Миф «Танталовы муки. Что означает «танталовы муки»

Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» - один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.

Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.

Кем был Тантал

Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления - воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.

Чем Тантал заслужил свои муки

Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.

Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.

Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь - Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.

За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.

Описание мучений Тантала у Гомера

Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю - ее осушает божество.

Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.

Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.

Описание мучений Тантала у Пиндара

У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.

Значение фразеологизма «танталовы муки»

Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.

Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.

Фразеологизм «Талант зарыть (в землю)» является крылатым выражением. Фразеологизм «Тарелочка с голубой каемочкой». И почему именно Танталовы муки? Откуда пошло данное выражение? Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея».

Низвергнутый ими в ад, он постоянно испытывал муки жажды и голода; как только он хотел утолить жажду окружающей его водой, она отступала на недоступное расстояние. Дело в том, что Тантал это имя царя Сипила во Фригии, а также сын Зевса и царицы Плуто из древнегреческой мифологии.

Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» – один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами.

Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания. Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Танталовы муки — невыносимые и нескончаемые страдания, нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

Описание мучений Тантала у Пиндара

Тантал, царь Фригии (иногда его называют царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Как любимец богов, Тантал имел доступ к их советам и пирам. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Весь род Тантала был проклят: его внуки Атрей и Фиест оспаривали власть в Микенах. Какое преступление совершил мифический фригийский царь Тантал, неясно: об этом древние легенды рассказывают по-разному. Фразеологизм «Табула раса». В переводе с латинского языка это означает «чистая дощечка».

Только его и видели

Фразеологизм «Тайны мадридского двора» употребляют в значении - об интригах, секретах вышестоящих лиц, непонятных их подчиненным. Фразеологизм «Так проходит слава мира». Выражение из торжественной церемонии избрания папы и римско-католической церкви.

Тарелочка с голубой каемочкой

Фразеологизм «Такая корова нужна самому!». Возникновение фразеологизма - из стихотворения С. В. Михалкова (1913-2009 гг.) «Как старик корову продавал», на основе которого был создан известный мультфильм. Выражение это родилось в те годы, когда ещё не вполне забылось первоначальное значение слова «компот», которое происходит от латинского «compositus» - сложный, составной.

Боги пили и ели чудесную пищу - амброзию и нектар. Она помогала сохранять вечную молодость, силу и здоровье. Согласно греческой мифологии Тантал - царь Фригии, являлся любимцем богов и часто присутствовал на их пиршествах. Однако он оскорбил богов и был ими наказан. 3. Третья версия заключается в том, что Тантал якобы принес ложную клятву по причине того, что не брал у Пандарея похищенную из храма Зевса золотую собаку.

Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Тараканы в голове

Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению.

Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь – Персефона, и съела плечо мальчика. По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю – ее осушает божество. Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов.

Тютелька в тютельку

Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни. Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.

Курс лекций по философии, Гусев Д. А.. Слова философия и философ знакомы каждому из нас, наверное, с детства. Единственный смог обмануть бога смерти Танатоса, пришедшего за Сизифом, и заковал его в цепи, нарушив установленный Зевсом порядок, т.к. люди на земле перестали умирать.

Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках. И из этого следует, что Танталовы муки – это бесконечные страшные нестерпимые страдания. Фразеологизм «Такой вот компот» употребляют в значении - беспорядочное смешение разнородных предметов и явлений.

Каково значение фразеологизма "танталовы муки"? Каково его происхождение?

    Танталовы муки - означает вечную жажду и голод и не просто так, а в то время, когда вода и пища есть перед глазами, но недоступна.

    Сын Зевса и царицы Омфалы был наказан за дерзость .

    Очень многое ему прощалось, ведь Зевс любил его больше всех земных сыновей (даже то, что он воровал у богов (для людей) чудесную пищу - амброзию и нектар, которая помогала сохранять вечную молодость и дарила силу и здоровье).

    Дерзость заключалась в том, что он убил своего сына Пелопа, порезал его тело на куски, пожарил его и подал на стол богам.

    Почему Тантал убил своего сына? - есть много версий и одна из них (к которой я склоняюсь) это та, по которой Тантал убил своего сына по велению богов и своим поступком выразил протест богам, за что и был жестоко наказан.

  • Фразеологизм Танталовы муки означает муки, от невозможности достичь желаемого. Согласно существующего мифа, фригийский царь Тантал был наказан богами за чрезмерную гордость и низвергнут в ад, где был подвергнут жестоким мучениям. В частности, когда он страдал от голода, над его головой висели плоды, которые он не мог достать.

    Фразеологизм о танталовых муках произошел из мифа о Тантале, который хотел украсть со стола амброзию и нектар, чтобы подарить людям вечную молодость. За это его бросили в ад, где он был окружен водой и сочными плодами и его мучил голод, но стоило ему протянуть к плодам руку, как все исчезало.

    Т.е. Танталовы муки - это такие муки, когда мучит желание что-то получить, но достичь желаемого невозможно.

    Танталовы муки, фразеологизм из греческого мифотворчества.Испытовать танталовы муки, означает,нынче претерпевать жесточайшие мучения,нестерпимую боль и т. д.

    Однако история страдальца Тантала, заслуживает на мой взгляд,мескольких минут внимания.Потому, что это используя это устоявшееся выражение, мы.как это зачастую бывает,забываем,а кем,собственно был этот несчастный.

    Итак,знакомтесь -Тантал.Существует несколько версий его родословной,но наиболее распространеная гласит,что он был сыном нимфы Плуто и самого Зевса.Естественно, такие родители не могли не позаботится о своем чадо,и устроили парнишку царем в Сипилу (нынешияя Маниса, в курортной турецкой Анатолии).Видимо,занятость, на ниве дел божественных, отвлекала родителей от воспитания отпрыска. Поэтому Тантал,вырос типичным древнегреческим оболтусом и мажором.

    В силу родственных связей, он регулярно посещал и чинные воскресные семейные обеды, и лихие корпоративы на Олимпе(21+), коими так славился античный божественный истеблишмент. А потом, хвастаясь своим земным друзьям, выбалтовал в деталях,что там да как. И тем самым подрывал светлый (ну или же темный)авторитет своих сводных братьев и сестер, кузенов и кузин,не говоря уже об более дальней небесной родне,который те,между прочим,веками нарабатывали.

    Ну представте.на минуту, вы,древний грек, и служите в армии. И очень уважаете бога воинов Ареса. Потому что,тот такой сильный, смелый и справедливый, и строгий.Настоящий Батяня-комбат. И даже слегка его побаиваетесь. И тут,вы узнаете,что ваш кумир,в свободное от боев и походов время,любит вязать крючком, или там вышивать крестиком. а дома,скинув боевые сандали,чапает по комнатам в смешных мохнатых тапках, с мордочками мультяшных пушистиков на носках.Наверняка вера ваша серьезно бы пошатнулась,боевой дух подпортился и настроение бы упало. А вам завтра на работу, Фивы завоевывать...))

    Потом Тантал был замечен и уличен в мелком воровстве с божественного стола эксклюзивных продуктов питания (нектар и амброзия),якобы для друзей.чем очень огорчил папу. И не то, что бы Зевс был жмотом. Нет. Скорее даже наоборот. Но тут, вот в чем дело.Нектар и амброзия даровали людям бессмертие.А Зевс,в отличие от множества современный родителей, прекрасно знал с кем якшается его сынуля,ведь он-то все ж таки бог.)Правильно,с такими же мажорами, только из семей статусом пониже, так сказать местного уровня.И Зевс прекрасно понимал,какой бардак может приключится на ввереной ему Земле, если эта компашка будет еще и бессмертна.А ему и без того головной боли было достаточно.Вот он и пригрозил сынуле, что если тот не прекратит исполнять,то будет отправлен к дяде Гадесу на перевоспитание.

    Но папино,а равно и прочей родни,терпенье, всеж таки лопнуло,когда Тантал,видимо, обдолбавшись до немогу,решил устроить всем высокопоставленным родственникам пикничек,а на шашлычек зарезал собственного сына.Племянника боги любили. Особенно, Посейдон.Поэтому мальченку быстренько воскресили.А его гадского папу Тантала,после всеобщего физического порицания за все хорошее,Дядя Гадес,таки забрал к себе на тот свет.

    И в качестве наказания. стоит теперь Тантал по горло в кристальной воде но попить не может.А над ним висят и дразнятся спелые яблоки-груши. Но стоит протянуть руку и ветки прднимают еду вверх...

    Танталовы муки - это муки, которые испытывает человек, когда невозможно достичь того, чего он желает. Тантал считал себя равным богам, но боги его наказали за его гордость собой, его отправили в ад, где он испытывал муки голода и жажды. Он находился в воде по горло, а вокруг него были фрукты. Только он наклонится - вода уходит. Только он потянется к фруктам - ветки поднимаются вверх. Также и человек испытывает танталовы муки, когда не может чего-то достичь. Лучше уж смириться и жить, как есть, чем мучиться, как Тантал.

    У знатоков древнегреческой мифологии нет единого мнения о том, что именно Тантал сделал не так. Воровство нектара, разбалтывание олимпийских тайн и даже каннибальская кулинария с целью выведать всеведение богов - список прегрешений у разных античных авторов не совпадает.

    В мифе о Пелопе прослеживается гораздо более древний мотив человеческих жертвоприношений и его отмена. В нм есть явные фактические параллели с библейским сказанием о принесении Авраамом в жертву сына Исаака. Был ли герой набожным или анфан террибль , какие цели он ставил страшным актом для сюжета значения не имеет. Трактовка зависит от оценочных наслоений, нарастающих снежным комом и влекущих друг друга в причинно-следственных связях. Главное: была жертва, отец убивал сына для ублажения бога (богов), потом нужда в этом акте отпала. Авраам представлен последовательным исполнителем воли Божьей, готовым ради не не считаться со своими личными желаниями. Тантал изображн предельно своевольным, не ставящим интересы богов ни во что по сравнению с собственными спонтанными порывами.

    В обоих случаях позднейшее осмысливание поступков, уже непонятных новым поколениям, но в древнееврейском случае персонажу (Аврааму) требовалось дать исключительно положительную коннотацию , а Танталу - отрицательную. Приписывание умервщление сына именно царю Сипила - вообще случайность. Нужен был отрицательный персонаж, с которым удалось бы ассоциировать непонятный варварский поступок, Тантал хорошо вписался в требуемый профиль. Приписывание ему действий из далкой древности могло носить заместительный характер: что именно сделал Тантал, давно позабыли, но само наказание помнили - не могли же с таким размахом расквитаться за мелочь?

    Выражение танталовы муки означает ужасные бесконечные страдания , ибо мифический персонаж стоял по горло в воде, которой не мог утолить жажду, под прекрасными плодами, которыми не мог утолить голод, ибо при первом же движении столь близкое становится недостижимым.

    Фразеологизм произошел из древнегреческой мифологии, и был описан в поэме Гомера Одиссея. Согласно мифу, был такой фригийский царь Тантал. Боги всегда были к нему благосклонны и приглашали его на свои пиршества. От такого отношения Тантал возгордился и был наказан за это. Будучи низвергнутым в ад, он был обречен на вечные муки голода и жажды. Но при этом он стоял в воде по горло, а прямо над его головой висели ветви с плодами. Стоило ему потянуться к еде или воде, они сразу отступали. Фразеологизм отражает страдания от невозможности достичь желаемого, которое на первый взгляд кажется легко достижимым.

    Танталовы муки - это значит нестерпимые муки от того, что тобой не может быть достигнуто, будь оно у тебя хоть перед самым носом. Часто такое бывает во сне (держишь что - то в руке вкусное, а откусить никак не можешь). Ну а вообще - то этот фразеологизм взят из древнегреческой мифологии. Тантал -любимец богов возгордившись своим положением, оскорбил их и за это был очень жестоко наказан. Наказание это заключалось в том, что, низвергнутый в ад, он должен был вечно испытывать нестерпимые муки жажды и голода; стоять по самое горло в воде, но не иметь возможности напиться и над ним нависали ветви с роскошными плодами, но, как только он протягивал руки к плодам, ветви с плодами отклонялись от него.

    Фразеологизм танталовы муки возник из древнегреческой мифологии и означает испытывать неистерпимые страдания и мучения от осознания того, что самые заветные желания и цели близки, но нет возможности их достигнуть.

    Тантал - сын Зевса и Плуто- был царем Фригии и любимцем богов. Со временем Тантал стал высокомерен и начал считать себя равным богам. Однажды он захотел испытать богов и подвидом изысканного блюда преподнс мясо убитого им собственного сына Пелопса. Боги разгадали злой замысел и наказали Тантала. Так он стоял по подбородок в прозрачной воде, но как только он опускал голову, чтобы напиться вода исчезала. Над головой Тантала были фрукты, но как только он поднимал руку, чтобы сорвать фрукты, ветви поднимались. Так он и был обречен на вечные муки жажды и голода.

    Выражение о танталовых муках используется, чтобы выразить невозможность терпеть дальше, человеческие силы находятся на пределе, но сделать ничего невозможно, а делать надо, поэтому человек терпит и делает дальше. Так мифический царь Тантал испытывал адскую жажду, вода была перед ним, но он не мог испить даже маленький глоток. Боги наказали Тантала терпеть муки в аду, то есть в Тартаре.

    Мифы Греции очень похожи на русские народные мудрости, только наши мудрости учат, а мифы Греции предостерегают. Все черты человеческого характера разобраны в мифах со всех сторон и если делать выводы, то можно избежать танталовых мук.

    Танталовы муки можно не испытывать, если к жизни относиться разумно.

Танталовы муки (значение ) - нестерпимые муки, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть (Толковый словарь , 1935-1940).

Согласно древнегреческому мифу, царь Фригии Тантал был любимцем богов и его часто приглашали их пиршества. Но, возгордившись, он оскорбил богов. За это в наказание он был отправлен в Тартар, где он стоит по горло в воде, но не может напиться. Вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Роскошные плоды, висящие над его головой, отклоняются от его рук. Поэтому он вечно обречен испытывать нестерпимые муки голода и жажды.

"Видел потом я Тантала , казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным".

Миф о Тантале по Куну Н.А.

В "Легенды и мифы Древней Греции" описывает историю Тантала (по поэме Гомера "Одиссея"):

"В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.

Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов - амврозию и нектар - и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.

На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой."