Как скачать статью защищенную авторским правом

Что делать, если ваши фото или тексты перепечатывают в интернете (или СМИ) без вашего согласия?

Воровство контента в интернете стало настолько неизбежным, как если бы ваш кошелёк унёс ветер прямо в толпу голодных африканцев. Вроде бы я давно перестала париться по этому поводу — не люблю лишних переживаний. Но разум бдит, периодически отслеживает ворованное и иногда приходится неграмотным товарищам объяснять, что «ай-ай-ай, нехорошо чужое брать». Глядишь и самой полегче становится и воровства будет на капельку в море поменьше. Потому что на самом деле публикация вашего текста, фотографии, песни без вашего разрешения является нарушением ГК РФ.

Oписываю тут давнюю историю, которую я когда-то прошла и которая до сих пор является лично для меня шаблоном что делать когда я обнаруживаю свой контент на чужих сайтах, взятый нагло без спроса.

Как-то я обнаружила наш с Настей материал на одном из сайтов-копипастеров. Погуглила, оказалось что он скопирован уже штук на 20 подобных сайтов, хотя размещен был неделю назад.

В этот же день я отправила письма владельцам доменов с требованием удалить материал, взятый без спросу. — Обычно контакты владельцев есть в разделе «контакты», но у сайтов, которые заведомо занимаются воровством контента, контакты отсутствуют и их приходится искать по информации о владельце домена.

Для пущего эффекта (если сайт явная контент-помойка) можно отправлять письмо сразу хостеру.

Если открытых контактов на сайте, где вы обнаружили свой контент, нет, то можно попробовать узнать их по информации о владельце домена. Сделать это можно например на этих сайтах:

nic.ru/whois
www.reg.ru/whois

Что делать дальше, что писать владельцу сайта

1.Попросить убрать ворованный контент.

Примерный текст просьбы:

Здравствуйте, прошу убрать скопированный с моего сайта контент, размещенный на вашем сайте: (адрес страницы). На сайте (имя сайта) имеется предупреждение о запрете на использование авторских материалов, а именно (цитата): Полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов запрещено. Несогласованное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).

Такой текст предупреждение действительно есть на моем сайте .

В большинстве случаев срабатывает просьба убрать мои фотографии/текст с сайта. Но в 10% попадаются такие люди, которые как бы ещё не в курсе, что брать чужое нельзя, а некоторые пребывают в полной уверенности, что можно. Это и неверная интерпретация Статьи 1276 ГК РФ (Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения) и пока ещё бездумная массовая привычка брать без разрешения и постить в большом количестве фото, не глядя на автора в своих соцсетях…

2.Попросить ещё раз. В таком случае я отправляю просьбу повторно и в этот раз называю её «Предсудебным уведомлением», снабжая ссылками на статьи закона.

3.Пожаловаться вышестоящим. Если это не помогло, то можно пожаловаться на ворованный контент владельцам территории, на которой он опубликован:

  • Администрации соцсетей (Вконтакте, Ютуб, Фейсбук).
  • Хостеру, на котором располагается сайт с ворованным контентом.

Хостер — это «владелец территории, на которой располагается любой сайт. Найти хостера можно там же (описано выше), где мы ищем информацию о владельце домена. Если там найти её не получилось, то узнаём айпи-адрес домена и находим хостера через этот айпи.

Узнать айпи-адрес домена можно например тут: ipinfo.info/html/ip_checker.php

Если и эти действия не помогли, то можно подготовить пакет документов для подачи в суд, как это сделала однажды я.

Технический способ, защита изображений от хотлинка

На сегодняшний день в интернете полно сайтов-копий с других ресурсов, которые в том числе могут полностью копировать ваш контент со всеми вашими ссылками. По этим ссылкам и по статистике вы их скорее всего и обнаружите.

Владельцев этих сайтов найти почти нереально. Но на сайты эти нужно жаловаться Гуглу или закрыть изображения техническим способом:

Обращение в суд по защите авторских прав

На следующий день после того, как я разослала всем своё письмо-просьбу удалить контент, все, кроме одного сайта, удалили наш репортаж.

Но в данном случае владелец сайта, на который судя по дате публикации, материал был стыбрин первым, не ответил в течение нескольких дней и ничего не удалил.

11 числа я заверила присутствие своего материала на сайте сайте копипаст.ру у нотариуса на ул.Октябрьской, 33 Новосибирска (оказалось, что на данный момент это единственный нотариус, который заверяет присутствие матеирала в инете). Обошлось это 4000 руб (в 2009 году!) и два дня времени.

12 числа отправила претензионное письмо владельцу сайта копипаст.ру с предложением разобраться в досудебном порядке. Заказное письмо выслала почтой (с уведомлением о получении) и плюс письмо на электронную почту.

Письмо на электронную почту (текст):

Добрый день. Я являюсь фотожурналистом, который снимал фотоисторию о жизни на новосибирской свалке такого-то числа и года. Свой фотоматериал вместе с текстом журналистки Анастасии Бирюковой (под её авторством и с её согласием) я разместила в электронном журнале: https://сайт/pages/svalka.html Одиннадцать моих фотографий вместе с текстом были без моего согласия скопированы для вашего сайта http://ссылка

На сайте https://сайт/ имеется предупреждение о запрете на использование авторских материалов, а именно (цитата): Полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов запрещено. Несогласованное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).

С авторами материала никто не связывался (хотя это было очень легко сделать, на сайте указаны координаты), а при фотографиях (в дальнейшем будет идти речь только о них) не указано авторство. Кроме того, фотографии размещены со стёртыми копирайтами, хотя на сайте они помечены копирайтом и без этих знаков я фотографии в интернет предпочитаю не выкладывать.

Ниже прилагаю претензионное письмо.

Претензионное письмо. Текст (можно использовать для образца):

На принадлежащем вам сайте http://, а именно, на страничке http://ссылка были неправомерно использованы и опубликованы одиннадцать фотографий о жизни на свалке, автором которых я являюсь.

В соответствии со ст.1259 «Гражданского кодекса РФ» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (далее - Закон) фотографические произведения являются объектами авторского права. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права, в том числе право осуществлять и разрешать осуществлять следующие действия (ст.1270 Закона):

Воспроизводить произведение в одном и более экземплярах;
- переделывать (перерабатывать) произведение;
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- распространять экземпляры произведения любым способом.

Руководство вашего сайта не получало от меня или моих представителей согласие/разрешение на использование, в том числе опубликование моих произведений. Более того, фотографии опубликованы даже без указания авторства (нарушено мое право на имя).

Ещё более того, по моим просьбам на форуме сайта http:// и через электронную почту материал не был удалён с сайта.
Таким образом, имеет место незаконное использование моих авторских произведений и нарушение положений и требований Закона. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. Автор произведений вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Которая составляет от 10 000 до 5 000 000 руб за каждую фотографию (т.е. минимальная сумма 110 000 руб, без учёта расходов по иску). Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст.1301 Закона).
Предлагаю урегулировать сложившуюся ситуацию во внесудебном порядке. Учитывая назначение тематику вашего сайта, прошу выплатить мне компенсацию в размере меньше минимальной суммы законной компенсации – 80 000 рублей.

Контактный телефон: мой
e-mail: мой

В противном случае оставляю за собой право обратиться для защиты своих прав в суд. Присутствие материала на вашем сайте, равно как и присутствие просьб о его удалении зафиксировано нотариально. Копия указанного письма будет выслана Вам заказным письмом с уведомлением о вручении.

дата, ФИО, подпись

Чем всё закончилось

Через 2 недели руководство сайта, на котором были опубликованы мои снимки, получило по почте моё письмо с досудебной претензией.

Всё благополучно разрешилось — я разместила на этом сайте рекламу за запрошенную сумму компенсации. Правда реклама работала уже за счет фотографий других авторов, сворованных на этот сайт).

В моём случае удалось всё уладить до суда. Если бы был суд, то к нему должно быть готово следующее:

Подавать иск по правилам надо на владельца сайта (либо на издательский дом или на учредителя СМИ — если фото напечатаны) т.е. на юрлицо. Иск подаётся по месту нахождения ответчика. В суд передаются следующие документы (в трех экземплярах: для судьи, для ответчика и для себя).

Что нужно для суда при защите авторских прав

1. Исковое заявление

2. Копия странички сайта, заверенная у нотариуса (или копия газетной полосы — если фото напечатано).

3. Копия Претензионного письма и почтовое уведомление о вручении.

4. Копия ответа на Претензионное письмо.

5. Распечатанные цветные фотографии размером 20х30 (которые взяли без спросу).

7. Квитанция об уплате госпошлины. Размер пошлины рассчитывается по ст. 333.19 НК РФ.

8. Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины и справка о заработной плате и других доходах. Справка о доходах за полгода берется по месту своей работы.

9. Расчет взыскиваемой денежной суммы.

10. Справка, доказывающая, что истец является фотографом. Делается в свободной форме — можно просто описать свою фотографическую биографию как можно выгоднее и насыщеннее: где публиковались, где имеете личные страницы (на каких сайтах) и тд. Что и чем снимаете (какая техника, чем больше описаний, тем лучше).

Достоинство, назначение произведения, способ его выражения значения не имеет. Оно может быть обнародованным и необнародованным, выраженным как письменно, так и устно (например, публично исполнено или произнесено), или в иной объективной форме - объемно-пространственной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи.

Самые распространенные объекты авторских прав: литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные произведения, фотографии, фильмы, произведения архитектуры, переводы, сборники (как результат составительства), программы для ЭВМ (перечень открыт), независимо от их регистрации и соблюдения каких-либо формальностей. По желанию правообладателя возможно проведение регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Официальные документы, законы, судебные решения, государственная символика, фольклор, информационные сообщения не защищаются авторским правом.

1.​ Личные неимущественные права

​ право на неприкосновенность произведения и защита его от искажений - не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

​ право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить или дать согласие на действия, которые впервые сделают его доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и др.

2.​ Исключительное право на произведение

Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.

3. Иные права

​ право на вознаграждение за служебное произведение,

​ право на отзыв - право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения об этом;

​ право следования - право на часть цены оригинала при публичной продаже;

​ право доступа к произведениям изобразительного искусства - право требовать у собственника оригинала возможность создания копии.

1. автор - гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Если произведение - результат совместного творческого труда, то граждане признаются соавторами (как, например, братья А. и Б. Стругацкие).

2. правообладатель - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Изначально правообладатель - это автор. Но поскольку исключительное право может переходить к другим лицам по договору или иным основаниям, то гражданин, чьим творческим трудом создано произведение, останется автором, а правообладателем будет другое лицо (гражданин, организация), к которому перешло исключительное право.

1.​ Гражданско-правовые

​ Признание права

Можно защищать как личные неимущественные права, так и исключительное право.

В частности, признание авторства может использоваться как самостоятельный путь защиты, либо наряду с другими, как необходимое условие для достижения успеха при их применении. Иногда без доказывания права авторства невозможно предъявление и иных требований.

Пример из судебной практики: Истцом заявлены требования о признании отсутствующим у ответчика авторского права на бланки медицинской карты и сертификата о профилактических прививках. В удовлетворении требования отказано, так как на авторство дизайна спорной полиграфической продукции претендует третье лицо. При этом, истцом, не заявляющим своего авторства на спорные бланки, избран ненадлежащий способ защиты права. (Постановление Федерального АС Уральского округа от 02.07.2013 N Ф09-5928/13 по делу N Ф09-4277/2012).

Способ 1.Прибегнуть к презумпции авторства.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное. Однако, если авторство оспаривается, способ будет явно слабоват, и возникнет необходимость прибегнуть к иным вариантам доказывания.

Способ 2. Предоставление доказательств авторства.

А именно - любых документов и информации, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно данного лица - наброски, черновики, переписка, договоры, исходные материалы, документы о депонировании произведения, свидетельские показания и т.д.

Способ 3. Назначение экспертизы.

Сложно, дорого, не быстро.

Могут быть применены лингвистическая, компьютерная, речеведческая, искусствоведческая и иные виды экспертиз. Они будут решать вопрос о сходстве, тождестве, различиях произведений. Имеем в виду, что подтверждение тождества образца и спорного произведения будет иметь доказательственное значение лишь в том случае, если право авторства на образец не вызывает сомнений. Также перед экспертом можно поставить вопрос, является ли произведение результатом переработки или оно самобытно и т.п.

​ Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторского права

В общем-то, это задача каждого из способов. Поэтому данный способ имеет общий характер.

​ Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения

Требования предъявляются к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут их пресечь. Самый распространенный пример - требование о запрете распространения контрафактных экземпляров или о запрете использования произведения любым способом.

​ Компенсация морального вреда

Претерпевать моральный вред могут только физические лица, в связи с чем данный способ защиты подходит только для граждан. Статья 151 Гражданского кодекса определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, которые причинены действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.

Пример из судебной практики. Истец ссылается на то, что ответчик, разместив на своем сайте фотографию истца, осуществил неправомерное использование его произведения, поскольку согласия на такое размещение истец ответчику не давал. Требование частично удовлетворено. Ответчик допустил нарушение исключительного права истца на произведение, а также нарушение личных авторских прав истца в отношении принадлежащего ему произведения, однако истец не представил суду подтверждений значительности своих нравственных страданий по поводу допущенного ответчиком нарушения его личных авторских прав. (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.1015 по делу № 33-13414).

​ Публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя

​ Возмещение убытков

Требование предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения лицензионного договора с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему исключительное право, что причинило ущерб, привело к упущенной выгоде.

​ Изъятие контрафакта

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

​ Выплата компенсации

У правообладателя есть альтернатива - при нарушении исключительного права в качестве способа защиты выбрать либо возмещение убытков, либо выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Не так давно были внесены изменения в п. 3 ст. 1252 ГК РФ, позволяющие суду снизить общий размер компенсации ниже низшего предела (10 тыс. руб.). Такое правомочие суд может реализовать при условии, что одним действием нарушены права сразу на несколько результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат одному и тому же правообладателю. Обращаем внимание, что суд может снизить итоговый размер компенсации не более, чем на пятьдесят процентовминимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

Поскольку доказывать размер убытков достаточно сложно, выплата компенсации очень популярный и распространенный метод.

2.​ Использование технических средств и копирайта

В самом общем смысле можно говорить о самозащите права.

Это использование технологий, технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих совершение третьими лицами действий, которые нарушают авторские права.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Этому знаку (копирайту) придается исключительно информационное значение. Его наличие не доказывает авторство, не свидетельствует о регистрации авторских прав, а предупреждает о их наличии.

3.​ Административно-правовые способы

Условием привлечения к такому виду ответственности является преследование виновным лицом цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение авторских прав.

В качестве административного правонарушения норма указанной статьи называет также ввоз, продажу, сдачу в прокат, иное незаконное использование экземпляров произведений, если они являются контрафактными либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, правообладателях.

С помощью указанных мер ответственности можно защититься от присвоения авторства, принуждения к соавторству и других нарушений.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к уголовной ответственности

Уголовная ответственность установлена ст. 146 УК РФ:

​ За плагиат (присвоение авторства),

причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.), в том числе, объявление себя автором чужого произведения, выпуск его под своим именем, издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания последних;

​ За незаконное использование объектов авторского права,

совершенное в крупном размере, в том числе: воспроизведение, продажа, прокат, публичный показ, обнародование, распространение в сети Интернет, перевод, переработка, модификация и иные действия, совершенные на бездоговорной основе;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

5.​ Привлечение нарушителя к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Можно использовать такой способ только в случае, если вы осуществляете предпринимательскую деятельность. Одним из проявлений недобросовестной конкуренции будет продажа, обмен или иное введение вашим конкурентом в оборот товара с нарушением авторских прав.

В этом случае можно обратиться с заявлением в управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ), которая обладает полномочиями по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Установленные размеры штрафов на недобросовестную конкуренцию достаточно весомы - для юридических лиц штраф составит от ста до пятисот тысяч рублей.

В связи с чем, данный способ защиты может оказаться весьма эффективным в борьбе с недобросовестным конкурентом.

6.​ Регистрация и депонирование

В течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных правообладатель может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Депонирование произведения представляет собой процедуру, при которой лицо, заявляющее об авторстве конкретного произведения, предъявляет его в организацию, осуществляющую депонирование и получает документ, содержащий информацию о предъявленном произведении и дате предъявления.

Какая-либо проверка авторства не производится, поэтому
поэтому указанный документ удостоверяет лишь то, что в указанное время указанное лицо подало заявку о депонировании, владело экземпляром произведения и утверждало свое авторство на него.

Услуги по депонированию произведений предлагают многие организации.

Нужно помнить, что полученные свидетельства в случае наличия судебного спора об авторстве не будут весомым доказательством. Для доказывания своего права придется прибегнуть к одному из способов, указанных нами выше, в том числе, предъявить доказательства создания и работы над произведением.

Речь идет о круге лиц, кто вправе воспользоваться вышеуказанными способами защиты.

Кроме авторов и иных правообладателей, это, например, организации по управлению правами на коллективной основе. Права авторов музыкальных произведений, к примеру, защищает Российское авторское общество.

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 Гражданского кодекса), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Территория защиты

В 1995 году Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений - ключевому международному соглашению в этой области. Участниками конвенции являются 167 стран, администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности . Произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Бернской конвенции, в соответствии с законодательством соответствующего государства, равно как произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в нашей стране.

Как нам кажется, за последние годы наша страна значительно продвинулась в вопросах защиты авторских прав, борьбы с «пиратством». Хотя, несомненно, есть пути для совершенствования. Растет уровень правосознания в гражданском обществе, связанный с охраной авторских прав. Полагаем, что арсенал средств защиты прав авторов и иных правообладателей достаточно широк и предоставляет определенный уровень защиты при условии их своевременного и правильного использования.

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - доступ в интернет;
  • - принтер;
  • - почтовый конверт, бланки описи вложений и уведомлении о вручении;
  • - доказательства вашего авторства;
  • - пример искового заявления о защите авторских прав;
  • - авторучка;
  • - деньги на оплату почтовых услуг и госпошлины в суде.

Инструкция

О доказательствах своего авторства лучше позаботиться заранее. Таковыми могут быть запечатанное письмо или бандероль с готовым произведением или его частями и описью вложений, отправленное самому себе с уведомлением о вручении, и доказательства его отправки и получения (почтовая квитанция, уведомление с росписью автора о получении и отметками почты), нотариальный протокол осмотра или с описанием файла с произведением и указанием дат его создания и последнего изменения, документы, подтверждающие факт депонирования произведения в авторском и некоторые другие.
Лучше всего обеспечить любое из них или все сразу по готовности произведения, не дожидаясь его несанкционированного использования.

Если вы установили факт незаконного использования своего произведения третьей стороной, установите виновного. Если оно передано в эфир, опубликовано в СМИ или издано книгой, виновник очевиден: редакция телеканала или радиостанции, печатного издания, издательство.Если размещено на сайте организации, то на нем, скорее всего, есть ее адрес.Сложнее, если домен зарегистрирован на частное лицо. Установить хостера и регистратора домена не составит труда с помощью любого сервиса определения WHOIS. Персональных данных нарушителя вам никто не предоставит. Но можно истребовать их от хостера по запросу суда. Нередко эффект дает письменное обращение к хостинг-провадеру: защищенный авторским правом он может и убрать.

Если виновник установлен, отправьте на его адрес письмо с уведомлением о вручении и описью вложений. Копию направляемой письмом претензии можно заверить у нотариуса и сохранить.Сохраните также уведомление о вручении. Оно в сочетании с копией претензии будет дополнительным аргументом в вашу пользу, если дело дойдет до суда.В претензии укажите, какое ваше произведение использует виновный, незаконность этого использования, что вы разрешения на использование не давали и запрещаете делать это в дальнейшем.Изложите свои требования: прекратить использование вашего произведения, если же это невозможно (например, тираж газеты или книги уже разошелся), ограничьтесь суммой желаемой компенсации.

Если в течение месяца после вручения вашего письма вам не ответили или прислали отказ, обращайтесь в суд.
Для этого будет нужно составить исковое заявление. Оно пишется в произвольной форме с соблюдением ряда требований. Примеры таких заявлений легко найти в интернете.Каждое ваше утверждение и требование в иске должны быть обоснованы ссылками на конкретные положения действующего законодательства: статьи вплоть до пункта и части Гражданского кодекса РФ, Гражданско-Процессуального кодекса, других законов и прочих нормативных актов.Уплатите госпошлину и отнесите в суд заявление и все документы, которые сочтете нужными (имеющиеся доказательства авторства и попыток досудебного урегулирования вопроса).

Явитесь в суд в назначенное судьей время. К процессу тщательно готовьтесь, набросайте основные тезисы своего будущего выступления и положения действующего законодательства, к которым будете апеллировать, на бумаге.
Постарайтесь найти и почитать рассказы тех, кто уже защищал авторские права в суде. Это поможет предусмотреть возможные аргументы ответчика и подготовить на них достойную отповедь.Гарантировать вам выигрыш дела на 100% не сможет никто, но шансы на это велики.

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты
Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

Кресло Гирофлекса

«Идея на минус миллион » — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Законно
Незаконно

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Как показывает практика, авторские права часто подвержены разнообразным нарушениям, из-за чего возникает необходимость в обеспечении эффективных механизмов защиты касательно объектов, являющихся интеллектуальной собственностью. Как утверждают эксперты, именно авторские права чаще всего нарушаются, так как огромный массив информации и широкое поле деятельности дает нарушителям возможность без особых для себя последствий идти на нарушение. Кроме того, нередко случаются ситуации, когда по каким-то причинам невозможно отследить текущие изменения в законодательной базе, из-за чего нарушения могут возникать непроизвольным образом.

Рассмотрим, какие механизмы применяют для защиты авторских прав, и что нужно предпринять, чтобы не сталкиваться с осложнениями в обозримом будущем.

Авторское право и его субъекты

Авторское право являет собой функциональную структуру гражданского права, занимающуюся регулировкой правоотношений, тесно связанных с созданием и дальнейшим применением различных предметов художественного, литературного или научного жанров, а также предметов, подходящих под категорию торговых плодов плодотворной творческой или интеллектуальной деятельности. Само наименование «авторское право» можно считать условным, так как закон в первую очередь обеспечивает защиту интересов правообладателя, а не автора.

Пользователи редко понимают, как защитить авторское право на книги, музыку и другие объекты авторства.

Изначальным владельцем (субъектом) авторского права выступает пользователь, который создал определенное произведение при помощи творческого или интеллектуального труда.

В его отношении будет установлено не только личное неимущественное право, а исключительное право на пользование своим трудом в произвольной форме, но при соблюдении требования, что это не противоречит действительной законодательной базе. Оригинал творения в обязательном порядке содержит инициалы своего создателя, который будет признан автором, если иное не было доказано в суде.

Помимо непосредственного автора в роли субъектов права могут выступать иные пользователи, к которым по определенным обстоятельствам могут передаваться исключительные права на итог творчества или интеллектуальной работы. Законодатель определяет таких пользователей как правообладателей. Среди таковых могут быть:

  1. Работодатели и представители администрации предприятия, при соблюдении правила, что творение было воспроизведено служащим при исполнении им обязанностей, связанных с профессиональной сферой. Весь результат интеллектуального труда в данном примере будет принадлежать нанимателю, и защита авторских прав действительна касательно данного пользователя.
  2. Предприятия, в числе которых издательства, радио- и телекомпании, СМИ и т.д. Они получают права на дальнейшее применение итога творчества с последующим использованием произведения.
  3. Заказчики, если итоговое творение появилось в результате соответствующих договоренностей, в которых создатель выступил как исполнитель заказа.
  4. Обычные пользователи, выступающие в качестве наследников пользователей, обладающих всеми возможными авторскими правами. При этом нужно сказать, что для наследников устанавливается конкретные временные пределы, на протяжении которых будут действовать интеллектуальные права. Срок начнет свой отсчет с момента, когда на официальном уровне пользователю будет передано творение как часть наследственных ценностей.

В Западной Европе и США большую популярность приобрели еще некоторые довольно своеобразные элементы правоотношений между создателями и правообладателями (авторами). Речь идет об организационных структурах, осуществляющих руководство касательно имущественных правоотношений на коллективном основании. В нашей стране подобная практика только начинает внедряться.

Правовая база и объекты авторского права

Авторское право регламентируется в Российской Федерации определенными законодательными нормативами. До 2008 года в нашей стране действовал закон «Об авторском праве и смежных правах», однако со временем данный норматив утратил свою правомочность, и как итог – основой для регламентации правоотношений в данной сфере стал Гражданский кодекс, а именно ч.4.

Данный функциональный элемент кодекса получил наименование «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Помимо непосредственно авторских прав сюда вошли любые смежные права, соприкасаемые с авторством, патенты на идею , изобретение, интегральные микросхемы, производственные секреты, технологические наработки конфиденциального характера и многое другое.

Чтобы обновленные нормы были максимально эффективными, и их применение несло определенные результаты, законодатели изучили ранее действовавшие нормативы, и дополнили их новыми положениями, в частности, непосредственно затрагивающими все нюансы, которые отмечаются при взаимодействии сторон, принимающих участие в авторском соглашении.

Что же касается объекта авторского права, то это продукт, полученный человеком после тщательного исполнения действий, соприкасаемых с творческой или интеллектуальной работой. Закон устанавливает, что конкретный продукт являет собой объект защиты лишь при наличии требования, что в его отношении установлен автор, который хочет защитить свою работу. В ст.1259 ГК РФ обозначены определенные достижения человека, которые признаются возможными объектами защиты:

  1. Литературные творения, включая сценарии, музыкальные произведения и пьесы.
  2. Хореографические наработки и сочинения мимодраматического плана.
  3. Творения визуального характера, в частности фильмы, рекламные ролики, и прочие продукты аудио и видеовизуального ряда. Так, авторские права на песню также будут объектом пристального внимания со стороны государства.
  4. Результат художественной работы, а также архитектурные, градостроительные и ландшафтные проекты, имеющие некие уникальные характеристики.
  5. Плоды картографии, планы, схемы, фотоизображения, а также продукты, относящиеся к топографическим и географическим изысканиям.
  6. Сочинения творческого жанра, если для их создания использованы многие источники, а кроме того плоды, полученные в результате переработки уже существующего произведения.
  7. Компьютерные программы, но при условии, что они приравнены к литературным или художественным творениям и являются копирайтом.


Некоторые элементы не могут быть отнесены к области авторского права, и в их отношении закон защиту не установит. К ним относят информационные уведомления, официальную документацию, доступную для широкой аудитории, элементы фольклорного характера, государственные знаки и символы, нереализованные творческие идеи и планы, если они не были ранее закреплены на конкретным пользователем на официальном уровне и многое другое.

Отметим, что авторские права не являются приоритетными для законодателя, и наряду с ними пользователи могут рассчитывать на защиту своих интересов, если в наличии имеются смежные права, затрагивающие данную отрасль.

Так, речь идет о воспроизведении творения, содержании баз данных, эфирных сообщениях и т.д.

Согласно действительным законодательным нормам, в отношении автора произведения, признанного продуктом творческой работы, будут утверждены определенные правовые особенности:

  1. Личные права неимущественного плана. Данная группа не учитывает все финансовые моменты, и представлена теми правами, которые не несут за собой никакого экономического эффекта:
  • право признания своего авторства;
  • право пользоваться собственным именем в качестве подтверждения авторства;
  • защита авторских прав от любых противоправных корректировок (искажений), и установление его неприкосновенности, ни в одно творение невозможно будет внести некие коррективы без согласования данного вопроса с пользователем, которого законодатель определил, как создателя (правообладателя).
  1. Исключительное право на творение, дающее гражданину возможность распоряжаться объектом по собственному усмотрению и использовать его в любых доступных формах, при обязательном требовании, что они никоим образом не затрагивают законные интересы. Данное право действует на протяжении срока жизни создателя, а после его смерти наследники могут пользоваться им на протяжении 70 лет.
  2. Иные права, представляющие собой отдельную категорию. К ним можно отнести:
  • право на получение определенной награды (в материальной форме) за созданное произведение;
  • доступ к предметам изобразительного характера, от создателя оригинального предмета могут потребовать предоставление возможности более тесного ознакомления с продуктом для создания максимально соответствующей ему копии;
  • если по каким-то причинам автор не согласен на публикацию его творения и доступ к нему общественности, он вправе в любой момент отказаться от обнародования, но при условии, что никакие запреты на данное действие не прописаны в договоренностях с издательствами и другими третьими лицами.

Для того, чтобы государство могло реализовать и установить конкретные механизмы защиты авторских прав, изначально нужно подтвердить авторство.

Нередко это может сопровождаться огромными сложностями, особенно в современном обществе, которое имеет доступ к социальным сетям и развитой информационной системе.

Если с текстовыми документами все более или менее понятно, и установить авторство конкретного человека можно довольно просто, так как копирайт не имеет значительных объемов плагиата, то вот с фотоизображениями все обстоит куда сложнее. Разберем на конкретном примере, что нужно для того, чтобы определить авторство и подтвердить его касательно графических изображений.

Так, защита авторских прав в сети интернет будет проходить с учетом неких параметров. Речь идет об использовании знака авторского права . Если фотоизображение было выложено в общественный доступ, и изначально на нем отсутствует знак авторства, подтвердить свои исключительные права можно лишь при наличии определенных обстоятельств:

  1. На руках пользователя должен быть первоисточник произведения. Касательно фотоизображения в роли оригинала может быть представлен конкретный кадр, негатив, необработанное фото или же сам фотоаппарат, на котором имеется спорный кадр.
  2. Первое публичное обнародование материала должно проходить под именем автора. Это означает, что первая публикация должна проходить под инициалами создателя, или же на его персональных интернет ресурсах, среди которых блог, личная страница в социальной сети и т.д. Тогда защита авторских прав в интернете будет максимально простой.
  3. Проведение экспертной оценки, в рамках которой будет установлено отношение конкретного пользователя к созданию предмета.

В противном случае могут возникнуть определенные сложности, которые не дадут возможности установить реального автора оригинального творения. Тогда придется обращаться в суд и предоставлять аргументированную позицию по данному вопросу, подкрепленную значительной базой доказательств.

Сроки действия авторских прав

Многие пользователи сталкиваются с проблемой, так как не имеют понятия о том, в течении какого временного отрезка будут действительны исключительные правовые нормы на творение. В данном случае нужно обратится к законодательству, а именно главе 70 ГК РФ. В нормативе обозначены конкретные случаи, принимающиеся к сведению при определении срока действия авторского права.

На протяжении указанного времени пользоваться оригиналом произведения может только тот пользователь, который имеет авторские права, или признан правообладателем.

В целом, касательно данного вопроса закон устанавливает такие пределы:

  1. Обобщенный срок действия авторского права составляет 70 лет, и отсчет будет начат с того момента, как автор первоисточника умер, и передал права на свое творение наследнику.
  2. Если произведение стало результатом плодотворного сотрудничества нескольких авторов, тогда срок будет отсчитываться с момента гибели последнего из авторов.
  3. Часто бывает так, что произведение публикуется без указания авторства, или же под вымышленным именем. Тогда период в 70 лет будет отсчитан с момента обнародования документа. Если за это время автор решит обнародовать информацию о себе, тогда временные рамки касательно авторских прав будут установлены на общих основаниях.
  4. Отдельного упоминания заслуживает ситуация, когда произведение обнародовано уже после смерти создателя, при условии, что публикация произведена в период до 70-летней годовщины смерти автора. Тогда отсчет 70-летнего срока будет дан с момента первой публикации.
  5. Для ветеранов ВОВ, и авторов, творивших в указанный период, срок действия будет продлен на 4 года.


Способы защиты авторских прав

Многие граждане не знают, как защитить авторские права. В России, как и в любых других государствах, авторское право является одним из элементов защиты. Это означает, что государство будет всячески способствовать тому, чтобы отстоять интересы граждан, обладающих эксклюзивными авторскими правами на произведения. Как и любой элемент защиты, для реализации механизмов нужно будет обратиться в суд, и именно на судебные органы будет возложена обязанность по реализации защитных функций.

