Когда грубеет голос у мальчиков. Когда у мальчика ломается голос

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Что же происходит с голосовыми связками и в каком возрасте?

Рассказывает оториноларинголог и фониатр, д.м.н. Геннадий Иванченко.

Свистки и флейты

Голос рождается при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (в обиходной речи их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. Чем больше и толще голосовые складки, тем ниже звук. Хотя не всегда. Вот у Карузо, например, голосовые складки были в два раза больше, чем у иного баса-профундо, а Карузо пел тенором.

У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края. Специалисты называют это фальцетным механизмом рождения звука. Гортань — как свисток. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого все звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно. И на самом деле, визги детей так хорошо слышны, что, зайдя, например, на перемене в школу, можно просто оглохнуть.

Складки — структура гормонозависимая

Но в 13-14 лет под влиянием разнообразных гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Эти складки — гормонозависимая структура. Недаром у евнухов голос остается высокий, детский — сами они имеют комплекцию вполне взрослых мужчин, а голосовые складки не достигают взрослых размеров, потому что в организме не вырабатываются половые гормоны.

По этой же причине и у стариков голос становится выше — ведь половых гормонов в организме все меньше. А у женщин к старости, наоборот, голос звучит на более низких тонах, опять-таки гормонов не хватает, только женских, которые меняют складки так, чтобы звук был высокий и звонкий.

Говорить и петь фальцетом взрослый человек может и при нормально развитом голосовом аппарате. Правда, без привычки это не очень удобно. Но модно, недаром так говорят некоторые радиоведущие и поет Пресняков-младший.

Для взрослого человека все же более естественен такой механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально и вертикально. Поэтому взрослый голос получается более глубокий, красивый, разнообразный по окраске. В обычной речи мы пользуемся 2-3 тонами выше и ниже нашего основного тона. А певец берет две октавы.

Страх нового

Для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс образования звука — трудно. Но проблема здесь скорее не физиологическая, а психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос — баритон или басок — его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Но для большинства ломка голоса — нормальный физиологический процесс: стал голос ниже и грубее — ну и ладно. Большинство довольно быстро нащупывает новый механизм образования звуков.

В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда — специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Разве что единицам из тех, кто растет в окружении одних женщин. Этим мальчишкам даже подражать некому, не с кого брать пример. Но и им обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач или фонопед покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

Три особенности

Есть три особенности подростковой мутации, которые полезно знать родителям.

  • Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки. А мальчишки их, к сожалению, не берегут, напрягают на каждом шагу: то, играя в футбол, орут как ненормальные, то во все горло песни распевают под гитару… Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, врачи их так и называют — узелки крикунов. Эти узелки меняют вибрацию складок и голос становится хриплым. Некоторые узелки потом сами собой рассасываются, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять — делать микрохирургические операции.
  • Простуды могут затянуть мутацию. Не всегда красное горло у подростка — признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, кажется, что у ребенка . Мальчика начинают лечить от простуды, давать ему лекарства, водить по врачам… А идет всего лишь нормальный физиологический процесс.
    Если мутация затянулась, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослые тона.
  • Какой "взрослый" голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, нам знать не суждено. Бывает в детстве высокий чистый голос, а прошла мутация, и голос получился самый банальный — и по окраске, и по тембру, и по силе. Всем известный пример — Робертино Лоретти. И поделать ничего нельзя: что дано, то дано.

Интересно

Курьезный случай. Как-то к фониатрам — врачам, которые изучают особенности работы голосового аппарата, обратился офицер, и не самого маленького чина. Вполне взрослый мужчина, а голос — как у мальчишки. Несерьезно получается. Помогли ему врачи, научили говорить баритоном.

Вадим Кириллов

www.medpulse.ru

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Что же происходит с голосовыми и в каком возрасте?

Рассказывает оториноларинголог и фониатр, д.м.н. Геннадий Иванченко.

Свистки и флейты

Голос рождается при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (в обиходной речи их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. Чем больше и толще голосовые складки, тем ниже звук. Хотя не всегда. Вот у Карузо, например, голосовые складки были в два раза больше, чем у иного баса-профундо, а Карузо пел тенором.

У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края. Специалисты называют это фальцетным механизмом рождения звука. Гортань — как свисток. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого все звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно. И на самом деле, визги детей так хорошо слышны, что, зайдя, например, на перемене в школу, можно просто оглохнуть.

Складки — структура гормонозависимая

Но в 13-14 лет под влиянием разнообразных гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Эти складки — гормонозависимая структура. Недаром у евнухов голос остается высокий, детский — сами они имеют комплекцию вполне взрослых мужчин, а голосовые складки не достигают взрослых размеров, потому что в организме не вырабатываются половые гормоны.

По этой же причине и у стариков голос становится выше — ведь половых гормонов в организме все меньше. А у женщин к старости, наоборот, голос звучит на более низких тонах, опять-таки гормонов не хватает, только женских, которые меняют складки так, чтобы звук был высокий и звонкий.

Говорить и петь фальцетом взрослый человек может и при нормально развитом голосовом аппарате. Правда, без привычки это не очень удобно. Но модно, недаром так говорят некоторые радиоведущие и поет Пресняков-младший. Для взрослого человека все же более естественен такой механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально и вертикально. Поэтому взрослый голос получается более глубокий, красивый, разнообразный по окраске. В обычной речи мы пользуемся 2-3 тонами выше и ниже нашего основного тона. А певец берет две октавы.

Страх нового

Для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс образования звука — трудно. Но проблема здесь скорее не , а психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос — баритон или басок — его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Но для большинства ломка голоса — нормальный физиологический процесс: стал голос ниже и грубее — ну и ладно. Большинство довольно быстро нащупывает новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда — специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Разве что единицам из тех, кто растет в окружении одних женщин. Этим мальчишкам даже подражать некому, не с кого брать пример. Но и им обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач или фонопед покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

Три особенности

Есть три особенности подростковой мутации, которые полезно знать родителям.

● Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки. А мальчишки их, к сожалению, не берегут, напрягают на каждом шагу: то, играя в футбол, орут как ненормальные, то во все горло песни распевают под гитару… Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, врачи их так и называют — узелки крикунов. Эти узелки меняют вибрацию складок и голос становится хриплым. Некоторые узелки потом сами собой рассасываются, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять — делать микрохирургические операции.

● Простуды могут затянуть мутацию. Не всегда красное горло у подростка — признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, кажется, что у ребенка ларингит. Мальчика начинают лечить от простуды, давать ему лекарства, водить по врачам… А идет всего лишь нормальный физиологический процесс.

Если мутация затянулась, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослые тона.

● Какой "взрослый" голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, нам знать не суждено. Бывает в детстве высокий чистый голос, а прошла мутация, и голос получился самый банальный — и по окраске, и по тембру, и по силе. Всем известный пример — Робертино Лоретти. И поделать ничего нельзя: что дано, то дано.

Интересно

Курьезный случай. Как-то к фониатрам — врачам, которые изучают особенности работы голосового аппарата, обратился офицер, и не самого маленького чина. Вполне взрослый , а голос — как у мальчишки. Несерьезно получается. Помогли ему врачи, научили говорить баритоном.

Подростковый период – один из наиважнейших в жизни каждого ребенка: в эту пору в растущем организме происходит немало сложных изменений. К подобным трансформациям относят и ломку голоса у мальчиков. И даже став взрослыми, многие мужчины не любят вспоминать о времени, когда приятный юношеский басок предательски сменялся полудетским дискантом.

Как рождается голос?

Человек получает возможность «высказываться» благодаря сразу нескольким органам: гортани, легким, грудной клетке, носоглотке, голосовым связкам. Последние являются своеобразными струнами, позволяющими голосу человека звучать, в то время как все прочие «составляющие» служат резонаторами. Интересно, что качество звука может разниться: чем толще и длиннее связки человека, тем ниже окажется его голос. У «маленьких взрослых» голосовые складки пока невелики – соответственно, голосок у ребят звонкий и высокий. Но так и было задумано природой: каждого малыша должно быть слышно вопреки «немощности» его звукообразующей системы.

Изменения голоса в детском возрасте – когда и как?

Так называемая ломка голоса – это изменение его тональности в связи с ростом и утолщением голосовых связок. Происходит это под воздействием гормонов роста… В итоге голос мальчика может понизиться на 5-6 тонов. В то же самое время начинает развиваться и мужской кадык (адамово яблоко). Когда это случается?

Чаще всего такие трансформации настигают детский организм в 13-14 лет, но возможны и вариации… В это время ребенку нужно «подружиться» со своими укрупненными связками и научиться по-новому продуцировать звуки. Однако пока мальчик постигает премудрости иного механизма речеобразования – он может говорить то высоким, то низким голосом попеременно. Столь неприятный для каждого юноши период длится несколько месяцев.

Родителям на заметку…

Взрослые должны кое-что знать о сложностях, подстерегающих ребенка во время голосовой мутации.

  • Хотя простудные заболевания способны продлить период ломки голоса, не нужно думать, что красное горло – всегда примета прогрессирующей инфекции. Активное развитие голосовых связок сопровождается усилением кровообращения – вот ткани и приобретают пунцовый оттенок.
  • Мутация «не терпит» высокой нагрузки на голосовые складки. А потому нужно пояснить сыну, что частое напряжение связок приводит к образованию на оных так называемых «узелков крикунов». Из-за них процесс вибрации видоизменяется, а голос приобретает хрипотцу. Одна часть узелков со временем может рассосаться, с другой же – способны справиться лишь хирурги.
  • Порой прекрасный чистый голос после мутации становится самым заурядным, ничем не выделяющимся ни по тембру, ни по силе. А потому если ребенок увлечен пением – его будущее под большим вопросом. Естественно, в эту сложную пору родители должны поддерживать маленького певца психологически.
  • В большинстве своем подростки быстро приучаются к «взрослому» механизму звукоизвлечения, но иногда бывает полезна и помощь фонопеда (уже одно занятие может оказать практическую пользу).

А как у девочек?

У юных барышень голосовые связки увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчишек. И хотя тембр голоса у девочек тоже видоизменяется, но более плавно и менее явно, нежели у будущих мужчин. А поскольку такая трансформация практически не связана с гормональными перестройками девичьего организма, специалисты не склонны называть ее голосовой мутацией.

И еще…

Любопытно, что гормональные сдвиги оказывают влияние и на голос пожилых людей. «Возрастные» дамы и джентльмены утрачивают часть гормонов, свойственных собственному полу, вот голосовые складки и «шалят»: женщины начинают «звучать» ниже, а мужчины – выше и звонче.

Как и почему происходит ломка (мутация) голоса у мальчиков, читайте в нашей статье.

Еще вчера ваш сын разговаривал обычным, мальчишеским голосом, а сегодня вы услышали первый надлом. У него начался , поэтому много чего в нем меняется, в том числе происходит ломка голоса (мутация голоса). Вместе с очевидными внешними изменениями голос мальчика принимает совсем иное звучание. Какое-то время, ему даже будет сложно контролировать свои связки, поэтому в связи с ломкой голоса он будет издавать разнообразные странные звуки.


Изменения гортани во время мутации голоса у мальчиков

Именно гортань отвечает за появление звука. По мере того, как протекает половое созревание, гортань увеличивается и становится толще. Это происходит и у мальчиков, и у девочек, но для мальчика, конечно, перемены при мутации голоса более заметны. Голоса девочек могут понижаться буквально на тональность или две, и это едва ощутимо, а вот голос мальчика становится намного ниже и глубже.

Почему во время мутации голос у мальчиков звучит так странно

Гортань, находящаяся в горле, играет важную роль в создании звука. Две главные мышцы, голосовые связки, как резинки натянуты через гортань.

Когда человек говорит, воздух из легких заставляет голосовые связки вибрировать, что и производит звук. Высота голоса зависит от того, насколько сильно связки смыкаются в то время, как по ним проходит поток воздуха. Если вы когда-нибудь дергали маленькую, тонкую резинку, то, вероятно, слышали пронзительный и протяжный писк при натяжении. Более толстая резинка дает более глубокий, низкий, протяжный звук. То же самое происходит с голосовыми связками.

До того, как мальчик достигает переходного возраста, его гортань совсем небольшая, а голосовые связки — тонкие и маленькие. Вот почему голос мальчика выше голоса взрослого мужчины. Но с созреванием, гортань увеличивается, а связки становятся длиннее и крепче, соответственно и голос мальчика становится глубже.

К тому же растут и лицевые кости: больше становятся размеры пазух, носа и задней части горла. Большее пространство дает голосу больше возможностей резонировать.

Скрипы и хрипы являются частью нормального развития организма в данный период. Даже, когда мальчик привыкнет к изменениям, ему еще некоторое время после мутации голоса будет тяжело контролировать свой собственный голос. Так что вместе с принятием и общих изменений во внешности, нужно будет привыкнуть и к своему новому звучанию.

Кстати об изменениях внешних. Когда начинает увеличиваться гортань, она внутри шеи наклоняется немного под иным углом, чем до этого, и частично начинает выпирать. Это то самое «адамово яблоко» или кадык . У девочек также увеличивается гортань, но не так сильно, как у парней.

Когда происходит ломка голоса у мальчиков

У всех свои темпы развития, так что ломка голоса у мальчиков происходит в разном возрасте. Обычно это происходит в период с 11 лет до 14,5 лет, часто после большого скачка в росте. У одних мутация (ломка) голоса длится долго и постепенно, а у других — очень быстро.

Если вашего сына беспокоит, раздражает или смущает странный звук его голоса, объясните ему, что это временно и все через это проходят. Через пару месяцев у него уже будет низкий, глубокий и мощный взрослый голос мужчины, а не голос мальчика!

О мутационных изменениях голоса у мальчиков написано немало научных трудов, хотя это явление вполне обычное. Изменение тембра голоса происходит в процессе роста голосового аппарата. Гортань сначала значительно увеличивается в размерах, при этом щитовидный хрящ наклоняется вперед. Голосовые складки удлиняются, а гортань опускается вниз. В связи с этим происходит анатомическое изменение органов голосообразования. Если говорить о мутации голоса у мальчиков, то в отличие от девочек, у них всё проходит более выражено.

Как было сказано ранее, изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое.

Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение». Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата.

Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет. Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к гигиене голоса, в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.

Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.

Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас. Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом.

Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса.

Во-первых, несомненно, влияет природный климат. Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет.

Гигиена певческого голоса в период мутации у мальчиков

Мутация певческого голоса – процесс сложный, требующий большого внимания со стороны педагогов вокала или фониатров, сопровождающих учебный процесс. Мероприятия по охране и гигиене голоса должны проводиться комплексно, при этом их начало должно приходиться на предмутационный период. Это позволит избежать нарушения развития голоса, как на физическом, так и механическом уровне.

Занятия вокалом должны проводиться в щадящем режиме. Однако в этот период лучше отказаться от индивидуальных уроков, поскольку подобные занятия рассчитаны на всестороннее развитие голосовых данных. А в период ломки голоса у мальчиков любое перенапряжение связок запрещено. Однако существует альтернатива – это хоровые занятия и ансамбли. Как правило, юношам дают легкую партию, диапазон, которой не превышает квинты, чаще в малой октаве. Все эти условия не действительны в том случае, если процесс сопровождается периодическими срывами голоса, хрипом или нестабильностью унисонных произношений.

Мутация у юношей – процесс, несомненно, сложный, но при правильном подходе и соблюдении постулатов охраны и гигиены голоса можно «пережить» его без последствий и с пользой.