Консультация для воспитателей «Дидактические игры в обучении слабослышащих детей. Картотека дидактических игр для детей с нарушениями слуха

Ирина Сычева
Консультация для воспитателей «Дидактические игры в обучении слабослышащих детей»

Частичное или полное нарушение слуха у детей , наступившее в раннем возрасте или врожденное, вызывает значительные изменения в их психологическом развитии, оно влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи, а это, в свою очередь – отставание в развитии мышления. Мышление глухих и слабослышащих детей необходимо формировать поэтапно, развивая при этом слуховые возможности, произносительные навыки и формируя устную речь. Главное – как можно раньше начать реабилитацию слуха, коррекцию произношения и формирование речи. Значительное место в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха занимают дидактические игры .

Для успешного обучения и воспитания неслышащих детей необходимо на первых же этапах работы пробудить интерес к учебному процессу, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать деятельность. Это требует использования разнообразных методов и приемов преподавания, красочных наглядных пособий и другого материала. Ушинский советовал включать элементы занимательности и игры в серьезный учебный процесс. Все это будет способствовать более четкой организации занятий и продуктивности работы дошкольников.

Наблюдения показывают, что дети с нарушениями слуха используют дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их назначения. Потребность и желание играть у неслышащих детей необходимо использовать и направлять для решения определенных задач.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в форме, наиболее доступной для данной категории детей . Обучение детей играть , и, играя, считать, решать задачи, строить, конструировать , обеспечивает воспитание тех качеств , которые нужны ребенку для получения необходимых знаний. Вначале ребенок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно в ней участвовать. Вслед за этим у него появляется интерес к занятиям.

В играх формируются качества личности ребенка. Он учится учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, сравнивать, формируются правила поведения в коллективе. У ребенка воспитывается воля , характер.

Обучение в спецучреждениях должно быть построено на использовании яркого иллюстрированного материала с эмоциональной окраской. Крайне неустойчивое внимание нужно концентрировать, а игра для этого – очень хорошее средство. Особое место в играх отводится повторению, так как неслышащие дети плохо запоминают и быстро забывают материал.

Исследования показали, что на ранних этапах обучения в дидактических играх детей прежде всего увлекает само действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом , который привлекает их своей яркостью и разнообразием. С большим интересом дети принимают игры на внесение элементов воображаемой ситуации : «Магазин» , «В гостях» и т. п. Дети проявляют интерес к играм, содержащим элементы неожиданности, или, наоборот, ожидания : «Что изменилось?» , «Чего нет?» , «Который по счету?» и т. п. Детей 3 и 4-го годов обучения продолжают интересовать те игры , в которые они играли ранее, только с более сложной задачей.

При планировании занятий нужно помнить, что целью заданий, составляющих содержание игры , должно быть обучение , чтобы они были посильны всем детям и служили максимальной активизации их мыслительной деятельности. Зная, что у детей с нарушениями слуха трудно длительное время поддержать интерес к одному виду деятельности, необходимо использовать различные варианты игр. В целях воспитательного значения лучше подбирать игры , служащие воспитанию выдержки , терпения, самодисциплины. Наиболее ценны игры , которые требуют от детей проявления самостоятельности. А так как дети чаще всего не уверены в своих знаниях и силах, они нуждаются в постоянной помощи или одобрении того, что делают.

Если учесть, что игры не только обучают , но еще и воспитывают , то можно с уверенностью сказать об игре как о важнейшем методическом приеме в обучении и воспитании неслышащих детей .

Коллеги, я хочу Вам пожелать : «Следуйте советам ученых, учите детей , играя» .

Публикации по теме:

Дидактическая игра играет большую роль в формировании интереса дошкольника к занятиям. Она позволяет лучше овладеть способами познания,.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам дидактические игры, которые я сделала для своих малышей. " Спрячь зайку" Цель:.

Дидактические игры для детей 2,5 - 3 лет. Дидактическая игра «Профессии» Цель: 1. Развивать внимание, память. 2. Обогащать словарный запас.

Дидактические игры для детей старшего возраста Данная презентация содержит в себе дидактические игры для детей старшей группы Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Дидактические игры, сделанные своими руками "Воздушный футбол", "Кто чем питается", "Горячий чай", "Если ты простудился", "Вкусная.

Дидактические игры на развитие мышления

Дидактические игры на развитие мышления дошкольников с нарушенным слухом


Развитие наглядно – действенного мышления

Помоги кукле

Цель.

Анализировать условия практической задачи; использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривается. Учить называть игрушки, подбирать к игрушкам соответствующую табличку.

Оборудование. Игрушки: юла, мяч, машина, кукла, стул, палка, значки с изображением игрушек: юла, мяч, машина.

Речевой материал. Привет, игрушки, кукла, юла, мяч, машина, стул, палка, что там? Где игрушки? Упали, как достать мяч? Машина – далеко, как её достать? Думали хорошо, молодцы!

Ход игры . В гости к детям приходит кукла. Она приветствует детей и подаёт рюкзачок. Педагог спрашивает: ""Что там?"" Кукла отвечает: ""Игрушки""

Педагог открывает рюкзачок и достаёт из него таблички. Дети вместе с педагогом читают таблички ""Юла, мяч, машина"". Педагог спрашивает куклу: ""Где игрушки?" Кукла показывает жестом ""Упали! "" Педагог предлагает детям найти игрушки. Малыши находят на столе юлу. Кукла, помогая детям, показывает на полку, где лежит мяч. Педагог спрашивает детей: "" Как достать мяч? "". Подпрыгивая, дети пытаются достать мяч.

Чтобы малыши догадались использовать стул, педагог, показывая жестом, даёт детям понять, что нужно встать повыше. Дети достают мяч с помощью стула. Машину находят под шкафом. Педагог помогает проанализировать условия игры. ""Машина – далеко. Как достать? "" (показывает жестом длинный предмет). Дети достают машину с помощью длинной палки.

Кукла хвалит детей: ""Думали хорошо. Молодцы! c и дарит детям значки с изображением игрушек.

Собери фрукты

Цель игры . Учить решать двухфазовые задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; Называть фрукты, подбирая соответствующую табличку, сопряжённо проговаривать названия фруктов; понимать слово с обобщающим значением ""Фрукты""

Оборудование . Корзинка, муляжи фруктов: яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, банан, палка, стул, таблички с названиями фруктов, игрушка-ёж.

Речевой материал. Привет, ёж, стул, палка, фрукты, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан.

Ход игры. К детям приходит ёж и приносит корзинку с фруктами. После приветствия, ёж подаёт педагогу корзинку, и она как бы ""случайно"" падает на пол. Все фрукты из корзинки рассыпаются под шкаф. Педагог предлагает детям собрать фрукты. Чтобы достать фрукты, дети должны снять со шкафа палки, используя для этого стул. Педагог следит за тем, чтобы малыши не забыли о конечном результате и достали фрукты палкой.

Когда все фрукты собраны, детям предлагают назвать их. Затем педагог объясняет значение обобщающего слова ""Фрукты"" и даёт оценку действиям детей.

Достань, что лежит в трубке

Цель. Продолжать развивать умение решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; узнавать овощи в силуэтном изображении и называть их, подкладывая к табличкам; понимать слово с обобщающим значением ""Овощи ""

Оборудование. Воздушный шар (надутый), бумажная трубка, силуэты

овощей (вырезанные из бумаги), стул, палка.

Речевой материал. Шар, трубка, стул, бумага, овощи, лук, морковь, свёкла, картофель, капуста, помидор.

Ход занятия. На стене висит воздушный шар (так, что, стоя на полу, ребёнок не может достать его). К шарику привязана бумажная трубка (в трубке лежат скомканные силуэты овощей). Чтобы достать шарик с трубкой, дети должны использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание детей на конечной цели, показывая жестами (что нужно сделать, чтобы достать шарик рукой). Педагог помогает детям осознать промежуточную цель – освободить стул и снять ящик со строительным материалом. После того, как дети с помощью стула достают шарик с трубкой, педагог предлагает выдуть из трубки бумагу, скомканную в комочки. Дети выдувают комочки бумаги, разворачивают и рассматривают.

Каждый ребёнок должен узнать овощ, глядя на силуэт, найти табличку, соответствующую этому овощу и назвать его. Затем педагог, показывая на овощи, делает обобщение: ""Это овощи"" и даёт оценку действиям детей.

Надуем шары

Цель. Вызвать у детей ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации; побуждать к поиску причины нарушения; создавать интерес к устранению причины; закрепить название основных цветов: синий, жёлтый, красный, зелёный, обозначая их табличкой.

Оборудование. Семь воздушных шаров разных по цвету (один шар – с дырочкой), верёвочки.

Речевой материал. Шар, дырочка, почему? Какой по цвету шар? Верно.

Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и дети будут с ними играть. Надувает шар полностью, завязывает и кладёт на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у детей, почему шар спускается, побуждая их найти причину. Вызывает ребёнка и подставляет его руку к тому месту шара, откуда выходит воздух, помогает найти дырочку. Педагог предлагает каждому ребёнку удостовериться откуда выходит воздух. Открывается дверь и младший воспитатель вносит связку надутых шаров. Педагог раздаёт детям шары, предварительно спрашивая: «Какой по цвету шар?» Затем даёт оценку деятельности детей.

Привези машину

Цель. Продолжать учить детей анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи; закрепить название мебели; называть предметы мебели по обобщающему слову.

Оборудование . Машина с петлёй, экран, мелкие игрушки (мебель), тесьма.

Речевой материал. Машина, привези, мебель, стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло.

Ход игры . На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребёнка находится машина с петлёй. Через неё свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребёнок может легко достать их. Для подтягивания машины надо использовать оба конца одновременно. На машине лежат маленькие игрушки (мебель). Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и потянуть к себе машину. Если ребёнок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и машина останется на месте. Педагог предлагает нескольким детям привезти машину. Если тесьма вытягивается за один конец, то педагог продевает её в петлю за экраном. Важно, чтобы дети убедились, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить детям возможность несколько раз пытаться достичь цели. Когда дети не могут выполнить задание, то педагог медленно показывает им. После того, когда дети усвоили способ решения задачи, педагог предлагает выгрузить из машины ""мебель"" и назвать все предметы мебели. Даётся оценка деятельности детей.

Наглядно-образное мышление.

«Собери картинку»

Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть предмет путём подкладывания таблички с его названием.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением игрушек из 2-6 частей, игрушки (кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, кукла, мяч, юла, рыба, матрёшка, пирамида, будем собирать картинку.

Ход игры. Перед ребёнком на столе лежит картинка с изображением игрушки, например куклы, которая называется словом и предъявлением таблички с её названием, разрезная картинка с изображением этой же игрушки. Педагог предлагает ребёнку по образцу сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка будет сложена, педагог выкладывает перед ребёнком две таблички, одна из которых обозначает название сложенной картинки-куклы, и просит её найти и подложить к картинке. В случае затруднения педагог оказывает ребёнку помощь в нахождении парной таблички.

«Сделай целое»

Цель. Продолжать формировать у детей представление о предмете в целом. Учить соотносить образ представления с образом реального предмета. Действовать путём примеривания. Обогащать словарный запас детей названиями одежды.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением одежды с разной конфигурацией разреза, предметы одежды, соответствующие изображению на картинках (майка, платье, рубашка, шорты, шапка, юбка), таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем играть, майка, платье, рубашка, шорты, юбка, что это?

Ход игры. 1 вариант. Перед ребёнком на столе лежит разрезная картинка с изображением хорошо знакомого предмета одежды, например платья. Ему предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. Когда картинка сложена, педагог выкладывает перед ребёнком 2-3 предмета одежды: один, изображённый на разрезной картинке, а другие посторонние. Ребёнок должен выбрать тот предмет, который сложил. Предмет называется словом и с предъявлением таблички.

2 вариант. Перед ребёнком раскладывают 3-4 части одной картинки, например, рубашки, и одну часть другой картинки, например майки, и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (рубашку и майку), которые он сравнивает с изображением, находит нужный и называет при помощи таблички, которую находит сам или самостоятельно.

«Нарисуй целое»

Цель. Продолжать учить детей разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т.е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета. Формировать потребность использовать в речи знакомый словарь.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза), бумага, фломастеры, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем рисовать, что ты нарисовал?, я нарисовал

Ход игры. Педагог раскладывает перед детьми разрезные картинки, и просит нарисовать целую картинку, не складывая её. Дети рисуют, а затем называют предмет, который нарисовали. После этого педагог просит сложить картинку, снова её нарисовать и назвать самостоятельно.

«Достань самолёт»

Цель. Учить детей решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации. Уметь понимать слово с обобщающим значением «транспорт».

Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нём самолёт. На некотором расстоянии от шкафа стоит стул, возле него лежат игрушки, отображающие транспорт (машина, поезд, автобус, пароход). В центре мальчик, у него удивлённый вид, он не знает, как достать самолёт. Таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Это картина, что это?, шкаф, стул, самолёт, машина, поезд, автобус, пароход, кто это?, мальчик, это транспорт.

Ход игры. Педагог вносит картинку и предлагает детям её рассмотреть, побуждая называть изображённые предметы. Затем обращает внимание на мальчика и просит показать, как он может достать самолёт. Если дети затрудняются показать, педагог говорит и показывает соответствующими жестами: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он самолёт не достанет. Что ему поможет достать самолёт?» При необходимости можно создать реальную ситуацию, отображающую сюжет картинки, и попросить одного из детей достать самолёт и положить возле других игрушек, отображающих транспорт. После выполненного действия показать картинку и предложить другому ребёнку показать и сказать, как мальчик достанет самолёт. По окончании рассказа, педагог обводящим движением руки обращает внимание детей на предметы на полу, вносит табличку с обобщающим значением «транспорт» и знакомит с ней детей (дети прочитывают её хором и индивидуально).

«Угадай, о чём я рассказала»

Цель. Узнавать овощи и фрукты по словесному (или письменному) описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Расширять словарный запас детей названиями признаков и свойств предметов.

Оборудование. Мешочек из плотной ткани, муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, лимон, яблоко), схемы (пиктограммы), отображающие признаки и свойства овощей и фруктов, таблички с описанием элементов пиктограммы.

Речевой материал. Там овощи и фрукты, что это?, огурец, помидор, лимон, яблоко, будем отгадывать загадку, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он достаёт из мешочка овощи и фрукты, дети называют их. Педагог говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о каком овоще или фрукте в ней говорится. После этого вносит текст загадки (таблички с описанием признаков и свойств овоща или фрукта) и нарисованные схемы (пиктограммы), читает её, привлекая к прочитыванию и детей. Например: «Жёлтый, овальный, кислый, растёт в саду, с ним пьют чай». Текст читается медленно, делая паузу на каждом свойстве предмета и обращая внимание на схемы. Когда загадка будет отгадана, детям можно предложить попробовать фрукт или чай с лимоном. Затем педагог переставляет предметы на столе и даёт описание другого предмета. Например: «Красный, круглый, сладкий, растёт в огороде, его кладут в борщ, салат» и т.д.

Логическое мышление

«Найди в мешочке то, о чём говорится в загадке»

Цель. Описывать предмет самостоятельно (или с помощью табличек), используя опорные схемы (пиктограммы). Отгадывать закодированный предмет путём тактильно-двигательного восприятия. Уметь классифицировать предметы на основе выделения обобщающего слова. Обогащать словарный запас самостоятельной речи по теме «Овощи, фрукты».

Оборудование. Мешочек с разными предметами, среди которых огурец и слива, схемы (пиктограммы), таблички с описанием элементов пиктограммы (загадки).

Речевой материал. Будем играть, будем думать, будем читать, что это?, найди, огурец, слива, текст загадок.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Педагог вносит мешочек с предметами и говорит, что надо найти в нём то, о чём говорится в загадке. Приглашает ребёнка к столу и выставляет на наборное полотно схему (пиктограмму). Затем указывает на каждый элемент пиктограммы, ребёнок называет признак самостоятельно (или находит табличку с описанием этого признака на другом наборном полотне, например, «Зелёный, овальный, растёт в огороде, его кладут в салат»). Когда весь текст будет найден, читает загадку, думает, о чём в ней говорится, подходит к мешочку и, ощупывая каждый предмет, находит тот, о котором говорится в загадке, достаёт его и называет. Игра повторяется с другими пиктограммами и другими детьми.

Игра-кроссворд «Где живут животные?»

Цель. Развивать воображение, соединяя части в представлении в целостный образ животного. Развивать элементы логического мышления умением соотносить цифру на карточке с номером вертикальной строки в кроссворде. Работать по развитию самостоятельной речи в пределах данной темы. Обучать грамоте.

Оборудование. Таблица кроссворда, карточки с изображением частей животного (например, образ белки изображён ушками, лапками, хвостом), набор букв, соответствующих названиям животных, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Будем отгадывать кроссворд, зебра, попугай, жираф, волк, слон, лиса, белка, дикие животные, зоопарк.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на таблицу кроссворда и предлагает прочитать название игры «Где живут животные?». Затем раздаёт детям карточки с изображением частей животного и объясняет правила игры.

Узнать животное и назвать его;

Составить название животного из букв у себя на планшете;

Соотнести цифру на карточке с номером вертикальной строки на кроссворде;

Вписать название животного в таблицу кроссворда.

Когда все слова с названием животных будут вписаны детьми в таблицу кроссворда, педагог обращает внимание детей на ключевое слово под номером 8 и читает вместе с детьми «зоопарк». Подводится итог игры: «Дикие животные живут в зоопарке».

«Кто дома?».

Цель. Развивать элементы логического мышления, внимание умением соотносить буквы с различными значками, составляя слова. Закрепить название членов семьи.

Оборудование. Наборное полотно в виде дома, картинки с изображением членов семьи, карточки с закодированными словами, таблица со значками, обозначающими буквы, ручки, бумага, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Что это?, дом, кто это?, бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, семья.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на наборное полотно в виде дома, где в одном из окон дети видят бабушку (картинка). В остальных окнах находятся карточки с закодированными словами. Педагог раздаёт детям карточки и просит отгадать закодированное слово, обращая при этом внимание на таблицу со значками. Когда дети отгадают слова и напишут их на бумаге, то находят соответствующие картинки с изображением членов семьи, называют и помещают в свободные окна. В конце педагог задаёт вопрос: «Кто дома?». Дети отвечают на вопрос, называя всех членов семьи.

Какой по цвету?

Цель. Развивать элементы логического мышления. Активизировать фразовую речь детей.

Оборудование. Муляжи овощей и фруктов, карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов, набор цветных вкладок, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. Красный помидор, зелёный огурец, коричневый картофель, жёлтый лимон, оранжевый апельсин, будем играть.

Ход игры. На доске закреплены картонные карманы с вырезанными силуэтами овощей и фруктов (помидор, огурец, картофель, лимон, апельсин), на столе педагога лежат цветные вкладки (красного, зелёного, жёлтого, оранжевого, коричневого цвета). Педагог достаёт яркую коробку, в которой находятся муляжи овощей и фруктов.

Педагог: Там овощи и фрукты. Будем играть в игру «Какой по цвету?»

Вызывается один ребёнок. Педагог завязывает ему глаза, достаёт из коробки помидор и предлагает его ребёнку для ощупывания. Задача ребёнка состоит в том, чтобы на ощупь определить предмет, выделить в качестве его основного признака цвет и назвать его (не называя сам предмет).

После ощупывания педагог прячет предмет в мешочек. Снимает повязку с глаз ребёнка и спрашивает: Какой по цвету?

Ребёнок: Красный.

Педагог: Возьми красный цвет.

Ребёнок берёт со стола вкладку красного цвета, находит среди силуэтов овощей и фруктов, закреплённых на доске, тот овощ или фрукт, который, по его мнению, имеет красный цвет (в данном случае это помидор). Затем вставляет вкладку в карман, «раскрашивая» предмет.

Педагог: Что это? И предлагает ребёнку составить с помощью табличек фразу: «Это красный помидор», и прочитать её. Затем просит ребёнка достать из мешочка спрятанный предмет и сравнит его с «раскрашенным» овощем. В конце даёт оценку работе ребёнка: «Верно. Одинаково. Ты думал хорошо».

Это задание педагог предлагает выполнить каждому ребёнку с другими предметами.

Угадай животное

Цель. Развивать элементы логического мышления через умение задавать вопросы, отвечать на них. Закрепить навыки владения фразовой речью.

Оборудование. Шапочки-наголовники с изображением: утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа, таблички с описанием речевого материала.

Речевой материал. У педагога на столе лежат наголовники с изображением утки, свиньи, кошки, медведя, белки, зайца, ежа. Он вызывает одного ребёнка и предлагает ему закрыть глаза. На голову ребёнка надевается наголовник с изображением одного из животных. Ребёнок не знает кто он. С помощью наводящих вопросов, обращённых к детям, он пытается выяснить кто он.

Первым в игру вступает воспитатель. На нём наголовник утки. Он задаёт детям вопросы.

Воспитатель: Где живёт?

Первый ребёнок: Живёт около дома.

Воспитатель: Где спит?

Второй ребёнок: спит в сарае.

Воспитатель: Что ест?

Третий ребёнок: Ест зерно.

Педагог: Хорошо плавает.

Воспитатель: Я знаю. Я утка.

Дети: Да, да.

Воспитатель демонстрирует, как ходит утка. Таким же образом каждый из детей должен угадать, кто он и изобразить животное.

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Книга для учителя и воспитателя

Под редакцией Л. П. НОСКОВОЙ

« ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1993 (стр.92-104).

ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышле-ния, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через фор-мирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некото-рые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимают-ся ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточ-ность общения с детьми и взрослыми, что связано с длитель-ным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игро-вой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах дейст-вительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В про-цессе действий с предметами и игрушками наиболее полно по-знаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значитель-ное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом заме-щения. В игре « смысловая сторона слова является господст-вующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с иг-рушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замеще-нием требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического раз-вития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Воз-можно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспи-тателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослы-шащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характер-ных для массовых учреждений; б) трудности общения в про-цессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) от-ношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второсте-пенной деятельности по сравнению с формированием речи, раз-витием слухового восприятия.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого раз-вития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Ка-таева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значи-тельно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отно-шения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сни-женным слухом трудности игрового замещения, когда осущест-вляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, пере-нести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предпо-лагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, вклю-чающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с раз-вернутой речью к концу дошкольного периода появляется сю-жетная игра.

Трудности спонтанного развития игровой деятельности обус-ловливают необходимость специального методического руковод-ства.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Руководство играми происходит в процессе свободной дея-тельности детей, а также на специальных занятиях. Программой (Программа для специальных дошкольных учреждении: Воспитание и обуче-ние глухих детей дошкольного возраста.— М., 1991)предусмотрено обучение сюжетно-ролевой, дидактической и под-вижной игре. В связи с большой воспитательно-образователь-ной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени (не менее двух занятий в неделю на всех годах обучения).

Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространствен-ные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидак-тическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конст-руированием) и расширению представлений об окружающем мире. Этот вид игры проводится на специальных занятиях один раз в неделю на протяжении всех годов обучения. Кроме спе-циальных игровых занятий, дидактическая игра как методический прием используется и на других занятиях: по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию ре-чи, формированию элементарных математических представлений и др.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных дей-ствиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, под-ражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвя-щаются специальные занятия только на первых годах обучения, в основном же они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

Помимо специальных занятий, в режиме дня выделяется время для организации сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр, на участке проводятся игры с песком, водой, снегом.

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей. Оборудование игровых уголков должно соответствовать возрасту детей и основным задачам игровой деятельности на каждом этапе обучения. (Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек: Методические рекомендации.— М., 1987.)

Здесь же располагаются таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр — названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.

На первом году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают на нижних полках, откуда их может взять маленький ребенок. Здесь же находятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки. На верхних полках лежат различные лото, парные картинки, мозаики, которые используются при проведении дидактических игр.

Для игр-драматизаций необходимо иметь набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для постоянного использования и хранятся отдельно. Для проведения театрализованных игр важно иметь настольный кукольный театр, ширму.

Для оснащения игр на воздухе следует выделить несколько кукол, лошадку, каталку, вожжи, а также предусмотреть специальные игрушки для песка, снега, воды (формочки, совки, лопатки, ведра, лейки и т. д.).

По мере обучения детей игре требования меняются. Так, на втором году обучения основное внимание уделяется игрушкам для сюжетных игр ( « Магазин», « Больница» и т. д.). Подбираются необходимые принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей мебелью. В игровом уголке из строительного материала сооружается гараж. Увеличивается количество настольных игр. Дополнительно для прогулок используются мячи, кегли, серсо, вертушки.

В старших группах необходимо организовывать зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать, гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место, и подбираются атрибуты для организации игр « Парикмахерская», « Наша улица», « Зоопарк», « Ателье», « Школа». После освоения определенной игры содержание игрового уголка изменяется, подбираются атрибуты для новой игры. Появляются куклы в национальных костюмах. Старшие дети охотно играют с мелкими куколками, фигурками животных, солдатиками. В связи с услож-нением дидактических игр в игровых уголках появляется боль-шее количество сборно-разборных игрушек (домики, машины, паровозики), мозаичные панно, пластмассовые конструкторы; воз-растает количество настольных игр ( « Поймай рыбку», « Летающие колпачки», разнообразные по тематике лото, « Настольный хок-кей (футбол)», « За рулем» и т. д.).

Как показывают наблюдения, игрушки в игровых уголках часто не соответствуют возрасту детей. Они неправильно раз-мещаются, что затрудняет пользование ими (очень высоко или в ящиках, из которых дети не могут их извлечь). Следует помнить, что в случаях неправильного размещения игрушек дети со сниженным слухом из-за речевых затруднений часто не об-ращаются к воспитателю с просьбой об игрушках. Это обстоя-тельство может отрицательно сказаться на их самостоятель-ной игре. Довольно часто отмечается недостаточное количество игрушек для одновременных игр всех детей.

Для эффективного формирования игры важно, чтобы их те-матика и содержание были связаны с другими разделами прог-раммы: ознакомлением с окружающим миром, изобразительной деятельностью и конструированием, трудом, развитием речи. Та-кая взаимосвязь позволит обеспечить подготовку к играм: нако-пить необходимые представления, подготовить атрибуты, уточнить и активизировать речевой материал. При этом содержание игр обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях.

Тесные связи могут быть установлены между игрой и занятия-ми по развитию речи, когда сурдопедагог проводит беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки, в которых дети иллюстрируют содержание игр. Рече-вой материал игр уточняется, включается в различные виды речевой деятельности, что обеспечивает его усвоение и создает предпосылки пользования им в игре.

Такой вид игр, как игры-драматизации, предполагает тесную взаимосвязь сурдопедагога и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познако-мились на занятиях по развитию речи.

Наиболее важным условием формирования игры глухих и слабослышащих дошкольников является последовательное руко-водство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руковод-ство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, де-монстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры.

Глухие и слабослышащие дети длительное время остаются беспомощными в развертывании игр, привнесении новых элемен-тов, обыгрывании своего жизненного опыта, поэтому участие воспитателя очень важно на всех этапах. Вместе с тем необ-ходимо учитывать, что игра ребенка имеет личный, интимный характер, он должен быть ее инициатором, и чрезмерно актив-ное вмешательство воспитателя, навязывание малышу других действий может разрушить игру.

Важно также помнить, что даже в тех случаях, когда обу-чение игре проводится на занятиях, это занятия особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой воспитателя, свободное, раскрепощенное состояние детей; к ним неприменимы мерки и требования других занятий.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ

Методика обучения играм детей с нарушениями слуха опи-рается на закономерности игры слышащих детей, в ней учи-тываются особенности, присущие дошкольникам с нарушениями слуха. (Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.)

При работе с детьми преддошкольного возраста, важно вы-звать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляе-мые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закла-дываются предпосылки будущей сюжетной игры. В большинстве случаев глухие и слабослышащие малыши не умеют играть с сюжетными игрушками, а ограничиваются манипулированием, т. е. вертят игрушки, перекладывают с места на место, бесцельно катают машины или водят кукол по комнате. Игры носят не-длительный характер и быстро заканчиваются.

Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, фор-мирует предметные действия, показывает различные способы дей-ствий с одной игрушкой. Под предметными действиями пони-маются « исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления» (Д. Б. Эльконин).

Предметные действия — необходимая предпосылка игры. На начальных этапах игровое действие связано с предметом, в роли которого выступает сюжетная игрушка: кукла, зайка, машина; с ними совершаются действия типа « погулять», « покачать», « пока-тать». Привлечение других сюжетных игрушек — посуды, одежды и т. п. позволяет увеличить количество игровых действий. На этом этапе обучения игре основное внимание направляется на развертывание и обозначение условных предметных действий в игре. Воспитатель показывает различные способы действий с одной игрушкой. На одних занятиях он показывает детям, как кормить куклу, фиксируя их внимание на предметных дейст-виях: как правильно пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой. На других занятиях с куклой гуляют, укладывают спать и т. д.

Маленький ребенок не умеет выполнять игровые действия по подражанию воспитателю. Поэтому его сначала обучают вы-полнению сопряженных действий, т. е. когда ребенок одновре-менно выполняет те же действия с аналогичной игрушкой. В не-которых случаях, действуя с одной игрушкой, воспитатель учит его воспроизводить действия отраженно, вслед за ним, чередуя действия ребенка с собственным показом, а в отдельные мо-менты управляя рукой малыша.

Воспитатель побуждает детей внимательно рассматривать иг-рушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Основные игрушки, используемые на этом этапе,— куклы, игрушки-живот-ные: мишка, зайка, собака, кошка, машины, мячи, кубики, одежда, мебель, посуда для кукол. На глазах у детей постепенно объе-диняется несколько простых сюжетов (куклу накормили и поло-жили спать; кукла поела и села смотреть телевизор и т. д.). Очень важно, чтобы дети привносили собственные элементы в иг-ры, продемонстрированные ранее воспитателем. Так, воспитатель одобряет действия девочки, которая, покормив куклу, взяла ее на руки, перед тем как положить спать.

Показателем эффективности проводимых с детьми игр и дейст-вий с сюжетными игрушками является ситуация, когда дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в дальнейшем научить детей иг-рать вместе, целесообразно проводить игры, где они действуют в паре: игры с мячом, скакалкой и т. д.

Предметно-игровые действия могут быть связаны с элемен-тами строительных игр: сооружение воспитателем домов при участии детей, гаража, лестницы; обыгрывание их, включение в игры с сюжетными игрушками. Уместно также на данном этапе связывать действия с сюжетными игрушками с играми с водой, песком на участке (например, делать из песка пирожки для кукол, купать кукол, ловить рыбок и т. д.).

Важнейшим условием правильной организации действия с сю-жетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и « прочитываются» (т. е. проговари-ваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними ( « Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональ-ная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими заня-тиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав, бах и т. д.), контура слов, отдельных слогов, со-четаний звуков. Воспитателю очень важно « подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком назва-ний тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Для игр глухих и слабослышащих детей младшего дошколь-ного возраста характерно расширение количества сюжетных иг-рушек и действий с ними, отображение в играх того, что дети видят в окружающей жизни. Игры становятся длительнее, дейст-вия с игрушками более детализированными. На смену отдель-ным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом. Так как жизненный опыт неслышащих детей ограничен, они не умеют увидеть и пере-дать в игре наиболее существенное, играм предшествует прове-дение наблюдений за бытовыми действиями взрослых — няни, повара, за используемыми ими предметами; дети учатся с по-мощью воспитателя подражать им. Организуются игры, в кото-рых дети стирают кукольное белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед и т. д. Проведению таких игр пред-шествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического при-ема используется подражание действиям воспитателя: он пока-зывает правильную последовательность игровых действий, ко-торые в дальнейшем будут воспроизводить дети. При воспроиз-ведении более точных, детальных действий в игре дети с нару-шениями слуха очень часто начинают подменять игровые дей-ствия трудовыми. Так, например, стирая белье для куклы, увле-каются последовательностью действий, забыв о цели стирки. Этот факт должен быть в поле зрения воспитателя: он должен обращать внимание детей на отношение к кукле, т. е. не забы-вать о цели и мотивах игровых действий.

По мере расширения представлений об окружающем, накоп-ления опыта игр расширяются возможности общения. Однако общение детей с нарушениями слуха в играх очень ограниченно вследствие отсутствия необходимых речевых средств. Воспитатель включает в игры, первоначально в те, которые проводит сам, необходимые слова и выражения, показывает сферу их исполь-зования. Необходимо тщательно отбирать наиболее важные для данной игровой ситуации речевые средства, иначе, как это часто наблюдается, занятие превращается в повторение бесчисленного количества слов, эмоциональный настрой пропадает и игра пе-рестает привлекать детей. В играх должен быть отражен тот речевой материал, который знаком и по другим занятиям (оз-накомление с окружающим миром, развитие речи). Применитель-но к младшим дошкольникам это побуждения, сообщения, во-просы ( « Будем купать куклу. Дай мыло. Дай полотенце. Вымой руки (лицо). Вытри … Кукла чистая …»). Воспитатель помогает детям воспользоваться теми или иными выражениями, показы-вает способы их использования.

Накопление у детей игрового опыта, освоение разнообраз-ных действий с сюжетными игрушками дает возможность усложнить игровые действия путем введения предметов-замести-телей, в роли которых чаще всего используется полифункциональ-ный игровой материал — предметы, не имеющие строго зафикси-рованного функционального назначения (палочки, брусочки, лен-точки, бумажки и т. д.). Как отмечалось выше, дети со сни-женным слухом в играх предпочитают пользоваться сюжетными игрушками и не стремятся найти и использовать предметы-замес-тители. У слышащих детей переход к действиям с предметами-заместителями свидетельствует об осознании ими функциональ-ного назначения предмета, свободе оперирования словом, отделе-нии действия от предмета. По мере развития действий с пред-метами-заместителями, а позднее и воображаемыми предметами у них появляется речевое замещение.

Работа по обучению детей со сниженным слухом использова-нию предметов-заместителей предполагает определенную после-довательность и зависит от уровня развития игры детей (Г. Л. Вы-годская). Когда воспитатель только приступает к обучению играм с использованием заместителей, он демонстрирует действие с реальным предметом (расческа, мыло, термометр). Только затем, в ситуации отсутствия данного предмета, подыскивается и пере-именовывается подходящий предмет (например, палочка, бру-сок — это будет расческа… Потеряли расческу… Нечем причесать куклу…), демонстрируется действие с ним.

По мере накопления детьми опыта действий с предметами-заместителями и усвоения смысла их использования воспита-тель показывает действия только реальным предметом, вместе с детьми подыскивает предмет-заместитель и обозначает его но-вым именем, но не демонстрирует действия с ним. В старшем дошкольном возрасте уже бывает достаточно простого указания на возможность использования какого-либо полифункциональ-ного предмета в роли сюжетной игрушки (например, эта палочка будет градусником). Следует помнить, что замещающий предмет должен иметь сходство с реальным предметом, особенно на первых порах. Дети с нарушениями слуха труднее принимают в роли заменителя знакомый предмет с зафиксированной функ-цией, чем малознакомый предмет полифункционального назна-чения.

Так, использование палочки в роли термометра более уместно, чем ручки или карандаша. Прежде чем вводить условный предмет, нужно быть уверенным в том, что дети хорошо овладели действия-ми с реальным предметом и что они понимают предметную соотнесенность слова (например, использовали в играх настоя-щий или игрушечный термометр, пользовались ложкой при кормлении куклы и т. д.). Как показывают наблюдения, воспита-тели часто не используют благоприятные возможности для вклю-чения в игры предметов-заместителей. Следует помнить, что за-мещаться могут не только предметы, но и развернутые действия, а также игровое пространство. Например, для игры « Комната» проводится мелом черта, обозначаются некоторые детали интерьера и сообщается, что здесь будет комната (поликлиника и т. п.).

Таким образом, в работе с глухими и слабослышащими деть-ми в возрасте от двух до четырех лет основное внимание об-ращается на овладение ими структурой и последовательностью предметно-игровых действий как способа построения игры, где в качестве основы игры выступает реальное предметное дейст-вие, имитируемое через действия с игровым предметом. Про-водятся такие игры, как « День куклы», « Кукла заболела», « Стир-ка», « Купание куклы» и т. д.

Другим способом построения и обогащения игры является ро-левое поведение. При таком способе построения игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого ребенок имитирует, подчиняя ему предметно-игровые действия. На предыдущих этапах развития игры еще не происходит яв-ного принятия роли, воспроизводится ряд действий (кормят, лечат куклу, строят дом и т. д.), однако роль имплицитно содер-жится в действиях, связанных с сюжетной игрушкой. По мере развития игры воспитатель называет, обозначает роль словом. Демонстрируя определенные предметно-игровые действия, фикси-руя внимание на отношениях, чувствах людей, он подчерки-вает особенности выполнения каждой новой роли. Трудности вербального обозначения роли, недостаточное понимание взаи-моотношений людей детьми должны побудить воспитателя нако-пить достаточно много впечатлений о деятельности взрослых, сначала тех, что окружают ребенка: няни, воспитательницы, повара, шофера, а затем и тех, с которыми дети встречаются реже: продавца, парикмахера, врача. Очень важно, чтобы наблю-дения, вносимые в игровую деятельность, были подкреплены содержанием других занятий: наблюдениями, рассматриванием картинок на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, отработкой лексики на соответствующих по тематике занятиях по развитию речи.

Расширение представлений о профессиональной занятости лю-дей происходит различными путями: прежде всего организуются специальные наблюдения за деятельностью, например, повара. Объяснив, что повар (тетя Валя) будет готовить обед для всех детей, нужно внимательно осмотреть кухню: плиту, холодильник, столы. Воспитатель фиксирует внимание на действиях повара (варит суп, моет, режет, кладет в кастрюлю мясо, овощи и т. д.). Однако подобных наблюдений недостаточно, чтобы дети смогли в играх выполнять эту роль. Имеющиеся у них представления можно расширить, рассматривая картинки, диапозитивы, в про-цессе беседы уточняя названия атрибутов, действий повара: « Что сначала сделал повар? Что нужно, чтобы сварить суп?» Далее можно провести обыгрывание сюжетных игрушек (плиты, ку-хонной утвари и т. д.). Это позволит уточнить структуру игро-вых действий, необходимость и правильность использования раз-личных предметов, освоить их еще до включения в сюжетную игру. Целесообразно проведение дидактической игры « Кому что нужно?».

Только после этой предварительной работы воспитатель ор-ганизует игру на новую тему, участвуя в ней в качестве од-ного из действующих лиц. Для того чтобы показать игровые возможности всех ролей, воспитатель в следующий раз исполняет другую роль. В противном случае дети будут воспроизводить повторяющиеся стереотипные игровые действия. Осваивая новую игру, все больше детей исполняют одни и те же роли. Задача воспитателя — подсказать, как можно разнообразить игровые действия, какие новые лица могут участвовать в игре, какие новые атрибуты, предметы-заместители могут быть введены. Вос-питатель следит за тем, чтобы дети стремились осваивать знако-мые роли во время игр в свободное время.

Следует помнить, что для детей освоение роли связано с действиями с соответствующими предметами, сюжетными игруш-ками. Поэтому, во-первых, важно следить за наличием игрушек, связанных с той или иной ролью, а во-вторых, стимулируя дей-ствия с игрушками, подсказывать, какую роль может выбрать ребенок ( « У тебя руль. Кем ты будешь? Ты шофер?»). Мно-гие дети воспроизводят действия, понимая их смысл, но, не зная соответствующих слов и выражений (шофер, повар, портниха). Поэтому важно отразить эту лексику на табличках, располагая их рядом с наборами игрушек и атрибутов (повар работает на кухне, повар готовит: варит суп, жарит). Наличие такого ма-териала поможет ребенку обозначить свои действия, рассказать о своих играх и, самое главное, общаться с другими детьми, выполняя ту или иную роль. В связи с освоением детьми ролей в играх (врач, шофер, повар, портниха и т. д.) необходимо иметь игровые атрибуты: шапочки, фартуки, халаты, сумочки.

Однако при выполнении тех или иных ролей недостаточно только воспроизвести игровые действия. В старшем дошколь-ном возрасте игра построена не только на изображении деятель-ности людей, но и на передаче их взаимоотношений. Воспитатель, прежде всего сам, воспроизводит чувства, отношения людей, выполняя роли в игре и фиксируя на этом внимание детей ( « Врач заботится о больном. Продавец вежлив с покупателями» и т. д.). Оценивая вместе с детьми исполнение ролей тем или иным ребенком, воспитатель подчеркивает, как он относится к дру-гим участникам игры ( « Алеша хороший шофер. Он заботился о пассажирах. Он помог маме с дочкой войти в автобус»). Для детей всегда сложно распределение ролей, поэтому воспи-татель помогает им. Он следит, чтобы наиболее активные не исполняли многократно одни и те же роли, чтобы застенчивые, а также дети с плохой речью могли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Однако делать это следует деликатно, счи-таясь с желанием детей, учитывая особенности их характеров. Не следует диктовать и навязывать роль, которая не нравится ребенку.

В ходе освоения детьми ролей в разнообразных играх сле-дует насыщать их сложными элементами, поднимать игру на более высокий уровень. Для этого включаются предметы-заместители, используются действия в воображаемом плане.

Дети очень любят звонить в воображаемый звонок, вытирать ноги о воображаемый коврик, щелкать воображаемым включате-лем. Однако воображаемыми могут стать только те действия, которые хорошо усвоены в быту, понятны по смыслу и доступны всем детям.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более дли-тельными, продолжаются в течение нескольких недель, видоиз-меняясь, обогащаясь новыми элементами; расширяется круг дей-ствующих лиц и отражаемых явлений. На этом этапе происхо-дит овладение способами построения сюжета. Наиболее часто дети играют в такие игры, как « Парикмахерская», « Город», « У врача», « На почте», « Школа», « Ателье» и т. д.

В этих играх объединяется ряд сюжетов (например, болезнь ребенка, приход врача, действия родителей, посещение поликлини-ки, посещение магазина и покупка подарка для бабушки, приход в детский сад). В таких коллективных играх участвуют все дети, так как для этого требуется тщательный отбор речевых средств, их предварительное уточнение.

Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатления-ми и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполага-ет включение элементов планирования, общение детей, выполне-ние роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распреде-лить роли.

Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогул-ках и тесно связана с материалом других занятий. Условно мо-гут быть выделены следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:

  • подготовка к экскурсии (определение воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии);
  • проведение экскурсии, выполнение действий во время экскур-сии (покупка подарка для кого-то из детей, отправление пи-сем и открыток и т. д.);
  • беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представле-ний детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбо-мов; уточнение и активизация необходимого речевого материала;
  • закрепление знаний детей в процессе рисования, дидакти-ческой или подвижной игры;
  • обыгрывание сюжетных игрушек, подбор предметов-заместителей; изготовление необходимых атрибутов;
  • определение замысла предстоящей игры, планирование ее эта-пов, распределение ролей;
  • проведение коллективной игры с участием воспитателя;
  • выражение непосредственных впечатлений от игры, исполнения ролей детьми.

Сложная сюжетно-ролевая игра требует от детей овладения речевым материалом, связанным как с организацией игры, так и с ее содержанием. Ими должен быть усвоен терминологи-ческий словарь, характерный для игровой деятельности (игра называется « Кем ты хочешь быть?»; слова: « роль», « костюм», « как будто» и др.). Эти слова и выражения можно подобрать из словаря к программе по игре. Постоянное использование этих речевых единиц способствует усвоению их детьми. В овладении речевым материалом, связанным с определенной тематикой, зна-чительную помощь воспитателю может оказать сурдопедагог, пла-нирующий близкие по тематике занятия по развитию речи. Планомерное расширение словаря по данной теме, уточнение и конкретизация значения слова, отработка его структуры, акти-визация в различных контекстах помогут во время игры со-средоточить внимание на ее содержательной стороне.

Помимо сюжетно-ролевых в программе содержатся игры-дра-матизации. Овладение ими связано со знакомством со сказками: « Репка», « Колобок», « Теремок», « Три поросенка», « Красная Ша-почка». Подготовка к проведению таких игр требует участия сурдопедагога, так как с текстами сказок дети знакомятся на занятиях по развитию речи. Первоначально проводится эмоцио-нальное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, диафильмов, использование куколь-ного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются действия персонажей и их последовательность; под-бираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли. Как видим, роль сурдопедагога при обучении глухих и слабослы-шащих дошкольников игре достаточно велика. Таким образом, повседневное руководство игровой деятель-ностью помогает формированию творческого отношения к дейст-вительности, развитию воображения. При создании адек-ватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащи-

Глава 2


ми детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жес
ты говорящего.

При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

36. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:



«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.


Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

37. «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ………………………...3

1.1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ… ………………………………………4

1.2. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

1.2.1. ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА……………………………………………………9

1.2.2. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ…………………………………………………16

1.2.3. ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ…………………………………………….25

1.2.4. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………….29

1.2.5. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВИБРАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ………………………………….36

1.3. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ…………………………………………. 42

1.4. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ……………………………... 48

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ……………………………………………….56

2.1. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА ……………………………………………

2.1.1. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ…………58

2.1.2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ РЕАГИРОВАТЬ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ ЗВУЧАНИЯ…………………………………………………………….59

2.1.3. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ЗВУЧАЩИХ ИГРУШЕК…..61

2.1.4.ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАНИЙ

2.1.5. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ СЛИТНЫХ И ПРЕРЫВИСТЫХ ЗВУЧАНИЙ…………………………………………………66

2.1.6. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ТЕМПА ЗВУЧАНИЙ………68

2.1.7. РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ГРОМКОСТИ ЗВУЧАНИЙ………………..70

2.1.8. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ ВЫСОТЫ ЗВУЧАНИЙ…….75

2.1.9. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ КОЛИЧЕСТВА ЗВУЧАНИЙ77

2.1.10. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РИТМОВ

2.1.12. ОБУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЗВУКА……………………………………………………………………………80

2.2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА………………………………………………..81

3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ …………………..85

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….111

ВВЕДЕНИЕ

Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.

Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

В этом сборнике представлены дидактические игры, которые могут широко использоваться в дошкольных учреждениях и в семье для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом.

В первой части книги содержатся дидактические игрыи упражнения по развитию познавательных способностей дошкольников с нарушениями слуха. Познавательные способности - это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разнообразных практических и мыслительных задач. Эти игры направлены на развитие восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения. С помощью этих игр может быть преодолено неблагополучие в умственном развитии глухого или слабослышащего ребенка, возникшее из-за задержек в его воспитании и обучении и включающее применение коррекционно-развивающих методов и приемов. Развитие умственных способностей ребенка с нарушенным слухом тесно взаимосвязано с формированием его речи.

В специальный раздел выделены игры по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, их наличие поможет педагогам сделать эти занятия более интересными и привлекательными для детей. В соответствии с задачами и программой по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В процессе интересных игровых заданий осуществляется знакомство детей со звучащими игрушками, проводится обучение различению на слух их звучаний, длительности, интенсивности, высоты, количества, темпа, слитности звучаний, различению музыкальных ритмов, голосов птиц и животных. Часть игр направлена на развитие речевого слуха детей: обучение различению, опознаванию и распознаванию слов, фраз.

В третьем разделе сборника представлены игрыпо развитию речи , направленные на формирование словаря, работу над значениями слов и выражений, активизацию их в разных видах речевой деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется формирование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной); развитие связной речи детей, как разговорной, так и описательно-повествовательной.

Представленные в сборнике игры можно использовать на разнообразных педагогических занятиях сурдопедагога и воспитателей, в свободное время в детском саду и дома.

Авторский коллектив: Л. А. Головчиц, канд пед.наук, доцент МПГУ; Л. В. Дмитриева, педагог-психолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха (Москва); В. Л. Казанская, доцент МПГУ; Е. В. Каширская, учитель-дефектолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха; Т. А. Осипова,учитель-дефектолог ГОУ № 1635 «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушениями слуха; Н. Д. Шматко, зав. лабораторией Института коррекционной педагогики РАО.

1. Дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей детей

В данном разделе книги представлены игры, направленные на умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха и способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Выделены следующие группы игр:

1. Игры на развитие мелкой моторики

2. Игры на развитие восприятия

3. Игры на развитие внимания и памяти

4. Игры на развитие мышления и воображения

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов. В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой. В процессе подбора и описания игр учтены особенности познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. Эти игры особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве методических приемов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания, они формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей: использование символов и предметов-заместителей, создание новых образов по геометрическим формам или схемам и т.д.

Описание каждой игры включает: цели; оборудование; речевой материал, который готовится заранее и предъявляется в устной и (или) письменной форме; ход игры. В конце некоторых игр дан ее усложненный вариант, который может быть использован в работе с детьми на более продвинутом этапе обучения.

При необходимости педагоги могут варьировать цели проведения игр, оборудование, ход игр; могут расширять или, наоборот, сокращать объем речевого материала, в зависимости от слухо-речевых возможностей детей выбирать форму предъявления слов и фраз: устно, письменно (на табличках), устно-дактильно.

Игры и задания следует подбирать с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния их интеллектуального и речевого развития.