Как обозначается пешеходный переход знаками. Пешеходный переход: ПДД. Обязанности пешехода. Правила дорожного движения

Данная серия статей рассмотрит плюсы и минусы различных пешеходных переходов в городских условиях. Вся информация получена из отечественных нормативных и методических документов и из зарубежных источников (нормативы и исследования в Германии).

Все пешеходные переходы разделим на следующие типы:

  1. Нерегулируемые пешеходные переходы
  2. Регулируемые пешеходные переходы
  3. Регулируемые диагональные пешеходные переходы
  4. Пешеходные переходы в разных уровнях: надземные и подземные пешеходные переходы (внеуличные пешеходные переходы)
  5. Пешеходные зоны

В данной статье рассмотрим нормативные документы в России для проектирования нерегулируемых пешеходных переходах.

Отечественные нормативные документы о нерегулируемых пешеходных переходах

Основной неприятный момент состоит в том, что нет единого современного норматива, который бы полностью охватывал принципы проектирования нерегулируемых пешеходных переходов. Все условия разнесены по нескольким документам.

Основной документ в РФ, регламентирующий проектирование транспортной инфраструктуры в городах СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывает в п. 11.9, что видимость для условий «транспорт-пешеход» должна быть обеспечена для одного из двух случаев — для скорости транспорта 25 км/ч или 40 км/ч. 60 км/ч в этом пункте отсутствует. Не смотря на это на практике существуют нерегулируемые пешеходные переходы без ограничения скорости 25 или 40 км/ч. А какие условия видимости при этом должны быть обеспечены — не ясно.

Требование ГОСТ Р 52289-2004 в п. 8.2.6. исключено :

Островки безопасности, выделенные на проезжей части разметкой или бордюрным камнем, устраивают на наземных пешеходных переходах при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части и на расстоянии между тротуаром и краем островка не менее 10,5 м.

Требования ГОСТ Р 52766-2007:

4.2.5 Островки безопасности
4.2.5.1 При интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м .
4.2.5.2 Ширина островка должна быть не менее ширины пешеходного перехода, а длина — не менее 1,5 м.
4.2.5.3 Границу островка безопасности обозначают при помощи разметки и/или бордюра. Приподнятые островки с бордюрами на проезжей части устраивают при наличии стационарного электрического освещения. Высота бордюра должна быть (10 ± 1) см.
При разделении встречных транспортных потоков путем установки ограждений по оси проезжей части приподнятые островки безопасности с бордюрами не применяют.
4.2.5.4 (Исключен. Изм. № 1 ). Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 метров для островков, обозначенных разметкой по ГОСТ Р 52289, а для приподнятых островков с бордюрами — не менее 10,5 метров
4.2.5.5 Центр островка на проезжей части должен находиться в створе линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Допускается использование направляющего островка в качестве островка безопасности . (см. рис. ниже)
4.2.5.6 При размещении островка на проезжей части перед ним с двух сторон наносят сплошную наклонную линию разметки 1.1 по ГОСТ Р 51256, отводящую транспортные потоки от островка (переходная линия), с наклоном к оси дороги 1:20 (1:50)1).
4.5.2.4 Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности по 4.2.5.


Использование направляющего островка в качестве островка безопасности для перехода через одну полосу движения. Москва. Площадь Никитских Ворот. (Фото: Аркадий Гершман, http://gre4ark.livejournal.com/)

Кроме того в ГОСТ Р 52289-2004 в п. 7.2.14 указаны условия установки светофоров на пешеходных переходах.

  1. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.В населенных пунктах с числом жителей менее 10 000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов составляют 70% от указанных.
  2. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условию 1 одновременно составляют 80% или более от указанных.
  3. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условие 1 должно выполняться на 80% или более.

И пункт 7.3.4. ГОСТ Р 52289-2004

Светофоры П.1 и П.2 (пешеходные) устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух

Если условия, приведенные выше, не соблюдаются, имеем нерегулируемый пешеходный переход.

Ходят легенды, что после 3 смертей ставят светофор. Но судя по третьему пункту условий минимальная интенсивность пешеходов должна составлять при этом 120 человек в час в одном направлении. Иначе светофор имеют право не ставить.

