Как различать предлоги и омонимичные. Производные и непроизводные предлоги. Упражнение

Их существенные признаки. Наречие - это неизменяемое слово, чаще всего обозначающее признаки действия или состояния. Наречие отвечает на вопросы «когда?», «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «в какой степени?», «почему?», «зачем?» и т.д. Примеры: «трудиться добросовестно», «вернуться домой», «подняться рано», «абсолютно уверен», «очень внимателен», «крайне рассеян», «вспылил сгоряча», «назло соседу».

Прочитайте два предложения.«Он сделал несколько шагов («куда?») ». Здесь «навстречу» - наречие.«Навстречу гостям вышли все домочадцы». В данном случае то же слово - . Таким образом, наречия играют определенную синтаксическую роль, а предлоги - нет. В данном примере наречие «навстречу» как неизменяемая часть речи не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства. Предлог «навстречу» - служебное слово, употребленное во втором предложении для связи имен с другими словами.

Вспомните морфологию, раздел о предлога х. Предлоги бывают простыми («без», «за», «из», «на», «с», «при» и т.д.) и производными. Образование последних - результат перехода в них: наречий («жить напротив леса»); существительных («договориться насчет встречи»); деепричастий («благодаря поддержке»).

Одно из главных отличий наречий от предлогов: нельзя задать вопрос к производным предлога м, ведь они не могут обозначать конкретных действий, признаков или предметов, хотя и образуются из знаменательных частей речи. Сравните два предложения: «Я знаю эту местность («как?») вдоль и поперек» («вдоль» - наречие) и «Мы шли вдоль обрыва» (здесь то же слово - предлог). «Вблизи виднелось » - вопрос «где?» в этом предложении задать можно, значит слово «вблизи» здесь наречие. В примере «Вблизи дороги паслись коровы» предлог «вблизи» равноценен простому предлогу «у» (сравните: «у дороги паслись коровы»).

Обратите внимание

Правописание многих наречий и предлогов требует знания многочисленных правил. Наиболее сложным для безошибочного письма является выбор слитного и раздельного написания, правописания с дефисом.

Впервые категорию состояния в отдельную часть речи выделил Л. В. Щерба, известный русский лингвист, определив ее особенности по сравнению с наречием. Вопрос о разделении этих групп слов в самостоятельные части речи до сих пор является открытым. Общим признаком для них является их неизменяемость. Чтобы отличить категорию состояния от наречия , следует применять определенный алгоритм действий.

Инструкция

Совет 3: Как правильно использовать предлоги и местоимения

В нынешнее время нужно уметь не только правильно писать предлоги, но и в устной речи правильно использовать их.

О предлогах

В устной речи чаще всего ошибки допускаются с предлогами "на", "в", "с","из" . Вообще, правила для этих предлогов нет, кто бы что там ни говорил. Многие словосочетания сложились очень давно, например: на Украину, в Россию, на Кавказ, на Урал и т.д. Постановку "на" или "в" лучше определять по звучанию, например: на концерт и в концерт - что лучше звучит? Конечно же, на концерт! Но это правило нельзя применять к словосочетаниям, сложившимся в далеком прошлом ! А если возникнет проблема: когда говорить/писать "с", а когда "из", то используйте равенство: "на"="с", "в"="из".

"Со" и "с". В каких случаях?

Постановка предлогов"со" и"с" в устной или письменной речи определяется словом, стоящим после предлога. Для этих союзов есть правило: "со" , если слово, стоящее после этого предлога, начинается на согласную букву, например: со школы. "с" пишется, если слово, стоящее после этого предлога, начинается на гласную букву, например: (вернулся) с Кавказа .

О местоимениях

В устной речи многие жители не только древень и сел, но и городов допускают ошибки в употреблении притяжательных местоимений "их" и "его" . Люди, привыкшие к тому, что у прилагательных окончание обычно заканчивается на "ый", ое" и т.д., думают, что и у местоимений, которые при синтаксическом разборе предложения волнистой линией, должно быть окончание соответственно "ий" (ихний, егошний). Это грубейшая ошибка! Каким бы это словосочетание ни было, приписывать или приговаривать к данным местоимениям окончания запрещается ! Например: Их подарили цветы, а им самим-нет. Его тяжелую сумку я ношу сама, дабы он не надорвался.

Снова о предлогах

Очень часто люди допускают ошибки в предлогах "вследствие", "в течение", " в продолжение", " в заключение". Эти предлоги пишутся с окончанием на "е" всегда . Данные предлоги обозначают продолжительность времени (кроме предлога "вследствие"). Например: в течение лета, в продолжение романа, в заключение весны и т.д. У этих предлогов есть и омонимичные им слова, но с другой частью речи , например: в течении реки, провести в заключении пять лет, сниматься в продолжении романа, в заключении врача и т.д. Предлог "вследствие" равен "из-за" , т.е. обозначает причину ,например, вследствие дождя . У этого предлога есть омонимичное ему слово с другой частью речи , как: В следствии допущены ошибки .


Пишите и говорите правильно!

Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи. 7 класс

Цели: Обучающие.

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Развивающие.

Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к родной речи.

Тип урока: получение новых знаний

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I . Орг. момент 1мин

II . Слово учителя (беседа)

Ребята, мы с вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким её подразделом мы начали знакомство?

Служебные части речи.

В последнее время мы говорили о предлогах. И для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю:

1) Работу по карточке – доска 1 человек

2) Классу ответить на вопросы, выбрать правильный вариант ответа.

Мобилизирующий этап. Тест сл. 1-8

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

    Какое слово употреблено с предлогом?

А) (во) шёл

Б) (во) двор

    С какими частями речи употребляются предлоги?

А) с глаголами, наречиями, деепричастиями;

Б) с существительными, местоимениями, числительными

    Какими членами предложения являются предлоги?

А) обстоятельство;

Б) дополнение;

В) не являются членами предложения.

    Укажите, какие предлоги являются производными:

А) из-за, под, над, с, в, от;

Б) в течение, в продолжение, согласно, вокруг.

5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в ле­су, на

шкафу, за огородом, у сада.

А) пространственное;

Б) причинное.

6. Укажите сочетание существительного с предлогом с времен­ным значением:

А) приехать через месяц;

Б) промокнуть из-за дождя;

В) появиться из-за дома.

7 . Укажите, какие предлоги являются составными:

А) после;

Б) начиная с;

В) благодаря;

Г) в связи.

Ключ:

    Б, Г

0- «5», 1-«4», 2-3- «3» (взаимопроверка) 5 мин

Вспомним определение. Сл.9

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлоги бывают простые и составные; производные и непроизводные.

Проверка карточки 3 мин

за поворотом - простой, непроизводный, Т.п.;

по лесу - простой, непроизводный, Р.п.;

в отличие от предыдущего озера – составной, производный, Р.п. ;

в заключение портрета - составной, производный, Р.п.;

из-под копыт - составной, непроизводный, Р.п.;

вследствие обстрела - простой, производный, Р.п.;

на плетень - простой, непроизводный, В.п.;

под сенью - простой, непроизводный Т.п.)

Молодцы. Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим изучение предлогов.

III . Введение в тему (создание мотивации обучения).

Формулирование темы сл.10 1 мин

Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.со

Ц Ц сл.11 Цель- научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, правильно писать производные предлоги

Что такое омонимы(одинаковые по звучанию и написанию слова, но разные по значению)

Омофоны (от греч. homós - одинаковый и phōnē - звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме

Эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и сложностей, особенно в правописании.

    Изучение нового материала. 6 мин

Сравнение написания слов в первом и втором столбике. Сл.12 (найди отличия)

Вопрос учителя: почему по-разному написаны одинаково звучащие слова? В чём разница в написании? (буква на конце, слитное - раздельное написание )

Где предлоги? Что можно сделать, чтобы доказать? (подобрать синонимичные предлоги)

Вследствие (из-за) дождей река вышла из берегов.

Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.

Условились насчёт (об) экскурсии.

В течение года (как долго?) я усердно занимался спортом.

Несмотря на холод (вопреки чему?) , мы пошли в поход.

А что же у нас во втором столбике. Зададим вопросы.

В (чём?) следствии по делу было много неясного.

Согласовать в (чём?) роде, числе, падеже.

Деньги поступили на (что?) счёт Фонда мира

В (чём? в быстром) течении реки много изгибов

Он отвечал, не смотря (не глядя) ей в глаза.

Вывод: в первом столбике у нас предлоги, а во втором – существительные с предлогом и деепричастие с частицей не.

- Почему же можно ошибиться в правописании таких слов? (Потому что производные предлоги похожи на другие части речи, и, не зная точно, к какой части речи относится слово, не напишешь его правильно).

Как же действовать, если встретятся такие слова? Сл.13

Проверка сл.14 (16 мин)

Закрепление изученного. 5мин

Объяснительный диктант

Цель: закрепление полученных знаний, умение применять алгоритм рассуждения, сохранение интереса к теме.

Опоздать вследствие непогоды, недочёты в следствии по делу об убийстве, прочитать в продолжении к первой части, ответить в продолжение минуты, исправить в течение дня, в быстром течении реки, выполнять в течение года, ответил вместо тебя, отправиться в место назначения

Сл. 15 Придумать предложения с предлогами и омонимичными самост. частями речи: 3мин

1 вар. Насчет

2 вар. Несмотря

Физминутка 3 мин (22 мин)

Дифференцированные задания 4 мин

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень.

Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. Преступник о тсидел в заключени_ пять лет. В заключени_ конференции был дан концерт. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного.

3-й уровень. Допишите слова. В скобках обозначьте части речи.

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри (____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал, не_смотря (____) по сторонам.

1 ученик по компьютеру работает
сл. 16,17, 18

Проверка 3 мин ( V . Работа с текстом: (5 мин)

(1)Ввиду сложного характера Лида долго не могла подружиться с одноклассниками. (2)В течение первой четверти у нее так и не появилось ни одной подруги. (З)Несмотря на ее неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о ее семье: оказывается, отец Лиды погиб при выполнении служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью, училась совершенно самостоятельно и все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всем этом рассказала Лидина соседка, Елена Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7)«А ведь нас самих надо наказать - за черствость. Живем вблизи человека и ничего о нем не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решенные ею задачки.

    Прочтите текст.

    Какова тема текста?

    Какова основная мысль текста?

    Определите стиль текста.

    Объяснить правописание выделенных слов

Итоги урока 1 мин

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании предлогов? (Предлоги имеют омонимичные формы, которые отличаются написанием и которые определяются по контексту.

Сл19. Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания заданий в течение всего урока было показано отличное знание предмета.

Оценки 1 мин

Сл. 20 1 мин

Домашнее задание

    Упр.342 – 1 группа

    Упр. 344 – 2, 3 группа

В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, предлогов .


Образцы формулировок заданий

Найдите предлоги в предложениях 15 - 18 .
Из предложений 12 -16 выпишите все предлоги .

Что требуется для выполнения заданий В2

Нужно уметь отличать предлоги от других частей речи: сочетаний существительных с предлогом, деепричастий, наречий, частиц, союзов и др.

Материал для справок

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через .
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Производные предлоги часто путают с другими частями речи.

С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в , на , к , под , над , вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение , в течение , в связи с , в зависимости от , по направлению к и др.

Составные предлоги часто путают с другими частями речи.

Примеры омонимии предлогов с другими частями речи:

Сложи лист вдоль .
Вдоль — наречие.

Идём вдоль улицы.
Вдоль — предлог.

Аня сделала задание несмотря на трудности.
Несмотря на — предлог.

Списки предлогов и примеры к трудным случаям можно найти в :
СOC—Старшая школа—Грамматический словарик—Предлоги, а также:
СОС—Средняя школа—Грамматический словарик—Предлоги.

Научиться находить предлоги в текстах помогут наши тренинги.

Тренинг № 1

Найдите в тексте все предлоги

Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее — завтра утром. Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести! За год до дуэли Рушкин писал графу Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю своим детям". Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное им не нужно, всё остальное неважно. Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию истины.

(По Д. Шеварову)


Тренинг № 2

Найдите в тексте все предлоги

Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создаётся определённый образ жизни. Здесь есть о чём поспорить: противоположная позиция — мы, мол, только наблюдатели, а не творцы, и разве можно диктовать языку свои законы, уж куда он, язык, захотел, туда и повернулся... Реально это выглядит так: лезет в нашу жизнь словесная непристойность — да разве с ней управишься? Такова жизнь... Но всякая жизнь требует сознательного управления, и управлять приходится прежде всего своим сердцем, где и рождаются мысли. Тогда и жизнь, создаваемая языком, словом, становится либо благоденствием, либо бедствием. Это закон активного формирования языком образа жизни общества.

Необходимо вселять в сознание каждого человека (и почаще об этом говорить, особенно в школе), что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному через слово. Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Классическая формула определения человека во всех гимназических учебниках словесности: человек — создание словесное, а "сила ума и дар слова", по словам главного учителя Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанского, — главное отличие человека от других одушевлённых созданий.

(По Вл. Аннушкину)

Тренинг № 3

Найдите в тексте все предлоги

Вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья уже проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано с глубоким ощущением родины, России. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

Урок русского языка в 7 классе

Александрова Г.В.

МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени

Тема: Приемы разграничения омонимичных частей речи

(на материале темы «Производные предлоги»)

Цель : Найти способы разграничения производных предлогов и сходных частей речи.

Задачи : (коммуникативная компетенция)

1. Учить говорить по поводу информации.

2. Расширять словарный запас за счет употребления производных предлогов в речи.

3. Учить использовать при обосновании ответа на вопрос оборот «Я считаю, что это…., потому что…. , (так как…)»

(лингвистическая компетенция)

4. Формировать умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.

(языковая компетенция)

5. Закрепить навыки правописания наречий и сходных с ними существительных с предлогом.

(универсальное учебное действие)

6. Закреплять умение перерабатывать информацию из одной системы в другую.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний.

*(Работа по карточкам в парах)

1.Определи часть речи.

2.Раскрой скобки

* Взаимопроверка

Рефлексия : Какой способ применили, чтобы выполнить задание?

2. Работа на доске. (Учащийся определяет часть речи у подчеркнутых слов). Учитель предлагает при ответе использовать конструкцию «Я считаю, что это…..,потому что…. (,так как)»

Спешил на встречу с другом +

Двигался навстречу +

Шел навстречу движению

Несмотря на морозы

Не смотря в книгу

Благодаря хорошим знаниям

Благодаря за покупку

Рефлексия . С чем не согласны? Работают ли наши способы здесь?

3. Выход на тему урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема урока записывается на доске «Разграничение омонимичных частей речи» (возможен другой вариант, предложенный обучающимися).

Учитель уточняет цель урока: научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

4.Работа в группах. Учитель предлагает, работая в группах, составить памятку для учащихся «Как отличить производный предлог от других частей речи» и, используя предложенный языковой материал, показать, как их способы действуют.

4. ВБЛИЗИ виднелся лес.

Рефлексия . Учащиеся зачитывают свою памятку и показывают, как ею пользоваться. (Заслушать памятку 1 группы, другие группы дополняют)

Рефлексия : Зачем нужно уметь разграничивать части речи? Где может пригодиться материал сегодняшнего урока?

( Если останется время, использовать дидактический материал)

Домашнее задание . Подобрать примеры для контрольного словарного диктанта по теме «Различение омонимичных частей речи», привлекая материал как сегодняшнего урока, так и ранее изученный.

Приложение

Дидактический материал по теме

1. Определи часть речи выделенного слова

А.1. Перестань ходить ВОКРУГ да ОКОЛО.

2.ОКОЛО дома рос старый дуб.

3.ВОКРУГ клумбы посадили кусты.

4. МИМО деревни течет быстрая река.

5. В ОБЛАСТИ химии достигнуты высокие результаты.

6. Тоня,не останавливаясь, прошла МИМО.

7. Первыми в области закончил уборку картофеля совхоз «Пригородный».

8. ВВИДУ изменившейся обстановки – иметь В ВИДУ.

В.1.Не смотря в книгу - несмотря на заявление

2. Благодаря хозяина за прием – благодаря хорошим знаниям

3. Вследствие холодной зимы – вдумайтесь в следствие теоремы – в следствие по делу

4. Сговорившись насчет завтрашнего дня – на счет банка

5. Бросился навстречу сестре - спешил на встречу с сестрой

6.. В ПРОДОЛЖЕНИЕ часа - рассказать В ПРОДОЛЖЕНИИ романа

2. Подберите пары словосочетаний, чтобы данные написания составляли одно или два слова.

(в)следствие

(по)старому

(на)встречу

(от)этого

(с)начала

(на)конец

Карточка для работы в парах

1.Определи часть речи.

2.Раскрой скобки

Увидеть (в)дали огонек - виднелось (в)дали моря

(в)начале урока – (в)начале не умел плавать

(по) зимнему светит - (по) зимнему лесу

Материал для работы в группах

1. Я знаю этот лес ВДОЛЬ и ПОПЕРЕК.

2. Тропинка шла ВДОЛЬ обрыва. ПОПЕРЕК речонки лежало бревно.

3. ВБЛИЗИ села протекала река.

4. ВБЛИЗИ виднелся лес.

5. Ремонтировали дом В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца.

6. В ПРОДОЛЖЕНИИ романа встретились старые герои.

7. ВСЛЕДСТВИЕ засухи река обмелела.

8. В СЛЕДСТВИЕ по делу о хищении закралась ошибка.

9.Задача НА ПОДОБИЕ треугольников.

10. Из газеты он сделал что-то НАПОДОБИЕ шляпы.

Диагностика по теме

«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»

1. В/течение урока

2.в/следствие усталости

3. не/ смотря в глаза

4. в /течение ручья

5.в/продолжении романа

6. в/роде горы

7. в/следствии по делу

8. не/смотря на усталость

9.в/продолжение занятий

10. согласовать в/роде

Диагностика по теме

«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»

11. в/виду непогоды

12. обратить внимание на/подобие задач

13. иметь в/виду

14. взметнулся в/переди машины

15.в/продолжение всего вечера

16. положите деньги на/счет

17. фигурка на/подобие овала

18.не/смотря на тяжелые условия

19.поговорим на/счет торжеств

20.не/смотря ни на кого

«У которых есть, что есть - те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — значит, нам благодарить остается небо!». В шуточном стихотворении «Заздравный тост» английского поэта Роберта Бернса наблюдается настоящее столкновение слов «есть», которые в одном случае означают «быть, находиться», а в другом - «принимать пищу». Что же это за битва такая: между кем и чем? Знакомьтесь - омонимичные части речи. Примеры впереди.

Омонимы

Между словами в любом языке, как и между людьми в обществе, обнаруживаются определённые отношения, характер которых складывается в зависимости от выражаемых этими лексическими единицами значений и от их фонетического оформления. Отсюда складываются три основных типа: синонимичные, антонимичные, омонимичные. С последним нам и предстоит разобраться. Итак, что такое омонимы в русском языке?

Суть такого явления, как омонимия, состоит в тождестве, совпадении звучания - звукового облика двух или более слов при полном различии значений. Здесь наблюдается дальнейшее деление на следующие группы:

  • Лексические омонимы, иначе - полные (свет - световая энергия; свет - земля, вселенная, мир);
  • Неполные, которые, в свою очередь, делятся на виды. Среди последних различают: омофоны или фонетические омонимы - разные по значению и написанию, но сходные по звучанию (балл - оценка и бал - вечер танцев); омографы - разное значение, звучание, но одинаковое написание (замок - здание и замок - устройство фиксации); омоформы или морфологические омонимы - разные по значению, иногда и по принадлежности к частям речи, но аналогичные по звучанию лишь в отдельных морфологических формах.

Здесь на вопросе, что такое омонимы в русском языке, поставим точку, и остановимся подробнее именно на морфологических омонимах.

Собственно грамматические омонимы

Это достаточно многочисленная и разнородная группа омонимов, которая также подразделяется на виды. Собственно грамматические омонимы - это лексические единицы тождественные как по звучанию, так и по написанию, но принадлежащие к различным частям речи, и соответственно, отличающиеся лексическим значением, морфологическими, ролью в предложении. Например, слово «что» может быть: вопросительным или относительным местоимением («Что он искал в дальней комнате?»); наречием в значении «зачем», «для чего», «почему», «по какой причине» («Что же ты не читаешь такую интересную книгу?»); союзом («Я говорил вам, что собираюсь в Африку, но вы не верили»); частицей (как правило, употребляется в начале стихотворений).

Другие виды

Данная группа омонимов - омоформы, интенсивно пополняется словесными парами, которые предполагают одновременно лексический и грамматический анализ. Это и есть омонимичные части речи. Как говорится, что это такое и с чем его едят? Здесь следует разбираться с каждыми конкретным случаем.

Наречия

Омонимичные требуется различать между собой, и для этого существуют определённые приёмы. К примеру, имеется немало наречий, которые надо отличать от омонимичных имен существительных, прилагательных, деепричастий, местоимений. Для чего? Для правильного употребления в речи и не допущения поскольку данные пары произносятся одинаково, но разнятся семантикой и написанием.

В предложениях наречие отличается от существительного наличием или отсутствием зависимого слова. У существительного оно есть, у второго - нет. Например, слово «(на)встречу»: «Он с трудом поднялся навстречу» - наречие в значении «вперёд»; «Мои ожидания на встречу с давним другом не оправдались» - на (долгожданную) встречу с зависимым словом «другом», существительное с предлогом. По такому же принципу различаем наречие и прилагательное. Например, «(по)-осеннему»: «Солнце уже светило по-осеннему» - наречие, правильное написание через дефис; «По осеннему небу мчались свинцовые тучи» - прилагательное зависит от существительного «небу» и согласуется с ним в роде, числе и падеже, предлог пишется отдельно.

А вот при разграничении наречий и таких как необходимо просто задать вопрос к интересующему слову и подобрать синоним. В качестве примера возьмём слово «мимо»: «Мимо лестницы весело пробежали дети» - предлог, вопрос не ставится, возможно заменить «перед, за»; «Пробегая мимо, он громко крикнул» - наречие в значении «рядом, близко, недалеко».

Союзы

Продолжаем рассматривать такое явление, как морфологическая омонимия. В ней немало непростых, довольно запутанных случаев, среди которых и правописание омонимичных частей речи. Примеры позволят увидеть и понять различия между ними.

Особое внимание следует обращать на такие союзы, как «чтобы, оттого, также, тоже, потому, зато». У союза «чтобы» есть свой омонимичный брат - вопросительно-относительное местоимение «что» и частица «бы». Как их отличить? Ведь нельзя допустить орфографическую ошибку. Во-первых, если частицу «бы» получается опустить или перенести в другую часть предложения, а к слову «что» подобрать существительное, то перед нами местоимение. Например: «Что бы ему нарисовать? - Что ему нарисовать? - Что нарисовать ему бы? - Картину бы ему нарисовать?» И, во-вторых, на место одного союза можно всегда поставить другой. Читаем: «Я приехал к тебе, чтобы поговорить о накопившихся проблемах. - Я приехал к тебе для того, чтобы поговорить о накопившихся проблемах».

Также, тоже

Союзы «также, тоже» оказались в этом ряду неслучайно. У них, как и у предыдущих «героев», имеются свои омонимичные части речи - наречие с частицей «так же» и местоимение с частицей «то же». Чтобы понять, что перед нами союзы, надо их заменить друг другом либо союзом «и»(«Мы любим художественную литературу, он тоже любит = он также любит = и он любит»). Это первый способ.

В наречии и местоимении частицу «же» можно опустить либо заменить, а в союзе - нет («Она хотела то же, что и мы = Она хотела то, что и мы»). Кроме того, к союзу не ставится вопрос, а к наречию и местоимению - да. («Она хотела то же (что именно?),что и мы; Она плавала так же (как? как именно?), как и мы»). Это второй способ.

Зато, оттого, потому

Продолжаем тему, и обратимся к новым, не менее интересным моментам: слитное и раздельное написание омонимичных частей речи «зато, оттого, потому». Их правильно писать слитно, если они являются союзами, и раздельно - если местоимения с предлогами. Как их распознать? Приёмы те же, что и в вышеописанных примерах.

К союзу всегда можно подобрать другой союз: «зато - но, оттого - потому что, потому - оттого что» («Он плохой художник, зато (но) хороший декоратор»). В сочетаниях «за то, от того, по тому» местоимения «то, того, тому» легко заменить на существительное или прилагательное и поставить к ним соответствующие вопросы («Я хочу вам выразить благодарность за то (за что?), что вы пришли к нам на праздник»)

Предлоги

Правописание омонимичных частей речи (упражнения ищите в учебниках по русскому языку) - достаточно сложная тема. Поэтому продолжаем детальное изучение вопроса.

Итак, предлоги и другие омонимичные части речи. Здесь следует вспомнить, что задача предлогов связывать два слова, которые образуют словосочетание. Они бывают производными и непроизводными. Первые как раз и надо отделять от омонимичных им частей речи. Предлагаем несколько примеров:

  • «Квартира приводилась в порядок в течение одного месяца. - Неожиданно наметился крутой поворот в течении реки».
  • «Мы путешествовали по всей Италии в продолжение месяца. - В продолжении романа появились неожиданные сюжетные линии».
  • «Ввиду недостатка времени я не закончила работу. - Я поинтересовалась, что он имел в виду».
  • «Благодаря его новым идеям мы выполнили это задание. - Гости понемногу расходились, благодаря хозяйку за чудесный ужин».

Что есть что

В первом предложении сочетание «в течение» - с окончанием -е, так как употребляется в значении времени и отвечает на вопросы «как долго? когда?» Он лишен самостоятельного лексического значения, неразрывно связан с существительным. Во втором случае - омоним «в течении» - это существительное с предлогом, потому что между ними можно поставить прилагательное, к примеру, «в быстром течении». Пишем окончание -и согласно общим правилам склонения существительных.

В третьем предложении мы имеем дело с предлогом «в продолжение» в конце с буквой -е. Как и в первом примере он имеет значение времени, зависим от существительного. В четвёртом предложении «в продолжении» является существительным с предлогом, так как можно между ними употребить прилагательное. Перед нами типичная омонимия слов разных частей речи.

В пятом варианте слово «ввиду» пишется слитно, поскольку указывает на причину и, следовательно, является предлогом. В шестом предложении мы имеем дело с существительным с предлогом «в виду» и пишем раздельно. «Вид» - это начальная форма, которая стоит в единственном числе, в предложном падеже.

В седьмом случае сталкиваемся с употреблением предлога «благодаря», оттого что нельзя задать вопрос и обойтись без него. И в восьмом - встречаемся с омонимичным деепричастием «благодаря», поскольку оно обозначает добавочное действие к основному, выраженным сказуемым «расходились», и образует деепричастный оборот.

Надеемся, что статья на тему «Омонимичные части речи: определение, правописание, примеры» поможет справиться со всеми трудностями при изучении русского языка.