Где смотреть дату изготовления аккумулятора. Как узнать дату изготовления аккумулятора

При выборе АКБ в первую очередь смотрят на имя производителя, перечень используемых в продукте технологий, цену и т.д. Перечисленные выше факторы играют роль при выборе батареи. Но несть еще один пункт при покупке АКБ это дата производства. Чем дольше АКБ пролежала на складе, тем меньше она должна нравится, ведь со временем она теряет свойства. За два года хранения на складе АКБ теряет не малый процент своих свойств. Поэтому при покупке АКБ в первую очередь стоит обращать внимание на дату производства.

Определение года выпуска аккумулятора.
В большинстве случаев необходимые для анализа цифры выбиваются, выжигаются лазером на пластике корпуса батареи. Некоторые бренды используют цвеьовую маркировку, по которой определяется год производства. У каждой марки или группы производителей своя, уникальная, система обозначений, международного стандарта нет.
VARTA, BOSCH
Смотрим в данном случае на производственный код, который нанесен на верхнюю крышку. 4 цифра это год выпуска,5 и 6 цифры обозначают код месяца пыпуска 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.
АКТЕХ, ЗВЕРЬ
Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.
Пример маркировки: 0511
Расшифровка:
Дата изготовления - май 2011 года.
Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал
Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.
Пример маркировки: 102011
Расшифровка:
Дата изготовления - октябрь 2011 года.
Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)
С августа 2011 дата изготовления наносится при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.

Код содержит 5 символов: 12345
1 – день недели
2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)
4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).
5 – номер смены.
Пример маркировки: 208Н1
Расшифровка:
2 - вторник
08 - восьмая неделя
Н - 2011 год
1 - первая смена.
АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.
Маркировка до августа 2011 г.: ТИТАН, ТИТАН ARCTIC
1, 2-я цифры – число
3, 4-я цифры – месяц
5, 6-я цифры – год
7-я цифра – заводская линия
Mutlu
Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ. Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.
Пример маркировки: 210819
Расшифровка:
Батарея произведена на второй линии 19 августа 2011 года.
Moratti
На аккумуляторах код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера. Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.
Moratti:
Код F2 1222, в этом коде 12 – год, 22 неделя.
Atlas
Расшифровка кода (по первым 2-м символам в маркировке на крышке (под ручкой)).
Первый символ - последняя цифра года. Второй символ - (месяц) буква латинского алфавита, порядковый номер которой - номер месяца: А - январь, В - февраль, С - март, D - апрель, Е - май, F - июнь, G - июль, H - август, J - сентябрь, K - октябрь, L - ноябрь, M - декабрь, буква «I» - в маркировке отсутствует.
Пример маркировки: 2KJD24
Расшифровка кода: 2 - 2012 год, K - октябрь.
Solite
Структура кода:
1. Буква - завод (K-Завод в г.Кенджу)
2. Номер линии (A - 1-я линия, B - 2-я линия и т.д.)
3 и 4. Буква и цифра. Число месяца выпуска: W=0, X=10, Y=20, Z=30,-это десятки, а цифра - единицы.
5. Буквы I - T. Месяц выпуска: I-январь, J-февраль, L-апрель, М-май, N-июнь, O-июль, Р-август, Q- сентябрь, R-октябрь, S-ноябрь, Т-декабрь.
6. Год выпуска (последняя цифра года 0 - 9)
7. Н- ночная смена (дневная не указывается)
Пример маркировки Solite: KCW3LOH
K - Завод в Г.Кенджу, С - 3 линия, W3- число месяца – 23, L – апрель, 0 – 2010 год, H – ночная смена.
По состоянию на ноябрь 2015, видимо, ночную смену указывать перестали:
Предпоследняя буква означает месяц производства:
I - T - месяц производства (I-январь, J-февраль, K-март, L-апрель, M-май, N-июнь, O- июль, P-август, Q-сентябрь, R-октябрь, S-ноябрь, T-декабрь).
Последняя цифра - год производства
4 - 2014
5- 2015
Встречается маркировка, в которой нет первой буквы «К».
Inci Aku
Место нанесения маркировки – возле плюсовой клеммы. Пример: 17 10 12 (17 октября 2012 года).
Tyumen Battery - ТЮМЕНЬ STANDART и PREMIUM
Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки.
Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.
Аком
Дата выпуска находится на верхней части крышки. 6 цифр и буква:
1,2 – месяц; 3,4 – год; 5,6 – день; буква - шифр смены.
Пример: 07 14 15 M будет читаться как 15 июля 2014 г.

На качество любого продукта оказывает влияние время его производства. Чем свежее продукт, тем длительней будет его период работы. Данные утверждения в полной мере касаются и автомобильной АКБ. Однако, не все водители знают, где располагается маркировка даты выпуска аккумулятора. При этом она может наноситься разными способами у различных компаний-изготовителей.

Современные отечественные и зарубежные изготовители стремятся обеспечить информативность для своих покупателей о выпускаемом товаре. Это связано с тем, что элементы питания обладают определенным сроком пригодности к эксплуатации.

Потребитель должен знать, что изготовленная по международным стандартам батарея, которая хранится в торговой точке или на складе в соответствии с рекомендациями производителя обладает ограниченным сроком использования.

Для каждого типа блоков питания имеется свой временной интервал:

  • заправляемый тип – до 36 месяцев;
  • сухозаряженные элементы – 24 месяца;
  • необслуживаемые – 60 месяцев.

Соответственно, зная, где на аккумуляторе дата изготовления, можно прочитать ее и определить степень пригодности предлагаемого товара. Не стоит брать продукт, у которого в ближайшее время подходит критический срок.

Современная европейская маркировка

На отечественных прилавках можно обнаружить большое количество АКБ из Европы. Это связано с обилием автомобилей из Старого Света. Также и российские машины могут использовать такие типы электропитания.

Компании-производители для данного региона, как правило, не распечатывают на титульных наклейках значительный объем технических данных о товаре. Это связано с недолговечностью подобной маркировки. В большинстве случаев изготовители наносят разными способами всевозможные гравировки. С каждым годом методика становится все более совершенней.

Включает маркировка аккумуляторных батарей год выпуска и иные данные. Чаще всего используются упрощающие коды в разных форматах. Может применяться как буквенная, так и числовая шифровка. Индивидуальный метод завод-изготовитель подбирает самостоятельно.

Немецкая маркировка от Bosch и Varta

Во всех странах, где имеются официальные представители немецких автомобильных брендов, легко обнаружить торговые марки, предлагающие всевозможные расходники. К ним относятся аккумуляторы от Varta. Расшифровка даты изготовления аккумулятора предполагает считывание буквенно-цифрового обозначения, установленного на крышке корпуса.

Производители «Варта» применяют определенное количество знаков, которое зависит от даты производства. Примером может служить продукт, выпущенный ранее 2014 года, где прописывается информация в следующем виде:

  • четвертый знак является годом выпуска;
  • для маркировки месяца отведены два следующих символа;
  • на седьмом и восьмом месте стоят два знака даты.

Важно знать, что ранее 2013 г. в компании Varta задействована была цветовая градация. Наклейка с завода имела цветной кружок. От его оттенка зависел квартал, в котором была произведена АКБ.

В Bosch задействовали более упрощенный тип кодирования, если сравнивать с «Вартой». Производитель ставил год выпуска на двух областях:

  • крышка – наиболее видное место;
  • лицевая панель – заметна информация при боковом рассмотрении.

В «Бош» имеется лишь три цифры – вначале указывается месяц, а затем два знака года. С 2014 г. обе компании из Европы позаботились об унификации своих обозначений. Это сделано для облегчения считывания данных покупателями.

Точная дата входит в блоки маркировки от четвертого до шестого. Сначала указывают год, затем месяц. Облегчить понимание помогают специальные информационные таблицы .

Аккумуляторы Mutlu

Широкой популярностью среди российских автомобилистов пользуется турецкая продукция. Это заметно по высоким продажам бренда Mutlu. Торговая марка занимается выпуском автомобильных товаров, включая запчасти и всевозможные комплектующие.

Расшифровка даты производства аккумулятора не составит труда, так как ее можно обнаружить в основной маркировке надежных и доступных по цене батарей. Производитель применяет шестизначный код:

  • начинается код с обозначения модели продукции;
  • вторая цифра помогает понять год выпуска товара;
  • в четвертом и третьем знаке скрыт месяц;
  • два последних символа – дата.

Соответственно, если на купленной батарее «Мутлу» встречается набор в виде 350315, то его просто понять посвященным покупателям. Стены завода товар покинул 15 марта 2015 года. Стоит учесть, что подобный набор символов встречается не только у данного бренда. Им пользуются также производители аналогичных изделий, например, Topla, TAB или прочие.

Продукт от «Веста»

Бренд Vesta имеет украинское происхождение. Производители занимаются также импортом своего товара в соседние страны. При этом маркируют продукцию на внутреннем и внешнем рынке одинаковым методом.

Обнаружить значки, касающиеся даты выпуска несложно, так как они традиционно установлены на лицевой стороне и на крышке, где приклеена заводская наклейка. Существует некоторая разница в кодировании АКБ для разного транспорта.

Малолитражный и легковой автомобиль получают батарею, обладающую двумя наборами цифр. Первый состоит из 4 знаков, второй – из шести. Четырехзначная маркировка включает общие данные о том, кто занимался выпуском продукции, технических данных аккумулятора и об иной информации. Во второй части указываются временные параметры, касающиеся выпуска товара.

Шестизначная часть расшифровывается следующим образом:

  • две начальных цифры отвечают за год;
  • далее идет пара, за которой скрыт месяц;
  • последняя пара – дата.

Достаточно единожды запомнить порядок, установленный производителем, после чего проблем не останется со считыванием параметров.

Объемные АКБ

Крупные и емкие аккумуляторы используются в основном грузовиками и автобусами. Основными покупателями таких аксессуаров зачастую являются предприниматели. Производитель слегка корректирует маркировку на такой продукции, чтобы она отличалась от изделий для легковых авто.

Зачастую маркировка даты состоит из восьмизначных цифр. В них на 4-й и 5-й позиции идет год выпуска. 7-я цифра соответствует месяцу. Остальной набор предназначен обычно для быстрого шифрования технических параметров.

Европейский Союз постепенно приходит к единым стандартам продукции. Это касается и выпуска источников питания для большегрузов. Основные игроки рынка переняли принятые стандарты для шифрования значений. К данной группе относятся всемирно известные бренды Vortex, FB, Uno, Forse и пр.

Применяется десятизначная градация. Для года выпуска отведены места на 5 и 6 позициях. Далее пара месяца и пара дня выпуска.

Отличие имеется у японских источников питания для автомобилей. Они запустили не только цифровую, но и символьную маркировку. Производители из Страны восходящего солнца ставят на крышке батареи пятизначный код. Год отводятся два последних знака, а вначале идет день и номер недели. При этом для года отведена буква латиницы.

Необходимо знать, что в японской продукции потребуется иметь под рукой специальные таблицы, в которых присутствует расшифровка.

Автомобильный аккумулятор, как и любая батарея, со временем при хранении теряет свои свойства из-за химических процессов, протекающих в ней. Не рекомендуется устанавливать на автомобиль «старые» батареи, если они не были заранее проверены. Однако не все водители понимают, как узнать дату изготовления аккумулятора, соответственно, они могут «нарвать» на покупку старого АКБ, который просто не будет эффективно работать, либо быстро выйдет из строя. В рамках статьи рассмотрим, как самостоятельно определить дату изготовления аккумулятора автомобиля прямо в магазине или в сервисе при покупке.

Оглавление:

Где находится маркировка на аккумуляторе

Чтобы узнать дату изготовления автомобильного аккумулятора, потребуется ознакомиться с его маркировкой. Но найти ее не всегда просто.

Большая часть производителей автомобильных батарей маркируют аккумуляторы по длинной стороне сверху. Некоторые отдают предпочтение размещению маркировки неподалеку от положительной клеммы.

Реже аккумуляторы маркируются на короткой боковине, и практически не встретить современные батареи, у которых метка стояла бы на днище или торце.

Обратите внимание: Чтобы найти маркировку на аккумуляторе, необходимо его внимательно осмотреть. Чаще всего метка хорошо видна, ее не стараются «спрятать от глаз». Если вы не можете найти маркировку на аккумуляторе, попробуйте воспользоваться поисковыми системами в интернете, чтобы узнать, где обычно производитель интересующей вас батареи маркирует свои продукты.

Как узнать дату изготовления аккумулятора

Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.

Распространенная маркировка батареи

Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:

  • Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
  • Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
  • Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
  • Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
  • Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
  • Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.

Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.

Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.

Маркировка около этикетки

Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:

  • Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
  • Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.

Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.

Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).

Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.

Маркировка аккумуляторов Tubor

Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401 S1. Расшифруем данную маркировку:

  • Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
  • Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
  • Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
  • Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.

Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.

Маркировка аккумуляторов Актех

Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:

  • Первые две цифры – месяц;
  • Вторые две цифры – год.

В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.

Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя.

Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)

На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом. Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6.

Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:

  • 17-январь;
  • 18 - февраль;
  • 19 - март;
  • 20 - апрель;
  • 53 - май;
  • 54 - июнь;
  • 55 - июль;
  • 56 -август;
  • 57 -сентябрь;
  • 58 - октябрь;
  • 59 - ноябрь;
  • 60-декабрь.

Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.

Маркировка других аккумуляторов

Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.

Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг.

Одна из важных характеристик автомобильной батареи – это дата выпуска. Каждый производитель наносит маркировку даты выпуска по-своему. Существует множество марок аккумуляторов, и все их, пожалуй, не перечислить. Разберем несколько распространенных.

Аккумуляторы фирмы Varta. Маркировка наносится на верхнюю крышку АКБ и состоит из двух букв и семи цифр. Первая буква – обозначение страны изготовителя: E или G – Испания, H – Германия, S – Швеция, А – Австрия, С – Чехия, F или R – Франция. Первое число – это номер конвейера. Второе буквенное обозначение – отгрузочная особенность (E- для автозаводов, V- для продажи в розницу). Второе число – последняя цифра в году изготовления. Третье и четвертое число – месяц производства. Пятое и шестое число – день. Последняя цифра обозначает номер смены. Например: C3V112302. Значит, АКБ изготовлена на заводе в Чехии, предназначена для розничной продажи. Дата изготовления 30 декабря 2011 года. Аккумуляторы фирмы Bosch. Полная маркировка аналогична маркировке АКБ фирмы Varta. Дополнительно маркировка повторно наносится на центральную часть наклейки, располагающейся на лицевой стороне АКБ, и состоит из трехзначного цифрового кода. Первое число – последняя цифра года производства, следующие две – месяц производства. Например: 009 – АКБ выпущена в сентябре 2010 года; 105 – май 2011 года.


Аккумуляторы фирмы Mutlu. Маркировка наносится лазером на верхнюю часть корпуса. Состоит из шестизначного числа. Первая цифра – линия, вторая – обозначение года выпуска. Третья и четвертая – месяц, последние две – день. Например: 410819. АКБ изготовлена 19 августа в 2011 году на второй линии.


Аккумуляторы фирм Atlas, Bost. Маркировка располагается под ручкой АКБ. Состоит из сочетания букв и цифр. Читается код по первой цифре, обозначающей год выпуска, и латинской букве – месяц (порядковый номер буквы в алфавите соответствует месяцу изготовления). В маркировке отсутствует буква I. Например: 2GKJ10. Изготовлен в июле 2012 года.


Аккумуляторы фирмы Panasonic. Маркировка наносится краской на верхнюю этикетку. Расшифровывается код по принципу число/месяц/год. Например: 181011А. Дата изготовления 18 октября 2011 год. Аккумуляторы фирмы Titan, Titan Arctic. Маркировка из семи цифр располагается около плюсовой клеммы или на верхней крышке. Первая и вторая цифра – число месяца, третья и четвертая – месяц, пятая и шестая – год изготовления. Последняя цифра – линия на заводе. Аккумуляторы фирмы Cobat. Маркировка в виде цифро-буквенного сочетания наносится по центру крышки АКБ при помощи принтера. Первое число – день недели. Второе, третье число – неделя в году. Четвертая позиция – буквенное обозначение года. Последняя цифра – номер смены. А именно: H – 2011, V – 2012, N – 2013, Z – 2014, P– 2015. Например: 208Н1, значит, что АКБ выпущена во вторник 22 февраля (восьмая неделя) в 2011 году первой сменой.


Помните, что от момента выпуска до начала эксплуатации аккумулятор подвергается процессам саморазряда. При длительном хранении саморазряд может достигнуть такой отметки, что батарея станет терять свои эксплуатационные характеристики. Поэтому лучше лишний раз уточнить дату производства АКБ у продавцов в магазине.

При покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Разве это важно? Разве аккумулятору не все равно, сколько времени он пролежит на складе? Нет, не все равно, аккумулятор является одним из немногих компонентов автомобиля, имеющих «срок годности».

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Но здесь есть одна тонкость - большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора не в привычном для нас формате, а в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки. Почему так? Здесь дело в элементарном удобстве для самого производителя и дилерской сети: стандартизированные шифры легко и быстро читаются автоматикой, что важно для учета и логистики.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов, так что имеет смысл указать самые распространенные способы шифрования интересующей нас информации.

Наиболее просто маркируют свои АКБ такие производители, как MUTLU, TOPLA, STECO и ТИТАН. Обычно это последовательность цифр, каждая из которых означает число, месяц, неделю, год выпуска и другую информацию:

1-я цифра – номер линии

2-я цифра – год

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – число

1, 2-я цифры – год

3, 4-я цифры – неделя

ТИТАН, ТИТАН ARCTIC

1, 2-я цифры – число

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – год

7-я цифра – заводская линия

1-я цифра – линия

2, 3-я цифры – неделя

4-я цифра – день недели

5-я цифра – год выпуска

6-я цифра – тип АКБ

Аккумуляторы TUDOR имеют буквенную маркировку:

Вторая буква – год:

N – 2000 год

O – 2001 год

P – 2002 год

Q – 2003 год

R – 2004 год

S – 2005 год

Пятая буква – месяц выпуска: от A до L (A – январь, D – апрель, … L - декабрь)

I – пропускается.

Аккумуляторы BOSCH имеют цифро-буквенную маркировку, в которой первая буква означает завод-изготовитель:

А - Австрия

С - Чехия

G – Испания

F – Франция

H – Германия-Ганновер

Затем цифра указывает на номер конвейера, а следующая буква сообщает о дате изготовления или продажи на комплектацию данного изделия:

V – продажа на эксплуатацию

2 – 2002 год, 1 – 2001 год, 0 – 2000 т.д.

1 ... 31 – день месяца

Замыкает этот код цифра, указывающая номер смены.

А с АКБ VARTA все одновременно и сложнее, и проще, потому что дата изготовления указана одним-единственным цветным кружком:

Квартал Цвет
I квартал 2009 года
II квартал 2009 года
III квартал 2009 года
IV квартал 2009 года
I квартал 2010 года
II квартал 2010 года
III квартал 2010 года
IV квартал 2010 года
I квартал 2011 года
II квартал 2011 года
III квартал 2011 года
IV квартал 2011 года
I квартал 2012 года
II квартал 2012 года
III квартал 2012 года
IV квартал 2012 года

Сколько аккумулятор пробыл в магазине

Теперь, зная дату изготовления аккумулятора, можно делать выбор. С осторожностью относитесь к аккумуляторам, стоявшим на витрине: они могли простоять там, на ярком свету и в тепле, многие месяцы, а это уже значительно сокращает срок службы.

Но это относится, в первую очередь, к АКБ классического исполнения, поступающим на продажу с залитым электролитом - такие аккумуляторы могут прийти в негодность за год.

Совершенно иная ситуация с сухозаряженными аккумуляторами (эти АКБ были заряжены на заводе-изготовителе, после чего с них был слит электролит, а батарея особым образом законсервирована): они не теряют своих свойств на протяжении трех-пяти лет. Но если такой аккумулятор хранился более года, то после ввода в эксплуатацию он требует подзарядки.

Параметр: срок службы аккумулятора

Сколько времени прослужит АКБ? Считается, что нормальный срок службы аккумулятора лежит в пределах 1,5 - 4 лет, а может достигать даже шести и более лет.

Столь большой разброс обусловлен рядом причин:

Режим работы генератора;

Режим работы регулятора напряжения;

Показатели работы электрооборудования;

Годовой пробег автомобиля;

Преобладающие режимы эксплуатации автомобиля.

Нужно различать три различных срока службы: гарантийный, регламентированный и реальный. Рядового автолюбителя интересует последний параметр: срок эксплуатации аккумулятора в реальных условиях может значительно отличаться и от гарантийного (обычно это один или два года, определяется изготовителем), и от регламентированного (по ГОСТ - 18 месяцев).

В сложных условиях АКБ служит около полутора лет. Быстрый износ батареи происходит в режиме «такси» (частые разгоны и торможения, движение на короткие дистанции, стояние в пробках). В данном режиме производятся частые пуски двигателя, на что тратится значительная доля заряда батареи, но из-за коротких пробегов генератор не в состоянии обеспечить достаточную зарядку.

Быстрое исчерпание ресурса аккумулятора наблюдается и в обратной ситуации - при длительных безостановочных пробегах, особенно на высоких скоростных режимах. Здесь дело в перезаряде аккумулятора, в результате которого электролит батареи начинает «кипеть», и начинается сульфатация - образование на пластинах излишнего количества кристаллов сульфата свинца. Этот процесс приводит как к замедлению течения электрохимических процессов, так и к разрушению конструкции аккумулятора.

Грамотный уход, правильный режим, отлаженная электрика - продлеваем «жизнь» АКБ правильно

Два главных параметра АКБ - плотность электролита и напряжение на клеммах. При покупке нового аккумулятора они должны быть следующими: плотность электролита (для нашей климатической зоны) - 1,25 - 1,28 г/куб.см (лучшее значение - 1,27 г/куб.см); напряжение между клеммами - 12,5 - 12,7 В. Эти параметры должны быть и у аккумулятора во время эксплуатации.

Однако в настоящее время широкое распространение получили так называемые необслуживаемые АКБ, у которых элементарно невозможно измерить плотность электролита. Как быть с такими аккумуляторами?

Ответ очевиден - никак. Данный тип АКБ действительно нуждается в минимальном уходе, и воздействовать на него можно только зарядным устройством. Если аккумулятор постоянно недозаряжается генератором (особенно в зимнее время), то хотя бы раз в месяц такой аккумулятор необходимо ставить на зарядку, в результате чего реальный срок службы значительно возрастает.

Проще в плане продления срока службы аккумуляторы классического исполнения, в которых имеется возможность следить за уровнем и плотностью электролита. Наиболее часты ситуации, в которых уровень электролита падает (в норме электролит должен полностью укрывать пластины), а его плотность - растет. Это негативно влияет на аккумулятор, но проблема легко решается добавлением дистиллированной воды.

В описанном случае достаточно открыть пробки (устройство аккумулятора позволяет легко это сделать), и залить воду до указанной отметки (ее обычно видно, но при необходимости уровень электролита можно измерить стеклянной палочкой, идущей в комплекте с ареометром).

Слишком низкая плотность электролита указывает на значительный износ АКБ, либо на заводской брак. Если данное явление наблюдается во всех банках, а емкость, напряжение и пусковой ток ниже нормы, то этот аккумулятор следует заменить на новый.

Простым контролем напряжения и качеств электролита можно достичь значительного продления срок службы аккумулятора. Но в дело могут вмешиваться иные факторы - работа генератора, регулятора напряжения и всей электросети в целом.

Дополнительная нагрузка, подключенная к бортовой сети (особенно разного рода системы подогрева), отбирает значительную мощность у генератора, и тот не в состоянии осуществлять полноценную зарядку аккумулятора.

Зачастую проблема заключается в самом генераторе или регуляторе напряжения. При нормальной работе на клеммах регулятора должно поддерживаться напряжение 13,8 - 14,4 В. Иные показания свидетельствуют о неисправности, которую необходимо устранить.

Наконец, на срок эксплуатации АКБ влияет пробег автомобиля, хотя здесь далеко не всегда работает простая логика «больше пробег - больше износ АКБ» - определяющим фактором остается преобладающий режим движения. Поэтому при малом пробеге, но в режиме «такси», аккумулятор будет служить меньше, чем при большом пробеге, но более умеренном режиме.

Правильное хранение

Перед постановкой аккумулятора на хранение необходимо проверить напряжение на нем, и если оно недостаточно - провести полную зарядку. Также необходимо довести до нормального уровень и плотность электролита. После этого стоит обработать клеммы раствором питьевой соды, затем хорошо промыть водой и насухо вытереть - это предотвратит коррозию.

Теперь аккумулятор можно ставить в темное и прохладное место (при низкой температуре разряд батареи идет медленнее). Однако нельзя оставлять батарею на морозе - это может привести к ее физическому разрушению.

Правильная зарядка

При нормальной эксплуатации автомобиля и аккумулятора его зарядка не требуется - данную функцию выполняет генератор. Однако при постоянном недозаряде аккумулятор необходимо регулярно подключать к зарядному устройству.

Здесь важно выбрать оптимальный режим заряда, который устанавливается силой тока: чем больше зарядный ток, тем быстрее идет заряд. Однако слишком быстрый заряд негативно влияет на аккумулятор, и даже способен вывести его из строя.

Обычно зарядный ток выбирается на уровне 0,1 величины номинальной емкости. Например, если емкость АКБ составляет 45 Ач, то зарядный ток необходимо устанавливать на уровне 4,5 А. При этом время полной зарядки составит 12 - 15 часов.

При недостаточном заряде АКБ можно подзаряжать один-два раза в месяц на малом токе - порядка 1 - 2 А.

Несложные манипуляции с аккумуляторами позволяют продлить сроки их эксплуатации до четырех-шести и более лет. А это, согласитесь, очень хороший результат. Ведь АКБ - устройство не слишком дешевое, и приобретает его раз в год слишком накладно. Зачем тратить деньги, если можно просто грамотно эксплуатировать аккумулятор?