Как реализуется принцип разделения властей в рф. Разделение властей. I. история развития теории разделения властей


1
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра конституционного и административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

На тему: «Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в федеральном государственном механизме РФ»

Студентка:
Факультет: переподготовки ГМС
Специальность: юриспруденция
Курс: 1
Группа: Ю-313.

Екатеринбург

2008

Введение
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России
2. Сущность принципа разделения властей
3. Реализация принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года
4. Исполнительная власть в Российской Федерации
4.1. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации
5. Законодательная власть в Российской Федерации
5.1. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации
6. Осуществление судебной власти в Российской Федерации
6.1 Верховный Суд Российской Федерации
6.2 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
6.3 Конституционный Суд Российской Федерации
7. Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации
Список использованной литературы
1
Введение
Для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ, необходимо разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. Соотношение между полномочиями органов всех ветвей государственной власти устанавливаются в конституции Российской Федерации.
Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства России. Распад единого государства - Советского Союза - определил изменения в конституционном строе Российской Федерации. Если ранее она входила в состав единого государства на основе подчинения централизованной власти Советов, то после названных преобразований Россия провозгласила свою самостоятельность и суверенитет. Россия, отказавшись от тоталитарного государственного строя, встала не путь демократического развития, провозгласив новые принципы и новые приоритеты государственной и общественной жизни.
Среди новых принципов демократического развития Российской Федерации одно из наиболее важных мест занял принцип прав и свобод человека и гражданина личности. Россия сделала важный шаг к построению нового общества - 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. С этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии российской государственности - эпоха построения правового государства. Идея такого государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов.
Конституцией Российской Федерации 1993 года закреплены все принципы законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов, создав предпосылки для построения в России правового государства. Но реально правовое государство сможет осуществиться только тогда, когда все эти принципы будут осуществляться на практике, в реальной жизни. И, прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной власти.
К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия и негативные последствия на пути построения правового российского государства.
Разрешить большинство этих противоречий путем контроля за осуществлением государственной власти в Российской Федерации призвана система разделения властей.
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России.
Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.
Наиболее важными принципами Конституции РФ являются следующие: права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые другие.
Последний принцип получил широкое развитие в положениях Конституции. Среди ее норм есть, такие, как запрет присвоения власти в РФ; осуществление власти народом (непосредственно путем выборов или референдума и в органах государственной власти и местного самоуправления; установление системы органов государственной власти и обеспечение осуществления их полномочий и т.д.
Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя - служит принцип разделения властей. Принцип этот не нов, он был выдвинут еще на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем ничем не ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса буржуазии. Впервые принцип разделения властей был разработан англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Луи Монтескье, и поэтому их имена закономерно связывают с выдвижением исходных идей.
Идеи Локка и Монтескье неразрывны со временем, когда они жили и творили. Но и сегодня принцип разделения властей следует изначальным положениям: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».
За прошедшие столетия принцип разделения властей - разумеется, в развитии и постоянном совершенствовании, с учетом условий отдельных стран - выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Этот принцип, прежде всего демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных.
В условиях разделения властей население может непосредственно и через своих представителей активнее участвовать в процессе принятия государственных решений, чем при доминировании одной из властей или устранении какой-либо из них.
Разделение властей - необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина.
Реализация принципа разделения властей предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и адекватную институционализацию этих функций, создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным властям и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти. Разделение властей тесно связано с формированием правовой системы, в которой, с одной стороны, выделяются определенные группы юридических норм, а с другой стороны, устанавливается иерархия их отношений. Это вносит упорядоченность, согласованность и стабильность в развитие права, повышает его эффективность.
Как известно, принцип разделения властей в своей основе не был принят марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение и укрепление диктатуры пролетариата как главную задачу государства. Классовые, политические интересы предопределяли формирование институтов осуществления власти, распределение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения.
Как показал советский опыт, определенное разделение труда по управлению государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило. Формально-конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим - монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во всех случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере управления страной.
С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности России разделение властей стало конституционным принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года оставались нормы, противоречившие этому принципу. Съезд народных депутатов сохранял полномочия, позволявшие ему принимать к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации. Это давало основания для его вторжения в сферу исполнительной власти, что с введением в Российской Федерации института Президента стало одной из причин частых осложнений отношений между ветвями власти. Конституционные кризисы, разумеется, имели прежде всего политические причины, но рассогласованность норм, касавшихся разделения властей, отсутствие правил разрешения конфликтов также сыграли свою негативную роль в развитии событий.
Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе нашего государства в качестве принципа конституционного строя России.
2. Сущность принципа разделения властей
Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем всеобщий характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о механическом копировании зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.
Прежде всего, разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.
У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления власти, прежде всего на общегосударственном уровне. Он может быть применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации.
При этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей, их институционализация может идти разными путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках.
3. Реализация принципа разделения властей в соответствии с Конституции Российской Федерации 1993 года.
Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
В статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации -- принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств.
Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти -- законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган -- Федеральное Собрание -- принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния -- возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст.104 Конституции). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125 Конституции).
Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило к исполнительной). В действительности же Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в части второй статьи 80, "является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, ...., принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Таким образом ни одна из вышеперечисленных функций Президента не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти; Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции.
Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.
4. Исполнительная власть в Российской Федерации.
Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи прямо указано:
"Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации".
Положения этой статьи непосредственно связаны с основополагающими установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной их функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство России призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом Правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих "смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти..»(статья 18 Конституции Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь "для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих органов. В части первой данной статьи указано:
"Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации... исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом".
Опираясь на эти правовые нормы, субъекты Российской Федерации внесли изменения в свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств, закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный глава администрации, наряду с которым возникли региональные правительства.
Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение полномочий между государственными органами Россий и т.д.................

Введение. 3

i. История развития теории разделения властей. 5

ii. Реализация принципа разделения властей в росиийской федерации. 10

2.1. Президент. 10

2.2. Законодательная ветвь власти. 13

2.3. Исполнительная ветвь власти. 15

2.4. Судебная ветвь власть. 19

2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены). 22

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ.. 27

ВВЕДЕНИЕ

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён он и в КРФ 1993 года.

Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности:

Цель: обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации.

1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нём недостатков;

2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.

Методы исследования:

1) Исследование нормативно-правовой литературы;

2) Подбор и исследование специальной литературы;

3) Обобщение полученных данных и их систематизация.

Для написания курсовой работы использовались Конституция РФ, федеральное законодательство и комментарии к нему, учебная и специальная литература, в том числе Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов, Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина, Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник, Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах, Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.

I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем XVII века Дж. Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.

Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц".

В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839г.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом.

Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». «Никто не может распустить Народное вече. Оно представляет волю в государстве, душу народа». Исполнительная власть - державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы». Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу.

Проект Конституции Муравьёва предусматривал конституционную монархию, федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, двухпалатный парламент. Император Александр II провёл судебную, городскую и земскую реформы, фактически были созданы единая судебная система и местное самоуправление. Кроме того, конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова предполагал учреждение представительного законосовещательного органа. В 1905-1906 годах, после учреждения Государственной Думы и установления конституционной, дуалистической монархии принцип разделения властей получил определённое закрепление. Согласно Манифесту от 17 октября 1905 года и Основным государственным законам 1906 года верховная власть принадлежала императору, но она уже не была неограниченной. Законодательная власть принадлежала императору в единении с Государственной Думой и Государственным Советом, "власть управления" (исполнительная власть) - императору, судебная власть - судам, установленным законом (осуществлялась ими от имени императора). Совет министров из совещательного органа при императоре преобразован в самостоятельное правительство. Конституционная монархия просуществовала немногим более 10 лет, и в 1917 году, после отречения Императора Николая II от престола, имело место не разделение властей, а двоевластие Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов.

В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и "буржуазный". Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей, только полновластие Советов.

Вновь о разделении властей вспомнили в период конституционных реформ. В 1988 году в Конституцию СССР были внесены изменения, создана двухступенчатая система высших представительных органов (Советов) - народные депутаты избирались гражданами, а Верховный Совет формировался Съездом народных депутатов. Кроме того, поправки предусматривали возможность выдвижения независимых кандидатов в депутаты. Первые альтернативные выборы народных депутатов СССР в 1990 году стали большим событием в политической жизни страны. Год спустя аналогичные изменения были внесены и в Конституцию РСФСР, а в 1990 году состоялись альтернативные выборы в Советы всех уровней. В том же 1990 году введён пост Президента СССР, учреждены Совет Федерации и Комитет конституционного надзора СССР. Президент СССР рассматривался как глава государства . Конституция РСФСР рассматривала Президента не как главу государства, а как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Он имел право отлагательного вето на принимаемые Верховным Советом законы (в отношении актов Съезда у него такого права не было). Исполкомы Советов были преобразованы в самостоятельные исполнительные органы - Администрации. Как самостоятельная "ветвь власти" оформляется судебная власть, помимо судов общей юрисдикции создан Конституционный Суд РФ, создана система арбитражных судов. Районные и городские Советы и администрации обновлённым законодательством определяются не как органы государственной власти, а как органы местного самоуправления. В 1992 году, после распада СССР, принцип разделения властей, провозглашенный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, был закреплён в Конституции Российской Федерации - России. Однако увеличение числа конституционных поправок приводило к многочисленным противоречиям (достаточно отметить, что в статью 3 Конституции был введён принцип разделения властей, а из статьи 2 не был исключён принцип полновластия Советов). В такой противоречивой системе был заложен конституционный кризис, и разрешить противоречия можно было только путём принятия новой Конституции.

Адвокатов «Мост» (г. Москва),

аспирант Московского гуманитарного университета

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции России, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. При этом установление общих принципов организации системы органов государственной власти отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Кроме того, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).

На основе интерпретации указанных конституционных положений можно сделать вывод о характере и направленности реализации принципа разделения властей в субъектах Федерации, определить систему его нормативного регулирования. Для уяснения особенностей разделения властей и его правового регулирования на региональном уровне важно учитывать, что вся система организации государственной власти в субъектах Российской Федерации относится к вопросам, правовое регулирование которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Одним этим обусловлен сложный, многоуровневый характер правовой основы взаимодействия различных ветвей государственной власти в субъектах Федерации.


Конституционное содержание правового регулирования рассматриваемых отношений имеет как федеральный, так и региональный компоненты. Федеральный компонент воплощен в Конституции РФ и конкретизирующем ее федеральном законодательстве, а региональный – в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и основанных на них нормах регионального конституционного права.

Нормативная конкретизация конституционного (уставного) регулирования принципа разделения властей и отношений между законодательной и исполнительной властью осуществляется в отраслевом законодательстве субъектов Российской Федерации. В системном виде это регулирование можно представить как несколько Читинская области).

В-третьих, имеется в виду избирательное законодательство, т. е. законы о выборах депутатов законодательных органов . В ряде субъектов, включая Республику Башкортостан , Алтайский край , Псковскую область и город Москву, соответствующие общественные отношения урегулированы в форме кодексов.

К следующей группе можно отнести регламенты, как акты процедурно-процессуального характера, определяющие порядок деятельности и, следовательно, взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Думается, более рациональному решению этих вопросов способствовала бы разработка на основе Федерального закона «Об общих принципах…» специальных законов субъектов Российской Федерации тематического (целевого) характера, которые систематизировали бы содержащиеся в различных законодательных актах субъектов нормы и институты правовой регламентации принципа разделения властей, опосредующие взаимоотношения законодательной и исполнительной власти.

См.: Система науки конституционного права. М., 2001. С. 169.

См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 19Ст. 5005.

См.: Принцип разделения властей и его реализация в субъектах Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9, 10.

См., напр.: Понятие и виды конституционного воздействия на текущее законодательство // Вестннк ЛГУ. 1984. № 17.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. по делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республике Коми // СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2626.

См.: Федеральный конституционный закон от 01.01.01 г. в ред. от 5 апреля 2005 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

См.: Федеральный закон от 01.01.01 г. в ред. от 2 марта 2007 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

См.: Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 1997. № 7. С. 52.

Одним из основных принципов современного построения государства, важной предпосылкой обеспечения верховенства права и свободного развития человека выступает принцип разделения властей .

В классическом виде теория и принцип разделения властей были предложены Джоном Локком и Шарлем де Монтескье . Их содержание гласит, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (исполнительная законодательная и судебная) должны реализовываться разными органами, которые независимы и ограничивают друг друга.

Вместе с тем для обеспечения подлинной свободы недостаточно лишь действие принципа разделения власти между отдельными органами. Также необходимо, чтобы соблюдался принцип взаимного равновесия : ни один из органов не должен приобретать преобладания над остальными, каждому органу должна гарантироваться защита от посягательства другого органа на его самостоятельность.

Как следствие организованные подобным образом структуры не будут подчиняться друг другу, но окажутся в тесной взаимосвязи и взаимодействии . Ни одна ветвь власти не сможет ничего сделать без других, при отсутствии согласия между ними вся деятельность государства остановится. Но поскольку подобное развитие ситуации негативно скажется на репутации всех политических сил, то власти будут принуждены действовать гибко и согласованно, необходимость заставит их взаимодействовать друг с другом эффективно. В результате проявится принцип их взаимного сдерживания , что обеспечит сбалансированность взглядов разных политических сил.

Содержание принципа разделения властей находит отражение в конституциях многих стран , при этом конкретные формы его выражения отличаются большим разнообразием. В наиболее полной и последовательной форме теория разделения властей нашла отражение в Конституции США 1787 года, в ней прослеживается влияние как создателей данной концепции, так и конституционных идей Британии начала XVIII века.

Разделение властей выступает одним из основополагающих принципов действующей Конституции России . В статье 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации реализуется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых обладают самостоятельностью. Они не имеют право выходить за границы своих полномочий, которые установлены для них Конституцией и законодательством РФ.

Согласно Конституции, принцип разделения властей предполагает не только распределение, рассредоточение и демонополизацию власти, но также и реальное взаимное её уравновешивание . При этом ни одна из трех ветвей власти не вправе ущемлять либо пытаться подчинить себе другие, она должна действовать в рамках координации и взаимопонимания.

Для гарантии реализации принципа разделения властей не только во всей иерархии государственных органов, в статье 5 Конституции РФ также предусмотрен принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ .

В современных условиях совершенствование реализации принципа разделения властей имеет важное значение в России . Он должен иметь целью предотвращение попыток возвышения одной ветви власти над другими, что будет способствовать поддержанию конкурентной среды в политической системе, а данное обстоятельство в свою очередь создаст благоприятные условия для выработки наиболее оптимальных решений в сфере государственного управления.

Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов », она позволит минимизировать вероятность совершения ошибок и злоупотреблений в государственном управлении, устранить однобокость подходов к решаемым вопросам. В конечном счете, принцип разделения властей призван обеспечить оптимизацию и рационализацию деятельности государства, всех его органов и элементов. На данной основе будет обеспечено повышение эффективности деятельности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей не должно восприниматься как устойчивое состояние обособленных государственных структур. Оно должно представлять собой динамично работающий механизм , нацеленный на достижение единства в условиях сложного процесса согласования и реализации специальных правовых процедур, которые должны быть предусмотрены на случай возникновения конфликтных ситуаций.

  1. Разделение властей в РФ

2.1. Законодательная власть

2.2. Исполнительная власть

2.3. Судебная власть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года Российская Федерация является правовым государством. Одним из важнейших принципов правового государства является принцип разделения властей, который закреплен в статье 10 Конституции РФ. В соответствии с указанным принципом государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность. Поэтому изучение принципа разделения властей является актуальным в настоящее время.

Принцип разделения властей необходим для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий одной власти какой-либо другой власти.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения, которые складываются в процессе реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.

Предметом исследования является принцип разделения властей.

Цель состоит в исследовании принципа разделения властей в РФ.

  1. Дать понятие принципа разделения властей.
  2. Перечислить особенности принципа разделения властей в РФ.
  3. Охарактеризовать законодательную власть в РФ.
  4. Выявить особенности исполнительной власти в РФ.
  5. Определить сущность судебной власти в РФ.

Изучением принципа разделения властей занимались следующие авторы: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, Б.Н. Габричидзе, А.Н. Кокотов, О.Е. Кутафин, А.Е. Постников и другие.

Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении раскрывается актуальность изучения принципа разделения властей, определены объект, предмет, цели и задачи исследования.

В первой главе определяется понятие и сущность принципа разделения властей.

Вторая глава посвящена рассмотрения трех ветвей власти в РФ. В ней дается характеристика законодательной, исполнительной и судебной властей в РФ. Заключение данной курсовой работы содержит общие выводы по главам.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

1.1. Понятие принципа разделения властей

Принцип разделения - это основополагающая идея, выражающаяся в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. То есть законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п.

Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

Между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

Ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, чтобы они находились во взаимном равновесии, ни один из органов не мог получить преобладание над другими и каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа. В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то власти будут принуждены действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов осуществления государственной власти и функционирования правового государства.

Сущность принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, потому что в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Сдерживание исполнительной власти достигается посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Необходимо отметить, что принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

1.2. Принцип разделения властей как основа государственной власти в РФ

В годы советской власти в России принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. Создание в России социалистического государства неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из основ конституционного строя России.

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законами.

Согласно Конституции РФ, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором, ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях сотрудничества.

Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только на федеральном уровне государственной власти, но и на уровне субъектов Федерации, Конституция РФ предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами (ст. 5 Конституции РФ). Подобное взаимодействие принципов нацелено на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. А также направленно на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении и односторонность подхода к решаемым вопросам. Принцип разделения властей в РФ призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повысить эффективность всего механизма управления государственными делами.

Ст. 10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу действующему самостоятельно. Все высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостность концепции народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью российской конституции является то, что Президент РФ не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти. Но при этом Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального собрания или судебных органов, так как Конституция РФ строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции РФ федеральную законодательную, исполнительную и судебную власть в РФ осуществляют:

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство РФ;

Суды РФ.

Законодательную, исполнительную и судебную власть в субъектах РФ осуществляют органы, образуемые вышеперечисленными федеральными органы государственной власти.

Таким образом, одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Конституция РФ 1993 г. впервые за всю историю России закрепила и реализовала на практике учение о разделении властей, основу которого заложил еще в середине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.). Принцип разделения властей в РФ реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РФ

2.1. Законодательная власть

Законодательная власть - одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, главной функцией которой является принятие законов государства. Кроме того, законодательной власти принадлежит право формирования внутренней и внешней политики, принятия бюджета и другие права. Законодательная власть в РФ действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей.

В РФ законодательная власть осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. На федеральном уровне законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Федеральное Собрание - парламент РФ, который является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на четыре года.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, а постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции, и особенно, во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

Наиболее распространенными общеупотребительными наименова-ниями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Некоторые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии. Представительные органы в республиках избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Представительные органы республик являются преимущественно однопалатными.

Представительная система края, области и других субъектов РФ принципиально ничем не отличается от республиканской. Аналогичны или схожи роль законодательных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Компетенция законодательных органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития и др. Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских.

2.2. Исполнительная власть

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование и внешнеполитическое представительство. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов.

Функции исполнительной власти:

Подзаконодательное регулирование;

Осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

Административное правоприменение;

Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

Административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

Охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

Информационное обеспечение органов государственной власти;

В ч. 2 ст. 77 Конституции РФ предусмотрено создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.

Исполнительные органы государственной власти - формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. Органы исполнительной власти - это назначаемые органы. Основной вид деятельности органов исполнительной власти связан с организацией исполнения законов, а также с организацией управления государственными и хозяйственно-культурными сферами и отраслями. Такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер, т.е. для выполнения возложенных на них функций исполнительные органы власти совершают различные распорядительные действия. Исполнительные органы государственной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Соответственно, органы исполнительной власти могут быть как единоначальными, так и коллегиальными. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции - органы, ведающие всеми или многими вопросами исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции - органы, ведающие отдельными сферами и отраслями. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

Согласно 110-й статье Конституции РФ, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Статус Правительства и порядок его деятельности определены главой 6-й Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

На основании статьи 114 Конституции РФ Правительство осуществляет следующие полномочия:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. В случае, если постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, то они могут быть отменены Президентом РФ.

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией. Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

а) органы, составляющие аппарат главы администрации;

б) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

в) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.

В задачи администрации входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти.

2.3. Судебная власть

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх ветвей власти, наряду с законодательной и исполнительной властью, является судебная.

Место судебной власти в системе органов государственной власти РФ определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью, то есть в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Органы судебной власти разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия законам, подзаконным нормативным актам; в отдельных случаях дают толкование правовым нормам вне связи с конкретным спором.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям, но всем судам РФ. Они стоят в одном ряду с Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но конституционно-судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными или в силу противоречия некоторых актов федеральным законам.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, исполнение которых относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Конституционно-правовыми принципами организации судебной власти в России являются:

Установление судебной власти только федеральными конституционными законами;

Существование единого статуса судей на всей территории РФ;

Применение всеми судами федерального права, общепризнанных принципов и норм международного права, ратифицированных международными договорами РФ;

Существование единых правил судопроизводства для всех судов;

Обязательность исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу;

Финансирование из федерального бюджета федеральных судов и мировых судей.

Федеральными судебными органами в России являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дает толкование Конституции РФ, а также разрешает отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ).

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды; рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в некоторых случаях, - также и в качестве суда первой инстанции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью.

Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах федерации.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, Конституция РФ устанавливает, что законодательная, исполнительная и судебная власть в России осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. На федеральном уровне указанные виды власти осуществляют: Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ).

Кроме федеральных органов государственной власти государственную власть в РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся законодательные (представительные) органы (государственные советы в республиках, законодательные собрания, областные (краевые) думы и др.), главы администраций (президенты, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, и определенные федеральным законодательством судебные органы.

Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, которые образуются только путем выборов. Основной вид их деятельности - принятие законов. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством.

Судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, они не обособлены, а лишь относительно самостоятельны и одновременно тесно взаимодействуют друг с другом, осуществляя в определенных пределах свои полномочия.

Заключение

В данной курсовой работе был исследован принцип разделения властей и рассмотрены конституционные основы разделения властей в РФ. В результате указанных исследований были сделаны следующие выводы.

Принцип разделения властей - основополагающая идея, выражающаяся в разделении государственной власти на три основных ее вида: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти являются независимыми. Они сдерживают, уравновешивают и контролируют друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, реализуя тем самым «систему сдержек и противовесов».

Принцип разделения властей является один из основных принципов Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ предусматривает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами, которые не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законами. Согласно Конституции РФ, разделение властей означает взаимное уравновешивание законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и поэтому вынуждена действовать в условиях сотрудничества.

В РФ законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляются на двух уровнях - федеральном и региональном.

На федеральном уровне законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.

Законодательные органы в субъектах РФ осуществляют законодательные функции, принимают конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждают бюджет и осуществляют другие функции. Наименованиями представительных органов республик, краев и областей являются: Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент и другие.

Практическое исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ осуществляет исполнительная власть. Высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ является Правительство РФ.

Систему органов исполнительной власти на территории субъекта РФ образуют три основные группы органов: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Органы судебной власти разрешают правовые споры между физическими и юридическими лицами, рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия законам, подзаконным нормативным актам, а также дают толкование правовым актам.

На федеральном уровне судебная власть представлена Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.

На региональном уровне действуют: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Вышеперечисленные органы государственной власти действуют самостоятельно и одновременно тесно взаимодействуют друг с другом, осуществляя свои полномочия.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - - № 237. - 25 декабря 1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации » (с изменениями и дополнениями от 27.12.2009 г.). // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №52. - Ст.6402.
  3. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29.01.2010 г.). // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №5. - Ст.458.
  4. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 14.02.2009 г. № 21-ФЗ и вступающими в силу с 01.01.2011 г.). // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №7. - Ст. 789.
  5. Федеральный конституционный закон от 29.01.2010 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №5. - Ст.458
  6. Федеральный конституционный закон от 27 декабря 2009 г. № 9-ФКЗ «О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. - 2009. - №52. - Ст.6402.

Литература

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. - М.: Юристъ, 2010. - 720 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 - е издание, изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 781 с.
  3. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М.: Юрисиъ, - 272 с.
  4. Васильева С.В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с.
  5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г.Конституционное право России. Учебник. - М. Дашков и К, 2007. - 347 с.
  6. Зайковский, В.Н. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций. В 2-х ч. Ч.1. - Тверь: ТФ СЗАГС, 2009. - 264 с.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - 608 с.
  8. Кокотов А.Н. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - 296 с.
  9. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
  10. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 167 с.
  11. Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 504 с.
  12. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- 446 с.
  13. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2009. - 217 с.
  14. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010. - 256 с.

Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- С 62.

Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - С. 81.

Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2009. - С. 206.

Смоленский М.Б. Конституционное право РФ: учебник. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009.- С. 66.

Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - С. 195.

Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 1. - М.: Юристъ, 2010. - С. 216.

Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - С. 148.

Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.Конституционное право России. Учебник. - М. Дашков и К, 2007. - С. 98.

Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 226.

Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2010. - С. 233.

Постников А.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - С. 154.