Как учесть выходное пособие в расходах. Бухвести.рф - по какому коду вида расходов и косгу осуществлять выплату выходного пособия сотрудникам учреждения (увольнение в связи с сокращением численности и штата работников) на период трудоустройства (3 месяца)

Для целей бухучета выходные пособия, средний заработок на период трудоустройства и компенсации при увольнении являются расходами на оплату труда (п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Начисление данных выплат отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 70

– начислено сотрудникам выходное пособие, компенсация при увольнении;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 76

– начислен бывшим сотрудникам средний заработок на период трудоустройства.

Использование счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для расчетов с бывшими сотрудниками обусловлено тем, что на счете 70 учитываются расчеты только с персоналом, работающим в организации в момент начисления выплаты (Инструкция к плану счетов).

Пример отражения в бухучете выходного пособия сотруднику, уволенному при ликвидации организации

П.А. Беспалов работает кладовщиком в ООО «Альфа». 13 января его уволили в связи с ликвидацией организации. При увольнении сотрудника в связи с ликвидацией организация выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Выходное пособие было рассчитано за первый после увольнения месяц – с 14 января по 13 февраля. В этом периоде по графику работы Беспалова (пятидневная рабочая неделя) 23 рабочих дня. Выходное пособие составило 11 132 руб. (484 руб./дн. × 23 дн.). Беспалов получил его в день увольнения 13 января.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете проводки:

Дебет 25 Кредит 70
– 11 132 руб. – начислено выходное пособие;

Дебет 70 Кредит 50
– 11 132 руб. – выдано выходное пособие.

НДФЛ и страховые взносы

Для целей расчета НДФЛ и страховых взносов выплаты при увольнении, установленные законодательством, нормируются. Сумма выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это следует из пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, пункта 1, подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Подтверждают данную точку зрения письма Минфина России от 26 марта 2012 г. № 03-04-06/6-72, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1061 и ФСС России от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250.

Организация обязана выплатить компенсацию руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру, если трудовой договор с такими сотрудниками расторгается в связи со сменой собственника (ст. 181 ТК РФ). Также руководителю положена компенсация, если решение о его увольнении принял собственник имущества организации (уполномоченный орган юридического лица). Компенсация выплачивается при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 278, статьей 279 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовым кодексом РФ не предусмотрена выплата выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства при увольнении руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) по данным основаниям.

Для целей расчета НДФЛ и страховых взносов такие компенсации нормируются. Компенсация руководителю (его заместителю, главному бухгалтеру) не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это предусмотрено пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Сотрудник уволился по собственному желанию

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ и начислить страховые взносы при увольнении сотрудника по собственному желанию (по соглашению сторон)? Выплата выходного пособия при увольнении предусмотрена трудовым договором .

Выходное пособие не нужно облагать НДФЛ и страховыми взносами в пределах установленного норматива.

Сумма выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это следует из пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, пункта 1, подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ

Данные нормы применяются независимо от основания, по которому увольняется сотрудник. То есть выплаты при увольнении человека по любому основанию (например, по собственному желанию, в т. ч. и в связи с выходом на пенсию, по соглашению сторон трудового договора) не облагаются НДФЛ и страховыми взносами в пределах установленного норматива.

При этом от НДФЛ и страховых взносов (в пределах норм) освобождаются любые выплаты при увольнении. А именно – компенсации при увольнении, в том числе дополнительные компенсации сотрудникам за преждевременное увольнение, выходные пособия, среднемесячный заработок на период трудоустройства.

Такие разъяснения содержатся:

– в отношении НДФЛ – в письмах Минфина России от 21 июля 2014 г. № 03-04-05/35552, от 8 июля 2013 г. № 03-04-05/26273, от 10 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-105 и ФНС России от 2 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16533, от 13 сентября 2012 г. № АС-4-3/15293 (доведено до сведения налоговых инспекций);

– в отношении страховых взносов – в письмах Минтруда России от 24 сентября 2014 г. № 17-3/В-449 и ФСС России от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250.

Выходное пособие при увольнении сотрудника по собственному желанию (по соглашению сторон и т. п.) может рассматриваться как законодательно установленная выплата. Такой вывод основан на положениях части 4 статьи 178 Трудового кодекса РФ. Данная норма разрешает организациям установить в коллективном или трудовом договоре основания для выплаты выходных пособий, прямо не предусмотренные законодательством.

Пример определения не облагаемой НДФЛ суммы выходного пособия. Деньги выплачены сотруднику, который увольняется по соглашению сторон и трудился неполную неделю

П.А. Беспалов работает кладовщиком в ООО «Альфа» по графику четырехдневной рабочей недели (выходные – пятница, суббота и воскресенье). 31 марта его уволили по соглашению сторон с выплатой выходного пособия в размере 50 000 руб.

Средний дневной заработок Беспалова составляет 484 руб./дн.

Средний месячный заработок Беспалова был рассчитан за первый после увольнения месяц – с 1 по 30 апреля. В этом периоде по графику работы Беспалова (четырехдневная рабочая неделя) 18 рабочих дней. Заработок составил 8712 руб. (484 руб./дн. × 18 дн.).

Организация не находится в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. Поэтому не облагаемую НДФЛ сумму выходного пособия бухгалтер определил так:
– 26 136 руб. (8712 руб. × 3 мес.).

Сумма выходного пособия, с которой надо удержать НДФЛ, составила:
– 23 864 руб. (50 000 руб. – 26 136 руб.).

Сотрудник восстановлен на работе

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на сумму обязательных выплат при увольнении, если сотрудник был восстановлен на работе?

Ответ: да, нужно.

По общему правилу сумма выходного пособия и других выплат при увольнении, предусмотренных законодательством (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), не облагается НДФЛ и страховыми взносами (в пределах установленного норматива).

Однако, если сотрудник был восстановлен на работе, суммы, которые были выплачены ранее в связи с увольнением, нельзя считать компенсационными. Ведь они будут зачтены при выплате сотруднику зарплаты за период вынужденного прогула (п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Поэтому с суммы таких выплат нужно удержать НДФЛ и начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (подп. 6 п. 1 ст. 208, ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Налог на прибыль

Расходы на выплату сотрудникам выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства и компенсации при увольнении включите в состав расходов на оплату труда. Причем учесть в расходах можно как пособия, выплаченные по нормам трудового законодательства, так и дополнительные компенсации, предусмотренные трудовым или коллективным договором. Это следует из абзаца 1 и пункта 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ и подтверждено в письме Минфина России от 30 января 2015 г. № 03-03-06/1/3654.

Порядок отражения выходных пособий (среднего заработка на период трудоустройства, компенсаций при увольнении) в налоговом учете зависит от метода учета доходов и расходов, который применяет организация.

Если организация применяет метод начисления, сумму выходного пособия (компенсации при увольнении) включите в состав прямых или косвенных расходов. Момент признания расходов зависит от того, к прямым или косвенным расходам они относятся (ст. 318 НК РФ).

Если организация занимается производством и реализацией продукции (работ, услуг), перечень прямых расходов определите в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Внимание: при утверждении перечня прямых расходов в учетной политике учтите, что деление расходов на прямые и косвенные должно быть экономически оправданно (письма Минфина России от 26 января 2006 г. № 03-03-04/1/60, ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952). В противном случае инспекторы могут пересчитать налог на прибыль.

Так, выходное пособие, начисленное сотрудникам, непосредственно занятым в производстве, учитывайте в составе прямых расходов. Выходное пособие, начисленное администрации организации, отнесите к косвенным расходам.

Выходное пособие (компенсацию при увольнении), которое относится к прямым расходам, учитывайте при расчете налога на прибыль по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Выплаты, отнесенные к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в последний день месяца, в котором они были начислены (п. 2 ст. 318, п. 4 ст. 272 НК РФ).

Выплату среднего заработка на период трудоустройства (за второй–шестой месяцы) включите в состав косвенных расходов. Даже если ее выплачивают бывшим сотрудникам основного производства, то в момент выплаты назвать их участвующими в производстве нельзя (абз. 7 п. 1 ст. 318 НК РФ).

Если организация оказывает услуги, то прямые расходы можно учесть, как и косвенные, в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В торговых организациях все эти выплаты будут косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в месяце, в котором они были начислены.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выходного пособия сотруднику, уволенному в связи с сокращением штата. Организация применяет общую систему налогообложения

Ю.И. Колесов работает водителем в ООО «Альфа» (организация занимается оказанием услуг). С 5 мая его уволили в связи с сокращением штата, о чем он был своевременно уведомлен.

В бухучете бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 70

Дебет 70 Кредит 50

Налогооблагаемую прибыль за май бухгалтер уменьшил на 11 000 руб. В расчете остальных налогов и взносов выходное пособие не участвует.

УСН

Если организация применяет упрощенку с объектом налогообложения «доходы минус расходы», суммы выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства включите в расходы, уменьшающие единый налог. Причем учесть в расходах можно как пособия, выплаченные по нормам трудового законодательства, так и дополнительные компенсации, предусмотренные трудовым или коллективным договором (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 9 ст. 255 НК РФ). Эти суммы уменьшают единый налог в момент выплаты их сотруднику (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выходного пособия сотруднику, уволенному в связи с сокращением штата. Организация работает на упрощенке, единый налог платит с разницы между доходами и расходами

ООО «Альфа» применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы».

Ю.И. Колесов работает водителем в «Альфе». С 5 мая его уволили в связи с сокращением штата, о чем он был своевременно уведомлен.

Средний дневной заработок Колесова составил 500 руб./дн. При увольнении ему выплатили выходное пособие в размере среднего месячного заработка за первый месяц после увольнения (с 5 мая по 4 июня). В этом периоде по графику работы Колесова (пятидневная рабочая неделя) 22 рабочих дня. Выходное пособие составило:
500 руб./дн. × 22 дн. = 11 000 руб.

В бухучете операцию бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 26 Кредит 70
– 11 000 руб. – начислено выходное пособие;

Дебет 70 Кредит 50
– 11 000 руб. – выдано выходное пособие.

Базу по единому налогу бухгалтер уменьшил на расходы в размере 11 000 руб. Так как выходное пособие не превышает трех средних месячных заработков, НДФЛ и страховыми взносами данная выплата не облагается.

Если организация применяет упрощенку с объектом обложения доходы, то суммы выходного пособия (среднего заработка на период трудоустройства, компенсаций при увольнении) на расчет единого налога не влияют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

ЕНВД

Начисление сотрудникам выходного пособия (среднего заработка на период трудоустройства, компенсаций при увольнении) не оказывает влияния на расчет единого налога. Плательщики ЕНВД рассчитывают налог, исходя из вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Совмещение ОСНО и ЕНВД

Расходы по выплате выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства и компенсации при увольнении, относящиеся к деятельности организации на ЕНВД, при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому сумму выплат, связанных с увольнением и начисленных сотруднику, который одновременно занят в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности на общей системе налогообложения, нужно распределить .

Пример распределения выходного пособия между разными видами деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Альфа» занимается производством и торговлей. Производственная деятельность организации подпадает под общую систему налогообложения. Торговая деятельность переведена на ЕНВД.

В январе было принято решение о сокращении должности одного из водителей. Водитель Ю.И. Колесов, занимавший эту должность, был занят как в деятельности организации на общей системе налогообложения, так и в деятельности организации, облагаемой ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, распределяются пропорционально доле доходов, полученных от разных видов деятельности за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Средний дневной заработок Колесова составляет 500 руб./дн. Дата увольнения – 28 апреля.

28 апреля Колесову начислили и выдали выходное пособие. Пособие было рассчитано в размере среднего заработка за первый месяц после увольнения (с 29 апреля по 28 мая). В первом месяце после увольнения 19 рабочих дней. Выходное пособие Колесова составило:
19 дн. × 500 руб./дн. = 9500 руб.

Так как Колесов занят одновременно в двух видах деятельности, то необходимо распределить сумму выплаченного пособия. За апрель общая сумма доходов по всем видам деятельности составила 1 000 000 руб. (без НДС). Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения – 250 000 руб.

Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения в общей сумме доходов составила:
250 000 руб. : 1 000 000 руб. = 0,25.

Сумма выходного пособия, которое относится к деятельности организации на общей системе налогообложения, составляет:
9500 руб. × 0,25 = 2375 руб.

Сумма выходного пособия, которое относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, равна:
9500 руб. – 2375 руб. = 7125 руб.

При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер учел часть выходного пособия, относящегося к деятельности организации на общей системе налогообложения, в размере 2375 руб. Так как выходное пособие не превышает трех средних месячных заработков, НДФЛ и страховыми взносами данная выплата не облагается.

По какому виду расходов отразить выплаты выходного пособия при сокращении штата и численности сотрудников государственного внебюджетного фонда? Можно ли произвести эти расходы по 142 виду расходов. Как поступить, если другой вид расходов (321) не предусмотрен в законе о бюджете государственного внебюджетного фонда?

Ответ

В соответствии с письмом Минфина России от 27.06.2014№ 02-05-11/31346 по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств", увязанному с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению", следует отражать выплаты уволенным служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации, осуществляемые на основании статей 178 и 318 Трудового кодекса РФ.

Расходы на выплату выходного пособия при сокращении штата и численности сотрудников государственного внебюджетного фонда следует отражать по элементу вида расходов 141 "Фонд оплаты труда и страховые взносы " в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата", если сотрудник уволен по причине:

Если после проведения вышеуказанных мероприятий численность (штат) учреждения сохраняется и передается другим учреждениям, при этом учреждения, в которые передана численность (штат), должны быть подведомственны органу государственной власти (местного самоуправления), который принял решение о проведении данных мероприятий, а также если

выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы связана с реализацией Указа Президента РФ от 31.12.2010 г. № 1657, расходы на выплату выходного пособия при сокращении штата и численности сотрудников государственного внебюджетного фонда следует отражать по элементу вида расходов 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда" в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению".

Такой вывод можно сделать, исходя из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Если по какому-либо виду расходов затраты бюджетной сметой не предусмотрены, можно внести изменения в смету. При этом внесение изменений в сметы, требующие изменения бюджетной росписи ГРБС и объемов ЛБО, утверждается только после их корректировки.

Такой порядок установлен в пунктах 11-13 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 г. № 112н.

Уточнение к ответу: Исходя из вышесказанного, при сокращении отдела государственного внебюджетного фонда по причине организационно-штатных мероприятий, которые приводят к сокращению численности (штата) учреждения, расходы на выплату выходного пособия следует отражать по элементу вида расходов 141 "Фонд оплаты труда и страховые взносы " в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата". Такой вывод можно сделать, исходя из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Обязанность выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства установлена Трудовым кодексом РФ (ст. , , , , , , ТК РФ). В частности, такие суммы необходимо выплатить сотруднику, если его увольняют в связи с ликвидацией учреждения или по причине сокращения численности (штата). Обязательные выплаты при увольнении могут быть установлены и иными законами. Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана выплатить уволенному сотруднику выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении .

КОСГУ: выплаты при увольнении

Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отражать расходы на выплату выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства

Ответ на этот вопрос зависит от вида выплаты. Так, выходное пособие может быть отражено по подстатье КОСГУ или (в зависимости от причины увольнения). А расходы на выплату среднего заработка всегда отражайте по подстатье КОСГУ 262 . Объяснения тут следующие.

1. Расходы на выходное пособие

Согласно указаниям о порядке применения КОСГУ выбор нужной статьи (подстатьи) зависит от причины увольнения. По подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» данные расходы отразите, если сотрудник уволен по причине:

ликвидации или реорганизации учреждения;

других организационно-штатных мероприятий, которые приводят к сокращению численности (штата) учреждения.

Из данного правила есть исключения. Расходы на такие выплаты отразите по подстатье КОСГУ 262 при следующих обстоятельствах:

после проведения вышеуказанных мероприятий численность (штат) учреждения сохраняется и передается другим учреждениям. При этом учреждения, в которые передана численность (штат), должны быть подведомственны органу государственной власти (местного самоуправления), который принял решение о проведении данных мероприятий;

выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы связана с реализацией Указа Президента РФ от 31 декабря 2010 г. № 1657 .

Во всех остальных случаях расходы на выплату выходного пособия также отражайте по подстатье КОСГУ 262 . То есть применять данную подстатью нужно, если увольнение не связано с ликвидацией, реорганизацией или другими организационно-штатными мероприятиями, которые приводят к сокращению численности (штата) учреждения.

Такой вывод следует из аннотаций к подстатьям КОСГУ , раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н , статьи 178 Трудового кодекса РФ.*

2. Расходы на средний заработок на период трудоустройства

В бухучете порядок отражения операций, связанных с начислением выходных пособий (среднего заработка на период трудоустройства, компенсации при увольнении), зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Порядок отражения в учете выходных пособий (среднего заработка на период трудоустройства, компенсации при увольнении) зависит от того, .

Пример отражения в бухучете выходного пособия сотруднику, уволенному при ликвидации учреждения. Штат учреждения не сохраняется и не передается другим учреждениям

П.А. Беспалов работает кладовщиком в казенном учреждении «Альфа». 13 января его уволили по причине ликвидации учреждения. При увольнении сотрудника в связи с ликвидацией учреждение выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Средний дневной заработок Беспалова составляет 484 руб./дн.

Выходное пособие было рассчитано за первый после увольнения месяц - с 14 января по 13 февраля. В этом периоде по графику работы Беспалова (пятидневная рабочая неделя) 22 рабочих дня. Выходное пособие составило 10 648 руб. (484 руб./дн. × 22 дн.). Беспалов получил его в день увольнения, 13 января.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете проводки:

Дебет КРБ.1.401.20.211 Кредит КРБ.1.302.11.730
- 10 648 руб. - начислено выходное пособие;

Дебет КРБ.1.302.11.830 Кредит КИФ.1.201.34.610
- 10 648 руб. - выдано выходное пособие.

В расчете остальных налогов и взносов выходное пособие не участвует.

2. Справочник: Отнесение затрат на соответствующий вид расходов бюджетной классификации

Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов (подгруппа 140)

Оплата труда сотрудников государственных внебюджетных фондов на основе договоров в соответствии с законодательством

Другие выплаты сотрудникам государственных внебюджетных фондов в пределах фонда оплаты труда. В том числе пособия за первые три дня болезни за счет средств работодателя (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)

Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с сумм, начисленных из фонда оплаты труда

Не включенные в фонд оплаты труда выплаты в пользу сотрудников государственных внебюджетных фондов, обусловленные их статусом, в том числе социальные гарантии, выплаченные в денежной форме*

О том, какой элемент вида расходов применять при выплатах в натуральной форме, см.

Выдача командируемым сотрудникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для:

приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений;

осуществления расходов протокольного характера;

компенсации сотрудникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений

О том, какой элемент вида расходов применять, если расходы на приобретение билетов и наем жилья несет непосредственно фонд по договорам (контрактам), см.

Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с выплат, не включенных в фонд оплаты труда (в установленных случаях)

Возмещение сотрудникам стоимости проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно

О том, какой элемент вида расходов применять, если билеты приобретает само учреждение по договору (контракту), см.

3. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.07.2013 № 65Н

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

Приложение 5
к Указаниям о порядке применения
бюджетной классификации
Российской Федерации

Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления

Вид расходов

Наименование

Наименование

320 Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат

Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных

Пособия по социальной помощи населению

нормативных обязательств*

Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления

(Вид расходов в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 14 мая 2014 года N 34н ; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 26 мая 2014 года N 38н , применяется при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). - См.предыдущую редакцию)

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 27.06.2014 № 02-05-11/31346

О единообразном применении единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов

Министерство финансов Российской Федерации в целях обеспечения единообразия применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов сообщает. Правила применения видов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определены в рамках подраздела 5 "Виды расходов" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации , утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н (далее - Указания N 65н).При санкционировании расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо учитывать следующие требования Указаний N 65н .

I. Выплаты физическим лицам. В Указаниях N 65н реализовано разграничение выплат физическим лицам по форме выплат (денежной или "натуральной"), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан). Так, в частности:

1) Обеспечение социальных гарантий персоналу органов государственной власти (местного самоуправления), персоналу государственных внебюджетных фондов и государственных (муниципальных) казенных учреждений, а также лицам, являющимся бывшими работниками (служащими) указанных органов должно быть соотнесено с соответствующими видами расходов в следующем порядке:

а) в части обеспечения социальных гарантий и компенсаций персоналу государственных (муниципальных) органов и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений, а также персоналу государственных внебюджетных фондов, обусловленных статусом работников и служащих:- при выплатах в денежной форме - с видами расходов 112 "Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" и 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда" соответственно;- при выплатах в "натуральной форме" - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";*

б) в части обеспечения мер социальной поддержки лицам, ранее занимавшим должности в соответствии с законодательством - в разрезе соответствующих элементов подгруппы видов расходов 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат":- при выплатах в денежной форме - с видом расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств";*

При выплатах в "натуральной форме" - по виду расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения".

Например, оплата договоров на медицинское обеспечение государственных гражданских (муниципальных) служащих (далее - служащие), а также граждан, уволенных со службы (при наличии надлежащим образом оформленного соответствующего расходного обязательства) отражается по видам расходов в следующем порядке: в случае возмещения служащему расходов по оплате медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения - по виду расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда";в случае заключения государственным (муниципальным) органом (учреждением) с организацией государственной (муниципальной) системы здравоохранения государственного (муниципального) контракта на оказание служащим медицинской помощи и (или) иных медицинских услуг - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";в случае возмещения бывшему служащему расходов по оплате медицинских услуг (помощи) организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения - по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств";

в случае заключения органом (учреждением) со специализированной организацией государственного (муниципального) контракта на оказание медицинских услуг бывшим работникам (служащим) - по виду расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения".

3) Выплаты уволенным служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации, осуществляемые на основании статей 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации , следует отражать по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" классификации расходов бюджетов, увязанному с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" классификации операций сектора государственного управления.*

Все казенные учреждения должны составлять и вести бюджетную смету (ст. 6 , п. 1 ст. 161 , ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

Требования к составлению

Общие требования к составлению бюджетной сметы установлены .

Индивидуальный порядок составления, утверждения и ведения смет для подведомственных учреждений утверждает (в форме единого документа) главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) (п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ , п. Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н .

Смету составьте на один финансовый год с учетом:

разработанных и установленных (согласованных) ГРБС, РБС на соответствующий финансовый год расчетных показателей;

объема финансового обеспечения, предусмотренного при формировании плана закупок товаров (работ, услуг) , утвержденного в пределах доведенных ЛБО .

В бюджетной смете отразите объем и целевое направление бюджетных средств. Показатели сметы сформируйте в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией до статей (подстатей) КОСГУ . Кроме того, ГРБС (РБС , учреждение) может дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Например, по временному интервалу (поквартально), по конкретным направлениям расходов.

Подробную расшифровку расходов по каждой статье (подстатье) КОСГУ отразите в обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей. Они являются неотъемлемой частью сметы. О том, какие данные используются для расчета показателей по некоторым кодам КОСГУ, см. таблицу .

Проект сметы

Проект сметы на очередной финансовый год сформируйте на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной год и плановый период, проект сметы составьте также на годы планового периода.

Утверждение сметы

Сформированную бюджетную смету учреждения-ГРБС утверждает его руководитель.

Бюджетную смету учреждения, не являющегося ГРБС, утверждает руководитель ГРБС, в ведении которого находится учреждение. Для этого представьте смету с приложением обоснований (расчета) плановых сметных показателей.

Кроме того, руководитель ГРБС может предоставить право утверждать бюджетную смету:

руководителю РБС - сметы распорядителя и подведомственных ему учреждений;

руководителю подведомственного учреждения - смету учреждения.

Руководитель РБС в свою очередь может предоставить право утверждения сметы руководителям подведомственных учреждений.

Смета обособленного (структурного) подразделения утверждается руководителем учреждения, в составе которого оно создано.

Если до подведомственного учреждения доводится государственное (муниципальное) задание , смету утверждает руководитель учреждения. Данное право предоставляет в установленном порядке руководитель ГРБС. Но в случае выявления нарушений бюджетного законодательства это право может быть ограничено.

Такой порядок приведен в пунктах , , Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н .

Внесение изменений в смету

Показатели бюджетной сметы можно изменять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Порядок внесения изменений устанавливает ГРБС с учетом положений раздела IV Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н .*

Изменение показателей сметы составьте по рекомендуемому образцу . Увеличение объема сметных назначений отразите со знаком плюс, уменьшение - со знаком минус.

Вносите изменения в бюджетную смету в случае изменения объема ЛБО, а также при изменении распределения сметных назначений:

по кодам классификации расходов бюджетов (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения

2 (223). В связи с призывом на военную службу организация выплатила работнику выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Возникли следующие вопросы:

2.1. Имеет ли право организация отнести пособие на затраты, учитываемые при налогообложении?

Да, частично.

Как правило, в связи с призывом работника на военную службу трудовой договор подлежит прекращению (п. 1 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь ; далее - ТК).

При прекращении трудового договора по вышеуказанному основанию работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Размер пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, нанимателем (ст. 48 ТК).

Перечень затрат, неучитываемых при налогообложении прибыли, содержится в ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). Из него следует, что при налогообложении не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной форме, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК).

Таким образом, выходное пособие в размере, установленном ТК, а именно в размере 2-недельного среднего заработка, относится на затраты, учитываемые при налогообложении.

Так как выходное пособие выплачено в размере большем, чем установлено в ТК, то оставшаяся его часть не относится на внереализационные расходы и затраты, учитываемые при налогообложении.

2.2. Включаются ли обязательные страховые взносы с выходного пособия в состав затрат, учитываемых при налогообложении?

Включаются, но не в полном объеме.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст. 30-1 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) с учетом ряда особенностей (п. 2 ст. 130 НК) |*| .

* Вопросы учета затрат, участвующих при налогообложении прибыли

В частности, в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, на учитываемые в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) выплаты работникам, а также иным лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) (подп. 2.10 п. 2 ст. 130 НК).

Следовательно, обязательные страховые взносы с части выходного пособия, относимого на затраты, учитываемые при налогообложении, также включаются в затраты, учитываемые при налогообложении.

2.3. Вправе ли организация включить обязательные страховые взносы с части выходного пособия, которая не относится на затраты, учитываемые при налогообложении, во внереализационные расходы?

Вправе.

Внереализационными расходами признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) с учетом положений ст. 30 1 НК (п. 1 ст. 129 НК).

В состав внереализационных расходов включаются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением перечисленных в подп. 2.10 п. 2 ст. 130 НК или включаемых в первоначальную стоимость амортизируемых активов (подп. 3.26 6 п. 3 ст. 129 НК).

В ст. 130 НК поименованы затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. В их составе отражаются, в частности, обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, на учитываемые в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) выплаты работникам , а также иным лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) (подп. 2.10 п. 2 ст. 130 НК).

Таким образом, взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, с части выходного пособия, которая не относится на затраты , учитываемые при налогообложении, включаются в состав внереализационных расходов и учитываются при налогообложении прибыли.

Оставьте свои данные и мы перезвоним через несколько секунд

Обязанность выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства установлена Трудовым кодексом РФ (ст. 84, 178, 180, 296, 318 ТК РФ). В частности, такие суммы необходимо выплатить сотруднику, если его увольняют в связи с ликвидацией организации или по причине сокращения численности (штата). Обязательные выплаты при увольнении могут быть установлены и иными законами. Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана выплатить уволенному сотруднику выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении.

Бухучет

Для целей бухучета выходные пособия, средний заработок на период трудоустройства и компенсации при увольнении являются расходами на оплату труда (п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Начисление данных выплат отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 70
– начислено сотрудникам выходное пособие, компенсация при увольнении;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 76
– начислен бывшим сотрудникам средний заработок на период трудоустройства.

Использование счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для расчетов с бывшими сотрудниками обусловлено тем, что на счете 70 учитываются расчеты только с персоналом, работающим в организации в момент начисления выплаты (Инструкция к плану счетов).

Пример отражения в бухучете выходного пособия сотруднику, уволенному при ликвидации организации

П.А. Беспалов работает кладовщиком в ООО «Альфа». 13 января его уволили в связи с ликвидацией организации. При увольнении сотрудника в связи с ликвидацией организация выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Выходное пособие было рассчитано за первый после увольнения месяц – с 14 января по 13 февраля. В этом периоде по графику работы Беспалова (пятидневная рабочая неделя) 23 рабочих дня. Выходное пособие составило 11 132 руб. (484 руб./дн. × 23 дн.). Беспалов получил его в день увольнения 13 января.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете проводки:

Дебет 25 Кредит 70
– 11 132 руб. – начислено выходное пособие;

Дебет 70 Кредит 50
– 11 132 руб. – выдано выходное пособие.

НДФЛ и страховые взносы

Для целей расчета НДФЛ и страховых взносов выплаты при увольнении, установленные законодательством, нормируются. Сумма выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это следует из пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, пункта 1, подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Подтверждают данную точку зрения письма Минфина России от 26 марта 2012 г. № 03-04-06/6-72, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1061, ФСС России от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250 и Минтруда России от 13 августа 2015 г. № 17-4/В-422.

Организация обязана выплатить компенсацию руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру, если трудовой договор с такими сотрудниками расторгается в связи со сменой собственника (ст. 181 ТК РФ). Также руководителю положена компенсация, если решение о его увольнении принял собственник имущества организации (уполномоченный орган юридического лица). Компенсация выплачивается при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 278, статьей 279 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовым кодексом РФ не предусмотрена выплата выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства при увольнении руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) по данным основаниям. Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана выплатить уволенному сотруднику выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении.

Для целей расчета НДФЛ и страховых взносов такие компенсации нормируются. Компенсация руководителю (его заместителю, главному бухгалтеру) не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это предусмотрено пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Сотрудник уволился по собственному желанию

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ и начислить страховые взносы при увольнении сотрудника по собственному желанию (по соглашению сторон). Выплата выходного пособия при увольнении предусмотрена трудовым договором

Выходное пособие не нужно облагать НДФЛ и страховыми взносами в пределах установленного норматива.

Сумма выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это следует из пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, пункта 1, подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ

Данные нормы применяются независимо от основания, по которому увольняется сотрудник. То есть выплаты при увольнении человека по любому основанию (например, по собственному желанию, в т. ч. и в связи с выходом на пенсию, по соглашению сторон трудового договора) не облагаются НДФЛ и страховыми взносами в пределах установленного норматива.

При этом от НДФЛ и страховых взносов (в пределах норм) освобождаются любые выплаты при увольнении. А именно – компенсации при увольнении, в том числе дополнительные компенсации сотрудникам за преждевременное увольнение, выходные пособия, среднемесячный заработок на период трудоустройства.

Такие разъяснения содержатся:
– в отношении НДФЛ – в письмах Минфина России от 21 июля 2014 г. № 03-04-05/35552, от 8 июля 2013 г. № 03-04-05/26273, от 10 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-105 и ФНС России от 2 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16533, от 13 сентября 2012 г. № АС-4-3/15293 (доведено до сведения налоговых инспекций);
– в отношении страховых взносов – в письмах Минтруда России от 24 сентября 2014 г. № 17-3/В-449 и ФСС России от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250.

Выходное пособие при увольнении сотрудника по собственному желанию (по соглашению сторон и т. п.) может рассматриваться как законодательно установленная выплата. Такой вывод основан на положениях части 4 статьи 178 Трудового кодекса РФ. Данная норма разрешает организациям установить в коллективном или трудовом договоре основания для выплаты выходных пособий, прямо не предусмотренные законодательством.

Пример определения не облагаемой НДФЛ суммы выходного пособия. Деньги выплачены сотруднику, который увольняется по соглашению сторон и трудился неполную неделю

П.А. Беспалов работает кладовщиком в ООО «Альфа» по графику четырехдневной рабочей недели (выходные – пятница, суббота и воскресенье). 31 марта его уволили по соглашению сторон с выплатой выходного пособия в размере 50 000 руб.

Средний дневной заработок Беспалова составляет 484 руб./дн.

Средний месячный заработок Беспалова был рассчитан за первый после увольнения месяц – с 1 по 30 апреля. В этом периоде по графику работы Беспалова (четырехдневная рабочая неделя) 18 рабочих дней. Заработок составил 8712 руб. (484 руб./дн. × 18 дн.).

Организация не находится в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. Поэтому не облагаемую НДФЛ сумму выходного пособия бухгалтер определил так:
– 26 136 руб. (8712 руб. × 3 мес.).

Сумма выходного пособия, с которой надо удержать НДФЛ, составила:
– 23 864 руб. (50 000 руб. – 26 136 руб.).

Сотрудник восстановлен на работе

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на сумму обязательных выплат при увольнении, если сотрудник был восстановлен на работе

Да, нужно.

По общему правилу сумма выходного пособия и других выплат при увольнении, предусмотренных законодательством (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), не облагается НДФЛ и страховыми взносами (в пределах установленного норматива).

Однако, если сотрудник был восстановлен на работе, суммы, которые были выплачены ранее в связи с увольнением, нельзя считать компенсационными. Ведь они будут зачтены при выплате сотруднику зарплаты за период вынужденного прогула (п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Поэтому с суммы таких выплат нужно удержать НДФЛ и начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (подп. 6 п. 1 ст. 208, ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Налог на прибыль

Расходы на выплату сотрудникам выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства и компенсации при увольнении включите в состав расходов на оплату труда. Причем учесть в расходах можно как пособия, выплаченные по нормам трудового законодательства, так и дополнительные компенсации, предусмотренные трудовым или коллективным договором. Это следует из абзаца 1 и пункта 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ и подтверждено в письме Минфина России от 30 января 2015 г. № 03-03-06/1/3654.

Порядок отражения выходных пособий (среднего заработка на период трудоустройства, компенсаций при увольнении) в налоговом учете зависит от метода учета доходов и расходов, который применяет организация.

Если организация применяет метод начисления, сумму выходного пособия (компенсации при увольнении) включите в состав прямых или косвенных расходов. Момент признания расходов зависит от того, к прямым или косвенным расходам они относятся (ст. 318 НК РФ).

Если организация занимается производством и реализацией продукции (работ, услуг), перечень прямых расходов определите в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Внимание: при утверждении перечня прямых расходов в учетной политике учтите, что деление расходов на прямые и косвенные должно быть экономически оправданно (письма Минфина России от 26 января 2006 г. № 03-03-04/1/60, ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952). В противном случае инспекторы могут пересчитать налог на прибыль.

Так, выходное пособие, начисленное сотрудникам, непосредственно занятым в производстве, учитывайте в составе прямых расходов. Выходное пособие, начисленное администрации организации, отнесите к косвенным расходам.

Выходное пособие (компенсацию при увольнении), которое относится к прямым расходам, учитывайте при расчете налога на прибыль по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Выплаты, отнесенные к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в последний день месяца, в котором они были начислены (п. 2 ст. 318, п. 4 ст. 272 НК РФ).

Выплату среднего заработка на период трудоустройства (за второй–шестой месяцы) включите в состав косвенных расходов. Даже если ее выплачивают бывшим сотрудникам основного производства, то в момент выплаты назвать их участвующими в производстве нельзя (абз. 7 п. 1 ст. 318 НК РФ).

Если организация оказывает услуги, то прямые расходы можно учесть, как и косвенные, в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В торговых организациях все эти выплаты будут косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в месяце, в котором они были начислены.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выходного пособия сотруднику, уволенному в связи с сокращением штата. Организация применяет общую систему налогообложения

Ю.И. Колесов работает водителем в ООО «Альфа» (организация занимается оказанием услуг). С 5 мая его уволили в связи с сокращением штата, о чем он был своевременно уведомлен.

В бухучете бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 70

Дебет 70 Кредит 50

Налогооблагаемую прибыль за май бухгалтер уменьшил на 11 000 руб. В расчете остальных налогов и взносов выходное пособие не участвует.

УСН

Если организация применяет упрощенку с объектом налогообложения «доходы минус расходы», суммы выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства включите в расходы, уменьшающие единый налог. Причем учесть в расходах можно как пособия, выплаченные по нормам трудового законодательства, так и дополнительные компенсации, предусмотренные трудовым или коллективным договором (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 9 ст. 255 НК РФ). Эти суммы уменьшают единый налог в момент выплаты их сотруднику (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выходного пособия сотруднику, уволенному в связи с сокращением штата. Организация работает на упрощенке, единый налог платит с разницы между доходами и расходами

ООО «Альфа» применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы».

Ю.И. Колесов работает водителем в «Альфе». С 5 мая его уволили в связи с сокращением штата, о чем он был своевременно уведомлен.

Средний дневной заработок Колесова составил 500 руб./дн. При увольнении ему выплатили выходное пособие в размере среднего месячного заработка за первый месяц после увольнения (с 5 мая по 4 июня). В этом периоде по графику работы Колесова (пятидневная рабочая неделя) 22 рабочих дня. Выходное пособие составило:
500 руб./дн. × 22 дн. = 11 000 руб.

В бухучете операцию бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 26 Кредит 70
– 11 000 руб. – начислено выходное пособие;

Дебет 70 Кредит 50
– 11 000 руб. – выдано выходное пособие.

Базу по единому налогу бухгалтер уменьшил на расходы в размере 11 000 руб. Так как выходное пособие не превышает трех средних месячных заработков, НДФЛ и страховыми взносами данная выплата не облагается.

Если организация применяет упрощенку с объектом обложения доходы, то суммы выходного пособия (среднего заработка на период трудоустройства, компенсаций при увольнении) на расчет единого налога не влияют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

ЕНВД

Начисление сотрудникам выходного пособия (среднего заработка на период трудоустройства, компенсаций при увольнении) не оказывает влияния на расчет единого налога. Плательщики ЕНВД рассчитывают налог, исходя из вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Совмещение ОСНО и ЕНВД

Расходы по выплате выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства и компенсации при увольнении, относящиеся к деятельности организации на ЕНВД, при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому сумму выплат, связанных с увольнением и начисленных сотруднику, который одновременно занят в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности на общей системе налогообложения, нужно распределить. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль расходы, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД.

Пример распределения выходного пособия между разными видами деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Альфа» занимается производством и торговлей. Производственная деятельность организации подпадает под общую систему налогообложения. Торговая деятельность переведена на ЕНВД.

В январе было принято решение о сокращении должности одного из водителей. Водитель Ю.И. Колесов, занимавший эту должность, был занят как в деятельности организации на общей системе налогообложения, так и в деятельности организации, облагаемой ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, распределяются пропорционально доле доходов, полученных от разных видов деятельности за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

28 апреля Колесову начислили и выдали выходное пособие. Пособие было рассчитано в размере среднего заработка за первый месяц после увольнения (с 29 апреля по 28 мая). В первом месяце после увольнения 19 рабочих дней. Выходное пособие Колесова составило:
19 дн. × 500 руб./дн. = 9500 руб.

Так как Колесов занят одновременно в двух видах деятельности, то необходимо распределить сумму выплаченного пособия. За апрель общая сумма доходов по всем видам деятельности составила 1 000 000 руб. (без НДС). Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения – 250 000 руб.

Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения в общей сумме доходов составила:
250 000 руб. : 1 000 000 руб. = 0,25.

Сумма выходного пособия, которое относится к деятельности организации на общей системе налогообложения, составляет:
9500 руб. × 0,25 = 2375 руб.

Сумма выходного пособия, которое относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, равна:
9500 руб. – 2375 руб. = 7125 руб.

При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер учел часть выходного пособия, относящегося к деятельности организации на общей системе налогообложения, в размере 2375 руб. Так как выходное пособие не превышает трех средних месячных заработков, НДФЛ и страховыми взносами данная выплата не облагается.

По материалам из БСС «Система Главбух»

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гарантированные выплаты сотрудникам в случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности и штата бюджетного учреждения подлежат отнесению на коды бюджетной классификации в следующем порядке:
подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ;
подстатьей 262

Обоснование вывода:
В случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности и штата учреждения сотрудникам полагаются следующие гарантированные выплаты (ст. 178 ТК РФ):
- выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
- средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);
- по решению органа службы занятости населения средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
По смыслу закона выходное пособие выплачивается сразу при увольнении без каких-либо дополнительных условий и независимо от факта последующего трудоустройства. Средний месячный заработок за второй и третий месяцы поиска работы выплачивается фактически уже уволенному из учреждения работнику.
Бюджетные учреждения при отнесении расходов на определенные элементы видов расходов и КОСГУ руководствуются положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
Согласно пп. 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н существенными требованиями утвержденной структуры видов расходов являются разграничение выплат физическим лицам:
- по форме, в которой они осуществляются (денежной или "натуральной");
- по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
Так, элементы видов расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" применимы только при осуществлении выплат в пользу действующих работников учреждения (согласно пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н).
Расходы на выплату среднего месячного заработка уволенным работникам на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата работников организации, осуществляемые на основании ст. 178 ТК РФ, прямо поименованы в описании элемента видов расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств".
Согласно положениям п. 3 раздела V Указаний N 65н:
- на "Заработная плата" КОСГУ подлежат отнесению расходы в том числе на выплату выходных пособий работникам при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения;
- на под "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ подлежат отнесению расходы в том числе на выплату работникам среднемесячного заработка на период трудоустройства при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждения, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения.
Виды расходов, применяемые бюджетными (автономными) учреждениями в увязке со статьями (подстатьями) КОСГУ, доведены в Информации Минфина России от 31.05.2016 в виде Сопоставительной таблицы.
Согласно указанной таблице:
- между элементом видов расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ установлено взаимно однозначное соответствие;
- вид расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" применяется бюджетными учреждениями в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.
Учитывая изложенное, гарантированные выплаты сотрудникам в случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности и штата бюджетного учреждения подлежат отнесению на коды бюджетной классификации в следующем порядке:
- выплата выходных пособий в размере среднего месячного заработка отражается по виду расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" в увязке с подстатьей 211 "Заработная плата" КОСГУ;
- выплата среднего месячного заработка уволенным работникам на период трудоустройства отражается по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.