Комиссия по торгам. Как создать комиссию по проведению закупок. Видео-инструкция комиссия по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее — поставщик), если закупки осуществляются конкурентными способами. В случае проведения комиссию создавать не требуется (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее — Закон N 44-ФЗ).

Заказчику для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав, назначить председателя, установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Комиссия по осуществлению закупок создается и определяется порядок ее работы до начала проведения закупки, т.е. не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

В ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ указаны виды комиссий по осуществлению закупок, которые могут быть созданы заказчиками. Заказчик вправе создать комиссию, как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика.

В зависимости от способа определения поставщиков может формировать комиссии следующих видов:

— конкурсная комиссия — для проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса;

— аукционная комиссия — для проведения электронного аукциона, закрытого аукциона;

— котировочная комиссия — для проведения запроса котировок;

— комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — для проведения запроса предложений;

— единая комиссия — независимо от способа.

Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено.

Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Законом N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39):

1) эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;

2) лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;

3) лица, подавшие заявки на участие в закупке;

4) лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;

5) лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;

6) лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;

7) должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В случае выявления в составе комиссии лиц, на привлечение которых установлен запрет, они подлежат замене (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Решения о создании комиссии по осуществлению закупок оформляется приказом.

В приказе целесообразно указать:

1) вид комиссии по осуществлению закупки (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);

2) фамилию, имя, отчество, должность председателя комиссии;

3) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии;

4) порядок работы комиссии.

Порядок работы комиссии устанавливается заказчиком в положении о комиссии по осуществлению закупок. Наличие этого документа не является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ. При отсутствии положения порядок работы комиссии может быть определен в приказе о ее создании.

В положении о комиссии по осуществлению закупок целесообразно указать:

1) порядок и сроки уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания;

3) условие о том, что комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 50% общего числа ее членов;

5) порядок (регламент) проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок;

6) права и обязанности председателя комиссии, членов комиссии, секретаря комиссии (при наличии) при определении поставщика каждым из предусмотренных способов закупки;

7) ответственность членов комиссии;

8) основания, сроки и порядок ротации членов комиссии.

Заменить члена комиссии можно только по решению заказчика, принявшего решение о ее создании (ч. 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Необходимость такой замены может возникнуть как по инициативе заказчика, так и в связи с выявлением факта несоответствия лица, входящего в состав комиссии, требованиям к членам комиссии, увольнением такого лица и другими обстоятельствами.

Заменить члена комиссии необходимо незамедлительно после выявления его несоответствия требованиям Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Если замена вызвана другими обстоятельствами (увольнением, болезнью, длительным отпуском и т.п.), то произвести замену целесообразно сразу после обнаружения указанных обстоятельств, учитывая, что для работы комиссии необходимо присутствие не менее 50% ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Фиксация решения о замене члена комиссии, осуществляется изданием соответствующего распорядительного документа. Если решение о создании комиссии отражено в приказе, то замену в ее составе целесообразно оформить аналогичным образом.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок её работы, назначается председатель комиссии.

Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьёй 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа её членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.


Комиссия по осуществлению государственных закупок — это коллегиальный орган, который формируется заказчиком для определения способов закупки. Чтобы закупить продукцию у единственного поставщика, создавать комитет нет необходимости.

Порядок и правила создания комиссии согласно

Итак, комиссия требуется для того, чтобы возможно было осуществить закупки у нескольких поставщиков одновременно. Прежде чем закупить товары или услуги, заказчик должен создать комитет по госзакупкам. Сразу же после создания определяются члены совета и способ работы.

О контрактной службе в РФ читайте

Заказчик имеет право создавать:

  • Конкурсные комиссии;
  • Аукционные;
  • Котировочные комитеты;
  • По рассмотрению заявок на участие в предложениях.

Заказчик выбирает в состав совета лица, которые прошли предварительную подготовку в области госзакупок. Иногда могут быть выбраны лица, которые обладают специальными знаниями по конкретному объекту закупки.

Физические лица, которые являлись экспертами в области подготовки государственной закупки, не могут быть включены в состав совета. Менять участника имеет право только заказчик, которым был создан комитет.

Комиссия может работать в стандартном режиме, если на заседании комитета присутствуют меньше 50 процентов от общего числа членов. Участники совета должны быть уведомлены заранее о дате проведения и месте государственной закупки. Члены группы не имеют право принимать участие в заочном голосовании.

Если комиссия приняла решение с нарушениями мер по настоящему Федеральному закону, оно может быть обжаловано согласно законному порядку.

Создание единой комиссии по осуществлению закупок

Для проведения закупок в первую очередь потребуется создать комиссию согласно приказу о ее создании по осуществлению закупок по 44 ФЗ.

Могут быть созданы как отдельные группы, так и единая комиссия на все процедуры. Это зависит от выбора предмета покупки. Если предстоит закупить сложные товары, потребуется создать специальную команду, участники которой обладают специализированными знаниями в конкретной области. Независимо от вида покупки, обязанности комиссии по закупкам по 44 ФЗ должны быть выполнены.

Функции уполномоченных по проверке лиц:

  • Анализировать заявки, которые были приняты заказчиком или комиссией;
  • Отклонять заявки, которые не соответствуют условиям;
  • Определять победителя;
  • Оформлять протоколы на конкретном этапе госзакупки.

Помимо базовых функций, каждая конкретная группа проверяющих в зависимости от способов закупок (аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок), выполняет индивидуальные функции.

Что такое аукционная комиссия?

Аукционная комиссия создается в том случае, если товар или услуга покупается на аукционе. Закон № 44 не содержит конкретных требований к председателю аукционной группы. Это значит, что председателем может стать не только руководитель, но, например, и бухгалтер. Минимальное количество человек, которое должно присутствовать в группе проверяющих, не менее 5-ти.

Котировочная комиссия по 44 ФЗ

Котировочная комиссия по ФЗ 44 — это специальная группа лиц, которая создается в случае, если первоначальный состав не справляется с задачами. В подобной группе должно быть не менее 3 человек.

Чтобы создать котировочный комитет, предоставляется следующая информация:

  • ФИО участников котировочного совета;
  • Способ избрания председателя;
  • Порядок ее деятельности.

Участники котировочной группы проверяющих должны быть специально подготовлены в следующих областях:

  • Специальная подготовка в области государственных закупок;
  • Повышение квалификации в области госзакупок;
  • Профессиональные знания относительно объекта закупки.

Состав конкурсной комиссии

В состав конкурсной группы проверяющих по 44 ФЗ входят:

  • Председатель;
  • Заместитель председателя;
  • Секретарь;
  • Остальные члены команды, в том числе, независимые эксперты.

Скачать действующую редакцию 44 ФЗ

Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» регулирует отношения, которые связаны с обеспечением муниципальных и государственных нужд. Основная задача: повышение эффективности, результативности процедуры закупок товаров, услуг или работ. Чтобы проанализировать Федеральный закон детальнее, скачать его можно по .

4. Признать утратившими силу приказы ФАС России от 10.02.2014 N 74/14 "О создании Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 10.11.2015 N 1063/15 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 20.04.2015 N 267/15 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 12.11.2015 N 1078/15 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 21.01.2016 N 49/16 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 20.04.2015 N 267/15 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 20.06.2016 N 787/16 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 07.09.2016 N 1266/16 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 16.01.2017 N 16/17 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России"; от 23.05.2017 N 670/17 "О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд ФАС России".

ЕДИНОЙ КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД

ФАС РОССИИ

Председатель комиссии:

Привезенцев Андрей Игоревич

Заместитель начальника Административного управления - секретариата руководителя ФАС России.

Заместители председателя Единой комиссии:

Ведяшкин Андрей Петрович

Начальник отдела контроля исполнения контрактов Административного управления ФБУ "ИТЦ ФАС России".

Члены Единой комиссии:

Барановский Елисей Андрианович

Начальник отдела закупок Административного управления - секретариата руководителя ФАС России;

Галкин Димитрий Димитриевич

Главный специалист-эксперт отдела закупок Административного управления - секретариата руководителя ФАС России;

Гусев Дмитрий Сергеевич

Ведущий специалист отдела контроля исполнения контрактов Федерального бюджетного учреждения "Информационно-технический центр ФАС России"

Дворецков Алексей Юрьевич

Главный специалист-эксперт отдела закупок Административного управления - секретариата руководителя

Иванов Александр Викторович

Заместитель начальника отдела закупок Административного управления - секретариата руководителя ФАС России;

Красноруцкий Сергей Владимирович

Заместитель директора ФБУ "ИТЦ ФАС России";

Платонова Дарья Павловна

Заместитель начальника отдела контроля исполнения контрактов Административного управления ФБУ "ИТЦ ФАС России";

Семенов Дмитрий Геннадьевич

Начальник отдела административно-хозяйственного обеспечения Управления делами ФАС России;

РАБОТЫ ЕДИНОЙ КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД