Как правильно выбирать траекторию на повороте. Заносы в картинге

Рассказ о технике пилотажа начнем с усвоения (или повторения) основных особенностей Вашей машины (карта) по сравнению с другими автомобилями.

1. Базовые правила

Среди основных особенностей карта стоит отметить следующие черты:
1. Жесткий и чуствительный руль.
С одной стороны, он «передает» Вам все неровности трассы и требует постоянных силовых нагрузок. С другой стороны, даже небольшой поворот руля обычно сильно изменяет траекторию машины, направление движения.
2. Сравнительно высокий коэффициент сцепления колес с асфальтом.
Очутившись впервые за рулем карта, Вы наверняка испытывали удивление от того, насколько хорошо (по сравнению с обычным автомобилем) он «держит» дорогу.
3. Крайне низкое расположение центра тяжести машины делает почти невозможным ее переворачивание. «Уши» случаются только при столкновениях, а грубые ошибки пилотирования могут окончиться разве что разворотом (но не переворотом!)
4. Низкое расположение пилота и жесткость подвески весьма сильно изменяют ощущения скорости, движения, дороги.
5. Тормозная система карта обычно работает намного жестче и эффективнее, нежели на серийном автомобиле. Эта особенность тоже имеет двоякий эффект: она одновременно повышает возможности пилотирования и риск потери управляемости машины при слишком резком торможении.
6. Отсутствие на большинстве картов коробки передач снижает Вашу способность управлять работой двигателя. Вы не можете перейти для торможения на более низкую передачу: единственное, что можно сделать, отпустить педаль газа.
7. Отсутствие сцепления (или автоматическое сцепление) вкупе с низкой мощностью мотора заставляют гонщика уделять большое внимание оборотам двигателя. Снизив их до минимума Вы потеряете уйму времени на то, чтобы опять разогнать машину до нужной скорости.

Поворот 15 вы можете позиционировать себя достаточно широко, чтобы получить внутреннюю линию на выходе. Когда следуете за другим картиром в очередь 18, держись чуть длиннее, чем обычно, и повернитесь, чтобы быть на внутренней стороне для поворотов 19, и то же самое относится к повороту поворота 22 в позднем выходе с правой стороны и проезжать по внешней стороне. Запись круга - 1 м 2, но что-то в 1 м12 до 1м13 секунд - это быстрый круг и показывает, что вы знаете, что делаете!

Он охватывает такие темы, как торможение и управление дроссельной заслонкой, повороты, поворотные точки, контроль карт и верхушки поворотов. Когда вы едете в картах, вы должны стараться нести как можно больше импульса вокруг трека в большинстве случаев, но будет несколько компромиссов. Лучший способ удержать импульс - использовать широкие линии вокруг гоночной трассы, которые позволят вам нести большую скорость выхода.

Начинающие пилоты довольно часто, особенно, если они пересели в карт с обычного автомобиля, недооценивают ходовые возможности этой неказистой машинки.

Отсюда первый совет: начните с того, чтобы попробовать, насколько Ваш карт поддается управлению, постарайтесь ощутить степень его сцепления с дорогой, возможности торможения, поворачиваемость, динамику. Постепенно Вы сможете повысить скорость движения, одновременно усваивая уверенность в возможностях машины и собственных силах. Однако, будьте бдительны: с большой долей вероятности, настанет момент, когда Вы почувствуете слишком много уверенности и совершите свою первую ошибку. Вас сорвёт и вынесет с трассы. Это не страшно. Это даже хорошо: искусство пилотирования — это балансирование на грани рассудка и риска.

Один из лучших способов сократить время прохождения круга - следить за более быстрыми драйверами. Когда вы следуете за более быстрыми драйверами, попробуйте как можно ближе дублировать их гоночные линии, но убедитесь, что вы остаетесь в пределах своих собственных пределов безопасности.

В большинстве случаев вы хотите ограничить скольжение в поворотах. На большинстве треков вы должны стремиться найти край бритвы, где шины начинают терять сцепление, как и в других формах гонок. Управление захватом передней шины обычно более важно, чем сзади, и обычно это что позволяет заднему концу скользить немного, пока вы можете поддерживать безопасный контроль над картиной.

Почти очевидно, что наравне с навыками владения машиной, для гонщика важна и способность выбора правильной траектории движения. Может быть, даже более важна…

Двигаясь по правильной траектории Вы можете максимально использовать возможности Вашего двигателя, поддерживать высокие обороты и высокую скорость, минимизировать необходимые торможения, а также занимать выгодную позицию при борьбе на трассе с другими гонщиками.

Обычно лучше всего делать все торможение по прямой линии. Когда тормоза применяются при повороте, это обычно приводит к тому, что шины теряют тягу легче и быстрее. Когда вы соревнуетесь за лучшее время, вам лучше всего дать вам достаточно пространства между вами и ближайшим водителем перед вами в начале гонки. Это позволит свести к минимуму вероятность того, что более медленный водитель окажется на вашем пути, что может помешать вам от получения самого быстрого круга в пределах вашей способности.

Избегайте контакта с барьерами или другими картами, поскольку это нарушит работу вашего картинга и мгновенно замедлит вас. Давай посмотрим правде в глаза: гоночные дороги. Многие люди не могут купить автомобиль, сделать его готовым к гонке, а затем начать крушить его каждый уик-энд. Поэтому крытый картинг, возможно, является наиболее экономичным способом выразить ваш внутренний Джефф Гордон.

Естественно, что вопрос траектории встает наиболее остро при прохождении поворотов (в автогонках, вообще, повороты намного важнее прямых). Но и повороты все не похожи друг на друга и ситуации в гонке бывают разные, поэтому универсальных рецептов нет: все зависит от ситуации. Но есть базовые правила (мы насчитали пять), которые работают в большинстве таких ситуаций.

Это также самый простой и быстрый способ доказать всем вашим друзьям, что вы есть, и будет навсегда быть лучше их. Даже если вы уже являетесь топ-драйвером, скорее всего, вы все равно потратите большую часть своих бесплатных выходных, разрывая их на местной дорожке картинга. В конце концов, «Бакалавр» работает только в понедельник, и это старшей ночью в боулинг.

Есть несколько основных правил, которым вы должны следовать, прежде чем мы сможем разгладить секреты внутреннего картинга. Во-первых, ни при каких обстоятельствах вы не должны приносить свой собственный шлем, независимо от того, насколько удивительным вы считаете, что раскрашенный Тигр вырвался из спины. Никто не любит шоу, и, как нам всем хорошо известно, предоставляется соответствующее оборудование. Обычно есть область, прилегающая к трассе, где вы можете взять гамбургер и пиво в ожидании вашей гонки. Если вы думаете, что пить и ездить по дороге опасно, добавьте шлем, дорожку, шинный барьер и пьяницу, которая считает, что он непобедим. Он быстро узнает, что это не так. Во-вторых, и это может показаться очевидным, но не пить и картировать. . Хорошо, с учетом сказанного, давайте поговорим о том, как мы можем обеспечить победу среди наших сверстников.

Первое базовое правило: стараться проходить поворот по наиболее пологой кривой. При этом, обычно используется вся ширина полотна трассы. Это правило называется «внешний — внутренний — внешний». Т.е., Вы приближаетесь к повороту по внешней стороне трассы, зайдя в поворот, оказываетесь у его внутренней границы (эта точка иногда называется «апекс»), а на выходе из поворота опять «откатываетесь» к внешней стороне.

Прежде всего, мы должны быть внимательны. Теперь вы должны сосредоточиться на просмотре других сеансов. Какой картинг самый быстрый в конце каждого прогона? Выберите два или три варианта и выгравируйте эти цифры в вашем мозгу. Объект, вероятно, не будет менять все шины для картинга одновременно, поэтому некоторые могут быть недоступны для аккордов, тогда как другие могут иметь совершенно новые ботинки. Неизбежно, что некоторые машины понесут большее избиение, чем другие, поэтому неизменно звездные времена на доске показывают карту, которая является уверенной ставкой, чтобы быть быстрой.

Второе базовое правило: в большинстве случаев кратчайшая траектория — совсем не самая быстрая. Некоторые новички, стараясь выиграть время, проходят повороты по внутренней части (по малому радиусу). Но для того, чтобы удержать машину в таком крутом повороте, Вам нужно сильно сбросить скорость. В итоге это обернется потерей времени. Уж поверьте!

Если вы столкнулись с плохим картиром, независимо от того, насколько вы хороши, вы не преодолели его недостатки. Затем, когда ваш сеанс вызывается, будьте готовы к запуску и заявите свой ценный компьютер. После нескольких кругов на треке вы можете заметить, что если вы суете, вы можете оставаться в стороне от всего. Несмотря на то, что вы думаете, это не обязательно означает быть быстрым.

Самое худшее, что вы можете сделать с крытым картотеком, - это скорость скраба. Полная мощность, щелкая автомобилем, как безумный раллийный гонщик, впечатляет, но он медленный. Крытый картинг - это игра с импульсом, где парень, который слегка поднимается, чтобы избежать скольжения, смешанного с шелковистым гладким рулевым управлением, будет самым быстрым.

Третье базовое правило: оптимальная траектория обычно отличается от геометрически правильной дуги, она несимметрична относительно биссектрисы поворота. Дело в том, что динамика торможения карта значительно превосходит динамику его разгона. Поэтому Вам выгоднее медленнее въехать в поворот и побыстрее из него выехать. Таким образом, чаще всего, в поворот лучше заходить «глубоко», тормозить как можно позже, а точку касания внутренней грани полотна относить как можно дальше. Тогда дуга выхода из поворота будет у Вас более пологой, чем вход и разогнать машину будет намного легче. Посмотрите на схему: красным на ней отмечены биссектриса поворота и «геометрически правильная» кривая сглаживания. А белым — оптимальная траектория с точкой апекса.

Обратите особое внимание на шум двигателя. Постарайтесь держать обороты с гладкостью. Если вы слишком сильно продвигаетесь вперед, вы услышите звук двигателя. Играйте с гоночной линией, чтобы максимизировать обороты двигателя. Если какая-то линия оставляет вас с более высоким звуковым оборотом на выходе, это, скорее всего, будет быстрее.

Еще один совет, чтобы увеличить скорость выхода и позволить двигателю восстановиться, состоит в том, чтобы выскочить из сиденья при выходе из более жестких поворотов. Это мгновенно освобождает двигатель и ускоряет ускорение. Это тонкий, но когда вы ищете каждую сотую, он складывается - особенно если вы жир.

Четвертое базовое правило: избегайте заноса, оставьте его для ралли. В заносе Вы сильно теряете скорость и обороты двигателя. В большинстве случаев, чистое прохождение поворота «вкатыванием» даст Вам ощутимый выигрыш в скорости и времени.

Пятое базовое правило: торможение осуществляется до поворота, когда Ваши передние колеса еще стоят прямо. В противном случае Вы сильно рискуете бросить карт в занос.

Наконец, мы должны поговорить о расы. Сроки прохождения - это ключ к тому, чтобы вы не путали картинг, пытаясь сделать это на неумелой части трека. Помните, что поддержание импульса имеет первостепенное значение. Когда вы решите сделать ход, щелкните по карте с тормозом на угловом входе. Таким образом, если ваш соперник включится, они ударяют ваше внешнее заднее колесо, заставляя их подпрыгивать широко, не позволяя вам двое спутать и теряя время. Кроме того, учитывая, что вы направляетесь внутрь, и поэтому угол будет более сильным, вращение, обеспечиваемое щелчком картинга, поможет вам быстрее и быстрее поворачивать угол и избегать встречной атаки.

Тут мы вплотную подошли к фазам прохождения поворотов и типам поворотов… Но об этом — в следующей главе.

А напоследок еще совет: лучшая школа для начинающего пилота — это наблюдение за более опытным гонщиком во время его движения по трассе. Техника обучения состоит в том, чтобы ездить у него в хвосте, наблюдать за ним и повторять его траектории. Но при этом попросите его не очень быстро ехать т.к. в противном случае Вы не пройдёте и одного поворота
2. Стадии и траектория прохождения поворота
В прошлый раз мы остановились на том, что процесс прохождения поворота может быть разделен на отдельные фазы или стадии. Давайте рассмотрим каждую из них чуть подробнее.

Не бойтесь использовать свой бампер. Если бесполезный хак мешает, вы не можете провести две минуты десятиминутной сессии, вежливо. Отбросьте ублюдка в шины и продолжайте. Если вы выбираете быстрый картинг, можете не перегружать, а агрессивны и безжалостны, когда дело доходит до прохождения более медленных драйверов, вы можете быть уверены, что вы взорвите своих друзей в пыль.

Но когда вы это сделаете, просто пообещайте мне одно: по мере того, как ваша уверенность растет, и ваша голова расширяется, пожалуйста, не становитесь членом, который появляется в его собственном расписанном шлеме. Просто заплатите 20 баксов и получайте удовольствие.

Стадия 1. Подход к повороту.

Тренеры по теннису говорят, что 60% правильного удара заключено в процессе подхода к мячу. Не уверенны насчет процентов, но важность подхода к повороту (прямая аналогия!), наверное, не меньше. На этой стадии Вам нужно правильно подготовиться к прохождению поворота.

Две основные задачи: оказаться перед самым началом маневра в правильной точке и иметь при этом правильную скорость. Первая задача решается обычно выходом к внешнему краю дорожного полотна. Однако здесь есть нюансы: специфика самой трассы или ее состояние (например, лужи), а также атакующий сзади соперник могут заставить Вас двигаться не по оптимальной траектории… Хотя не будем отвлекаться, рассмотрим пока идеальный вариант…

Он также любит участвовать в гонках в триатлонах и является довольно частичным для старинной английской чашки чая. Легко идти по прямой линии в картинге. Самая большая ошибочная концепция быстрого поворота - это то, что вам нужно быстро войти в угол - в то время как правило состоит в том, что вам нужно ввести угол с правильной скоростью для этого изгиба в текущих условиях. В хороших схемах карт очень мало углов, где водителям не нужно замедлять скорость входа, чтобы максимизировать скорость их выхода.

Вы можете войти в угол, но если картинг не может удерживать сцепление и ускоряться через изгиб, вы либо разбегаетесь, бегаете по ширине, либо просто вычищаете всю свою скорость и будьте забиты множеством водителей, проходящих мимо вас на выходе. Гораздо лучше быть одним из водителей, делающих обгон на выходе из угла.

Итак, Вы выходите к внешней стороне поворота и должны теперь скинуть скорость, чтобы при повороте карт не потерял сцепления с дорогой. Хитрость в том, что сделать это нужно как можно позже, чтобы не потерять драгоценного времени, но не настолько поздно, чтобы «проскочить» поворот. Большего на словах не объяснишь. Пробуйте и учитесь на ошибках.

Было два примера того, как Нико превзошел Льюиса, чтобы пройти внутрь него в Т1, и в обоих случаях Льюис смог сразу же вернуть его обратно, так как Розберг закончил бежать широко и медленно, когда Льюис пронесся по выходу изгиба с серьезным улучшением сцепления и скорость. В другом месте на трассе Льюис смог просто защитить углы от атакующего Нико, удерживая внутреннюю линию от входа в угол, эффективно останавливаясь на вершине, делая угол медленнее, чем обычно, но закрывая вход, середину и выхода, чтобы Нико не использовал их, чтобы передать ему.

Стадия 2. Вход в поворот.

Это начало изменения траектории Вашей машины. Вы отпускаете тормоз и начинаете поворачивать руль.

Здесь вы прежде всего следите за правильным углом поворота колес и соблюдением выбранной траектории. Обычно, на этой стадии не используется газ, но это сильно зависит от конфигурации поворота и Вашей техники прохождения.

Вы должны стараться «выпрямить» угол как можно больше. Таким образом, если у него плотный гребень шпильки, вы увидите, что быстрые драйверы широко развернуты на входе, закрепите вершину изгиба и затем разверните на выходе. Даже средние углы скорости будут выполняться намного быстрее, если вы будете использовать столько дорожек, чтобы выпрямить изгиб. Единственный раз, когда кто-то меняет строку входа в угол, - это когда вы атакуете водителя впереди или защищаетесь от обгоняющего водителя - и если вам нужно взять защитную линию, ключ должен избегать внезапных изменений направления или зигзаги.

Стадия 3. Движение по дуге, проход апекса.

На этой стадии Вы должны пройти как можно ближе от точки касания внутренней границы трассы (апекса), продолжая двигаться по дуге траектории. При небольших ошибках пилотирования направление движения можно (но нежелательно) корректировать легкими движениями руля или газом.

Совет: поскольку при интенсивном повороте Ваш карт все равно будет немного «сносить» наружу, попробуйте «целить» не мимо покрышек, ограждающих трассу, а так, как если бы Вы собирались их немного задеть. Возможно, это поможет Вам пройти ближе к апексу, не задев при этом отбойник.

Карты замедляются, когда вы меняете направление, а директорам гонок не нравится наблюдать, как водители меняют линии более одного или двух раз, когда вы защищаетесь. Окончательное правило, которое следует придерживаться при попытке быстро углубиться в картинг, - это не наклоняться. Кажется противоречащим интуиции, поскольку мы привыкли наклоняться, чтобы отменить силы поворота, действующие на нас, но, опираясь на них, фактически не справляется с картиной. Если вы сидите в канцелярском картине в ямах и поворачиваете рулевое колесо из стороны в сторону, вы увидите, что передние колеса поднимаются по одному за раз.

Стадия 4. Выход из поворота.

Он начинается в тот момент, когда Вы прошли «внутреннюю точку». Теперь Вам нужно начать ускорение, одновременно распрямив траекторию движения.

В идеальном варианте, для этого Вы должны опять откатиться к внешней стороне трассы. И не «распрямляйтесь» слишком резко, это сломает всю плавность Вашей траектории.

Такая конструкция руля позволяет карту преодолеть тот факт, что его задние колеса закреплены на твердой задней оси и, таким образом, должны вращаться с одинаковой скоростью даже при поворотах. Гоночные автомобили часто имеют дифференциал дифференциала скольжения, что позволяет инженерам находить идеальный баланс между поворотами и прямым ускорением по прямой линии. В картинге нет дифференциала - он имеет сплошную металлическую ось. Когда вы поворачиваетесь в угол, рулевое управление предназначено для подъема переднего переднего колеса.

Теперь, в качестве награды за Ваше терпение посмотрим схему:

В данном случае, поворот достаточно пологий и широкий, чтобы пройти его совсем без скольжения. Но вот, если это 180-градусная шпилька, то небольшого сноса избежать будет трудно. Здесь пригодится совет о рулении «в покрышки».

Посмотрите, как выглядит траектория такого поворота и его стадии на рисунке 2:

Теперь вернемся к нашей оговорке про нюансы выбора траектории. Она может не быть оптимальной, если перед Вами возникают «отягчающие обстоятельства». На мокрой трассе, если Вы уже знаете, что до или после поворота расположилась солидная лужа, Вам будет лучше изменить траекторию, нежели рискнуть удержать поворот в состоянии аквапланирования. Почти такое же влияние на сцепление колес с дорогой может оказать песок или другое загрязнение трассы.

Траектория также может корректироваться в результате «защитной» езды, когда вы знаете, что у вас «на хвосте» висит соперник. Тогда оптимальная траектория может оказаться весьма уязвимой для его атак и Вам придется постоянно перекрывать ему возможности обгона в ущерб скорости прохождения поворотов.

Третий немаловажный фактор, который может повлиять на прохождение данного поворота,— сама конфигурация трассы, вернее, наличие вблизи других поворотов. В таком случае Вы должны думать не о правильном прохождении данного виража, а об оптимальном прохождении всей связки.

Основное правило здесь: как можно быстрее выйти из последнего поворота. А, значит, войти в него нужно достаточно широко. Соответственно, предыдущий может проходиться медленнее, чем если бы он стоял особняком… Рассмотрим схему:

На рисунке 3 Вы видите так называемую «эску»: «S»-образную связку из двух противоположно-направленных поворотов. Поскольку короткое сопряжение между ними не дает возможности нормально подготовиться ко второму повороту, то первый приходится проходить чуть медленнее, с «узким» выходом. Зато Вы оказываетесь достаточно «широко» по отношению ко второму повороту связки и получаете возможность выйти из него с нужной скоростью..

Картинг является весьма популярным развлечением и видом спорта, однако не все знают, как правильно управлять этим маленьким монстром - картом, чтобы не только «остаться в седле», но и прийти к финишу первым. Если Вы впервые сели за руль карта, не спешите сразу давить педаль в пол. Для начала почувствуйте машину: поймите, как работает руль, газ, тормоз.

Следует помнить, что одним из наиболее опасных и определяющих скорость прохождения трассы элементов являются повороты. Почему? Потому что зачастую последствием неправильного прохождения поворота является занос, отнимающий драгоценные секунды для восстановления прежней траектории и набора скорости. Занос - это движение карта, с боковым скольжением передней либо задней оси. Выделяют 3 основных типа заносов:

  • занос передней оси — возникает в случае слишком высокой скорости либо резком торможении перед поворотом.
  • занос задней оси — в случае чрезмерно высокой скорости либо резком торможении уже непосредственно в повороте.
  • занос обеих осей — при резком торможении в повороте с блокировкой колёс.

Как правило, в картинге, чаще всего встречается занос задней оси. Однако, ставить карт в занос требуется далеко не всегда. Скорее наоборот: это стоит делать только целенаправленно и уж никак не в заезде, который проходит на сухой картинг трассе. Занос хорошо помогает пилотам в быстром прохождении трассы в дождевую погоду, а также зимой. Но и это не единственная причина для картингистов знакомиться с таким явлением как занос. Одно дело картинг, другое ралли или кузовные гонки. Там эта техника куда более необходима по ряду особенностей конструкции и поведения машин.

Поскольку картинг в Москве как вид спорта стремительно набирает обороты, школы картинга, в том числе и наша, обучают грамотному управлению картом. Давайте рассмотрим основные правила прохождения поворотов во избежание заносов.

Основная ваша задача при подходе к повороту - занять позицию ближе к его внешней стороне. После этого необходимо сбросить скорость во избежание входа в занос, однако необходимо стараться сделать это как можно позднее, чтобы не потерять много времени на торможении. При входе в поворот необходимо отпустить педаль газа и начать поворачивать руль, следя за углом входа и выхода из поворота. Проходя поворот, держитесь как можно ближе к внутренней границе трассы (апексу). После прохождения этой точки начинайте ускорение, выровняв при этом траекторию движения так, чтобы карт оказался на внешней стороне трассы.

Универсальных правил для борьбы с заносами не существует. Но стоит помнить, что для ликвидации заноса необходимо повернуть руль в ту же сторону, в которую разворачивает карт и отпустить педаль газа или тормоза (в зависимости от того, какая из них была нажата в момент перед заносом).

В нашей школе картинга, на теории даются четкие представления о том, что заносы делятся на управляемые и не управляемые. Чтобы быстро проходить круг на трассе с использованием заноса, нужно стараться чтобы он был исключительно управляемым.