Фз от 5.04 44. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

Как известно, 44 Федеральный закон о закупках предусматривает ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками, так и государственными заказчиками при проведении закупок в любой из обозначенных в Законе форме. В приведенной ниже таблице штрафов по 44-ФЗ вы сможете точно определить, какая ответственность предусматривается за нарушение конкретного положения Федерального закона.

Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

Заключение договора (или контракта) между заказчиком и исполнителем несёт в себе цель досконально проработать условия, на которых вдальнейшем будут взаимодействовать обе стороны. Он, в идеале, должен предусмотреть все мыслимые варианты развития событий, вплоть до возможности разрыва этого самого договора. Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает три способа расторжения договора.

Согласно предусмотренной законом процедурой проведения электронного аукциона, для участия в нем поставщик направляет заказчику заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки содержит согласие поставщика исполнить условия госконтракта в соответствии с извещением и аукционной документацией, а также описание товаров, работ, услуг. В процессе рассмотрения первых частей заявок формируется перечень участников, допущенных для участия в аукционе. После завершения торгов заказчик рассматривает вторые части заявок.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ поставщик подтверждает своё участие в электронных торгах на заключение госконтракта путём направления заказчику заявки. Заявка на участие в аукционе подается в электронном виде и содержит две части, которые одновременно направляются оператору электронной электронной торговой площадки.

Законом № 44-ФЗ устанавливается несколько различных способов конкурентного определения поставщиков. Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках данного закона является запрос котировок.

Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках закона № 44-ФЗявляется запрос предложений. Данную процедуру заказчик вправе проводить только в установленных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион, несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.

Что такое обеспечение исполнения контракта? Обеспечение исполнения контракта – является одним из важнейших элементов сотрудничества заказчика и поставщика в рамках контрактной системы, регулируемой положениями Федерального Закона No 44-ФЗ. Это своего рода залог или некая гарантия того, что поставщик исполнит свою часть условий добросовестно, в срок и в полном объеме.

Одним из механизмов, препятствующих недобросовестному участию поставщиков в конкурсах и аукционах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с требованиями закона о контрактной системе No 44-ФЗ, является предоставление обеспечения заявки. Обеспечением заявки на участие в конкурсе может служить как гарантия, выданная банком, так и денежные средства участника, в электронном аукционе – только деньги участника.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона заказчиками.

В Законе № 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п.п. 5-7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

В частности, Закон № 44-ФЗ в сравнении с ранее действовавшим Законом предусматривает значительные изменения правил осуществления закупок. Поправки затрагивают как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок. Закон № 44-ФЗ регулирует закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.

Законом № 44-ФЗ изменены правила определения начальной цены государственного контракта, правила оценки заявок на участие в государственных закупках, правила изменения и расторжения государственного контракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков; установлены особенности исполнения заключенных контрактов. В частности, согласно Закону № 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого предусмотрено действующим законодательством, план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Данные требования Закона № 44-ФЗ вступают в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

В планах закупок должны указываться цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения. План закупок должен формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством. Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1043. В этом же документе утверждена и форма планов закупок.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Планы-графики должны содержать следующие сведения в отношении каждой закупки:

Определенные условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;

Способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора;

Размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

Составление планов-графиков должно осуществляться в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации формой. Законом № 44-ФЗ определены случаи обязательного изменения плана-графика. Например, в случае признания первичных закупок несостоявшимися повторные закупки можно будет провести только после внесения изменений в план-график (например, ч. 2 ст. 55 Закона № 44-ФЗ). План-график будет подлежать изменению также в случае увеличения или уменьшения цены контракта независимо от объема такого увеличения (уменьшения).

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчикам необходимо обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок также должно осуществляться при формировании плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

Для выполнения функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупок заказчику необходимо создать комиссию. Комиссия по осуществлению закупок является коллегиальным органом, который создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если закупки осуществляются конкурентными способами. Для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав (в том числе назначить председателя), установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Перед принятием решения о создании комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить, кто будет входить в ее состав.

Законом № 44-ФЗ установлены требования, которые следует учитывать при формировании комиссии:

1. к числу членов комиссии. Закон ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено. Включение в состав комиссии значительного числа лиц может вызвать трудности с организацией ее работы. Если на заседании отсутствует более половины членов комиссии, выполнять свои функции она не вправе (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

2. к профессиональному составу комиссии. Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Подготовка документов на осуществлеие закупок включает разработку и утверждение документации, определяющей порядок и условия участия в торгах. Техническое задание представляет собой перечень требований заказчика к закупаемым товарам (работам, услугам). При составлении необходимо руководствоваться правилами описания объекта закупок, установленными ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона № 44-ФЗ документация о закупках должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. В описании объекта закупки указываются в том числе его технические и качественные характеристики, а документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие работ требованиям заказчика.

В большинстве случаев такие требования отражаются в проектной, технической документации. Однако в Законе № 44-ФЗ нет указания на необходимость наличия проектно-сметной документации в составе документации о закупках и прямо не обязывает заказчика размещать ее на официальном сайте Российской Федерации о государственных закупках (далее - официальный сайт) вместе с документацией о закупках.

При разработке документации о закупках необходимо учитывать, что строительство и связанные с ним работы согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, устанавливающей цену работ.

Вместе с тем необходимо отметить, что ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с проектной документацией. Ее отсутствие означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащие выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение, тем самым нарушаются требования Закона.

Проект контракта прилагается к документации об аукционе и является ее неотъемлемой частью (ч. 4 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, государственный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, к которому применяются нормы Гражданского кодекса Российской Феднрации (далее - ГК РФ), в том числе общие положения главы 9 ГК РФ о сделках.

В силу п. 1 ст. 161 ГК РФ государственный контракт должен заключаться в простой письменной форме. В большинстве случаев государственный контракт составляется в форме единого документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ, ст. 54, 73, 83 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 2-7 ст. 70 Закона № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью каждой из сторон, посредством его размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ обмен документами в ЕИС осуществляется с использованием усиленной электронной подписи. Оформить электронную подпись необходимо на каждое лицо, имеющее право действовать от имени заказчика (ч. 2 ст. 60 Закона № 44-ФЗ).

Электронная подпись является самостоятельным элементом структуры электронного документа и обеспечивает авторство составителя или владельца электронного документа, подлинность и неотрекаемость. Иными словами, электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, придающим ему юридическое значение.

Условие о предмете контракта является существенным в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 432 ГК РФ) и, следовательно, обязательно включается в контракт.

В силу ст. 34 Закона № 44-ФЗ в любом контракте должны быть отражены также следующие положения:

О твердой цене контракта;

Об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика);

О порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги;

О порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг;

О предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Заказчик имеет право изменить условия, отраженные в проекте контракта, только в следующих случаях:

По согласованию с участником, с которым заключается контракт, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки, и начальной (максимальной) ценой контракта, если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе (ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

По требованию победителя электронного аукциона изменить проект контракта, если его положения не соответствуют извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и заявке победителя на участие в данном аукционе (ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Победитель электронного аукциона вправе направить заказчику протокол разногласий по проекту контракта, указав положения проекта контракта, которые не соответствуют извещению о проведении электронного аукциона, документации о нем и заявке на участие в аукционе. Срок для направления протокола разногласий не установлен, однако по смыслу ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ он составляет 13 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты размещения его победителем в ЕИС и затем размещает в системе проект контракта с учетом предложенных замечаний полностью или частично, указав в отдельном документе причины отказа учесть все или часть замечаний (ч. 5 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). После этого победитель аукциона обязан подписать контракт в течение трех рабочих дней и разместить его в ЕИС (ч. 6 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Также заказчиком могут быть включены в контракт и дополнительные условия.

1. Условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В этом случае согласно ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если в нем было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательно указываются в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок, извещении о проведении запроса предложений, документации о закрытом аукционе.

2. Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги.

3. Требования к использованию поставляемого товара, а именно:

О гарантийном обслуживании;

Расходах на эксплуатацию товара;

Обязательном монтаже и наладке товара;

Обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Указанные требования включаются заказчиком в контракт при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставку машин и оборудования.

На практике наиболее простым и удобным для заказчиков способом закупки является закупка у единственного поставщика. Она используется во всех случаях, когда отсутствуют ограничения.

Преимущества закупки у единственного поставщика:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) отсутствие необходимости отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Недостатки закупки у единственного поставщика:

1) ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Закон разрешает разово закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. Однако годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. либо 5% совокупного годового объема и должен составлять не более 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Стоит отметить, что теперь закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит (ч. 1, 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

На основании ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается заключать контракт в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Это положение касается следующих случаев:

Осуществляется закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях";

Общая сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. с учетом ограничений в части совокупного годового объема закупок, предусмотренных п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

Оказываются услуги по водоотведению, водо-, тепло- и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа); подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

Заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку;

Осуществляется закупка на сумму не более 200 тыс. руб. лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии с учетом ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

Заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. Не требуют регистрации контракты, заключенные с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на суммы не более 100 тыс. руб. на основании п.п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" установлены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).

В соответствии с п.п. "н" п. 2 Правил в реестр контрактов включается документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

При этом согласно аб. 3 п. 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в п.п. "з", "к", "л", "н" п. 2 Правил.

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится в 2018-2019 годах

  • Единая регистрация и реестр участников закупок,
  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
  • Полный единый каталог товаров, работ и услуг,
  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. С 1 июля 2018 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика, кроме этих случаев:

  • если изменения вносят после того, как закупка не состоялась,
  • закупку планируют провести у единственного поставщика,
  • планируют запрос котировок для устранения ЧС.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать:

  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион. ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок. Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

ФЗ-44 «О госзакупках» - это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Скачать ФЗ-44

Федеральный закон 44 «О госзакупках» в последней редакции с комментариями, можно по . Также, в документе указаны примечания, связанные с изменениями закона.

Размещение заказов

Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд - это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

  • при закрытом определении поставщиков;
  • в рамках оборонного госзаказа;
  • при закупках посредством электронного аукциона;
  • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.

1. Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

2. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

3. В конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

4. Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона оператор электронной площадки осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 настоящего Федерального закона.

6. Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

7. В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

8. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;

2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) отклонение заявки участника закупки;

4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;

5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 настоящего Федерального закона;

7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9. Возврат банковской гарантии в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

10. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

11. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, установленного в соответствии с требованиями настоящей статьи;

2) перечисление в случаях, предусмотренных настоящей статьей, денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

12. Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Указанные банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед участником закупки за соблюдение установленного настоящей статьей срока прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете участника закупки, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

14. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в таких электронных процедурах на специальном счете участника закупки прекращается банком в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 настоящего Федерального закона, на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, и в порядке, определенном в соответствии с частью 2 настоящего Федерального закона.

15. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со настоящего Федерального закона.

16. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от пяти миллионов рублей до двадцати миллионов рублей;

2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями и настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

18. Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные настоящего Федерального закона.

19. Подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.

20. В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом блокирование не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе при совокупности следующих условий:

1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.

21. В случае отзыва заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе в порядке, установленном частью 17 и частью 9 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента отзыва заявки направляет в банк информацию, на основании которой банк в течение одного рабочего дня прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения указанной заявки.

22. Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после даты получения протокола, указанного в части 6 , части 6 настоящего Федерального закона, направляет в банк информацию об отказе участнику закупки в допуске к участию в соответствующей электронной процедуре. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в указанной процедуре.

23. В случае, если участник электронного аукциона не принял участия в электронном аукционе, оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня с даты размещения протокола проведения такого аукциона направляет соответствующую информацию в банк. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.

24. В течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке указанного в части 12 , части 8 настоящего Федерального закона протокола банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, признанную не соответствующей требованиям документации о закупке, в отношении денежных средств в размере обеспечения данной заявки, за исключением случая, предусмотренного частью 27 настоящей статьи.

25. Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.

26. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.

27. В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 , пунктом 1 части 6 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки.

28. В случае просрочки исполнения заказчиком или банком предусмотренных настоящей статьей обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

29. Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

Положения статьи 44 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
    1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • Особенности проведения двухэтапного конкурса
    12. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями статьи 44 настоящего Федерального закона.
  • Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме
    12. На втором этапе двухэтапного конкурса в электронной форме заказчик направляет всем участникам двухэтапного конкурса в электронной форме, принявшим участие в проведении его первого этапа, предложение представить окончательные заявки на участие в таком конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями статьи 44 настоящего Федерального закона.
  • Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
    12. Одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 11 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений настоящего Федерального закона, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
  • Проведение запроса предложений в электронной форме
    14. Одновременно с возвратом заявки на участие в запросе предложений в электронной форме в соответствии с частью 18 статьи 44 настоящего Федерального закона (в случае проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи), частью 13 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого запроса, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений настоящего Федерального закона, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в запросе предложений в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.