Федеральный закон о выплате. Федеральный закон о выплате Где отразить дату и размер

Оплата труда рабочего является важнейшим аспектом трудовых правоотношений , при этом она не просто должна быть выдана, а с соблюдением сроков и объемов, установленных на законодательном уровне.

В 2018 году согласно требованиям законодательства оплата труда должна совершаться каждые 15 суток . При этом такое обоснование как аванс в нормативных документах отсутствует. Аванс, как это привыкли понимать граждане, согласно документам, является первой частью зарплаты .

При этом определенных дат по выдаче заработка нет, работодатель может самостоятельно определять предназначенные для этого числа с учетом особенностей производства, но при этом соблюдать срок в 15 суток.

Также использование излюбленной схемы работодателей – аванс до 20-го числа, а основные выплаты до 15-го будущего месяца в 2018 году — недопустимо, так как между авансом и зарплатой получается промежуток в 25 дней, который в этом году является нарушением законодательных требований .

Все сотрудники государственных и муниципальных учреждений, а также работающие во внебюджетных фондах с 1 июля 2018 года финансовые выплаты получают исключительно на карту «Мир», которая работает по всей территории РФ, включая Крымский полуостров .

Полный переход на внутрироссийскую платежную систему произойдет к 2020 году. Коммерческие организации могут не менять способы начисления заработной платы и аванса.

Новые сроки по разным категориям рабочих

При огромных производственных масштабах и большой численности подразделений допустимо устанавливать различные сроки выдачи частей средств для каждого подразделения, но снова по каждому из них соблюдать установленные сроки.

Например, выдача денег в цехах происходит 1-го числа, а в бухгалтерском и кадровом отделах 5-го числа, штраф за это не предусмотрен, так как работодатель вправе корректировать даты выплаты зарплаты.

Главное, это соблюдение сроков, установленных законодателем: выдача заработка до 15-го числа, а аванса — с промежутком в 15 суток .

Относительно дискриминационных признаков в данном случае можно не переживать, так как при выполнении выплат в различные сроки они полностью отсутствуют .

Законодательная база

Регулирование вопроса относительно оплаты труда рабочим освещено в Федеральном законе и Трудовом Кодексе РФ:

  1. ФЗ №272 от 2016 года указывает на усиленную ответственность работодателя в случае нарушения сроков выдачи доходов, также в нем указана функция работодателя на конкретизацию определенной даты.
  2. В 2017 году согласно ФЗ №125 были внесены изменения в Трудовой кодекс относительно выплаты и начисления заработка трудящимся.
  3. В случае нарушения требований законодательства владелец предприятия ответственен согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ .
  4. В ст. 136 ТК РФ конкретизирован срок выплаты зарплаты – до 15-го числа будущего месяца.

Где отразить дату и размер

В данном вопросе существуют определенные противоречия между судебными инстанциями, рассматривающими спорные вопросы относительно трудовых правоотношений и Роструда.

Круг документов получается следующий :

  • правила трудового распорядка;
  • коллективное соглашение;
  • индивидуальный контракт.

Раньше в законодательных актах приводился данный перечень в полном объеме, и Роструд требовал отображение даты во всех трех документах, а вот для судьи достаточно указание числа в одном из них.

После изменений 2016 года трудовая инспекция стала допускать внесение даты в правила трудового порядка и один из контрактов.

Однако, согласно законодательным актам, достаточно информации в одном из трех документов. При этом желательно использовать конкретику и не указывать плавающие даты, так как это может определить период более, чем в 15 суток между выплатами.

Выдавая работнику зарплату на руки, бухгалтер обязан правильно отразить в расчетном листе размеры начислений:

  1. Основная часть заработка, начисленного за конкретный месяц.
  2. Размеры удержаний со ссылкой на основание для их вычитания.
  3. Размер денежной компенсации, оплаты отпуска, больничного и прочих начислений.

Объем и периодичность

Выдача аванса в 40% от общих начислений не является нарушением норм требований . Вопрос относительно размера аванса является важным в такой же степени, как и периоды выплат.

Для работодателя оптимальным вариантом размера аванса будут являться 43,5% от общей суммы зарплаты, так как необходимое процентное соотношение соблюдено и при этом соблюден объем заработанных за полмесяца средств, так как процентное соотношение согласно законодательству не может быть меньше заработанных за истекший период средств.

Например, работнику начислено 100% оклада, при вычитании НДФЛ от суммы заработка останется 87%, а 43,5 % являются половиной данного дохода,

Для исключения спорных моментов необходимо выдавать 43,5 %, так как эта сумма является половиной заработанных денег при условии, что работник трудился согласно графику.

Работодатель не вправе оплачивать труд менее 2 раз в месяц.

Он может начислять работнику средства 3-4 раза, хоть и каждую неделю, но только не 1 раз, так как это будет считаться нарушением законодательства. Выдача одним разом может произойти только в случае письменного прошения работника . Тогда организация может вполне законно не начислять работнику средства целый месяц.

Выдавать наперед зарплату, то есть авансом в 100% объеме также не следует, так как в случае увольнения подчиненного переплату возвратить назад не получится.

Если же работник самостоятельно просит средства наперед, необходимо при их выдаче составить договор займа .

Кроме этого работник вправе высказать просьбу относительно изменений сроков выплат заработанных денег, которые указаны в локальных актах предприятия.

При согласии на такое требование следует:

  1. Отразить решение в правовых документах.
  2. Получить от работника письменное заявление, составленное согласно типовой форме.

Работодатель должен помнить, что преждевременная выдача полагающихся финансов также считается нарушением законодательства и подлежит административной ответственности.

Порядок премирования

Выплата премии также установлена на законодательном уровне. Согласно законодательству, премия является частью заработка, и работодатель обязан ее выдавать не позднее 15 суток с момента начисления. Это же касается и месячных начислений за достижения.

В данном случае начисленную премию, например, за октябрь необходимо получить не позже 15 ноября. Главное – это соблюдение установленных 15 суток .

Какие необходимы документы

Для начисления зарплаты необходимы первичные документы , такие как:

Данный документ является отражением информации о различного рода начислениях конкретному рабочему, предусмотренных фондом оплаты труда, а также стимулирующих и компенсационных выплатах.

Именно в данном документе отражается размер аванса, выданного за первую часть месяца.

Кроме типовой формы существует еще сводная расчетно-платежная ведомость , где отображаются сведения в таком же порядке, как и в первой, но по всему предприятию.

При этом следует помнить, что не обязательно использовать типовые ведомости, достаточно применить самостоятельно разработанную документацию, но с соблюдением основных рекомендаций и с утверждением в качестве локальной внутренней документации.

Подоходный налог вычитается из полностью насчитанной суммы работнику. Для этого необходимо сложить все необходимые и начисленные к выплате суммы – оклад, премии, компенсации, прочие надбавки — и уже с этой суммы вычитать 13%.

Такое вычисление достаточно простое, и каждый работник при знании полагающейся ему суммы может проверить правильность выполненных бухгалтером вычитаний.

Высчитывается данная сумма в конце месяца с полного объема полагающихся выплат и перечисляется в контролирующие органы в день выдачи зарплаты или на следующий день, все зависит от способа выплаты зарплаты.

Высчитывается подоходный налог единожды в месяц, с аванса его удержание не происходит.

Компенсация за нарушение сроков

При срыве сроков выплаты зарплаты применяется ставка 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ , умноженной на объем не выплаченной зарплаты.

Данное умножение применяется в отдельности для всех невыплаченных своевременно сумм.

Например, если была задержка аванса в 15 календарных дней, а зарплаты в 3 календарных дня, то расчет компенсации выполняется по каждому виду платежа:

Начисления за месяц (вычтено НДФЛ) * 43,5% аванса * ключевую ставку ЦБ / 1/150 * 15 дней просрочки = компенсация за аванс

Начисления за месяц (вычтено НДФЛ) * ключевую ставку ЦБ / 1/150 * 3 дня просрочки = компенсация по зарплате

Ответственность работодателя

Работодатель может понести наказание за:

  • задержку зарплаты;
  • начисление ниже МРОТ.

При этом штрафные санкции будут следующими :

  1. За первое нарушение – 30000-50000 рублей для юридического лица, руководитель получает выговор или штраф в размере 10000-20000 рублей.
  2. При повторном нарушении предприятие штрафуется на 50000-100000 рублей, а директор дисквалифицируется на 2-3 года или получает штраф в размере 20000-30000 рублей.

Заключение

Выплата зарплаты строго контролируется законодателем, так как от ее своевременного получения зависит благосостояние работников, которые прилагают все усилия для заработка средств.

Подробности по выплате представлены на видео.

Государственная дума РФ на заседании 21 декабря приняла в окончательном чтении закон о выплатах на первого и второго ребенка, а также о продлении материнского капитала до 2021 года. Президент России Владимир Путин подписал закон 29 декабря 2017 года.

Напомним, что проект закона о выплатах на первого ребенка в 2018 году, предусматривающего дополнительную материальную помощь семьям с детьми, внес в парламент Президент РФ. Как и ожидалось, закон приняли без поправок. Помощь будет оказываться в адресном порядке наиболее нуждающимся категориям родителей.

Проект федерального закона № 333958-7 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» одобрен и вступит в силу 1 января 2018 года.

Подробнее о том, что содержится в документе, а также официальный текст самого законопроекта о ежемесячных выплатах в материале сайт.

Закон о выплатах за первенца 2018 – краткое содержание

В документе говорится о двух видах выплат на ребенка:

  • в связи с рождением или усыновлением первенца;
  • в связи с рождением или усыновлением второго ребенка (в данном случае речь идет о новом способе использования материнского капитала).

Для получение материальной помощи по новому закону необходимо соответствовать следующим условиям:

  • родители ребенка должны быть россиянами, постоянно проживающими в России;
  • ребенок родился после 1 января 2018 года (родители детей, рожденных в 2017 году, на эту помощь претендовать не могут);
  • размер дохода на каждого члена семьи не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ (в порядке с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”) за второй квартал года, предшествующего обращению за назначением указанной выплаты.

Если родители хотят оформить выплату на второго ребенка, то дополнительно требуется получить сертификат на материнский капитал в отделении ПФР – правила его выдачи не меняются. Выплата будет производиться из средств маткапитала и прекратится после исчерпания суммы на счете.

Закон о выплатах на первого ребенка в 2018 году не будет распространяться на родителей, лишенных родительских прав, а также на родителей, чьи дети находятся на гособеспечении.

Выплаты на 1-го ребенка осуществляются:

  • матери;
  • отцу – в случае, если мать умерла или лишена родительских прав.

Выплаты на 2-го ребенка осуществляются:

  • обладателю сертификату на маткапитал в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ.

Размер выплаты

Когда вступит в силу закон Путина, на первого ребенка размер ежемесячного пособия в 2018 году будет равен размеру прожиточного минимума для детей в регионе проживания. Деньги планируется выплачивать, пока ребенку не исполнится 1,5 года.

Как получить?

При рождении первенца в 2018 году, чтобы получить выплату, необходимо подать заявление и установленный пакет документов в орган соцзащиты по месту жительства или в МФЦ.

При рождении второго ребенка необходимо обращаться в отделение Пенсионного фонда РФ. Сделать это также можно через МФЦ.

Точный порядок осуществления выплаты, обращения за ее назначением и перечень необходимых документов будет определен Министерством труда и социальной защиты РФ.

Подробнее читайте в полном тексте законопроекта.

Официальный текст

Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (проект № 333958-7)

Настоящий Федеральный закон устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

Статья 1

1. Установить, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также – ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 1Э4-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае отмены усыновления ребенка.

4. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”.

5. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 1Э4-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

6. Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

7. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2

1. Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.

2. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.

4. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подается гражданином по месту жительства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

6. В случае рождения двух и более детей гражданин подает заявление о назначении ежемесячной выплаты:

1) в отношении одного ребенка – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи;

2) в отношении второго ребенка – в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

7. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ

“О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”.

8. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”), если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе.

9. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка перечисляется на счет гражданина, открытый в российской кредитной организации.

10. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не назначается гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, а также гражданам, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах.

11. Межведомственное информационное взаимодействие в целях осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Статья 3

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

2. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

3. Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании утвержденной Правительством Российской Федерации методики исходя из численности граждан, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и размера этой выплаты.

4. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

6. В случае использования указанных в части 2 настоящей статьи средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Контроль за расходованием указанных в части 2 настоящей статьи средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, и Счетной палатой Российской Федерации.

8. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”.

9. Размер материнского (семейного) капитала, установленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, ежемесячно уменьшается на сумму ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

Статья 4

1. При расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

5) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.

2. При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

3. Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.

4. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

5. Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

6. Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Доходы семьи, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.

8. Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. В случае, если сведения о сумме доходов членов семьи представлены за период менее 12 календарных месяцев, среднедушевой доход рассчитывается пропорционально периоду, за который представлены эти сведения.

9. Осуществляющие назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

10. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители несовершеннолетних детей, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.

11. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:

1) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;

2) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Статья 5

1. Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, обязаны извещать соответственно органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении места жительства, а также о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в месячный срок.

2. Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6

1. Осуществление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка прекращается:

1) при достижении ребенком возраста полутора лет – со дня, следующего за днем исполнения ребенку полутора лет;

2) в случае изменения места жительства гражданина, получающего указанную выплату, – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации извещены об изменении места жительства;

3) в случае отказа от получения указанной выплаты – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором назначившим указанную выплату органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено соответствующее заявление;

4) в случае смерти ребенка, с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение указанной выплаты, – со дня, следующего за днем смерти ребенка;

5) в случае смерти гражданина, получающего указанную выплату, объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим, а также в случае лишения его родительских прав – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть данного гражданина либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав;

6) в случае использования средств материнского (семейного) капитала в полном объеме;

7) при поступлении заявления об отказе от получения выплаты в связи с рождением второго ребенка в случае распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по направлению (направлениям), предусмотренному (предусмотренным) статьями 10 – 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”.

2. Возобновление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в случае:

1) отмены решения суда об объявлении гражданина, получающего указанную выплату, умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу решение суда;

2) подачи заявления о возобновлении указанной выплаты гражданином, отказавшимся от ее получения на основании пункта 7 части 1 настоящей статьи, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в осуществляющий назначение указанной выплаты орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступило соответствующее заявление.

Статья 7

Президент

Российской Федерации

Любой труд требует своевременной и справедливой оплаты. Однако не каждое начальство правомерно исполняет свои непосредственные обязанности по выплатам сотрудникам зарплат и авансов. Не всегда причиной тому — злой умысел и налогообложение указанных денежных выплат. Практика показывает, что и должностные лица порой не владеют свей необходимой информацией о предоставлении зарплат и авансов. По этой причине информация, изложенная в данной статье, будет полезна как рядовым работникам, так и лицам, занимающим руководящие должности.

Вопросы предоставления авансов и зарплат, как и все основные нормативы и принципы рабочей деятельности населения РФ, регламентируются Трудовым Кодексом Российской Федерации N 197-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной Думой 21 декабря, одобрен членами Федеративного Совета 26 декабря и вступил в силу 31 декабря 2001 года.

Действительный закон состоит из 6 частей, включающих в себя 14 разделов и 424 статей, из числа которых порядок и законность выплаты зарплат и авансов постановляет статья 136.

Согласно действительному закону, аванс представляет собой часть заработной платы, предусмотренной за определённый период. Многие работодатели ограничиваются выплатами зарплаты единожды в месяц, но таковое положение вещей является не просто нарушением закона, а игнорированием императивной (обязательной) его составляющей.

Работодатель не имеет законного права отказывать сотрудникам в авансе по зарплате.

Не имеет принципиальной важности ни место работы, ни способ заключения трудовой договорённости с сотрудником. Если рабочая занятость легальна, определяет оплату труда (зарплату) 2 раза в месяц. В случае настойчивого отказа работодателя в выполнении указанных финансовых обязательств, работник уполномочен обратиться на него с жалобой в прокуратуру и другие уполномоченные органы.

Необходимо отметить, что даже добровольное решение сотрудника в пользу получения зарплаты один раз в месяц, изложенное в письменном виде и скреплённое его личной подписью, не снимает ответственности с начальства (согласно тексту Письма Роструда от 01.03.2007 № 472-6-0). В случае выявления рассматриваемых нарушений, работодатель привлекается к административной ответственности в соответствии с положениями, изложенными в настоящем законе.

Сколько процентов от зарплаты может составлять аванс?

Следующим важным вопросом, касающимся получения аванса от зарплаты, является установление процента от оклада, допустимого при начислении указанных выплат по закону. Нормативами действующего закона не определяется фиксированной процентной ставки от заработной платы. Однако существует ряд документов, положения которых не императивны, но обращают на себя внимание.

К числу подобной документации относятся следующие акты:

В тексте письма Минздравсоцразвития утверждается, что сумма аванса должна составлять половину общей суммы заработной платы за месяц, и соответствующие выплаты должны осуществляться раз в две недели. Указанный орган объясняет свою позицию тем, что подобные условия являются максимально комфортными для работников, так как при получении половины месячной зарплаты два раза в месяц, сотруднику будет легче распланировать личный бюджет.

Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, процентное соотношение аванса к заработной плате определяется нормативами корпоративного кодекса отдельных предприятий. Чаще всего это 30-40 процентов от зарплаты.

При осуществлении выплат зарплаты и аванса, работодатель обязуется информировать сотрудника:

  • О частях, составляющих сумму аванса или зарплаты, начисленной в данный момент;
  • О других выплатах, включающих премиальные и компенсационные;
  • Обоснование осуществления удержания денежных средств из зарплаты или аванса;
  • Точное указание подлежащей выплате суммы.

Согласно нормативам ТК РФ, описанная выше информация предоставляется работнику в виде печатного документа. Данный документ называется расчётный лист.

Срок выплаты

Текст Письма Федеральной службы по труду и занятости №22-2-709 предполагает иной способ предоставления зарплаты, включая время выплаты аванса. Согласно предложенным нормативам, при начислении аванса необходимо учитывать число дней, отработанных сотрудником по факту. Таким образом, если на работу заступил новый сотрудник, ему не может быть выплачена половина месячной ставки в середине месяца.

Согласно рассматриваемому тексту, отсчёт двух недель до аванса должен производиться со дня непосредственного вступления сотрудника в должность. То есть, если первый день работы гражданина пришёлся на 10 число, то зарплата ему будет начисляться 10 числа каждого месяца, а в середине указанного срока будет выдаваться аванс.

Так как Трудовым Кодексом Российской Федерации сроки предоставления аванса не регламентированы, все вопросы, касающиеся этой сферы определяются внутренним уставом каждого предприятия. Нюансы и способы выплат зарплаты и авансов обговаривается с работодателем при заключении трудового договора.

Если момент предоставления положенных по закону выплат приходится на выходные или праздничные дни, денежные средства сотрудникам предоставляются накануне (ч. 8 ст. 136 ТК РФ).

Возможен ли отказ в авансе по закону?

Согласно нормативам действительной редакции Трудового Кодекса Российской Федерации, не существует причины для отказа в выдаче аванса. Это понятие со временем упраздняется. Данные выплаты в современном мире представляют собой часть зарплаты, которая должна выплачиваться 2 раза в месяц, согласно новому закону.

В случае нарушений обязательств по выплатам заработной платы (включая аванс), на работодателя налагается штраф, согласно постановлениям ст. 5.27 КоАП РФ . Размеры штрафов следующие:

  • Для должностных (частных) лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • Для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Поправки, определяющие меру наказания для указанных категорий административных нарушителей внесены 3 октября 2016 года.

В целях подробного ознакомления с основами трудового законодательства, в том числе в вопросах заработной платы, необходимо ознакомиться с положениями Трудового Кодекса Российской Федерации. Скачать актуальный текст ТК РФ с последними поправками можно


Статья 1. Гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях за шесть месяцев вперед.

Статья 2. Гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании их письменных заявлений суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.

Суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное.

Расходы на выплату государственных пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом производятся из источников, за счет которых осуществлялась выплата государственных пенсий на территории Российской Федерации.

Статья 3. Порядок выплаты государственных пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статья 4. При возвращении граждан на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой), право на получение которых имелось ко дню выезда за пределы Российской Федерации, не полученные за время постоянного проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для выплаты государственной пенсии, не полученной пенсионером своевременно.

Статья 5. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

При этом, если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.

Статья 6. Президенту Российской Федерации и Правительству

Впервые в истории российской пенсионной системы Закон дает гражданам возможность получать пенсионные накопления в виде части трудовой пенсии не только пожизненно, в рамках ежемесячных платежей, но и (при наличии прав) в качестве единовременной выплаты. Также гражданам предоставляется право получать в качестве срочной пенсионной выплаты средства пенсионных накоплений, сформированные за счет собственных дополнительных взносов в Пенсионный фонд.

Закон также расширяет возможности правопреемства пенсионных накоплений. Ранее правопреемники могли получить средства пенсионных накоплений застрахованного лица только в том случае, если он умер до назначения ему трудовой пенсии. В соответствии с Законом № 360-ФЗ, в случае смерти застрахованного лица, оставшаяся невыплаченная часть срочной пенсионной выплаты наследуется правопреемниками. Также Закон определяет вопросы правопреемства средств пенсионных накоплений, в случае направления на накопительную часть пенсии средств материнского капитала.

На вопросы читателей о выплате пенсионных накоплений отвечает заместитель управляющего ГУ-ОПФ РФ по ЕАО О.П. Ходакова

Вопрос: Что такое пенсионные накопления?
Ответ: Пенсионные накопления - это средства, накопленные на индивидуальном лицевом счете участника системы обязательного пенсионного страхования в ПФР (и, возможно, в НПФ - негосударственном пенсионном фонде).

Включают в себя:

Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, перечисленные работодателем в рамках обязательного пенсионного страхования;

У участников Программы государственного софинансирования пенсий - суммы уплаченных гражданами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; суммы взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы, а также суммы взносов, перечисленных государством на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

У владельцев сертификата на материнский капитал - суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии;

Доход от инвестирования указанных средств.

Вопрос: У кого есть пенсионные накопления?
Ответ: Пенсионные накопления имеются у граждан 1967 года рождения и моложе, являющихся участниками системы обязательного пенсионного страхования (если они работают или работали в любой из периодов после 2001 года). А также мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 годы работодателем уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии есть также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, а также у мам, направивших средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Вопрос: Кто имеет право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений?
Ответ: Граждане, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца, либо получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальной пенсии), которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости (из-за отсутствия необходимого страхового стажа), но достигшие установленного возраста назначения трудовой пенсии по старости: женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет;

Это, прежде всего, относится к «двухпроцентникам», у которых пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию формировались только в течение 3 лет.

Либо граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости, если размер НЧП составляет 5% и менее по отношению ко всему размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части).

Ворос: Кто такие «двухпроцентники»?
Ответ: «Двухпроцентники» - это граждане старше 1967 года рождения, за которых работодателем перечислялись в период с 2002 по 2004 годы 2% из тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, и «исключенные» из накопительной системы в 2005 году (в связи с изменением пенсионного законодательства).
Эта категория граждан может формировать накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, если в ней участвует.

Вопрос:Каков средний размер пенсионных накоплений «двухпроцентников»?
Ответ: Размер суммы средств пенсионных накоплений в среднем составляет чуть более 5000 рублей.

Вопрос: Какие выплаты средств за счет пенсионных накоплений регламентируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»?
Ответ: - единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
- срочная пенсионная выплата;
- накопительная часть трудовой пенсии по старости;
- выплата средств пенсионных накоплений застрахованного лица его правопреемникам, в случае его смерти.

Вопрос: Что такое единовременная выплата средств пенсионных накоплений (СПН), установленная Законом?
Ответ: Некоторые категории граждан получили право обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о выплате им средств пенсионных накоплений не в расчете на ежемесячную выплату части общей суммы средств пенсионных накоплений, а в виде разовой выплаты - т.е. все пенсионные накопления гражданина выплачиваются одномоментно.

Вопрос: Кем и как осуществляется единовременная выплата средств пенсионных накоплений?
Ответ: Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами - в зависимости от того, где застрахованное лицо формировало средства пенсионных накоплений. Порядок выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вопрос: Что такое срочная пенсионная выплата? Из каких средств она формируется?
Ответ: Срочная пенсионная выплата формируется только за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть будущей пенсии гражданина, т.е.:

добровольных взносов, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;
средств софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

дополнительных взносов работодателей (взносы, которые работодатель уплачивает на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов в рамках обязательного пенсионного страхования);

дохода от инвестирования вышеперечисленных средств (через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд);

средств материнского (семейного) капитала, направленных владельцем сертификата на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования. Гражданин, формирующий таким образом накопительную часть пенсии, при возникновении у него права на назначение трудовой пенсии может по своему выбору: получить вышеперечисленные средств пенсионных накоплений в виде срочной пенсионной выплаты;

в составе накопительной части трудовой пенсии (ежемесячная выплата, определенная с учетом ожидаемого периода выплаты пенсии. В 2012 году этот период - 18 лет или 216 месяцев.).

Продолжительность срочной пенсионной выплаты - не менее 10 лет. Т.е. гражданин, решивший получать средства пенсионных накоплений в виде срочной выплаты, сам определяет продолжительность ее получения.

Вопрос: В чем особенности срочной пенсионной выплаты (СПВ)?
Ответ: Срочная пенсионная выплата формируется только за счет дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии гражданина (а не за счет взносов работодателя по обязательному пенсионному страхованию!). Т.е. за счет средств, поступающих в рамках Программы государственного софинансирования пенсий (взносы гражданина-участника, софинансирование государства, дополнительные взносы работодателей и доход от инвестирования этих средств), а также средств материнского (семейного) капитала, если владелец сертификата направляет их на накопительную часть пенсии.

В случае смерти застрахованного лица, после назначения ему указанной выплаты невыплаченный остаток средств, вправе получить правопреемники. Правопреемниками являются либо те, кого гражданин заранее указал в специальном заявлении в ПФР (или негосударственный пенсионный фонд), либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Особенность правопреемства средств материнского капитала, оформленного в СПВ, - остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования, подлежит выплате иному кругу правопреемников, которыми являются только отец ребенка (усыновитель) или ребенок (дети), если нет отца.

Продолжительность срочной пенсионной выплаты определяется застрахованным лицом, но не может быть менее 10 лет.

Вопрос: Если пенсионер выбрал СПВ на 10 лет, а умер раньше, то выплатят ли правопреемникам остаток его пенсионных накоплений?
Ответ: В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты невыплаченный остаток средств вправе получить правопреемники. При этом остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования, подлежит выплате иному кругу правопреемников, которыми являются отец ребенка (усыновитель) или ребенок (дети), если нет отца.

Вопрос: По каким правилам будет рассчитываться, и выплачиваться накопительная часть трудовой пенсии в 2012 году?
Ответ: Размер накопительной части трудовой пенсии по старости в 2012 году будет определяться путем деления общей суммы пенсионных накоплений застрахованного лица (включая доход от инвестирования), учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости на 18 лет (216 месяцев) - ожидаемый период выплаты.
С 1 января 2013 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости будет ежегодно определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии.

Вопрос: Если гражданин перевел свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд, кто будет выплачивать их?
Ответ: При формировании пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде, выплату средств пенсионных накоплений будет осуществлять негосударственный пенсионный фонд, куда и следует обращаться гражданину (в т.ч. для оформления и получения срочной пенсионной выплаты, получения единовременной выплаты средств пенсионных накоплений).

Вопрос: Как будет проводиться индексация (корректировка, повышение) накопительной части трудовой пенсии?
Ответ: Корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) размера срочной пенсионной выплаты будет производиться Пенсионным фондом Российской Федерации либо негосударственным пенсионным фондом (если пенсионные накопления гражданина формируются в НПФ) по двум основаниям:

с 1 августа каждого года, исходя из сумм средств пенсионных накоплений, которые не были учтены при назначении выплаты или предыдущей корректировке;

по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в выплатной резерв.

Вопрос: Когда начнутся выплаты пенсионерам-участникам Программы государственного софинансирования пенсий?
Ответ: Выплата средств пенсионных накоплений лицам, в том числе участникам Программы государственного софинансирования пенсии, будет осуществляться, начиная с 1 июля 2012 года.

Вопрос: Облагаются ли выплаты пенсионерам средств пенсионных накоплений налогом?
Ответ: Выплаты, осуществляемы пенсионерам Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным фондом за счет средств пенсионных накоплений, налогообложению не подлежат.

Вопрос: Наследуются ли денежные средства, перечисленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий?
Ответ: По юридической терминологии средства пенсионных накоплений, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, не наследуются, а передаются правопреемникам (с практической точки зрения - это примерно то же самое).

Если гражданин, сам формировавший средств пенсионных накоплений за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования, умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части, то средства пенсионных накоплений передаются правопреемникам в полном объеме.

Правопреемниками являются либо те, кого гражданин заранее указал в специальном заявлении в ПФР, либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.
Если гражданин, формировавший средств пенсионных накоплений, умер после назначения ему трудовой пенсии, и при этом он получал накопительную часть пенсии бессрочно (т.е. не выделял средства, поступающие в рамках Программы государственного софинансирования пенсий в срочную пенсионную выплату), средства пенсионных накоплений не передаются правопреемникам.
Если гражданин умер после назначения ему срочной пенсионной выплаты, невыплаченный остаток средств вправе получить правопреемники.

Во всех случаях средства пенсионных накоплений, полученные правопреемниками, не подлежат налогообложению.

Вопрос: Кто может стать правопреемником средств пенсионных накоплений умершего участника Программы государственного софинансирования пенсии?
Ответ: Правопреемниками являются либо те лица, кого гражданин-участник Программы заранее указал в специальном заявлении в ПФР (или НПФ), либо правопреемники по закону. В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-ой очереди являются родители, супруги и дети умершего, 2-ой очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Вопрос: Будут ли правопреемники получать средства пенсионных накоплений, поступившие в результате софинансирования государства и средства, поступившие от работодателя?
Ответ: Правопреемству подлежат все дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии гражданина, в т.ч. добровольные взносы, которые гражданин сам перечислил в рамках Программы государственного софинансирования пенсий;

средства софинансирования его взносов со стороны государства (по правилам Программы государство удваивает взнос гражданина в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год);

дополнительные взносы работодателей (взносы, которые работодатель уплачивает на накопительную часть трудовой пенсии участников Программы государственного софинансирования сверх взносов по обязательному пенсионному страхованию);

доход от инвестирования вышеперечисленных средств через управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Важно, что эти средства полностью выплачиваются правопреемникам только в случае, если гражданин-участник Программы умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии.

В случае, если гражданин умер после назначения ему накопительной части трудовой пенсии, но при этом при назначении пенсии он выделил средства пенсионных накоплений, поступавшие в рамках Программы государственного софинансирования, в срочную пенсионную выплату, правопреемники вправе получить невыплаченный остаток средств.

Если участник Программы умер после назначения ему накопительной части трудовой пенсии, и при этом он получал накопительную часть пенсии бессрочно (т.е. не выделял средства, поступающие в рамках Программы государственного софинансирования пенсий в срочную пенсионную выплату), средства пенсионных накоплений правопреемникам не передаются.

Вопрос: Каким способом правопреемник может получить средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица?
Ответ: Правопреемники должны подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление о выплате им средств пенсионных накоплений умершего гражданина до истечения 6 месяцев со дня смерти гражданина.

Решение о выплате принимается ПФР в течение 7-го месяца со дня смерти гражданина, а выплата средств пенсионных накоплений правопреемника осуществляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о выплате.

Средства пенсионных накоплений правопреемники могут получить либо через отделение почтовой связи, либо на банковский счет (по своему выбору).

Вопрос: Какая прибавка к пенсии будет, если сегодня вступить в Программу государственного софинансирования и платить взносы?
Ответ: Если вы вносите в рамках Программы по 12 000 рублей ежегодно, то еще 12 000 рублей в год прибавляет государство. Все эти средства инвестируются для получения дополнительного дохода. За 10 лет на Вашем индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде России (или негосударственном пенсионном фонде, если накопительная часть будущей пенсии формируется там) фиксируется:

120 000 + 120 000 + инвестиционный доход = 365 408 рублей*

* при условии среднегодовой доходности 7,52% (доходность расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в 2009-2011 гг.

1. Если при выходе на пенсию Вы оформите эти накопления в качестве срочной пенсионной выплаты на 10 лет, ежемесячная прибавка составит не менее:

365 408 рублей / 120 месяцев = 3 045 рублей*

* это расчет, не учитывающий дополнительные взносы работодателей, если они выступают третьей стороной софинансирования

2. Если Вы не оформляете срочную пенсионную выплату, а намерены получать средства накопительной части пенсии, сформированные в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, пожизненно, то и в этом случае участие в Программе выгодно. Ежемесячная прибавка составит не менее:

365 408 рублей / 216 месяцев* = 1 691 рубля*

* величина, принятая в российском законодательстве для расчета пожизненной пенсии в 2012 году

Вопрос: Какая прибавка к пенсии у меня будет, если я направлю средства материнского капитала на накопительную часть пенсии?
Ответ: К примеру, в 2012 году женщина 40 лет направила средства материнского капитала на накопительную часть своей будущей пенсии. В 2027 году она достигла общеустановленного возраста выхода на пенсию - 55 лет. В течение 15 лет до выхода на пенсию ее пенсионные накопления инвестировались и преумножались тем негосударственным пенсионным фондом, который она выбрала. Если для расчета брать среднегодовую доходность управляющих компаний от инвестирования в 2010-2011 гг. 7,52 %, то к 2027 году сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет средств материнского капитала и увеличенных за счет инвестирования, составит примерно: 1 150 185,13 руб.

При этом размер ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств МСК составит примерно:

При срочной пенсионной выплате
1 150 185,13 руб./ 120 месяцев = 9 584,88 руб.

При выплате накопительной части трудовой пенсии по старости
1 150 185,13 руб./ 216 месяцев* = 5 324,93 руб.

* Для примерного расчета прибавки к пенсии в данном примере возьмем ожидаемый период выплаты пенсии, как в 2012 году - 216 месяцев. С 1 января 2013 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости будет ежегодно определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии