Историческая правда и вымысел в «Песне о вещем Олеге. Основная идея «Песни о вещем Олеге» Пушкина

«Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в пору своего творческого расцвета, в 1822 году. Над созданием не самого длинного стихотворения поэт работал почти целый год, обращаясь к истории, изложенной в V томе сочинений Карамзина. Именно там пересказывается жизнеописание Олега, князя Киевского, дошедшего до Царьграда и прибившего на врата города свой щит.

Стихотворение впервые увидело свет в 1825 году: оно было напечатано в «Северных Цветах» - альманахе, издаваемом Дельвигом.

Главная тема стихотворения

Основная тема, на которой, собственно, и строится сюжет, - тема предопределенности судьбы и свободы выбора. Это общее понятие имеет множество сложнейших оттенков, которые требуют последовательного изучения.

Главным событием, переломным моментом в жизни вещего Олега является встреча с кудесником, который предрекает ему смерть «от коня своего». Этот эпизод как бы разбивает все существование князя на две части: если раньше он действовал сообразно со своим представлением о мире, занимался обычными государственными делами - например, собирался «отмстить неразумным хазарам», - то сейчас он вынужден считаться с полученной информацией. И Олег принимает решение, которое кажется ему единственно верным: он отказывается от своего верного коня, который был спутником во многих битвах, и пересаживается на другого.

Это яркий эпизод, в котором Пушкин со свойственной ему гениальностью обращает внимание читателя на бесконечное множество значительных мелочей. Образ Олега - это образ человека, которому, несмотря на высокое положение, свойственны совершенно обычные чувства и эмоции. Он не желает преждевременно умирать, но ради самозащиты предпринимает не самые приятные для себя шаги. Он, очевидно, любит своего коня, отдает приказ всячески заботиться о нем, он грустит из-за необходимости расстаться с верным другом, но желание жить - гораздо сильнее.

Предосторожности оказываются излишни: Олег умирает, как и предсказано, «от коня»: змея, выползшая из черепа уже погибшего животного, жалит князя в ногу, и тот погибает.

В этом скрыта тонкая и горькая ирония: предсказание волхва сбывается так или иначе. Знай Олег о том, какая именно смерть ему уготована - как бы вел он себя тогда? Стал бы он отказываться от своего друга? Как изменило его жизнь предсказание волхва (выпрошенное им же самим, к слову - к его собственной беде)? Пушкин оставляет эти вопросы без ответов, предоставляя читателю поразмыслить над ними самостоятельно. При этом, что интересно, князь Олег в тексте назван «вещим» - знающим, способным самостоятельно предугадывать ход событий. Складывается впечатление, что предсказание волхва, которое князь не смог разгадать, является своеобразной иронией злого рока.

Структурный анализ стихотворения

Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов. Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью.

Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.

Вывод

«Песнь о вещем Олеге» - яркое, многогранное произведение. Поэт говорит о предопределенности и о том, возможно ли избежать злого рока, рассуждает о человеческом желании противостоять судьбе и об ошибках, допускаемых на пути к этой цели. Поднятые Пушкиным вопросы о судьбе, о человеческих слабостях, о жертвах во имя своей жизни являются важными, и каждый читатель находит ответы на них самостоятельно.

Основой стихотворения "Песнь о вещем Олеге" Пушкина стал летописный рассказ о судьбе первого князя киевского (правил в 879 - 912-м годах), с которым поэт ознакомился по "Истории Государства Российского" Карамзина.

Пушкин воссоздает событийную канву летописи, однако образная система стихотворения включает в себя большее количество образов, хотя, разумеется, центральными остаются два: образ князя Олега и "мудрого старца", открывшего князю его судьбу. Но большое значение имеют также образы русской дружины, созданный в фольклорных традициях, и коня - этот образ создается через показ того, как кудесник описывает поведение коня в бою, а также через описание отношение Олега к его "товарищу", тех чувств, которые испытывает князь, узнавший о том, что ему суждено "принять смерть" от "коня своего".

Олег показан могучим, храбрым воином, который думает не о себе, а об интересах Родины, его "месть" "неразумным хозарам" является ответом на "буйный набег", она справедлива по самой сути своей. Его отношение к волхву уважительно, он сам подъезжает к нему, просит его "сказать", "что сбудется в жизни со мною", обещая при этом, что любое предсказание он примет как проявление высшей воли. В таком поведении князя проявляется его достоинство, умение ценить другого человека и высшие силы, посланцем которых этот человек является на земле.

"Старец" также ведёт себя с большим достоинством, он чувствует себя сильным потому, что ощущает посланцем "воли небесной": "Волхвы не боятся могучих владык, А княжеским дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык...". Говоря о том, что Олег неуязвим в битве, старец объясняет это не столько несомненным личным мужеством и победами князя ("Победой прославлено имя твое"), сколько опять же высшей волей: "Незримый хранитель могущему дан". И этот же "незримый хранитель" оказывается бессильным перед "жребием", который предначертан князю: "Но примешь ты смерть от коня своего"...

Примечательно, что слова старца восприняты Олегом с недоверием - "Олег усмехнулся", - но ослушаться высшей воли даже князь не может, поэтому он прощается с конем, надеясь таким образом избежать уготовленной ему судьбы. Олег воин, поэтому по полагает, что "смерть от коня своего", - это смерть в бою, когда конь не выручит своего хозяина. Первая часть произведения "Песнь о вещем Олеге" заканчивается сценой трогательного прощания князя с "верным конем", которому теперь предстоит жить вдали от битв и опасностей, ведь Олег приказывает сделать всё так, чтобы конь ни в чем не знал нужды, проявлением такой заботы выражая благодарность ему за верную службу.

Вторая часть стихотворения начинается со сцены пира, на котором князь, "кудри" которого "белы, как снег" (с помощью этого образа автор показывает, что прошло много времени после предсказания) вспоминает о своем "коне ретивом", своем "товарище". Известие о смерти коня вызывает у князя горькое чувство, он винит старца в том, что тот "глупый, безумный старик", сожалеет о том, что поверил его предсказанию, и "хочет увидеть он кости коня".

Увидев "благородные кости" своего "одинокого друга", Олег обращается к ним со словами успокоения и сожаления, но, как выясняется, именно сейчас и наступает время исполниться предсказанию: "Так вот где таится погибель моя! Мне смерию кость угрожала! Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь"... Развязка наступила тогда, когда смертный, мыслящий земными категориями, не мог ожидать её - но предсказание "мудрого старца" сбылось, поскольку он всего лишь озвучил волю "Перуна" - верховного языческого божества славян.

Стихотворение "Песнь о вещем Олеге", анализ которого мы провели, утверждает незыблемость миропорядка, при котором от самого человека практически ничего не зависит, когда только высшая воля определяет судьбу каждого - от князя до последнего живого существа. Особого рода языческий фатализм, присущая древним славянам вера в судьбу выражены в этом стихотворении, которое очень необычно по жанру ("песнь"), в котором Пушкин-романтик полностью проявил себя.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии.
Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником.
Пушкин любил и знал историю. В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неизбежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством князя:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Олег показывается в «Песни...» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег:
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
.Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.
Предсказатель - «вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», он предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, не зависит от чьего-то мнения. Ему нечего бояться, он многое видел на свете:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Олегу кажется, что он сможет уйти от злого рока, и он отсылает коня, пытаясь избавиться от угрозы смерти:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня.
Но через много лет, когда князь думает, что опасность миновала, потому что его конь мертв, судьба настигает Олега:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Пушкин представляет коня таким же сильным и смелым, как и его хозяин. Он верен Олегу, который ценит его преданность:
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
А где мой товарищ? - промолвил Олег, -
Скажите, где конь мой ретивый?
А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно. Ведь друзья всегда помогут, не бросят в беде, настоящими друзьями нужно дорожить.
Сюжет и язык «Песни о вещем Олеге» завораживает, запоминается, надолго оставаясь в сердцах читателей, наводит на серьезные мысли о смысле жизни, о роли человека.

Литературное наследие – один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей – Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

    изображение таинственного, загадочного мира;лаконичность;переплетение лирической и эпической составляющих;наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;возможная замена сюжета диалогом между героями;сочетание фантастики и реальности;изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.

Одним основоположником русской литературы по праву считают опального поэта Александра Пушкина, которые в своих великолепных произведениях старается разбудить чувства человека, пробуждая лишь только его самые лучшие качества. Он помогает человеку понять и разобраться в прошлом и в будущем. Поэт легко и ненавязчиво в своих литературных творениях заставляет забыть все жизненные мелочи и заботы, которые мешают их счастью. В его произведениях читатель сталкивается с особым восприятием современного мира, поэтому до конца понять этот чувственный и эмоциональный порой невозможно.

Пушкин в своих произведениях очень ярко описывает все основные черты русского характера, показывая его лучшие стороны. Основной темой его творчества становится история, прошлое своей родины. Этой теме посвящено пушкинское произведение «Песнь о вещем Олеге». В этом стихотворном творении легко и свободно опальный поэт описывает то историческое событие, которое действительно произошло в определенную эпоху.

Известно, что историческое пушкинское стихотворное произведение было написано в девятнадцатом веке. Точная дата написания - 1822 год. Считается, что это стихотворение отразило смерть великого князя Древней Руси, который был известен и славен своими военными походами, которые обычно очень хорошо оканчивались. О его победах слагались настоящие легенды. Александр Пушкин это историческое событие отразил в своем поэтическом творчестве. По содержанию пушкинского текста вещий Олег, собираясь в поход, решает сразиться с хазарами, чтобы отомстить им. Олег идет со своим войском упорно, чтобы отомстить за то, как они в последний раз напали на его родину, а теперь он также все сжигает на своем пути.

И вот князь Олег вместе со своей дружиной едет по полю, где должна состояться битва. Таков сюжет пушкинского произведения, а вот в исторической летописи Олег совершает свой поход в греческую империю, где в то время была столицей город Царьград. Тогда по приказу князя были вытащены на берег корабли, которые тут же поставили их на колеса, и было решено поднять на них паруса. Такое видение страшит греков и они, видя странные сооружения, которые вдруг заезжают в их город, согласны уже на любые условия, даже выплатить дань.

Несмотря на свое согласие, они пытаются хоть немного изменить ход всей войны, чтобы выиграть ее. А Олегу, чтобы навсегда уничтожить его, преподносят пищу и напитки, которые уже отравлены. Но князь, понимая, что перед ним неприятель, их угощения не принимает и, соответственно, коварный замысел врагов срывается. После этого слава о мудром Олеге принесла ему известность, и вскоре его стали называть Вещий Олег. Он смог не только предугадать попытку отравления, но и смог предвидеть те события, которые произойдут, смог их использовать так, как ему было удобно. Это помогло ему в этой сложной битве одержать желанную победу.

Но автор говорит и о том, что рок преследует его героя, он определяет то, каким будет его будущее. И эта тема занимает особое место в пушкинском произведении. Пушкин говорит о том, что конь под князем смелый, который не боится боя, хорошо понимает своего хозяина. Если нужно, то он будет стоять смирно, даже если стрелы вражеские будут лететь мимо. Но стоит только его господину пришпорить его, то конь помчится быстро по полю. Не боится этот конь ни холода, ни дождливой погоды. И вдруг Олегу предсказывают, что смерть он свою примет от верного коня.

Автор показывает, как начинает его герой сомневаться, пытаясь осознать суровую действительность. Судьба человека занимает в пушкинском стихотворении центральное место. Ведь человек не существует, пользуясь только своим разумом, он живет, поэтому и испытывает и волнения, эмоции и чувства, которые наполняют его жизнь, делает ее более насыщенной и яркой. Поэт говорит своему читателю о том, что человек не может изменить свою судьбу, а она не выбирает своих жертв.

Предсказатели судеб не бояться властных и богатых людей земного мира, так как они подчиняются божественной силе. И волхвам совсем не нужен дар от князей, так как их истина свободна и правдива. Они не могут говорить то, что от них желают услышать. Обычно человек не знает о своей судьбе ничего, это тайное скрывается от каждого. Но волхвы имеют дар предсказания. И один из таких предсказателей решает рассказать судьбу и князю Олегу.

Пушкин берет за основу историю существования князя Олега, его подвиги также подтверждены древними летописаниями. Поэтому получается, что автор показывает историческую правду. С уважением поэт описывает подвиги Олега, показывает он и то, какая сильная личность была в Древней Руси, какой смелый и отважный характер имел князь. Но ведь пушкинское стихотворение об этом человеке - это литературное произведение. Соответственно, автор вводит и образные выражения, когда пытается показать то, что у природы есть свои законы. И это поэт делает при помощи мифологических образов.

О том, какова судьба человека и от чего она зависит, еще задумывались первобытные люди. В это время человек начинал понемногу осознавать, что он сам не в силах изменить своей жизни, а зависел во многом от тех людей, которые его окружали, да от мира природы. Интересную легенду о том, как умер славный князь Олег, прославивший себя военными подвигами, опальный поэт знал с раннего детства, и эта трагическая история в то время очень сильно поразила его. Маленький Пушкин рисовал эту историю в своем воображении.

И только уже используя эту легенду, поэт берет ее за основу и перерабатывает так, чтобы выделить в нем еще и мотив привязанности князя к своему боевому товарищу. Добавляет Пушкин в свой стихотворный сюжет и кудесника, который как раз и предсказывает Олегу его судьбу. Он эту встречу описывает так: из темного и густого леса прямо навстречу князю неожиданно выходит кудесник, который не подвластен людям. Он лишь только подчиняется Перуну, который помогает ему в предсказаниях будущего. Перун весь свой век провел в гаданиях и мольбах.

Вот теперь предсказатель и слуга Перуна сам подъезжает к Олегу. Он предсказывает ему погибель от верного товарища, которого князь проверил в боях. Предсказание сбывается, так как Олег, приблизившись к черепу своего верного коня, умирает. Но погибель приходит от змеи, которая затаилась в черепе коня. А ведь известно, что змея и ее укусы всегда считались признаками смерти, хаоса, это некий символ греха и зла. Судьба человека подвластна лишь только богам. Ничего невозможно изменить в человеческой судьбе, от нее некуда не уйдешь, все уже предопределено.