Морское кругосветное путешествие: самые известные путешественники. Кто совершил второе кругосветное плавание

О пребывании на одном из Коралинских островов Литке писал: «…Трехнедельное пребывание наше на Юалане не только не стоило ни одной капли крови человеческой, но… мы добрых островитян могли оставить с прежними неполными сведениями о действии огнестрельных орудий наших, которые они почитают назначенными только для убивания птиц… Не знаю, найдется ли подобный пример в летописях раннейших путешествий в Южное море» (Ф. П. Литке. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.).

В первой половине XIX в. русские мореплаватели совершили более 20 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций, предпринятых англичанами и французами вместе взятыми. А некоторые русские мореходы совершили кругосветные плавания дважды и трижды. В первой русской кругосветке мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда» был Беллинсгаузен, который через некоторое время первым подойдет к берегам Антарктиды. На этом же корабле совершил свое первое плавание О. Коцебу, впоследствии возглавивший две кругосветки: в 1815-1818 и в 1823-1826 гг.

В 1817 г. Василий Михайлович Головнин, уже завершивший кругосветное плавание на шлюпе «Диана», которое стало легендарным, собрался в свою вторую кругосветку. Попасть в команду знаменитого мореплавателя считалось великой честью. По рекомендации капитана 2-го ранга И. С. Сульменева, впоследствии адмирала, Головнин взял на судно в качестве начальника гидрографической службы его воспитанника, 19-летнего мичмана Федора Литке, уже успевшего принять участие в морских боях с французами и заслужить орден.

На шлюпе «Камчатка», готовившемся к выходу в кругосветное плавание, собралась замечательная компания - будущее русского флота. Литке встретился здесь с волонтером Федором Матюшкиным, бывшим лицеистом и однокашником Пушкина, будущим адмиралом и сенатором, и с младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем, впоследствии знаменитым исследователем Арктики, адмиралом. В команду вошел и совсем юный гардемарин Феопемпт Лутковский, который сначала увлечется идеями декабристов, а потом станет контр-адмиралом и морским писателем. В ходе двухлетнего плавания «Камчатка» прошла Атлантику с севера на юг, обогнула мыс Горн, через Тихий океан достигла Камчатки, побывала в Русской Америке, на Гавайях, Марианах и Молукках, затем пересекла Индийский океан и, обойдя Африку, 5 сентября 1819 г. вернулась в Кронштадт.

В 1821 г. по рекомендации Головнина Литке, уже ставший лейтенантом, был назначен руководителем арктической экспедиции на бриге «Новая Земля». Экспедиция обследовала Мурманский берег, западный берег Новой Земли, пролив Маточкин Шар, северный берег острова Колгуев. Проводились астрономические наблюдения. Обработав экспедиционные материалы, Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 годах». Этот труд был переведен на несколько языков и принес автору заслуженное признание в научном мире. Карты, составленные экспедицией, служили морякам на протяжении века.

В 1826 г. капитан-лейтенант Литке, которому в то время не было еще и 29 лет, принял командование шлюпом «Сенявин», построенным специально для новой кругосветки. В августе того же года корабль вышел из Кронштадта в сопровождении второго шлюпа «Моллер», которым командовал М. Н. Станюкович (отец известного писателя). Согласно инструкции, экспедиция должна была произвести опись берегов Охотского и Берингова морей, а также Шантарских островов и осуществить исследования в Русской Америке. В зимнее время ей предстояло вести научные изыскания в тропиках.

Шлюп Станюковича оказался значительно быстроходнее «Сенявина» (почему-то в большинстве русских кругосветных экспедиций пары комплектовались из кораблей с существенно различавшимися ходовыми качествами), и второму пришлось все время догонять первый, главным образом на стоянках в портах. Почти сразу же корабли разлучились и далее совершали плавание в основном по отдельности.

После остановок в Копенгагене, Портсмуте и на Тенерифе «Сенявин» пересек Атлантику и в конце декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, где уже стоял «Моллер». В январе 1827 г. шлюпы вместе направились к мысу Горн. Обогнув его, они попали в жестокий шторм - один из тех, которые, похоже, специально поджидают корабли, входящие в Тихий океан, - и вновь потеряли друг друга. В поисках «Моллера» Литке зашел в бухту Консепсьон, а затем в Вальпараисо. Здесь корабли и встретились, но Станюкович уже отправлялся на Камчатку, транзитом через Гавайские острова.

Литке же остановился в Вальпараисо. Там он проводил магнитные и астрономические наблюдения, а натуралисты экспедиции совершали экскурсии по окрестностям и собирали коллекции. В начале апреля «Сенявин» отправился на Аляску. До Новоархангельска добрались 11 июня и пробыли там больше месяца, ремонтируя шлюп, собирая коллекции, занимаясь этнографическими изысканиями. Затем экспедиция обследовала острова Прибылова и произвела съемку острова Святого Матвея. В середине сентября «Сенявин» пришел на Камчатку, где экспедиция в ожидании почты оставалась до 29 октября, изучая окрестности.

Двинувшись на юг, в конце ноября Литке достиг Каролинских островов. В самом начале 1828 г. экспедиция открыла доселе неизвестную часть этого огромного архипелага, назвав ее в честь своего корабля островами Сенявина. Затем шлюп зашел на Гуам и другие Марианские острова. Постоянно велись гидрографические работы; Литке, сверх того, выполнял астрономические, магнитные и гравиметрические измерения. На островах натуралисты продолжали пополнять свои коллекции. В конце марта шлюп отправился на север, к островам Бонин (Огасавара). Моряки обследовали их и подобрали двух англичан, потерпевших крушение. В начале мая Литке взял курс на Камчатку.

В Петропавловске простояли три недели, а в середине июня началась вторая северная кампания Литке. «Сенявин» проводил гидрографические исследования в Беринговом море. Продвигаясь на север, экспедиция определила координаты точек камчатского побережья, описала остров Карагинский, затем направилась в Берингов пролив и определила координаты мыса Восточный (ныне мыс Дежнёва). Работы по описи южного побережья Чукотки пришлось прервать в связи с неблагоприятной погодой. В конце сентября «Сенявин» вернулся на Камчатку, а через месяц вместе с «Моллером» вышел в Тихий океан.

В начале ноября корабли вновь разлучил шторм. Условленное место встречи находилось в Маниле. Перед тем как двинуться к Филиппинам, Литке решил еще раз зайти на Каролинские острова. И снова удачно: ему удалось открыть несколько коралловых атоллов. После этого он направился на запад и 31 декабря подошел к Маниле. «Моллер» уже был там. В середине января 1829 г. шлюпы двинулись на родину, прошли Зондским проливом и 11 февраля оказались в Индийском океане. Затем их пути снова разошлись: «Моллер» отправился в Южную Африку, а «Сенявин» к острову Святой Елены. Там в конце апреля шлюпы воссоединились, а 30 июня вместе достигли Гавра. Отсюда Станюкович взял курс прямо на Кронштадт, а Литке еще зашел в Англию, чтобы проверить инструменты в Гринвичской обсерватории.

Наконец 25 августа 1829 г. «Сенявин» прибыл на кронштадтский рейд. Он был встречен пушечным салютом. Сразу после возвращения Литке произвели в капитаны 1-го ранга.

Эта экспедиция, продлившаяся три года, стала одной из самых плодотворных в истории мореплавания, и не только российского. Были открыты 12 островов, исследовано на значительном протяжении азиатское побережье Берингова моря и ряд островов, собраны богатейшие материалы по океанографии, биологии, этнографии, составлен атлас из нескольких десятков карт и планов. Большой интерес у физиков вызвали опыты Литке с постоянным маятником, в результате которых была определена величина полярного сжатия Земли, и измерения магнитного склонения в различных точках мирового океана. В 1835-1836 гг. Литке опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света на военном шлюпе “Сенявин” в 1826-1829 гг.», переведенное на несколько языков. Оно было удостоено академической Демидовской премии, а Литке избран членом- корреспондентом Академии наук.

Однако путешествие Литке на «Сенявине» стало для него последним - против его собственной воли. В 1832 г. император Николай I назначил офицера и ученого воспитателем своего второго сына Константина. Литке оставался при дворе в качестве воспитателя 16 лет. Он не был рад этой высочайшей милости, но ослушаться не посмел. Именно в эти годы Федор Петрович Литке сделался одним из основателей Русского Географического общества (наряду с моряком Врангелем и академиками Арсеньевым и Бэром) и был избран его вице-председателем, тогда как почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич, воспитанник Литке. К слову, он был толковым морским офицером и дослужился до адмирала, сыграл видную роль в проведении либеральных реформ в России, а в 1861 г. стал председателем Государственного совета. Неплохое воспитание.

В 1850-1857 гг. в географической деятельности Литке наступил перерыв. В это время он был командиром Ревельского порта, а затем Кронштадтского. На его плечи легла организация обороны Финского залива от англичан и французов в ходе Крымской войны (1854-1855 гг.). За блестящее выполнение этой задачи Литке получил чин адмирала и был назначен членом Государственного совета, а в 1866 г. получил графский титул. В 1857 г. Литке снова был избран вице-председателем Общества; его заместителем стал Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Достижения отечественной географии в значительной мере связаны с деятельностью Общества и не в последнюю очередь с умением Литке и его преемников привлекать к своим предприятиям талантливую молодежь. В 1864 г. Литке занял пост президента Академии наук и параллельно до 1873 г. продолжал руководить Географическим обществом.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Федор Петрович Литке, русский мореплаватель, географ

Другие действующие лица

Мореходы В. М. Головнин, М. Н. Станюкович, Ф. П. Врангель; Великий князь Константин Николаевич; географы К. И. Арсеньев, К. М. Бэр, П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Время действия

Маршрут

Вокруг света с востока на запад

Цели

Описание дальневосточных берегов России, исследования в Русской Америке и в тропической области Тихого океана

Значение

Исследовано азиатское побережье Берингова моря, собраны богатейшие научные материалы, определена величина полярного сжатия Земли, открыты 12 островов

3147


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Современный мир кажется таким маленьким. Подумать только, ведь сегодня добраться из одного уголка планеты в совершенно другой возможно даже за сутки. Ежедневно миллионы пассажиров путешествуют на самолетах на такие расстояния, о которых еще лет 200 назад трудно было и мечтать. И все это стало возможным благодаря отважным и целеустремленным людям, в свое время совершившим морское кругосветное путешествие. Кто первый решился на столь отважный шаг? Как все происходило? Какие результаты принесло? Об этом и не только читайте в нашей статье.

Предыстория

Конечно, люди не сразу пересекли земной шар. Начиналось все с небольших выездов на кораблях, которые были менее надежными и быстрыми, чем современные. В Европе XVI века производство товаров и торговля достигли такого уровня, что появилась объективная необходимость поиска новых рынков сбыта. Но в первую очередь - поиска новых источников полезных и доступных ресурсов. Помимо экономических аспектов, сложилась и подходящая политическая обстановка.

В XV веке торговые обороты в Средиземном море сильно упали в связи с падением Константинополя (нынешнего Стамбула). Правящие династии самых развитых стран ставили своим подданным задачу найти кратчайший путь в Азию, Африку и Индию. Последняя страна на тот момент считалась поистине страной сокровищ. Путешественники тех времен описывали Индию как страну, где золото и драгоценные камни не стоят ничего, а количество таких дорогих в Европе специй было неограниченным.

К XVI веку техническая составляющая также была на необходимом уровне. Новые корабли могли перевозить больше грузов, а использование таких приборов, как компас и барометр, позволяло удаляться от берега на значительные расстояния. Конечно же, это не были прогулочные яхты, поэтому важное значение имело военное оснащение кораблей.

Лидером среди стран Западной Европы к концу XV века выступала Португалия. Ее ученые овладели знаниями о морских приливах и отливах, о течениях и влиянии ветра. Картография развивалась стремительными темпами.

Можно разделить эпоху великих морских путешествий вокруг мира на два этапа:

  • Этап № 1: Конец XV - середина XVI века - испано-португальские путешествия.

Именно на этом этапе состоялись такие великие события, как открытие Америки Христофором Колумбом и первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.

  • Этап № 2: Середина XVI - середина XVII века - российско-голландский период

Сюда относятся освоение Северной Азии русскими, открытия в Северной Америке и открытие Австралии. Среди тех, кто совершил были ученые, военные, пираты и даже представители правящих династий. Все они были личностями незаурядными и выдающимися.

Фернан Магеллан и первое путешествие вокруг мира

Если говорить о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, то рассказ следует начинать с Фернана Магеллана. Это морское путешествие изначально не предвещало ничего хорошего. Ведь даже непосредственно перед отходом большая часть команды отказалась подчиняться. Но все-таки это свершилось и сыграло огромнейшую роль в истории.

Начало путешествия

В конце лета 1519 года из порта Севилья вышли пять кораблей в путешествие без определенной цели, как они тогда считали. Идея о том, что земля может быть круглой, вызывала, мягко говоря, недоверие у большинства людей. Поэтому затея Магеллана казалась не более чем попыткой выслужиться перед короной. Соответственно, люди, наполненные страхом, периодически устраивали попытки сорвать путешествие.

Благодаря тому что на борту одного из кораблей был человек, тщательно вносивший в дневник все события, до современников дошли детали этого первого кругосветного путешествия. Первая серьезная стычка произошла рядом с Канарскими островами. Магеллан решил поменять курс, но не предупредил и не сообщил об этом остальным капитанам. Поднялся бунт, который быстро потушили. Зачинщика бросили в трюм в кандалах. Недовольство росло, и вскоре был организован новый бунт с требованием вернуться. Магеллан проявил себя как очень жесткий капитан. Зачинщика нового бунта сразу же казнили. На второй день два других корабля попытались самовольно вернуться. Капитанов обоих кораблей расстреляли.

Достижения

Одной из целей Магеллана было доказать, что в Южной Америке существует пролив. Осенью корабли достигли современных берегов Аргентины, мыса Вирхинес, который открыл кораблям путь в пролив. Флот прошел по нему за 22 дня. Этим временем воспользовался капитан еще одного судна. Он развернул свой корабль назад домой. Преодолев пролив, корабли Магеллана попали в океан, который решили назвать Тихим. Удивительно, но за четыре месяца путешествия команды по Тихому океану погода ни разу не портилась. Это было чистой воды везением, ведь в большинстве случаев Тихим его никак нельзя назвать.

После открытия Магелланова пролива команду ожидало четырехмесячное испытание. Все это время они блуждали по океану, не повстречав ни одного обитаемого острова или клочка земли. Только весной 1521 года корабли пристали, наконец, к берегам Филиппинских островов. Так Фернан Магеллан и его команда впервые пересекли Тихий океан.

Отношения с местным населением сразу не заладились. Команда Магеллана получила неожиданно гостеприимный прием на острове Мактан (Себу), но была вовлечена в межплеменные распри. В результате столкновений 27 апреля 1521 года капитан Фернан Магеллан был убит. Испанцы переоценили свои возможности и выступили против противника, превосходящего их в численности во много раз. К тому же команда была сильно истощена путешествием. Тело Фернана Магеллана не было возвращено команде. Сейчас на стоит памятник великому путешественнику.

Из команды в 260 человек в Испанию вернулись лишь 18. Берега Филиппин покинуло пять кораблей, из которых до Испании дошел только корабль «Виктория». Это было первое в истории судно, совершившее кругосветное путешествие.

Капитан-пират Френсис Дрейк

Как бы странно это не звучало, но одну из самых заметных ролей в истории мореплавания сыграл пират. Кроме того, этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие вторым в истории, еще и находился на официальной службе у королевы Англии. Его флот победил Непобедимую Армаду. Человек, который вторым совершил кругосветное путешествие, мореплаватель Френсис Дрейк вошел в историю как капитан-пират и полностью подтвердил свой статус.

История формирования

В те времена, когда торговля рабами еще не преследовалась Британией по закону, начал свою деятельность капитан Френсис Дрейк. Он перевозил «черное золото» из Африки в страны Нового Света. Но в 1567 году на его суда напали испанцы. Дрейк вышел живым из той истории, но жажда мести обуяла его до конца жизни. Начинается новый этап в его жизни, когда он в одиночку нападает на прибрежные города и десятками пускает на дно корабли Испанской короны.

В 1575 году пирата представили королеве. Елизавета Первая предложила пирату службу на корону в обмен на финансирование его экспедиции. Единственное, официальный документ о том, что Дрейк представляет интересы королевы, ему так и не был выдан. Основной причиной тому было то, что, несмотря на официальную цель поездки, Англия преследовала совершенно другие интересы. Изначально, проигрывая Испании в освоении земель за океаном, королева строила коварные планы. Ее целью было как можно сильнее замедлить продвижение экспансии Испании. Дрейк ехал грабить.

Результаты экспедиции Дрейка превзошли все ожидания. Кроме того что уверенность испанцев в своем превосходстве на море была изрядно подорвана, Дрейк совершил целую серию важных открытий. Во-первых, стало ясно, что Огненная Земля (Tierra Del Fuego) не является частью Антарктиды. Во-вторых, он открыл разделяющий Антарктиду и Тихий океан. Он вторым в истории совершил кругосветное путешествие, но смог вернуться из него живым. И к тому же очень обеспеченным.

По возвращении капитана Френсиса Дрейка ждало посвящение в рыцари. Так пират, разбойник стал рыцарем королевы. Он стал национальным героем Англии, который смог поставить на место флот зазнавшейся Испании.

Непобедимая армада

Как бы там ни было, но Дрейк лишь слегка осадил пыл испанцев. В целом они по-прежнему господствовали на море. Для борьбы с англичанами испанцы создали так называемую Непобедимую Армаду. Это был флот из 130 кораблей, основной целью которого было вторжение в Англию и ликвидация пиратов. Ирония заключается в том, что Непобедимая Армада на деле получила оглушительное поражение. И во многом благодаря Дрейку, ставшему на тот момент уже адмиралом. Он всегда обладал мышлением гибким, пользовался тактикой и хитростью, не раз ставя противника в затруднительное положение своими поступками. Чтобы затем, воспользовавшись замешательством, молниеносно нанести удар.

Стал последним славным фактом в биографии пирата. После он провалил задание короны по захвату Лиссабона, за что впал в немилость и был в 55 лет отправлен в Новый свет. Эту поездку Дрейк не пережил. Неподалеку от берегов Панамы пират заболел дизентерией, где и был похоронен на дне моря, облаченный в боевые доспехи, в свинцовом гробу.

Джеймс Кук

Человек, который сделал сам себя. Он прошел путь от юнги до капитана и сделал целый ряд важнейших географических открытий, совершив три кругосветных морских путешествия.

Родился в 1728 году в графстве Йоркшир, Англия. Уже в 18 лет стал юнгой. Всегда очень трепетно относился к вопросам самообразования. Его интересовали картография, математика и география. С 1755 года состоял на службе Королевского флота. Принимал участие в Семилетней войне и в вознаграждение за годы работы получил звание капитана на корабле «Ньюфаундленд». Этот мореплаватель кругосветное путешествие совершил трижды. Их результаты отразились на дальнейшей истории развития человечества.

Кругосветное плавание в период с 1768 по 1771 года:

  • Доказал предположение о том, что Новая Зеландия (НЗ) - это не один остров, а два отдельных. В 1770 году открыл пролив между Северным и Южным островами. Пролив назвали его именем.
  • Первым уделил внимание изучению природных ресурсов НЗ, в результате которых пришел к выводу о высоком потенциале использования ее в качестве зависимой территории Великой Британии.
  • Тщательно картографировал восточную часть побережья материка Австралия. В 1770 году его корабль обошел С восточной стороны был обнаружен залив, где сейчас располагается крупнейший город Австралии - Сидней.

Кругосветное плавание в период с 1772 по 1775 года:

  • Первым за всю историю перешел Южный полярного круг в 1773 году.
  • Первым наблюдал и упомянул в отчетах о таком явлении, как полярное сияние.
  • В 1774-1775 годах открыл множество островов неподалеку от побережья Австралии.
  • Кук первым продемонстрировал Южный океан.
  • Высказал предположение о существовании Антарктиды, а также о низком потенциале ее использования.

Плавание с 1776 по 1779 годы:

  • Повторное открытие в 1778 году Гавайских островов.
  • Кук первым исследовал Берингов пролив и Чукотское море.

Путешествие закончилось на Гавайях смертью самого капитана Кука. Отношение местных жителей было недружелюбным, что, в принципе, учитывая цель визита команды Кука, вполне логично. В результате очередного конфликта в 1779 году капитан Кук был убит.

Это интересно! Из бортовых записок Кука до жителей Старого Света впервые дошли понятия «кенгуру» и «табу».

Чарльз Роберт Дарвин

Чарльз Роберт Дарвин был не столько путешественником, сколько великим ученым, ставшим основателем теории естественного отбора. Для постоянных исследований путешествовал по всему миру, совершив в том числе морское кругосветное путешествие.

В 1831 году ему было предложено участие в путешествии вокруг мира на корабле «Бигль». Команде были нужны натуралисты. Кругосветное плавание длилось пять лет. Это путешествие в истории стоит в одном ряду с открытиями Колумба и Магеллана.

Южная Америка

Первой на пути экспедиции частью света оказалась Южная Америка. В январе 1831 года корабли достигли берегов Чили, где Дарвин провел ряд исследований на прибрежных скалах. По результатам этих исследований получалось так, что гипотеза о происходящих постепенно в мире изменениях, распределенных на очень длительные временные промежутки (теория геологических изменений), верна. На тот момент это было совершенно новой теорией.

Побывав в Бразилии, вблизи города Сальвадор, Дарвин отзывался о ней как о «крае исполнения желаний». Чего нельзя было сказать об аргентинской Патагонии, куда исследователь направился, дальше продвигаясь на юг. Пусть пустынные пейзажи его не завораживали, но именно в Патагонии были обнаружены окаменелые останки огромных млекопитающих, схожих с ленивцами и муравьедами. Именно тогда Дарвин предположил, что изменение размера животных зависит от изменения условий их обитания.

Во время исследования Чили великий ученый Чарльз Дарвин неоднократно переходил Андские горы. Изучив их, он был крайне удивлен тому, что они состояли из потоков закаменевшей лавы. Кроме того, ученый акцентировал внимание на различиях в составе флоры и фауны в разных климатических зонах.

Вероятно, самым важным событием за все морское кругосветное путешествие стало посещение Дарвином Галапагосских островов в 1835 году. Здесь Дарвин впервые увидел множество уникальных видов, не проживающих больше нигде на планете. Конечно, самое сильное впечатление на него произвели гигантские черепахи. Ученый отметил такую особенность: на соседних островах проживали родственные, но не одинаковые виды растений и животных.

Исследования Тихого Океана

Исследовав фауну Новой Зеландии, Чарльз Дарвин остался под неизгладимым впечатлением. Удивили ученого такие нелетающие птицы, как киви или совиный попугай. Тут же были найдены останки моа - крупнейших птиц, обитавших на нашей планете. К сожалению, полностью с лица земли моа исчезли еще в XVIII веке.

В 1836 году этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, высадился в Сиднее. Кроме английской архитектуры города, ничего не привлекло особого внимания исследователя, так как растительность была очень однообразной. В то же время Дарвин не мог не отметить таких уникальных животных, как кенгуру и утконос.

В 1836 году плавание вокруг мира было окончено. Великий ученый Чарльз Дарвин приступил к систематизации собранного материала, и в 1839 году свет увидел «Дневник изысканий натуралиста», который позже был продолжен известной книгой о происхождении видов.