В «Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» в п. 4.41 также можно найти несколько слов о островках безопасности: «Островки, обеспечивающие безопасность пешеходного движения, устраиваются при ширине проезжей части более 15 м, равными ширине центральной разделительной полосы. При отсутствии разделительной полосы островки безопасности шириной не менее 2 м могут устраиваться за счет уменьшения полосы движения до 3,25 м на магистральных улицах и дорогах общегородского значения и до 3 м на магистральных улицах и дорогах районного значения, а также за счет полос озеленения и тротуаров.»

Ширина разметки пешеходного перехода выбирается из расчета 500 пешеходов в час на 1 метр ширины. Но в любом случае пешеходный переход не может быть уже 4 метров. (ГОСТ Р 52289-2004 п. 6.2.17).

Для загородных дорог нерегулируемые пешеходные переходы следует устанавливать в соответствии с СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги.

Пункт 6.6 указывает, что нерегулируемые пешеходные переходы недопустимо устраивать на дорогах первой категории. Пункт 6.7 определяет границы использования пешеходных переходов различного типа в зависимости от интенсивности пешеходного движения (чел/час — по вертикали) и интенсивности автомобильного движения (авто/час — по горизонтали). Область I — это нерегулируемый пешеходный переход, II — регулируемый пешеходный переход, III — пешеходный переход в разных уровнях (подземный или надземный).


Области применения пешеходных переходов различных типов: I — нерегулируемые переходы; II — переходы со светофорным регулированием; III — пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные). (

Я понимаю, что некоторым проще перебежать дорогу в неположенном месте и рискнуть собственным здоровьем, поскольку проезжающие машины могут попросту вас не заметить или не успеть затормозить. Но существует ПДД и есть специальный знак пешеходный переход.

Казалось бы, поскольку это предупреждающий знак для пешеходов, то они и должны о нем знать. Но нет, этот дорожный указатель обязаны знать все участники дорожного движения. Даже дети изучают его в виде игр на уроках в школе. Это важно для их безопасности. Просто взгляните на фото, и вы сразу поймете, о чем речь.

Важные особенности

Когда перед пешеходным переходом есть светофор, проблем с тем, как и когда переходить дорогу, не возникает.

При этом существуют определенные правила установки этого знака и несколько разновидностей. К примеру, указатель 5,19 ставят на нерегулируемый перекресток, где поток автомобилей незначительный. Иногда знак дополняет светофор, который просто мигает оранжевым или выключен совсем.


С 2010 года начали действовать новые правила, согласно которым зона действия знака на каждом пешеходном переходе обязана соответствовать некоторым дополнительным требованиям:

  • знаки должны дополнять световой понятной анимацией;
  • полосы такого «животного» под названием зебра рисуют белым и дополняют оранжевым;
  • в некоторых случаях возможно наличие шумовых полос;
  • на расстоянии от знаков ставят лежачих полицейских;
  • знак находится в желтой рамке со светоотражающим элементом — это специальный указатель на желтом фоне с флуоресцентным покрытием, которое светится ночью от фар автомобилей;
  • желтые мигающие огни являются теперь обязательными;
  • как минимум один лежачий полицейский устанавливается перед переходами для пеших участников движения;
  • в зоне перехода обеспечивается яркое освещение.

Если этот участок регулируемого типа, тогда установка работающего светофора обязательная.


Даже сам знак может быть светодиодный. Но ПДД насчет этого пункта ничего не говорит, поскольку технология современная, а перечень правил далеко не новый. Но всему свое время.

Зона действия

Настоятельно советуют купить себе книжечку ПДД и постепенно изучать, какие знаки что означают. Это вам пригодится как пешеходу и как будущему водителю. Как правило, люди без машин редко изучают правила дорожного движения, но активно обвиняют в безграмотности водителей. Обидненько, честно говоря. Это я вам как автомобилист со стажем говорю.

Если вы встретили пешеходную зону без знака, то это явное нарушение. То ли не закончили, то ли знак сперли, а может и вовсе работники сочли, что и так нормально.

В любом случае, все размеры, обозначения, раскраска, зебра и прочие нюансы пешеходного перехода регламентируются по ГОСТ. Потому в каждом населенном пункте и на любом участке дороги обязаны следовать государственным стандартам.


Это же распространяется на установку знаков специального пешеходного перехода. Их бывает два. Причем они прописаны как 5.19.1 и 5.19.2. Какая между ними разница? А разная картинка. В первом случае (5.19.1) пешеход движется справа налево, а во втором (5.19.2) наоборот, то есть слева направо. Их устанавливают на соответствующей стороне дороги, чтобы показывать направление движения пешеходов по этой зоне.

Теперь о зоне действия.

  • Зона действия указателя ограничивается расстоянием между двумя противоположно расположенными знаками. Если вы замечали, указатели стоят не строго друг напротив друга, а со смещением. Именно это расстояние визуально формирует прямоугольник, являющийся пределами зоны;
  • Такой принцип действует, если отсутствует зебра. Наличие зебры предполагает, что зона ограничивается этой разметкой;
  • Не пытайтесь обвинять в чем-либо водителя, если вы перешли дорогу в районе указателя, но при этом вышли за пределы зоны. За такое водителей не штрафуют, а нарушителем уже считается пешеход;
  • Стоять и останавливаться в зоне действия знака и в диапазоне 5 метров каждую сторону запрещено. Так что, уважаемые водители, уважайте себя и пешеходов.


Действия участников движения

Каждый участник дорожного движения имеет свои права и обязанности. Их нужно придерживаться с целью недопущения аварийных ситуаций, ДТП, наездов на пешеходов и пр.

Используемая в школах наглядная картинка для детей позволяет понять, почему важно уважать друг друга и как действовать той или иной стороне.


Относительно людей, передвигающихся пешком, действуют следующие правила:

  • не переходить дорогу в неположенных и непредназначенных для этого местах;
  • идти строго на зеленый свет светофора;
  • посмотреть налево-направо перед началом движения;
  • не бежать на мигающий зеленый;
  • не идти слишком медленно (давайте уважать водителей тоже) при отсутствии каких-то причин так передвигаться.

Теперь что касается автомобилистов.

  • Самое главное правило — пропускайте людей, которые идут или начали движение по переходу;
  • Перед такими зонами притормаживайте или останавливайтесь;
  • Не едьте на красный и оранжевый свет, поскольку люди уже могли начать движение;
  • Водителям нельзя разворачиваться и совершать движение задним ходом;
  • Категорически нельзя совершать обгонные маневры, если там идут люди (выскочив из-за другого авто, вы можете совершить наезд на человека);
  • Стоять и парковаться в зоне действия указателя плюс 5 метров в каждую сторону.


Увы, даже знание всех правил порой не может уберечь от случайных столкновений, наездов. Водитель должен быть готов к тому, что пешеходы все же будут нарушать правила, выбегать на красный или перебегать в неположенном месте дорогу. Причем самому водителю обычно сложно доказать, что виноват не он, а пешеход.

Подземные и надземные переходы

Тоже пешеходный переход, который проходит под землей и обычно над оживленной дорогой. Наличие таких переходов, перед входом в которые висит знак с изображением человека, идущего по ступенькам, существенно повышает уровень безопасности.


То же самое можно сказать про надземные переходы, предназначенные для пешеходов. Обычно их устанавливают над железнодорожными путями.

Такие переходы появились во время СССР. Их использовали для соединения и обеспечения более безопасного движения людей. Согласитесь, проще пройти 10-20 метров под землей, чем переходить дорогу, где за секунду проезжает несколько десятков машин.


После того, как законодателем были внесены изменения в ПДД, многие водители стали задаваться вопросом о том, как нужно правильно пропускать пеших участников движения. Следует также отметить, что этим интересуются не только новички, но и люди с большим стажем вождения.

В настоящее время, штраф за то, что водитель не пропустил пешехода на переходе стал еще больше, чем был раньше. Поэтому, нарушитель может лишиться не только 1500, но даже 2500 рублей. Все будет зависеть от тяжести совершенного правонарушения. Знать о внесенных поправках в ПДД нужно еще и для того, чтобы в случае аварии, сотрудники полиции смогли определить виновника произошедшего ДТП. Подробнее о новых правилах пропуска пешеходов, читайте в данной статье.

Произошли изменения

Новые правила проезда стали действовать с конца октября 2014 года. В настоящее время, в ПДД также были внесены определенные изменения. Особое внимание здесь уделяется взаимоотношениям между водителями и пешеходами. Необходимо указать и на то, что теперь нарушениями считаются действия участников движения, которые были раньше разрешены.

Кроме того, уже осенью 2017 года были внесены поправки, касающиеся увеличения штрафа за то, что водитель не пропустил пешехода.

В новой редакции ПДД зафиксированы все внесенные изменения. К ним относятся следующие:

  • запрещен обгон на нерегулируемых переходах;
  • изменены правила пропуска пешеходов;
  • велосипедисты больше не могут ездить по переходам, предназначенных для пеших участников движения.

Важно

В настоящее время в России действуют новые правила пропуска пешеходов. Но какие изменения произошли в ПДД? Чем действующая редакция правил дорожного движения отличается от предыдущей?

Следует отметить, что раньше водитель был обязан пропустить пешехода на зебре. Иными словами, человек за рулем должен был снизить скорость и остановиться, чтобы последний мог спокойно перейти дорогу. В настоящее время, по новым правилам водитель обязан уступить дорогу пешеходу. С одной стороны кажется, что смысл данных понятий один и тот же, но тем не менее они отличаются друг от друга.

Уступить дорогу пешеходу - это значит, что не создавать ему помех при движении по пешеходному переходу. Кроме того, водитель может проехать данный участок дороги, пока человек находится от него на приличном расстоянии.

В дополнение

Необходимо также отметить, что не все водители правильно понимают значение такого термина как "пропустить пешехода". В настоящее время введено такое понятие как "уступить дорогу". Раньше водитель для того, чтобы пропустить пешехода должен был притормаживать или совсем останавливаться перед зеброй (нерегулируемом переходе), если человек уже шел по проезжей части или только вступил на нее.

В настоящее время, после введения термина "уступить дорогу" пешеходу, человек, находящийся за рулем, не должен предпринимать таких действий, которые вынудили бы участника движения, вступившего на зебру, изменить свою скорость или направление движения. Это необходимо для того, чтобы избежать аварийной ситуации.

Возможно, что при соблюдении новых правил пропуска пешеходов, водители будут более ответственно относится к безопасности людей на дороге.

На велосипеде

Если человек переезжает дорогу по зебре на данном транспортном средстве, должен ли водитель уступать ему дорогу? После внесения изменений в ПДД, споры по данному вопросу между водителями не утихают. Более того, сами велосипедисты думают, что они пользуются такими же преимуществами, как пешеходы. На самом деле, этот не так.

После внесения поправок в ПДД, велосипедистам стало запрещено передвигаться по нерегулируемым пешеходным переходам. Как сообщают в ГИБДД, при пересечении дороги по зебре, последние должны поспешить. Ведь в случае ДТП, водитель машины будет уже не виновен, если в документах будет указано, что велосипедист нарушил действующие нормы ПДД (пункт 24.8). Таков закон.

Таким образом, новые правила пропуска пешеходов не распространяются на лиц, передвигающихся на велосипедах.

В настоящее время ПДД стали более усовершенствованными, чем были раньше. Ведь, по новым правилам, пропуск пешеходов на пешеходных переходах, которые пересекаются с трамвайными путями, считается обязательным. В прежней редакции ПДД этого не было.

Поэтому многие водители, объезжая потоки транспорта, при пересечении даже не думали уступить дорогу людям, идущим через пути по зебре. Потому что пешеходы не имели там преимущества в движении. Таким образом, жизнь людей находилась в большой опасности. Кроме того, в случае дорожной аварии, водитель, сбивший пешехода на зебре на трамвайных путях, мог найти лазейку в законе и остаться невиновным в случившемся ДТП. В настоящее время это сделать уже не получится. Ведь теперь участок трамвайных путей относится к пешеходному переходу.

Понятие

Итак, здесь не лишним было бы сказать о том, что такое пешеходный переход? Раньше под данным термином понимали участок дороги, обозначенный разметкой (зеброй) и соответствующими знаками, по которому передвигались люди и велосипедисты.

