Конспект урока "союзы и омонимичные формы". Омонимичные части речи

В сложноподчинённом предложении основная часть связывается с придаточной частью при помощи последующих средств связи :

  • подчинительных союзов,
  • союзных слов,
  • указательных слов.
  • Альянс - это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

    Союзные слова - это местоименные слова, в каких совмещены характеристики самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного класса:

  • местоимения-существительные (кто, что);
  • местоименные прилагательные (какой, который, каков, каковой, кой, чей);
  • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, как, почему, отчего, для чего);
  • местоименное числительное (сколько).
  • Указательные слова находятся в основном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, таковой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердечко не научится обожать, которое утомилось непереносить (Некрасов); Там , где вырастают розы, вырастают и шипы (пословица).

    Основная неувязка при анализе сложноподчинённого предложения - трудности в разграничении союзов и союзных слов.

    Чтоб отличить альянс от союзного слова, необходимо средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по последующим признакам.

    Союзы

    Союзные слова

    1. Не являются членами предложения: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину (что - альянс, не является членом предложения).

    1. Являются членами придаточного предложения: что ведёт через рощу (союзное слово что - подлежащее).

    2. Нередко (однако не всегда!) альянс есть возможность изъять из придаточного предложения, ср.: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину. - Он произнес: сестра не вернётся к ужину.

    2. Так как союзное слово - член придаточного предложения, его нельзя изъять в отсутствие конфигурации смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; нереально: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

    3. На альянс не может падать логическое ударение.

    3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

    4. После союза нельзя поставить частички же, конкретно .

    4. После союзного слова есть возможность поставить частички же, конкретно , ср.: Я знаю, что все-таки что конкретно он будет делать завтра.

    5. Альянс нельзя поменять указательным местоимением либо местоименным наречием.

    5. Союзное слово есть возможность поменять указательным местоимением либо местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. - Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. - Я знаю: там он был вчера.

    Нужно держать в голове, что не любой из этих приемов в отдельности может посодействовать распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается только на наружное выражение существенных внутренних различий. Используя нареченные аспекты в совокупы либо в разных сочетаниях, есть возможность научиться определять, союзом либо союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

    Кроме обозначенных выше методов разграничения союзов и союзных слов следует учесть последующее:

    1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы , потому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами нужно быть отдельно внимательными.

  • Когда является союзом
  • В придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков);

    В придаточном условия (Когда необходимо чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

  • Когда является союзным словом
  • В придаточном времени, в том случае в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда , когда мне был шестнадцатый год);

    В придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся );

    В придаточном определительном (Тот день, когда мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном есть возможность поменять главным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ).

  • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, не считая придаточных вида действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) - придаточное сравнительное (как - альянс). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) - придаточное условия, есть возможность поменять: в том случае душа черна (как - альянс). Делай так, как тебя учили - придаточное вида действия и степени (как - союзное слово).
  • Отдельно пристально следует разбирать придаточные изъяснительные: в их как и что могут быть как союзами, так и союзными словами . Ср.: Он произнес, что вернётся к ужину (что - альянс). - Я знаю, что он будет делать завтра (что - союзное слово); Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок (как - альянс). - Я знаю, как она любит отпрыска (как - союзное слово).
  • В придаточном изъяснительном альянс как есть возможность поменять союзом что , ср.: Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок. - Я слышал, что за стенкой рыдал ребёнок.
  • 2) Чем является союзом в 2-ух случаях:

  • в составе двойного союза чем... тем : Чем далее в лес, тем больше дров; Чем поближе осень, тем грустнее на душе;
  • в придаточных подобных сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени либо слова другой, иной, по другому : Он оказался выносливее, чем мы задумывались; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, повернуться (Крылов).
  • 3) Где, куда, откуда, кто, почему, для чего, сколько, который, какой, чей - союзные слова и не могут быть союзами.

    4) При разборе придаточного предложения очень нередко допускается тяжелейшая ошибка : вид придаточного предложения определяют по союзу либо союзному слову. Это неприемлимо, так как один и тот же альянс (союзное слово) может вводить различные виды придаточных.

  • Чтоб не ошибиться, нужно поставить вопрос от головного предложения к придаточному : Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был - придаточные изъяснительные; Он возвратился в город (в какой город?), где провел молодость; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда - придаточные определительные.
  • Не считая того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда есть возможность поменять союзным словом который . Ср.: Он возвратился в город, где провёл молодость. - Он возвратился в город, в каком провёл молодость; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. - Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.
  • 5) Ещё одна трудность - найти, каким членом предложения является союзное слово.

    При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении прямо от того слова (либо словосочетания), к которому относится союзное слово:

    Вот дом, в каком (= в доме) мы жили ранее - союзное слово в каком (местоимение) в роли происшествия места : жили (где?) , а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) выстроили в прошедшем году - союзное слово который в роли прямого дополнения : выстроили (кого?/что?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, внешний облик которого (= обители) мне очень нравится - союзное слово которого в роли несогласованного определения : внешний облик (чей?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) был возведен в XIX веке - союзное слово который в роли подлежащего : (кто?/что?) дом, а вид придаточной - придаточная определительная.

    Источники:

  • licey.net - статья «Разграничение союзов и союзных слов»;
  • traktat.com - статья «Подчинительные союзы и союзные слова».
  • Конспект урока русского языка в 7 классе

    Тема урока «Различение союзов и омонимичных частей речи»

    Цели урока:

    Образовательные:

    - показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий, местоимений с частицами то, же, бы;

    Развивающие:

    Развивать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато;

    Формировать навык самостоятельного сопоставления и анализа примеров.

    Воспитательные:

    Прививать интерес к изучению русского языка.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, программа E-rating, пульты, ресивир.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы и приемы урока: создание проблемных ситуаций,индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Ход урока

    I .Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату.

    II .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Вступительное слово учителя

    Сегодня мы обратимся к чату школьников и посмотрим, как они общаются, узнаем, как избежать очень распространённых ошибок, запомним несколько интересных приёмов.

    Откуда же произошло слово «чат»? С английского слова «чаттер», − болтать. Так называется средство общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.

    Перед вами на слайде чат школьников. Пользователи допустили ошибки в написании союзов. Мы с вами постараемся им помочь.

    Перед тем как помочь пользователям разобраться в написании союзов, давайте сформулируем тему урока. (Различение союзов и омонимичных частей речи).

    Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от местоимений с частицами и предлогами)

    III . Актуализация знаний

    Мы ответим на вопрос, как отличить союз от омонимичных частей речи?

    Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания и замена одного союза другим.

    Способ первый

    Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить или опустить.

    На слайде

    Что бы ты хотел подарить другу ? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

    Я пришла сюда, чтобы пообщаться . Если попробуем удалить бы – получится «что пообщаться». Бессмыслица.

    Автомобиль нырнул за то здание . Мы убираем местоимение. Получается: «Автомобиль нырнул за здание».

    Зато я очень грамотная! Убрать «то» здесь не получится, потому что это часть союза, а не частица или местоимение.

    Что бы такое мне сейчас придумать?Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

    Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл . Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

    Второй способ

    Союзы можно заменить другими союзами.

    Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы .

    Схему запишем в тетрадь.

    Давайте попробуем заменить союзы!

    Работа у доски

    (У доски работает ученик).

    Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы .

    Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

    Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также .

    Я сказала родителям то же самое . Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

    Сделаем вывод (Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

    А если перед нами союз, то его обычно можно заменить . Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но . Чтобы – на для того, чтобы .)

    Составьте кластер. (Дети в тетрадях составляют кластер)

    Раздельно Слитно

    IV . Применение знаний и умений в новой ситуации

    Работа с учебником.

    Упражнение 344. Нужно списать и расставить пропущенные знаки препинания.

    Работа с карточками.

    Карточка 1

    Спишите, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания

    Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).

