Народ в поэме "кому на руси жить хорошо". Народ - герой поэмы "кому на руси жить хорошо"


Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...
Н. А. Некрасов

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” - не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом - Заплато-во, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка...
Крестьяне - люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье - “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый...” - эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Ги-рина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:

Душа, что туча черная,
Гневна, грозна
- и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.

Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий - “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” - говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша - выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “... проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь - все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

Задачи и тесты по теме "Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы - Текст 2 класс

В творчестве Н. А. Некрасова центральное место занимает тема народа. В своих стихотворениях он рассказывает о судьбах русских крестьян, об их бедах и радостях, надеждах и разочарованиях. Особенно интересна в этом плане поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это масштабное, эпическое полотно народной жизни, с размышлениями о прошлом и настоящем русского крестьянства, с попытками заглянуть в его будущее.

Царский манифест 1861 года отменил в России крепостное право, покончил с позорной рабской системой и, казалось бы, открыл новую страницу в истории русского народа. Но в действительности все оказалось не так просто. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» - спрашивает себя и своих читателей Некрасов; и тот же вопрос пытаются решить его мужики-правдоискатели, решившие выяснить «кому живется весело, вольготно на Руси».

Не так легко получить ответ на этот вопрос, он складывается постепенно, из рассказов самых различных людей, которых встречают наши искатели в своем путешествии по России.

В поэме очень много массовых народных сцен. Вот мы попадаем на «сельскую ярмонку» с ее пестрой, яркой, постоянно меняющейся атмосферой. Здесь шумит, гуляет народ; мы видим самые разные персонажи - вот мужик, сломавший топор, вот другой, пробующий ободья, вот дед, торгующий внучке башмаки, вот крестьяне, которые угощают актеров « щедрее барского ». Ярко и красочно нарисована картина народной жизни с ее радостями и заботами. Шумит, гудит ярмарка, и ее особенный, заразительный праздничный настрой лучше всяких слов свидетельствует о неизбывной жизненной силе, заключенной в народе, умеющем не унывать ни при каких обстоятельствах.

В главе «Пьяная ночь» народная стихия рисуется несколько иначе. Здесь снова звучит множество рассказов, иные даны только намеками, но такими выразительными, что и неркольких слов оказывается достаточно, чтобы понять весь трагизм судьбы, которая за ними стоит. Не просто пьяный разгул видим мы в показе Некрасова, но и ту громадную силу, которая скрыта в народе. Да, народ может быть и пьяной толпой, но это и народ-поэт, народ-труженик.

Именно во время этой « пьяной ночи » мы впервые слышим оценку, данную мужиками царскому манифесту:

Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана...

Изменилась жизнь на Руси после отмены крепостного права, но крестьянская доля легче не стала. Это особенно явствует из главы «Счастливые», которая, вопреки названию, полна рассказов о тяжелом крестьянском житье-бытье:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями...

Просто провозгласить свободу недостаточно - необходимо еще выкорчевать из сознания людей дух рабства, сложившийся за века. Нет, немногое изменилось в России с отменой крепостного права. Многие помещники не желают перестраиваться и продолжают творить произвол по-прежнему. Таков, например, деспот и самодур Оболт-Оболдуев, который заявляет:

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный...

Не склонен идеализировать Некрасов и народ, он показывает, что рабская психология крепко въелась и в души крестьян: некоторые продолжают посылать своим помещикам отмененный уже оброк, другой гордится своей «барской» болезнью, желая хоть таким образом ощутить свою причастность к «господам». Не стал пока еще свободным русский народ, и в этом его великая трагедия.

Однако Некрасов свято верит, что эта свобода не за горами. Ведь русский народ силен, если из него выходят такие люди, как дедушка Савелий, «богатырь святорусский», который даже в остроге ощущает себя внутренне свободным, утверждая: «Клейменный, да не раб!»

Силен русский народ, если рождает таких дочерей, как Матрена Тимофеевна! Могучая сила чувствуется в этой простой крестьянке, и в то же время она не уникальна, ее можно назвать типичной представительницей народа, недаром рассказ о выпавших на ее долю испытаниях невольно перерастает у Некрасова в собирательное повествование о страшной доле русской крестьянки. Характерно то, что, несмотря на тяжелейшие испытания, Матрена Тимофеевна не сломлена, она выстояла, вынесла все и никогда не ощущала себя рабыней.