Но как данный термин прописан в правилах в настоящее время? В новой редакции ПДД указано, что пешеходный переход - это участок проезжей части (в том числе трамвайных путей), обозначенный знаками и разметкой (зеброй). Так сейчас трактуется данное понятие.

Необходимо также указать, что пешеходный переход бывает на различных участках дорог, в том числе и перекрестках. Как правило, его ширина обозначается разметкой. Если таковая отсутствует, то протяженность перехода определяют по соответствующим знакам. Это знают все водители.

Несмотря на то, что правила пропуска существенно изменились, каждый участник движения должен действовать так, чтобы не создавать аварийную обстановку.

Сам отвечает за свою безопасность

В большинстве случаев, пешеходы считают, что правда всегда на их стороне. Это происходит даже тогда, когда они переходят проезжую часть в неположенном месте. Что же делать водителю в таких случаях? Быть осмотрительнее, осторожнее и сильно не разгоняться, пропускать пешеходов, если они уже идут по проезжей части. Так будет правильно и никто не пострадает.

Тем не менее, это совсем не значит, что пешеход должен бросаться под колеса машины только потому, что он увидел пешеходный переход и решил начать движение. Нужно быть осмотрительней на дорогах. Кроме того, пешеход должен вступать на проезжую часть только тогда, когда убедится в том, что это безопасно.

Где есть светофор

Такие переходы называются регулируемыми. Потому что здесь все участники движения ориентируются на сигналы светофора. По пропуск пешехода на регулируемом переходе осуществляется по следующему принципу: если человек стал пересекать дорогу в то время, когда горел зеленый сигнал светофора, но вдруг загорелся красный, то водитель обязан дать возможность последнему перейти дорогу и только потом начинать движение. В противном случае, произойдет дорожная авария.

О чем еще нужно помнить?

Согласно новым правил пропуска пешеходов 2017 года, закрепленных в ПДД, водитель должен дать возможность перейти дорогу слепому человеку, который подает сигнал белой тростью. При этом нужно помнить о том, что люди, лишенные зрения, не могут определить расположение того участка дороги, где находится переход (регулируемый и нерегулируемый). Поэтому им нужно уступать дорогу даже вне зоны действия пешеходного перехода.

Если остановилась машина

Если авто остановилось перед нерегулируемым переходом, то другие транспортные средства должны совершить такое же действие. Продолжить движение можно будет после того, как люди перейдут через проезжую часть. Необходимо также помнить о том, что при приближении к пешеходному переходу, водитель обязан снизить скорость. Тем не менее, если человек стоит рядом с проезжей частью и даже не думает переходить дорогу, то автолюбитель не должен его пропускать.

Соотношение

Итак, как уже было сказано ранее, в ПДД произошли небольшие изменения, касающиеся правил пропуска пешеходов на пешеходных переходах. Последние поправки были внесены не так давно. Но, что же изменилось и на что нужно обратить особое внимание?

Многие водители еще с автошколы помнят о том, что всегда было такое правило: водитель, подъезжая к пешеходному переходу (нерегулируемому) обязан снизить скорость или вообще остановиться для того, чтобы пропустить пешеходов. Это означало, что нельзя было продолжать движение, пока человек не перейдет на другую сторону проезжей части. В настоящее время по действующим ПДД, водитель обязан уступить дорогу пешеходу. Многие скажут, что смысл не изменился. Хотя юридическое значение здесь абсолютно разное.

По смыслу, термин "уступить дорогу" пешеходу говорит о том, что водитель не должен совершать действий, из-за которых человек изменил бы скорость и направление своего пути. В данном случае, автолюбитель не обязательно должен стоять на проезжей части, если последний еще далеко от него. Но если пешеход уже идет по переходу, то автолюбитель должен его пропустить (не задеть и не наехать).

Штрафные санкции

Пешеходные переходы являются зоной повышенного внимания со стороны сотрудников ГИБДД. Ведь именно на этом участке дороге случается наибольшее количество дорожных аварий, в которых гибнут люди. По этой причине, при несоблюдении ПДД, правил пропуска пешеходов, водителей ждет немалый штраф.

В прежней редакции КОАП его сумма была 1500 рублей. В настоящее время все изменилось. С начала ноября текущего года данный штраф увеличился и теперь составляет от 1500 до 2500 рублей. Таким образом, если водитель не уступил дорогу пешему участнику движения в случаях, когда последний пользовался преимуществом, то ему придется отвечать за это по закону.

Необходимо также отметить, что минимальный штраф в 1500 рублей получит за такое правонарушение только тот автолюбитель, который ранее не привлекался к ответственности за то, что не пропустил человека на зебре. В противном случае, инспектор ему выпишет штраф на сумму 2500 рублей. Иными словами, все будет зависеть от тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, минимальная сумма штрафа за то, что водитель не пропустил пешехода, осталась прежней, а вот максимальная возросла на тысячу рублей. Поэтому не нужно нарушать правила, и все будет в порядке.

Обгон на зебре

Итак, в прежней редакции ПДД данный маневр можно было совершить даже на зебре, если на переходе не было людей. В настоящее время обгон на данном участке дороги строго запрещен. Данное нововведение связано с тем, что водитель, совершая такой маневр, в разы превышает допустимую скорость, таким образом, может просто человека, ступившего на зебру. Поэтому обгон на переходе находится под запретом. Опережение на зебре также недопустимо. В случае совершения водителем такого правонарушения, последний может получить штраф за то, что не пропустил пешехода. Это важно знать.

В заключение

Итак, значит, существенные изменения коснулись правил (ПДД). Пропуск является обязательным для всех водителей транспортных средств, пересекающих проезжую часть через данный участок дороги. В противном случае автолюбитель может получить немалый штраф.

Еще раз необходимо сказать о том, что в настоящих ПДД теперь существует такой термин как "уступить дорогу" пешеходу. Это означает, что водитель не вправе совершать таких действий, из-за которых человек, идущий или вступивший на зебру, должен будет изменить скорость или направление своего движения. Раньше в правилах такого уточнения не было. Водитель, подъезжающий к нерегулируемому переходу, должен был обязательно остановиться или снизить скорость, чтобы пропустить человека. В настоящее время такая формулировка в ПДД отсутствует. Таким образом, водитель может продолжать движение до того момента, пока пешеход находится далеко от него. Но последний обязан уступить ему дорогу, когда последний начал переходить проезжую часть по зебре на близком от него расстоянии и не задеть его.

В том случае, если инспектор ГИБДД решит оштрафовать гражданина за рулем машины за то, что тот не остановился, а продолжил движение, пока пешеход был от него далеко, то это будет неправомерно. Здесь на помощь смогут прийти свидетели, в том числе сам человек, который переходил дорогу. Ведь последний сможет подтвердить, что водитель машины не помешал ему перейти проезжую часть.

Для того чтобы регулировать движение на автомобильных дорогах, используются специальные знаки. Они рассчитаны на всех водителей и пешеходов. Для возможности пересечения дороги пешеходами предусмотрен знак пешеходный переход. Это самый хорошо знакомый всем пешеходам и водителям знак среди остальных дорожных обозначений. Он создаёт условия для безопасного перемещения людей через любые дороги. Все водители обязаны остановиться и пропустить пешеходов при его наличии.

Знак пешеходного перехода: как выглядит и виды

Переходы для пешеходов известны в нескольких вариантах. Их выбор определяется обычно особенностями местности. Также на это влияют развязки существующих автодорог. Переходы можно условно разделить на следующие виды:

  • наземные;
  • подземные;
  • надземные в виде мостов.

Самыми распространёнными являются пешеходные переходы наземного типа. Они имеют знаки и разметку на самом дорожном покрытии, бывают регулируемыми и нерегулируемыми.

Порядок движения пешеходов регулируется с помощью светофоров, расположенных на перекрёстках. Между ними устанавливаются специальные светофоры с кнопками. Если их нажать, сразу загорается зелёный свет. Он даёт право пешеходам переходить улицу. Также эти устройства могут работать в автоматическом режиме. Это удобно как для водителей, так и для пешеходов.

Пешеходный переход отмечается разметкой и знаками сразу или по отдельности. На нерегулируемых светофорами переходах используется 5.19.1. Также может быть установлен дорожный знак 5.19.2.

Отличие знаков 5.19.1 и 5.19.2 состоит лишь в направлении движения

В первом случае переход будет иметь левое направление, а во втором случае направлен вправо.

Большие автомагистрали с сильным движением автомобилей и несколькими полосами движения оборудуют надземными устройствами для пешеходов . Они имеют вид мостов над проезжей частью. Эти достаточно узкие конструкции приспособлены только для передвижения людей. В данном случае пешеходам не придётся во время пересечения автодороги выходить на ту часть, по которой движутся автомобили. Само по себе это исключает вероятность любых происшествий. Все надземные переходы оборудуются специальным знаком 6.7.

Обычно подобные переходы размещают над железнодорожными путями. В этом случае их оснащают выходами к платформам, куда приезжают поезда

Это изображение представляет собой человека, который поднимается вверх по лестнице. Но недостатком подобных пешеходных переходов является громоздкая конструкция. Также при обустройстве таких переходов важно иметь свободное пространство на краях дороги.

В крупных городах самыми популярными у пешеходов являются подземные переходы, так как они не предполагают выхода на проезжую часть. Это обеспечивает безопасное перемещение людей даже через оживлённые автомагистрали. В переходах, которые находятся под землёй, устанавливается знак под номером 6.6.

Такие переходы можно встретить также в местах спуска в метро

Он показывает человека, спускающегося вниз по лестнице. Подземные переходы имеют много достоинств, но их недостатком является довольно высокая стоимость строительства. При этом надземный переход для движения пешеходов по расходам обойдётся намного дешевле.

Какое правило отражает

Водитель обязан пропустить пешехода, переходящего дорогу по обозначенному переходу

При проезде на автомобиле через пешеходный переход наземного типа каждый водитель должен строго соблюдать ПДД. Причём это требование касается всех транспортных средств без исключения.

Знак показывает водителям о начале движения по важному участку дороги. В этой части дорожного полотна происходит передвижение людей.

Этим знаком всем водителям предписано в обязательном порядке пропустить переходящих улицу пешеходов. При этом наличие пешеходного перехода даёт каждому пешеходу некоторое преимущество перед автомобилем.

Приближаясь к переходу, водитель любого транспортного средства должен остановиться или существенно уменьшить скорость. Таким образом, он предоставляет возможность всем пешеходам безопасно пройти проезжую часть дороги.

По новым правилам участок трамвайных путей также может быть пешеходным переходом. На нём наносится разметка и устанавливаются дорожные знаки, которые определяют место перехода. В результате не только водители автомобилей, но и вагоновожатые на таких участках должны пропускать переходящих дорогу людей.

Правила дорожного движения на переходе для пешеходов запрещают следующие действия водителей:

  • выполнять любые виды разворотов;
  • передвигаться с помощью заднего хода;
  • обгонять, если на переходе находятся люди;
  • парковаться непосредственно на самом переходе;
  • заезжать на зебру;
  • парковаться в зоне действия 5.19.

Зона действия знака и где он устанавливается

Зебра позволяет привлечь ещё большее внимание к пешеходному переходу

Пешеходные переходы с регулировкой знаками 5.19.1 и 5.19.2 часто можно встретить на городских улицах. Между ними перпендикулярно основному движению наносится специальная разметка, которая представляет собой чередование белых и жёлтых полос. Называется такая разметка «зебра». Она позволяет привлечь к себе внимание водителей и пешеходов.

Если на дороге просто установлены два знака 5.19,1 на двух сторонах дороги, значит длина перехода - это расстояние от одного до другого.

Все знаки должны быть заметны для водителей и пешеходов с дальнего расстояния, поэтому они выполняются на жёлтом фоне и хорошо освещаются. Иногда для выделения знаков на дороге применяют мигающие фонари.

Особенности парковки и стоянки, штрафы за нарушение

Парковать автомобиль необходимо на определённом расстоянии до пешеходного перехода, которое не может быть больше 5 метров. Как исключение из этого правила можно рассматривать ДТП или поломку автомобиля. Таким образом, парковка автомобиля допускается только за ним. Расстояние 5 метров необходимо считать от дорожного знака до автомобиля или при отсутствии такого знака от нанесённой на дорожное покрытие зебры.

Также при парковке рядом с переходами необходимо соблюдать следующее правило: до перекрёстка от машины должно быть расстояние, которое составляет не больше 5 метров.

За нарушение правил парковки по закону на водителя накладывается штраф, который составляет тысячу рублей. При отсутствии водителя в машине её эвакуируют на стоянку ГИБДД. При этом водителю придётся оплатить штраф в размере тысячи рублей за транспортировку на эвакуаторе и стоянку.

При нарушении установленных ПДД на пешеходном переходе водителя обязательно остановит инспектор ГИБДД. Он должен будет по закону составить протокол об имеющемся нарушении и наложить достаточно большой административный штраф. И такая мера вполне оправдана и объяснима.

В результате несоблюдения правил проезда на переходе могут пострадать взрослые и дети. За нарушение пропуска пешехода по пешеходному переходу сумма штрафа может составить 1, 5 тысячи. За проезд перехода на красный свет - до тысячи рублей.

Любой водитель должен хорошо представлять себе, как правильно ездить по самым опасным участкам дороги. Кроме того, он должен в обязательном порядке соблюдать правила проезда пешеходного перехода. Каждый пешеход является таким участником в дорожном движении, который может больше всех пострадать. Самым грубым нарушением ПДД является наезд на пешеходов.

October 16th, 2014 , 01:48 pm

Вчера была в гостях у подруги и мы поспорили с ней немного на тему пешеходного перехода. А после - еще начался спор и с мужем…В общем, я уже сама склоняюсь к тому, что скорее всего я все таки не права, и все же решила разъяснить этот вопрос для себя окончательно.
А вопрос такой: где переходить дорогу пешеходу, если есть зебра и есть зона пешеходного перехода?

Счас вы скажете, что я ПДД не учила что ли?
Нет, - учила и даже экзамен на права сдала без единственной ошибки, и знаки знаю лучше мужа, а вот в вопросах зоны пешеходного перехода видимо не до разобралась.

Потому, очень хочу услышать ваше мнение на следующую ситуацию.

Перед вами - нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог (своими словами - это когда нет светофора и регулировщика и одна дорога главная, а примыкают к ней - не главные дороги). С обоих сторон дороги - остановки.

Одна сторона дороги (выше перекрестка) - разметка зебра прямо напротив остановки по главной дороге. На другой стороне этой же главной дороги - знак «пешеходный переход».

Другая сторона дороги (ниже перекрестка) - никакой разметки на главной нет, но стоят 2 знака перехода и нанесена зебра на боковой дороге (которая пересекается с главной) - один с одной стороны зебры, другой - с другой. Но один знак пешеходного перехода, который стоит напротив остановки, развернут в сторону главной дороги, так что если выходишь с остановки сразу видишь его. Зебры там нету, но увидев этот знак, многие начинают сразу переходить дорогу по нему.

Получается, что развернутый знак возле «зебры» с правой стороны дороги и знак «пешеходный переход» с левой стороны дороги образуют Зону пешеходного перехода , на участке которой можно переходить дорогу...Или же все таки нет никакой Зоны перехода если есть Зебра и переход возможен только по ней ?

В общем вот такая ситуация. Описать словами тяжелова-то, не знаю поняли ли вы расстановку знаков до конца, надо было сфоткать дорогу...

Но тут главное наверное не в расстановке даже знаков, а в том, переход дороги пешеходами должен быть по зебре или в зоне пешеходного перехода ? Но надо учесть еще тот факт, что разметка и знаки расставлены не так:

А с каждой стороны перекрестка...

По гуглила - получила на форумах разные ответы, кто-что пишет:

Кто-то пишет, что ГАИ обязывают водителя останавливаться вплоть до 15 метров до самой зебры, и пропуская пешеходов в этих местах строго лишают прав, а кто-то пишет, что за 5 метров до знака пешеходного перехода надо останавливаться…
Хотя в правилах я не того, ни другого не нашла…

Вот что гласят ПДД на эту тему:

Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

5.19.1. - 5.19.2. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

При отсутствии пешеходных переходов разрешается переходить проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Пешеход в этом случае имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка транспортными средствами, завершающими правый или левый поворот.