Кем ведется таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенной службой на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности. На сегодняшний день, в таможенном реестре зарегистрировано почти 1900 товарных знаков, принадлежащих как российским, так и зарубежным производителям. По статистике ФТС России, наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви, на втором месте стоят кондитерские изделия и продукты питания, на третьем – парфюмерия и косметика. Далее идут CD и DVD – диски, кожгалантерея, бытовая техника и фармацевтическая продукция. Объектами нарушения прав обладателей товарных знаков являются, в основном, такие известные фирмы как «Адидас», «Рибок», «Пума», «Найк» и другие.

Для обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при обороте товаров через границу России и предусмотрена возможность включения сведений о таких объектах в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Федеральной таможенной службой РФ. В таможенный реестр могут быть внесены сведения о товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров, объектах авторского права и смежных прав.

Включение, в частности, товарных знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности обеспечивает возможность прекращения незаконного ввоза через таможенную границу России контрафактных товаров. Согласно ст. 14.10 КоАП незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Таким образом, обращение таможенного органа в суд с заявлением об административном правонарушении может повлечь за собой наложение штрафа и конфискацию всей партии ввозимого товара.

Порядок внесения объектов интеллектуальной собственности в настоящее время регулируется Главой 42 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311- ФЗ от 27.11.2010 года, далее ФЗ, Главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности

На основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - члена таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства.

Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

В таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - реестр) включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. За включение в реестр плата не взимается. Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, установленном этим органом.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, включаются в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, указанного в части 5 статьи 306 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в части 5 статьи 306 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей.

При непредставлении правообладателем документа, подтверждающего обеспечение обязательства, или договора страхования риска ответственности за причинение вреда в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятом решении о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение об отказе во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.

Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

1) по заявлению правообладателя;

2) при невыполнении правообладателем условий, предусмотренных частью 2 ст. 306 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";

3) при прекращении правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в установленном порядке;

4) если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав либо не обратился в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

5) при выявлении недостоверных сведений, представленных при подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.

В реестр могут быть внесены изменения на основании информации, поступившей:

1) от правообладателя (его представителя) об изменении сведений, указанных в заявлении о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр либо в прилагаемых к нему документах;

2) от правоохранительных или иных государственных органов, а также от физических или юридических лиц о том, что лица, указанные в реестре в качестве правообладателя, лишены прав или ограничены в правах на объект интеллектуальной собственности.

Внесение изменений в реестр осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

Внесению изменений в реестр может предшествовать проверка поступившей информации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, о чем правообладатель и таможенные органы уведомляются не позднее одного рабочего дня после принятия соответствующего решения. В период проведения проверки принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих такой объект интеллектуальной собственности, таможенными органами не осуществляется.

Течение срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в реестр, может быть приостановлено на время, необходимое для проверки, но не более чем на два месяца.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование данных реестра в своих официальных изданиях и их размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" в установленном им порядке.

Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. Таможенные органы вправе запрашивать у правообладателя информацию, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных ст.307 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". При приостановлении выпуска товаров таможенные органы не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров информируют об этом правообладателя и декларанта.

Выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Таможенный орган вправе продлить указанный срок, но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель направил в таможенный орган обращение в письменной форме о таком продлении и подал в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в реестр в соответствии со статьей 306 настоящего Федерального закона.

Правообладатель вправе получать от таможенного органа информацию о товарах, в отношении которых было принято решение о приостановлении выпуска в соответствии со ст. 307 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также брать пробы и образцы таких товаров.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если имеющаяся у таможенного органа информация о правообладателе не подтвердилась или правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене такого решения, а также в случае, предусмотренном статьей 310 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Если до момента истечения срока приостановления выпуска товаров правообладателем не выполнены условия, предусмотренные частью 2 ст. 310, либо уполномоченным органом не принято решение об изъятии товаров, о наложении ареста или об их конфискации, выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Меры, предусмотренные ст. 310, не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по которым ранее принимались меры в соответствии с ст. 310 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Следует отметить, что до сих пор не приняты нормативные акты, регулирующие условия и порядок включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза и порядок его ведения.

Дополнительной гарантией защиты обладателей исключительного права на товарный знак, является внесение информации о товарном знаке в Реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенной службой на основании заявлений обладателей исключительных прав на интеллектуальную собственность.

На сегодняшний день, в таможенном реестре зарегистрировано почти 1300 товарных знаков, принадлежащих как российским, так и зарубежным производителям.

Объекты интеллектуальной собственности, подлежащие внесению в таможенный реестр

В таможенный реестр могут быть внесены сведения о товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров, объектах авторского права и смежных прав.

Цель внесения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Включение товарных знаков, объектов авторских и смежных прав в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности обеспечивает возможность прекращения незаконного ввоза через таможенную границу России контрафактных товаров, то есть является дополнительным способом защиты исключительного права правообладателя.

Необходимые сведения для внесения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Для составления комплекта документов обязательно необходимо предоставить следующие сведения для товарных знаков (знаков обслуживания):

  • наименования (указания или изображения) товарных знаков (знаков обслуживания);
  • описание товарных знаков (знаков обслуживания);
  • перечень товаров и услуг с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых зарегистрирован товарный знак или знак обслуживания;
  • сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания) в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
  • сведения о договорах уступки в случае, если исключительные права приобретены по договору об уступке товарного знака;
  • сведения о лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сведения о документах, подтверждающих введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Помимо указанного данные о заявителе (правообладателе):
Для российского юридического лица указываются:

Для российского физического лица, в том числе, указываются данные паспорта, ИНН (если имеется).

Дополнительные сведения для внесения товарного знака в таможенный реестр

Кроме того, заявитель может представить любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных, а также внести в таможенный реестр перечень производителей и продавцов (импортеров/экспортеров) легальной продукции.

Сроки внесения товарного знака в таможенный реестр

Внесение товарного знака в таможенный реестр происходит в месячный срок с момента поступления в ФТС, однако при необходимости предоставить дополнительные сведения и /или документы указанный срок может быть продлен до двух месяцев.

Стоимость внесения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр

Государственная пошлина отсутствует.
Стоимость услуг по составлению, подаче и получению документов для внесения товарного знака в таможенный реестр - от 15000 руб.