    Карточка 2

    1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.).5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.).

    Проверяем по цепочке.

    V .Физкультминутка для глаз

    Ребята, посмотрите на экран. (На слайде появляется электронная физкультминутка для глаз)

    VI . Закрепление знаний

    Буквенный диктант в системе тестирования Votum

    Отмечаем на пультах, только те номера предложений, где союзы тоже, также, чтобы, зато. Уверена, что вы легко справитесь с этим заданием.

    1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то/зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

    2. И что бы/чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

    3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же/тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

    4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы/чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

    5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же/тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

    6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы/чтобы дома была помощница.

    7. И для Анисима отыскали то же/тоже красивую невесту.

    8. Я их то же/тоже, со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

    9. Всё так же/также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

    10. Невзлюбила его сноха: а вот за то/зато, что он никакой не ответственный, не руководитель.

    11. Понимаю так же/также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

    12. То же/тоже был помещик, и богатый, да разорился.

    13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же/также ревностью.

    14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы/чтобы такое приятного сделать снохе.

    15. Можно допустить так же/также, что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

    16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то/зато время он не издал ни одного звука.

    17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б/чтоб вымолить у друга примирение.

    Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

    VIII. Итог урока. Рефлексия

    Продолжите предложения:

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

      Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Теперь я могу…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я попробую…

      Мне захотелось…

    IV. Домашнее задание

    Дома я предлагаю вам выполнить упражнение 346 с.163 учебника. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания.

    Разгадайте шифровку-анаграмму: Л О М Ы Ц О Д – 3 2 1 6 7 4 5 (Молодцы)

    Урок окончен. Спасибо.

    Союзы Местоимения и наречия Показатели местоимений и наречий с предлогами
    Зато Я не попал на выставку, зато (= но) встретился с друзьями Спрячься за то дерево (за дерево какое? - то) за то: 1) определяет 2) то можно опустить
    Тоже, также Ты прочитал книгу, я также (=тоже, =и я) буду её читать Делай то же, что и другие (частицу же можно опустить: делай то, что и другие ); Ничего не изменилось, все было так же, как и раньше (частицу же можно опустить; все было так, как и раньше ). то же: 1) (же) ; 2) что 3) самое 4) одно так же: 1) (же) 2) как
    Чтобы Оденьтесь теплее, чтобы (с какой целью?) не простудиться Что бы я делал без помощи друзей (частицу бы можно переставить: что делал бы я ) что бы: ← бы
    Притом Он был художником, притом(=и, =причем ) известным При том письме (при письме каком? том ) были приложены вырезки из газет при том: 1) определяет следующее далее существительное; 2) том можно опустить
    Причем Работа выполнялась, причем(=притом, =и)быстро, хорошо При чем здесь я? (к чему я имею отношение?) при чем: употр. в вопросит. предл.
    Оттого что Оттого что (=потому что, =так как)ярко светило солнце, все были веселы От того дома (от дома какого? того ) надо было свернуть направо от того: 1) определяет следующее далее существительное; 2) того можно опустить
    Отчего Отчего (=почему?) письмо не взяли с собой? Было от чего грустить от чего: чегоможно заменить существительным
    Затем Затем (=потому) и пришел, чтобы тебя убедить За тем домом (каким домом? - тем ) есть тропинка за тем: тем 1) определяет следующее далее существительное; 2) тем можно опустить
    Зачем Зачем вы сказали ему о своём отъезде? За чем пойдешь, то и найдешь (Пословица) за чем:
    Почем Почем сегодня дыни? Стрелял по чем хотел по чем: чемможно заменить существительным
    Итак Итак (=следовательно), всё кончено И так кончается каждый раз и так: так можно заменить именно таким образом
    Примечания: 1.Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов. 2. Слитно пишется тоже в роли частицы, например: Тоже мне советчик!

    Упражнение 231. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание союзов, определите их вид по значению, составу.

