Мобилизационную готовность рф оценивает. Законодательная база российской федерации. Не пускают за границу: что делать

Из-за военных действий на востоке Украины многие молодые люди стали получать повестки в военкомат гораздо чаще. Но граждане по-прежнему продолжают ездить в соседнее государство. Поэтому одним из самых актуальных сейчас является вопрос о том, можно ли это сделать без проблем. Доступен ли выезд за границу во время частичной мобилизации? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Дадут ли покинуть страну?

Что представляет собойуказ о частичной мобилизации? Это положение, призванное осуществить набор молодых людей на военную службу в определенные сроки. Например, закон №113-7, принятый в январе 2015, регулировал три очереди на 210 суток. Граждане при этом проходят медицинские комиссии и подготовку, после чего отправляются в соответствующие подразделения.

Необходимо сразу ответить на актуальный вопрос о том, существует ли возможность покинуть Украину, когда выходит закон о мобилизации, полной или частичной. Ответ, конечно же, положительный. Это законное, конституционное право абсолютно любого гражданина, которое никто не сможет нарушить. Принцип свободы передвижения закрепляет основной закон страны. Безусловно, ни один другой закон или подзаконный акт не должен противоречить этому принципу.

Правовой механизм

Порядок выезда за границу регулирует украинский закон "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину". Согласно данному нормативному акту, пересечь границу можно при наличии хотя бы одного из следующих документов:

  • паспорта гражданина Украины;
  • проездного документа ребенка (при наличии взрослого с паспортом);
  • дипломатического или служебного паспорта;
  • удостоверения моряка.

Специалисты уверены, что никто не способен помешать гражданам выехать из страны. В противном же случае пришлось бы переделывать весь закон о выезде за границу, а также вносить правки в Конституцию. Это же подтвердил и президент страны Петр Порошенко. В конце января 2015 года он поручил Кабинету Министров законодательно урегулировать процесс выезда из страны украинцев во время призыва.

Не пускают за границу: что делать?

Никто на Украине не может помешать человеку осуществлять свои законные права. В том числе и право свободы передвижения. Но зачастую граждане сталкиваются с работниками пограничной службы, отказывающим в выезде из страны. Правильно ли они поступают, не нарушают ли закон? Однозначно нарушают.

Повторимся, чтовыезд за границу с Украины - конституционное право абсолютно любого гражданина. Если кто-то этому препятствует, можно смело обращаться в суд. Так, украинец способен обжаловать незаконность действий или бездействий пограничников в соответствующих судебных инстанциях. Более того, человек может добиваться компенсации, если пропустил из-за нарушивших закон лиц что-то действительно важное, например похороны, проходившие в России, свадьбу, не смог устроиться в другой стране на работу и т. д.

Предусмотрен ли запрет на выезд из страны гражданину, которому пришла повестка из военкомата? Ни в коем случае. Отдельно стоит отметить, что пограничники вообще не должны проверять военный билет выезжающего гражданина.

Законный отказ в пересечении границы

Означает ли существующий на Украине принцип свободы передвижения, что абсолютно любой человек сможет свободно покинуть границу? Конечно, нет. Более того, законодательство страны предусматривает запрет на выезд из государства для следующих групп лиц:

  • граждан, осведомленных об информации, в которой содержится государственная тайна (как правило, это военные, политики, некоторые предприниматели и т. д.);

  • граждан, обязанных выплачивать алименты;
  • лиц, имеющих договорные или какие-либо невыполненные обязательства;
  • граждан, в отношении которых возбуждено уголовное дело;
  • лиц, осужденных за совершение преступления;
  • граждан, уклоняющихся от выполнения обязательств, возложенных на них судом;
  • граждан, предоставивших пограничной службе неверные сведения о себе;
  • граждан, в отношении которых подан гражданский, административный или арбитражный иск в суд;
  • опасных граждан, рецидивистов, лиц, находящихся под присмотром полиции.

Таким образом, частичная мобилизация в Украине - не причина для отказа в выезде за границу. Все законные причины были указаны выше.

"Иные невыполнения обязательства"

Как уже было сказано, никто не сможет отнять у гражданина право на свободу перемещения. И тем не менее частичная мобилизация в Украине все же способна создать некоторые проблемы. В частности, на пограничных пунктах специальные сотрудники могут не пускать граждан, попадающих под призыв.

Убеждать их в незаконности подобных действий будет бесполезно - работники границы будут ссылаться на пункт "Иные невыполнения обязательств" закона "О выезде и въезде". Выход здесь может быть только один - судиться с работниками границы. Причем неизвестно, чем именно закончится дело.

Правда, есть и еще один вариант, надо сказать, радикальный. Украинскую границу можно пересечь через пограничные пункты так называемых ДНР и ЛНР. Однако это попросту опасно, ввиду возможных военных действий. Более того, неизвестно, как на подобное посмотрит украинская власть: обезопасить себя от обвинений в сепаратизме в таком случае вряд ли удастся.

А как быть гражданину, не получавшему повестку? Если в стране издан указ о частичной мобилизации, то лучше подстраховаться. Как именно это можно сделать? Дабы обеспечить себе беспрепятственный выезд за границу во время частичной мобилизации, придется сходить в местное отделение военкомата и взять там справку о том, что государство пока не призывает вас на службу.

Выезд по государственной программе

Выезд за границу во время частичной мобилизации возможен также по специальной государственной программе, разработанной Российской Федерацией. Речь идет о возможности переехать в страну на временное или постоянное место жительства. Программа затрагивает не всех украинских граждан, а лишь некоторые группы лиц.

В частности, стоит выделить:

  • российских граждан, проживающих на Украине;
  • потомков или родственников российских граждан;
  • лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР;
  • эмигрантов из Российской Федерации.

О том, как именно работает данная программа, можно узнать на сайте государственного управления России по вопросам миграции (бывшего ФМС РФ).

Переезд в Россию

Как уже понятно, государственная программа России по переселению соотечественников подходит не для всех. Не так уж и легко будет найти россиян среди своих родственников и предков, что уж говорить об отсутствии бывшего советского гражданства у лиц призывного возраста. Какие еще есть варианты? Как безопасно и качественно обеспечить молодому человекувыезд за границу во время частичной мобилизации в стране? Существует вариант получения вида на жительство или же разрешения на временное проживание в РФ.

Разрешение на временное проживание в России выдается сроком на три года, согласно специально установленной квоте. Вид на жительство выдается лицам, уже имеющим разрешение на временное проживание. Исключение могут составлять лишь высококвалифицированные специалисты и их родственники.

Вид на жительство выдается сроком на пять лет, а при желании может быть продлен. Информацию о том, какие документы необходимы для получения разрешения на жительство в России, а также какие этапы придется пройти, - все это можно будет найти на официальном сайте государственного миграционного управления РФ.

Статус беженца

Получение убежища на территории Российской Федерации - уж совсем крайний случай. Чтобы "заработать" себе статус беженца, придется соответствовать большому количеству критериев. Здесь стоит выделить угнетение по расовым или религиозным признакам, возможные репрессии в стране, а также военные действия.

Вряд ли обычный украинский гражданин попадет хоть под один из названных критериев. И тем не менее соответствующая справка для выезда за границу может быть получена в случае обращения в уполномоченный российский орган на территории Украины.

Получить повестку может каждый российский гражданин, находящийся в запасе

Президент Владимир Путин подписал указ о призыве резервистов на сборы. Документ подписан 19 марта, поэтому можно сказать, что это первый официальный указ главы государства после выборов. Эксперты говорят, что не стоит искать здесь скрытого смысла. Такой указ подписывается ежегодно и не стоит его связывать с событиями, происходящими во внутренней или внешней политике страны.

По идее, получить повестку на сборы может каждый российский гражданин, находящийся в запасе, то есть до 60 лет. Однако на практике шанс провести два месяца «в сапогах» имеют те резервисты, которые во время срочной службы или учебы в университете получили редкие или востребованные сейчас в армии военно-учетные специальности (ВУС). Вообще все вопросы организации и проведения военных сборов регламентируются специальным положением, согласно которому призыв «запасников» (или как еще их шутливо называют в армии «партизан») осуществляется военкоматами на основании указов президента РФ.

Согласно статистике прошлых лет призывают, как правило, от трех до пяти тысяч человек на срок до двух месяцев. Граждане, уволенные с военной службы не могут призываться на сборы в течение двух лет со дня увольнения в запас. Продолжительность, место и время проведения такой переподготовки определяют в министерстве обороны и других силовых ведомствах. Как правило, в военном ведомстве используют «запасников» при проведении крупных учений. В ходе таких сборов резервисты повышают свою квалификацию в теории и на практике изучают новинки военной профессии. Подготовка проходит в течение двух месяцев непосредственно в воинских частях и подразделениях, где «запасников» будут знакомить с новыми и модернизированными образцами оружия, военной и специальной техники. Самые востребованные военные профессии, по которым есть шанс повторно попасть в армию - это специалисты войск связи, Ракетных войск и артиллерии, мотострелковых, береговых войск ВМФ, железнодорожных и инженерных подразделений, а также подразделений материально-технического обеспечения.

После получения повестки резервист проходит медобследование, и уже по его результатам принимается решение - годен резервист к сборам или лучше оставить его дома. После медкомиссии военкомат отправляет резервистов в воинские части, где они ставятся на довольствие и получают обмундирование. Кормить резервистов будут в солдатской столовой. А режим дня не будет отличаться от режима солдата-срочника. То есть подъем в 6.45, зарядка, завтрак, а затем в течение дня с перерывом на обед - доподготовка по своей специальности, ужин, личное время и отбой в 22.30.

Во время прохождения сборов резервистам гарантированно будет выплачиваться средний заработок по месту работы, а Минобороны будет выплачивать денежное содержание, зависящее от должности. Для рядовых и сержантов это от 2 до 6 тысяч рублей, а для офицеров - до 25 тысяч.

Резервист, призванный на сборы при себе должен иметь паспорт, военный билет, мобилизационное предписание, учетно-послужную карточку и повестку из военкомата. Водителю техники или механику-водителю танка, боевой и специальной машины необходимо иметь при себе водительское удостоверение (удостоверение на право управления), а специалисту продовольственной службы или питания - санитарную книжку. Кроме того, необходимо иметь теплые вещи (по сезону); туалетные принадлежности; продукты питания на одни сутки.

Мобилизационная подготовка - совокупность мероприятий, которые осуществлялись в мирное время, по предварительной специализации экономической стороны государства, органов государственного правления, служб областной автономии и учреждений, а также подготовки Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и иных федеральный служб. Чтобы обеспечить защиту государства во время вооруженного нападения, а также удовлетворить потребности страны и общества, был разработан целый комплекс правовых актов.

Нормативно-правовыми основами мобилизационной подготовки являются:

  • Конституция РФ;
  • межнациональные соглашения РФ;
  • общефедеральный закон « »;
  • Федеральный закон 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Именно закон №31-ФЗ является главным законодательным актом во время организации обороны Российской Федерации.

ФЗ 31 от 1997 года о мобилизационной подготовке и мобилизации был принят Государственной Думой 24 января 1997 года и одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 г. Настоящее постановление регламентирует правовые отношения в сфере мобилизационной подготовки и призыва в Российской Федерации, определяет полномочия, обязанности и ответственность служб государственного правления, учреждений областной автономии, а также учреждений независимо от форм собственности и их государственных служащих.

Требования мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • централизованное управление;
  • предварительность, контроль и плановость;
  • комплектность и взаимная согласованность.

Федеральный закон №31 включает в себя 7 разделов и 26 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-3). Основные понятия закона;
  • раздел 2 (ст 4-8). Права и обязанности Президента РФ и служб государственного правления РФ, а также полномочия и функции служб исполнительного правления субъектов Российской Федерации и учреждений областного самоуправления в мобилизационной сфере;
  • раздел 3 (ст 9-10). Главные обязанности учреждений и граждан;
  • раздел 4 (ст 11-16). Организационные нормы и требования;
  • раздел 5 (ст 17-21). Призыв лиц на военную службу по мобилизации;
  • раздел 6 (ст 22-24). Бронирование лиц, ожидающих в запасе, во время призыва и военного периода;
  • раздел 7 (ст 25-26). Заключительные положения закона.

На Официальном сайте правовой информации был опубликован Федеральный закон №19 «О внесении изменений в Федеральный закон №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Последние изменения были приняты 10 февраля 2017 года, их детальный разбор будет представлен в последнем подзаголовке.

Скачать

В последней редакции ФЗ о мобилизации определяется четкий перечень государственных служащих, на которых возлагается отдельная ответственность за исполнение обязанностей в сфере мобилизационной подготовки и призыву РФ. Устанавливают порядок формирования призывных комиссий по мобилизации граждан, подробно изучить последнюю редакцию закона можно .

Основные правила мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • законодательное регулирование в соответствующей области;
  • обеспечение защиты в научной и систематичной области;
  • установление условий работы;
  • процесс перевода служб государственного правления и органов областного самоуправления;
  • подготовка Вооруженных Сил РФ;
  • создание мобилизационных планов экономической стороны Российской Федерации;
  • оценивание положения мобилизационной готовности;
  • подготовка специализированной техники;
  • создание, накопление, хранение и обновление запасов материальной значимости;
  • формирование, в утвержденном порядке, запасных пунктов управления;
  • подготовка ресурсов массовой информации к работе во время мобилизации и войны;
  • процесс подготовления граждан по военно-учетным специальностям;
  • бронирование граждан, которые находятся в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • исполнение учений и тренировок;
  • межнациональное сотрудничество в сфере мобилизационной подготовки Российской Федерации.

Последние изменения, внесенные в закон о мобилизационной подготовки

Последние изменения от 22 февраля 2017 года Федерального закона №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» были одобрены Советом Федерации 15 февраля 2017 г. Главным изменениям подверглись статьи 11 и 20.

Статья 11

Была утверждена новая редакция п. 3 ст 11: «Администраторы служб исполнительного правления, высшие чиновники субъектов РФ, председатели городского образования, руководители местных администраций несут индивидуальную ответственность за исполнение обязанностей, которые предусмотрены в нормативно-правовых актах в сфере мобилизационной специализации и мобилизации, возложенные на федеральные службы исполнительного правления и службы областного самоуправления».

Статья 20

Было принято решение внести изменения в законодательный акт о мобилизации в пункт 3 ст 20 и изложить документ в следующей редакции: «Призвание граждан на воинскую службу по мобилизации или перенаправление их для работы на должностях штатского персонала, осуществляет соответствующий призывной комитет. Данная комиссия создается в субъекте РФ, городском районе, муниципальном округе и на внутренней областной территории города общефедерального назначения. Решения по комитету принимают чиновники субъекта Российской Федерации по представлению военкома».

А также дополнить пункт 3 части 1 следующим текстом: «Главой призывного комитета по мобилизации граждан, которая создается субъектами Российской Федерации, считается высшее должностное лицо субъекта РФ. Главой призывного комитета по мобилизации граждан, который формируется в городском образовании, является председатель, указанный в пункте 3 статьи 20».

Президент России Владимир Путин подписал указ о призыве на двухмесячные сборы военнообязанных, находящихся в запасе. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

«Призвать в 2017 году граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооружённых силах РФ, в органах государственной охраны и органах федеральной службы безопасности», – говорится в тексте документа.

Конкретные детали призыва на сборы из запаса пока остаются неизвестными: в приказе есть два секретных пункта под грифом «для служебного пользования». Отмечается лишь, что сроки сборов должны быть согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ. На них же, а также на правительство, возлагается ответственность за проведение сборов.

Стоит отметить, что аналогичные указы подписываются ежегодно, в 2015 и 2016 годах они публиковались в феврале. Основной целью мобилизационных учений является совершенствование военнослужащими запаса профессиональных навыков и знаний. В последнее время особое внимание уделяется освоению новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники, активно поступающей в войска с начала 2010-х годов.

30 марта Путин подписал указ о призыве граждан на военную службу, в соответствии с ним в ВС будут направлены 142 тыс. человек.

О мобилизационной подготовке и мобилизации

В российской федерации

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 16.07.1998 N 97-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ(ред. 24.03.2001),

от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 22.08.2004N 122-ФЗ(ред. 29.12.2004),

от 31.12.2005 N 199-ФЗ,от 02.02.2006N 20-ФЗ,

от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 09.03.2010N 27-ФЗ,

от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 05.04.2013N 55-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ,от 23.12.2003N 186-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее - граждане) в этой области.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом"Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом"Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

(пп. 14 в ред. Федерального законаот 05.04.2013 N 55-ФЗ)

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запасаВооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

(пп. 19.1 введен Федеральным закономот 30.12.2012 N 288-ФЗ)

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются КонституцияРоссийской Федерации, международные договоры Российской Федерации, ГражданскийкодексРоссийской Федерации, Федеральныйзакон"Об обороне", Федеральныйзакон"О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.