К принципам финансовой деятельности государства относятся. Принципы финансовой деятельности. Принципы финансовой деятельности государства

2. Основными принципами финансовой деятельности являются: законность, гласность, федерализм (сочетание централизма с самосто­ятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния), плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фон­дов денежных средств детально регламентируется нормами финансо­вого права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до све­дения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информа­ции, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятель­ность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утвер­ждения, исполнения закрепляются в соответствующих норматив­ных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

3. Финансовая деятельность государства осуществляется различ­ными методами. Методы делятся на две группы:

Методы собирания денежных средств;

Методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государ­ственные и местные бюджеты является налоговый метод, метод уста­новления налогов. С помощью данного метода государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сро­ки и размере денежные средства для зачисления их в бюджеты опреде­ленного уровня.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей в государственные внебюджет­ные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Их принято называть «социальными» налогами.

В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный характер изъя­тия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов.

Одним из наиболее важных методов является страхование. Всего существует шесть основных методов собирания денежных средств.

При распределении и использовании государственных денеж­ных средств применяются четыре основных метода, наиболее важными из которых являются методы финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и без возвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение денежных средств на условиях врзмездности и возвратности. Метод кредитования применяется в отношении госу­дарственных организаций, а также и иных, негосударственных орга­низаций, а финансирование применяется в отношении, государственных организаций.

4. Управление финансовой деятельностью осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Например, в соответствии с конституцией РФ, Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные за­коны по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регули­рования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государ­ственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.

Правительсгао РФ, осуществляя исполнительную власть, разрабатывает и предоставляет Государственной Думе проект федерального бюджета, организует его исполнение; представляет отчет об ис­полнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ еди­ной финансовой, кредитной и денежной политики и т. д. В Российской Федерации созданы и специальные органы исполнительной власти в сфере осуществления финансовой деятельности. Значительная роль в осуществлении финансовой деятельности Министерству финансов РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Основные задачи Министр -1 финансов РФ заключаются в:

Разработке и реализации стратегических направлений государственной финансовой политики;

Составлении проекта и исполнении федерального бюджета;

Обеспечении устойчивости государственных финансов и активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективности хозяйствования, а также осуществлении мер по развитию финансового рынка;

Разработке предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

Концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов;

Целевом финансировании общегосударственных потребностей;

Совершенствовании методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

Осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ возглавляет единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации, в которую кроме Министерства финансов РФ входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федеральногo казначейства.

Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам составе Российской Федерации, краям, областям, автономным формированиям и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов район подчинения), районам и районам в городах.

Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Казначейство формирует законодательные и исполнительные органы государствен­ной власти Российской Федерации о результатах исполнения федераль­ного бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также состоянии государственных внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ в целях улучшения орга­низации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета.

Главными задачами казначейства являются:

Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из прин­ципа единства кассы;

Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов,

Контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации и другие задачи.

Особое место в осуществлении финансовой деятельности занимает Центральный банк РФ (Банк России).

Банк России, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями.

По вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Уставной капитал и иное имущество Банка России является Федеральной собственностью. Банк России подот­четен Государственной Думе.

Подотчетность Банка России Государственной означает:

Назначение на должность и освобождение Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности чле­нов Совета директоров Банка России;

Представление Банком России Государственной Думе на рас­смотрение годового отчета,

Определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;

Проведение парламентских слушаний о деятельности Баика России с участием его представителей;

Доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Основными целями деятельности Банка России являются:

Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам

Для управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации создан Пенсионный Фонд Российской Федерации.

ПФР осуществляет свою деятельность, в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации утвержденным постановлением Верхов­ного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-1, самостоятельным фи­нансово-кредитным учреждением, обеспечивающим:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

Финансирование расходов, связанных с выплатой государ­ственных пенсий, пособий по уходу за ребенком по достижении опре­деленного возраста;

Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспо­собным гражданам;

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятель­ности ПФР и его органов;

Контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов от работодателей и граждан и т. д.

Пенсионный фонд РФ возглавляется постоянно действующим исполнительным органом - Дирекцией.

В республиках РФ, других субъектах РФ созданы отделения ПФР, в районах и городах действуют уполномоченные ПФР.

Фонд социального страхования РФ был создан для управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Основными задачами фонда являются:

Участие в разработке и_реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию со­циального страхования;

Обеспечении гарантированных государством пособий по вре­менной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутоа лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление ра­ботников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчи­вость Фонда и т. д.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ управляется исполнительной дирекцией фонда. Все федеральные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Формируется и развивается в соответствии с определенными принципами , т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований). Естественно, с тех пор эти принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

В целях совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

Введение...................................................................................................................2

Основы финансовой деятельности государства...................................................3

Принципы финансовой деятельности государства..............................................3

Заключение...............................................................................................................7

Список использованной литературы.....................................................................8

Введение .

Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, свойственных современным государствам с различным общественно-политическим строем.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Финансовая деятельность государства предназначена для материального обеспечения государственных мероприятий. Задачи финансовой деятельности выражаются в целях социально-экономического развития государства, поддержания обороноспособности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Основы финансовой деятельности государства .

Финансовая деятельность государства - это деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Основы финансовой деятельности государства закреплены в соответствующих статьях Конституции РФ (п. "ж", "з" ст.71; п. "и" ст. 72; п. 3 ст. 104; п. 3, ст. 106 и др.).

Принципы финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, её общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди основных принципов можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другим отрицательным последствиям. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2,15,57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Государство изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым несомненно является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год.

Таким образом, принцип плановости является неотъемлемым условием всей финансовой деятельности государства.

Заключение.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

В основе финансового права лежат нормы Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (ст. 71, п. «ж», «з»; ст. 72, п. «и»; ст. 72, 106 и др.).

Конституционные основы служат базой для развития финансового законодательства. В то же время именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.

Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Среди основных принципов можно выделить следующие: принцип приоритета публичных интересов, принцип федерализма, принцип законности принцип гласности, принцип плановости, принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления.

Список использованной литературы:

    Конституция РФ.

    Финансовое право Росси. Уч. Под ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2007 г.

    Финансовое право. Уч. Пособие под. Ред. Н.Н. Косаренко, А.Л. Кочергина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г.

    Химичева Н.И. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. -- М.: Юристъ, 2009 г.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

В своей финансовой деятельности государство руководствуется рядом принципов. Одним из них является публичный характер финансовой деятельности, что означает ее открытость. Важнейшие акты этой деятельности государства доводятся к сведению общественности благодаря средствам массовой информации.

Другим принципом финансовой деятельности является разделение функций между представительными и исполнительными органами власти.

С этим принципом тесно связано следующий - приоритет представительных органов власти перед исполнительными в решении государственных проблем, связанных с финансами.

Еще одним принципом является приоритетность публичных расходов относительно доходов казны.

Важным принципом финансовой деятельности государства является финансирование ее безопасности, осуществляется за счет централизованных государственных фондов.

Одним из принципов финансовой деятельности выступает единство финансовой деятельности и денежной системы государства, ведь государственные средства создаются и распределяются в денежной форме, закрепленной национальным законодательством.

В качестве одного из принципов финансовой деятельности рассматривают ее межотраслевой характер. Эта деятельность охватывает производственную и непроизводственную сферы экономики, содержание социальной сферы и т.д.

Принципу финансовой деятельности государства является также ее самостоятельность, то есть государство занимается этой деятельностью обособленно от других сфер деятельности, имея для этого финансовую систему с ее фондами и институтами.

Еще одним важным принципом финансовой деятельности государства является его социальная направленность. Данный принцип подразумевает ориентированность государства в своей финансовой деятельности на осуществление широкой и эффективной социальной политики, которая имеет практически воплощаться в реальности прав человека и гражданина, в существовании доступных и эффективных систем образования, здравоохранения, социального обеспечения, В поддержке малообеспеченных слоев населения и т.д.

Наконец еще одним принципом финансовой деятельности является принцип гласности, тесно связанный с первым из вышеупомянутых принципов - принципом ее публичного характера. Финансовая деятельность государства находится под контролем общества, в частности, благодаря избранному избирателями депутатскому корпусу. Выделим основные четыре принципа и рассмотрим их подробнее.

Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

В настоящий период идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РК и другими законами. Существенному изменению подлежит налоговое законодательство.

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы? Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие законам и даже Конституции РК. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если" правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении несравнима с такой же ролью государственных органов.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, термины быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая -- выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и других решений государственных органов.

Важность принципа гласности ГФК определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом. Гласность ГФК - необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа ГФК, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе (с учетом обеспечения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны) не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной и судебной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений (при этом также дается оценка как этих ответов, так и в целом реакции органов власти на выявленные нарушения и недостатки). Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые ГФК ошибки в их деятельности. Кроме того, это должно снизить риск низкого качества официальных ответов (несоблюдение сроков и установленного порядка предоставления ответов, несоответствие ответов существу поставленных контрольным органом вопросов, неправильная трактовка положений тех или иных нормативно-правовых актов, подтасовка фактов и т.д.). Необходима тесная связь органов ГФК со средствами массовой информации (радио, телевидение, пресса, издательства и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей и их покровителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность и вред, подорвет их репутацию. Также возникает необходимость защиты конфиденциальной информации в целях соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

При этом должны быть выработаны и в законодательном порядке закреплены процедуры обнародования результатов контроля (включая условия, процедуры санкционирования и т.д.). Необходимо также отметить, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости. Например, в странах Западной Европы бытует неписаное правило о том, что общественность является окончательным судьей контролера.

Принцип плановости определяется действием закона планомерного развития народного хозяйства. Сущность этого принципа заключается в том, что все финансово-кредитные отношения в промышленности осуществляются в соответствии с финансовыми и кредитными планами. Основная цель плановости в организации финансов промышленности -- обеспечить планомерный кругооборот фондов посредством образования и использования финансовых и кредитных ресурсов.

Показатели финансовых и кредитных планов тесно увязываются с производственными показателями и отражаются в одном плановом документе-балансе доходов и расходов предприятий. Это дает возможность осуществлять сбалансированность производственных и финансовых показателей, а также оказывать активное воздействие финансовых показателей на формирование производственных показателей, так как наличие финансовых ресурсов является критерием для определения объектов производственной программы.

Исходя из решений партии и правительства в области финансово-кредитного планирования осуществляются меры по своевременному составлению, рассмотрению и утверждению планов, их стабильности, более полному учету общественных потребностей, совершенствованию системы перспективных планов и их увязки с годовыми планами.

Принцип хозрасчетной деятельности лежит в основе организации финансов промышленных объединений и предприятий. Хозрасчет как метод планового ведения хозяйства базируется на сочетании централизованного управления производством с хозяйственной самостоятельностью объединений и предприятий, закреплением за ними основных и оборотных средств, фондов экономического стимулирования, предоставлением ряда прав, обеспечивающих самоокупаемость, наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Хозрасчетный принцип ведения хозяйства обусловливает необходимость покрытия затрат за счет собственных доходов и получения прибыли. Рентабельность производственного объединения и предприятия является важнейшим показателем эффективности производства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. Наряду с налоговым методом, которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов, предусматривающий покупку государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование – в отношении как государственных, так и иных, негосударственных организаций.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годового финансового планирования.