнаты или дома, обязательно выключайте электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них руками.

3. Физкультминутка


Тили-тили,

Тили-тили,

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Поросенок - с решетом

И козел - с фонарем.

Тили-бом!

Тили-бом!

Воспитатель. О каком страшном происшествии говориться в стихотворении?

Дети. О пожаре.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, от чего возникает пожар?

Дети. Когда балуются со спичками и зажигалками. Когда забывают выключить электроприборы.

4. Изучение нового материала

Воспитатель. Еще, ребята, есть невидимая и неслышимая опасность, которая тоже может привести к пожару. Это – газ. (Слайд 13)

Воспитатель. Газ может быть очень опасным.

Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

Во-вторых, им можно отравиться.

В-третьих, он тоже может стать причиной пожара.

Воспитатель. Газ – очень опасен. Поэтому вам необходимо запомнить правила:

Почувствовав запах газа, срочно скажите об этом взрослым.

Сразу же откройте окна и проветрите квартиру.

Проверьте, закрыты ли краны на плите.

Ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички.

Позвоните по телефону 04.

Правило 1 (Слайда 14) Если огонь небольшой, можно попробовать затушить его, набросив плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю с водой.

Правило 2 (Слайда 15) Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть плотно двери, так как от воздуха огонь разгорается сильнее.

Правило 3. Надо сразу же сообщить о пожаре, позвонив по телефону 01.

Правило 4. И последнее … При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова.

Нужно лечь на пол, так как дым поднимается кверху. Не надо прятаться от дыма в шкаф, под кроватью, – так от дыма и огня не спастись. А пожарные долго не могут найти детей из – за этого.

Воспитатель. Ребята, самое главное – не играйте с огнем. Из рыжего котенка он может превратиться в злого тигра. И тогда будет беда.

Просмотр мультфильма «Азбука безопасности» – «Игры со спичками».

5. Итог занятия


Воспитатель. Что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)

Как действовать в опасной ситуации? (ответы детей)

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры :

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры :

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры :

Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры :

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры :

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву0

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры :

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

Сюжетно ролевые игры:

«Мы - пожарные»

Предварительная работа:

  • экскурсия в пожарную часть,
  • беседы о работе пожарных,
  • рассматривание сюжетных картинок,
  • чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
  • рисование на данную тему,
  • обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
  • ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа:

  • Конструирование зданий,
  • Игры с напольным конструктором,
  • Рассматривание плана-схемы улиц города,
  • Экскурсия по близлежащему микрорайону,
  • Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
  • Беседы о профессии пожарного,
  • Отгадывание загадок,
  • Игры с транспортными игрушек,
  • Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа:

  • беседы на тему безопасности дома,
  • разучивание пословиц об огне и воде,
  • беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека»,
  • отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
  • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
  • Знакомство с пословицами об огне,
  • Дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.