Джексон-Вэник: непотопляемая поправка. Поправку Джексона-Вэника заменит «поправка Магнитского

Согласно статистике, в 2010 году более половины американцев родились после 1975 года, даты принятия поправки Джексона-Вэника. И можно биться об заклад, что даже те, чей возраст позволяет помнить о модных тогда башмаках на платформе и штанах клёш, вряд ли смогут вразумительно рассказать о подробностях законодательных актов или же о породивших их причинах. В этом заключается и сила поправки Джексона-Вэника, и необходимость отменить её действие на Россию.

Напомним, авторы поправок сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник призывали оказать давление на Советский Союз за ограничения эмиграции, в особенности, евреев, не предоставляя СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В те времена евреи, желавшие покинуть страну, вынуждены были платить непомерные компенсации за полученное образование, или же им отказывали в получении визы из-за знаний о государственных тайнах. Несомненно, комбинация экономического и морального давления на Советский Союз немало поспособствовала миллионам сумевшим покинуть страну евреев. Многие из них поселились в Израиле.

Сегодня Советского Союза уже много лет не существует, а Россию с Израилем соединяет безвизовый режим и ежедневные авиарейсы между столицами. Многие бывшие советские эмигранты возвращаются в Россию работать, пусть и без гражданства. А поправка Джексона-Вэника никуда не делась, все американские администрации каждый раз продляют её действие в отношении к России. Таким образом, вот уже два десятилетия этот закон является реликтом холодной войны, который жив только из-за инертности законодателей. Не считая периодических возмущений Москвы, эта поправка не имела серьезного экономического воздействия на взаимоотношения и России после окончания холодной войны. Поэтому никто и не обеспокоился её отменить.

Свободная торговля - это водораздел

Неминуемое вступление меняет всё дело. Поправка Джексона-Вэника вновь обрела актуальность, когда в декабре прошлого года РФ очередной раз пригласили в ВТО. В этот раз дело не в препятствиях эмигрантам, а в том, что такой закон просто невозможен по правилам ВТО. Организация требует безусловного открытия рынков для всех участников. Если кто-то из членов ВТО не может этого сделать, то он должен публично всех об этом предупредить. При этом вступающий в организацию новый член не обязан расширять статус наибольшего благоприятствования в торговли на такую страну. Это как раз случай США и России, и ситуация будет такой, пока существует поправка Джексона-Вэника.

Если она сохранится после полноправного вступления России в ВТО, американский потеряет огромный процветающий рынок. Экспорт в РФ последние 10 лет рос средними темпами по 15% в год, достигнув в 2011 году 8,3 млрд. долларов. Согласно недавним исследованиям института Петерсона, в ближайшие пять лет в результате присоединения России к ВТО эта цифра может удвоиться. Примерно 50 тысяч рабочих мест в США так или иначе связаны с экспортом в Россию, а значит и эта цифра может удвоиться за тот же период.

Американский экспорт включает множество продуктов. Американские потребительские продукты, ставшие брендами, очень популярны у растущего российского среднего класса. Несколько лет подряд самой продаваемой машиной является Форд Фокус. Боинги популярны настолько, что им удалось очень сильно потеснить стареющие советские модели в российском парке авиации. Инфраструктурные проекты в России очевидно приведут к потребности в железнодорожных локомотивах, высокотехнологичной электрогенерации, интеллектуальной технике и т.д. Все это является сферами, где США очень конкурентоспособны и усердно поработали, чтобы получить долю на этих рынках и хорошую репутацию.

И вот конкурентоспособность Америки под угрозой. Россия грозит ответными мерами, за то что США уведомили ВТО о невозможности безусловного распространения на Россию статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Глава МИД заявил, что Россия не применит обязательства, оговоренные вступлением в ВТО, к тем странам, которые не гарантируют России статус наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. США). По иронии, все остальные 152 члена ВТО смогут воспользоваться теми преимуществами, которых добивались США во время всех этих затянувшихся переговоров по вступлению России в организацию. Эти преимущества включают интеллектуальные права, стандарты сельхоз продукции, финансовые услуги и другие регуляторные и правовые нормы, важные для американского бизнеса. Более того, США даже не смогут призвать Россию к ответственности за возможное несоблюдение норм ВТО.

Политическое решение

В январе администрация публично объявила, что отмена поправки Джексона-Вэника и установление режима постоянных нормальных торговых отношений с Россией теперь является важнейшим приоритетом. Госсекретарь Клинтон, торгпред Рон Кирк и другие чиновники высокого ранга выступили в поддержку этой инициативы. Лоббисты активизировались, пошли разговоры о предупреждении потерь американского бизнеса и рабочих мест. Многие признают коммерческую целесообразность отмены закона.

Однако большинство сенаторов оставляют оговорки по многим аспектам внутренней и внешней политики России. К тому же, считают они, отмена Джексона-Вэника без замены другим законом в области прав человека будет уступкой перед лицом нарушения этих прав и слабой законностью в России. Дискуссии развернулись и вокруг и списка ответственных по этому делу лиц.

Конгресс и администрация президента должны решать, что делать с делом Магнитского, чем заменять поправку Джексона-Вэника. Однако, например, в такой ассоциации, как Совет Россия-США, полагают, что без отмены поправки американский бизнес много потеряет, после вступления РФ в ВТО. Очевидно, что этот закон никак не влияет на российское правительство, а вот сторонникам жесткой линии по отношению к США появляется почва для спекуляций на эту тему.

Штаты не могут себе позволить потерять такой рынок, как российский. А значит, отмена поправки должна произойти, и не в интересах России, а в интересах Америки.

Казалось бы, что может быть между ними общего? Не скажите...

Вкратце данная законодательная норма была принята в отношении Советского Союза аж в 1974 году с целью давления на него, поскольку СССР имел наглость взимать с эмигрантов стоимость бесплатного обучения (ну не было в Союзе платного обучения, как в США, и соответствующих образовательных кредитов:-). И поправка эта не давала ввести в отношении разных «неправильных» стран режим наибольшего благоприятствования в торговле, что, естественно, вредило и нам, и самим американцам: торгуют-то две стороны.

Естественно, давным-давно никто с эмигрантов ничего не взимает, и с 1989 года ежегодно на поправку накладывается годичный мораторий, но полностью ее не отменили до сих пор. Зачем же отменять такую замечательную поправку, если можно постоянно говорить о ее отмене при условии, что Россия сделает то, то, то и то, ах да, и еще снимет ограничения на покупку «ножек Буша»? А если поправку отменить, то чем прикажете на Россию давить? А давить-то хочется.

Впрочем, даже в случае отмены поправки Джексона-Веника абсолютно ничто не мешает Конгрессу принять затем поправку Томсона-Метлы или Николсона-Швабры, а потом вести многолетние разговоры об их отмене, как только Россия по всем вопросам станет хорошей. Но за эти годы именно поправка Веника стала всем такой знакомой и родной, что жаль с ней расставаться...

Ну ладно, это была история. А теперь перейдем к современности. Думаю, вы не удивитесь, узнав, что в Конгрессе США опять обсуждается вопрос об отмене поправки Джексона-Веника. Республиканское меньшинство настроено решительно против, и что-то мне говорит, что, хотя это и меньшинство, поправку в обозримом будущем не отменят:-)

Замглавы республиканского меньшинства Сената Конгресса США Джон Кайл перечислил многочисленные грехи России, которые не позволяют отменить поправку, пока они все не будут исправлены (то есть никогда:-). Это был привычный набор из причудливо перемешанных прав человека (в России ведь, в отличие от Запада, страшно жестоко разгоняются митинги протеста) и защиты интеллектуальной собственности.

Но было и кое-что новенькое. Цитирую РИА «Новости»:

«Россия уходит все дальше от соблюдения международных обязательств, блокирует резолюцию СБ ООН по Сирии, продолжает продавать оружие режиму Асада, умерщвляющему собственный народ", - заявил Кайл в четверг на посвященных вопросу об отмене поправки Джексона-Вэника слушаниях в финансовом комитете сената конгресса США».

«блокирует резолюцию СБ ООН по Сирии» - вы понимаете, что происходит? Не последний человек в законодательной власти США требует сохранения экономических санкций в отношении страны, за то что она «неправильно» голосует в ООН!

Одним этим своим заявлением Джон Кайл разом перечеркнул ВСЕ резолюции ООН! Чего стоят все эти сто с лишним голосов за резолюцию против Сирии , если теперь официально заявлено, что не устраивающее США голосование может стать поводом для введения конкретных карательных санкций против своевольных?

Если такое беспрецедентно наглое давление можно оказывать на постоянного члена Совбеза ООН, ядерную державу, то какая-нибудь Новая Гвинея проголосует по указке США за что угодно, даже не поинтересовавшись, а что такое эта «Сирия» и где она находится. Только вот теперь этот голос ничего не стоит...

16 ноября 2012 года в США палата представителей приняла законопроект о "списке Магнитского" и об отмене поправки Джексона-Веника.

Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, вводящий визовые и финансовые санкции против российских чиновников из так называемого "списка Магнитского". Одновременно с этим была отменена действовавшая с 1974 года поправка Джексона-Вэника, которая, впрочем, давно уже имела сугубо символическое значение. Про список Магнитского вы наверное все в курсе, а вот историю возникновения поправки Джексона-Вэника давайте узнаем подробнее...

В 1994 году президент России Борис Ельцин, выступая на обеде в Вашингтоне перед американской внешнеполитической элитой, сказал, что каждый российский школьник знает, что такое поправка Джексона-Вэника. Такое высказывание отражало всеобщее ожидание, что действие этой поправки в отношении России будет скоро отменено. Этого не случилось ни тогда, ни в последующие семнадцать лет.

Похоже, некоторые американские конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята. Впрочем, некоторые американские законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом.

В России - не лучше. То, что в российских СМИ называю «отменой поправки Джексона-Вэника», на самом деле является искаженным переложением фразы «предоставить статус PNTR ». И к правам человека сегодня никакого отношения не имеет.


Поправка Джексона-Веника не является законом «про Россию». Слов «СССР» или «Россия» в поправке нет. Она действует применительно ко всем странам вообще, а не к России конкретно.

Чтобы попасть под данную поправку, государству требуется: иметь нерыночную экономику, не быть членом ВТО или иметь статус PNTR и ограничивать эмиграцию. Если исходить из текста этого законодательного акта Конгресса США, президент вправе решать, на какие страны этот закон распространяется. Поправка Джексона-Вэника включает возможность президента США отменить ее ограничения на один год. Начиная с конца 70-х, эта отмена регулярно проводилась в отношении некоторых стран - например, Китая. Но до начала 90-х она ни разу не проводилась в отношении СССР.

Начиная с июня 1992 года, статус NTR для России непрерывно возобновлялся.

Все страны являющиеся членами ВTO автоматически имеют статус PNTR . Не являющиеся - могут получать временный статус NTR (нормальных торговых отношений), для ежегодного возобновления какового им требуется удовлетворять условиям поправки Джексона-Веника.

Иными словами, то, что в российской печати называется «отменой поправки Джексона-Вэника», является искажённым переложением фразы «предоставить статус PNTR - “Permanent Normal Trade Relations” ».

Содержание поправки делает ее неприменимой по отношению к современной России. Однако если поправка утратила актуальность в отношении России, это не значит, что она не является актуальной в отношении других стран. Упразднена как законодательный акт из свода законов США она никогда не будет. Этот документ - универсальный инструмент борьбы за права человека и свободу, возникший первоначально благодаря конкретной ситуации в отношениях с СССР, но существующий и действующий равно в отношении всех стран.

