Конкурсы по правовому воспитанию в школе. Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию учащихся "знатоки права". Как это связано с правами человека

Внеклассное мероприятие

«Имею право, но обязан»

Цель : - воспитание правовой грамотности учащихся

Учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

Формировать коммуникативные умения школьников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.

I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:

Права Обязанности Долг Ответственность Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права - возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности - это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг - поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? -

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника .

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Права и обязанности гражданина

Перечень с надписями прав ребенка:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности

  • Защищать свое Отечество
  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Платить налоги

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА - это :

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна : Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня :-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель :-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник : - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 -летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду.)

Ответы кроссворда

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс «Разомнись-ка!»

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

Конкурс «Угадай-ка!»

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
  2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
  4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
  5. “ На крутом бережку” (право на отдых).
  6. “Наташка-первоклашка” (право на образование).
  7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Приложение архив

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Выберите правильный ответ.
1.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

А) Ф.М. Достоевскому +
б) А.П. Чехову
в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:
а) чувства страха перед наказанием
б) осторожности в реализации своих желаний
в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

9. ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».

Литература

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. - М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.

3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.

4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.

6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М - НОРМА», М.: 2000. - 784 c.

7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА

8 http:// festival.1september.ru /authors/ 103- 879-569

9. http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623

10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра- викторина %20Большакова.doc


Беседа «Закон суров, но он закон»

Задачи: объяснить значения «право», «закон» и «мораль»; на примерах показать, в чем заключается нарушение норм морали и права.

Ключевые термины: норма морали, норма права, закон, законность, правопорядок.

Методы: беседа, работа с источниками (познакомить с законами и конституцией Российской Федерации), работа в группах.

Примерная схема беседы:

С незапамятных времен люди в своем поведении стали руководствоваться нормами и правилами, выработанными путем проб и ошибок. Самыми первыми правилами поведения стали нравственные (моральные) нормы, в которых нашли свое отражение представления людей о добре и зле, долге, справедливости и т.д. Они содержались в различных религиозных текстах.

С появлением государства нравственные нормы уже не могли регулировать усложнившиеся отношения между человеком, обществом и государством. Сложился новый вид норм – правовые нормы.

Нормы права – установленные государством правила поведения, регулирующие определенную сторону общественных отношений (то, что можно, нужно или нельзя делать). Их нарушение влечет за собой санкцию со стороны государства.

Нормы морали – совокупность одобряемых обществом правил и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Их нарушение, как правило, само по себе не может быть основанием для санкций со стороны государственных органов.

Право и мораль взаимно дополняют друг друга. Право опирается на мораль, усиливает действенность морали, а мораль помогает праву регулировать общественные отношения, способствует повышению эффективности права.

Практически все правовые нормы имеют моральную основу. Все, что запрещает закон, запрещает и мораль. В то же время жадность, невнимание к людям, завистливость и другие аморальные качества не попадают под действие правовых норм, если не выражаются в противоправных действиях.

Учащиеся приводят примеры поступков, которые регулируются правом и которые регулируются морально.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что одни поступки могут регулироваться только морально, другие - только правом, а третьи – и морально, и правом. Кроме правых и моральных норм в обществе функционируют и другие виды норм: религиозные, традиционные и т. д. Все эти виды норм объединяются одним названием - социальные нормы.

Вопросы для обсуждения:

    Каковы общие черты права и морали? Право и мораль регулируют общественные отношения, предусматривают деление человеческих поступков на положительные (правомерные, высокоморальные) и отрицательные (неправомерные, аморальные); что запрещено законом, чаще всего запрещено и морально.

    Каковы отличия между нормами права и нормами морали?

Правильный ответ может быть представлен в виде таблицы 7

Различия между нормами права и нормами морали

Сфера регулирования

Наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы людей и общества

Все общественные и личные отношения: «человек – человек», «человек – группа» и

т. д.

Форма существования

Закрепляет в нормативно – правовых актов

Существуют, сложившись и общественном сознании

Ответственность

в случае нарушения

Возможность государственного принуждения

Моральное осуждение

Анализ ситуации

Ситуация

Норма

права

Норма морали

Религиозная норма

Обычаи

Олег обманул одноклассника

Игорь ударил прохожего

Врач не оказал помощи пострадавшему в аварии

Мужчина оскорбил женщину

Витя украл у одноклассника деньги

Никита не уступил старушке место в автобусе

Аня уехала за границу, и не пишет маме письма

Мальчишки мучают бродячего кота

Учащиеся объясняют следующие выражения:

    Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы.

    Высший суд – суд совести.

    Свобода предполагает ответственность.

    Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.

    Свобода есть право делать всё то, что не запрещено законом.

Закон – нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, имеющий высшую силу, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Вопросы для обсуждения :

    Что вы знаете об основном законе Республики Беларусь (Конституции)?

    Какие законы вы ещё знаете?

    Какой орган государственной власти принимает законы?

    Приходилось ли вам лично или вашим знакомым обращаться к каким-либо статьям закона? Как вы реагировали на эти законы? Казались ли они вам справедливыми? Если нет, именно вам не понравилось? Предложите свой вариант изменения конкретной статьи какого-либо закона. Обоснуйте свой вариант.

С понятием «закон» тесно связано понятие «законность». Оно подразумевает неукоснительное соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов, верховенство законов, охрану правопорядка.

Правопорядок – состояние общественных отношений, соответствующее требованиям правовых норм.

Составление схемы «Соотношение общественного порядка и правопорядка».

Как соотносятся общественный порядок и правопорядок? (Правопорядок – часть общественного порядка, как показано на схеме (см. рис. 1)).

Общественный порядок

Правопорядок


Рис. 1. Соотношение общественного порядка и правопорядка

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа приводит примеры, в которых описываются нарушения норм морали либо норм права. Вторая группа указывает, какая именно норма нарушена. Затем задания для групп меняются.

Внеклассное мероприятие 9 класс. Конкурс знатоков права

Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске : «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель . Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах — символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую деятельность обучающихся. Так как, именно этот период является основополагающим для становления духовных идеалов, моральных приоритетов учащихся. Цель мероприятия разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом в рамках правового аспекта. Задача данного мероприятия: продолжать в занимательной форме учить детей работать с информацией, повышать уровень правовой компетенции учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРБАЧЕВА СВЕТЛАНА БОРИЕВНА

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка

Калининского района Саратовской области»

Класс: 2

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Тема: «Я имею право»

Форма проведения: игра-викторина.

Цели.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками. Продолжать формировать у детей умение выполнять самопроверку по эталону.

Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).

Деятельностные: Побуждать работать в группе.

Формирование УУД:

ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.

Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?», изучение символов, обозначающих права. Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я имею право», символы прав, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. (Псих. гимнастика)

Внимание!

«Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять –

Слушать и запоминать!»

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

2. Основная часть: игра-викторина «Я имею право»

Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний. Сегодня к нам пришла ученица старших классов Сороконенко Юля, помощник уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, чтобы сделать небольшое сообщение по этой теме.

Выступление старшеклассницы

Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Для защиты граждан государством приняты специальные указы, которые выражают правила поведения и отношения людей друг с другом. Эти правила называются правами и нормами.

Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

Есть такие страны, в которых дети голодают, живут в тяжелых условиях и даже подвергаются жестокому обращению.

Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Сегодня мы будем говорить о правах.

Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права, и даже оформили в классе стенд, посвященный правам ребенка. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право»

Слайд 1

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. В качестве приза победители смогут подготовить и провести в интересной форме выступление для учащихся 1 класса по правам. А Юля поможет нам в проведении викторины, она будет раздавать командам жетоны за правильные ответы.

И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)

Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова

+ (ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)

Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.

Слайд 2

(дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ, получает жетон)

Слайд 3 (Правильное значение слова)

(учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право»)

Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как уже сказала Юля дети – это будущее наше и нашей страны.

А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается вспомнить символы, обозначающие права, с которыми вы уже знакомы.

Слайд 4

(далее учащимся представляются поочередно слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение, символ на уважение к правам другого человека, право на отдых). Игрок, давший правильный ответ, выходит к доске. Выбирает из разложенных на столе символов, подходящий к сюжету слайда и помещает этот символ на доску. За правильный ответ команда получает жетон)

Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.

Продолжим нашу викторину. Следующее задание.

Слайд 11

Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.

1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

Кто главный герой этой сказки?

Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

Где можно учиться?

Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)

  1. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

С кем жили Кай и Герда?

Как жилось им у бабушки?

Что случилось с Каем?

Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

  1. Русская народная сказка «Морозко»

С кем жила падчерица?

Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?

Куда мачеха велела отвезти падчерицу?

Какое право Настеньки она нарушила?

Кто побеждает в сказке добро или зло?

Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.

  1. К. И. Чуковский «Айболит»

Кто такой Айболит?

Чем он занимался?

Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

(вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)

  1. Ш. Перро «Золушка»

Как относилась к Золушке мачеха?

Что по дому делала золушка?

Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

  1. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Почему невзлюбили Гадкого утенка?

Он виноват в том, что он таким родился?

Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?

Имели ли они право обижать его? Почему?

Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.

Слайд 12

В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы занести в нижнюю таблицу.

(учащиеся выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках)

Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.

Слайд 13

Кто выполнил задание правильно? (получают жетоны)

У кого есть ошибки, давайте в них разберемся.

Слайд 12

(возвращаются к слайду 12 и проговаривают соответствия вслух)

Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.

(вместе со старшеклассницей ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)

Слайд 14

А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп критического мышления»

(см. приложение: дети поочередно выходят, надевают одну из шляп и дают ответ на вопрос, который предполагает та или иная шляпа)

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы свами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.

(учитель раздает памятки о правах)

Слайд 15.

Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!

Спасибо вам, ребята, большое за работу. Наше мероприятие окончено.

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Шесть шляп критического мышления”

«Белая шляпа” - СТАТИСТИЧЕСКАЯ

(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;

“Желтая шляпа” - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

(высказываются положительные моменты) - что понравилось?;

“Черная шляпа” - НЕГАТИВНАЯ

(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?;

“Синяя шляпа” - АНАЛИТИЧЕСКАЯ

(проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” - ТВОРЧЕСКАЯ

(можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;

“Красная шляпа” - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Слайд 2

Право (права) 1. нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе (права людей); 2. документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля или мотоцикла (водительские права); 3. направление сторон право – лево, указывает, где правая сторона, где левая сторона (команды на корабле: «Право руля! Право на борт!»).

ПРАВА - это нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе

ЗАДАНИЕ: О каком праве ребенка можно говорить, используя следующие иллюстрации Соотнесите символ с сюжетом слайда

Право на жизнь

Право на жизнь в семье

Право на медицинский уход

Право на обучение

Уважение к правам другого человека

Право на отдых

ЗАДАНИЕ: Какие права детей нарушали или соблюдали герои сказок. А. Н. Толстой «Приключения Буратино» Г. Х Андерсен «Снежная королева» Русская народная сказка «Морозко» К. И. Чуковский «Айболит» Ш. Перро «Золушка» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Ирбитского МО

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пионерская средняя общеобразовательная школа

Заочный конкурс методической продукции

Номинация: сценарий воспитательного мероприятия

по правовому воспитанию учащихся младшего школьного возраста

учитель начальных классов

МКОУ Пионерская СОШ,

Манькова Людмила Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ Пионерская СОШ,

Свердловская область,

Ирбитский район,

п. Пионерский, ул. Ожиганова, 10

рабочий телефон: 4-49-39

^ Пояснительная записка

Одна из постоянных проблем, решаемых человечеством – это проблема прав и свобод детей. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. Потому большое значение для позитивной социализации обучающихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Воспитание ребят сопричастными к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины - одна из важнейших педагогических задач.

Мы считаем, что работу по правовому воспитанию необходимо начинать с начальной школы. Одним из способов внедрения правового воспитания в начальной школе, является проведение занятий по правовой культуре школьников на тематических классных часах, беседы на группе продленного дня, в ходе изучения курса «Окружающий мир».

Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Очень важно, чтобы, начиная ещё с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времён и поколений, знали и гордились нашими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину и делали всё, чтобы она была стабильной и крепкой.

Права ребёнка лучше всего постигать на доступном детям материале.
На своих занятиях, классных часах, беседах и уроках мы проводим знакомство с Декларацией прав человека через примеры из сказок, способствующие изучению таких понятий как «закон», «статья», «свобода», «выбор», «справедливость» и др.

Занятие может проводиться 20 ноября (Всемирный день прав ребёнка) или 10 декабря (день принятия Всеобщей декларации прав человека) и особого ограничения во времени не требует, поэтому в сценарии мы не указываем интервалы времени на то или иное действие. В подготовке и проведении занятия можно задействовать всех ребят. Данное занятие можно проводить и на классных часах.

Данная разработка может представлять интерес для классных руководителей и воспитателей группы продленного дня в воспитании правовой культуры у детей.

Основная цель занятия : формирование положительного отношения детей к законам страны и их выполнению, способствовать формированию правовой культуры детей, пониманию необходимости участия в выборах.

Задачи занятия:


  • дать представление о «Декларации прав человека», «Коституции РФ», «Конвенции о правах ребенка»;

  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни, отгадывать кроссворд;

  • в игровой форме ознакомиться со статьями из декларации прав человека;

  • дать представление об основных принципах участия граждан в выборах, понимание реализации своего права участвовать в управлении делами государства;

  • воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность;

  • воспитание коммуникативной культуры общения и взаимопонимания.
Подготовительный этап:

  • изучение и подбор материала о правах и обязанностях гражданина РФ;

  • разучивание стихотворений о правах и выборах;

  • инсценирование отрывка из сказки «Колобок» и стихотворения
    А.Л. Барто «Выборы» детьми, подбор костюмов и реквизита;

  • подбор изречений мудрых людей;

  • подбор сказок, в которых герои нарушают права других героев или показаны права героя;

  • создание мультимедиа презентации к занятию (см. м/м приложение «Мы – будущие избиратели. Наши права и обязанности»)
Оборудование:

  • карточки с терминами; статьи из декларации прав человека;


  • паспорт гражданина РФ;

  • памятки прав ребёнка;




  • Клип «Россия, Мы дети твои!», группа «Волшебники двора».
Формы работы : игровая, групповая и индивидуальная.

Место проведения: классная комната или актовый зал.

^ Внеклассное занятие по правовой культуре школьников

«Мы – будущие избиратели. Наши права и обязанности»

I. Приветствие-присоединение


  • Сегодня на занятии, как мне кажется, не останется равнодушным ни один из присутствующих в классе.
Игра-приветствие

  • Возьмемся за руки, почувствуем настроение друг друга через рукопожатие. (Дети все по кругу приветствуют друг друга.)
Ты мой друг и я твой друг –

^ Встанем мы в широкий круг!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом!


  • Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?»

  • Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить беспорядок.

  • Что же такое законы ?

  • Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

^ II. Знакомство с названиями книг, в которых записаны права человека


  • Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб». Как вы понимаете это изречение?

  • Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, сто между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появляются на свет, чтобы быть в услужении у других. Только в XX веке человечество научилось понимать, что необходимо составлять специальные документы по правам человека.

  • До наших дней дошло изречение мудрых: «Храни порядок, и порядок хранит тебя». Как вы понимаете это изречение?

  • Все мы разные, но одно у нас общие - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.

  • Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними.

  • В ноябре-декабре месяцах появились все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека (На доску вывешиваются таблички) ;

  • «Декларация прав человека»,

  • «Конституция Российской Федерации»,

  • «Конвенция по правам ребёнка».

  • «Всеобщая Декларация прав человека» принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года . Она провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы, равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др., а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.).

  • В 1918 году в России появилась Конституция.

  • «Конституция РФ» - основной закон государства. Принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом). С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

  • В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и др.

  • Кроме прав у граждан России есть и обязанности , тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

  • «Конвенция по правам ребёнка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. В соответствии с этим законом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребёнка.
^ Кроссворд «Права»


  1. Качество человека, который поступает по правилу: относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

  2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

  3. Качество человека, свидетельствующее о его толковости, рассудительности.

  4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

  5. И тогда такому человеку будет легко жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются…»

  • У каждого из вас есть права и обязанности. Право на жизнь, право на семью, на учебу, отдых и т.д. А что же такое - право?

  • Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.


  • Как вы думаете, важны ли эти документы? (Да)

  • Для чего они нужны? (Ответы детей)

III. Путешествие по страницам литературных произведений


  • Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки . В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

  • Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев и обижают их. Итак, настроились на встречу со сказочными героями!
(Ребятам предлагается строки из сказок, чтобы определить, какое право нарушено. ^ Список сказок прилагается детям. )

Вопросы детям:


  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

  2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под­вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе­денным? («Колобок».)

  3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

  4. В каких сказках нарушено право человека на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Петушок- золотой гребешок») [Статья 22, п.1.]

  5. В каких сказках герои подвергаются пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению? («Красная шапочка», «Василиса Прекрасная», «Золотой ключик») [Статья 21, п.2]

  6. В каких сказках герои содержатся в рабстве или подневольном состоянии? («Сказка о Царевне- лягушке», «Гуси- лебеди», «Дюймовочка», «Золушка», «Морозко»)

  7. В каких сказках нарушено право на владение имуществом? («Золотой ключик», «Летучий корабль», «Лиса и заяц») [Статья 35]

  8. В какой сказке показано, что каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства? (М.Гаршин «Лягушка – путешественница») [Статья 27, п.1]

  9. В какой сказке и кто нарушал право на равную оплату за равный труд? (А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Поп) Статья 37, п. 3

  10. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию? (Дж. Родари «Чиполлино») [Статья 40, п.1]

  11. В какой сказке показано, что каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь? К.Чуковский «Айболит» [Статья 41, п.1]

  12. В какой сказке показано, что каждый человек имеет право на образование? (А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино») [Статья 43, п.1]

  13. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилья, а главный герой проникает в жилище против воли проживающих в нем лиц? (С.В.Михалков «Три поросенка») Статья 25

  • Ребята, вы можете и самостоятельно продолжить путешествие по страницам литературных произведений, если возьмёте в библиотеке книгу Шабельника Е.С., Каширцевой Е.Г. «Ваши права» (Показ книги.)

^ IV. Игра «Спрятанные слова»


  • А теперь поиграем в игру «Спрятанные слова» (Дети делятся на 4 команды и за 2 минуты составляют слова из слова КОНСТИТУЦИЯ ).

^ V. Знакомство с правом выбирать и быть избранным


  • Ребята, вы уже знаете, какие права и обязанности имеет каждый человек. Каждый гражданин и просто человек действительно имеет и сохраняет свою уникальность, неповторимость и особенность. Каждый из нас имеет свои собственные особенности характера, поведения, свой собственный образ мыслей и многое другое, но есть что–то, что нас объединяет.

  • Сегодня на занятии мы узнаем об очень важном и нужном праве – это право выбирать и быть избранным . А поможет нам узнать об этом праве всем нам знакомая сказка «Колобок».
^ Сценка из сказки «Колобок» (Исполняют дети)

Старик:

Ты, старуха, не горюй,

Тесто быстро в печку суй.

Испеки мне колобок,

Колобок - румяный бок.

^ Старуха засовывает «тесто» в печь, стоит с ухватом рядом.

Старуха:

Я пеку его с любовью,

Угощайся на здоровье!

Старик: Колобок, пекись скорей,

Старуха (обращается к старику) :

Ты пока его не трогай,

Пусть остудится немного.

Старик:

Колобок, остынь скорей,

Мы попляшем веселей.

Колобок:

Нет, старинушка, постой,

Не хочу я быть едой!

Спрыгну я сейчас с окошка,

Покачусь я по дорожкам,

Прикачусь к ребятам я,

Все они мои друзья,

Буду с ними я играть,

Вам меня и не догнать!

(Колобок убегает.)


  • Ребята, каким правом воспользовался Колобок, после того как он испёкся? (Да, он воспользовался правом свободы, но он ещё и мог сделать выбор – т.е. мог остаться и его бы съели бабка и дедка, а он захотел общаться с вами ребятами, поэтому у него сложится теперь другая судьба.)

  • Значит, важно или нет для человека, пользоваться правом выбора?

  • Как часто мы стоим перед выбором. Какую одежду сегодня одеть? С кем нам дружить? Доверить свою тайну другу или нет? Добро нам выбрать или зло? Кого выбрать командиром класса?

  • Всю свою жизнь человек стоит перед выбором. По мере взросления человека растёт и это право, по достижению вами совершеннолетия, т.е. в 18 лет человеку даётся право выбирать своё будущее и будущее своей страны. Об этом записано в главном законе нашей страны, который называется Конституция РФ.

  • Сегодня мы обсудим, как и где проходят выборы, какие документы необходимы для голосования и др.

Беседа об избирательном праве и о порядке голосования


  • У нас ВЫБОРЫ! Граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше.

  • Где проходят выборы? (На избирательных участках)

  • Вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какие документы брали они с собой? (Паспорта)

  • Правильно, паспорт – это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность. В России паспорта получают с 14 лет, а
голосовать гражданин может с 18 лет. (Показ паспорта)

  • На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов. Гражданин должен отметить в бюллетене нужную фамилию и опустить его в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.
^ Стихи о выборах (Дети читают стихи) :

Ты подумай о благе страны.

Выбирай из таких кандидатов,

Что одной лишь России верны.
Что такое выборы?

Каждый должен знать.

Потому что каждому

Кто же мне ответит?

Для того, чтоб жили мы

Лучше всех на свете.
Если ты ещё не выбрал

Информацию собрать!
Выбирай ты того, кого хочешь,

Кто понравился больше тебе,

У кого грандиознее планы,

За себя мы все в ответе!
Выбор твой, как ключ в кармане

Раз достал – открылась дверь,

И лучи большого счастья

Засияли в ней теперь!!

^ Стихотворение А. Л. Барто «Выборы» (Инсценируют дети)


  • Ребята, давайте посмотрим и послушаем, как проходили выборы в одном пионерском отряде.
Выборы. А. Барто

Собрались на сбор отряда

Все! Отсутствующих нет!

Сбор серьезный:

Выбрать надо

Лучших девочек в совет.
Галю вычеркнут из списка!

Все сказали ей в глаза:

Ты, во-первых, эгоистка,

Во-вторых, ты егоза.
Предлагают выбрать Свету:

Света пишет в стенгазету,

И отличница она.

Но играет в куклы Света!-

Заявляет Ильина.
- Вот так новый член совета!

Нянчит куколку свою!

Нет!- кричит, волнуясь, Света.

Я сейчас ей платье шью.
Шью коричневое платье,

Вышиваю поясок.

Иногда, конечно, кстати

Поиграю с ней часок.
- Даже нужно шить для кукол!-

Заступается отряд.

Будет шить потом для внуков!-

Пионерки говорят.
Подняла Наташа руку:

Мы вопрос должны решить.

Я считаю, что для кукол

В пятом классе стыдно шить!
Стало шумно в школьном зале,

Начался горячий спор,

Но, подумав, все сказали:

Шить для кукол - не позор!
Не уронит этим Света


  • За что же выбрали Свету в совет класса? (Света пишет в стенгазету, И отличница она.)

  • Значит, каких людей надо выбирать на выборах? (Чтобы были примером во всём, и в делах, и в жизни)

  • А как вы думаете, можно ли не участвовать в выборах? Почему?

  • От этого будет зависеть то, в какой стране мы будем жить, кто будет руководить нами.

  • Нарисуйте словесный портрет гражданина страны (свободен, самостоятелен, неравнодушен).
^ VI. Рефлексия. Игра «Цветик-семицветик»

  • Спасибо вам, ребята, что приняли участие в обсуждении данной мной темы. Я надеюсь, вам понятны термины, с помощью которых мы говорили о правах ребенка, о личности, о гражданской позиции.

  • Сейчас я предлагаю вам игру «Цветик-семицветик ». Перед каждым из вас лежит Цветик-семицветик, на котором с одной стороны вам предлагается продолжить фразу «Я имею право на …», с другой стороны – «Я обязан …».

  • Зачем нам нужны права и обязанности?

  • Ребята, заканчивая наше занятие, я с благодарностью хочу подарить вам памятки и надеюсь, что вы все будете знать свои права и обязанности, задумаетесь над вопросом как стать личностью, настоящим гражданином нашего государства под названием – Россия.

VII. Итог занятия


  • Наше общество будет чище и лучше, если мы научимся больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами.
    К сожалению, это требует усилий от каждого из нас и от государства.
    Не все граждане верят в силу закона и свои возможности. Поэтому идут на незаконные способы защиты своих интересов, прав и свобод. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого!
Клип «Россия, мы дети твои!», группа «Волшебники двора»

Источники и используемая литература


  1. Барто А.Л. Любимые стихотворения. – М: Просвещение, 2005.

  2. Всеобщая Декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

  3. Конвенция ООН о правах ребёнка – резолюция № 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

  4. Конституция РФ - основной закон государства от 12 декабря 1993 года.

  5. Сборники сказок.

  6. Шабельника Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права.

  7. viki.rdf.ru
Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:

  • компьютер, мультимедиапроектор, экран;

  • Клип «Россия, Мы дети твои!», группа «Волшебники двора»;

  • реквизиты к сказке и стихотворению;

  • карточки с терминами;

  • статьи из декларации прав человека;

  • книга Шабельника Е.С., Каширцевой Е.Г. «Ваши права»;

  • паспорт гражданина РФ;

  • Цветики-семицветики для рефлексии;

  • памятки прав ребёнка.