Ф. Достоевский "Преступление и наказание": описание, герои, анализ романа. Пересказ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М

История создания

Первые части «Преступления и наказания» появились впервые в 1866 году в восьми номерах журнала «Русский вестник ». Роман печатается по частям в январе-декабре. Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы.

Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.

Сюжет

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее человечество делится на «избранных» и «материал». «Избранные» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учебу в университете, но и собственное свое проживание. Мать и сестра его очень бедны, вскоре он узнает что его сестра (Авдотья Романовна) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, ради брата. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника, мятущегося, лихорадочного сознания, его попытки обрести опору и смысл в жизни, оправдание поступка и его оценка. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку,Соней Мармеладовой, ставшей на путь самопродажи по причине бедности. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв родителей. Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюбленном в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, понявший душу Раскольникова и остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, развратник и подлец - яркий пример «избранного» человека (по теории Раскольникова), Лужин, адвокат и хитроумный эгоист и др. В романе вскрываются социальные причины преступлений и бедствий, моральных противоречий, гнетущих обстоятельств падения, описывается жизнь петербуржской бедноты, пьянства и проституции, описаны десятки своеобразных персонажей и действующих лиц. На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершённом убийстве, написав чистосердечное признание. Однако он видит вину не в том, что совершил убийство, а в том, что пошел на него, не оценив своей внутренней слабости и жалкого малодушия. Он отказывается от претензии на избранность. Раскольников попадает на каторгу, но Соня остаётся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой находит опору в любви и религиозном сознании.

Место действия

Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге .

Персонажи

  • Родион Романович Раскольников , нищенствующий бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления и убийство лишь первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведет его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным».
  • Пульхерия Александровна Раскольникова , мать Родиона Романовича Раскольникова, приезжает к нему в Петербург в надежде выдать дочь за Лужина и обустроить семейную жизнь. Разочарование в Лужине, боязнь за жизнь и душевное спокойствие Родиона, несчастье дочери приводят ее к болезни и смерти.
  • Авдотья Романовна Раскольникова , сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, влюбленная в своего брата до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчету, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нем искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.
  • Пётр Петрович Лужин , жених Авдотьи Романовны Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Жених Авдотьи Романовны, желавший сделать ее своей рабой, обязанной ему своим положением и благополучием. Неприязнь к Раскольникову, желание поссорить его с семьей фундируют попытку обесчестить Мармеладову, сфальсифицировать совершенную якобы ей кражу.
  • Дмитрий Прокофьевич Разумихин , бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют его заботу о нем. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.
  • Семён Захарович Мармеладов , бывший титулярный советник , опустившийся пьяница, алкоголик. В нем отражены черты героев ненаписанного Достоевским романа «Пьяненькие», к которому генетически восходит написание романа. Отец Сони Мармеладовой, сам тяготится своей пристрастностью к спиртному, слабый, безвольный человек, любящий, однако, своих детей. Раздавлен лошадью.
  • Катерина Ивановна Мармеладова , жена Семёна Захаровича Мармеладова, штаб-офицерская дочь. Больная женщина, вынужденная одна воспитывать троих детей, не совсем здоровая душевно. После тяжело прошедших похорон мужа, подточенная постоянной работой, заботами и болезнью, сходит с ума и умирает.
  • Соня Семёновна Мармеладова , дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка отчаявшаяся на самопродажу. Несмотря на такой род занятий, чувствительная, робкая и застенчивая девушка, вынужденная зарабатывать таким неприглядным образом. Понимает страдания Родиона, находит в нем опору в жизни, и силы сделать из него вновь человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его пожизненной подругой.
  • Аркадий Иванович Свидригайлов , дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Вводится в противовес Раскольникову как пример человека не останавливающегося ни перед чем для достижения своих целей и ни на секунду не задумывающихся об методах и «праве своем» (о таких людях и рассуждает Родион в своей теории). Объектом страсти Свидригайлова стала Авдотья Романовна. Попытка добиться ее расположения путем помощи Родиона не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на страшную его боязнь смерти, выстреливает себе в висок.
  • Марфа Петровна Свидригайлова , его покойная жена, в убийстве которой заподозрен Аркадий Иванович, по утверждению которого являлась ему ввиде привидения. Пожертвовала Дуне три тысячи рублей, что позволило Дуне отвергнуть Лужина в качестве жениха.
  • Андрей Семёнович Лебезятников , молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист», социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина.
  • Порфирий Петрович , пристав следственных дел. Прожженный своих дел мастер, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова и предлагающий ему самому признаться в убийстве. Но был не способен доказать виновность Родиона, ввиду отсутствия доказательств.
  • Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель , Сдавала квартиру Лебезятникову, Лужину, Мармеладовым. Глупая и вздорная женщина, гордящаяся своим отцом, происхождение которого вообще не известно.
  • Алёна Ивановна , коллежская секретарша, процентщица. Сухонькая и злобная старушонка, убита Раскольниковым.
  • Лизавета Ивановна , сводная сестра Алёны Ивановны, случайная свидетельница убийства, убита Раскольниковым.
  • Зосимов , доктор, друг Разумихина

Экранизации

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы. Наиболее известные из них:

  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (1935, США с участием Peter Lorre , Edward Arnold и Marian Marsh);
  • Преступление и наказание (фр. Crime et Châtiment ) (1956, Франция режиссёра Georges Lampin, с участием Жана Габена , Марины Влади и Робера Оссейна) ;
  • Преступление и наказание (1969, СССР , с участием Георгия Тараторкина , Иннокентия Смоктуновского , Татьяны Бедовой , Виктории Фёдоровой) ;
  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (1979, короткометражный фильм с учатием Timothy West, Vanessa Redgrave и John Hurt);
  • Потрясение (англ. Astonished ) (1988, США с участием Лилиана Коморовска, Томми Холлис и Кен Райан);
  • Преступление и наказание Достоевского (англ. Dostoevsky"s Crime and Punishment ) (1998, США, телефильм с участием Патрика Демпси , Бена Кингсли и Жюли Дельпи);
  • Преступление и наказание (англ. Crime and Punishment ) (2002, США-Россия-Польша)
  • Преступление и наказание (2007, Россия , при участии Владимира Кошевого , Андрея Панина , Александра Балуева и Елены Яковлевой).

Театральные постановки

Роман многократно инсценировался в России и за рубежом. Первая попытка инсценировать роман А. С. Ушакова в 1867 году не состоялась из-за запрета цензуры . Первая состоявшаяся постановка в России относится к 1899 году . Первая известная зарубежная постановка состоялась в парижском театре «Одеон» () .

Переводы

Первый польский перевод (Zbrodnia i kara) вышел в 1887-88 годах.

Иллюстрации

Примечания

См. также

Ссылки

  • «Преступление и наказание» - текст в Школьной библиотеке (формат совместимый с Word, прозрачное архивирование при открытии)
  • «Преступление и наказание» Достоевский (краткое содержание, главные герои) в Школьной библиотеке
  • Elena Dryzhakov: Сегментация времени в романе Преступление и наказание
  • Мария Лосева, «Некоторые аспекты материнского и отцовского комплекса в „Преступлении и наказании“»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

«Преступление и наказание», анализ романа

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Кроме анализа «Преступление и наказание» также смотрите:

  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Идиот», анализ романа

Вашему вниманию представляем произведение «Преступление и наказание» в кратком его исполнении. Это позволит вам быстро познакомиться с работой Достоевского, узнать о героях романа и подготовиться к контрольной работе.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» по главам

Часть первая

Глава 1
Действие происходит жарким июльским днем. В этот день мы впервые знакомимся с главным героем, молодым человеком, что вышел из своей каморки и направился к своей кредиторше – старой женщине Алене Ивановне. Это и есть Родион Раскольников – бедный студент, что учится на юридическом. Сам по себе это хороший собой парень, темноглазый, темноволосый, стройный, рост его выше среднего. Живет в небольшой съемной каморке, за которую задолжал. Он уже несколько дней не ест, а одежда его похожа больше на клочья. Направился он к кредиторше, а по дороге раздумывает об одном деле, которое уже задумал, но для этого нужно пробить почву, подготовиться, ведь, дело серьезное и здесь важна каждая мелочь. Когда Родион пришел к Алене Ивановне, что проживала не так уж и далеко, всего семьсот шагов их разделяли, он закладывает серебряные отцовские часы, а позже принесет папиросницу. После ухода, парень никак не мог поверить, что он задумал плохое дело, немыслимо и он это никогда не сделает. По дороге зашел в распивочную, где заказал пива. В распивочной было мало народа и среди всех посетителей он заприметил человека, что был похож на отставного чиновника.
Глава 2
Вообще, Раскольников в последнее время старался избегать людей, но в этот день ему захотелось задержаться в пивной. И именно мужчина, что сидел в отдалении и напоминал чиновника, привлек внимание парня. Мужчине было уже за пятьдесят, волосы с проседью, да еще и на голове образовалась залысина. Лицо от пьянства стало уже желтым, веки припухшие. Одежда его была старой. Мужчина был чем-то обеспокоен и, увидев Раскольникова, заговорил с ним. Подсев к парню, он представился Мармеладовым – титулярным советником. За разговором он рассуждал о нищете и бедности, после чего и вовсе стал откровенничать, рассказывая о своей семье. О том, что жена его Катерина Ивановна, вышла за него замуж от безысходности. Сам же Мармеладов стал пить, тратя на это все деньги, а чтобы прокормить семью, его дочь, Соня, пошла на панель. В то время как сам Мармеладов валялся пьяным, его дочь приносила деньги.
Мармеладов уходит, Раскольников вызвался его проводить. Там уже дома у Мармеладова, Родион встречается с Катериной, которая была худой, стройной и высокой. С женщиной были дети. Катерина ругается с Мармеладовым, так как тот вновь пропил деньги. Раскольников уходит, но прежде, оставляет на окне мелочь, что осталась от рубля. Сначала он хотел вернуться за ними, ведь там и Соня заработает деньги, а у него это последние, но потом передумал.
Глава 3
Проснувшись утром, Родион рассматривает свою маленькую комнату и то, в какой бедности он живет. Когда к нему в комнату зашла кухарка Настасья, она сообщила о намерениях хозяйки, у которой Раскольников снимал комнату, вызвать полицию, так как Родион уже давно не платил. Девушка также передала письмо от матери, в котором она извиняется за то, что не прислала денег и где сообщает о намерениях Лужина — сорокапятилетнего мужчины с небольшим капиталом, жениться на Дуне, сестре Родиона. Сама же Дуня потеряла работу, так как хозяин Свидригайлов, где она работала гувернанткой, стал к ней приставать. Жена его выгнала Дуню, еще и оклеветала, правда, потом все стало на свои места, но Дуня так и осталась без работы. Так же мать сообщает о скором приезде в Петербург, ведь Лужин хочет как можно скорее сыграть свадьбу. Письмо из дома вызвало слезы у Родиона и он выбежал на улицу подышать воздухом.
Глава 4
Прогуливаясь по улице. Раскольников анализировал письмо и стало ему понятно, что свадьба эта из-за него, чтобы ему помочь финансово и ему захотелось помешать этому браку. Но тут он понимает, что взамен же он ничего предложить не может, так как сам беден и тут вновь у него появляются мысли о том, чтобы совершить убийство старухи. Когда он гулял по улице, заметил девушку, молоденькую, красивую, но пьяную, что было очень странно. Он все понял, ведь это кто-то ее споил и воспользовался ситуацией, теперь она сидит на скамейке, ведь домой-то страшно возвращаться. Тут к ней пристал какой-то господин, но Раскольников заступился, а когда приехал городовой, девушку отправили домой. Сам же Раскольников направился к другу Разумихину.
Глава 5
Но не пошел он к Разумихину, который когда-то обещал ему подкинуть работы, решил пойти потом, после дела. И тут Раскольников понимает, что о своем намерении думает всерьез. Гуляя улицами Петербурга, он зашел в харчевню, где выпил водки, закусив пирогом. Сразу опьянел и не дойдя до дома, уснул в кустах. Там сниться страшный сон, где он гуляет с отцом и видит, как пьяная толпа забивает лошадь до смерти. Он подбежал к лошади и стал ее обнимать, целовать. Проснулся Родион в поту и вновь подумал об убийстве старухи, которое он вряд ли сможет совершить. Но, возвращаясь домой, встречает сестру процентщицы Лизавету, от которой узнает, что старуха завтра вечером будет одна дома. Так что, все решилось само собой, все-таки дело он доведет до конца.
Глава 6
Лизавету часто приглашали в гости, так как она торговала вещами, скупая их у приезжих, о ростовщице Раскольников узнал от студента Покорева, который и дал адрес старухи Родиону. Раскольников в трактире, куда он зашел выпить и закусить, услышал разговор двух посетителей, что говорили о старухе ростовщице. И офицер, и студент ее называют с одной стороны славной, но в то же время стервой ужасной, которая в порабощении держит свою сестру Лизавету и которую они бы убили справедливости ради. И тут Раскольников также подумал и к нему пришла новая мысль, убить старуху во имя справедливости.
Раскольников в бредовом состоянии приходит домой и начал подготовки, дабы совершить все-таки убийство. Надев пальто и сделав там петлю для топора, он стал искать топор на кухне, а не найдя его там, украл топор из дворницкой.
По улице Родион идет обычно, чтобы не привлекать к своей персоне внимания, а придя к нужной квартире, он несколько раз позвонил, пока не услышал, как открывают засов.
Глава 7
Когда процентщица впустила Раскольникова, он дал ей папиросницу. Чтобы разглядеть ее ближе, старуха подошла к окну и в этот момент к ней сзади подошел Родион, нанеся первый удар топором, после и второй. Когда убедился, что старуха мертва, он схватил ключи и пошел в комнату набивать свои карманы богатством. Но, к несчастью, в квартиру входит Лизавета, поэтому Раскольникову ничего не оставалось, как убить и ее. Когда после свершившегося Раскольников взял себя в руки, он смывает кровь с себя и хочет уходить. Но пришли посетители, которые настойчиво стали стучать в дверь. Когда они спустились за дворником, Родион выбегает из квартиры стремглав несется домой, где кладет на место топор и ложиться на диван в забытьи.