    1. Мы попросили, что (бы) дядя погостил у нас ещё немного. - Что (бы) еще рассказать о нашем путешествии? 2. Сегодня я встал очень рано, что (бы) успеть собраться в дорогу. – Что (бы) ещё взять из необходимых вещей? 3. И (так), продолжим наше заседание. – Мы волновались и (так) спешили, что забыли самое необходимое. 4. Мы немало потрудились, за (то) великолепно отремонтировали класс. – Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (Посл. ). – Берись за (то), к чему ты сроден (Кр. ).

    Упражнение 232. Спишите, раскрывая скобки. Укажите вид союзов. Объясните правописание простых и составных союзов.

    1. Он посмотрел на часы, как (будто) для того, что (бы) проверить, не изменились ли привычки отца за (то) время, в которое он не видел его (Л.Т.). 2. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (А. Грин). 3. Я попотчевал его чаем, потому (что) хотя разбойник он, а всё-таки был моим кунаком (Л.). 4. Городской транспорт работал нормально благодаря тому, что снегоочистители работали даже ночью. 5. Более подробно писать не буду, так как скоро увидимся. 6. Мы должны встретиться, с тем что (бы) обсудить все планы на лето. 7. К экзамену он готовился по обыкновению, то есть повторял билеты, конспектировал, читал учебники и дополнительную литературу. 8. Собрались почти все, однако же некоторые опаздывают. 9. В музее новая экспедиция, так что экскурсия обещает быть интересной. 10. Это был жаркий, почти что летний день.11. Благодаря тому, что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери (В. Арсеньев).

    12. Вторая гора почти такой же величины, но (в) следстви_ того, что перед ней мы спустились в седловину, она показалась гораздо выше (В. Арсеньев ).13. Спой нам песню, что (б)в ней прозвучали все весенние песни земли, что (б) трубы заиграли, что (б) губы подпевали, что (б) ноги веселей пошли

    (В. Лебедев-Кумач ).14. Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали … (И. Тургенев ). 15. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя (К. Паустовский ). 16. Как вчера, так и сегодня льёт дождь.

    17. Горячее лицо с тоской искало ветра, даветра-то не было (И. Тургенев ).

    18. Обе казались спокойны и смелы; однако ж при моём приближении обе потупили голову и закрылись своими изодранными чадрами (А. Пушкин ).

    19. Он торопился, зато до темноты дошел до деревни. 20. По утрам я пью чай либо кофе. 21. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский ). 22. Заблестели на каплях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя (К. Паустовский ).

    Упражнение 233. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте правописание союзов.

    1. Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Днепр (Г. ). 2. Мать плотно сжимала губы, что (бы) они не дрожали, и крепко закрывала глаза, что (бы) не плакали они (М.Г. ). 3. Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть (посл. ). 4. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Н.О. ). 5. Всё белится Лукерья Львовна, всё то (же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так (же) глуп, Семен Петрович так (же) скуп (П. ). 6. Марина рассказала почти то (же) самое, что и ее племянник (М.Г. ). 7. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то (же) время вспомнились ему (Л.Т. ). 8. Ты жил – я так (же) мог бы жить (Л. ). 9. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 10. Теперь грустная улыбка Маруси стала мне так (же) дорога, как улыбка сестры (Кор. ). 11. И в душе за ночью зимней то (же) свет и то (же) тишь (Брюс. ). 12. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст. ). 13. Лицо Зинаиды то (же) беспрестанно менялось (Т. ). 14. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв. ). 15. Хорь залился смехом, при (чём) его маленькие глазки исчезли совершенно (Т. ). 16. Она любила Ричардсона не потому, что (бы) прочла, не потому, что (б) Грандисона она Ловласу предпочла (П. ). 17. При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и от (того) с осины слетела глухарка (Пришв. ). 18. От (того) я присмирел, что я слышу топот дальний, трудный звук и пенье стрел (П. ). 19. Гутой туман, точ()но вата, лежал по всему лесу (В. Арсеньев).

    Упражнение 234.

    1. То (же) выражение холодной готовности к борьбе выразилось на его лице (Л.Т. ). 2. Вы хотите сказать, что я так (же) пуст, и вздорен, и мелок, как эта сладковатая немочка? Не так ли-с? (Т. ). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 4. Я полагал и его так (же) застать у вас (Г. ). 5. – Ты не прав: любовь, так (же), как и другие чувства, может то (же) войти в комедию (Г. ). 6. Я успел рассмотреть её – но и его то (же) (Т. ). 7. Род молча приподнял шляпу и зашагал; так (же) поступил Кист (А. Грин ). 8. Накануне свадьбы Верочка была очень грустна, и Степан Петрович так (же) упал духом (Т. ).

    Упражнение 235. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

    1. В глубине души вы чувствуете то (же), что и я (Г. ). 2. И на другой день снова начиналось то (же) (Т. ). 3. Я уверен, наши северные деревья, например берёзы, не сочетались бы с архитектурой ханойских улиц так (же) удачно и так (же) точно (Сол. ). 4. Друг мой, так (же) не легко мне, как тебе, с глухой бедой (Твар. ). 5. А в полдень Севастополь был так (же) тих и пуст, как ночью (Пауст. ). 6. Девицы и дамы почти то (же) самое думали (на) счёт сибирского молодого человека (Л.Т. ). 7. Всё та (же) дверная ручка замка… так (же) слабо отворялась (Л.Т. ). 8. У Михаила Петровича то (же), как и у Давыдова, было что-то напускное (Гонч.).

    Упражнение 236. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

    1. (От) того, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! (Г. ). 2. Кто-то бежал и (при) этом задевал и ломал кусты малинника. 3. Вы не должны судить меня (по) тому, что я делаю (Т. ). 4. Иные даже утверждали, что свадьба слажена совсем, но остановлена (за) тем, что модных колец не достали (П. ). 5. Он отлично знал не только технику сталеварения, но и что (по) чём (Ем. ). 6. Смерть не люблю писать! (То) есть просто хоть зарежь! (Г. ). 7. Я пришёл не (за) тем, чтобы упрекать тебя, а чтобы выработать план действий. 8. У тебя солидный опыт работы, (при) чём в области перестройки и поисков новых форм (Белен. ). 9. Она придала своему лицу строгое выражение, (от) чего оно стало сильно напоминать сдобную булку. 10. Лев бросился со всех четырёх ног, однако (ж) пропасти перескочить не мог (Кр. ). 11. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, как (будто) звали с собой (Ч. ).

    Упражнение 237. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

    1. Из Москвы я поехал в Калугу, Белев и Орёл и сделал, таким образом, двести вёрст лишних, за (то) увидел Ермолова (Л.Т. ). 2. Физиономия этого человека мне что-то подозрительна: уж не за (тем) же сюда пришёл, за (чем) и я (Г. ). 3. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Остр. ). 4. (От) чего ты, себя не жалея, с непокрытой бредёшь головой (Заб. ). 5. [Елена:] К чему молодость, к чему я живу, (за) чем у меня душа, (за) чем всё это? (Т. ). 6. Страстно преданный барину, он однако (ж) редкий день в чём-нибудь не солжёт ему (Гонч. ). 7. Он говорил то (же), что мы читали в газетах, но что (бы) он ни рассказывал, он всё умел передать по-новому.

    Тестовые задания

    Задание 1.

    1) также – всегда пишется слитно;

    2) так же – всегда пишется раздельно;

    3) так же – здесь наречие с частицей, поэтому пишется раздельно;

    4) также – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Каждую ночь повторялось всё то (же) самое.

    1) тоже – всегда пишется слитно;

    2) то же – всегда пишется раздельно;

    3) то же – здесь указательное местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

    4) то же – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    День прошел удачно, при (чём) с пользой.

    1) причём – всегда пишется слитно;

    2) при чём – всегда пишется раздельно;

    3) при чём – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

    4) причём – здесь присоединительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Берись за (то) , что тебе по душе.

    Задание 5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Дом маленький, за (то) удобный.

    1) зато – всегда пишется слитно;

    2) за то – всегда пишется раздельно;

    3) за то – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

    4) зато – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Задание 6. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

    Он пришел сюда, что (бы) научиться всему.

    1) чтобы – всегда пишется слитно;

    2) что бы – всегда пишется раздельно;

    3) что бы – здесь местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

    4) чтобы – здесь подчинительный союз, поэтому пишется слитно.

    Тестовые задания

    Определите, какие из высказываний являются ошибочными.

    Высказывание Да Нет
    1. Союз – это служебная часть речи.
    2. Союз может служить для связи членов предложения, частей сложного предложения, а также предложений в тексте.
    3. Союз является членом предложения.
    4. Союзы имеют омонимичные им относительные местоимения, выступающие в качестве союзных слов.
    5. Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности между членами предложения или простыми предложениями.
    6. Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчиненного предложения.
    7. Союзы могут быть производными.
    8. Союз не имеет постоянных признаков.
    9. Союз не имеет непостоянных признаков.
    10. Союз не имеет самостоятельного значения.

    В сложноподчиненном предложении для связи главной и придаточной частей используются союзы и союзные слова. В роли союзных слов употребляются относительные местоимения (кто, что, чей, который, каков, сколько ) и относительные местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему, отчего ).

    Слова что, как, когда, чем могут выступать как в роли союзов, так и в роли союзных слов. Разграничивать их помогают следующие критерии:

    1. Союз что можно опустить (предложение превратится в бессоюзное), союзное слово что опустить нельзя, так как оно является членом предложения, на него часто падает логическое ударение.

    Придаточную часть, присоединяемую союзным словом что , можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение.

    Вместо союзного слова что можно подставить существительное или местоимение который.

    2. Союз когда может быть заменен другим временным союзом, например, в то время как.

    3. Союз как может быть заменен другим сравнительным союзом, например,подобно тому как.

    4. Союз чем либо является составной частью союза чем…тем , либо присоединяет придаточную часть, которая относится к форме компаратива (сравнительной степени) в главной части.

    5. К союзным словам, как правило, можно добавить частицы же, именно .

    Частицы, их функции, разряды. Вопрос о связке. Типы глагольных связок. Их омонимия с глаголами. Модальные слова. Соотносительность с другими частями речи. Синтаксическая и стилистическая характеристика.

    Части́ца - служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным образомдополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний, отдельных слов. Разряды частиц

    В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:

    1. формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):

    · образующие формы слов ;

    · образующие степени сравнения прилагательных и наречий ;

    · отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не);

    · частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;

    · модальные частицы :

    · вопросительные частицы (ли, неужели, разве);

    · указательные частицы (вот, вон);

    · уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);

    · выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);



    · восклицательные частицы (что за, как);

    · усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, все-таки, все);

    · смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало) ; также в этих целях используется словоерс (наценка-с) , происходящий от сокращённого обращения «сударь »;

    · сомнение (вряд ли, едва ли);

    · побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).

    Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.

    Щерба считал, что связкой может быть только одно слово "Быть" в разных его формах. Отсутсвие его в предложениях в настоящем времени объясняется особенностью русского языка, и в этом случае говорят о наличии нулевой связки.

    В энциколпедии русккий язык Виноградова критикуют эту точку зрения они считают, что это слово не выполняет связующей функции и является выразителем времени, наколнением, модальности.

    в энциклопедии РЯ говорится о наличии различных видов связок. Выделяются чистые связки, которые лишены временного значения (десемантизации)(ои десемантизировались - утратили первоначальное лексическое значение). Чистые связки - есть, суть, это. Суть употребляется в книжной речи.

    В определенных семантических конструкциях эти связки обязательны.

    Дети есть дети.

    В ЭРЯ (энцикл рус яз) в учебнике под редакцией белошарповой пишется о том, что некоторые неглагольные логические связки (слова, утратившие лексич. значение в определенном контексте) Например: Каждая встреча - будто (словно, точно, как) праздник. Летать - такова его мечта.

    Наряду со связками широко используются связочные образования со значением идентификации или отождествления. Чтение - это и будет лучшее учение. ЭТО И БУДЕТ (ЕСТЬ) - это не член предложения. Платье были все-равно как новое. БЫЛО ВСЕ-РАВНО КАК - это не член предложения. Любить - это значит понимать. ЭТО ЗНАЧИТ _ ТОЖЕ СВЯЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС _ НЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Они частично десемантизируются (сохраняют элементы лексического значения и обладают значением синтаксического времени. БЫВАТЬ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ.



    Вечера становятся холодными.

    третья группа связок

    связки с закрытой сочетаемостью, однако, в отличие от рассмотренных выше, эти словавместе со след. далее именем, образют лексикализованное единство.

    Нести ответственность, вести разговор, оказывать влияние. эти единства можно заменить одним словом. Отвечать, разговаривать, влиять. 1. МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

    В школьной системе модальные слова рассматриваются как вводные. Помимо школьной грамматики многие пособия их отрицают.

    Белошапкина, шанский, и еще у кого-то есть эти слова.

    в грамматике есть два подхода к определению частиречной принадлежности.

    1 подход: представители, ученые щерба, аванесов, не включают МС в состав речи.

    Виноградов, Гвоздев, Шанский, Тихонов.

    Модальные слова связаны с функционально-семантическим полем модальности и они отражают субъективную модальность и относятся к синтаксическим средствам.

    Существуют 2 тч зр - широкая в понимании модальных слов: все вводные слова являются модальными. представители: Виноградов, груздь.

    узкая- лишь часть вводных слов являются моадльные (со значением достоверности/недостоверности, уверенности/неуверенности, убежденности либо предположения

    МС - это неизменяемые слова, выражающие отношение всего высказывания или его частей к реальности, грам. не связаны с др. словами, но интонационно выделяющиеся в структуре предложения.

    ГРАМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МС (КАТЕГОРИАЛЬНОЕ) ВЫРАЖЕНИЕ ВСЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТЕЙ К РЕАЛЬНОСТИ. Это для морф. разбора.

    Признаки почти всегда неизменяемы. И казалось, то все придет. И кажется, что...

    След. признаки - синтаксические, не явл. членами предложениями, употребляются в функции вводных слов. Если употр. в начале предложения, то выражает модальность ко всему высказыванию, в середине - выражает моадльность последущей части.

    МС Обладают необходимыми придикативными свойствами и употребляются как слова предложения. например: читали вы? - конечно. в этом случае МС отражает модальность предыдущего высказывания.

    Классификация моадльных слов

    Разряды по семантике: шанский, тихонов. выделяют группу слов с утвердительным значением (несомненно, конечно, дейсвительно,) в утвердительном значении. Группа модальных слов отображает реальную модальноть.

    2 группа слов: МС с предположительным значенем (возможно, кажется, вероятно, может быть, небось) это слова отражают...

    Лекант прибавляет сюда:

    3 группа - указание на источники (+виноградов) (например: по мнению, по преданию,)

    Лекант и виноградов выделяют еще одну группу: оценка того, о чем сообщается (к счастью, в шутку сказать, не в обиду будет сказано,)

    Указание на порядок изложения мысли(во-первых, во-вторых, с одной стороны, с др стороны)

    Указание на обобщающие, дополнительные, поясняющие, характер последующей мысли. Например: Итак, таким образом, иначе говоря, сверх того.

    Необходимость привлечь внимание собеседника. Знаешь, мы сегодня такое слышали.

    Модаляция - это переход других частей речи в модальные слова.

    Один из лучших способов проверки - прием замены.

    Мне, кажется, повезло в жизни. Он кажется старше своих лет. Я никак не могу разобраться. Никак, не заболел.

    С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

    2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

    3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

    Литература

    Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

    Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

    Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

    Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

    Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».