Федеральный закон о земле 101. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения

Нормами действующего законодательства земли сельскохозяйственного назначения отнесены к особой категории участков. Использование, распоряжение и иные манипуляции, производимые с ними, подпадают под сферу регулирования закона 101 ФЗ. Более детально об этом вы сможете прочесть ниже.

Какие отношения урегулированы положениями 101 ФЗ

Этот вид участков включает в себя сельскохозяйственные земли, за исключением следующих объектов:

  • садовые участки;
  • огородные участки;
  • дачные участки;
  • земли, которые предназначены для гаражных построек или подсобного хозяйства;
  • участки, на которых размещаются объекты недвижимости.

Нормы закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения регулируют следующие правоотношения, связанные с переходом права собственности на земельный участок:

  1. Продажа и покупка.
  2. Аренда земли.
  3. Предоставление в аренду и собственность участков, в роли собственника которых выступает государство или муниципалитет.
  4. Наследование.
№ п/п Основание для перехода права собственности Главные особенности сделки
1. Купля-продажа 1. Преимущественное право покупки закреплено за муниципалитетом или субъектом РФ.

2. Наличие письменного извещения о намерении реализации земли, которое предоставляется субъекту РФ или муниципальному органу власти (в нем необходимо указать месторасположение земли, ее размер, площадь, стоимость, срок для взаиморасчета, который не может превышать 90 дней).

3. В случае поступления отказа или оставления без ответа извещения (на это дается месяц) собственник вправе продать землю на протяжении года.

4. В случаях, когда собственником не было направлено извещение в установленном порядке, договор купли-продажи может быть признан ничтожным по заявлению заинтересованной стороны

2. Аренда 1. В пользование могут передаваться участки сельскохозяйственного назначения, которые состоят на государственном кадастровом учете.

2. Срок договора аренды земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, варьируется от 3 до 49 лет.

3. Допускается переход арендованного участка в собственность по истечении договора аренды при условии, что до этого момента будет выплачена его стоимость собственнику (данное условие должно быть предусмотрено в договоре).

4. Если арендатором добросовестно исполнялись обязательства, установленные соглашение, то он обладает преимущественным правом заключить аналогичный договор на следующий срок.

3. Предоставление в аренду или собственность участков, принадлежащих государственным или муниципальным органам власти. 1. Если участок отнесен к фонду перераспределения земель, он также может передаваться в собственность или аренду как на платной, так и на безвозмездной основе.

2. Для сельхозфирм обществ, фирм и иных субъектов, которые непосредственно осуществляют сельскохозяйственную деятельность, срок договора аренды составляет до 5 лет.

3. Стоимость участка не должна превышать 15 % от его кадастровой цены.

4. Переход по наследству При наличии нарушений (если наследник является иностранцем, или предельный размер надела превышает допустимый, который установлен актом субъекта РФ) земля сельскохозяйственного назначения подлежит отчуждению в установленном порядке в течение года.

Особенности оборота сельскохозяйственных земель в общей собственности

По общему правилу, ко всем сделкам, предметом которых выступает участок, состоящий в общей собственности, применяются нормы Гражданского кодекса в части операций с недвижимостью, находящейся в общей собственности. Здесь также применяется понятие долевой собственности и категория «совместная собственность».

Если лицо не распоряжается своей земельной долей (отдельным земельным участком) в течение 3 лет, то она признается невостребованной. Это правило не распространяется на ситуации, когда право на землю зарегистрировано в установленном законом порядке.

Владельцы земли, принадлежащей им на праве долевой собственности, могут выделить участок, если это не противоречит установленным требованиям. Основанием для этой процедуры выступает решение, которое было принято на общем собрании сособственников.

В данном решении также должен быть решен вопрос, касающийся утверждения проекта межевания участков. Эти нормы распространяются на ситуации, когда выделяется земельный участок, который находится в собственности муниципалитета.

Если участок земли принадлежит нескольким субъектам на праве долевой собственности, то все вопросы, касающиеся полномочий по пользованию, владению, а также распоряжению относительно этого объекта разрешаются на общем собрании собственников.

Здесь принимаются решения в отношении:

  • межевания участков;
  • утверждения перечня лиц, чьи доли признаются невостребованными;
  • утверждения перечня долей, которые будут признаны невостребованными;
  • условий арендного соглашения в отношении участка, находящегося в долевой собственности;
  • условий установления сервитута.

Что еще включает в себя закон

Помимо этого, нормативный акт 101 ФЗ содержит следующие моменты:

  • определение земельной доли;
  • перечень документов, которые выступают подтверждением прав собственника на земельную долю;
  • использование на практике положений закона.

На видео о пользовании землей

Итак, закон 101 ФЗ регулирует правоотношения, предметом которых выступают земли сельскохозяйственного назначения. Данный нормативный акт позволяет разрешать спорные моменты между участниками земельных отношений и устанавливает порядок действий при отчуждении земель сельскохозяйственного назначения.

В январе 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Это событие представляет собой новый этап не только в развитии земельного законодательства, но и в жизни страны в целом.

Во всем мире установлено 14 видов ограничений на оборот сельскохозяйственных земель, которые применяются в различных странах в той или иной комбинации, а именно:

  • 1) перечень земель, запрещенных к приватизации, находящихся в ограниченном или свободном обороте;
  • 2) квалификационные требования (опыт работы или сельскохозяйственное образование), предъявляемые к покупателям земли;
  • 3) ограничения или запрет для иностранцев права собственности на землю (только аренда);
  • 4) запрет на изменение целевого назначения угодий без согласования с органами власти;
  • 5) перечень лиц, имеющих преимущественное право на приобретение земли (арендаторы, соседи, сельские жители, органы власти и т.д.);
  • 6) минимальная цена продажи;
  • 7) случаи бесплатной или льготной приватизации государственных земель;
  • 8) предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности у одного лица;
  • 9) предельные размеры арендуемых земель;
  • 10) минимальные и максимальные сроки аренды;
  • 11) разрешение или запрет на субаренду земель;
  • 12) особенности совершения сделок с землей (с разрешения или без разрешения органов власти);
  • 13) основания и порядок изъятия неиспользуемых земель;
  • 14) сроки моратория на перепродажу земель.

В Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" использованы ограничения под номерами 1, 3, 4, 5, 7, 8, 10 и 13.

Следует отметить, что принятию этого Федерального закона предшествовало широкое обсуждение вопроса об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Эта проблема дважды (в декабре 2001 года и апреле 2002 года) рассматривалась на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, на заседании Государственного совета Российской Федерации (апрель 2002 года), на конференции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (июнь 2002 года).

В результате при принятии законопроекта во втором чтении в него было внесено 75 поправок, которые изменили концепцию некоторых его положений, разработанных Правительством Российской Федерации.

Практика применения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу с 27.01.2003, через шесть месяцев после официального опубликования) показала, что в него необходимо внести целый ряд изменений и дополнений. Таким образом, Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было внесено 32 поправки, а позднее 18 июля 2005г. был принят Федеральный Закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и Федеральный закон «О землеустройстве».

В окончательном виде концепция Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сводится к следующему.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона введен запрет на приватизацию земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами. Запрета на приватизацию иных земель не установлено.

Одновременно субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать своими законами дату, с которой на территории конкретного субъекта Российской Федерации будет разрешена приватизация перечисленных земель сельскохозяйственного назначения. Однако, если они эту дату не определят, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19.1 приватизацию таких земель можно осуществлять с 1 января 2004 года.

Земли сельскохозяйственного назначения разрешено приобретать любому гражданину или юридическому лицу.

Вопрос о правах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения вызвал самые ожесточенные споры и дебаты.

В результате в пункте 2 статьи 2 и статье 3 Федерального закона было установлено, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

После обсуждения различных вариантов перечней лиц, имеющих преимущественное право покупки, депутаты Государственной Думы согласились, что преимущественное право покупки продаваемого земельного участка должно быть только у субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, - у муниципального образования.

Если эти органы публичной власти откажутся от покупки земельного участка, то продавец может продать его любому третьему лицу (статья 8 Федерального закона).

Преимущественное право покупки продаваемой земельной доли принадлежит другим участникам долевой собственности. Если и они откажутся от приобретения земельной доли, то участник долевой собственности может продать ее любому другому лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением соответствующей категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы.

Нарушение этих требований является основанием для принудительного прекращения прав на землю.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения допускается при условии сохранения целевого использования земельного участка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона).

Статья 4 Федерального закона ограничивает минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица.

Минимальные размеры земельных участков для граждан и юридических лиц устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Выдел земельного участка в счет земельной доли, площадь которого будет меньше установленного минимального размера, не допускается. Также не допускается совершение сделок с земельными участками, например, в случае продажи части земельного участка, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры которых меньше, чем установленные минимальные размеры земельных участков.

Однако эти требования о минимальных размерах земельных участков решено не распространять на случаи выдела земельного участка в счет земельной доли (долей) для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем установленные минимальные размеры.

Максимальные размеры общей площади земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

При этом Федеральный закон определил, что максимальный размер земельного участка может быть установлен субъектом Российской Федерации в пределах от 10 до 100 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования (не менее чем 10 процентов, как записано в Федеральном законе).

Сверхнормативные гектары придется отчуждать в течение года (статья 5 Федерального закона).

При рассмотрении законопроекта во втором чтении он был дополнен новой статьей 9 "Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения".

В этой статье законодатель установил, что минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду, площадь арендуемых земель одним арендатором не ограничивается, арендатор может выкупить арендуемый участок в собственность. Определены и другие особенности аренды.

Порядок предоставления таких земель находящихся в муниципальной собственности установлен статьей 10 Федерального закона.

В собственность земельные участки разрешено предоставлять гражданам и юридическим лицам только на торгах (конкурсах, аукционах).

Передача земли в аренду допускается даже при наличии одного заявления при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков.

Для отдельных категорий юридических лиц (религиозные организации, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и т.д.), перечень которых приведен в пункте 5 статьи 10, передача земель в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но без права выкупа арендуемых земель в собственность.

Эти юридические лица могут приобрести земельные участки в собственность на общих основаниях на торгах (конкурсах, аукционах).

Одновременно Федеральный закон (пункт 4 статьи 10) наделил субъекты Российской Федерации правом своими законами устанавливать случаи бесплатного предоставления сельскохозяйственных угодий гражданам на праве общей собственности (земельные доли) из земель нереорганизованных сельскохозяйственных организаций, а также земельных участков из фонда перераспределения земель.

Федеральный закон (статьи 12 - 18) установил, что сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, но с учетом особенностей, определенных этим законом.

К особенностям относятся, в частности:

  • 1) установление упрощенного порядка извещения участников долевой собственности о предстоящей продаже земельной доли (через средства массовой информации);
  • 2) преимущественное право участников долевой собственности на покупку земельной доли;
  • 3) принятие решений о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в долевой собственности, общим собранием участников долевой собственности, а не по соглашению всех ее участников. При этом общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20 процентов участников долевой собственности;
  • 4) заявительная процедура выдела земельного участка в счет земельной доли;
  • 5) признание юридической силы ранее выданных документов, удостоверяющих права на земельную долю;
  • 6) изменение отношений договоров аренды земельных долей (в случае их неприведения в соответствие с законодательством) на отношения договоров доверительного управления.

Федеральный закон относит к компетенции субъектов Российской Федерации принятие целого ряда правовых норм (определение даты начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, установление минимальных и максимальных размеров земельных участков, наделение муниципальных образований отдельными полномочиями по регулированию оборота земель, определение средств массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений о выделении земельных участков в счет земельных долей и о проведении общего собрания собственников земельных долей).

Если до 10 июля 2003 года (дата вступления в силу статьи 19.1 Закона) субъект Российской Федерации не принял свой закон, обеспечивающий реализацию Федерального закона, то на территории такого субъекта будут применяться правила, установленные статьей 19.1. В этой статье перечислены нормы, которые должны быть урегулированы в законе субъекта Российской Федерации.

Основная цель принятия Федерального закона - в максимальной степени распространить на использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения общие правила земельного и гражданского законодательства. С вступлением в силу Федерального закона снимается запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, установленный статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Применение механизмов государственного регулирования, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", позволит обеспечить создание полноценных условий реформирования земельных отношений в агропромышленном комплексе, ввести в легитимные рамки оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ также является ключевым фактором обеспечения эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и привлечения инвестиций в сельское хозяйство России.

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также и настоящего Федерального закона.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

1.1. Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

2. В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

3. Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

4. В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.

5. В случае перехода права собственности на земельную долю к другому лицу внесение изменений в договор аренды земельного участка, в составе которого находится такая земельная доля, не требуется.


Судебная практика по статье 12 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ

    Определение от 18 июня 2019 г. по делу № А35-10324/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    354 и от 07.11.2017 № 46/021/003/2017-354, о приостановлении государственной регистрации права и об отказе в государственной регистрации договора от 01. 12 . 2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 46:20:000000:100, расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Малогнеушевский сельсовет», «Березниковский сельсовет», «Октябрьский сельсовет»; ...

    Решение от 11 января 2019 г. по делу № А35-4577/2018

    ...25 http://www.kursk.arbitr.ru Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Курск 11 января 2019 года Дело № А35-4577/2018 Резолютивная часть решения объявлена 27. 12 . 2018. Полный текст решения изготовлен 11.01.2019. Арбитражный суд Курской области в составе судьи Клочковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапуновой...
  • Решение от 11 января 2019 г. по делу № А35-3878/2018

    ...25 http://www.kursk.arbitr.ru Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Курск 11 января 2019 года Дело № А35-3878/2018 Резолютивная часть решения объявлена 27. 12 . 2018. Полный текст решения изготовлен 11.01.2019. Арбитражный суд Курской области в составе судьи Клочковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапуновой...
  • Постановление от 29 декабря 2018 г. по делу № А09-1110/2016

    Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС) - Банкротное

    Суть спора: Банкротство, несостоятельность

    Производству суда определением суда от 08.06.2018 и назначено к судебному разбирательству на 02.07.2018. Рассмотрение указанных требований неоднократно откладывалось, определение суда от 12 . 12 . 2018 рассмотрение требований EUROTREND BUSINESS L.P. отложено на 23.01.2019. В подпункте 4 пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от...

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А32-25600/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Муниципальной собственности, указав в нем выкупную цену 588 024 рубля 90 копеек при участии в судебном заседании: от истца: Тарханов А.В. (доверенность от 28. 12 . 2017 № 828); от ответчика: не явился, извещен. УСТАНОВИЛ: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз имени В.И. Ленина» (далее – истец, колхоз) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к...

    Постановление от 25 декабря 2018 г. по делу № А65-40397/2017

    Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС)

    Юмья (ИНН 162302761912, СНИЛС 039-597-573 20), обратилась в суд с заявлением о признании ее несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14. 12 . 2017 заявление принято к производству. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2018 по делу №А65-40397/2017 Павлова Галина Николаевна, 25.09.1966 года рождения, ...

Собственникам или арендаторам сельхоз участков требуется знать содержание закона об 101-ФЗ, особенно в его последней редакции.

Данный закон об обороте достаточно специфичен, поэтому без помощи специалиста в этом случае не обойтись. Безусловно, можно обратиться в специализированную юридическую контору, выставляющую заоблачные цены на свои услуги.

Но в 2017 г. есть более простой и менее затратный способ решения проблемы – просто напишите свой вопрос в форме в правом нижнем углу монитора, и квалифицированный юрист с удовольствием вас проконсультирует.

Онлайн консультация бесплатна и работает круглосуточно.

Правовой акт, регулирующий отношения с землями сельскохозяйственного назначения, распространяет свое действие на участки с одноименной категорией земель, но не на все. Земли с некоторыми видами разрешенного использования не подпадают под его действие. Это участки со следующими видами разрешенного использования: для постройки одного гаража, ведения ЛПХ и дачного хоз-ва, оборудования садов и огородов.

То есть, проще говоря, закон 101-ФЗ распространяет свое действие только на поля, пашни и так далее, а ваш дачный участок относится к сфере регулирования Земельного кодекса РФ.

Если вы гражданин другой страны или вовсе без гражданства, то в 2017 году участок из земель сельхозназначения по закону может быть передан только под аренду.

Ограничения площади сельскохозяйственных участков

Законом 101-ФЗ также устанавливается процесс установления минимума и максимума размеров земельных участков из земель сельхозназначения.

Так, минимальный размер в 2017 г. устанавливается внутренним законом субъекта РФ, на территории которого находится земля. Конечно, в соответствии с Конституцией РФ, закон субъекта не может противоречить вышестоящему законодательству, то есть не должны нарушаться требования Земельного кодекса РФ или других ФЗ.

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и несельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели - обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус , который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Несельскохозяйственные угодья

Несельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот несельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором - находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим - это система запретов, ограничений, разрешений и обязанностей. Владельцы земель сельскохозяйственной категории обязаны:

  1. использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
  2. принимать меры по недопущению любых воздействий на земельный участок, которые могут привести к существенным потерям плодородия и других значимых свойств;
  3. поддерживать оптимальное состояние мелиорированных земель;
Не выполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей влечёт за собой предусмотренное законом наказание в виде, штрафов, уголовной ответственности и иных мер, включая материальную ответственность, носящую компенсационный характер.

Владельцы земель сельскохоз назначения имеют право:

  1. приобретать, продавать, дарить, передавать в наследство принадлежащие им участки;
  2. получать от государства бесплатно или на возмездной основе земли данной категории в собственность или в пользование;
  3. выходить с ходатайством об изменении статуса, категории и разрешенного использования земель.

Ограничения и запреты

Основные ограничения и запреты можно свести к следующему:

  • Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц. Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;
  • Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  • Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  • Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  • При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота. Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

Процедура территориального зонирования с/х земель

Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков , устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями - в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.

Что можно строить на землях сельхозназначения

В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.

Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.

А вот жилищное строительство возможно только в следующих случаях:

  • На землях, отведенных под дачные посёлки (ДНП). Здесь законом допускается строительство дачных домиков и вспомогательных строений. Однако нигде нет указаний на то, каким он должен быть. Используя эту лазейку в законе, люди в качестве дачного домика возводят полноценные жилые дома . При этом могут возникнуть проблемы с пропиской и коммуникациями;
  • В пределах территории садово-некоммерческого товарищества (СНТ). Фактически это те же дачи, только с уклоном на ведение садоводства и огородничества;
  • На землях, отведенных под фермерские хозяйства. Здесь можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством;
  • На землях, находящихся за пределами поселений и отведенных под формирование личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В этом случае также необходимо использовать землю по назначению, а под жилую застройку отводится лишь 20% площади участка.

Собственники и арендаторы сельскохозяйственных участков должны постоянно следить за изменениями в законодательстве, которые касаются оборота и использования земли. Одним из важнейших документов в этой сфере является 101-й ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон был принят в нашей стране еще в 2002 году, и с тех пор он практически ежегодно корректировался и дополнялся новыми положениями. Последние изменения были внесены в 2016 году. Ключевые моменты закона в его последней редакции рассмотрим в этой статье.

Действие указанного правового акта распространяется на все участки сельскохозяйственного назначения, кроме земель, предназначенных для постройки гаражей, ведения дачного хозяйства, обустройства садов и огородов.

Иначе говоря, на землях, попадающих под действие закона, должны проводиться работы сельскохозяйственного характера, а сами участки должны находиться за границами жилых поселений.

Все земли, относящиеся к данной категории, делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К первым относятся участки, которые используются для земледелия и животноводства, ко вторым – участки, занятые объектами вспомогательного характера (коммуникациями, строениями, водоемами, дорогами и т. д.).

Закон регулирует действия, связанные с владением, использованием и распоряжением участками земли с/х назначения, закрепляет правила и ограничения, касающиеся оборота участков земли.

Документом определяется порядок установления минимальной и максимальной площади земельных участков из числа с/х земель, которые могут принадлежать одному человеку или одной организации. Согласно документу, размеры наименьших и наибольших участков определяются региональной властью , при этом максимальный размер участка должен начинаться от 10% территории угодий, которые расположены на землях определенного муниципалитета.

При расчете площади земельных участков региональной властью должны учитываться конституционные нормы, требования Земельного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов.

Возможности использования земельной доли

Законом определяются возможности для использования доли в праве общей собственности, то есть части земли на большом с/х участке. Владелец земельной доли может распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, обменивать, совершать другие юридически операции.

Без выделения доли можно совершать следующие действия:

  • выполнять отказ от нее;
  • передавать по наследству;
  • заключать сделки между собственниками участка.

Если же планируется выполнение других действий, к примеру, продажа доли постороннему покупателю, участок нужно будет выделять в натуре. Для этого необходимо будет обращаться к кадастровому инженеру для проведения измерений и составления проекта межевания. После согласования участок следует ставить на кадастровый учет и регистрировать на него соответствующее право.


За соблюдением положений закона ведется тщательный контроль. Если выявляются какие-либо нарушения, они должны сразу устраняться (к примеру, часть земли должна быть продана или сдана в аренду). Если земли были приобретены до вступления закона в силу, то есть до 24 июля 2002 года, на устранение нарушений дается один год, если после указанного срока – один год после доказательства права. Если нарушения не будут устранены в установленный период, рассмотрение вопроса может быть передано в суд.

Кроме того, если земля используется не по прямому назначению на протяжении трех лет, согласно закону, допускается принудительное изъятие земельного участка. Поэтому если земля оформлялась для высаживания пшеницы, выращивание любых других культур будет считаться нарушением, которого лучше не допускать.

Важно знать о ключевых аспектах использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных в законе:

  • муниципалитет региона, на землях которого расположен участок, обладает преимущественным правом выкупа, поэтому его следует уведомлять о планируемой продаже земли. Если через месяц после отправки уведомления ответ не будет получен, в течение года можно заниматься продажей участка, после чего эту процедуру придется повторять снова, иначе сделка может быть оспорена;
  • в аренду передаются с/х участки, прошедшие кадастровый учет, в том числе земля, находящаяся в долевой собственности;


  • наибольший срок аренды земель с/х назначения составляет 49 лет. В некоторых случаях в договорах аренды устанавливается, что после завершения этого срока земля переходит во владение арендатора либо арендатор наделяется преимущественным правом повторной аренды участка;
  • количество арендованных участков, используемых одним человеком или одной организацией, не ограничено;
  • участки, образованные за счет неистребованных долей, ставшие собственностью субъектов РФ до второго полугодия 2011 года, могут быть переданы с/х организациям или фермерским хозяйствам на льготных условиях без проведения торгов;
  • граждане других стран и лица без гражданства могут использовать с/х участки исключительно на правах аренды;
  • использование с/х земель не должно приводить к порче, загрязнению, отравлению и уничтожению почвы.