Часть вторая

Глава 1
Раскольников проспал до трех часов. А когда проснулся, все вспомнил. Спрятал украденное, а далее стал себя рассматривать, чтобы скрыть и избавиться от всех улик. Тут в комнату приходит Настасья и сообщает, что его вызывают в полицию. Раскольников нервничает, однако напрасно, так как вызвали его за квартирные долги. Написав расписку, Раскольникова отпускают. Перед выходом из отделения он слышит разговор, где обсуждают убийство ростовщицы. Раскольников уходит домой.
Глава 2
Раскольников переживает, и думает, что у него могут произвести обыск. Чтобы не нашли накраденное, он выносит все из каморки и идет улицами в поисках подходящего места, но везде многолюдно. Однако, ему удается отыскать подходящее место, где он и прячет сокровища, при этом, он даже не знал сколько он украл. По возвращении домой, он наведался к другу Разумихину, который подумал, что Родион болен. Когда Родион пошел домой, чуть не попал под колеса коляски. Дома он лег спать и проспал до утра в каком-то бреду.
Глава 3
Только через три дня Раскольников пришел в себя и увидел рядом Разумихина и Настасью. Спросив о том, не разговаривал ли он в бреду, Разумихин сказал, что говорил о каких-то серьгах, носках, бахроме. В комнате также был артельщик, который принес перевод от матери в сумме 35 рублей. Кроме того, Родион узнает, что пока он был в беспамятстве, к нему приходил полицейский Заметов, интересовался вещами Родиона. Родион просит Разумихина принести ему новую одежду, а когда все ушли, Раскольников еще раз осмотрел комнату, убеждаясь, что ничего нет, доказывающего его вину. Разумихин входит с новой одеждой. Настасья делиться своими замечаниями по поводу покупок.
Глава 4
К Раскольникову приходит Зосимов, который учитася на медицинском и осматривает больного. Вновь разговоры о двойном убийстве. Обсуждают подозреваемых, среди которых и красильщика Миколая, у которого нашли серьги. Но он божится, что все это нашел, да и Разумихин с Зосимовым сомневаются в том, что найден настоящий убийца.
Глава 5
К Раскольникову явился Лужин, весь чопорный, принаряженный и сообщает, что мать с сестрой Роскольникова будут скоро в городе и для них он уже снял комнаты. Раскольников против брака Лужина и Дуни ведь он жениться на ней потому, что хочет, чтобы Дуня была до конца дней ему благодарна, но Лужин отрицает. Происходит сора и Раскольников прогоняет Лужина. Также идет вновь разговор о ростовщице. Зосимов сообщает, что будут допрашивать всех тех, кто сдавал старухе предметы. Кроме того, приятели Раскольникова заметили, что Родиона ничто так не волнует, как вопросы убийства, от которых он выходит из себя. Зосимов у Разумихина интересуется более подробной жизнью Родиона.
Глава 6
Когда все ушли, Раскольников также отправился гулять по улицам города, а зайдя в трактир, встретил там Заметова, того полицейского, который был в участке, а после навещал Родиона. Они разговорились и речь пошла об убийстве. Раскольников, как всегда, был не свой и почти признался в убийстве, но Заметов посчитал его сумасшедшим. Когда Раскольников вышел из трактира и проходил рядом с Невой, его голову посетила мысль о самоубийстве, но потом он передумал и направился в ту самую квартиру, где и произошло убийство. Там шел ремонт, спускаясь по лестнице, он столкнулся с дворником, который также подумал. что Родион не в себе.
Глава 7
Направляясь к Разумихину, Родион увидел кричащую толпу. Когда подошел ближе, увидел, что коляска переехала Мармеладова. Назвав им адрес, они отнесли мужчину домой, куда уже прибыл доктор. Шансов выжить у Мармеладова не было, перед смертью он просит у дочери Сони прощение. Раскольников, оставляет все свои деньги на похороны и идет к Разумихину. Когда Разумихин провожал Родиона домой, то рассказал, что и Родион был под подозрением, но потом подозрения отклонили, но следователь хочет с ним встретиться. Уже возле дома они увидели свет в каморке, а когда зашли, то Родион увидел мать и сестру и упал в обморок.

Часть третья

Глава 1
Родион приходит в себя и у него с сестрой завязывается разговор о Лужине и о том, что Дуня не должна выходить за него замуж, что эта жертва никому не принесет добра. Разумихин обещает все уладить и идет провожать женщин до их номеров. Дуня приглянулась Разумихину, поэтому, когда к женщинам пришел Зосимов поговорить о Родионе и когда тот отметил красоту Дуни, Разумихин пришел в гнев.
Глава 2
На следующий день Разумихин решил навестить вновь женщин, так как чувствовал, что нужно извиниться за свое поведение. В разговоре мать расспрашивает о сыне, а после говорит о записке от Лужина, где он предупреждает о своем визите, но чтобы в этот момент самого Родиона не было. Женщины направляются к Раскольникову.
Глава 3
Когда женщины приехали к Родиону, их встретил Зосимов, сам же Раскольников был почти здоров. В разговоре он рассказывает матери о смерти Мармеладова и о том, что он отдал все деньги на похороны, хотя он прекрасно понимал, его семье эти деньги не лишние. Когда Зосимов уходит, Раскольников интересуется у Дуни о том, нравится ли ей Разумихин, на что девушка дает положительный ответ. Тут Раскольников вспомнил и о своей девушке, на которой собирался жениться, но которая умерла. Дуня говорит брату, что выходит замуж не по нужде и ради себя, после показывает письмо Лужина и Родион дает возможность матери и сестре самостоятельно решать. Женщины приглашают Родиона на вечер, еще зовут Разумихина.
Глава 4
В комнату вошла Соня, чтобы пригласить Родиона на похороны отца. Раскольников пообещал прийти и представил девушку своим родным, хотя Соня по своему призванию не могла общаться с ними на равных. Уже на улице мать признается дочери, что побаивается эту Соню. Раскольников же говорит Разумихину, что у ростовщицы остались его вещи, которые он хотел бы забрать. Поэтому они отправляются к следователю Порфирию Петровичу. По пути Раскольников провожает до угла Соню, которая, оставшись одна, почувствовала, как за ней следят и этим незнакомцем оказался ее сосед.
Раскольников же с Рузумихиным направились к следователю.
Глава 5
Когда парни пришли к следователю, завелся разговор о том, как можно забрать вещи Родиона, а также пошел разговор об убийстве. Следователь упомянул о написанной ранее Родионом статье «О преступлении», где студент пишет, что люди делятся на обыкновенных и они не имеют право на ошибки и необыкновенных и эти люди могут свершать преступления, а их действия будут оправданы величием цели. Следователь интересуется, мог ли Родион совершить преступление, на что Раскольников ответил, что все может быть. Затем следователь спрашивает о том, когда был Раскольников у старухи-ростовщицы и видел ли он красителей. Но, Раскольников сказал, что приходил около восьми, и никаких красителей не было. Разумихин тут же рассказывает, что Родион был за три дня до убийства у старухи, а красители работали в день убийства.
Глава 6
Возвращаясь от следователя, приятели обсуждают встречу с Порфирием, где Родион говорит, что против него нет никаких улик. Затем парень говорит Разумихину идти к его матери и сестре одному, а он подойдет позже. Сам он пошел домой, чтобы убедиться, что в комнате ничего из украденного не осталось. Здесь он встречает незнакомца, который называет Родиона убийцей и убегает. Сам Раскольников в отчаянии, чувствует недомогание. А когда засыпает, видит сон, где он вновь у ростовщицы и бьет ее по голове, но уже в присутствии целой толпы людей. Но тут он проснулся, и увидел стоящего над ним мужчину. Это был Свидригайлов.