Россия в настоящее время не имеет PNTR , но активно работает над его получением. Отсутствие этого статуса у современной России не имеет никакого отношения к проблемам прав и свобод человека, а связано с неразрешенностью некоторых экономических вопросов (например, о защите интеллектуальной собственности). Когда Россия выполнит установленные в соглашении обязательства, появится возможность предоставления ей постоянного статуса PNTR .

В далеком 1963 году в американском Кливленде группой молодых активистов была создана организация для невероятной цели: добиться свободной эмиграции евреев из СССР. Постепенно такие организации появились в Лос-Анджелесе, Бостоне, Нью-Йорке. К 1970 году группы из 18 городов США и Канады создали координационный орган - Союз по делам советских евреев.

Организуя митинги, демонстрации, семинары, кампании в прессе, информируя членов Конгресса США, активисты этого движения меняли общественное мнение в США и в мире. Они боролись за возможность беспрепятственного выезда евреев из СССР в любые страны, которые их примут. Последнее вызывало настороженное отношение со стороны правительства Израиля и официальных еврейских организаций США, которые пытались путем тихой дипломатии увеличить поток эмиграции исключительно в Израиль.

В августе 1972 года под давлением мировой общественности Совет Министров СССР решил «отпускать» народ. Но было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была так велика, что только единицы могли ее осилить и получить разрешение на отъезд. Таким шагом советское руководство попыталось убить двух зайцев: резко сократить еврейскую эмиграцию и неплохо заработать (по архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей).

Этот налог во всем мире назвали тогда «рабством двадцатого века». А, спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон (сын норвежского иммигранта) подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. Но, в итоге, 3 января 1975 года поправка все же была подписана (уже президентом Джеральдом Фордом). Реакция Кремля последовала быстро - налог на образование сняли.

Сейчас суть поправки давно потеряла свою актуальность. Но исторический прецедент - использовать подзаконный акт как механизм воздействия на Россию в области прав человека - был взят на вооружение как эффективный способ контроля.

В 2011 году, после коррупционного скандала, связанного с фондом Hermitage Capital, сенатор от штата Мэриленда, Бенджамин Кардин, предложил запретить въезд в США для российских чиновников, причастных к смерти юриста фонда - Сергея Магнитского. В апреле 2010 года Кардин обратился с соответствующим заявлением к госсекретарю Клинтон с приложением списка имен чиновников. Этот документ назвали «Акт Магнитского» (или «Закон об ответственности»).

И вот, после длительных дискуссий в Конгрессе, сенаторы решили отменить поправку Джексона-Вэника только после принятия «Списка Магнитского». Обсуждение загадочной внешнеторговой поправки перенесли на лето, когда Госдума ратифицирует соглашения о вступлении России в ВТО.

Вот это в общем то сегодня и состоялось.

Поправка Джексона-Вэника больше не может применяться по отношению к России, считает один из главных составителей законодательного акта, бывший председатель комиссии по оборонной политике США Ричард Перл.

«Я, наверное, удивлю многих собравшихся здесь тем, что собираюсь сказать: поправка Джексона-Вэника больше не может применятся к России, - заявил во время открытой для прессы дискуссии, организованной на Капитолийском холме в Вашингтоне, бывший главный консультант министра обороны США, а ныне сотрудник консервативного Института Гудзона Ричард Перл. - Она больше не может применяться к России потому, что ее текст очень четко определяет страны, к которым она относится. Россия сегодня не удовлетворяет этим критериям».

Выступая во вторник 20 декабря перед сотрудниками Конгресса США, Перл заявил, что фактически на сегодняшний день для того, чтобы отменить действие поправки по отношению к России, Конгрессу необязательно голосовать по этому вопросу.

«Для того, чтобы условия поправки больше не распространялись на какую-либо страну, она должна перейти к рыночной экономике и позволить своим гражданам свободно эмигрировать за рубеж. Россия уже давно выполнила эти условия. Поэтому президент Обама может отменить действие поправки по отношению к России, публично заявив, что она больше не удовлетворяет ее критериям », - подчеркнул Перл.

Как заметил сам аналитик, возникает вопрос, почему до сих пор юристы не донесли это до сведения администрации США? Перл считает, что большинство людей, которые работают с поправкой, на самом деле плохо знакомы с нюансами в ее тексте или просто не понимают каких-то моментов.

Действительно, если исходить из текста самого знаменитого законодательного акта Конгресса США по отношению к СССР времен «холодной войны», президент в праве решать, на какие страны этот закон распространяется.

В частности, выдержка из поправки Джексона-Вэника, переведенная корреспондентами «Коммерсанта» гласит:

«...президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна -

1.) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2.) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

3.) облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3)».

В то же самое время представители американского бизнеса также понимают, что со вступлением России в ВТО эта поправка серьезно ударит по американскому экспорту.

Проблема американского бизнеса

Между тем, как отметила вице-президент Американо-российского делового совета Рэнди Левинас, отмена поправки Джексона-Вэника и вступление России в ВТО - в интересах американского бизнеса. По ее словам, Россия представляет собой очень привлекательный рынок, где сформировался «сильный средний класс, готовый покупать высококачественные западные товары».

К тому же, Россия является 11-й экономикой мира и обладает значительным потенциалом. «После окончания кризиса ежегодный прирост российского ВВП составлял 4 процента , - сказала Левинас. - В автомобилестроении, энергетике, фармацевтике, отрасли высоких технологий есть возможности для американского бизнеса».

По мнению Левинас, при присоединение России к ВТО поправка Джексона-Вэника стала серьезной проблемой не для Москвы, а для Вашингтона и американского бизнеса.

«Основополагающим принципом ВТО является безусловный режим свободной торговли , - пояснила она. - Присутствие в американском законодательстве поправки Джексона-Вэника означает, что США накладывают условия на торговлю с Россией. США в этом случае будут нарушать правила ВТО. И это станет проблемой, т.к. Россия вступила в организацию».

К тому же, отметила Левинас, в этой ситуации американские компании станут менее конкурентоспособными по сравнению с компаниями из других стран, где ничего похожего на поправку Джексона-Вэника нет.

«Те обязательства, которые возьмет на себя Россия в рамках вступления в ВТО, не будет применяться к компаниям из США, что станет серьезной проблемой для американского бизнеса », - подчеркнула она.

«Форды», «Боинги» и права человека

Тем не менее, Левинас признала, что хотя вопрос еврейской эмиграции из России уже давно снят, в Конгрессе существует «нереализованное желание обсуждать развитие американо-российских отношений и вопрос прав человека».

При этом, по ее словам, многие конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята, а некоторые законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом. «Они очень удивляются, когда мы им говорим, что «Форд Фокус » - самая популярная машина на российском рынке сегодня », - проиллюстрировала она свою мысль.

Джек Мэтлок подверг критике излишнюю, по его мнению, готовность Соединенных Штатов критиковать другие страны за нарушения прав человека и при этом «закрывать глаза на то, что происходит у нас самих». По его словам, сегодня многие в мире видят в попытках США насаждать права человека зарубежом новую разновидность «империализма».

Бывший посол заявил, что надо быть более осторожными в таких вопросах, ибо излишнее рвение «может принести больше вреда, чем пользы».

«Представьте себе, что русские сказали нам, что не будут покупать наши «Боинги» до тех пор, пока мы не привлечем к ответственности сотрудников предыдущей администрации, санкционировавших применение пыток к подозреваемым террористам , - сказал Мэтлок. - Это вопрос прав человека. Я не думаю, что нам бы это понравилось» .

О значимости отмены поправки от имени всего американского бизнесс-сообщества говорила вице-президент Американо-российского делового совета Рэнди Левинас.

«Не нужно далеко ходить. Давайте просто посмотрим на перспективы российского рынка. Вот какими они представляются нашему бизнес-сообществу. По итогам 2011 года Россия станет 9-й самой крупной экономикой в мире. Треть российского населения - представители среднего класса. Россия - самый крупный рынок в Европе и, россияне знают толк в качественных товарах. Более половины россиян имеют высшее образование, и рост российской экономики будет зависеть от разнообразия ее индустрий. Именно этот фактор представляет собой огромные возможности для наших экономических интересов, независимо от вида экспортируемых товаров », - подчеркнула Левинас.

Упразднение поправки, которую многие юристы и политики считают анахронизмом, облегчит американским бизнесменам задачу заключения долгосрочных контрактов с российскими партнерами, а также позитивно отразится на «перезагрузке» отношений с Россией в целом, считают одни.

Отмена «Джексона-Вэника» станет неоправданной геополитической уступкой Владимиру Путину, который лично говорил о необходимости ее упразднения, - убеждены другие.

Между тем, поздравляя Россию с предстоящим вступлением в ВТО, американский президент заявил, что рассчитывает на сотрудничество с конгрессом, чтобы до конца снять законодательные ограничения на торговлю с Россией и уравнять условия американских компаний с международными конкурентами в РФ.

"Членство России в ВТО позволит американским производителям и фермерам отправлять на экспорт больше товаров, что, в свою очередь, будет поддерживать хорошо оплачиваемые рабочие места в США", - заявил Б.Обама.

Администрация президента США хочет, чтобы конгресс проголосовал "как можно быстрее" за установление нормальных торговых отношений.

Отказ конгресса одобрить нормальные торговые отношения может поставить США в невыгодное положение по сравнению с другими экспортерами, поскольку в этом случае Россия сможет отказать Соединенным Штатам в доступе на свой рынок.

Поправку отменят или заменят? Чем?

Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, в комментарии Русской службе «Голоса Америки» пояснил, как отмена поправки может сказаться на торговых отношениях России и Америки, и почему так важно вступление России в ВТО.

«Россия вступила в ВТО. Торговым отношениям России и США, прежде всего, американскому экспорту в Россию, это придаст огромный дополнительный стимул », - рассказывает Суслов. «Поправка точно будет отменена. Весь американский бизнес и американские бизнесмены понимают, что эта поправка будет серьезно ударяет по американскому экспорту. Примечательно, что даже республиканцы, которые в подавляющем большинстве отрицательно относятся к процессу «перезагрузки» между нашими странами и призывают США проводить более жесткий курс в отношении к России, даже они выступают за отмену поправки », - заявляет аналитик.

Вступление в ВТО — важнейший, и, на самом деле, единственный значимый момент «перезагрузки», считает эксперт.

Торговля между Россией и США, полагает аналитик, будет плодотворно развиваться, однако она «в любом случае, будет оставаться дополнительным моментом в российско-американском взаимодействии», суть которого в обозримой перспективе составят вопросы безопасности.

Между тем поправку, которая, как недавно заявил сам Обама, будет все-таки отменена Конгрессом в ближайшее время, скорее всего заменит новый законодательный акт, целью которого будет поддержка гражданского общества и прав человека в России.

Сенат Конгресса США принял законопроект о нормализации торговых отношений с Россией, который включает так называемый «Акт Магнитского». «Закон об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении России и Молдавии 2012» предоставляет обеим странам постоянный статус нормального торгового партнера США. Однако принятый законопроект снабжен довеском - так называемым «Актом Магнитского», который, в частности, предусматривает санкции против сотрудников российских силовых ведомств и судей, причастных к гибели юриста фонда «Эрмитаж кэпитал менеджмент» в московском следственном изоляторе в ноябре 2009 года. Одно из положений «Акта Магнитского» обязывает президента США не позднее 120 дней после вступления закона в силу направить в «соответствующие комитеты Конгресса список граждан, причастных к гибели Сергея Магнитского», а также лиц, «несущих ответственность за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека».

Прокомментировать отмену поправки Джексона-Вэника и принятие «Акта Магнитского» мы попросили петербургского ученого и политолога, доктора философских наук, профессора Сергея Викторовича Лебедева .

На самом деле это мало что изменило. Принят, казалось бы, правильный законопроект, но мелкие поправки и дополнения выхолащивают его полностью. Поправки Джексона-Вэника принимались по инициативе сенатора Генри Джексона, знаменитого сенатора-ястреба, сенатора-разбойника и сенатора Чарльза Вэника. Поправка была принята в 1974 году, когда, с одной стороны, между СССР и США была разрядка, а, с другой стороны, продолжалась холодная война. Американцы, скорее всего, этими маневрами хотели попросту сменить название закона, поскольку он вызывает ассоциацию с чем-то давним, и одиозен не меньше, чем законы Маккарти или Тафта-Хартли. Поэтому они его вроде бы отменили, но сущность осталась.

Я напомню о времени, когда принимался закон Джексона-Вэника: это была разрядка, рассуждения о гуманитарных проблемах, а также временем могущества еврейского лобби в США, ведь и Джексон и Вэник были евреями. Закон сводился к тому, что пока в СССР не будут облегчена эмиграция евреев в Израиль (заметьте, речь шла не про США, а про Израиль, хотя большая часть евреев так называемой третьей волны оказывались и там, и там), то никаких серьезных торговых отношений между СССР и Америкой быть не может.

Сейчас «список Магнитского», по большому счету, уже не касается конкретно евреев, но содержит другие придирки к России. Несмотря на то, что сейчас из России может уезжать всякий, не так уж и много желающих уехать. Россия потеряла из-за эмиграции менее 2% населения, а когда-то писали про жуткие цифры, что уедет чуть ли не четверть населения. На фоне эмиграции из Латвии, которую одним махом покинула треть населения, - это впечатляет.

Что касается поправок и введения «списка Магнитского», то получается, что какой-нибудь наш бизнесмен, причем в буквальном уголовно-наказуемом понимании, своим «честным трудом» заработанные или украденные миллионы помещает, разумеется, на Западе. Западу это выгодно, потому что наши бизнесмены играют роль не самостоятельных предпринимателей, а тех, кто осуществляет техническую сторону эксплуатации русских богатств. А сами американцы наживаются при этом.

И попробуй-ка наша страна воспрепятствовать такому ограблению! Вот тут-то все эти поправки и вступают в силу. Таким образом, по сути дела, перед нами новый закон Джексона-Вэника, только уже с другим названием и формулировкой. Причем тогда шла речь о эмиграции, поскольку медленно подрывали экономический потенциал страны, теперь пытаются не дать России препятствовать своему дальнейшему разграблению. То есть, новые поправки еще более затрудняют ведение дел в интересах нашей страны.

Как говорят некоторые юмористы, «нам всучили веник Джексона, а в обмен мы ничего не получили». С нашими надеждами от вступления Россия в ВТО придется теперь расстаться. Бизнес и политика - вещи суровые, не зависящие от красивых слов и гуманитарных высказываний.

Хотел бы заметить, что, не смотря на процветающее у нас самобичевание, мол, чего мы еще можем противопоставить, американцы прекрасно понимают, что реально мы можем очень серьезно с ними конкурировать. Если они вводили поправки даже против украинской стали, против приднестровских изделий и технологий, то что уж говорить о российской промышленности. Причем, в отношении Украины и Приднестровья формулировки даже не прикрывались какими-нибудь оправданиями, просто не нравится, и все тут. А где тут свободный рынок? Их не интересует. В «поправках Магницкого» также имеется лишь лицемерное прикрытие разбоя.

На самом деле, на коммерческом российско-американском фронте по-прежнему без перемен. «Веник Джексона-Вэника» выкинули, заменив его «метлой Магницкого», а суть не переменилась, так что это смена шила на мыло.