Готический собор в праге. Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха. Отдельные произведения искусства

Древний величественный костел святой Маркеты в Бршевнове, основанный святым Войтехом, можно назвать ровесником христианства в Чехии. Тысячелетняя история храма изменила облик небольшой деревянной базилики. Романское зодчество, готика и барокко полностью преобразили здание церкви. В главном алтаре хранятся мощи святой Маркеты – покровительницы Бршевновского мужского монастыря бенедиктинцев. А на великолепной колокольне ХVIII века звучал набатный голос старейшего колокола Праги.

Простое здание костела Святого Бенедикта, выполненное в аскетичных традициях, могло затеряться среди большого количества великолепных достопримечательностей Градчанской площади в Праге, если бы не его интересная история. Оно было возведено в XIV столетии и служило городской церковью. В XVII веке храм превратился в часть монастыря ордена кармелиток.

За время своего существования строения монастырского комплекса становились то государственным учреждением, то гостиницей, но затем были возвращены церкви. Сегодня в костеле Святого Бенедикта проводятся богослужения, а его главной ценностью считается тело покойной Марии-Электры, которое сохраняется нетленным уже несколько веков.

Костел святых Кирилла и Мефодия, построенный в конце XIX века, поражает богатством своего внутреннего убранства, прекрасными потолочными фресками и неповторимыми витражами, выполненными признанными мастерами того времени. Возведен он был к знаменательной дате – тысячелетию со дня прихода святых Кирилла и Мефодия в земли славянских народов. Инициатором создания такого костела стало пражское католическое сообщество. На пожертвования, собранные его членами и было осуществлено строительство.

К сожалению, попасть в этот костел довольно сложно. Свои двери для туристов он открывает только в Ночь Костелов, которая проводится ежегодно в мае.

Старинный пражский костёл святого Клиимента за свою многовековую историю испытал немало превратностей судьбы. Он служил опорой для Доминиканского ордена, был католическим собором и даже зерновым склада, а теперь это одна из 24 евангелических церквей столицы Чехии. В начале XX в. храм оказался в центре экуменического движения в стране. Его клир принял активное участие в объединении двух протестантских церквей.

Ход времени наложил свой отпечаток на стены этого храма. Первоначально романский по своему архитектурному стилю, костёл св. Климента неоднократно перестраивался в XVIII–XIX вв. в соответствии с архитектурными пристрастиями каждой эпохи.

Один из старейших костелов Праги, построенный в романском стиле в ХII веке и хорошо сохранившийся до наших дней. За свою историю костел перенес множество модификаций и перестроек. Оригинальный романский портал был снесен в XIV-XV веках. Позже были произведены несколько готических реконструкций костела. После пожаров и перестроек в XVII веке церковь приобрела фасад в стиле барокко. В 1874-1879 годах была произведена окончательная готическая перестройка по проекту Иозефа Моцкера.

На протяжении почти восьми веков костел принадлежит Ордену крестоносцев с красной звездой.

Костел св. Яна Непомуцкого на Скальце построен сразу после официальной канонизации чешского святого, небесного покровителя всей Чехии и, в особенности, Праги. Здание храма построено практически с нуля придворным архитектором Килианом Динцингофером. Яркий образец динамичного чешского барокко привлекает внимание богатой отделкой и рельефом фасада, высокими башнями-колокольнями и ведущей к главному входу лестницей со скульптурами на парапете.

История некоторых чешских храмов поражает своей драматичностью. В полной мере это касается готического костела Святого Вацлава на Здеразе в Праге. Он был построен в XIV столетии вместо романской церкви в честь одного из самых уважаемых в Чехии правителей.
За века своего существования церковь неоднократно переходила от католических орденов к гуситам. В течение нескольких десятков лет в ней не проводились богослужения, а в помещениях располагались склад, прачечная и тюрьма. Сегодня костел Святого Вацлава снова принимает прихожан и туристов, которые могут полюбоваться не только грандиозностью самого здания, но и его живописным интерьером.

Этот великолепный образец архитектуры расположен на юго-востоке второго двора Пражского Града. Здание часовни украшено статуями ангелов и святых. Но истинные ее сокровища скрыты внутри. Часовню Святого Креста называют еще и казначейством, так как в середине XX века она была адаптирована для демонстрации реликвий собора Святого Вита. Это казначейство является самым большим собранием ценностей в чешских землях. Экспозиция проводилась с 1961 по 1990 годы. В 2011 году выставка открылась снова, и будет действовать до 2021 г ода. Также для туристов Часовня выполняет функции информационного центра.

Не Градчанами и Старым городом едиными интересна Прага. Элитный район Винограды – очень красивое место, напоминающее Вену. Местные жители даже говорят, что Вена – это раздутые Винограды. В архитектуре здесь доминируют стили модерн, баухаус и неоренессанс, а приверженцам конструктивизма следует обратить внимание на необычное здание гуситской церкви, созданное архитектором Павлом Янаком в 1930-е годы. Этот храм выделяется своей необычной башней, представляющей собой железобетонный каркас высотой немного более 36 м. Кроме того, здание известно тем, что во время майского восстания 1945 года здесь скрывалось от нацистов радио «Чешский возглас».

Костел Благовещения Девы Марии на Слупу в Праге, несомненно, можно считать одним из выдающихся памятников культуры Чехии. Храм примечателен своей древней историей, согласно которой костел построен на месте языческого храма. Он был возведен в 1360 году при поддержке императора Карла IV. В течение своего существования костел успел исполнить многие роли, не только религиозную. В свое время там размещались: гуситский гарнизон, военное казначейство и даже больница для душевнобольных. Однако с 1995 года ему снова была возвращена роль храма и на сегодняшний день это православная церковь.

Одна из достопримечательностей — Гуситская церковь в Вршовице достаточно молодое и исторически-важное строение Чехословацкой столицы (Прага-10). Здание Гуситской Церкви многофункционально: кроме главного зала, еще здесь находятся магазины, жилые помещения, а на цокольном этаже Йирасков театр на 295 зрителей с отдельным входом с улицы на Коварне. Театр претерпел массу изменений. После 1964 года, более четырех десятилетий театр утратил свои функции и внешний вид, а с 2005 года идет постепенное возрождение и реконструкция театрального пространства Сегодня театр обновлен и успешно принимает своих посетителей. Так же в здании церкви находится довольно значимое для церкви помещение — колумбарий (усыпальница), который неоднократно модернизировался и расширялся.

Барочный по своему стилю костёл святой Троицы в пражском районе Подскали построен в XIV в. За свою многолетнюю историю он испытал на себе разрушительные последствия войн и неоднократно подвергался многочисленным переделкам. Расположенный в бедных кварталах города костёл то приходил в плачевное состояние, то возрождался снова.

Несмотря на многочисленные перемены в истории костёла, в интерьере здания сохранились фрагменты готических фресок, старинная религиозная обстановка и утварь. А на его отдельно стоящей, невысокой колокольне по-прежнему висят старинные колокола выдающегося чешского мастера колокололитейного дела.

Памятник культуры Чешской Республики – костел святого Норберта на Стрешовицах, построен в 1891 году. Причиной для возведения нового храма стала стремительно растущая численность населения Стрешовиц. Отец Зигмунд Старый, настоятель Страховского аббатства, принял решение построить на месте древней часовни Девы Марии Ангельской новую приходскую церковь. Храм посвящен покровителю монашеского ордена премонстрантов св. Норберту. Высокая башня-колокольня видна издали. Классическое здание трехнефной базилики в форме креста построено в неороманском стиле по проекту архитектора Ярослава Кухта.

В пражском районе Троя находится очень интересная достопримечательность – старинная часовня, посвященная итальянской монахине святой Кларе, жившей в XII-м веке. Часовня стоит на холме и со всех сторон хорошо видно это небольшое чудо красоты, изящества и строгости. Здание построено по приказу графа Вацлава Войтеха Штернберга в честь жены Клары. Форма квадрата придает сооружению четкость и законченность. На крыше установлена башня с крестом. Автором строительства был архитектор Жан-Батист Матей. Он работал в стиле барокко, в котором и сооружена часовня в Трое. Посещают это место очень часто как местные жители, так и туристы.

История костела св. Филиппа и Якова в Смихове началась еще в XII веке. Прежде костел в романском стиле был главной достопримечательностью этого тогда еще пригорода. В 1749 году эту приходскую церковь перестроили в барочном стиле, а в 1891 году старый храм был снесен. Новый неороманский костел был построен на территории Мальвазинского кладбища и унаследовал от предшественника барочные скульптуры Брокофа и статую благословляющего Христа на фасаде. При строительстве активно использовались также материалы из старой церкви.

Храм Девы Марии перед Тыном или Тынский храм украшает Староместскую площадь, является главным действующим приходом в районе.
Храм выделяется своими габаритами. Высота башен составляет 70 метров, боковых нефов - 44 и 24 метра, длина - 52 метра, ширина - 28 метров. Внутри храма находится целый ряд достопримечательностей, среди которых: 19 алтарей, расписанные полотна авторства Ф. Чермака, оловянная купель 1414 года с рельефами апостолов, статуя Мадонны с младенцем и многое другое.

Монастырь святой Агнессы Богемской, расположенный в Старом Городе на улице, что зовется «На Франтишку», является особым культурным памятником Праги — не так часто важное историческое значение и уникальная архитектура соединены воедино. Монастырь считается одним из старейших в Европе, возведенных, к тому же, в готическом стиле, поэтому нынче это охраняемое Национальное Культурное наследие страны. Основанный в XIII веке королем Вацлавом I по инициативе его сестры, принцессы Агнессы, и предназначенный для ордена святой Клары (женской ветви ордена святого Франциска), монастырь окутан множеством легенд.

Костел святого Лаврентия на Петршинском холме основан на месте древнего языческого святилища славянского бога Перуна. С его помощью христианская Церковь не только уничтожила место поклонения язычников, но и многих из них перетянула на свою сторону. Только у этого храма проводился ритуальный молебен «Крестный Ход». Величественное здание кафедрального собора старокатолической церкви – яркий образец чешского барокко.

Страговский Монастырь берёт начало своего пути после возникновения ордена Премонстрантов. Страговская Базилика Вознесения Девы Марии претерпела за свою длинную тысячелетнюю историю множество реконструкций и изменений. Сегодня, в базилике совмещено несколько направлений архитектурных стилей. Даже самый взыскательный обожатель искусства по достоинству оценит: золочённую лепнину на высоких стенах, сводах и арках, величественный орган, мощные деревянные резные скамейки, расписные цветные фрески на куполах и стенах, картины на мраморных алтарях, окружённых ангелами, изображённые картины алтарей, кафедру.

Один из самых старых пражских соборов, костёл святого Галла, построен ещё в 1230-х годах, в начале правления чешского короля Вацлава I. Прошедшие века наложили неизгладимый отпечаток на его облик. Собор, первоначально построенный в соответствии с принципами романского архитектурного стиля, преображался с течением времени. Он приобретал то готические формы, то многочисленные архитектурные элементы, свойственные стилю барокко. За свою историю костёл был и центром становления протестантизма, и тихим храмом на территории монастыря ордена кармелитов.

Церковь Архангела Гавриила была построена в конце XIX века. Достопримечательностью ее делает история строительства: ее строили не чехи, а немцы, изгнанные из немецкого монастыря и нашедшие пристанище в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы, на территории которого и построен собор. Отнюдь не характерный для Чехии стиль является классическим примером бойронской школы искусств, сочетающей одновременно строгость и величие. В наше время храм является действующим: в нем регулярно проводится Божественная Литургия.

В Голешовицах в роскошном многоэтажном здании располагается Чешская гуситская церковь. Она является малоизвестным, но чрезвычайно интересным памятником модернистской культовой архитектуры. Автором проекта был чешский архитектор Франтишек Кубелка. Он же лично руководил строительством.
Долгое время богослужения гуситов в Голешовицах проводились на открытом воздухе, но в мае 1927 года состоялась закладка первого камня в основание их будущего молельного дома. Нехватка средств и сложности в осуществлении проекта растянули его строительство на целых 10 лет.
И только в 1937 году состоялось тожественное открытие собственного храма Гуситов.

Среди великолепных дворцов Лоретанской площад, рядом с Лоретой, находится скромный костел Девы Марии Ангельской. Храм принадлежит старейшему в Чехии монастырю капуцинов. Основанный святым Лаврентием из Бриндизи, стал вторым действующим католическим храмом в Праге (вместе с собором св. Витта). В церкви хранится знаменитая статуя Девы Марии с младенцем, «не подчинившаяся» желаниям императора Рудольфа II и самостоятельно вернувшаяся на место в церковном алтаре. На церковном органе играл сам Вольфганг Амадей Моцарт. Храм известен своей Рождественской экспозицией из 43 деревянных фигур в натуральную величину.

Приходской костел святого Прокопа в Бранике похож на стилизованный средневековый замок. Построенный в рекордно короткие сроки храм (1900-1901) освящен в честь знаменитого чешского отшельника св. Прокопия, настоятеля Сазавского монастыря, жившего в Х веке. Проект церкви разработал архитектор Рудольф Вомачка, а вот башню-колокольню в 1904 году построил простой мастер-каменщик Франтишек Стрнада. В костеле хранится известная статуя Влтавской Мадонны, приплывшая в Браник во время наводнения 1890 года. В церковном саду находится статуя св. Яна Непомуцкого, вырезанная из песчаника в ХVIII веке.

Рядом с ансамблем бенедиктинского монастыря на Слованах (Эммаус) на Вышеградской улице в Праге находится небольшой старинный костёл св. Косьмы и Дамиана. Внешний вид этого храма не соответствует его истинному возрасту: за барочным фасадом можно обнаружить многочисленные следы романского стиля.

Построенный около 1178 г. этот храм связан с именами многих почитаемых в Чехии христианских святых, в том числе, с небесным покровителем страны – князем Вацлавом. В Средние века это был один из немногих костелов в стране, где простые прихожане могли слушать божественную литургию на понятном им языке.

Костел святого Климента в Бубнах – один из древнейших храмов Праги. Его считают частью городской сакральной архитектуры, обеспечивающей связь города с Космосом. За свою долгую жизнь храм несколько раз перестраивали, и сейчас он представляет собой прекрасный образец смешения архитектурного барокко и готики.

Костёл святого Панкратия в пражском районе Панкрац относится к ряду самых старых памятников культуры чешской столицы. Хотя современный барочный храм построен относительно поздно, в XVII в., в нем сохранились фрагменты более ранних культовых зданий. Дважды большая политика роковым образом влияла на историю костёла. В 1648 г. и в 1773 г. храм закрывался или вовсе переставал существовать, но возрождался снова и снова.

В интерьере храма до наших дней сохранилось немало произведений искусства, созданных в разное время лучшими чешскими мастерами и художниками.

Православный кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия является ярким образцом барочной архитектуры. Был возведен в 1736 году, относится к крупнейшим строениям Праги.

Изначально храм носил название святого Карло Борромео и относился к католической церкви, но после церковных реформ в 1783 году богослужения здесь не проводились. Лишь в 1933 году здание было передано православной общине и освящено в честь святых Кирилла и Мефодия.

В 1942 году в стенах храма скрывались и вступили в последнее сражение чешские и словацкие патриоты, убившие Рейнхарда Гейдриха. В память об этих событиях, к крипте собора находится музей, рассказывающий о героях Сопротивления.

Одним из исторических памятников столицы Чехии является Православная церковь, которая находится на самом крупном погосте Праги – Ольшанском кладбище. Над строительством церкви трудилось несколько десятков человек. Рядом с Православной церковью расположены братские могилы и военные захоронения. Тут же можно увидеть сотни могил общеизвестных личностей, поклониться которым приходят не только местные жители, но и гости Праги. На сегодняшний день Православную церковь можно назвать самым посещаемым местом Праги, ведь вокруг нее находится немало таинственных уголков.

Костел святого Сальватора, бывший главный храм иезуитов в Праге, — одно из самых красивых зданий в раннебарочном стиле, часть исторического и архитектурного памятника Клементинум.
Одно из его главных украшений, создающее неповторимый ансамбль, — две башни-близнецы, смыслово завершающие облик костела в перспективе. Барочный стиль храма и башен выделяет это здание из общего ансамбля Клементинума: четырехугольные, богато украшенные угловыми пилястрами и карнизами и восьмиугольными навершиями башни поднимают храм ввысь, устремляют костел в небо.
Башни храма, как и сам костел, – удачный пример бережного отношения архитекторов и строителей к более ранней архитектурной традиции Праги.

Костел Святого Томаша – старинный монастырский храм в Праге, который известен запутанной историей своего создания. Родом из средневековья, впечатляющей красоты здание соединяет в себе элементы готического стиля и стиля барокко. Выстояв уже свыше семисот лет, храм является ценнейшей исторической архитектурной реликвией, которая таит в себе отпечатки событий эпохи Средних веков, Возрождения и Нового времени. Внутренняя наполненность храма поражает своей красотой, оказавшись внутри здания, вряд ли удастся остановить взгляд на чем-то одном. На сегодняшний день Костел Святого Томаша открыт для посещения.

Высокая башня костела св. Екатерины Александрийской издали привлекает к себе внимание. Оригинальное архитектурное решение делает ее похожей на тонкий минарет мусульманской мечети, устремленный в небо. Смешение архитектурного барокко и готики органично переплетены в облике храма Килианом Динцингофером, реставрировавшим костел в XVIII веке.

В лабиринтах старых и узких улочек довольно сложно найти костел святого Михаила. Расположенный на улице Opatovická и V jirchářích, он сочетает в себе элементы как готического, так и романского и барочного стилей архитектуры. Храм, созданный в XII веке, принадлежал различным церквям: ордену бенедиктинцев, лютеранам, евангелистам и изменялся и перестраивался в соответствии с их верой и потребностями. Сегодня, внутри храма можно увидеть «следы» каждой из церкви. Костел святого Михаила в Опатовицах начинался как простой деревенский храм, а сегодня — это главный храм славянской евангелической церкви в Чехии.

В районе Праги Мала Страна находится древняя святыня – костел св. Яна Крестителя на Прадле. О нем впервые упоминается в 1142 году, как о приходской церкви поселка Уезд. Этот храм был построен в готическом стиле и на протяжении своего существования реконструировался и в разные времена был больницей, угольным складом, прачечной.

Церковь имеет окна в романском стиле, внутри стены украшены готической росписью второй половины XIV века, размещены несколько ценных картин и скульптур Франтишека Билека.

В настоящее время действующий небольшой костел находится в распоряжении Чехословацкой гуситской церкви и в нем проходят богослужения, венчания, концерты.

Собор святого Гаштала – одна из жемчужин готической архитектуры Праги. Построенный в XIV в. старый храм пережил пожар, наводнение, неспокойные времена Реформации и многочисленные войны. Время лишь немного изменило его внешний вид. В XVII столетии стены и башня храма были частично перестроены в соответствии с архитектурными предпочтениями новой эпохи.

В интерьере костёла до наших дней сохранилось множество произведений искусства и предметов церковной утвари разных веков. С этим храмом неразрывно связаны судьбы многих самых почитаемых в стране святых и творческие достижения выдающихся чешских художников и мастеров.

В Чехии всегда с особым почетом относились к выдающимся личностям, сыгравшим значительную роль в истории страны. Многие из них впоследствии были канонизированы, а их имена увековечены в названии храмов. Так, в Праге в Новом городе по сей день функционирует костел Святого Войтеха, построенный еще в XIII веке. За своим простым фасадом, соединяющим в себе черты нескольких архитектурных стилей, церковь скрывает изысканное внутренне убранство, которое украшают уникальные росписи и статуя Девы Марии. А с его массивной колокольни уже несколько веков раздается звон колоколов, извещающих о начале службы.

Основанный в 1903 году костел святого Вацлава в Нуслях расположен в здании бывшей начальной общеобразовательной школы. Посвящен храм покровителю чешского народа – св. Вацлаву, во времена правления которого христианство стало основной религией в Чехии. Небольшой однонефный храм оформлен в стиле псевдобарокко. Основное внимание привлекает высокая башня-колокольня, видная издалека. В храме некоторое время проводил богослужения знаменитый священник Алоиз Тылинек, камергер Папы Римского. Изюминкой убранства костела является картина известного чешского художника Яна Кристофори, изображающая смерть Иисуса Христа около трех часов пополудни в облаках.

Здание Евангелической церкви чешских братьев Я. А. Коменского на Смихове относится к поздним образцам пражской культовой архитектуры. Её строительство было завершено архитекторами Ф. и К. Крест в 1931 г. Украшением церкви стали высокая башня и террасы, с которых открывается захватывающий вид на город.

Для общины костёла одной из первостепенных задач стала работа с детьми и подростками из близлежащего городского района. Прихожане церкви отличаются высокой степенью толерантности. Каждый год в её стенах 24 мая проходит Ночь церквей, и проводятся различные конкурсы, в том числе, кулинарный. В это время здесь звучит восточная медитационная музыка и африканские песнопения

В Дейвице нет знаменитых достопримечательностей, зато благодаря выгодному географическому положению в районе удобно жить и работать. Именно здесь расположена монументальная Гуситская церковь. Она была построена в середине 1920-х гг. и сочетает в себе элементы различных архитектурных стилей. Примечателен внутренний интерьер с колоннами в виде пальмовых деревьев и большим бюстом Яна Гуса. В храме в Дейвице захоронен прах первых патриархов Чехословацкой гуситской церкви Карела Фарского и Адольфа Прохазски. Кроме того, башня открыта для посетителей и с ее балкона открывается превосходная панорама Праги.

Костел св. Сальвадора средневековое сооружение, в котором тесно сплелись несколько архитектурных стилей. Оно способно мгновенно околдовать своим «каменным сердцем», перенести в прошедшие века, восстанавливая в памяти славную историю старого города Праги.
Костел святого Сальвадора, словно оазис XVII века среди современных построек столицы Чехии. Он напоминает о временах правления Рудольфа ІІ, обычаях дворянства и знати, столкновении противоположных взглядов, как в искусстве, так и в религии.

На правом берегу Влтавы над Збрасловской дорогой возвышается костел святого Филиппа и Якова на Злихове. Построенный в эпоху средневековья на известковой скале, храм окутан тайной легенды о Горимире и Шемике. Здание храма является оригинальным образцом архитектуры раннего барокко. Башня-колокольня церкви видна издалека. Интерьер храма представляет собой оригинальное смешение стилей. Основная часть убранства – это деревянные резные панно. Живопись в интерьере появилась только в 1875 году во время реставрационных работ. Тогда же нашли знаменитый «Злиховский рельеф» ХVI века.

55-метровая квадратная башня, увенчанная стилизованной колокольней, выделяет религиозное сооружение на Коширжской площади, посвященное святому, на счету которого любовь всей Чехии и исполнение желаний паломников и исповедующихся, — Яну Непомуцкому. Однонефная церковь в современном стиле является одним из самых известных и самых успешно реализованных проектов зданий для богослужений пражского архитектора Ярослава Чермака. Ее строительство велось в непростой период Второй мировой войны и даже было воспринято, как проявление сопротивления против немецких оккупантов.

, – а случилось это в 2006 году – меня, без преувеличения, ошеломил собор Святого Вита. К тому времени я уже не раз слышала о главном храме в Праге. Но, когда я оказалась на площади перед ним, была поражена его размахом и величием. Сразу появилась масса вопросов: кто и как построил всю эту красоту, почему назвали в честь Святого Вита и т. п. Возможно, вас тоже интересуют подобные вопросы. Читайте эту статью, на некоторые из них я постараюсь ответить.

Сразу поясню, где мы с вами будем искать ответы, чтобы они не оказались обычной обывательской фантазией. Во-первых, за несколько посещений Чехии я собрала неплохую подборку справочных материалов по Праге, а во-вторых, в маленьком книжном магазинчике… на маленькой … Пражского Града я приобрела солидное издание чешских историков «Прага историческая». Изучив это пособие и сопоставив ряд фактов, можно многое понять.

Но, пока мы проясняем с названием, уделим немножко внимания самому собору. Согласитесь, даже издалека видно, какой он огромный и величественный:

Кафедральный собор Святого Вита приобрел тот вид, в котором он предстает сегодня, почти за 600 лет. Первый камень закладывал Карл IV в 1344 году, а завершающие строительные paботы были закончены в 1929. Собор строили с большими перерывами. За это время несколько архитекторов успели внести свою лепту в проектирование внешнего вида и конструктивных составляющих собора.
Выбирать место для строительства храма не было необходимости, оно уже было определено самой историей.

Еще в 929 году особо почитаемый чехами правитель Вацлав построил в самой высокой точке крепости небольшую каменную ротонду, посвященную Святому Виту. Вацлав к тому времени проникся идеями христианства, которое только начало распространятся в Европе. Он стремился привить своему народу христианские ценности. Веру Вацлава поддержал германский король Генрих I, подарив ему реликвию – мощи (часть руки) юного сицилийца Вита, погибшего за свои христианские взгляды в Римской империи еще в III веке и причисленного к лику святых.

Наверное, это довольно скучные факты, но именно они и важны для понимания, почему так назван собор Св. Вита. Добавлю еще немножко.

Когда сам Вацлав погиб в результате заговора родного брата, придерживающегося других религиозных взглядов, народ и церковь наделили святостью и Вацлава. Его похоронили в святовитской ротонде. Там же похоронили еще одного человека, активно проповедующего христианство и погибшего за свою деятельность в конце X века – чешского епископа Войтеха. И когда в 1060 году на месте ротонды воздвигли базилику, то назвали ее в честь трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха.

Когда же самый просвещенный чешский монарх Карл IV собрался обновить весь Пражский Град, первым делом он запланировал воздвигнуть грандиозный собор в самом святом и почитаемом месте – на площади, вмещающей святовитскую ротонду и окружающую ее базилику трех святых. В будущем соборе король планировал проводить самые торжественные церемонии, а также хранить самые ценные государственные сокровища и реликвии.

Собор посвящался все тем же святым, что и базилика. И кстати, нынешнее официальное название воздает почести трем святым, отдавшим свои жизни за христианство: Кафедральный собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха. Но много ли официальных наименований закрепилось в народе? Риторический вопрос. О полном названии не вспоминают даже чехи, а нам тем более храм известен как собор Св. Вита.

Немного из истории возведения собора Св. Вита

Проектирование собора Карл IV доверил зодчему папского двора Матье Арраскому . Потом его paботу продолжил молодой талантливый чешский архитектор Петр Парлерж . 47 лет занимался строительством Парлерж, потом его сыновья, но успели построить только восточную часть собора. Если посмотреть на фотографию, то это правая часть, только доходящая до центральной башни. А восточные стены собора выглядят вот так:

Но заслуги Парлержа огромны. В я упоминала, что Парлерж строил самые важные объекты. Что касается собора Святого Вита в Праге, то по его проекту были сконструированы те красивые своды, которые и сейчас украшают храм.

Он же проектировал и Золотые ворота, отделанные венецианской мозаикой и прекрасно сохранившиеся до наших дней. долгое время служили центральным входом в храм. Посмотрите фрагмент мозаики из позолоченного стекла на фото:

Когда же появилась та высоченная центральная колокольня? Это южная башня, и она реально высокая – 96 м. Во всяком случае, доставит вам проблемы, когда вы будете пытаться сфотографировать собор в полный его «рост». Центральной башней занимались еще при Парлерже, но вот тот вид, который мы видим сегодня, был отстроен только в 1556—1593 гг. Посмотрите, какие необычные часы украшают башню. Видите два циферблата? И на каждом из них только одна стрелка. Так вот, верхний показывает только часы, а диск ниже – только минуты. Вопрос напрашивается сам собой: во сколько я сделала этот снимок?


Между циферблатами находится утонченная золотая решетка, за которой притаился главный колокол собора, именуемый Зигмунд. Его вес – 16 тонн!

Так что у нас со строительством? До конца XIX века собор все еще заканчивался с левого крыла колокольней, а тех парных башен, которые представляют западный фасад собора, и в помине не было. Только в 1873 году архитектор Йозеф Краннер , работающий в стиле неоготики, приступил к последнему этапу строительства. Но и его жизни не хватило, чтобы завершить строительство храма в Пражском Граде. Его преемником стал Йозеф Мокер , который уже прославился к тому времени реконструкцией готической . Так был воздвигнут западный фасад с 82-метровыми башнями и прекрасной розой-окном 10 м в диаметре. Только один собор в Европе обладает подобным окном, которое превышает по размерам розу собора Св. Вита. Это храм Св. Теклы — .

Как раз перед западным фасадом оказываются посетители, если заходят в Пражский Град через центральные ворота. Здесь сейчас находится основной вход.

Посещение собора

Для того чтобы войти в собор Святого Вита в Праге, билeты покупать не нужно. Только территория для бесплатного доступа, к сожалению, весьма ограничена. Она заканчивается на уровне третьей капеллы. Да, отсюда видна вся красота центрального нефа, окно-роза, несколько витражей знаменитого Альфонса Мухи .

Но алтарь, королевский мавзолей, серебряный саркофаг Яна Непомуцкого, множество капелл (всего в соборе 21 капелла), орган и многие другие достояния храма доступны только по билeтaм. Нужно посмотреть обязательно! Сейчас у вас есть возможность увидеть внутреннее пространство храма, обратившись к .

Отдельный интерес представляет подземная часть Королевской усыпальницы. Это Крипта, вход в которую расположен ближе к алтарю рядом с капеллой Св. Креста. Посещать? Ну, скажем, это на любителя. В Крипте похоронены все королевские особы Чехии. Лично меня больше привлекает наземное пространство собора: огромное, величественное, прекрасное в своих строгих готических линиях.

Смогла ли я пролить хоть немножко света, почему именно так назван собор Святого Вита в Праге, и кто подарил стольким поколениям этот архитектурный шедевр? Друзья, может, вам известны какие-то интересные факты, касающиеся этой самой значимой достопримечательности Праги. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Ваш euro-проводник Татьяна

Привет, друзья! История европейской архитектуры богата на удивительные факты. Знаете ли вы, что строительство некоторых знаковых европейских зданий длилось не годы, не десятилетия, а целые века?

За 600 лет строительства появлялись, становились модными и устаревали архитектурные направления, проходили войны, менялись территории государств. Собор Святого Вита в Праге (Katedrála svatého Víta) строили 30 поколений жителей.

И вот грандиозный храм, в котором гармонично соединились готика, барокко и ренессанс, занял своё место в крепости .

Особенность собора в том, что он не похож ни на один знаменитый собор Европы, но приглядевшись внимательно, можно уловить мотивы каждого из них.

История возведения кафедрального собора началась в XIV веке, а закончилась лишь в начале ХХ столетия.

Этапы строительства

Первая церковь на том месте, где сейчас находится храм, была построена, чешским князем святым Вацлавом еще в 925 году.

Позже она была разрушена, а ее место занял коронационный костел Пржемысловичей.

Тогдашний король Чехии Карл Люксембургским хотел, чтобы величественное сооружение служило одновременно усыпальницей, сокровищницей и залом для коронаций.

Первым архитектором, к которому попал план столь масштабного и серьёзного дела, стал француз Маттиас. По его задумке стиль французской готики должен был стать ключевым в архитектурном решении здания. Но затянувшееся строительство и ранняя кончина мастера изменили планы.

В окнах башен и розетке собора отражается небо. Западный портал

После смерти Маттиаса дело строительства храма перешло к Петеру Парлержу — молодому, теперь уже, немецкому архитектору.

Сначала он работал в том же направлении, что его предшественник. Но постепенно перешел к реализации собственных задумок. А так как Петер был и прекрасным скульптором, он украсил здание многочисленными бюстами и карнизами.

Гаргулья

Закончить свою работу он также не успел. Это сделали сыновья Петера – Вензель и Ян. Их сменил архитектор Петрилк, автор огромной башни собора и его южного крыла.

Как и положено, стены готического собора украшают вот такие мифические существа — гаргульи. Кроме того, что они — неотъемлемая часть декора, гаргульи служат для отведения воды от стен собора во время дождей. По водоотводным карнизам вода стекает к химере и сливается через пасть. При сильном дожде она извергается и хлещет широкой струёй.

В 1419 году строительство здания было приостановлено по причине войны. Тогда же сильно пострадали скульптуры и картины, украшавшие собор.

В XV веке были попытки закончить строительство, но они ни к чему не привели из-за нехватки средств.

Проект окончания строительства был представлен в 1844 году.

За его воплощение взялся Йозеф Кранер, заслугой которого стало восстановление интерьера храма.

Закончил реконструкцию уже другой специалист — Йосеф Моцкер. Ему удалось добиться самого главного – гармонии сложной композиции, где органически сплеталось множество стилей.

Золотые ворота. Южный портал

Это масштабное строительство было полностью завершено в 1929 году, после шести столетий кропотливых работ множества первоклассных мастеров.

Собор снаружи и внутри

Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.

Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.

На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.

Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.

Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.

Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.

Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.

Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.

На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.

В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.

Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.

Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.

Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов. Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.

В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.

Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.

Смотровая площадка собора

Так сверху выглядит часть собора и площадь

Строения поражают

Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков

Карлов мост

Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.

Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:

  • (сейчас там Военно-исторический музей)
  • , где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
  • А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.

Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита

Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.

В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.

Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь .

Как добраться до собора

Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.

Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града

Собор Святого Вита на карте Праги

Сколько стоит билет

Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.

  • Цена билета
  • Обычный – 350 крон
  • Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.

Часы работы

С ноября по март кафедральный собор открыт

  • с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
  • в воскресенье: с 12.00 до 16.00

С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.

Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.

Официальный сайт собора: www.katedralasvatehovita.cz

Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.

Пражский собор, названный в честь Святого Вита, считается одним из выдающихся сооружений не только в чешской, но и вообще в западноевропейской архитектуре в целом. Его называют не только духовной или художественной, но и национальной исторической святыней, которой гордится современная Чехия. Собор Святого Вита — это место, где погребены многие короли, там же хранятся и некоторые их коронационные регалии.

Месторасположение

Современное грандиозное сооружение стоит на месте небольшой круглой церкви, которая была возведена в 926 году и носила имя того же святого. Построенная в готическом стиле, она в одиннадцатом столетии была перестроена в трехнефную базилику. Части фундамента этой небольшой церквушки можно увидеть и сегодня.

Собор Святого Вита в Праге, адрес которого знает каждый горожанин - Pražský hrad — III. nádvoří Praha 1, Hradčany 119 01 - виден с любого места города. Он возвышается в самом центре чешской столицы - в Пражском Граде.

Как добраться до собора

Башенные шпили храма заметны отовсюду. Находясь в самом сердце города, точнее - в третьем дворе городского комплекса Пражский Град, Собор Святого Вита открыт ежедневно, за исключением воскресенья, с девяти утра до пяти вечера. Добраться до него можно на трамваях №№ 22 и 23, которые ходят от станции метро Malostranska, до остановок Prazsky Hrad или же Pohorelec (первая ближе).

Вход в Собор Св. Вита в Праге бесплатный. Но чтобы осмотреть башни, часовни и внутренние помещения, туристам нужно покупать билеты. Очень удобно при этом приобретать абонемент, который позволяет посещать все достопримечательности Пражского Града в комплексе.

Посещение собора св. Вита становится для туристов незабываемым событием. Многовековая история, которую он олицетворяет, религиозный дух, потрясающая энергетика, буквально пропитавшие грандиозные произведения искусства, позволяют посетителям в полной мере ощущать свое непосредственное приобщение к ценностям мировой культуры.

Предистория возникновения

В четырнадцатом веке Пражскому епископству был присвоен статус архиепископства. В связи с этим преобразованием чешский монарх Ян Люксембургский решился на строительство нового собора, который должен был стать символом славы королевства.

В 1344 году в Прагу пригласили французского архитектора Матье из Арраса. Он занял должность главного строителя чешской столицы. Именно Матье собственноручно разработал план, по которому должен был быть возведен Кафедральный Собор Святого Вита. Он сохранил традиционную схему, присущую готическим сооружениям Южной Франции. По указу короля Яна Люксембургского, в присутствии его семьи 21 ноября 1344 года произошла закладка самого первого камня в основание здания.

Строительство

Строительство собора по разным причинам растянулось на столетия. Восточную его часть удалось построить в четырнадцатом и пятнадцатом веке, тогда как западную — только во второй половине девятнадцатого. Окончательно Собор Святого Вита в Праге был достроен только в начале прошлого столетия.

Матье из Арраса удалось поднять только нижние части стен хора и пять капелл. В 1352-м зодчий умер. После его смерти Карл IV назначил на должность главного строителя чешской столицы достаточно одаренного молодого архитектора Петра Парлержа из Гмюнда. Тому было всего двадцать три года. Парлерж продолжил строительство, существенно изменив первоначальный проект. Он возвел восточную башню и часть южной. После его смерти в 1399 году его сыновья Вацлав с Яном завершили хор и портал.

Завершение стройки

Когда начались Гуситские войны, Собор св. Вита был еще незакончен. Однако по понятным причинам строительство было приостановлено. И только спустя полтора века, в 1560-х годах, архитектору Б. Вольмуту удалось завершить северную часть храма. И опять стройка замерла на долгое время.

Однако, несмотря на незавершенность, Собора Святого Вита все равно функционировал: в нем проводились службы и торжественные церемонии. Строительство возобновилось только на стыке XIX—XX веков. Сохранив замысел Парлержа, чешским архитекторам Й. Краннеру, Й. Моккеру и К. Гильберту удалось возвести недостроенную часть. Так завершилось строительство собора, который - наравне с Кельнским - считается одним из самых протяженных «долгостроев» в Европе и которым так гордится Прага.

Собор Святого Вита

Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.

Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.

Внешний вид

Когда впервые приближаешься к собору, возникает невероятное ощущение какого-то неземного, «космического» величия. И это неудивительно: Собор Святого Вита, фото которого - доказательство его громадных размеров, имеет главный неф высотой в тридцать четыре метра. Его южная башня считается одной из самых высоких в Европе. Ее высота - девяносто шесть метров.

Но что удивительно: этот собор в Праге совершенно не подавляет своими внушительными размерами. И это несмотря на то, что на западной его стороне возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Более того, он созвучен со средневековым готическим представлением о присутствии в храме “мировой души” между Богом и человеком, а потому дарует ощущении гармонии и легчайшего устремления в небо.

Вход

В собор можно входить с нескольких сторон. Три входных портала западных ворот украшены барельефами. На центральном изображены сценки строительства храма, начиная от создания проекта и заканчивая внесением в него останков святых.

С южной стороны Собор Святого Вита обрамляют так называемые Золотые ворота. В древности они являлись главным торжественным входом в храм, предназначенным только для представителей высшего сословия. Золотые ворота представляют собой тройную готическую арку, которая покрыта мозаикой из позолоченного стекла.

Этот шедевр собран из миллиона кусочков венецианского стекла, имеющих более тридцати оттенков. Мозаика придает южному порталу характерное золотистое сияние.

Уникальны и решетки перед воротами: на них изображены ремесла, подходящие для всех знаков зодиака. Собор Святого Вита в этом плане уникален, ведь церковь считает астрологию абсолютной лженаукой.

Еще одна удивительная особенность собора - это мозаичное распятие в нише южных ворот, выполненное по православным канонам. Об этом свидетельствует количество гвоздей (четыре), которыми Спаситель прибит к кресту. Поскольку католицизм принимает, что их было всего три, наличие православного распятия в храме другого направления христианства - поистине загадка.

Фасады

Снаружи Собор Святого Вита повсеместно украшен каменной резьбой. Над порталом его южного фасада можно увидеть мозаику «Страшный суд», созданную в 1372 году. Это самое раннее подобное творение чешских мастеров из числа сохранившихся до сегодняшнего дня. О том, что собор строил зодчий-француз, напоминают каменные фигуры химер - украшение водостоков. Подобный мотив весьма характерен для архитектуры средневековой Франции. Многочисленные красноречивые фигуры и изображения злобных горгулий на фасаде по первоначальному замыслу должны были якобы отпугивать злых духов, однако на самом деле, благодаря хитрости Матье из Арраса, они служат очень интересными украшениями самых обычных дождевых сливов.

На порталах же изображены чудесные деяния и истории из жизни святых Вацлава и Войтеха.

Интерьер

Собор Святого Вита, фото которого поражает размерами и роскошью убранства внутренних помещений, посещает каждый турист, приезжающий в Прагу. Двадцать восемь достаточно мощных колонн поддерживают свод, а галерея-балкон условно разделяет пространство на «земную» и «небесную» обители. Благодаря поистине восхитительным витражам, над которыми трудились двадцать мастеров, в том числе и прославленный модернист А. Муха, преобразуют и преломляют свет. Создается впечатление, что в храме всегда присутствует солнечное сияние. Витражи - это картины из Священной истории, повествующие о сотворении мира и жизни многих святых.

Многочисленные скульптуры и бюсты членов монаршей семьи во главе с Карлом IV, а также роскошно сделанные надгробия некоторых чешских князей и монархов в капеллах были изготовлены в мастерской Парлержей. Эти произведения проникнуты величием Чешского государства. Они удивляют совершенством форм и портретными сходствами, в ряде случаев весьма напоминая образцы итальянской скульптуры пятнадцатого столетия.

Великолепие убранства не обошло стороной и кафедру, покрытую пышной резьбой. Вообще, в интерьере собора все подчинено идеям направленности ввысь.

Капелла

Замечательным творением мастера Парлержа и самым святым местом в храме считается капелла Святого Вацлава. Специалисты считают ее настоящей сокровищницей готического искусства эпохи. Капелла устроена непосредственно над гробницей Св. Вацлава - князя и небесного покровителя Чехии. При нем народ принял христианство. Впоследствии князя убил его младший брат, а после гибели его причислили к лику святых.

Стены украшены росписью и мозаикой из полудрагоценных камней — яшмы, сердолика, агата и аметиста. В центре возвышается статуя самого Св. Вацлава, принадлежащая руке того же Петра Парлержа. Князь во весь рост, в доспехах и в полном вооружении, стоит на фоне росписи на стене, изображающей эпизоды из его жизни.

Здесь же расположена его не менее богато украшенная гробница. А в специальной камере капеллы хранятся многие коронационные регалии и другие реликвии.

Очень красивы боковые изолированные ниши. Это специально устроенные часовни - помещения для семейной молитвы. Здесь общались с Богом представители самых богатых и наиболее знатных родов Средневековья. Ниши словно состязаются между собой в красоте и роскоши отделки. Там же покоятся и останки членов знатных фамилий, а также мощи архиепископов и епископов.

Каждая из капелл собора, а их всего двадцать три, одновременно являются и сокровищницей, и произведением искусства, и носителем истории. Статуи и старинные плиты надгробий, изысканные витражи и роскошная отделка камнями, многие религиозные реликвии - все это можно увидеть на экскурсии, посетив Собор Святого Вита.

Безусловно, многих впечатляет и капелла св. Яна Непомуцкого - чешского священника и великомученика, надгробие которого отлито из двух тонн чистейшего серебра, а местами оно имеет золотое и платиновое покрытие.

Внутреннее убранство

Скульптуры, изображающие ангелов, святых и монархов, притягивают взор. Туристы подолгу стоят перед ними, рассматривая их и восхищаясь мастерством автора - венского архитектора Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем собора сооружена королевская усыпальница. Она состоит из верхней части - крипты - и ротонды. Здесь покоятся останки последних чешских королей и их семей. Над усыпальницей построен балкон королевской капеллы. Именно тут монархи и их близкие молились, причащались и получали отпущение грехов.

С этого балкона достаточно четко видны лица усопших королей, которые высечены на мраморных плитах саркофага. Однако для основной массы молящихся в соборе людей его верх не виден.

Балкон полностью отделан лепниной с узором переплетенных ветвей. Колонны молельни украшены фигурками рудокопов, которые добывали серебро на Кутной горе. Это своеобразная дань уважения монархов тем, чей тяжелый труд позволил профинансировать строительство церкви.

Особенности собора

В библиотеке храма много средневековых рукописей, в том числе Евангелие, которое специалисты относят ко второй половине одиннадцатого века. А орган, установленный в Соборе Святого Вита, до сих пор считается одним из лучших во всей Европе. Внутри храма нередко устраивают концерты.

Этот удивительный собор, строившийся на протяжении нескольких столетий, вошел в золотую ленту национальной чешской культуры.

Адрес: Pražský hrad III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1.
Тел: 724-933-441.
Время работы: с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
в зимнее время с 09:00 до 16:00;
воскресенье с 12:00 до 16:00.
Как добраться: на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91. Остановка "Pražský hrad", далее - пешком.
Входная плата отсутствует.

Медленно, неспешно несет свои воды Влтава. Размывает песчаные броды, поднимается пенной волной, цепляясь за камни у отвесной скалы утеса. Отражаясь в зеркальной глади, моют свои ветви-косы ивы Оленьего рва. Встрепенулся петушок на шпиле, хочет напиться, да не отпускает хозяин - самый значимый памятник Чехии, собор Святого Вита . Поднимаясь на 96 м ввысь, он весь - стремление в небеса, желание приблизиться к Отцу Небесному, запечатл енная руками смертных, извечная мечта о бессмертии.

История создания собора Святого Вита

Тысячелетие минуло с того момента, когда Генрих I преподнес Вацлаву в качестве подарка часть правой руки Св. Вита . Реликвия была слишком ценной, чтобы просто держать ее в раке. Князь принял решение построить достойное хранилище для мощей. В 926 - 929 годах поднялась ротонда, превратившаяся в придворный храм . Спустя почти 200 лет ее перестроили в базилику, имевшую 3 нефа, где нашли вечное пристанище нетленные останки Вита, Вацлава, Войтеха.
Когда повысили статус епископства Праги до архиепископства, император Рима Карл IV взялся за переделку постройки. Для воплощения великого замысла пригласили лучшего архитектора, вызвав из Авиньона. Гениальный Маттиас сделал проект, получив одобрение заказчиков, приступил к работе. Не покладая рук, трудился 7 лет, возводя стены, аркады, молельни. Его математический ум требовал четкости расчетов, правильности форм, не позволяя отклонений. К сожалению, человек не властен над нитью судьбы: Мойры прядут ее, обрезая, когда сочтут нужным. Пришло время прервать жизнь первого архитектора. На его место пришел другой, молодой мечтатель, видевший в кладке не голый расчет, а искусство - своеобразную скульптуру. Петр Парлерж, продолжая труд, начатый предшественником, внедрил в проект новые дерзкие идеи. В результате вознесется к поднебесью главная башня с необыкновенными по красоте Золотыми воротами, колоссальный свод, венчающий основное помещение. После его смерти дело продолжали сыновья, но недолго.
Дома, как люди, болеют, стареют, ветшают. Не обошла подобная участь и это сооружение: войны, нехватка финансов, испытание огнем, восстания, грабежи, удар молнии, расколовший купол. Словно снежная лавина, сметающая все на своем пути, неслись трагические события, оставляя святыню долгостроем. Но Чехия так любила свое многострадальное дитя, что постоянно пыталась возродить, помочь, поставить на ноги.

В 1873 - 1929 гг. провели завершающие работы - к 1000-летию основания. Страна позвала талантливейших мастеров декора, художников, реставраторов для внутреннего и внешнего оформления. Неотразимым совершенством творений Альфонса Мухи, Франишка Киселы можем сегодня любоваться, восхищаясь, радуясь, удивляясь.

Архитектура собора

Из отдаленных уголков столицы видны его шпили. Ветер путается между колоколами, силясь хотя бы на чуть-чуть сдвинуть их, но это не удается. Солнечные лучи разбиваются на мириады бликов о драгоценный металл, время изумленно застывает, цепляясь за единственную стрелку часов. Грандиозность постройки притягивает некой таинственной силой, берет в плен, надолго удерживает возле себя. Глаза разбегаются от обилия элементов, имеющих свой тайный смысл.
Южный портал - это центральный парадный вход - "Золотые ворота", представляющий восхитительную тройную арку в готическом стиле. Над ней - мозаика, изображающая страшный суд: ангелы поддерживают Иисуса, совершающего правосудие. Покровители чешских земель просят о прощении и милости. Молитвенно сложив руки, обратив к Царю Небесному взор, стоят Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцеслав, Адальберт, Прокопиус. Ниже - фигурки Карла IV с женой. По правую руку от Христа - спасенные души, а по левую - грешники, осужденные на геенну огненную. Художники использовали позолоченное стекло для фона мозаики, тысячи разноцветных кусочков, до 40 оттенков. Это изящная, тонкая работа, требующая терпения и выдержки. Завершает тему витраж вверху.
Башня-колокольня украшена позолоченной решеткой, за которой висят колокола. Самый тяжелый - "Зикмунд". Понадобилось 16 пар коней, чтобы доставить его, но не могли придумать, как поднять на колокольню эту махину. К королю подошла его старшая дочь с необычной просьбой: разрешить поднять чудо-звон. Все поразились дерзости, но отец позволил. Принцесса соорудила странный механизм, соткала шелковый канат. В назначенный день, на виду у тысячной толпы, девушка сделала невозможное - колокол занял свое место, где расположен и ныне. Ученые мужи, придворные пытались разузнать тайну двигателя, юная дева лишь улыбалась, уничтожив свое детище. Чуть повыше - стилизованная буква "Р", напоминающая потомкам, как много отдал сил и финансов Рудольф II, а еще выше - часы, имеющие одну стрелку и 2 циферблата. Один ведет часовой отсчет времени, другой - минутный и четвертной.
Поднявшись на смотровую площадку, увидите столицу, как на ладони, но для этого нужно преодолеть 287 ступенек без остановок! Зато почувствуете себя совсем рядом с облаками, хотя высота всего 56 м. (башня - 96м.).
На барельефах порталов с западной стороны - сцены из жизни строителей, архитекторов. О сотворении мира напомнит великолепная розетка. Водостоки сделаны в виде мистических существ, отпугивающих демонов. Причудливых горгулий, злобно разинувших пасти, можно хорошо рассмотреть, стоя под ними. Невольно охватывает трепет, колени подгибаются, появляется желание присесть в полупоклоне, отдать должное мастерам, сумевшим через тьму веков донести в рукотворном чуде силу человеческой мысли и духа, воспеть торжество веры и таланта.

Внутреннее убранство

С сильно бьющимся сердцем входим под сень собора, оглядываемся по сторонам, вспоминаем создателей. Огромное прямоугольное пространство (128х60 м) святого места окутывает преломленный в цветных стеклах свет, разделяющий мир светский и потусторонний. На 37-ми витражах - различные сцены жизни Кирилла и Мефодия. Тут же и малютка Вацлав со своей бабушкой Св. Людмилой - покровители Чехии. Вьющиеся женские волосы, струящиеся ниспадающие одежды в сочетании с лилиями, тонированными овалами, кругами - великолепный образец в стиле модерн.
Колонны (28) по периметру поддерживают кружевной свод, поднимающийся на 33, 5 м. На балконе (трифориуме) на высоте 14 м замерли скульптурные изображения тех, кто внес свою лепту в эпохальное строительство: короли, члены их семей, епископы, зодчие. Поразительное сходство изваяний с оригиналами кажется нереальным. Разное выражение глаз, улыбок. Угадываются строгость, сосредоточенность, пульсирующая мысль. Воистину нет предела дару божьему - таланту.

Капеллы святыни

Их насчитывается в этих стенах 21. Перечислять убранство всех нет нужды - необходимо смотреть. Но об отдельных, более запомнившихся, хочется рассказать.
В капелле, носящей имя Богородицы, стоит красивейший Тревирский реликварий, выполненный из серебра, - хранитель бренных останков 43 святых. Ювелиры украсили его драгоценностями, на стенах - фрески из жизни Св. Анны, под полом - могилы рода Ностицких.
На алтаре часовни Св. Троицы - жизнь Марии. На золоченых панелях справа от Богородицы - Христос, проповедующий народу, Умиление; с левой стороны - эпизоды Сретенья и Благовещения. Под ними - одно из чудес: превращение в вино воды на свадьбе в Галлии.
Алтарь молельни Яна Непомуцкого украшен серебряными бюстами святых. Это Вит, Войтех, Вацлав, Кирилл. Надгробье весит 2 тонны, представляя шедевр литья из серебра. Платина и золото дополняют роскошь шедевра, созданного на народные деньги. Его автор Фишер Фон Эрлах. Статуя самого мученика, ангелы, поддерживающие гроб, крылатый путти, держащий катуш, на котором виден язык как напоминание о том, что он остался нетленным, хотя ученые сей факт отрицают.

Часовня Вацлава

Мощи святого никогда не переносились - захоронение всегда было именно здесь, над ротондой, ставшей основой сооружения. Облаченный в латы, с копьем и щитом замер он на фоне фрески, инкрустированной полудрагоценными камнями, самоцветами. В позолоченных обрамлениях роспись стен рассказывает о жизни князя. Каменные с позолотой плиты пола подчеркивают общее впечатление - все уникально, направлено на почитание, бесконечную благодарность, память.

Коронная палата

В ней за семью замками находятся символы власти: скипетр, держава, корона, мантия. Только семеро высокопоставленных мужей во главе с президентом, собравшись вместе, могут ее открыть - у каждого свой ключ. Все из чистого золота: корона весит 2, 5 кг, скипетр - более 1 кг, держава - 780 г. В благородный металл вкраплены сапфиры, изумруды, шпинели, жемчуг. Высокохудожественная гравировка сцен коронации, увитая виноградными листьями, усиками, цветами растекается загадочной вязью по предметам. В библиотеке хранится раритетная коллекция рукописей, внешняя стена - образец надгробий эпохи Возрождения.

Хранилище старины

Здесь нашли свою прописку многие сокровища древности: вершина творений ювелира - Тревирская шкатулка-рака, алтарь из дерева с вырезанным распятием, волшебные рожки Роланда, любимца Карла IV. Легенда гласит: монарх отыскал реликвию, положил для сохранности в тайник. Во время сильного пожара Фердинанд, думая, что звучание рога сможет заглушить звук плавящихся колоколов, затрубил в него. Жителей близлежащих домов охватила паника. Думая, что пришел конец света, они выпрыгивали из окон, крепостного вала, ибо земля тряслась, а гул был страшен. С тех пор не объявлялись смельчаки, пожелавшие прикоснуться к магическому артефакту.
Концерт органной музыки - истинное наслаждение для гурманов, инструмент - один из лучших в Европе.
Выйдя их храма, оглянувшись еще раз на изумительный, неповторимый памятник готики, обязательно отметьте на шпиле петуха. Сказания доносят, что изначально на вершине утеса стоял идол Святовита. К жертвеннику главного славянского божества несли хлеб, калачи, приносили в жертву черных петухов. Так и соединилось идолопоклонство и христианство: Святовит - Святой Ви т.