Можно ли снимать сотрудника ДПС? Расставляем все на свои места в вопросе съемки инспектора на дороге во время исполнения служебных обязанностей. Гибдд разрешили останавливать машины вне постов

На сайте обязательного опубликования правовых актов pravo.gov.ru появился окончательный вариант Административного регламента ГИБДД - основного документа, регулирующего повседневную деятельность каждого сотрудника ведомства. Он утвержден приказом приказом главы МВД №664. Документ уже получил некоторую известность среди автомобилистов тем, что сотрудникам ДПС останавливать автовладельцев вне стационарных постов. На самом деле, новый Регламент разрешает не только это, но и полностью легитимизирует остановку транспорта «для проверки документов».

Кроме того, пункт 9.12, разрешает проверять, помимо прочих, еще и «документы на право пользования машиной». Другими словами, сотрудники ГИБДД теперь вполне могут вновь начать требовать у водителей такую раритетную бумажку как «доверенность на право управления ТС» - в случае, если человек управляет авто, зарегистрированным, например, на имя родственника или знакомого.

Сохранилось в новом Регламенте и «раздвоение личности» с одновременным запретом/разрешением прятать свои авто в засадах. Цитируем: «… размещение патрульного автомобиля в стационарном положении должно осуществляться так, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения». И далее: «… в случаях осуществления надзора за дорожным движением,… автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». То есть, буквально: «прятаться в кустах нельзя, но можно».

Теперь регламент требует, что «В разговоре с участниками дорожного движения обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на Вы, проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания».

«должен воздерживаться от высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений, а также исключить грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, оскорбительные выражения или реплики и действия, провоцирующие противоправное поведение». Кроме того, теперь при общении с водителями не запрещается курить.

В беседе с корреспондентом портала «АвтоВзгляд» представитель Госавтоинспекции сообщил, что новая редакция Регламента ликвидировала накопившиеся нестыковки этого документа с постоянно меняющимся законодательством. Среди наиболее значимых новелл он назвал следующие: появление процедуры водителями в отсутствии сотрудника полиции (по европротоколу), требование к инспекторам ДПС проводить все процессуальные действия под видеозапись, а также обязанность сотрудников доставить водителя обратно к его машине в случае, когда тест на алкоголь в медучреждении доказал его трезвость.

Сейчас в интернете ходит много вопросов и ведутся активные обсуждения на тему того, можно ли снимать сотрудника ГИБДД при исполнении или нет. Дело в том, что недавно был принят новый административный от 20 октября 2017, в котором убрали пункт, запрещающий инспектору препятствовать съёмке его на телефон или видеокамеру. После это многие сотрудники ГАИ вздохнули с облегчением — дескать убрали, значит нельзя! И даже зафиксированы несколько случаев, когда водителю за отказ выполнить требование представителя власти убрать камеру инкриминировали статью 19.3 «Неповиновение». Водители сразу зароптали — как же так? Как бороться с недобросовестными гаишниками?!На самом деле, с принятием нового регламента, по этой теме ничего не изменилось. Снимать сотрудников ГИБДД при исполнении по-прежнему можно абсолютно беспрепятственно! И вот почему:

  1. Статья 29 Конституции РФ даёт нам право свободно получать, передавать и распространять информацию любым законным способом.
  2. Статья 152.1 Гражданского Кодекса РФ говорит нам о том, что не нужно спрашивать никакого разрешения на съёмку инспектора ДПС, если Вы находитесь в общественном месте.
  3. Статья 8 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет принцип открытости и публичности, а это говорит о том, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. И это уже не говоря о том, что сам президент официально заявил, что работа полиции является гласной!

Окончательную точку в вопросе можно ли на камеру снимать сотрудников ГИБДД при исполнении и законна ли видеосъемка гаишников поставил начальник ГУ ОБДД МВД РФ генерал Михаил Юрьевич Черников. Его вердикт однозначен и понятен - снимать можно. Вот его официальный ответ:

Согласно его письму, на текущий момент положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использование оборудования фото- или видео-фиксации — нет. Разумеется если съёмка ведётся в публичном месте. Поэтому инспектор ДПС не имеет права запрещать водителям или простым прохожим осуществлять его видеосъёмку на посту или при выполнении должностных обязанностей.
Если же сотрудник ГИБДД РФ запрещает его снимать на фото или камеру — потребуйте у него представиться, согласно п.5 ст.5 ФЗ «О полиции», а так же постарайтесь зафиксировать его нагрудный жетон. После этого открываем сайт ГИБДД (ссылка) и пишем на этого полицейского жалобу с изложением всех подробностей. За самоуправство он понесёт заслуженное наказание!

А может ли сотрудник ГИБДД снимать на камеру?!

Теперь немного поговорим об обратной стороне медали, а именно о том — можно ли сотрудникам ДПС при исполнении снимать на фото- или видео-камеру участников дорожного движения — водителей и пешеходов. Конечно может. Он такой же гражданин Российской Федерации, как и Вы. А значит для него так же актуальная 29 статья Конституции и 152 статья Гражданского Кодекса. Даже если водитель находится в авто — снимать его можно, ведь улица, где стоит или едет его автомобиль — это так же общественное место. Полицейские тоже имеют право на защиту от неадекватных граждан и это надо учитывать!

С 20 октября в России начал действовать новый административный регламент ГИБДД. Он вызвал большую волну обсуждений. В частности, шквал вопросов от водителей был о возможности снимать на видео сотрудников ГИБДД. Итак, что теперь можно, что - нет и какие изменения внесены в регламент.

Водитель и пассажиры, предъявите документы! С 20 октября других причин для остановки машины и не надо. Если раньше без видимых оснований автомобиль имели право тормозить только на стационарном посту ДПС, то теперь - где и когда угодно, хоть ночью в глухом лесу.

Объяснение такое: постов ДПС все меньше, их каждый месяц закрывают, а угонщики и нетрезвые водители правила стараются не нарушать. Как их еще ловить?

«Если темное время, какое-то безлюдное место, есть мобильная связь, есть радиосвязь, есть телефон дежурной части территориального органа, через который можно уточнить в случае сомнений, является ли этот наряд действительно нарядом, а не какие-либо мошенники», - пояснил начальник Управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков.

По сути, теперь узаконено то, что инспекторы и раньше делали - останавливали машины, ссылаясь на всевозможные спецоперации. В интернете полно видеороликов, где это видно, но теперь таких съемок станет заметно меньше.

Нет, снимать в общественных местах работу ГАИ можно, но только до тех пор, пока это не запретит сотрудник ГИБДД. За несогласие остановить съемку можно оказаться в наручниках, а там штраф или арест до 15 суток.

«Съемка у нас разрешена за исключением тех случаев, когда прямо описано в законе и когда сотрудник требует для сохранения следов и обстоятельств, которые необходимо зафиксировать, либо отойти, либо прекратить видеосъемку. Любое действие, с которым гражданин не согласен, он в установленном порядке впоследствии может обжаловать», - рассказал начальник Управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков.

Еще одно новшество - с 20 октября инспекторы не имеют полномочий выдавать справку о ДТП, которую требуют страховые компании. В ГАИ предлагают оформлять аварии по европротоколу вовсе без ДПС, либо обходиться другими процессуальными документами - протоколом об административном правонарушении, либо постановлением по делу.

«В указанных документах, помимо прочего, будут кратко отражаться и те сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП. Это сведения о транспортных средствах, повреждениях, сведения о договорах ОСАГО участников происшествия», - сообщил начальник Управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков.

На этой же неделе усложнились и правила сдачи экзаменов в автошколах. Так, одно из самых сложных упражнений - заезд в бокс задним ходом под 90 градусов - теперь можно выполнять только в один прием, без переключения передач.

«Сейчас эти движения вперед-назад не разрешаются, человек сразу с первого раза должен заехать - что в бокс, что на параллельную парковку», - рассказал инструктор Томаз Ткешелашвили.

Сегодня в бокс заезжает ученица, которая за рулем второй день. И у нее все получается благодаря точным подсказкам инструктора. А вот водителю с 20-летним стажем сделать это с первого раза не удалось - подвела привычка смотреть назад, а не в зеркала заднего вида.

«Раньше на упражнениях стояли такие высокие стойки, вы когда смотрели назад, вы их видели; сейчас если будете смотреть назад, вы вряд ли их увидите», - пояснил инструктор.

Теперь автошколы вынуждены увеличить количество часов именно на это упражнение.

Ужесточаются правила и для тех, кто сдает на категорию «А», например, прохождение «змейки», на нее теперь отводится только одна попытка, вторая не допускается - если ошибся, то не сдал.

Приказ МВД №664, вводящий в действие новый регламент, должен был вступить в силу еще 1 апреля, но из-за большого объема документа и множества различных нюансов на доработку документа понадобилось еще полгода.

В многостраничном тексте детально прописано, как должен выполнять свои служебные обязанности сотрудник ГИБДД. Учитывая, что предыдущий регламент действовал с 2009 года, в обновленном документе оказалось немало новшеств.

«У МВД России в настоящее время отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП и, соответственно, по организации выдачи сотрудниками полиции указанной справки», — заявил в преддверии вступления регламента в силу начальник управления ДПС Госавтоинспекции Александр Быков.

По его словам, теперь вместо справок для страховых водителям будут выдавать только копии протоколов или постановлений об административном правонарушении, которые содержат всю необходимую информацию.

Кроме того, полицейские отныне смогут останавливать водителей не только на стационарных постах, количество которых в последние годы резко сократилось, но и в любом другом месте. Полицейские фактически могли делать это и ранее, но для этого им необходимо было иметь хотя бы формальные основания, например, проведение спецмероприятия в это время. Сейчас гаишникам все равно нужно будет сообщать водителю причину остановки. Сигналы для остановки сотрудником ГИБДД должны даваться четко и быть понятны для всех участников дорожного движения.

Новый административный регламент, вопреки сообщениям некоторых СМИ и соответствующей реакции в соцсетях, никак не запрещает гражданам снимать инспектора на видеокамеру.

«Из новой редакции административного регламента исключена норма, обязывающая сотрудников полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамер, видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры. Это решение обусловлено исчерпывающим перечнем обязанностей, возложенных на полицию, и исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом», — пояснил начальник управления ДПС Госавтоинспекции. Он отметил, что данная норма просто исчезла из документа, чтобы исключить дублирование с другими законами.

Новый регламент формально запрещает гаишникам «прятаться» от автомобилистов во время дежурства. Как писала ранее «Газета.Ru», это один из любимых приемов многих сотрудников ДПС, которые, выбирая сложные для водителя участки, где происходит много нарушений, тут же привлекают нарушителей к ответственности.

В ГИБДД разъяснили, что согласно новому регламенту, патрульный автомобиль должен быть хорошо виден, но из этого правила есть исключение. Так, в случае аварийного участка дороги или в месте переломного рельефа, а также в условиях участка трассы с интенсивным скоростным движением инспекторы ДПС имеют право расположить патрульный автомобиль так, чтобы не допустить ЧП.

«Только в этих случаях допустима установка автомобиля с частичным закрытием: либо за переломом рельефа, либо каких-то инженерных сооружений», — пояснил Быков.

Кроме того, в новом документе нет запрета на использование камер автоматической фотофиксации в зонах ремонта дорог. Теперь их можно установить там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки. Начальник управления ДПС отметил, что штраф после фотофиксации будет выписываться только во время проведения дорожных работ.

По новым правилам, сотрудники ДПС не станут изымать права у автомобилистов на месте остановки. «Исключены нормы, связанные с изъятием водительского удостоверения и запрещением эксплуатации транспортного средства, выступавшие ранее как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении», — сказал Быков.

20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Пост закончен

– В чём причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной.

– Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, – объясняет автоэксперт Юрий Панченко.


Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.

– К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, – объясняет автоюрист Лев Воропаев. – Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора – в том числе и Указом президента РФ № 711, законом "О полиции" и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.


Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

– С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, – комментирует Юрий Панченко. – С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

– При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, – считает Лев Воропаев.


Как снять инспектора

Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: "Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись".

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

– СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации..." Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

– Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке.

О "коммерческих" камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве.

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.


Глава областной ГИБДД .

Лучший способ для развода

Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, – говорит Юрий Панченко. – В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: "в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии..." На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно".

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11.

– Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, – подытоживает Юрий Панченко. – Если такое произойдёт – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.


Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

– По большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей.

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента всё же есть:

– Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, – подытоживает он.