Императивный и диспозитивный метод экологического права. Артем васильевич сазыкинэкологическое право

Метод правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет экологического права. Экологизация как способ правового регулирования экологических отношений.

Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве.

Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства.

Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.



Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.

Проблема метода правового регулирования в экологическом прав продолжает оставаться дискуссионной. В самом общем виде под методом правового регулирования понимается совокупность закрепленных в юридических нормах способов (приемов, средств) воздействия н поведение людей, участвующих в регулируемых правом общественных отношениях.

В настоящий момент в экологи­ческом праве действует два метода правового регулирования - импе­ративный и диспозитивный. Данные методы находятся и динамичном взаимодействии, и, несмотря па определенное доминирование импера­тивного метола, нельзя все же говорить о его однозначном господстве в регулировании экологических отношений. Значение императивного метода оправдано публичным характером экологических отношений, ролью и ответственностью государства за сохранение благоприятных условий жизни для населения.

Императивный метод в экологическом праве означает установление предписаний, дозволений, запретов субъектам экологических правоот­ношений проявляется в возможности применения государственного принуждения к исполнению правовых предписаний юридическими лицами и гражданами, включая иностранных, а также должностными лицами. Особенностью данного метода является обязательное участие в таких правоотношениях государства в лице специально уполномо­ченных органов или органа местного самоуправления. В связи с этим стороны такого правоотношения находятся в неравном положении в отношениях власти и подчинения. Данный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах.

Во-первых, в установлении нормативов предельно допустимых концент­рации химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, а также нормативов допустимых физических воздействий. Эти нормативы являются обязательными для соблюдения субъектами экологических правоотношений, которым они адресованы.

Во-вторых, в лимитировании и лицензировании деятельности, связанной с осуществлением выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также размещением отходов производства и потребления.

В-третьих , в установлении обязательности проведения государственной экологической экспертизы, без положительного заключения которой не допускается осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

В-четвертых , в проведении государственного экологического контроля за хозяйственной деятельностью природопользователей, обязательностью к исполнению предписаний должностных лиц, его осуществляющих.

В-пятых , в установлении случаев обязательной экологической сертификации для обеспечения экологически безопасной) хозяйственной и иной деятельности на территории России.



В-шестых, установлении оснований и порядка привлечения к юридической ответс­твенности за нарушение экологических норм и правил. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.

Диспозитивный метод основывается на равенстве сторон правоотношения и возможности выбора ими самостоятельно той или иной модели поведения. Главной задачей данного метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических правоотношений. Свое конкретное содержание он имеет, например, при осуществлении добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18 Закона об охране окружающей среды).

Под системой экологического права понимается научно обоснованная последовательность расположения эколого-правовых институтов норм в зависимости от их значимости, роли и содержания обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Правовой институт - это совокупность норм, призванных регулировать в рамках предмета данной отрасли права определенные, обладающие относительной самостоятельностью общественные отношения, также связанные с ним производные отношения.

Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых экологических отношений, составляют общую часть экологического права, куда входят следующие основные институты:

1. государственное и муниципальное управление охраной окружаю­щей среды;

2. нормирование качества окружающей среды;

3. экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

4. экологический контроль;

5. ответственность за нарушение экологического законодательства.

Особенная часть экологического права складывается из институтов и норм, определяющих требования к субъектам экологического права в определенных сферах деятельности или на определенных территориях, и включает:

1. экологические требования в процессе осуществления отдельных видов деятельности (сельскохозяйственной деятельности, энергетике, обороны и т.д.);

2. правовая охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях;

3. правовое положение особо охраняемых природных территорий;

4. правовое положение зон экологического бедствия;

5. правовая охрана отдельных видов природных объектов.

1. Понятие экологического права, история его развития и становления

Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

С точки зрения истории система правового регулирования взаимодействия общества и природы делится на четыре этапа:

1) гражданско-правовой;

2) земельный;

3) земельно-ресурсный;

4) экологический.

Основная роль в системе регулирования «общество – природа» всегда принадлежала земельному праву. В русском дореволюционном законодательстве земельное право не являлось самостоятельной областью права. Первоначально оно входило в состав гражданского права. Это обуславливалось тем, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

Декрет 1917 г. и последующие декреты Советского государства отменили частную собственность на землю. Земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Таким образом, земельные отношения вышли из гражданских и стали самостоятельной правовой областью.

В дальнейшем земельное право развивалось по пути дифференциации земельных отношений. Однако процессы дифференциации, свойственные правовым системам XX в., не вышли за рамки дозволенного, т. е. только государство являлось собственником земли, недр, воды, лесов.

Исторический процесс, который проходил в рамках административного социализма, привел к тому, что экологическое право стало представлять собой совокупность природоохранительного и природно-ресурсового права.

При распаде системы административного социализма и переходе к рыночной экономике произошла денационализация природных ресурсов, в результате чего вместо единой исключительной государственной собственности установилось несколько форм собственности на природные ресурсы. К таким формам относятся: право государственной, частной и муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы становятся объектами хозяйственного оборота. Постепенно из земельных отношений выделяются отношения, которые приобрели имущественный характер Метод правового регулирования становится гражданско-правовым, в основу которого положено равенство сторон.

В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:

1) отношения, имеющие волевой характер;

2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;

3) отношения, составляющие сферу действия эколого-правовых норм.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предмет экологического права отличается:

1) от природно-ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;

2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения

Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;

15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;

17) обращении с отходами производства и потребления;

18) установлении защитных и охранных зон;

19) приватизации и национализации имущества;

20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.

5. Специфические черты экологического права

Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.

Граждане имеют право:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

6. Источники экологического права

Источники экологического права нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

7. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения

Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права. Основаниями возникновения юридических правоотношений являются юридические факты, которые подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения и т. п. Однако события не всегда выступают как чисто природные явления. Довольно часто они являются следствиями непродуманной человеческой деятельности.

Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей. Выделяют следующие виды поступков: позитивные; негативные.

Позитивное поведение человека в качестве участника экологических правоотношений – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:

1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;

2) охрана окружающей среды – экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. Первую группу составляют основания, происходящие по воле природопользователя; к ним относятся: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.

Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

2) решение суда, арбитражного суда;

3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.

Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе российского права необходимы, как минимум, четыре условия:

1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;

2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;

3) потребность в особом методе правового регулирования;

4) наличие либо потребность в особых источниках права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специ­фическим способом регулирующих экологические общественные отношения с целью достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Окружающая среда становится объектом общественных отношений из-за ее использования, эксплуатации полезных свойств природных объектов, присвоения людьми продуктов природы. Окружающая среда - совокупность компо­нентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропо­генных объектов. Это обстоятельство и определяет значение отношений в сфере охраны окру­жающей среды, их специфику и отличие от иных общественных отношений.

Хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на всю окружающую среду, а не только на отдельные виды природных объектов. Взаимосвязь отношений по поводу использования природных объектов и их охраны заложена в самом характере пользования природными ресур­сами. Именно в результате эксплуатации природных ресурсов и возникает необходимость охраны как непосредственно используемого объекта природы, так и других объектов, находящихся в есте­ственной экологической взаимосвязи с ним, от неправильного, нерационального использования.

Правильное определение предмета правового регулирования является обязательным условием правильного применения правовых норм.

Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками.

1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей. Определение волевого характера общественных отношений равносильно определению возможности правового воздействия на те или иные общественные отношения. Например, изменить путь миграции диких животных человек не может; это не зависит от воли человека. Но учесть это условие при строительстве дорог, маги­стралей вполне возможно. Таким образом, в качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию и имеющие право­вую природу.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различ­ные экологические системы (это и есть окружающая среда), а также многообразных экономи­ческих связей. В силу того, что объекты природы являются одновременно компонентами окру­жающей среды и имуществом, общественные отношения, возникающие по поводу этих объектов, имеют эколого-имущественный характер.

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Природа объекта, по поводу которого складываются общественные отношения, имеет двойст­венный характер: 1) общую для всех объектов природу возникновения и состояния; 2) специфи­ческую природу возникновения и существования, обусловленную особенностями природного объекта.

Специфика природных объектов определяет и специфику общественных отношений. Это общественные отношения, связанные с изъятием объекта из природной среды (полезные ископае­мые, животные и т.п.); связанные с использованием полезных качеств природного объекта (почва, лечебно-оздоровительные местности); связанные с внесением в природную среду вещества или энергии, ранее не существовавших в природе или существовавших в незначительных количествах (отходы, выбросы, сбросы); возникающие в связи с преобразованием используемого природного объекта (улучшение почв и т.п.).

Следует отметить, что экологические общественные отношения имеют особенности: 1) они носят исторический характер, т.к. связаны с исторической обстановкой, сложившейся в результате их использования (на данном этапе преобладает потребность в развитии природоохранных норм); 2) они зависят от уровня развития производительных сил и состояния международного сотруд­ничества; 3) во всех экологических отношениях присутствует государство, действуя от имени народа и в его интересах (публичный характер); 4) кроме цели непосредственной эксплуатации природного объекта всегда присутствует цель сохранения, улучшения и восстановления природ­ного объекта.

Таким образом, экологические общественные отношения – отношения между людьми по поводу объектов природы, охраны окружающей природной среды.

Предмет экологического права – общественные отношения по поводу сохранения, улучше­ния, восстановления, эффективного использования природных объектов в целях сохранения окру­жающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.

Для характеристики законодательства об охране окружающей среды особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отноше­ний или конкретную сферу общественных отношений.

Предмет и метод должны обладать определенным единством. Специфика экологических общественных отношений порождает и специфичность метода. Любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной реализации природопользования необхо­димо еще и подчиняться данным законам, т.е. экологизировать каждое свое действие, связанное с вторжением в природную среду. Метод экологизации считается основным в экологическом праве и включает следующие элементы .

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых нуждается в правовом регулировании.

2. Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями влияют на экосистему страны.

4. Четкая регламентация правил экологопользования.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.

Перечисленные элементы составляют содержание метода экологического права.

Но метод экологизации будет проявляться через императивный или диспозитивный подходы при установлении обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Они адресованы государственным органам, органам мест­ного самоуправления, юридическим и физическим лицам. В области охраны окружающей среды – это установление разного рода запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов антропогенных взаимодействий на природную среду; выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т.п.

Диспозитивный подход выражается в рекомендациях, санкционировании принятых экологопользователем решений и в разрешениях.

Санкционирование как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов правоотношений выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по уста­новленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих реше­ний появится с момента утверждения их компетентным органом.

Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении неограни­чен­ного права принимать решения по определенному кругу вопросов.

Таким образом, метод правового регулирования экологического права – это способ право­вого воздействия на экологические общественные отношения (путем законодательного закреп­ления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, струк­туры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламента­ции правил экологопользования).

В основе правового регулирования экологических отношений лежат определенные начала и принципы, которые отражают сущность экологического права и определяют тенденции развития.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных эколо­гических условий для жизни, труда и отдыха населения является основополагающим в экологи­ческом праве.

Одним из способов реализации этого права является нормирование в сфере окружающей среды, которое проводится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения.

Принцип научно – обоснованного сочетания экологических и экономических интересов обще­ства . Следование этому принципу призвано создать условия для выработки реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную среду для жизни и в то же время обеспечить развитие экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Наиболее эффективным и действенным средством, позволяющим решить эту проблему, являются оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Эти правовые инструменты применяются на стадиях принятия решений о хозяйственной деятельности, проекти­ровании хозяйственных объектов и т.д. и носят превентивный характер.

Принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды . Реализация этого принципа увязана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необ­ратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. С этой целью разрабатываются правила экологически обоснованного поведения природопользователей, которые регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов путем закрепления прав и обязанностей субъектов по использованию природных ресурсов, их охране и восстановлению. Наряду с правилами поведения в необходимых случаях устанавливаются соответствующие ограничения и запреты, а также лимиты в сфере природопользования.

Принцип соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвра­ти­мость наступления ответственности за их нарушения. Нарушение данных требований влечет отрицательные экологические последствия, наносит ущерб природе и здоровью человека. Соблю­дение принципа законности обеспечивается посредством осуществления государственного контроля за выполнением требований законодательства об охране окружающей среды и привле­чения лиц, виновных в нарушении его требований, к уголовной, административной, дисципли­нарной и гражданско-правовой ответственности.

Принцип гласности . Гласность в сфере охраны окружающей среды означает право граждан и общественных экологических объединений требовать от соответствующих органов предостав­ления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды . Воздействие обще­ства на природу носит глобальный характер. Игнорирование экологических требований одним государством может нанести ущерб интересам других государств. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды реализуются в нормах международного права окружающей среды и часто находят отражение в национальном праве.

Перечисленные принципы не являются чем-то раз и навсегда установленным. С изменениями исторических условий и политических задач они могут изменяться, дополняясь новыми принци­пами (рис. 2).


Рис.2. Принципы экологического права.

Соблюдение принципов в процессе законотворчества позволяет:

а) создать стройную, сбалансированную систему норм, регулирующих экологически значи­мое поведение людей, не способную нарушить устойчивость, общеправовой порядок и структуру права в целом;

б) рассчитывать на эффективную реализацию предписаний об охране окружающей среды.

Метод правового регулирования связан с вопросом, каким образом право регулирует общественные отношения. Под методом правового регулирования общественных отношений понимают совокупность средств и приемов, посредством которых право через поведение субъектов влияет на общественные отношения. Это общее определение метода правового регулирования общественных отношений в своей основе касается и метода регулирования экологических отношений.

В действующей системе права относительно регулирования общественных отношений используют два основных способа воздействия на поведение человека: диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон; императивный, основанный на властных предписаниях. Если исходить из этой классификации метода правового регулирования, то нет необходимости в обязательном определении метода для каждой отрасли права, поскольку указанные элементы охватывают основные способы и приемы воздействия на общественные отношения. Однако использование указанных методов не исключает, а даже предполагает установление дополнительных и специфических способов воздействия на субъектов регулируемых отношений, с учетом их характера. Кроме того, в литературе справедливо отмечается, что метод правового регулирования является багатоелементним явлением и может заимствовать приемы и способы воздействия на субъектов в однородных отраслях права, формируя при этом определенные специфические черты метода самостоятельной отрасли права.

В экологическом праве применяются приемы и способы диспозитивного (гражданско-правового) и императивный (административно-правовой) методов правового регулирования экологических отношений. Этот особый (смешанный) метод правового регулирования составляют названные элементы их сочетание образует этот отраслевой метод, определяет его специфику, что проявляется во всех элементах системы экологического права.

Приемы и способы диспозитивного метода используются чаще всего при регулировании отношений собственности на природные объекты, договорных отношений, отношений по поводу совместного использования природных объектов, при решении эколого-правовых споров, при возмещении ущерба разных видов и т.д. В современных условиях, учитывая развитие рыночных отношений, этот метод будет получать все более широкое применение. Оптимальное сочетание двух методов правового регулирования экологических отношений - единственно верный путь надлежащего правового регулирования. Использование императивного метода регулирования экологических отношений в настоящее время является необходимым и оправданным. Этому методу присущ проявление власти и подчинения. Сущность метода заключается в установлении предписаний, разрешений, запрещений, ограничений и др. Он проявляется в проведении экологической экспертизы, в случаях возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, при осуществлении необходимых охранных экологических мероприятий и т.п. В таком случае следует преимущественно использовать властные предписания, обязательные для исполнения. Необходимо подчеркнуть, что при регулировании экологических отношений применяется преимущественно именно императивный метод.

Итак, метод правового регулирования экологических отношений базируется на сочетании императивных и диспозитивных способов и приемов воздействия норм экологического законодательства на субъектов таких отношений. Таким образом, экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свой метод правового регулирования экологических отношений.

Понятие экологического права

Экологическое право является юридической формой экологических отношений. Вопрос о экологическое право как отрасль права, его становление, впервые были рассмотрены в правовой литературе в монографии О. С. Колбасовим. Его развитие и становление проходит в широкой научной дискуссии, что является вполне оправданным, ибо только в процессе научного обсуждения можно выработать оптимальный подход к пониманию экологического права.

И.И. Каракаш обращает внимание на то, что когда в 80-е годы прошлого века преимущественно признавалось природоресурсовое право, в которое включались и экологические отношения, то в 90-е - наоборот, приоритетным стало экологическое право, что интегрировало природноресурсовые отношения. Несмотря на схожесть этих отраслей законодательства и права, они все же имеют существенные различия и отличаются своей структурой, системой, источниками, методами и принципами регулирования, содержанием правовых институтов и т.д. В связи с этим И. Каракаш считает, что природноресурсовые отношения являются достаточно самостоятельными и могут рассматриваться как отдельные общественные отношения. Этим он объясняет выделение природноресурсових отношений со склада экологических отношений. Кроме того, природноресурсовые отношения имеют комплексный характер, поскольку объединяют земельные, горные, водные и лесные общественные отношения, также отношения по использованию объектов природно-заповедного фонда, растительного и животного мира и других природных объектов и их ресурсов. Вызывает определенные сомнения позиция автора относительно характера природноресурсових отношений, поскольку вряд ли можно на основании указанных разновидностей отношений говорить об их комплексность. Скорее всего более обоснованным будет положение относительно сложного характера правоотношений. Но впоследствии автор приходит к выводу, что так или иначе дифференцированный и интегрированный взгляды на современное экологическое право предоставляют основания для определения однородности или комплексности содержания его правовых норм и структуры как отрасли права. Однако они существенно не влияют на определение самостоятельной природы самой отрасли экологического права. Таким образом, экологическое право рассматривается им как самостоятельная отрасль отечественного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, установленных и гарантируемых государством, регулирующих общественные отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, с целью защиты экологических прав и свобод граждан, обеспечения экологической безопасности общества и экологических интересов нынешних и будущих поколений людей в качественном состоянии окружающей среды.

Высказанные в науке мнения относительно понятия экологического права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы считают, что экологическое право принадлежит комплексных (интегрированных) отраслей права, в состав ее входит несколько самостоятельных отраслей права, которые регулируют различные виды экологических отношений. При этом комплексность экологического права такие авторы трактуют по-разному. Например: а) каждая отрасль права, входит в состав экологического права, регулирующая самостоятельный вид экологических отношений, в основу которых положены различные экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, лесное, водное, горное, фаунистическое, атмосфероповітряне и др.; б) экологическое право - интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, реализации защиты экологических прав. С точки зрения Ю. С. Шемшученко, определяющим для предмета экологического права как комплексной отрасли являются четыре группы общественных отношений: а) отношения по охране окружающей природной среды; б) отношения по использованию природных ресурсов; в) отношения по обеспечению экологической безопасности; г) отношения по поводу формирования, сохранения и рационального использования экосети. Несколько похожей является позиция В. В. Костицкого.

В условиях современности все больше обращается внимание на общепризнанные принципы приоритета международного права, согласно которым государство обязано адаптировать свою эколого-правовую терминологию международных стандартов. Некоторые специалисты считают, что целесообразно употреблять термин "среды", который является более адекватным срочные "окружающая среда", чем "окружающая среда" или "экологический", в названии отрасли права. А ситуацию, когда одна и та же отрасль права имеет разные названия, нельзя считать нормальной.

Одновременно получает развитие и концепция, согласно которой экологическое право является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль в общей системе права. Так, Ю. О. Волк считает, что природоресурсове (экологическое) право имеет единый предмет правового регулирования - общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов. Другие авторы, поддерживая такое мнение, считают, что единые экологические отношения имеют несколько разновидностей (земельные, водные, лесные, горные, фаунистические, атмосфероповітряні и др.), которым присущи свои существенные специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного, водного, лесного, горного, фаунистических, атмосфероповітряного, природно-заповедного и т.д. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексної) отрасли права и внутреннюю дифференциацию.

Важно подчеркнуть, что В. В. Петров, который длительное время не разделял таких взглядов, в последних трудах обоснованно отмечает, что экологическое право, учитывая его предмет является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо отмечается, что экологические отношения являются единственными.

Еще одна интересная точка зрения: О. Л. Дубовик рассматривает экологическое право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей природной средой, предлагает определить место экологического права в правовой системе как над/супер/более отрасль права, мотивируя это тем, что главная цель экологического права-сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека.

В юридической литературе имеются и другие предложения по выделению подотраслей (сфер) экологического права - флористического права, ландшафтного права и др. Юристы также обосновывают наличие комплексной отрасли экологического права - права экологической безопасности, а также эколого-процессуальной подотрасли.

Можно сделать вывод, что в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированным является мнение тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексну) отрасль права с підгалузевою структурой. Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические отношения, которые возникают между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны, а в определенных случаях - защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий, и удовлетворение экологических и других интересов соответствующих субъектов и поддержания устойчивого экологического развития, экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах.

Наряду с изложенным следует помнить, что экологическое право - это относительно "молодая" отрасль права, которая развивается очень динамично в современных условиях. Многочисленность и разнообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих экологические отношения, обусловленные большим количеством объектов указанной отрасли права и их видовой дифференциацией. Много общественных отношений уже екологізовано, часть еще нуждается в дальнейшей экологизации, продолжается процесс систематизации экологического законодательства.