Конституционно правовые основы иностранных граждан и лиц. Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в россии. Беженцев и вынужденных переселенцев

32. конституционные основы правового положения иностранных граждан в рф

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме.

Иностранные граждане не несут обязанности военной службы врядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускаются передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации влечет за собой уголовную ответственность.

Беженцев и вынужденных переселенцев

Иностранным гражданином является физическое лицо, не яв­ляющееся Гражданином РФ и имеющее гражданство (подданст­во) иного государства. Документами, удостоверяющими лич­ность иностранного гражданина в Российской Федераций, явля­ются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соот­ветствии с международным договором Российской Федерации.

Лицом без гражданства является тещ не являющееся граж­данином РФ и не имеющее доказательства наличия граж­данства иностранного государства.

Правовой статуе иностранных граждан и лиц без гражданства имеет единую основу. Он определяется Конституцией: рф (ст. 62 и 63) и конкретизирующими ее содержание нормами Фе­дерального закона от 25 июля 2ШФ2 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федераций». В п. 2 ст. 2 данного Закона сказано, что термин «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лиц. без гражданства», кроме случаев, когда федеральным законом для лиц без граж- данства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

По критерию правомерности пребывания на территории Рос­сийской Федерации иностранных граждан можно классифици-ровать на законно и незаконно находящихся на территории Российской Федерации. Законно находящийся в Российском Фе-дерацци иностранный граждан- это лицо, имеющее дейст­вительный вид нажительство, разрешение на временное проживание, визу либо иные предусмотренные федеральным зако­ном иди международным договором Российской Федерации документ, подтверждающие. его права на пребывание и про живание в Российской Федерации. Если указанные документы у лица отсутствуют, он считается иностранным гражданином, незаконно находящимся на территории Российской Федерации и может быть выдворен с территории Российской Федераиции в административном порядке.. В течение: одного года со дня вы-

334Глава 14. Конституционный статус иностранных граждан

дворения он не может въезжать на территорию Российской Федерации.

Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в тече­ние трех рабочих дней со дня прибытия в Россию в территори­альном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, - в Федеральной ми­грационной службе. Регистрация иностранного гражданина производится по письменному заявлению, поданному лично или через приглашающую организацию по месту его пребыва­ния в России при наличии миграционной карты, имеющей от­метку органа пограничного контроля о въезде в Россию, и До­кумента, удостоверяющего его личность.



Регистрации не подлежат главы иностранных государств; главы правительств иностранных государств; члены парламент­ских и правительственных делегаций; руководители междуна­родных организаций, въехавшие в Россию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов го­сударственной власти субъектов РФ, а также члены семей ука­занных лиц; иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней; иностранные граж­дане - моряки, являющиеся членами прибывших в Россий­скую Федерацию с официальным визитом либо с деловым за­ходом экипажей военных кораблей, и т. п.

Временно и постоянно проживающие в Российской Федера­ции иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перереги­страцию по месту своего жительства. В случае схода на берег иностранных граждан - моряков, являющихся членами экипа­жей невоенных судов иностранных государств и временного пре­бывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или порто­вого города в течение более 24 часов, их регистрация произво­дится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа по­граничного контроля о въезде в Российскую Федерацию.

В зависимости от времени и состояния проживания на терри­тории Российской Федерации иностранных граждан подразделя­ют на четыре категории: временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие; лица, получившие политическое убежище.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Рос­сийской Федерации зависит от срока действия выданной ему

§ 1. Конституционные основы статуса иностранных граждан 335

визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федера­цию в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток, кроме случаев, предусмотренных Законом «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции» , В числе таких обстоятельств:

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда ино­странного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного граж­данина в Российской Федерации принимается территориаль­ным: органом федерального органа исполнительной власти, ве­дающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте;

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федера­цию и поступающего на военную службу по контракту, уста­навливается в порядке, определяемом Правительством" РФ (п. 5, 6 ст. 5).

Временно пребывающий в Российской Федерации ино­странный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока окончания трудо­вого договора или военного контракта.

Временное проживание иностранного гражданина на террито­рии Российской Федерации возможно на основе разрешения, выданного в пределах квоты, утвержденной Правительст­вом РФ* Срок действия разрешении на временное проживание составляет три года. Квота ежегодно утверждается Правительст­вом РФ по предложениям исполнительных органов государст­венной власти субъектов РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разреше­ние на временное проживание может быть выдано иностранно-му гражданину:

уродившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

336Глава 14. Конституционный статус иностранных граждан

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособ­ных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российскую Федерацию в размере, установленном Правительством РФ;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной

Постоянное проживание иностранного гражданина в Россий­ской Федерации возможно на основании вида на жительство, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. До получения вида на жительство иностранный гражданин обя­зан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жи­тельство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жи­тельство не ограничено. Разрешение на временное пребывание и постоянное проживание иностранному гражданину не выда­ется, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституци­онного строя Российской Федерации, иными действиями созда­ет угрозу безопасности Российской Федерации или граждан РФ;

2) финансирует, планирует террористические (экстремист­ские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заяв­ления о выдаче разрешения на временное пребывание, подвер­гался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

1.Конституционные основы статуса иностранных граждан 337

6)имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

8)не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9)по истечении трех лет со дня выезда не имеет в РФ жилого помещения на основании предусмотренных законодательством РФ;

10) выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находился за пределами РФ более 6 месяцев;

12)заключил брак с гражданином РФ. послуживший основанием для разрешения на временное проживание, и этот брак был признан судом недействительным;

13)является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих; 1

14)прибыл в РФ в порядке, не требующем получение визы, и не предоставил в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые

1 -См.Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г.; Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г.

338Глава 14. Конституционный статус иностранных граждан

представляют опасность для окружающих, а также серти­фикат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также свиде­тельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного го­да со дня его въезда в Российскую Федерацию.

Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О тер­риториальном убежище» от 14 декабря 1967 г. убежище, пре­доставляемое каким-либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться други­ми государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении ко­торого существуют серьезные основания полагать, что оно со­вершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международ­ных актов, которые были выработаны для того, чтобы преду­смотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка ос­нований для предоставления убежища лежит на предоставляю­щем это убежище государстве.

К вышеназванным лицам не должны применяться такие ме­ры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежища, высылка или принудительное возвращение в какую-либо стра­ну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исклю­чение допускается лишь по имеющим решающее значение со­ображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей.

Конституция РФ в ст. 63 провозглашает:

«1. Российская Федерация предоставляет политическое убе­жище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соот­ветствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Рос­сийской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых ё совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на

§ 1, Конституционные основы статуса иностранных граждан339

основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства может быть установлен национальный режим, режим наибольшего; благоприятствования и специальный режим, определяющий их правовое положение на территории страны.

Конституция РФ закрепляет национальный режим для ино-странных граждан и лиц без гражданства, предполагающий, что они пользоваться в Российской Федерации правами и несут обязан­ности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62),

Режим наибольшего благоприятствования на территории Рос­сийской Федерации предоставляется гражданам Республики Бе­ларусь, В рамках сообщества России и Беларуси приняты специ­альные акты о равных правах в сферах образования, медицин­ской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий. Гражданам РФ и Беларуси предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые по­мещения на территории этих государств.

Специальный режим означает предоставление отдельных прав для определенных групп иностранных граждан в соответствии с законодательством или международным договором. Такой ре­жим в Российской Федерации имеют граждане Казахстана, по стоянно проживающие на территории Российской Федерации. На них не распространяются ограничения в правах или допол­нительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Они имеют право участвовать в приватизации наравне с граж­данами РФ 1 ".

Национальный режим исключает право иностранных граж­дан избирать и быть избранными в федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъек-тов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федера­ции и референдумах субъектов РФ. Вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными закона­ми, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме,

" См.: Договор между- Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории РФ от 20 января 1995г.

340Глава 14. Конституционный статус иностранных граждан

(ст. 12 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Они могут по­ступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие Войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персо­нала в соответствии с федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации.

Право на свободу передвижения в личных или деловых це- лях в пределах Российской Федерации иностранные граждане могут реализовать на основании выданных или оформленных в установленном законом порядке документов. Вместе с тем фе­деральный закон ограничивает передвижение иностранных граждан на ряде территорий, организаций и объектов, перечень, которых утверждается Правительством РФ.

Временно проживающий в Российской Федерации ино-странный гражданин не вправе по собственному желанию из­менять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанно­го субъекта РФ.

Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений ино­странных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Рос­сийской Федерации иностранным журналистам право на сво­боду передвижения в пределах Российской Федерации предо­ставляется на основе принципа взаимности, за исключением вышеизложенных ограничений.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распо­ряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию, а также правом на свободное использова­ние своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ряда ограничений, установленных федеральным зако­ном. Иностранный гражданин не имеет права:

Находиться на муниципальной службе;

Замещать должности в составе экипажа, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответст-

§ 2. Конституционные основы статуса беженцев341

вии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

Быть членом экипажа военного корабля Российской Фе­дерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экс­периментальной авиации;

Быть командиром воздушного судна гражданской авиа­ции;

Быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организа­ций утверждается Правительством РФ;

Заниматься иной деятельностью и замещать иные должно­сти, допуск иностранных граждан к которым ограничен феде­ральным законом.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ иностранные граждане и лица без гражданства в случае нарушения прав и свобод имеют возможность её за­щиты, в том числе посредством конституционного судопроиз­водства.

В силу ч. 2 ст. 22 Конституции РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории Рос­сийской Федерации, в случае выдворения из Российской Феде­рации в принудительном порядке могут быть до судебного ре­шения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для вы­дворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение и вы­дворении не может быть исполнено (постановление Конститу­ционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6-П).

Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 2002 г.
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Под лицом без гражданства (апатридом) понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Существует несколько категорий иностранных граждан. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на законных основаниях, делятся на 3 категории в зависимости от срока пребывания:
1) временно пребывающие в РФ – это лица, пребывающие в РФ на основании визы и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительства;
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке, срок его пребывания в РФ не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, например, если трудовой договор на выполнение работ или оказания услуг с соблюдением требований российского законодательства, то на срок действия такого договора срок временного пребывания продлевается. Решение о таком продлении принимается территориальным органом МВД, о чем делается отметка в миграционной карте иностранца.
2) временное проживающие – это лица, получившие разрешение на временное на проживание;
Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина (лица без гражданства) временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе иностранца, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Квота утверждается Правительством РФ ежегодно по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте.
Без учета такой квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1. Родившемуся на территории РСФСР или на территории РФ.
2. Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ.
3. Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ.
4. Состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ и в др. случаях, предусмотренных законом.
3) лица, получившие вид на жительство.
Под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства) в подтверждение его прав на постоянное проживание в РФ, а также его права на свободный выезд из РФ и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Срок действия вида на жительство – 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество таких продлений не ограничено.
Закон содержит основания для отказа в выдаче вида на жительство либо аннулирования ранее выданного документа.
Любой иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел, кроме лиц, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и лиц, освобожденных от регистрации.
Закон называет иностранных граждан, которые не подлежат регистрации:
1. Главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, руководители международных организаций, а также члены семей указанных лиц.
2. Иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более 3 дней, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24 Федерального закона;
3. Моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с визитом военных кораблей.
4. Члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов, при нахождении на станциях и в аэропортах, указанных в расписаниях движения указанных транспортных средств.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства во многом схоже, поскольку обе эти категории пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Но Закон устанавливает специальные правила для лиц без гражданства, отличающие от правил, установленных для иностранных граждан.
Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РФ, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные проступки или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, кто нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РФ.
Федеральный закон закрепляет, что иностранные граждане в РФ не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумах. Иностранный гражданин не имеет права находится на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Иностранные граждане вправе защищать свои права и свободы всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.


7 вопрос: Статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Мощные миграционные потоки, острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России порождают необходимость решения сложных вопросов, связанных с обеспечением основных прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев.
19 февраля 1993 г. были приняты Законы РФ «О беженцах» (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.) и «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. 23 12 2003 г.).
Эти законы определяют понятие беженца и вынужденного переселенца, устанавливается порядок обращения с ходатайством о признании за ним такого статуса, права и обязанности обратившимся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем и др. вопросы.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином РФ; 2) покинуло страну своей гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 3) не может (не желает) пользоваться защитой этой станы вследствие опасений.
Некоторые категории лиц не могут быть признанными беженцами. Это лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление простив человечества, а также иностранные граждане, покинувшие страну гражданства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец, ? как правило, гражданин РФ, о тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории РФ и изменившее место жительства в пределах этой территории по названным обстоятельствам.
Таким образом, одно из основных отличий правового статуса беженца от правового статуса вынужденного переселенца состоит в том, что беженец – это всегда иностранный гражданин, а вынужденный переселенец – это, как правило, гражданин России.
Беженцы отличаются от обычных иностранцев тем, что они не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально считаются его гражданами. Конституционно-правовая правоспособность беженца возникает с государством пребывания, в котором он желает получить убежище. Вынужденные переселенцы наделяются правоспособностью с момента рождения.
Признание беженцем осуществляется в порядке, установленном Законом о беженцах. Для получения этого статуса необходимо подать ходатайство о признании его беженцем. До прибытия в РФ такое ходатайство подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства гражданской принадлежности лица. На территории РФ – в пост иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы МВД РФ.
Закон называет основания, по которым лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства:
1) лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, являющихся основанием для такого признания;
2) лицо имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться;
3) лицо отказывается сообщить сведения о себе и об обстоятельствах прибытия на территорию РФ и др.
Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленной формы, которое удостоверяет личность беженца. Лицо признается беженцем сроком до трех лет. Каждый последующий год территориальный орган ФМС может продлевать этот срок на каждый последующий год.
Лица, признанные беженцами и вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, получившие разрешение на временное проживание;

постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, получившие вид на жительство. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане равны перед законом, независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, но не более 90 суток, за исключением случаем, предусмотренных Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать за ее пределы по истечении срока действия визы, если на момент его истечения им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Основанием продления данного срока для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является заключение трудового договора или гражданско-правового договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона. При этом срок временного пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда в Российскую Федерацию (ст. 5 Федерального закона) от 25 июля 2002 г.

Разрешение на временное проживание выдано может быть иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, сроком на три года. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь -- граждан России;

имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

состоящему в браке с гражданином России, имеющим место жительства в нашей стране;

осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ (ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством РФ.

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если иностранный гражданин выступает:

за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности страны или ее граждан;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в их совершении или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. До получения вида на жительство он обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По его окончании этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Порядок выдачи вида на жительство, а также порядок его перерегистрации утверждаются Правительством РФ2. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство аналогичны основаниям отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. При этом работодателем (заказчиком услуг) может быть физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд последних на основании заключенных с ними трудовых договоров. Трудовая деятельность иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, осуществляется только при наличии разрешения на работу (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и на другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого они живут.

Иностранные граждане и лица без гражданства не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Их перечень утверждается Правительством РФ2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерального закона.

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в стране.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из федерального законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института и статус лиц, которым предоставлено убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом РФ.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ист. № 4, с 108-113).