Движение по полосе для маршрутных транспортных средств в выходные дни. Сколько стоит разрешение для езды по «выделенкам» для обычного водителя Проезд по выделенной полосе для общественного транспорта

С 13 апреля 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ вступили в силу изменения в . Обзор изменений мы опубликовали в статье « «. В этой статье мы подробно рассмотрим одно из самых значимых изменений — это разрешение движения такси по полосе для маршрутных транспортных средств.

Казалось бы, добавили несколько строк в Правила дорожного движения и все привилегии маршрутных транспортных средств также распространятся и на легковое такси. Но это не так и основным ситуациям, связанным с движением такси посвящена эта статья.

Изменения в пдд

Изменения коснулись пункта 18.2 Правил дорожного движения и описания знаков 5.11 и 5.14 приложения 1 к Правилам дорожного движения

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.


Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».
Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.


Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств».
Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси , движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Мы видим, что полосу для маршрутных транспортных средств теперь можно использовать и для движения легкового такси.

Таким образом на первый взгляд у легкового такси появилось большое преимущество перед всеми другими транспортными средствами, ведь в отличии от маршрутных транспортных средств движение такси может проходить как по полосам общего пользования, так и по полосе для маршрутных транспортных средств.

Но так ли все гладко на самом деле?

Преимущества легкового такси

Движение такси может осуществляться по полосе для маршрутных транспортных средств (далее МТС) как в попутном, так и во встречном направлении.

Если образовался затор, его можно объехать по полосе для МТС

и наоборот, если МТС остановилось на остановке, его можно объехать по полосе общего пользования.

Но обратите внимание, для получения всех этих преимуществ должны быть соблюдены все условия организации дорожного движения, позволяющие воспользоваться этими привилегиями. Знаки и разметка должны позволять осуществлять эти маневры, в противном случае будет нарушение Правил дорожного движения и наказание за это вплоть до лишения права управления транспортным средством. Об этом в продолжении статьи.

Ограничения легкового такси

Если полоса для МТС обозначена знаком 3.1, то движение такси по этой полосе запрещено.

3.1 «Въезд запрещен».
Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

Действие знаков не распространяется:
3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — на маршрутные транспортные средства;

Как видим, в данной части изменения Правил дорожного движения такси не коснулись, соответственно требование знака 3.1 водители легкового такси обязаны выполнять.

За это нарушение предусмотрена ответственность по::1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.}части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей. С 1 июля 2012г. штраф за это нарушение будет изменен.

Кроме того, нет изменений и в части предписывающих знаков:

Действие знаков 4.1.1-4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Таким образом требования знаков 3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27, 4.1.1-4.1.6 таксисты обязаны выполнять

Также таксисты не получают преимущества при выезде с остановки

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

При движении по полосе МТС навстречу общему потоку запрещается обгонять маршрутные транспортные средства. За нарушение предусмотрена ответственность по::4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.}части 4 статьи 12.15 и влечет лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев

При движении по полосе МТС отделенной от общего потока сплошной линией разметки 1.1 в попутном направлении запрещено выезжать из этой полосы. За нарушение предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей

При движении по полосе в общем потоке запрещено выезжать на полосу МТС в случае, если она отделена сплошной линией разметки 1.1. За нарушение предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей

  • Итог

    Таким образом теперь перед водителями такси стоит непростой выбор, если полоса МТС отделена сплошной линией разметки 1.1. В случае когда перед такси будет двигаться маршрутное транспортное средство, то таксисту придется ехать со всеми остановками, выиграет он в скорости в таком случае или нет подскажет только опыт конкретного водителя.

    Дорог Вам без препятствий!

  • Наш читатель из Москвы столкнулся с вопиющей несправедливостью: он выехал на своем личном автомобиле на полосу, выделенную для общественного транспорта, в выходной день и... "нарвался" на штраф в три тысячи рублей. Разумеется, он возмущен и намерен обжаловать постановление о нарушении ПДД. Но, может быть, до этого ему еще раз стоит почитать Правила?

    О том, кому можно, а кому нельзя двигаться по выделенной полосе (полосе для маршрутных транспортных средств), подробно говорится в пункте 18.2. Правил дорожного движения. Читаем: «на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе».

    Вы где-нибудь увидели в тексте фразу о том, что разрешается ездить по выделенным полосам в выходные дни? Этого в ПДД нет. Почему тогда москвичи так уверены, что им это позволено? Потому что еще в 2013 году, когда "выделенки" только появлялись в Москве, заммэра Максим Ликсутов сообщил о решении столичного правительства разрешить автомобилистам ездить по полосам, предназначенным для общественного транспорта, в выходные дни.

    Выделенка выделенке рознь

    Так-то оно так, вот только при выезде на выделенную полосу водитель должен руководствоваться не заявлениями чиновника, а Правилами дорожного движения. Это означает следующее: дорога с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначается не только указанными выше знаками, но и дополнительной табличкой 8.5.2 «Рабочие дни» (в народе ее называют "молоточками"). Другими словами, принимая решение о выезде на "выделенку", водитель должен сначала вспомнить, какой сегодня недели, а затем обязательно посмотреть на дорожный знак. Зачем? Например, осенью 2016 года в той же Москве были запущены выделенные полосы в рамках проекта «Магистраль», которые действуют и выходные дни тоже. Таким образом, даже в субботу или воскресенье заезд на такую "выделенку" грозит водителю штрафом в размере 3 тыс. рублей (часть 1.2. статья 12.17 КоАП РФ - для Москвы и Санкт-Петербурга).

    Перечисленные выше знаки, обозначающие полосу (выезд на полосу) для общественного транспорта, могут использоваться с табличками, которые определяют период действия знака. Что это за таблички?

    Табличка 8.5.2 «Рабочие дни» указывает, что знаки действуют только в рабочие дни - с понедельника по пятницу, по выходным и праздничным дням движение по «выделенке» разрешается.

    Табличка 8.5.6 «Время действия» означает, что знаки запрещают ездить по выделенной полосе только в рабочие дни в указанный на табличке промежуток времени. В выходные дни, а также в другие часы ездить по выделенной полосе можно.

    Табличка 8.5.3 «Дни недели» указывает дни недели, в которые нельзя ездить по «выделенке», в остальные дни - разрешается.

    Табличка 8.5.7 «Время действия» запрещает движение по «выделенке» только в тот день недели и в то время, которые указаны на ней.

    Так и есть: как подтвердили в департаменте транспорта Москвы, на некоторых полосах в целях обеспечения безопасности дорожного движения движение запрещено и по выходным дням тоже. Семь дней в неделю "выделенки" работают по следующим адресам (над некоторыми из них висит "кирпич"):

    Большой Каменный мост;

    Лубянская площадь;

    Старая и Новая площади;

    Площадь Тверская Застава;

    Театральный проезд;

    Улицы Охотный Ряд, Моховая, Покровка, Маросейка, Варварка, Воздвиженка, Большая Полянка, Пречистенка, Солянка, Славянская площадь;

    Солянский и Лубянский проезды;

    Улицы Сретенка и Большая Лубянка;

    Яузский, Покровский и Чистопрудный бульвары;

    Небольшие участки на Садовом кольце и нескольких прилегающих к нему перекрестках (Малая Дмитровка, Долгоруковская, Баррикадная, Большая Никитская, Крымский Вал, Коровий Вал).

    Сплошную линию никто не отменял

    Есть еще одно распространенное нарушение, которое допускают водители при езде по выделенной полосе. Дело в том, что "выделенки" отделены от остальной проезжей части сплошной линией разметки. Водители, знающие о том, что ехать по такой полосе можно (в выходные дни), перестраиваются на нее через сплошную линию. А это делать категорически запрещается - выезжать с "выделенки" или заезжать на нее можно только в местах разрыва или на перекрестках. Еще недавно за такое не штрафовали, но водители стали злоупотреблять этим и "гаишники" решили такую практику прекратить. Кроме того, на дорогах Москвы появляются все новые и новые камеры, которые не будут входить в положение нарушителей. То есть, отныне будут штрафовать. Слава богу, штраф за это правонарушение (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) не очень большой - 500 рублей (с учетом 50-процентной скидки - 250 рублей).

    Вы выезжаете на выделенные полосы, предназначенные для общественного транспорта? Нет-нет, мы не хотим узнать количество нарушающих ПДД в будние дни, когда, как правило, во многих городах запрещено выезжать на полосы для общественного транспорта. Мы хотим узнать у вас, выезжаете ли вы на "выделенки" в выходные и праздничные дни, когда во многих городах согласно Правилам дорожного движения дорожные знаки об общественной полосе перестают действовать.

    Мы не просто так задали вам этот вопрос, поскольку в выходные дни очень много водителей начинают выезжать на полосу общественного транспорта. Но знаете ли вы о том, что в 70 процентах случаев вы все равно нарушаете действующие Правила дорожного движения и можете быть привлечены к ответственности сотрудниками ДПС, а также на основании данных комплексов фото- и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме? Как? Сейчас подробно расскажем.


    Напомним, что по всей стране согласно действующему законодательству обычному транспорту запрещено выезжать на полосы, предназначенные для движения общественного транспорта, к которому относятся автобусы, маршрутки, такси, троллейбусы и другой общественный автотранспорт.

    Для тех, кто до сих пор не знает: выезд на полосу общественного транспорта чреват административной ответственностью по статье 12.17 КоАП РФ :

    Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

    1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

    1.1. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частями 3-5 статьи 12.15 настоящего кодекса, и случая, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей.

    1.2. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.

    Но многие из вас скажут, а причем здесь эта статья КоАП РФ, если во многих городах России (в том числе и в Москве) в выходные и праздничные дни общественная полоса свободна от ограничений, что дает всем без исключения видам транспорта выезжать на "выделенку"? Да, это так. Но вас все равно могут оштрафовать за нарушение ПДД. За что? За пересечение сплошной линии, которая отделяет общественную полосу от основных полос движения на дороге. Причем оштрафовать за это могут даже легальных таксистов, имеющих официальное разрешение на легковые перевозки такси. И таких штрафов легальными перевозчиками выплачивается огромное количество, судя по официальной статистике ГИБДД РФ.

    Можно ли пересекать сплошную линию разметки при выезде на общественную полосу?


    Конечно, нет. Учите ПДД. Наверное, еще с автошколы каждый водитель должен заучить как таблицу умножения, что пересекать сплошные линии разметки на дороге ни в коем случае нельзя. К счастью, когда такие полосы отделяют встречное движение, многие водители об этом помнят. К сожалению, многие об этом не забывают только из-за риска потерять права. Но вот что касаемо сплошных линий на дороге между полосами, между обычной полосой движения и "выделенкой" и между крайней полосой и обочиной, то многие водители часто не обращают на такую разметку никакого внимания. А зря. Ведь сплошные линии на дороге рисуют не просто так. Раз на дорогу нанесена сплошная линия, значит, она выполняют определенную функцию по организации безопасного дорожного движения. Соответственно, пренебрегая подобной разметкой, мы нарушаем действующие Правила дорожного движения.

    Итак, мы знаем, что большинство общественных полос отделены от основных полос движения горизонтальной разметкой 1.1 (одинарная сплошная линия справа от крайней полосы, которая граничит с общественной полосой).

    Это точно такая же линия, которая наносится на однополосные дороги для того, чтобы отделить встречное движение.

    Так что пересекать сплошную линию разметки для выезда на общественную полосу в выходные дни нельзя. То есть если вы в выходные дни пересечете за рулем автомобиля сплошную линию разметки 1.1 и выедете на общественную полосу, то можете быть привлечены к ответственности по следующей статье Административного кодекса РФ:

    Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

    1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей .

    Как правильно выезжать на общественную полосу в выходные дни?


    Но тогда как можно законно выехать на "выделенку" в праздничные или выходные дни, когда разрешено выезжать на общественную полосу? Для этого вы должны выезжать на общественную полосу только в месте разрыва или отсутствия сплошной горизонтальной разметки на дороге.

    Почему, несмотря на недействие знака, обозначающего полосу, предназначенную для маршрутного транспорта в выходные дни, разметка продолжает действовать?

    Многие водители до недавнего времени ошибочно считали, что раз в выходные дни действие знаков, запрещающих выезд на общественную полосу, приостанавливается, то, соответственно, перестает действовать и сплошная линия разметки, отделяющая основные полосы движения транспорта от "выделенки". Но недавно МВД РФ разъяснило, как правильно можно выезжать на общественную полосу в выходные дни, заявив о том, что сплошная линия разметки продолжает действовать на дороге и в выходные, и в праздничные дни. Все дело в том, что, как правило, общественная полоса обозначается знаком 5.14. Вот как он выглядит:


    Согласно Правилам дорожного движения действие этого знака распространяется на полосу, над которой он расположен. По выходным и праздничным дням во многих городах России (в т. ч. и в Москве) этот знак перестает действовать. Соответственно, эта полоса движения становится обычной крайней полосой дороги, по которой разрешено движение всем видам транспорта. То есть в выходные дни на эту полосу можно выезжать не только маршрутным транспортным средствам.

    Но почему тогда вопреки недействию знака 5.14 водителям запрещено пересекать сплошную линию, отделяющую "выделенку" от обычной дороги? Все дело в том, что в действующих на сегодняшний день ПДД нет ни одного пункта и правила, которые бы упоминали о временном действии разметки на дороге. Соответственно, разметка на дороге, несмотря на прекращение действия знака 5.14 в выходные и праздничные дни, продолжает действовать.

    А раз знак не действует, а других дорожных знаков нет, то каждый водитель должен строго соблюдать предписание дорожной разметки. В нашем случае не пересекать горизонтальную разметку 1.1, обозначенную сплошной линией.

    Так что будьте внимательны и выезжайте на общественную полосу по выходным и праздничным дням только в соответствии с действующими ПДД. То есть в таком месте дороги, где сплошная линия отсутствует или имеет разрыв.

    В противном случае вы можете быть привлечены к административной ответственности.

    Также имейте в виду, что если вы попадете в ДТП, пересекая сплошную линию разметки, отделяющую основную дорогу от "выделенки", то будете также признаны виновником аварии, поскольку будете считаться водителем, нарушившим действующие Правила дорожного движения.

    С некоторых пор преимущество на дороге есть не только у автомобилей оперативных служб. Специальная полоса выделена для проезда общественного транспорта. Обычным автомобилям по ней двигаться запрещено, а если игнорировать правило, можно заработать наказание. Санкции ждут и водителей, едущих по встречной и разделительной полосам. Но в каждом случае есть свои нюансы.

    Читайте в этой статье

    Что такое «выделенка»

    В больших городах с интенсивным движением не так давно были размечены полосы, которыми разрешено пользоваться только общественному транспорту, маршрутным такси. Это сделано для безопасности движения, удобства пассажиров. Ведь «выделенка» дает возможность автобусу не стоять в пробке, избежать опасных маневров ради ее объезда.

    Специальная полоса чаще располагается с правой стороны дороги. Она отделена разметкой (сплошной или прерывистой), на ней также имеется литера А.

    Тем, кто не пользуется общественным транспортом, такая привилегия для него кажется излишней. Но выделенная полоса придумана и впервые опробована не в России, другие страны тоже используют «выделенку». Доказано, что она помогает «разгрузить» дорогу, сократить протяженность и количество заторов.

    Что будет за езду по выделенной полосе для автобуса/общественного транспорта

    О запрете передвигаться всем иным видам транспорта, кроме общественного, по выделенной полосе четко сказано в пункте 18.2 Правил Дорожного Движения:

    На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1 , 5.13.1 , 5.13.2 ,5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.

    Но там нет информации о санкциях в отношении водителей, допустивших нарушение. Зато наказание за езду по автобусной полосе прописано в статье 12.17 КоАП. Мера его зависит от спровоцированной водителем ситуации:

    • если он не предоставил положенное преимущество общественному транспорту, то получит от сотрудника ГИБДД или заплатит 500 р. штрафа;
    • в случае, когда машина ехала по выделенной полосе или остановилась на ней, придется отдать в пользу государства 1500 р.

    Кроме того, стоянка на «выделенке» может привести к эвакуации автомобиля и отправки его на штрафстоянку.

    Такая ответственность предусмотрена для большинства городов, где есть соответствующая разметка. А в центрах федерального значения, то есть Москве и Санкт-Петербурге она еще жестче. За игнорирование правила о недопустимости езды на полосе для автобусов, троллейбусов, такси и остановки на участке водитель получит штраф в 3000 р.

    Размер выплаты увеличен вдвое, так как в этих городах движение особенно интенсивное. И нарушение запрета ехать по «выделенке» чревато большими проблемами для всех его участников, многократно повышает опасность пути.

    В КоАП есть санкции и за другие проступки, касающиеся игнорирования преимуществ общественного транспорта на дороге:

    • создание помехи на выделенной полосе закончится для нарушителя штрафом в 1500 р. по статье 12.17;
    • перемещение на нее при наличии знака «въезд запрещен» (именуемого «кирпичом») наказывается выплатой 500 р. в соответствии со статьей 12.16.

    О штрафах за движение по полосе для общественного транспорта смотрите в этом видео:

    Штраф за езду по встречной полосе или разделительной

    Часто выделенная полоса бывает более свободной, чем разрешенные для проезда обычных автомобилей участки дороги. Ведь маршрутный транспорт ходит по определенному графику. И иногда водители не могут удержаться от того, чтобы проехать по встречной автобусной полосе. Тем самым они совершают нарушение, отраженное в разделах 4 и 5 статьи 12.15 КоАП:

    • за перемещение по выделенной полосе навстречу идущему транспорту водитель получит штраф в 5000 р. или останется без документа на управление автомобилем на 4 — 6 месяцев;
    • если он совершил подобное повторно, ему грозит лишение прав до 1 года.

    При рецидиве проезда по встречной «выделенке» и фиксации проступка видеосистемой нарушителю придется оплатить штраф в 5000 р. То есть все меры аналогичны тем, что предпринимаются в отношении водителя, который просто ехал по встречной полосе. И неважно, была она предназначена для общественного транспорта или доступна любым автомобилям.

    Что касается выезда на разделительную линию, вот какая информация об этом есть в пункте 18.2 ПДД:

    Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

    Но это не означает разрешения двигаться по ней в иных случаях. Ведь есть еще и статья 12.16 КоАП, в частности раздел 1. В соответствии с ним за несоблюдение правил, касающихся разметки в виде сплошной линии, можно заполучить предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф в 500 р. Если же водитель повернул влево либо развернулся, игнорируя разделительную полосу, с него потребуют уплаты 1000 — 1500 р.

    О мерах наказания за выезд на полосу встречного движения смотрите в этом видео:

    Забылся и ехал по левой – можно ли избежать наказания

    Еще одно нарушение, касающееся неверного использования дорожных полос – перемещение по левой стороне, когда свободна правая. При этом другие участники движения вынуждены при рисковать. Ведь объехать идущую по левой полосе машину в этом случае можно только справа.

    Законом предусмотрена мера и за это нарушение. Есть пункт 9.4 ПДД, в котором сказано, что ТС должно держаться правого края дороги, если он свободен. Передвижение в подобном случае по левой полосе запрещено. Наказание регламентировано статьей 12.15 КоАП, часть 1. В соответствии с ней водителю выписывают штраф в 1500 р.

    Санкции можно избежать, ведь многополосное движение существует не просто так. По левой стороне дороги разрешено перемещаться в случаях, когда:

    • на остальных участках нет места из-за интенсивности движения;
    • необходимо повернуть налево или развернуться;
    • обогнать идущий впереди автомобиль, если оба ТС находятся на разрешенном для маневра участке.

    Если доказать сотруднику ГИБДД или суду, что водитель ехал по левой полосе не имея других возможностей, наказывать его не будут.

    Когда необходимо въехать на «выделенку»

    В законе предусмотрены случаи, когда автомобиль обязан совершать движение по полосе, предназначенной для общественного транспорта. Речь идет об участках, выделенных прерывистой линией. Обычно они располагаются у перекрестков. А так как «выделенка» находится ближе к тротуару, повернуть направо, не заехав на нее, не представляется возможным.

    Маневр при этом должен выглядеть так: водитель сначала перестраивается на участок для общественного транспорта и лишь затем уезжает за угол, как собирался. Если он нарушит этот порядок, ему придется заплатить штраф в 500 р. Наказание регламентируется статьей 12.14, раздел 1.1:

    Невыполнение требования ПДД, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    Когда разрешено перемещаться по полосе для автобусов

    Есть и иные обстоятельства, в которых движение обычной машины по полосе, выделенной для общественного транспорта, вполне законно:

    • При выезде на главную дорогу из переулка либо со двора многоквартирного дома. В обоих случаях избежать попадания на «выделенку» чисто технически не удастся, ведь эта полоса находится с правого края. Ее придется пересекать, чтобы встать на разрешенный для движения участок, в любом случае. Тем не менее водитель частного автомобиля должен сначала убедиться, что не помешает своим выездом на «выделенку» рейсовому автобусу или маршрутному такси.
    • При необходимости высадить из машины пассажиров. Это следует делать там, где разделительная линия прерывистая, что обычно бывает у остановок для общественного транспорта. Высаживать людей, прижавшись к правому краю собственной полосы, нельзя. Ведь в таком случае они окажутся на выделенной полосе, то есть на проезжей части, и могут попасть под колеса общественного ТС.

    Необходимо заехать на автобусный участок, встать плотнее к его правому краю, чтобы пассажиры имели возможность сразу ступить на тротуар.

    Высадка на дороге
    • В выходные дни. Считается, что в субботу и воскресенье автомобильное движение ослабевает. Поэтому в выделении особых полос для общественного транспорта нет необходимости. К этому периоду относят также дни государственных праздников, которые являются нерабочими. Но в каждом городе могут быть свои нюансы, касающиеся выходных.

    Например, в Москве суббота таковым не считается. И если обычный автомобиль окажется в этот день на автобусной полосе, его водителя оштрафуют.

    Мнение о том, что по «выделенке» всем можно ездить ночью с 23.00 и до 7 утра, ошибочно. Это предложение рассматривалось законодателями в 2013 году, но принято не было.

    О том, в каких случаях разрешено перемещаться по автобусной полосе, смотрите в этом видео:

    Почему не всем такси разрешено двигаться по выделенной полосе

    Не секрет, что перевозкой пассажиров занимаются не только муниципальные такси, зарегистрированные компании, но и владельцы личных автомобилей. Очень часто они уверены, что если имеют лицензию, то могут ездить по выделенной полосе наравне с автобусами и маршрутками.

    Но их останавливают и штрафуют на законном основании. Ведь в большинстве частные «извозчики» даже при наличии разрешения на перевозку пассажиров выглядят как обычные авто. То есть не имеют внешних опознавательных знаков:

    • правильного цвета (желтого);
    • «шашечек» на корпусе;
    • сигнального фонаря на крыше;
    • счетчика в салоне.

    В Москве, помимо перечисленных атрибутов, на машине такси должен быть государственный знак на желтом фоне, свидетельствующий о принадлежности к общественному транспорту. Строго говоря, обычные «бомбилы» даже с лицензией на этот вид деятельности к данной категории не относятся. И ехать по выделенной полосе не имеют права, а если все же перемещаются по ней, то нарушают закон.

    Иногда в том, какие участки дороги разрешены и запрещены для езды, разобраться трудно. Особенно, если водитель живет в маленьком городе с однополосным движением и отсутствием «выделенки», а вынужден колесить по столице. Поможет изучение ПДД, а также КоАП, в которых запреты и разрешения прописаны достаточно четко. Если вопросы все же остались, их разъяснит опытный автоюрист.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

    В стремлении облегчить движение в городах и сделать общественный транспорт максимально привлекательным местные власти все чаще принимают решение о выделении отдельных полос для движения автобусов.

    Но не все водители личного автотранспорта рады такому начинанию, некоторым кажется, что таким образом ущемляются их права и они игнорируют запрет на проезд по автобусной полосе. Мы дадим ответы кому и когда можно ездить по таким полосам, какая ответственность ждет нарушителя и можно ли ее избежать.

    ○ Кому можно и нельзя ездить по автобусной полосе?

    Начать следует с определения самой автобусной полосы. Под ней можно понимать одну или несколько полос дороги предназначенных для исключительного движения общественного транспорта , включая троллейбусы и маршрутные такси.

    Она обозначается знаками 5.11.1 и 5.12.1, для указания на дорогу с полосой общественного транспорта двигающегося навстречу основному потоку. Знаки 5.14 и 5.14.1 указывают начало и конец такой полосы, а знаки 5.13.1 и 5.13.2 обозначают пересечение с такой дорогой. Кроме того на дорогу наносится специальная разметка в виде буквы «А».

    По общему правилу ездить по полосе для общественного транспорта другим водителям нельзя, но конечно, существуют исключения.

    Выезд на такой участок дороги возможен только если он не отделен от остальной части сплошной разметки, так что дальше мы будет говорить только о пересечении прерывистой линии. Исключения прямо прописаны в П. 18.2 ПДД:

    • «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
    • «Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.»

    То есть, перестраиваться на полосу для общественного транспорта в случае ее отделения прерывистой полосой можно:

    • Для разворота.
    • Выполнения поворота направо с перестроением в правую полосу для общественного транспорта.
    • Для остановки с целью посадки и высадки пассажиров или погрузки/разгрузки при условии не создания препятствий для движения общественного транспорта.

    Дополнительно могут устанавливаться знаки, информирующие водителя о возможности проезда по полосе для общественного транспорта в ночное время и в любое время выходные, праздничные дни.

    ○ Такси на маршрутной полосе.

    До 2012 года проезд легкового такси по полосам для автобусов был запрещен. Но теперь внесены соответствующие изменения в ПДД, по п.18.2 ПДД, которые разрешают автомобилям желтого цвета с шашечками, таксометром и световым прибором на крыше такой проезд.

    Кроме того, легковые такси выделяются из массы автомобилей специальными желтыми номерами, так что любители подвезти пассажира за плату без должного оформления быстро будут замечены бдительным сотрудником ГИБДД.

    ○ Штрафы за автобусную полосу.

    Желающие быстрее добраться до цели, частенько готовы объезжать пробки по полосе для автобусов и рискуют получить штраф по ст. 12.17 КоАП в 1500р , если же нарушение произошло в Москве или Санкт- Петербурге придется расстаться с 3000 рублей . Но это при условии, что вы проехали в попутном направлении.

    Движение по встречной полосе наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 р . при условии, что не пересекалась сплошная линия. В таком случае будет применен ч.3 ст. 12.15 КоАП:

    • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

    Если же необходимости преодолевать препятствие не было, то ответственность станет выше по ч.4 этой статьи:

    • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»

    Кроме 5000 штрафа можно расстаться с водительским удостоверением на 4 – 6 месяцев . Повторное нарушение обойдется дороже по ч.5 ст.12.15 КоАП, а именно 5000 р при условии, что было зафиксировано видеофиксацией.