Интересны и другие персонажи поэмы - Ермило Гирин и Яким Нагой - незаурядные, наделенные не только силой духа, но и готовностью постоять «за дело правое». Так, например, Ермило Гирин защищает интересы народа, тягаясь с богатым купцом Алтынниковым, и побеждает, опираясь на поддержку крестьян. Да, многое может сделать русский народ, если он выступает «всем миром». Крестьяне поверили Гирину и пошли за ним, выбрав его как бы своим «царем». И Гирин верой и правдой служил крестьянам, а когда однажды совершил неправое дело, пожертвовав справедливостью ради личной выгоды, то добровольно предстал перед народным судом.

Несгибаемый дух непокорности живет в Якиме Нагом несмотря на его преклонный возраст и физическую немощь. Вот уж кого никак не назовешь забитым и бессловесным существом!

Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

Много пришлось вынести этому борцу за справедливость, жизнь била его нещадно, и удары судьбы тяжелой печатью легли на Якима:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

Кто же такой, этот Гриша Добросклонов? Это один из тех народных заступников, которых немало было в истории русского общества, вспомнить хотя бы Добролюбова и Чернышевского, «хождение в народ» русской интеллигенции. Будучи обобщенным и собирательным, образ Гриши Добросклонова имеет все же вполне жизненные, исторически конкретные прототипы. Он сам - плоть от плоти народа и борьбе за его счастье готов посвятить всю свою жизнь.

С появлением таких Добросклоновых связывает поэт грядущее освобождение русского

народа, и потому финал некрасовской поэмы глубоко оптимистичен. Он устремлен в будущее, которое, как верил Некрасов, будет гораздо лучше, чем день сегодняшний.

Сочинения по литературе: Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила "одним концом по барину, другим - по мужику".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - поистине народная поэма. писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа.

Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше "недотерпеть", чем "перетерпеть". Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне - великая сила, за которой будущее России:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба - типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух "злодеев-грешников". Роль легенд в поэме дублирует роль песен.

Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям... Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве.

В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: "...и гнется, да не ломится, не ломится, не валится...".

В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: "добра, ты, царская грамота, да не про нас ты писана", "высоко бог, далеко царь", "с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат", "хвали траву в стогу, а барина в гробу" и т. д.

Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян:

Иди скорей, да хрюкалом

В канаву ляг, воды испей!

Авось, соскочит дурь!..

Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой, .точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что "...брань господская, что жало комариное, мужицкая - обух".

Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею - поэму ("Кому на Руси жить хорошо".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года. Например, Савелий рассказывает о жестокостях своего бывшего помещика Шалашникова, который порол своих крепостных. Наглядным примером барина-крепостника в поэме является старый князь Утятин, показанный в главе "Последыш". Поэма раскрывает на примерах образов крестьян особенности русского национального характера, "к положительные его качества, так и отрицательные.

Автор произведения изображает крестьян всесторонне. Мы видим, как они отдыхают (глава "Сельская ярманка"), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет...

Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: "Клейменный, да не раб!" - говорит он о себе.

Крестьянское терпение

Выносливо, да временем

Есть и ему конец.

Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, "холоп примерный".

В многочисленных образах крестьян Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.

Некрасов, являясь знатоком русского народного творчества, ввел в поэму множество вставных элементов: песен, пословиц, поговорок. Это придало языку произведения подлинную народность, а автору дало возможность глубже раскрыть мировоззрение и чувства крестьян.

"Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит крестьянин Влас, используя пословицу. Как известно, именно в устном народном творчестве заключена мудрость народа.

Грусть и тоска слышится в народных песнях, представленных в поэме. Их названия говорят сами за себя: "Голодная", "Барщинная".

Стоит мужик -

Колышется,

Идет мужик -

Рисуя многочисленные образы крестьян, Некрасов изображает различные характеры, разделяет их на два лагеря: рабов и борцов. Поэт изображает крестьян, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" автор рассказывает о дворовом человеке, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Он гордится тем, что тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Не менее выразительным является образ холопа князя Утятина. Игнат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля".

Покорный раб показан также в образе "холопа примерного -- Якова верного". Несмотря на жестокое обращение, верный раб до самой старости берег ублажал своего господина. Сам поэт не верит, что добрый господин может избавить крестьян от страданий. Некрасов убежден, что лишь сами крестьяне могут и должны бороться за свое счастье.

Осуждая покорность, Некрасов симпатизирует крестьянам-борцам, чьи образы он раскрывает в поэме "Кому на Руси жить хорошо". В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Но даже понимая безысходность своей жизни, Яким Нагой не черствеет душой, он любит и понимает красоту. Яким украшает свою избу картинками, употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким -- крестьянин нового типа. Он уже побывал в отхожем промысле и понял, к сожалению для себя, что тяготы жизни не всегда приводят крестьян к борьбе, а в большинстве случаев заглушаются вином:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная --

Гневна, грозна -- и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождем,

А все вином кончается.

Сочувствует поэт и Ермиле Гирину. Он сельский староста, умный и честный человек, пользующийся любовью и уважением крестьян. А они, в свою очередь, в трудную минуту помогают Ермилу сохранить мельницу. Вот, оказывается, несмотря на свою забитость, крестьяне способны объединиться для хорошего дела и действовать всем миром. Ермил же, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда "бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова" должны были наказать. Ермил Гирин выступил как защитник крестьянских интересов и потому с полным правом мог сказать о себе: "Клейменый, да не раб!" В поэме он показан как потенциальный борец с несправедливостью:

Наши топоры

Лежали -- до поры!

О пассивных крестьянах Гирин говорит презрительно, называя их "погибели-пропащие". Другого героя этой поэмы, Савелия, Некрасов называет богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляя его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Савелий не случайно изображен в одной главе с Матреной Тимофеевной, ибо это и есть два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось исполнять рабский труд, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Тяжело переживает она смерть сына Демушки, преследования господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты жизни она проявляла настойчивость и твердость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием.

В центре картины мира, созданной Некрасовым в поэме, находится народ. Народ - то солнце, вокруг которого вращается все, лучи которого ложатся на весь мир, созданный в поэме. Народ может заблуждаться, проявлять ограниченность, глупость, жестокость, и тем не менее его внутренняя мощь, его величие никогда не подвергаются в поэме сомнению. Дедушка Савелий посвящает целую речь русскому «богатырству», последнее определение Руси в песне Гриши Добросклонова - «всесильная».

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Это и есть портрет русского народа в сжатом виде. Силы, скрытые в народе, искупают его убожество, забитость, непреодоленное рабство, и именно эти силы и должны привести народ к «счастью».

Народная правда. В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются особые представления о сущностных вопросах бытия - в первую очередь о праведности и грехе - заметно отличающиеся от традиционных, выработанных христианской культурой.

Почему, например, народный любимец Ермил Гирин готов повеситься? He потому, что совершил просто бесчестный поступок - «повыгородил» из рекрутчины младшего брата Митрия. Духовное родство с крестьянством стоит выше родства по крови. В конце концов Ермил Гирин сознает свой поступок как грех против всего мира, против своего же брата-крестьянина. Ведь вместо Митрия на службу вне очереди должен идти сын Ненилы Власьевны. Вот почему раскаяние Гирина так глубоко.

В рассказе странника Ионушки «О двух великих грешниках» раскаявшийся разбойник Кудеяр получает от Бога прощение. Ho не после тяжкого, многолетнего подвига (долгие годы он должен был резать ножом ствол громадного дуба), а лишь убив народного притеснителя, пана Глуховского. Глуховский хвастается Кудеяру, что «мучит, пытает и вешает» своих холопов, и убийство его превращается в добродетель, поскольку защищает интересы народа - дуб рушится. В той же главе «Пир -- на весь мир» рассказывается история и о старосте Глебе, который скрыл, что восемь тысяч крестьян получили вольную, - его грех назван Иудиным грехом. Как вы помните, Иуда предал Иисуса Христа, Бога и Человека. Глеб предает народ, который в поэме помещен в центр мироздания. Праведниками, грешниками, иудами герои становятся лишь при соотнесении с народной правдой и народными интересами.

Массовые сцены. Образ народа в поэме обладает внутренней цельностью и вместе с тем распадается на множество лиц. Массовые сцены в поэме оттеняют единство народа, его готовность собраться, объединиться, задышать одним дыханием. С исключительной выразительностью Некрасов описывает, как весь крестьянский мир помогает своему любимцу Ермилу Гирину расплатиться за мельницу:

И чудо сотворилося -
На всей базарной площади

У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Нa сельской «ярмонке», в пьяную ночь (Первая часть поэмы), на покосе в «Последыше» народ также описывается как единое целое, как одно существо. Между прочим, и странники легко вливаются в общий строй - берутся за косы во время покоса, обещают сжать рожь Матрене Тимофеевне, подхватывают песни, которые она поет. Все это тоже подчеркивает, что перед нами единый организм; странники и крестьяне, которых они встречают по пути, живут одной жизнью.

Совсем не обязательно народ сливается в целое в общем благородном порыве, во время песни или сенокоса - роль объединяющего начала может сыграть и жестокое пьянство (глава «Пьяная ночь»), и избиение человека. В главе «Пир - на весь мир» есть страшноватый эпизод с Егоркой Шутовым, которого весь мир осудил бить, все послушно следуют приговору, хотя некоторые даже не знают, в чем провинность Егорки. Когда странники выражают удивление по этому поводу - «Чудной народ! / Бьют сонного, / За что, про что не знаючи...» - в ответ они слышат резкий окрик: «Коли всем миром велено: / Бей! - стало есть за что!» Воля мира не обсуждается, мир всегда прав. Готовность народа к слиянию, к единству оказывается для Некрасова гораздо важнее того, ради чего это объединение произошло и куда будут направлены объединенные силы.

«Люди холопского звания» . В массовых сценах различия между крестьянами стерты. Вместе с тем народ в поэме многолик. Здесь множество различных типов - праведники, правдоискатели, странники, солдатики, труженики, балаганные артисты, народные заступники... Всей этой пестрой и разнообразной среде противостоит группа дворовых. Нравственный облик дворовых, то есть крестьян, оторванных от земли и живущих при помещике, искажен, дворовые прониклись холопством, духом нерассуждающего рабства и слепого подчинения барину. Дворовый князя Переметьева, появляющийся в главе «Счастливые», Ипат, «холуй чувствительный» из «Последыша», староста Глеб и Яков, «холоп примерный» из главы «Пир - на весь мир» - каждый из них на свой лад представляет уродливые лики рабства. Один гордится тем, что болен «болезнью благородною» и допивал из господских рюмок иностранные вина, другой с умилением вспоминает, как барин купал его зимой в двух прорубях, третий скрывает от крестьян вольную. Лишь четвертый, Яков, «холоп примерный», решает отомстить барину за несправедливое обращение - вешается на его глазах.

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

Сквозь истории о холопах яснее проступает идеал крестьянского счастья - оно невозможно не только при внешнем, но и при внутреннем, духовном рабстве.

Народ и помещики. Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков, бывших хозяев крестьян. В поэме дано несколько помещичьих типов. Первый из них - Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев, к которому мужики обращаются с вопросом о счастье. Фамилия помещика, сгущение вокруг его образа уменьшительноласкательных суффиксов заранее компрометируют его.

Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.

Все, что будет исходить от этого «усатенького, пузатенького» барина, изначально лишается основательности, делается несерьезным и незначительным.

Оболт-Оболдуев живет воспоминаниями о благословенных прошлых временах, когда он чувствовал себя настоящим барином, задававшим шумные праздники, ездившим на охоту, вершащим расправу над своими крепостными. Его речь завершается похоронным звоном: в селе Кузьминском был убит крестьянин, но Оболт-Оболдуев придает звучанию колоколов символическое значение.

Звонят не по крестьянину!
По жизни по помещичьей
Звонят!..

Печать тления, смерти лежит в поэме не только на помещичьей жизни, но и на самих помещиках, смерть подкашивает их одного за одним. Погибает на войне помещик Шалашников, нещадно дравший своих крестьян («Крестьянка»), разбойник Кудеяр убивает пана Глуховского, умирает от удара князь Утятин.

Князь Утятин прозван Последышем (последыш - самый младший в семье). И хотя у Утятина есть наследники, он младший в семье помещиков. Если Оболт-Оболдуев сожалеет об ушедшей эпохе, то Утятин не желает расставаться с ней и живет в иллюзорном мире, созданном для него окружающими. Признаки вырождения помещичьего сословия в Утятине налицо. Это старик, выживший из ума, не желающий признавать очевидных вещей, не способный смириться с отменой крепостного права.

Право суда над помещиком отдано в поэме крестьянину. Скептическое замечание семи странников: «Колом сбивал их, что ли, ты / Молиться в барский дом?» - немедленно разрушает нарисованную Оболтом-Оболдуевым благополучную картину «духовного родства» барина и его крестьян. В «Последыше» крестьяне и вовсе потешаются над своим бывшим хозяином.

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику! -

говорит Оболт-Оболдуев. Отмена крепостного права и в самом деле взрывала привычный российский уклад. Однако перемены, ожидавшие барина и мужика, были принципиально разные: барина ожидало угасание, вырождение, смерть, мужика - туманное, но великое будущее.