Первое русское кругосветное путешествие 1803-1806 Ивана Крузенштерна

В XIX веке Российская Империя также выходит на арену морских исследований. Кругосветные путешествия русских мореплавателей начались именно с путешествия Ивана Ивановича Крузенштерна. Он был одним их основоположников российской океанологии, занимал пост адмирала. Во многом благодаря нему происходило формирование Русского географического общества.

Как все начиналось

Первое морское путешествие вокруг мира состоялось в 1803-1806 годах. Русским мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие вместе с ним, но не получившим такой же известности, был Юрий Лисянский, взявший на себя командование одним из двух кораблей кругосветной экспедиции. Неоднократно подавал Крузенштерн прошения в финансировании поездки в Адмиралтейство, однако они никогда не получали одобрения. И скорее всего так бы и не состоялось кругосветное путешествие русских мореплавателей, если бы не финансовая выгода самых высоких чинов.

В это время развиваются торговые отношения с Аляской. Бизнес - сверхприбыльный. Но проблема заключается в дороге, которая занимает пять лет. Частная российско-американская компания выступила спонсором экспедиции Крузенштерна. Одобрение было получено от самого императора Александра Первого, тоже входившего в состав акционеров. Император одобрил запрос в 1802 году, добавив к цели путешествия командирование посольства Российской Империи в Японию.

В плавание отправились на двух судах. Руководили коряблями сам Крузенштерн и Юрий Лисянский, его ближайший товарищ.

Маршрут путешествия и его результаты

Из Кронштадта корабли направлялись на Копенгаген. За время путешествия экспедиция побывала в Англии, на Тенерифе, в Бразилии, Чили (остров Пасхи), на Гавайях. Далее корабли шли на Петропавловск-Камчатский, Японию, Аляску и Китай. Последними пунктами были Португалия, Азорские острова и Великобритания.

Ровно через три года и двенадцать дней мореплаватели вошли в порт Кронштадта.

Результаты морского путешествия:

  • Первый раз россияне пересекли экватор.
  • Были картографированы берега острова Сахалин.
  • Крузенштерн издал «Атлас Южного Моря».
  • Уточнены карты Тихого океана.
  • В науке России сформировались знания о межпассатных противотечениях.
  • Впервые были проведены измерения воды на глубине до 400 метров.
  • Появились данные об атмосферном давлении, приливах и отливах.

Великий мореплаватель совершил кругосветное путешествие, а впоследствии стал директором Морского кадетского корпуса.

Константин Константинович Романов

Великий князь Константин Константинович родился в 1858 году. Его отцом был Николаевич, воссоздавший Русский флот после Крымской кампании. С самого детства его предназначением была морская служба. Кругосветное путешествие великого князя Константина Константиновича состоялось в 1874 году. На тот момент он был гардемарином.

Великий князь Константин Константинович кругосветное путешествие поставил себе за цель, так как был одним из наиболее образованных людей той эпохи. Ему было интересно увидеть весь мир. Князь увлекался искусством во всех его проявлениях. Писал стихи, многие их которых были положены на музыку величайшими классиками современности. Его любимым другом и наставником был поэт А. А. Фэт.

В общей сложности службе на флоте великий князь посвятил пятнадцать лет, оставаясь в то же время истинным поклонником искусства. Даже в кругосветное путешествие великий князь Константин Константинович взял с собой картину «Лунная ночь на Днепре», действующую на него магическим образом, несмотря на угрозу ее сохранности.

Великий князь Константин умер в 1915 году, не выдержав испытаний судьбы. К тому времени на войне убили одного из его сыновей, и он так и не смог оправиться от полученного удара.

Вместо послесловия

Эпоха великих и открытий длилась более 300 лет. За это время мир стремительно менялся. Появлялись новые знания, новые умения, которые способствовали быстрому развитию всех отраслей науки. Так появлялись более совершенные суда и приборы. С карт в то же время исчезали «белые пятна». И все это благодаря подвигам отчаянных мореплавателей, выдающихся людей своего времени, смелых и отчаянных. Можно легко ответить на вопрос, какой мореплаватель совершил кругосветное путешествие первым, но вся суть открытий такова, что каждое из путешествий по-своему важно. Каждый из путешественников внес свой вклад в тот мир, который окружает нас сегодня. Возможность путешествовать сегодня, а при желании и повторить интересный и увлекательный путь любого из них, но в более комфортных условиях - это их заслуга.

Завоеватели открытого моря - первый человек, проплывший вокруг земли

Век открытий
Век открытий был полон морских путешествий и желания найти дорогу к пряностям Дальнего Востока, тогда как восточное средиземноморье было блокировано мощными конкурентами. Когда Васко да Гама проплыл вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы достигнуть Индии в 1488 году, португальцы сконцентрировали свои усилия на юге и востоке. Испанцы, которые согласились разделить с португальцами мир пополам в Договоре Тордесиллас от 7 июня 1494 года, поплыли на запад. Они не имели ни малейшего понятия об Американском континенте и никто не знал о том, что есть Тихий океан.

Христофор Колумб (1451-1506), итальянец, переехавший в Испанию, исходя из теории, что земля круглая, решил, что можно достигнуть Дальнего Востока с другой стороны. Он убедил монархов финансировать свою экспедицию и выплыл в 1492 году. После 10 недель плавания, он достиг острова на Багамах, который он назвал Сан Сальвадор. Думая, что он нашел острова возле Японии, он продолжил плавание до тех пор, пока не доплыл до Кубы (которую он посчитал Китаем) и Гаити. Он встретил там темнокожих людей, которых он назвал "Индийцами", поскольку он был уверен, что плыл через Индийский океан.

Колумб совершил еще 3 морских путешествия в Новый Свет, который был, как он полагал, Востоком, в 1493, 1497 и 1502 годах, исследовав Пуэрто-Рико, Вирджинские острова, Ямайку и Тринидад. Он никогда не доплывал до Северной Америки, и пока был жив, думал, что он достиг Азии.

Северная Америка уже была открыта

Корабли викингов достигли Северной Америки почти за 500 лет до того как Колумб отправился в плавание. Отплыв от Исландии в средине 990-х, Биарни Хериолфссон сошел с курса и прибыл на неизвестную землю. Он не исследовал и не называл ее. В 1002 году, Лейфр Эйрикссон последовал курсу Биарни и прибыл на побережье современной Канады. Затем он отправился южнее, и открыл остров, который он назвал Винланд (сегодняшний Ньюфаундленд), где он основал колонию и торговал с местным населением, известным как Скраэлинги 3 года. В конечном счете, Скраэлинги принудили их убраться, но викинги продолжали плавать в Канаду за лесом.

"Новая Найденная Земля"

В 1497 году, король Генри VII жаловал Джона Кабота (1450-1498) правом исследовать. 2 Мая, Кабот и команда из еще 18 человек собрались на маленьком корабле под названием Мэттью в Бристоле, Англия. Он проплыл на север дальше, чем Колумб, чтобы выйти из испанских территорий. 24 июня команда заметила землю. Кабот полагал, что он нашел остров у берегов Азии и назвал его "новой найденной землей". Это было первой документированной высадкой на Ньюфаундленде со времен плаваний викингов. Кабот вернулся в Англию 6 августа 1497 года, и хотя он не привез никаких сокровищ и пряностей, он стал первым, который отметил на карте североамериканское побережье.

Название "Америка"

Линия, которой португальцы и испанцы разделили мир между собой, проходила через Атлантику, вследствие чего Испания заполучила западные земли, включая Америки. Бразилия досталась португальцам, которые кроме того имели восточную Африку и Индию. Но, поскольку не возможно было определить четкое расположение линии, возник вопрос о точном местонахождении линии. В 1501 году, португальский король Мануэль I отправил свой флот в Бразилию. Одним из членов флотилии был итальянец Америго Веспучи . Он был одним из тех первых исследователей, которые сказали, что Южная Америка вовсе не остров, а целый континент, назвав его "Новым Миром". Веспучи - прекрасный картограф, продал копии своих карт немецкому картографу Мартину Вальдсемюллер, который, перерисовывая их в 1507 году, оказал честь Веспучи и написал его имя на Южно-американском континенте. Так вот и стал называться южный континент "Америкой".

Америго Веспучи, в честь которого и назван Американский континент в 1507 году.

Первое путешествие вокруг света

Первым обплыл земной шар Фердинанд Магеллан . Он родился в Опорто, в Португалии в 1480 году. В 1505 году он был зачислен во флот, где он и выучил все тонкости управления кораблем и военное дело во время боя в Индии у португальского королевского наместника. В 1509 году он принимал участие в Бою за Смерть, которое дало португальцем огромное превосходство в Индийском океане. 7 лет он торговал кохинхинками, фарфором и тростями.

Как и Колумб, Мегеллан верил, что Дальний восток достижим через запад. После того, как португальский король отнесся к его словам с пренебрежением, он убедил короля Испании Чарльза I в том, что по меньшей мере половина всех "пряных" островов находятся в испанской части неисследованного мира. В сентябре же 1519 года, Магеллан отправился на 5 кораблях ("Сан-Антонио", "Сантьяго", "Тринидад", "Виктория" и "Концепцион"), в составе 280 человек команды, преисполнимый желания путешествовать, не смотря на невзгоды и мятежи, возникавшие на судне. Итальянский дворянин, Антонио Пигафетта, вел дневник во время всего путешествия.

20 ноября 1519 года они пересекли экватор, и увидели Бразилию 6 декабря. Магеллан полагал, что будет неразумно проплывать около португальской территории, поскольку он плыл под испанским флагом, и 13 декабря он бросил якорь близ сегодняшнего Рио-де-Жанейро. Их встретили индейцы гуарани, которые верили в то, что белые люди - боги и одарили их подарками. После того, как они пополнили свои запасы, они отправились на юг, достигнув Патагонии (Аргентина) в марте 1520. Сантьяго был послан, чтобы исследовать юг дальше, но был потерян в шторме.

В Августе, Магеллан решил, что время проплыть на юг, чтобы найти дорогу к востоку. В октябре они увидели пролив. Во время их плавания, капитан Сан-Антонии повернул назад в Испанию, забрав большую часть всей провизии.

В тихоокеанские просторы

К концу ноября 3 корабля вышли из залива в воды Тихого океана. Магеллан думал, что "пряные" острова были уже недалеко, но они проплыли еще 96 дней, не видев и края земли. Состояние команды на кораблях было ужасным. Они выживали за счет опилок, кожаных полосок и крыс. Наконец, в январе 1521 года, они увидели остров и остановились, чтобы отпраздновать это событие. В марте они подплыли к острову Гуам. Они продолжили свое плавание и отправились на Филиппины, прибыв туда 28 Марта.

После поддержки островным королем, Магеллан по глупости был втянут в племенную войну и погиб в бою 27 апреля 1521 года. Себастьян дель Кано взял на себя командование суднами и 115 выжившими. Из-за недостачи команды для третьего судна, корабль "Концепцион" был сожжен.

Они доплыли до Молуккских островов ("пряные" острова) в ноябре и загрузились ценными пряностями. Чтобы гарантировать прибытие в Испанию хоть одного корабля, "Тринидад" поплыл назад на восток через Тихий океан, в то время как "Виктория" продолжила свой путь на запад. "Тринидад" был схвачен португальцами, и большая часть команды была убита. "Виктории" удалось избежать нападения португальцев в водах Индийского океана, и они обошли мыс Доброй Надежды. 6 сентября 1522 года, спустя почти три года после начала исторического путешествия, "Виктория" и 18 человек команды (среди которых был и Пигафетта) прибыли в Испанию. Они были первыми , кто совершил кругосветное путешествие вокруг земного шара .


Репродукция корабля, на котором Фердинанд Магеллан возглавил первое кругосветное плавание.

Второе кругосветное путешествие

Второе кругосветное плавание было совершенно исследвателем-бывшим пиратом англичанином Фрэнсисом Дрейком (1540-1596). Увидев, что испанцы собирают новую большую империю, королева Елизавета I тайком отправила Дрейка на запад, с добавленной целью обеспокоить испанцев. 13 декабря 1577 года, Дрейк отплыл из Плимута в Англии, с 6 судами под своим командованием.

В сентябре 1578 года, 5 кораблей вернулись назад в Магелланов пролив, но Дрейк плыл дальше на своей "Золотой Лане". К июню 1579 года, он достиг берегов сегодняшней Калифорнии и продолжил плавание к северу до сегодняшней границы Канады и США. Затем, он развернулся на юго-запад и пересек Тихий океан за 2 месяца. Он проплывал через Индийский океан и вокруг мыс Доброй Надежды. Он вернулся на "Золотой Лане", загруженной золотом и пряностями, обратно в Плимут 26 Сентября 1580 года. Он стал первым капитаном , совершившим кругосветное плавание.

Капитан Кук

Еще одним известным кругосветным плаванием было плавание Джеймса Кука . Он отплыл из Англии 25 Августа 1768 года на корабле "Индивэ" с 94 человеками команды и ученых на борту. 11 апреля 1769 года они достигли острова Таити. По правительственному приказу они продвинулись южнее, прибыв в Новую Зеландию 6 Октября. К апрелю 1770 года, Кук изучил и записал заметки об Австралии. Затем, "Индева" отправился на Яву, к концу проплыв через мыс Доброй Надежды. 13 Июля 1771 года, Кук причалил в Дувр. За его историческое 3-летнее плавание он был назначен капитаном морского судна королем Джорджем III.

Первое одиночное кругосветное плавание

Джошуа Слокум . Родился в Нова Скотии в 1844 году, но стал американским гражданином и капитаном Слокумом уже в возрасте 25 лет. 24 Апреля 1895 года, 51-летний Слокум отправился в дальнее плавание из Бостона в своем 11 метровом шлюпе "Спрэй", ветхом судне для ловли устриц, которое он перестроил сам.

Слокум пересек Атлантический океан и подошел к Суэцкому каналу. В Гибралтаре, он встретился со средиземноморскими пиратами, и отправился обратно через Атлантику и прошел вниз по бразильскому побережью через ужасный Магелланов пролив. Он сталкивался со смертельными течениями, скалистыми побережьями и бурными водами неспокойного моря, когда он проплывал около Австралии, через мыс Доброй Надежды и Атлантику.

27 июня 1898 года, спустя более 3 лет и 74000км, Джошуа Слокум вошел в Ньюпорт, в Род-Айленде, как первый человек, совершивший первое одиночное кругосветное плавание . Он описывает свое выдающееся морское путешествие в своей книге "Плавание Вокруг Света".


Джошуа Слокум - первый человек, проплывший один вокруг света (1895-1898). Планируя начать свое плавание от Амазонки, Слокум отправился из Винйард Хэвен 14 ноября 1909 года, но он пропал вместе со своим короблем


Джошуа Слокум стал первым человеком, совершивший кругосветное на своем шлюпе "Спрэй"

Первый вокруг света с одной остановкой

Честь проплыть вокруг света всего лишь с одной остановкой досталась Фрэнсису Чичестеру (1902-1972). В 1966 году, 64-летний Чичестер отплыл на своем 16-метровом кече "Джипси Мот IV" из Англии. Рулевой механизм сломался на расстоянии 3,700км от Австралии. Скоро, после отплытия из Сиднея, "Джипси" перекинулся, но выровнялся сам. Около мыса Горн, Чичестер столкнулся с 15-метровыми волнами. Но он не человек, отступающий от своих планов. В 1960 году он был победителем в первом трансатлантической гонке для одного. Он совершил также и самый далекий одиночный перелет на гидросамолете (из Англии в Австралию). 28 Мая 1967 года, после 226 дней в море, его приветствовало полмиллиона человек в Плимуте, Англия.


Фрэнсис Чичестер на корабле "Джипси Мот IV" совершил первое кругосветное плавание с одной остановкой.

Вокруг света в одиночку

Сегодняшние одиночные безостановочные плавания вокруг света до сих пор захватывают воображение. Чэй Блит , по кличке "стальной человек", был одним из немногих, путешествовавших против ветра вокруг света с востока на запад на кече "Бритиш Стил" в 1971 году. Он завершил свое плавание за 302 дня. Двумя годами позже, француз Ален Кола на своем тримаране "Манурева" проплыл вокруг света через три великих мыса, что заняло у него всего 129 дней плавания.

Первой женщиной , проплывшей вокруг света, стала англичанка Лиза Клэйтон . Он отплыла на 11-метровом, обитом жестью "Спирит оф Бирмингэм" из Дартмута, Англия 17 сентября 1994 года, закончив свое суровое плавание через 285 дней.

Джонатан Сандерс 5 раз в одиночку путешествовал вокруг света. Ему также удалось совершить выдающееся безостановочное плавание вокруг света в период между Маем 1986 года и Мартом 1988, преодолев 128,000км. Кругосветное плавание стало страстью, как это произошло с гонкой Уитбред. Потом, француз Филипп Жанто предложил идею кругосветной гонки без остановки.

Состязания

В 1982 году, британская компания предложила соревнование BOC - вокруг света в одиночку. Сейчас оно переименовалось в AroundAlone , главная цель которого, как она гласит: "Один человек, Одна лодка, Вокруг света". Это самая длинная дистанция в индивидуальном спорте. Трудный путь, расстояние которого 43,000км состоит в основном из далеких океанов. Финиш находится буквально за краем мира. (Следующая гонка состоится 26 Сентября).

А еще есть The Race - безостановочная гонка вокруг света без правил и без границ, которая начинается от Гиблартарского пролива в полуночный бой часов 31 декабря 2000 года. Без правил означает только то, что единственное ограничение - это воображение и технологии.

В 120 году н.э. египетский математик Птолемей (Клавдий Птолемеус) изобрел несколько планов, посредством которых, участки на неровных поверхностях Земли могут быть отображены на плоских поверхностях. Его география появилась в Европе в 1406 году, и с изобретением печатной машины в 1450 году, его планы были опубликованы и повсеместно приняты.