Чтобы предпринятые меры были предельно эффективными, нужно реализовывать определенные способы защиты авторских прав, которые не только предотвратят нарушения в данной сфере, но и при необходимости помогут отстоять интересы владельца, права которого были нарушены:

  1. Признание прав в отношении конкретного пользователя. На высшем государственном уровне будет закреплено исключительное право авторства на произведение, закрепленное касательно конкретного человека. Если авторство будет подтверждено, даже в случае нарушений злоумышленники не смогут избежать ответственности и будут привлечены к наказанию.
  2. Предотвращение действий, создающих угрозу для нарушения, или непосредственно нарушающих авторские права. Главным механизмом данного способа будет запрет на распространение пиратского контента и удаление любых копий, опубликованных на противозаконных основаниях.
  3. Финансовое возмещение прямых убытков пользователям, которые пострадали от нарушений в сфере авторского права. Таким образом, если интересы пользователя были нарушены, и принадлежащие ему объекты творчества появились в незаконном общественном доступе без его позволения, государство установит нарушителя и заставит его оплачивать компенсацию в денежном эквиваленте за действия, повлекшие за собой создание неудобств, материальные потери и т.д.
  4. Изъятие контрафактной продукции, опубликованной без соответствующего разрешения от первоначального обладателя авторского права. В рамках защиты пользователей государство имеет право проводить рейды, призванные удалить нелицензионные копии продукции, а также оборудование, с помощью которого произведение было распространено произведение. При помощи данного механизма, появляется шанс, что в будущем подобные правонарушения касательно данного предмета авторства будут предотвращены.
  5. Обнародование информации о действительном обладателе прав авторства. Государство в качестве подтверждения прав пользователя может выпустить постановление, по которому принадлежащий ему предмет авторства будет обнародован исключительно с указанием инициалов автора или пользователя, являющегося правообладателем.
  6. Компенсация за прямое нарушение авторского права. В отношении граждан, выступающих правонарушителями, по запросу правообладателя могут быть применены штрафные санкции, призванные компенсировать моральный ущерб, нанесенный автору или его приемнику. Конкретный размер платы может быть самым разнообразным, и составлять от 10 тыс. рублей до 5 млн. рублей, . Все будет зависеть от ценности материала, его научной степени и популярности у потребителей.


Помимо реальных действий и инструментов, ставящих перед собой цель предотвращения любых правонарушений в сфере авторского права, существуют также различные технические средства, стоящие на защите интересов пользователей.

Речь идет о специальных компьютерных программах, находящих нелицензионные копии и пиратский контент , программном обеспечении, способном в автономном режиме блокировать доступ к ресурсам, на которых выложен контрафакт и многое другое.

В ст.1299 ГК РФ определено, что касательно объекта авторского права категорически запрещены определенные действия, в частности:

  • устранение любых ограничений, установленных в отношении произведения его автором, правообладателем или техническим инструментом, контролирующим правомочность использования контента;
  • передача технического инструментария во временное владение или в безвозмездное пользование третьим лицам, если потенциальный арендатор не может гарантировать защиту авторских прав пользователей, или намеревается исполнить определенные противоправные операции.

Если данные требования не соблюдаются, тогда основной обладатель прав имеет полное право требовать незамедлительно изъять оборудование у нарушителя. Кроме того, он может потребовать компенсацию морального вреда, и если ему был причинен определенный финансовый вред в результате нарушения – то и материального.

Специальные возможности защиты авторского права

Каждый пользователь, имеющий в собственности право на предмет интеллектуального труда, обязан проявить предельно возможную бдительность, и реализовать меры, которые предотвратят попадание его контента в незаконное владение третьих лиц. Особенно это касается тех пользователей, которые получают определенные денежные дивиденды за пользование или распоряжение объектом авторства.

Для таких пользователей государство предоставляет дополнительные возможности, которые помогут оградить его от дальнейших осложнений и предотвратят появление нарушений в области авторского права:

  1. Фиксация торговой марки. Все юрлица имеют возможность установить свое исключительно право на определенную торговую марку. Для этого достаточно зарегистрировать ее и установить ограничения на использование, упоминание, копирование и т.д.
  2. Депонирование творения, то есть его передача на ответственное хранение в специальную организацию. Данная практика популярна в Европе и США, и в последнее время пользуется спросом в России.
  3. Предупреждение пользователей. Обнародование объекта авторского права сопровождается сообщением об ответственности за незаконные действия в его отношении, связанные с копированием, распространением, изменением и т.д. Таким образом они бы защищали свои права и предупреждали о негативных последствиях.