Герб чувашской республики. Исследовательская работа гербы городов чувашии Символика Чувашской республики: флаг

Чувашская Республика Краткая историческая справка: 24 июня 1920 г. образована Чувашская автономная область 21 апреля 1925 г. преобразована в Чувашскую АССР 19 октября 1990 г. переименована в Чувашскую ССР С 13 февраля 1992 г. стала называться Чувашской Республикой Современное государственное устройство: Основной закон Чувашской Республики - Конституция Чувашской Республики (2000 г.) С 26 декабря 1993 года в республике - президентская форма правления С 1 января 2012 г. высшее должностное лицо Чувашской Республики – Глава Чувашской Республики


Государственные символы Чувашской Республики - достояние народа Чувашской Республики, его высшие святыни, охраняемые и защищаемые государством. Государственные флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы, призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и ёмко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен.


Государственные герб и флаг Чувашской АССР были утверждены на II (VII) съезде Советов республики 30 и 31 марта 1927 г. Автор – художник и фотограф П.Е. Мартенс, выпускник знаменитого в России учебного заведения барона Штиглица (ныне - Академия прикладного искусства) Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Герб состоит из изображений на красном фоне в золотых лучах солнца золотых серпа и молота, расположенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венком, состоящим из колосьев с правой стороны и дубовых и еловых веток с левой стороны, перевитым снизу лентой с красной каймой с чувашскими орнаментами на концах и с надписью в середине: «Пĕтĕм тĕнчери пролеттарисем, пĕрлешĕр!». Над серпом и молотом помещается золотая пятиконечная звезда. Вокруг венка надпись с левой стороны: «Чăвашсен Автономлă Сотс. Сов. Респуплĕкĕ», с правой стороны: «Чувашская Авт. Совет. Соц. Республика» и внизу, между вышеуказанными надписями «РСФСР» Государственный герб ЧАССР 1927–1931


Государственный флаг ЧАССР 1927–1931 Флаг состоит из красного или алого полотнища, на верхнем левом углу которого обрамленное чувашским орнаментом белое полотно с красными буквами «ЧАССР», впереди коих в верхнем углу серп и молот, расположенные крест-накрест рукоят- ками к низу. Отношение ширины флага к длине - 1:2, а белой вставки к красному полотнищу - 1:9


12 февраля 1931 г. IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображения герба и флага, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР» Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Герб состоит из изображений на красном фоне в золотых лучах солнца золотых серпа и молота, расположенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венком, состоящим из колосьев с правой стороны и дубовых и еловых веток с левой стороны, перевитым снизу красной лентой с надписью в середине: «П ĕ т ĕ м т ĕ нчери пролетарисем, п ĕ рлеш ĕ р!» Над серпом и молотом помещается золотая пятиконечная звезда. Вокруг венка надпись с левой стороны: «Чăвашсен Автономлă Сотс. Сов. Респупл ĕ к ĕ », с правой стороны - «Чувашская Авт. Совет. Соц. Республика» и внизу, между вышеуказанными надписями «РСФСР» Государственный герб ЧАССР 1931–1938




31 мая 1978 года внеочередная VIII сессия Верховного Совета ЧАССР 9-го созыва утвердила новую Конституцию (Основной закон) ЧАССР. Герб и флаг остались прежними, но с некоторыми незначительными изменениями. На флаге надпись стала изображаться в две строки по-русски и по-чувашски Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Государственный герб Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью «РСФСР» на русском языке и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском и чувашском языках с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чувашская АССР» на русском и чувашском языках. В верхней части герба - пятиконечная звезда Государственный герб ЧАССР




29 апреля 1992 года постановлениями Верховного Совета Чувашской Республики утверждены Положения о Государственном гербе Чувашской Республики и о Государственном флаге Чувашской Республики. Тогда же внесены изменения в соответствующие статьи Конституции Чувашской Республики


1 июля 1997 года Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики «О государственных символах Чувашской Республики» Официальными государственными символами Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации установлены Государственный флаг Чувашской Республики, Государственный герб Чувашской Республики и Государственный гимн Чувашской Республики


Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - «Древо Жизни» и «Три Солнца» Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю


Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - «Древо Жизни». Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами «Чаваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема «Три солнца»


Автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики Юрьев Элли Михайлович ()


Юрьев Элли Михайлович () Академик, заслуженный художник Чувашской АССР, народный художник Чувашской Республики, лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К. Иванова, Почетный член Всероссийского геральдического общества, почетный гражданин города Чебоксары, с. Порецкое Порецкого района, с. Янгорчино Вурнарского района. Родился в с. Исаково (Кĕçĕн Шетмĕ) Красноармейского района Чувашской Республики. Э. Юрьев – выпускник Тбилисской академии художеств. Работал в Чувашском книжном издательстве, Чебоксарской студии телевидения, художественно- производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Был главным художником г. Чебоксары. Преподавал на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Автор эскизов Государственного герба и флага Чувашской Республики, Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, гербов г. Чебоксары, многих поселков республики, эмблем всех театров и концертных организаций Чувашии. Положил начало искусству художественного литья в Чувашии. Основные работы: оформление книг – «Слово о полку Игореве», «Буря» Т. Педэрки, «77 братьев» Г. Eфимова, «Раба дьявола» Я. Ухсая, «Нарспи» К. Иванова, «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши»; плакаты – «Я.А. Каменский», «Альбрехт Дюрер»; проект герба г.Чебоксары, герб и флаг Чувашской Республики; картины – «Разум сильнее стихии», «Второй полет», «Весна в Янгорчино» и др.
Государственный гимн Чувашской Республики – символ государства, его суверенитета В основу Государственного гимна Чувашской Республики положена песня «Тăван çĕршыв» (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Российской Федерациии Чувашской Республики Герман Лебедев на слова члена Союза писателей СССР Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа). Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.


Авторы Государственного гимна Чувашской Республики Герман Степанович Лебедев (музыка), Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) (слова). Герман Степанович Лебедев () Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) ()


Родился 28 апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский район Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала - заведующим учебной частью, затем - директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца. В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, в 1970 г. - заслуженного деятеля искусств РСФСР. Основная область его творчества - песня. Сочинил около 400 произведений. Герман Степанович Лебедев ()


Илья Семенович Тукташ () Родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции «Будь готов» и редактором Чувашского книжного издательства (гг.). В гг. - научный сотрудник Научно-иследовательского института. Является автором многих стихов и песен, рассказов и повестей «Бычий лог» (1931), «Хозяева земли» (1954), сборника стихов в прозе «Букет» (1939); очерков «Павел Лаптев» (1944), «Золотая Звезда» (1945), пьесы-сказки «Цветок счастья» (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы «Слова о полку Игореве» (совместно с И. Ивником), произведений М. Горького, М. Шолохова, Р. Тагора, песен В. Лебедева- Кумача, сонетов В. Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

Герб Чувашской Республики один из государственных символов Чувашской Республики . Утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 года . Автор герба - Э. М. Юрьев .

Описание

Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента - золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца », состоящей из трёх восьмиконечных звезд . Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля , символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток - пиво , которое чуваши издревле варят в домашних условиях .

История

Царская эпоха

На гербах и печатях российских царей земли Волжской Болгарии представлял на зелёном поле серебряный идущий агнец с красной хоругвью, разделенной серебряным крестом; древко золотое.

Впервые наличие у Чувашской Республики собственного государственного герба зафиксировано в Конституции Чувашской АССР, принятой 31 января 1926 года . До этого на бланках и печатях сначала областных, а затем и республиканских органов власти использовалось изображение Государственного герба РСФСР , одобренного ВЦИК в 1920 году и закрепленного Конституцией РСФСР 1925 года. Вокруг герба Российской Федерации были воспроизведены названия автономной области (позднее - республики) на чувашском и русском языках.

Официальное утверждение собственного государственного герба Чувашской АССР состоялось на II (VII) съезде Советов республики 30 марта 1927 г. Его автором был художник и фотограф П. Е. Мартенс. Внешне герб Чувашской АССР и напоминал российский, но имел отличия: кроме традиционных колосьев - еловые и дубовые ветки, а также ленту с чувашским национальным орнаментом на концах.

12 февраля 1931 года IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображение герба, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР». Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента «как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства».

Этот герб оставался у Чувашской АССР до 18 июля 1937 года . Согласно Конституции этого года Государственным гербом республики стал Государственный герб РСФСР , к изображению которого добавлено название республики под буквами «РСФСР »: вначале идёт надпись «Чувашская АССР» на русском языке, ниже - на чувашском. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» тоже был начертан сначала на русском, затем на чувашском языках.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1927.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1927 г.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1931.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1931 г.

    Coat of Arms of Chuvash ASSR.png

    Герб Чувашской АССР от 1937 г.

Современность

29 апреля 1992 года Верховным Советом Чувашии принято постановление о Государственном гимне, гербе и флаге республики. Тем самым герб Чувашии стал выглядеть в том виде, которым является в нынешний момент. 29 апреля в Чувашии отмечается День государственных символов Чувашской Республики.

См. также

Источники

  • По материалам cap.ru
  • Глава «Под эмблемой серпа и молота» из книги В. С. Драчука «Рассказывает геральдика»,

Напишите отзыв о статье "Герб Чувашской Республики"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герб Чувашской Республики

– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.

Приложение N 4

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Описание Государственного герба Чувашской Республики

1. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".

2. Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сар`) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

3. Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой.

4. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети (месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 ("ветвями Древа" в виде национального орнамента "сунт`х". Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента "сунт`х". Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом "сунт`х", расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45(к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

6. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулн`, Пур, Пулатп`р" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

7. Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к настоящему Закону. За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

Приложение N 5

к Закону Чувашской Республики

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Цветное изображение Государственного герба Чувашской Республики
(Автор -)

"Государственный герб Чувашской Республики"

Приложение N 6

к Закону Чувашской Республики

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Условно-графическое изображение Государственного герба Чувашской Республики

"Условно-графическое изображение Государственного герба Чувашской Республики"

"Древо жизни" - сердцевина новых герба и флага Чувашии, которые были утверждены ее Верховным Советом 29 апреля 1992 года. В соответствующих положениях даны следующие их описания.

"Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого, окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, окаймленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита означает чувашскую землю". Оконечность щита пурпуровая.

"Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8, пересеченное по горизонтали на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля. В центре находятся гербовые эмблемы "Древо жизни" (символ Возрождения) и "Три солнца".

Главный атрибут герба и флага - Древо жизни - очень древний символ, связанный с почитанием деревьев, особенно мощных. Эти деревья порождали у людей представления о бессмертии, вечности сущего. Так возникли мифологические представления о Древе жизни. Для чувашей таким деревом стал дуб, широко распространенный в лесах Чувашии. Дуб - его ствол, ветви, листья, желуди стали эмблемами силы, мощи, прочности, мужества, доблести. Вот почему основная эмблема символов, напоминающая традиционно почитаемый чувашами дуб, трактуется как "Возрождающаяся Чувашия" и по праву заняла центральное место в гербе и флаге.

Верхние ветви Древа символизируют территорию республики и чувашей, родившихся здесь и населяющих ее. Следующие представляют граждан республики нечувашской национальности. Замыкающие эмблему - символизируют чувашей, родившихся и проживающих за пределами Чувашии. В демографическом отношении "Древо" - эмблема, с одной стороны, объединяющая людей всех национальностей - коренной и некоренных, проживающих в Чувашии и составляющих единое целое - ее население. С другой - подчеркивает основанное на родственности земле предков единство чувашей, проживающих за ее пределами, со всем населением Чувашии.

Солнце, представленное в образе восьмиконечной звезды, - древняя чувашская космическая эмблема - означает источник, дарующий жизнь, свет, благополучие, богатство. "Три солнца" - это Утреннее солнце, Полуденное солнце, Вечернее солнце - представляют дающую жизнь Земле звезду как бы в цикле Времени и Труда.

Герб и флаг исполнены в двух, наиболее любимых цветах чувашей - желтом и пурпуровом, то есть сандалово-красном. Желтая (золотая) часть символизирует Вселенную, благоденствие, прекрасное, стремление к свободе и нравственной чистоте, нижняя часть символов - сандалово-красная - землю, на которой проживает чувашский народ, благородство, бесценность и святость жизни.

Изображение в обрамлении щита герба стилизованного хмеля говорит о наиболее распространенной технической культуре сельского хозяйства республики.

Оба государственных символа Чувашии являются одновременно и национальными, в них воплощены неразрывная связь истории и современности, их отличает верность традициям.

(Виктор Сапрыков, Российская Федерация сегодня)

Пять диких уток навечно избрали своим небом чебоксарский герб. А случилось это еще в XVIII веке.

В 1781 году известный герольдмейстер Волков разработал символику города, воплотив ее в гербе. Там уже фигурировали эти летящие птицы, только фон тогда был золотым этот цвет говорил об изобилии. А верхнюю часть городской эмблемы занимал казанский герб, чему тоже есть свое историческое объяснение, Чебоксары входили в состав Казанской губернии. Что представляло из себя такое "включение"?

Наиболее старинное его изображение было еще на печати Ивана Грозного, а само описание содержится в указе царя Алексея Михайловича (отца Петра I): "Печать Казанская, на ней в каруне василиск, крыло золото".

Змей в короне с современного герба Чебоксар исчез. А вместо него появился стилизованный чувашский орнамент, символизирующий самобытность "Земли Улыпов" края ста тысяч песен и вышивок.

3 июня в 1969 году на сессии городского Совета утверждены изображение и описание герба города. Автор герба - Элли Юрьев. Нынешний вариант герба был выбран из более 200 предложенных.

О символике герба

Символ "Пять серебряных уток" - эмблема, дарованная императорским указом в 1783 году, означающая: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих, в золотом поле уток в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Согласно правилам геральдики символ "Пять летящих конвертом уток" не подлежат замене и изменению. Этот неповторимый символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей.

Голубое, лазоревое поле в геральдике означает - символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чувашей, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема "Три серебряных дуба" - символ. Эти три силуэта во главе щита герба Чебоксар означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем.

Три четырехлучевые восьмиугольные звезды, венчающие герб города - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Орнаментальный намет "Хмель" с девизным картушем "Шупашкар"- "Чебоксары" - элементы, позаимствованные из госсимволики Чувашской Республики, указывают на правовой статус города Чебоксары, как столицы Чувашской Республики.

Классическая геральдика содержит немного примеров, когда главным элементом герба становится образ, полностью созданный художником, хотя и содержащий явственную ссылку на древний национальный орнамент.

Герб Чувашии - наиболее яркий образец государственного символа подобного типа. Оригинальность и новизна такого решения связаны с тем, что история самоопределения Чувашской республики насчитывает не так много времени, хотя обособленное существование этой поволжской народности прослеживается с XV века.

Из волжских булгар

Начиная с VII века в Северном Причерноморье существовало государство, называвшееся Великой Булгарией. Его населяли тюркоязычные народности, многие из которых уже к тому времени обладали развитой особой культурой, - скифы, сарматы, аланы. Под ударами кочевых племен, главным образом хазар, это государственное образование распалось, а народы, его населявшие, переместились в районы Поволжья и Прикамья.

Здесь произошла их ассимиляция с частью финно-угорских племен. В результате образовалась волжско-булгарская народность, ставшая основой многих поволжских и уральских народов: марийцев, удмуртов, эрзян, башкир. Они находились под двойным давлением: с востока - со стороны Золотой Орды и отколовшегося от неё с запада - от набиравшего силу Московского государства. Современные чуваши считаются "продуктом" смешения булгар с марийцами.

Чувашская автономная республика

Вопрос автономии чувашского народа был впервые поднят только в 1920 году. Тогда была провозглашена Чувашская через 5 лет преобразованная в Чувашскую автономную республику. В 1927 году Съезд Советов ЧАССР утвердил герб Чувашии, созданный художником Павлом Егоровичем Мартенсом.

Взяв за основу он заменил традиционные пшеничные колосья в обрамлении на дубовые и еловые ветки, и украсил ленты, перевивающие их, чувашским национальным орнаментом. Но к 1937 году под предлогом борьбы с местным национализмом даже эти небольшие особенности из символики Чувашской республики были удалены. Герб и флаг Чувашии повторяли всероссийскую советскую геральдическую атрибутику, отличаясь только дублированием надписей на чувашском языке.

Новый этап государственности

Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Чувашской республики дало начало изменениям во многих областях жизни республики. В процесс создания главных символов включилась творческая элита всей Чувашии и представители других социальных слоёв её населения, в том числе и члены чувашской диаспоры за рубежами России.

Общими усилиями были разработаны условия проведения конкурса по разработке новой государственной символики, а также основные принципы выражаемой ими концепции. Новые флаг и герб Чувашии, её гимн были приняты в 1992 году, после многочисленных отборов и обсуждений. Автором герба, внесенного в Государственный геральдический регистр РФ под номером 207, стал видный чувашский художник Элли Михайлович Юрьев.

«Древо жизни»

Образной основой новой государственной атрибутики стали изображения древнечувашских символов, выполненных в духе национального орнамента. Основной из них - «Древо жизни» - имеет глубокие корни в славянской истории и культуре. Герб Чувашии благодаря ему обрел удивительную многозначность. Это олицетворение исторической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего народа, постоянного движения вперед, возрождения, стойкости, основанных на корневых связях с родной землёй.

Этот знак, силуэтом напоминающий особо почитаемый чувашами дуб, состоит из пяти элементов, олицетворяющих различные народности, которыми заселена республика Чувашия. Центральная линия, исходящая из основания и разделяющаяся на два отростка, заканчивающиеся завитками из национального узора, - символ коренного населения. Внизу и в середине древа попарно расположены два знака, означающие другие национальности, а также чувашей, проживающих за пределами республики.

Описание герба

Современный герб Чувашии венчает другой древний символ - трижды повторенную восьмиконечную звезду, олицетворяющую солнце. Троекратное повторение солярного знака означает древнее чувашское понятие - «Пулна. Пур. Пулатпар», переводимое как «Были. Есть. Будем».

Под ним располагается сложной вырезной формы геральдический щит, на котором находится символическое изображение «древа жизни». Снизу щит обрамляет красная с желтой каймой лента с фигурным уширением внизу. На ленте желтыми литерами написано название республики на чувашском и на русском языке: «Чаваш Республики - Чувашская Республика». Верхние края ленты украшают стилизованные изображения золотых листьев и шишек хмеля - пиво всегда было традиционным праздничным напитком чувашей.

Описание флага

Прямоугольное полотнище с разделением на желтое и красное поля, с расположенным по центру изображением «Древа жизни» и «Трех солнц» - так выглядит один из главных государственных символов, которыми обладает республика Чувашия.

Большое значение имеет цветовая символика. Желтый - по-чувашски «сара» - один из самых красивых в чувашском фольклоре. Он отождествляется с солнечным светом, со всем самым прекрасным и светлым. В классической геральдике этот цвет называется золотом и имеет своё толкование - богатство, силу, верность, постоянство, справедливость и т.д.

Другой цвет герба и флага Чувашии - сандалово-красный. Он также относится к самым популярным в чувашском народном творчестве. В геральдической практике он называется пурпуровым и значит могущество, мужество, достоинство.

Обладающая большой художественной выразительностью и значительной смысловой наполненностью, эта государственная символика вошла в практику и культуру народа. Она активно используется и в праздничном оформлении, и в повседневном городском окружении, при этом столица республики Чувашия - г. Чебоксары - считается одним из самых благоустроенных и красивых городов России.