Корабельная компания Кунард Лакония предложила первый кругосветный круиз на Лаконии в 1922 году.

И услышите: «Конечно, Магеллан». И мало кто засомневается в этих словах. Но ведь Магеллан организовал эту экспедицию, руководил ею, а завершить плавание не смог. Так кто же первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие?

Путешествие Магеллана

В 1516 году малоизвестный дворянин Фернан Магеллан пришел к португальскому королю Мануэлю I с идеей осуществить план Колумба — достичь островов Пряностей, как называли тогда Молуккские острова, с запада. Как известно, Колумбу тогда «помешала» Америка, оказавшаяся на его пути, которую он посчитал за острова Юго-Восточной Азии.

В то время португальцы уже совершали плавания до островов Ост-Индии, но в обход Африки и пересекая Индийский океан. Поэтому новый путь к этим островам им был не нужен.

История повторилась: осмеянный королем Мануэлем Магеллан отправился уже к испанскому королю и получил его согласие на организацию экспедиции.

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей вышла из испанского порта Сан-Лукар-де-Баррамеда.

Спутники Магеллана

Никто не оспаривает того исторического факта, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция под руководством Магеллана. О превратностях пути этой драматической экспедиции известно со слов Пигафетты, который вел записи все дни путешествия. Участниками ее были и два капитана, уже не раз побывавшие у островов Ост-Индии: Барбоза и Серрано.

И специально в этот поход Магеллан взял своего раба — малайца Энрике. Он был захвачен на Суматре и уже долго верно служил Магеллану. В экспедиции ему отводилась роль переводчика, когда будут достигнуты острова Пряностей.

Ход экспедиции

Потеряв много времени на пересечение и проход по скалистому узкому и длинному проливу, впоследствии получившему имя Магеллана, путешественники вышли к новому океану. За это время один из кораблей потонул, другой отправился обратно в Испанию. Был раскрыт заговор против Магеллана. Снасти кораблей нуждались в ремонте, а запасы еды и питьевой воды были на исходе.

Океан, названный Тихим, сначала встретил хорошим попутным ветром, но впоследствии он становился все слабее и, наконец, совсем стих. Люди, лишенные свежей пищи, погибали не только от голода, хотя им приходилось питаться и крысами, и кожей с мачт. Главная опасность заключалась в цинге — грозе всех мореплавателей того времени.

И только 28 марта 1521 года они добрались до островов, жители которых с изумлением отвечали на вопросы Энрике, говорившего на своем родном языке. Это означало, что Магеллан со спутниками прибыл на острова Ост-Индии с другой стороны. И именно Энрике — тот самый первый путешественник, совершивший кругосветное путешествие! Он вернулся на свою родину, обогнув земной шар.

Конец экспедиции

21 апреля 1521 года Магеллан был убит, вмешавшись в междоусобную войну местных вождей. Это имело самые дурные последствия для его спутников, которые были вынуждены просто бежать с островов.

Многие из матросов были убиты или ранены. Из 265 человек команды осталось лишь 150, их хватало только на управление двумя кораблями.

На островах Тидоре они смогли немного отдохнуть, пополнить запасы продовольствия, взять на борт пряности и золотой песок.

В обратный путь в Испанию отправился только корабль «Виктория» под управлением Себастьяна дель Кано. Обратно в порт Лукар вернулись всего 18 человек! Вот эти люди и есть те, кто первый совершил кругосветное путешествие. Правда, имена их не сохранились. Но капитан дель Кано и летописец путешествия Пигафетта известны не только историкам и географам.

Первое русское кругосветное путешествие

Начальником первой русской кругосветной экспедиции был Это плавание проходило в 1803-1806 гг.

Два парусных корабля - «Надежда» под командованием самого Крузенштерна и «Нева» во главе с его помощником Юрием Федоровичем Лисянским - вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Главной целью было исследование Тихого океана и особенно устья Амура. Необходимо было выявить удобные места для стоянки русского Тихоокеанского флота и лучшие маршруты путей его снабжения.

Экспедиция не только имела большое значение для формирования Тихоокеанского флота, но и внесла огромный вклад в науку. Были открыты новые острова, зато стерт с карты океана ряд несуществующих островов. Впервые были начаты систематические исследования в океане. Экспедиция открыла Межпассатные противотечения в Тихом и Атлантическом океанах, измеряла температуру воды, ее соленость, определяла плотность воды... Были выяснены причины свечения моря, собраны данные о приливах и отливах, о компонентах погоды в разных районах Мирового океана.

Были внесены значительные уточнения в карту российского Дальнего Востока: части побережья Курильских островов, Сахалина, полуострова Камчатка. Впервые нанесены на нее некоторые из Японских островов.

Участники этой экспедиции и стали теми из россиян, кто первый совершил кругосветное путешествие.

Но для большинства россиян эта экспедиция известна по тому факту, что на «Надежде» отправилась в Японию первая российская миссия во главе с Резановым.

Великие вторые (интересные факты)

Англичанин стал вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. Его галеон "Золотая лань" впервые прошел из Атлантического океана в Тихий бурным проливом, впоследствии названным его именем. Этот путь считается гораздо более сложным, чем через из-за постоянных штормов, плавучих льдов, резких перемен погоды. Дрейк стал тем человеком, кто первый совершил кругосветное путешествие, обогнув мыс Горн. С тех пор среди моряков и пошла традиция носить серьгу в ухе. Если прошел оставив мыс Горн справа, то серьга должна была быть в правом ухе, и наоборот.

За свои заслуги был посвящен в рыцари лично королевой Елизаветой. Именно ему испанцы обязаны разгромом своей "Непобедимой армады".

В 1766 году француженка Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей плавание вокруг света. Для этого она переоделась мужчиной и попала на корабль Бугенвилля, отправившегося в кругосветную экспедицию, в качестве слуги. Когда обман раскрылся, несмотря на все ее заслуги, Барре была высажена на Маврикии и домой вернулась уже на другом корабле.

Вторая русская кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева знаменита тем, что в ходе нее в январе 1820 года была открыта Антарктида.