Четвертая часть

Глава 1
Пока Раскольников просыпался, Свидригайлов рассказал свою цель визита и это желание расторгнуть свадьбу Дуни и Лужина, так как Свидригайлов и сам хочет жениться на Дуни, ведь теперь он вдовец. Раскольникову не по душе этот тип, ведь именно из-за него была подпорчена репутация сестры. Свидригайлов хочет передать Дуне 3 тыс. руб., которые завещала ей жена, а от себя хочет дать 10 тыс. в качестве извинений. Просит устроить встречу и уходит, столкнувшись в дверях с Разумихиным.
Глава 2
По дороге к матери и сестре Рузумихин поинтересовался о незнакомце, вот Родион и рассказал, кто это был. Когда они пришли к съемной комнате, где жили временно мать и сестра Родиона, они столкнулись с Лужиным. Все втроем и зашли в комнату. Лужин был не в себе, так как пренебрегли его просьбой, к тому же Лужин начинает рассказывать о том, какой не хороший этот Свидригайлов и всех доводит до самоубийства, однако Дуня стала на его защиту. Раскольников также рассказал о визите Свидригайлова к нему и о том, что он желает встретиться в Дуней, которой хочет передать деньги.
Между Лужиным и Раскольниковым возникает спор. Лужин ставит условие Дуни, однако Дуня выбирает сторону брата. А жениха выставляет за дверь. Лужин не расстраивается, так как уверен, что все образуется.
Глава 3
Когда Лужин ушел, Мать и дочь не могли нарадоваться разрыву помолвки. Разумихин рад вдвойне. После того, как Родион рассказал о Свидригайлове, Дуня хочет с ним встретиться. Далее все начинают рассуждать о будущем и о том, куда можно потратить деньги. Разумихин предлагает заняться книгоизданием, и эта идея всем пришлась по нраву.
Мысли Раскольникова вернулись к убийству, он решает уйти. При этом говорит, что эта встреча будет последней и им лучше больше не видится. Разумихин успокаивает родных Раскольникова.
Глава 4
Раскольников идет к Соне, которая жила в убогой комнатушке. Там он ей предлагает пойти с ним, но Соня не может бросить свою мать и сестер. А когда Раскольников предположил, что его сестры пойдут по ее пути, она сказала, что Бог этого ужаса не допустит. После, Раскольников поцеловал ноги девушки, сказав, что склоняется перед страданиями человечества. Потом Родион видит Евангелие, подаренное убиенной Лизаветой. Оказывается, девушки дружили. Он просит почитать воскресение Лазаря. Далее он пообещал прийти к Соне на следующий день и сказать, кто убийца ростовщицы. Весь разговор подслушал Свидригайлов.
Глава 5
С утра Родион направляется к следователю, которого в душе ненавидит. Родион заявил, что пришел на допрос, но спешит на похороны, однако Порфирий никуда не спешил и вопросы долго не задавал, пытаясь проникнуть в психологию Родиона. Следователь косвенно стал обвинять студента, который не выдержал и съязвил, сказав, чтобы тот либо уже обвинял, либо нет, арестовывал его, либо нет. После Порфирий заявил, что в соседней комнате находится сюрпризик, что сидит под замком и с которым Родиону нужно встретиться.
Глава 6
В комнате услышали шум и в кабинет заведи красильщика Николая, который признался в убийстве. Вспомнив о Родионе, Порфирий его отпускает, но говорит, что еще вызовет. Родион же прекрасно понимает, что Николай принял его вину на себя, и когда выявят ложь, примутся за него. Придя домой, к Расклольникову постучались, и вошел тот самый неизвестный, что некогда назвал Родиона убийцей. Он видел в тот день Родиона, поэтому и подумал, что Раскольников убил. Этот человек и был тем сюрпризом, о котором говорил следователь. Но так как убийца нашелся, незнакомец понял свою ошибку и пришел извиниться.
Раскольников почувствовал себя намного лучше.

Пятая часть

Глава 1
Самолюбие Лужина задето отказом Дуни, хотя Лужин уверен, он сможет найти новую невесту для себя. Но Раскольникову решил отомстить, ведь именно его он считает виновным в расторжении брака. Являясь приглашенным на похороны, Лужин просит хозяина комнаты, у которого Лужин остановился, привести Соню. Ей дает 10 рублей, извиняясь за то, что не может быть на поминках. Однако Лебезятников в этих действиях видит недобрый замысел.
Глава 2
Поминки уже организованы, ожидаются люди, вот только, если на похоронах было мало народу, то сейчас сбежалась одна беднота. Приходит Раскольников, которому очень рада Катерина Ивановна, жена покойного. Приходит Соня, которая передает извинения Лужина. На поминках вдова делится своими планами. Рассказывая об открытии института благородных девиц, затем происходит ссора Екатерины и Амалии, хозяйки комнаты, которую снимают Мармеладовы. Амалия требует, чтобы те съехали с квартиры. Приходит Лужин.
Глава 3
Лужин, который вошел только что в комнату, подошел к Амалии и обвинил Соню в воровстве, сказав, что девушка украла у него 100 рублей. Но Соня все отрицала, сказав лишь о 10 рублях. Но, когда вывернули карманы, оттуда выпала купюра, номиналом в сто рублей. Соню называют воровкой, но Лебезятников поставил все точки, сказав, что видел, как Лужин подбросил сам купюру в карман. Раскольников понял, что таким образом Лужин хотел поссорит его с матерью и сестрой, а сам хотел вернуть таким образом их расположение к себе. Лужина прогоняют. Раскольников идет к Соне.
Глава 4
Раскольников размышляет над тем, стоит ли говорить Соне о настоящем убийстве или нет и тут он говорит ей, что этого убийцу знает и это его хороший знакомый. Соня все понимает и просит раскаяться Родиона, при этом она готова за ним идти, хоть на каторгу.
Глава 5
Приходит Свидригайлов и рассказывает о том, что мать Сони помешалась. Она заставляет детей выступать на улице в качестве попрошаек и сама с ними ходит по улице и бьет в сковороду. Соня просит мать вернуться домой, но та отказывается, а когда ее дети разбежались, она побежала за ними и тут у нее открылось горловое кровотечение, после того, как она упала. Мать Сони умирает. Похоронами занялся Свидригайлов, он же пристроил в приют детей Катерины Мармеладовой и пообещал позаботиться о Соне. Дуне же передал, что предназначавшиеся ей 10 тысяч он таким образом и потратил. Почему решил он помочь, потому что все разговоры Родиона и Сони слышал, так как жил через стенку.

Часть шестая

Глава 1
Раскольников пребывает в непонятном состоянии. Он убедился, что Свидригайлов все выполнил, как и обещал. Похороны состоялись, дети пристроены, панихида заказана. Раскольников ждет следователя. Ему уже хочется, чтобы все закончилось. Приходит Разумихиин и сообщает, что мать Родиона заболела. Заходит разговор о Дуне, после чего Раскольников говорит, что все секреты раскроет позже. Приходит следователь.
Глава 2
Следователь говорит о том, что уверен, убийца как раз и есть Раскольников. Вот только доказательств пока этому нет. Он предлагает явиться с повинной, но Родион не признает своей вины.
Глава 3
В трактире Родин встречает Свидригайлова, с которым и хотел поговорить. К этому человеку Родион испытывал нехорошее чувства, он был неприятным типом для Родиона, несмотря даже на то, что он помог детям Катерины. Родион думает, что Свидригайлова до сих пор интересует его сестра, но для Свидригайлова был интересен сам Родион «как любопытный субъект для наблюдения».
Глава 4
Свидригайлов стал рассказывать истории из своей жизни и о своих похождениях. Родион не понимает, зачем он это рассказывает. Они выходят из трактира. Попрощавшись с Раскольниковым, Сидригайлов направляется к Сенной, Раскольников идет за ним.
Глава 5
Когда Родион догнал Свидригайлова, то рассказал о том, что слышал все разговоры его и Сони. После идет на тайную встречу с Дуней. Он заманивает девушку к себе в комнату и запирает двери. Там он ей рассказывает о том, что Родион подозреваемый и его он может спасти, и сделает он это, если Дуня выйдет за него. Девушка хочет уйти, но двери закрыты. Она достает револьвер, что припрятала заранее и стреляет. Но не попадает. Бросив револьвер и открыв двери, девушка убегает, а револьвер поднимает Свидригайлов.
Глава 6
Вечер Свидригайлов ходит по трактирам, затем пошел к Соне и дал ей три тысячи рублей, сказав ей, что собирается уехать. Раскольнику же советует явиться с повинной. Поселившись в гостинице, Свидригайлов уснул и ему приснилась девочка, которая когда-то наложила на себя руки из-за него. Проснувшись, вышел на улицу и выстрели себе в голову из того самого револьвера, что поднял ранее.
Глава 7
Раскольников идет к матери и сестре, наведаться, но сестру не застал. Матери признается в сыновней любви и просит не держать на него зла и не отворачиваться от него, если они узнают о нем что-то плохом. Придя домой, он застал Дуню, рассказывает о преступлении и о том, что хотел утопиться, но не смог. Дуня говорит, что нужно признаться в убийстве, на что Родион говорит, что убийство гадкой старухи преступлением не является. Они выходят, Родион сворачивает за угол.
Глава 8
Придя к Соне, Родион просит у Сони крест. Затем направляется к следователю, там он узнает о самоубийстве Свидригайлова. Хотел уйти, так и не признавшись в убийстве, но. Увидев в толпе Соню, возвратился и во всем признался.

Преступление и наказание - самый известный роман Ф.М. Достоевского, совершивший мощный переворот общественного сознания. Написание романа символизирует открытие высшего, нового этапа творчества гениального писателя. В романе, с присущим Достоевскому психологизмом, показан путь мятущейся души человека сквозь тернии страданий к постижению Истины.

История создания

Путь создания произведения был весьма нелегок. Замысел романа с лежащей в его основе теорией о «сверхчеловеке», начал зарождаться еще во время пребывания писателя на каторге, он созревал в течение многих лет, но сама идея раскрывающая сущность «обыкновенных» и «необыкновенных» людей выкристаллизовалась во время пребывания Достоевского в Италии.

Начало работы над романом ознаменовалось слиянием двух черновиков - незавершенного романа «Пьяненькие» и наброски романа, сюжет которого построен на исповеди одного из каторжан. Впоследствии, в основу сюжета легла история о бедном студенте Родионе Раскольникове, убившем ради блага своей семьи старуху-процентщицу. Полная драм и конфликтов жизнь большого города стала одним из главных образов романа.

Над романом Фёдор Михайлович работал в 1865-1866-х годы, и практически сразу после окончания в 1866 году он был опубликован в журнале «Русский вестник». Отклик среди рецензентов и литературного сообщества того времени был весьма бурным - от бурного восхищения до резкого неприятия. Роман подвергался неоднократной инсценизации и впоследствии был экранизирован. Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше).

Описание произведения

Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым. Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.

Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов. Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания. Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело - избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.

Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.

Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек - простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.

Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению. Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу. Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.

Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.

Главные герои романа

(Иллюстрация И. Глазунова Раскольников в своей каморке )

Двойственность душевных порывов заключена в фамилии главного героя романа. Вся его жизнь пронизана вопросом - будут ли оправданы нарушения закона, если они совершены во имя любви к ближним? Под давлением внешних обстоятельств Раскольников на практике проходит все круги морального ада, связанного с убийством ради помощи близким людям. Катарсис наступает благодаря самому дорогому человеку - Соне Мармеладовой, которая помогает обрести покой душе мятущегося студента-убийцы, несмотря на тяжкие условия каторжного существования.

Мудрость и смирение несет образ этой удивительной, трагичной, и в тоже время возвышенной, героини. Ради благополучия ближних она попрала самое дорогое, что у нее есть - свою женскую честь. Несмотря на ее способ заработка, Соня не вызывает малейшего презрения, ее чистая душа, приверженность идеалам христианской морали приводят в восхищение читателей романа. Будучи верным и любящим другом Родиона, она идет с ним до самого конца.

Загадочность и неоднозначность этого персонажа заставляет в очередной раз задуматься о многогранности человеческой натуры. Хитрый и порочный человек с одной стороны, он к концу романа проявляет свое попечение и заботу о своих осиротевших детях и помогает Соне Мармеладовой восстановить свою испорченную репутацию.

Успешный предприниматель, человек с респектабельной наружностью производит обманчивое впечатление. Лужин холоден, корыстолюбив, не гнушается клеветой, он желает от своей жены не любви, а исключительно раболепия и покорности.

Анализ произведения

Композиционное построение романа представляет собой полифоническую форму, где линия каждого из главных персонажей многогранна, самодостаточна, и в то же время активно взаимодействует с темами остальных персонажей. Также особенностями романа является удивительная концентрированность событий - временные рамки романа ограничены двумя неделями, что при таком значительном объеме является довольно редким явлением в мировой литературе того времени.

Структурная композиция романа довольно проста - 6 частей, каждая из них в свою очередь делится на 6-7 глав. Особенностью является несинхронизированность дней Раскольникова с четкой и лаконичной структурой романа, что подчеркивает сумбурность внутреннего состояния главного героя. Первая часть описывает три дня жизни Раскольникова, а со второй - количество событий нарастает с каждой главой, достигая удивительной концентрации.

Еще одной особенностью романа является безысходная обреченность и трагическая судьба большинства ее героев. До конца романа с читателем останутся лишь молодые персонажи - Родион и Дуня Раскольниковы, Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин.

Сам Достоевский считал свой роман «психологическим отчетом одного преступления», он уверен, что душевные муки преобладают над юридическим наказанием. Главный герой отходит от Бога и увлекается популярными в то время идеями нигилизма и только к концу романа происходит возврат к христианской нравственности, автор оставляет герою гипотетическую возможность покаяния.

Итоговый вывод

На протяжении романа «Преступление и наказание» происходит трансформация мировоззрения Родиона Раскольникова от близкого к Ницше, который был одержим идеей о «сверхчеловеке», к христианскому - с его учением о Божественной любви, смирении и милосердии. Социальная концепция романа тесно переплетается с евангельским учением о любви и всепрощении. Весь роман пропитан истинным христианским духом и заставляет воспринимать все происходящие в жизни события и поступки людей сквозь призму возможности духовной трансформации человечества.