Как заключить трехсторонний договор по 44 фз. Юридическая консультация. На оказание услуг

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

По вопросу 1.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, цена является существенным условием контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, заказчик вправе по соглашению сторон изменить цену контракта в случаях и на условиях, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

По вопросу 2.

Законом N 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (подпункты 2, 3, 4 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

По вопросу 3.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в установленных пунктом 6 части 1 указанной статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1090 "Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта", в случае если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между сторонами государственного (муниципального) контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг и (или) об изменении сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, государственный или муниципальный заказчик обеспечивает согласование существенных условий государственного (муниципального) контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг.

Таким образом, в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации) возможно перенести срок исполнения контракта.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Цена является существенным условием контракта.

Разъяснено, что заказчик вправе по соглашению сторон изменить цену контракта в случаях и на условиях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Также сообщается, что Законом о контрактной системе установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов законом не предусмотрено.

Даны разъяснения на случай уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене, срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Обоснование вывода

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При этом на основании ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (гл. 37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Отсюда следует, что исполнитель услуг не может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, если такая возможность не предусмотрена условиями самого контракта. Подчеркнем, что для применения нормы ст. 780 ГК РФ не требуется специальное указание в контракте на запрет привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей). Напротив, наличие такого запрета в документации о закупке и проекте контракта, хотя по существу и не противоречащее ст. 780 ГК РФ, формально можно квалифицировать как установление дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, что вступает в противоречие с ч. 6 ст. 31 этого Федерального закона.

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае. Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст. 706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Заключаем договора на оказание услуг по водоснабжению на основании Закупка осуществляется у единственного поставщика на основании и в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.Сам договор трехсторонний и предусматривает три стороны: Абонент - то есть Заказчик, Поставщик - тот кто нам оказывает услуги по водоснабжению, и Агент - тот, кому мы платим деньги. Оплата производится по платежным документам Агента (это прописано в условиях договора).Имеет ли право Заказчик заключать подобные многосторонние договора по 44-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участниками контрактной системы в сфере закупок являются федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе заключения и особенностей исполнения контрактов.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ в части заключения и исполнения контракта, вне зависимости от выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусматривает наличие только двух сторон по контракту: заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель). Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения трехстороннего контракта.

Данная позиция подтверждается выводами Минэкономразвития РФ, изложенными в письме от 29 сентября 2014 г. № ОГ-Д28-7693.

Так называемый "агент" не является участником контрактной системы в сфере закупок, что говорит о невозможности получения им статуса стороны по контракту, а также невозможности возложения на него обязанностей по выставлению счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг), принятию денежных средств в оплату поставленных услуг и т.д., поскольку все перечисленные обязанности относятся к поставщику (подрядчику, исполнителю), являющемуся стороной контракта.

Несмотря на то, что в ходе исполнения контрактов в рамках контрактной системы в сфере закупок поставщик вправе привлекать соисполнителей (субподрядчиков), т.е. даже если допустить возможность заключения между поставщиком и "агентом" отдельного договора субподряда, переуступать права и обязанности по контракту соисполнителям (субподрядчикам) согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ поставщик не вправе. Следовательно, ответственность за исполнение обязательств по контракту перед заказчиком несет именно поставщик (исполнитель, подрядчик), а заказчик обязан оплатить предусмотренную условиями контракта сумму за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) именно поставщику.

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 14.06.2016 № Д28и-1614

«…По вопросу 2.

Законом № 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (подпункты 2, 3, 4 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ). При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. …»

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 17.06.2016 № ОГ-Д28-7625

«…Законом № 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражфданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (подпункты 2, 3, 4 статьи 1 Закона № 44-ФЗ). При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. …»

Нет, у заказчика нет правовых оснований для заключения договоров (контрактов), которые указаны в Вашем вопросе.

Что заказчику нужно объявить при аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам?

Главное

Заказчик объявляет информацию о названии закупки и реестровый номер, дату, место, а также время вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа поданным в форме электронных документов.

Перед вскрытием первого конверта независимо от того, присутствуют или отсутствуют на процедуре представители участников, заказчик обязательно предлагает при желании внести изменения или отозвать свои заявки, поданные на бумажном или электронных носителях (кроме запроса котировок).

Важно

Объявить о возможности внести изменения или отозвать заявки необходимо, даже если на процедуре нет представителей участников

После вскрытия каждого конверта согласно журналу регистрации конвертов с заявками заказчик объявляет наименование участника (для юридического лица), Ф. И. О. (для физического лица), почтовый адрес, ИНН, статистические данные, предложение о цене контракта и наличие каждого приложенного документа к заявке. Кроме того, он озвучивает, прошита, пронумерована, скреплена печатью и подписью заявка или нет.

Не лишнее

Заказчик обязан обеспечить аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным заявкам в форме электронных документов (ч. 5 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

При проведении аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками объявляется перечень информации, который определяет Закон № 44-ФЗ.

При нарушении порядка вскрытия конвертов с заявками на участие предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 5% НМЦК, но не более 30 тыс. руб. (