Норвелл Аткин. Почему арабы проигрывают войны. Почему арабы живут хорошо, а русские плохо

Норвелл Аткин - полковник США в отставке, прожил восьмь лет в Ливане, Иордании и Египете, имеет степень специалиста в области арабских исследований Американского Университета в Бейруте, в настоящее время инструктирует персонал армии США, направляемый в Ближневосточный регион.
Норвелл Аткин. Почему арабы проигрывают войны
Источник: The Middle East Forum

Арабо-язычные армии, в общем, не были эффективными в современную эпоху. Египетские регулярные силы плохо проявили себя против нерегулярных войск Емена в 1960х. Сирийцы смогли навязать свою волю в Ливане в течение середины 1970х только при помощи подавляющего вооружения и численности. Иракцы оказались слабыми против иранских вооруженных сил, ослабленных революционной суматохой 1980х и не смогли выиграть тридцатилетнюю войну против курдов. Арабские военные операции с обеих сторон в войне 1990г против Кувейта были посредственны. И Арабы плохо показали себя почти во всех военных конфронтациях с Израилем. Для чего этот не впечатляющий отчет? Есть множество факторов: экономические, идеологические, технические, но, возможно, самый важный - имеет отношение к культуре и определенным социальным признакам, которые не позволяют арабам создать эффективную военную силу.

Трюизм военной жизни состоит в том, что армия обучается в бою. Я привлёк свои многолетние наблюдения за арабами в попытке сделать выводы основвываясь на том, как они идут в бой. Следующие впечатления исходят из личного опыта общения с арабскими военными учреждениями в качестве американского военного атташе, офицера службы безопасности, офицера наблюдателя сил безопасности Эмиратов и тридцати лет исследований Ближнего Востока.

НЕУДАЧНЫЕ НАЧАЛА

Анализ культуры в стратегических исследованиях имеет слабое развитие, такие исследования подменялись варевом невежества и мифологии. Американская армия в 1930х оценила японский национальный характер, как не стремящийся к новизне и сделала ложные выводы. Гитлер отклонил Соединенные Штаты как общество полукровок и недооцененный результаты вступления Америки в войну. Эти примеры показывают, когда культуру рассматривают в плоскости силы и слабости, то это приводит к диким искажениям, особенно в понимания того, почему государства, не готовые к войне вдруг вступают в бой, с приливом силы и веры. Искушение состоит в том, чтобы приписать такие культурные признаки вражескому государству, которые отрицают его превосходство в численности или вооружении. Или рассматривать потенциального врага через призму собственных культурных норм. Американские стратеги предполагали, что порог боли северных вьетнамцев близок их собственному и что воздушная бомбардировка Севера поставит их на колени. Три дня бомбёжек, как думали, будет достаточно для Сербов, фактически же, потребовалось семьдесят восемь дней.

Особенно опасно делать поверхностные предположения о способностях к войне, основанные на прошлом опыте. Мрачные французские операции во франко-прусской войне 1870 привели немецкое верховное командование к чрезмерно оптимистической выводам перед Первой Мировой Войной. Упорство и храбрость французских солдат в принудили немецкое командование переоценить способности французов. Израильские генералы недооценили египетскую армию в 1973, исходя из египетского поражения в войне 1967.

Культуру трудно ухватить. Она не тождественна расе или этносу. История войны высмеивает попытки привязать жесткие культурные атрибуты к индивидуумам, как это рисует военная история от Римской Империи до Оттоманской. В обоих случаях тренировка, дисциплина, честь, напор, не определяются индивидуальным происхождением солдат. Высоко дисциплинированные, эффективные римские легионы, были многонациональны, а элитные оттоманские янычары набирались из балканских христиан.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ

Понимание предшествующих ошибок должно позволить оценить роль культурных факторов в войне. Джон Киган, выдающийся военный историк, утверждал, что культура - главный детерминант природы войны. В отличие от привычного способа ведения европейских войн, которую он называет "лицом к лицу", Киган изображает ранние арабские армии в исламскую эру, как мастеров уклонения, задержек и обмана. Исследование арабской войны в текущем столетии приводит к заключению, что арабы более успешны в повстанческой или политической войне - то, что T. E. Лоренс назвал "войны без сражений". Даже хвалёное египетское форсирование Суэца в 1973 в своей сути содержало мастерский план обмана. Вполне возможно, что эти постоянные признаки следуют из культуры, порождающей хитрость, коварство, уклончивость и скрытность в личных отношениях.

По этим линиям, Кеннет Поллак заключает своё исчерпывающее исследование арабской военной эффективности, отмечая, что "определенные образцы поведения, созданные доминирующей арабской культурой были самыми важными факторами, вносящими свой вклад в ограниченную военную эффективность арабских армий и воздушных сил с 1945 по 1991гг." Эти признаки включали сверхцентрализацию, отсутствие инициативы, нехватку гибкости, манипуляцию информацией и подавление лидерства на уровне младших офицеров.

Критический уровень "Столкновения Цивилизаций" Сэмюэля Хантингтона не уменьшает его жизненного взгляда на мир, в котором народы сгруппированы по религиям и культурам, а не политическим или экономическим критериям, что оскорбляет академиков. Мир определяемый расой и родом - это действительность, которую не отменили современные коммуникации и технологии.

Вьетнамские коммунисты вели не ту войну, которой Соединенные Штаты обучали своих солдат, чеченцы и афганцы вели не ту войну, к которой были готовы русские. Это влечет за собой нечто больше, чем простое переоснащение вооружения и переквалификацию солдат. Это требует понимания культурной мифологии врага, его истории, отношения ко времени, и т. д., требует больших затрат времени и денег, чем это может позволить бюрократическая машина.

Я предлагаю некоторые оценки роли культуры в военном обучении арабо-язычных офицеров. Я ограничюсь, преимущественно, обучением по двум причинам. 1) Я наблюдал много учений и только одну военную кампанию (Иорданской Армии против Организации Освобождения Палестины в 1970). 2) Армии воюют так, как они были обучены. Войска обусловлены привычками мирного времени, политикой, и тренировками; они не подвергается внезапной метаморфозе, превращающей гражданских жителей в воинов. Генерал Джордж Паттон любил вспоминать историю о Юлии Цезаре, который "Зимой так обучал свои легионы и каждого солдата к конкретным обязанностям, что, когда весной он начинал войну против Галов, ему не было необходимо отдавать приказы, поскольку все знали, что и как нужно делать."

ИНФОРМАЦИЯ КАК ВЛАСТЬ

В каждом обществе информация - средство, поддерживающее богатство и власть, но арабском мире информация удерживается особенно сильно. Американские специалисты часто удивляются факту, что информация, переданная ключевому персоналу не передаётся на нижние уровни. Научившись выполнять некоторую сложную процедуру, арабский техник понимает, что он неоценим, пока он - единственный в боевой единице, имееющий такие знания; как только он поделится знанием с другими, он больше не будет единственным, и его власть ослабнет. Это ярко проявилось в случае, когда американская мобильная учебная команда, работающая с египетскими танкистами получила "Руководство Операторов", переведенное на арабский язык. Американские специалисты раздали брошюры танкистам. Сразу после этого, командир роты отобрал руководства у солдат. Когда американцы потребовали объяснений, командир заявил, что нет смысла давать руководства водителям, поскольку они не умеют читать. Фактически, он не хотел, чтобы военнослужащие имели независимый источник знания. Был единственный человек, который мог объяснить, использование инструментов контроля огня - это обеспечивало ему престиж и внимание. В военных терминах это означает очень низкую взаимозаменяемость, например, в команде танка, где стрелок, заряжающий и водитель могут быть опытны в свой области, но не готовы заменить товарища при несчастном случае. Такой подход не позволит создать гладко функционирующую команду.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение, со временем, имеет тенденцию к потере наглядности, сокращению, высушиванию, не оспариванию. Поскольку арабская образовательная система основана на механическом запоминании, офицеры должны иметь феноменальную способность заучивать огромное количество информации. Система изучения состоят из лекций, со студентами, делающими массивные конспекты, которых экзаменуют только в тех рамках, о чём им говорили. (Это также имеет интересные аспекты для иностранных преподавателей; например, доверие к преподавателю уменьшается, если он обращается к книге). Акцент на запоминание имеет цену, и это приводит к девальвации способности вести рассуждение или анализ, основываясь на общих принципах. Размышление вне рамок не поощряется; выполнение подобных действий публично может повредить карьере.

Соревнования среди персонала избегают, по крайней мере открыто, поскольку это означает, что кто - то проигрывает и это нанесёт ему оскорбление. Это табу имеет особую силу, когда класс состоит из студентов из разных социальных слоёв. Образование рассматривается, как средство личного престижа, таким образом, арабы в американских военных школах стараются изо всех сил показать, что занимают место, согласно военному чину или социальному слою.

Американские военные преподаватели, имеющие дело с ближневосточными студентами, должны быть уверены, что на вопрос, который он адресует студенту в классе, последний имеет правильным ответ, особенно если тот - офицер. Если студент не сможет ответить на вопрос, он будет чувствовать себя публично оскорбленным. Более того, в часто-параноидальной окружающей среде арабской политической культуры, он будет видеть в этом злонамеренную установку. Этот студент станет врагом преподавателя, а его одноклассники начнут опасаться того, что также будут выбранны для оскорбления, в результате, обучение становится невозможным.

ОФИЦЕРЫ ПРОТИВ СОЛДАТ

Арабские младшие офицеры хорошо обучаются техническим аспектам вооружения и тактике, но не лидерству, ему уделяется слабое внимание. Например, генерал Саад ас-Шазиль, начальник египетского штаба, в своей оценке армии до войны 1973 отметил, что их не обучали брать на себя инициативу или предлагать оригинальные решения или новые идеи. Действительно, лидерство является наибольшей слабостью арабских учебных систем. Эта проблема вытекает из двух главных факторов: высоко акцентированной классовой системы, граничащей с системой каст, и нехваткой программ развития неофицерского состава.

Большинство арабских офицеров смотрит на срочнослужащих солдат, как недо-людей. Однажды я наблюдал, как во время посещения американских сановников, поднялся ветер, несущий острые частицы песка из пустыни, египетские солдаты были выстроены в шеренгу, чтобы оградить американцев; другими словами, солдат использовали в качестве бурелома. Идея заботы о человеке имеет место только в среде элитных подразделений египетских вооруженных сил. В типичный уикэнд, офицеры подразделений, размещенных вне Каира, садятся в свои автомобили и едут домой, оставляя военнослужащих, которые пересекают пустыню по направлению к шоссе, где они на попутных автобусах или грузовиках добираются до Каирской железнодорожной станции. Гарнизонные расквартирования не имеют никаких удобств для солдат. Та же ситуация, в различных степенях, существует в других в арабо-язычных странах, чуть лучше в Иордании, чуть хуже в Ираке и Сирии.

Молодые призывники, составляющие большую часть египетской армии, имеют серьезные основания ненавидеть воинскую службу и делают всё, включая членовредительство, чтобы избежать службы. В Сирии богач покупает льготы для своего сына или способствует назначению его в небоевые части. В общем, дисциплина в вооруженные силах Плодородного Полумесяца базируется на страхе; в странах, где племенная система все еще в силе, типа Саудовской Аравии, врожденный эгалитаризм общества смягчается страхом, как главным мотивирующим фактором, но страх, не лучшая основа дисциплины.

Социальная и профессиональная дистанция между офицерами и военнослужащими присутствует во всех армиях, но в Соединенных Штатах и других Западных странах, сержанты являются соединительным звеном. Действительно, профессиональный корпус сержантского состава является одним из главных в американских вооруженных силах в своих лучших проявлениях; сержанты являются, как первичными инструкторами в профессиональной армии, так и наставниками срочнослужащих. Большинство арабских стран или вообще не имеют сержантов, или их функции атрофированы, что также препятствуя эффективности вооруженных сил. За некоторыми исключениями, сержанты относятся к той же низшей категории рядовых и не служат мостом между рядовыми и офицерами. Офицеры обучают солдат, но социальная пропасть между рядовыми и офицерами приводит к небрежному, формализованноту и неэффективному процессу обучения. Аспект показа-и-рассказа в обучении часто отсутствует, потому что офицеры не хотят пачкаться и предпочитают игнорировать практические аспекты их предмета.

Военная цена такому разрыву очень высока. Без единства, обеспечиваемого сержантами, боевые единицы имеют тенденцию распадаться в напряжении боя. Это факт, что срочнослужащие солдаты, не доверяют своим офицерам. Как только офицеры отбывают из учебных частей, обучение разваливается. Египетский офицер однажды объяснил мне, что катастрофическое поражение египетской армии в 1967 следовало из отсутствия единства в пределах боевых единиц. Ситуация, он сказал, только незначительно улучшилась в 1973. Иракские пленные солдаты в 1991 проявили удивительный страх и вражду к своим офицерам.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Решения принимаются и поставляются сверху с очень небольшой горизонтальной коммуникацией. Это приводит к высоко централизованной системе и, почти, никогда не делегированной власти. Редко, когда офицер принимает критическое решение самостоятельно; он предпочитает безопасный путь, чтобы его воспринимали, как трудолюбивого, интеллектуального, лояльного и послушного. Обратить на себя внимание, как на новатора или склонного принимать решения - верный рецепт для неприятностей. Как и в гражданской жизни, конформизм - подавляющая социальная норма; "гвоздь, который торчит, забивают".

Американские инструкторы часто испытывают разочарование, не понимая, что арабский офицер испытывает недостаток власти, чтобы сделать распоряжение и, в то же время боится признать, что он испытывает недостаток власти. Автор несколько раз видел, как распоряжения относительно отделения принимались на уровне командира батальона, бывают ситуации, требующие даже одобрения министерства обороны. Сержанты в армии США имеет такую же власть, как полковник в арабской армии. Командиры боевых единицы у арабов имеют немного власти. Политизированная природа арабских армий означает, что политические факторы весят гораздо больше, чем военные. Офицеры с инициативой и склонностью к самостоятельным действиям ставят под угрозу режим. Это может быть замечено не только на уровне национальной стратегии, но и во всех аспектах военных операций и обучения. Если арабские армии стали менее политизированным и более профессиональными при подготовке к войне с Израилем в 1973, то, как только война закончилась, старые традиции вернулись. Теперь, к этому добавляется, все более бюрократизируемая система военное учреждений. Ветеран паркетных войн в Пентагоне почувствовал бы себя ребёнком, столкнувшись с интригами и конкуренцией, существующей в арабском военном штабе.

Американские инструкторы очень разочаровываются, когда сталкиваются с привычкой арабских офицеров, обвинять в неудачных операциях или американское оборудовании, или какой либо другой внешний источник. Ответственность за эксплуатацию американского оборудования возлагают на "нехватку запасных частей", несмотря на то, что американские инструкторы предъявляют документы достаточных поставок, прибывающих в страну, но исчезающих в работающей со сбоями системе обеспечения. (Такая критика никогда не была едкой или личной и часто настолько косвенной и вежливо поставленной, что понималась только при встрече.) Этот императив работает даже на наиболее высоких уровнях. Во время войны в Кувейте, иракские силы заняли город Кафджи в северо-восточной Саудовской Аравии после того, как его оставили саудиты. Генерал Халид бин Султан, саудовский командующий наземных войск, просил письмо от генерала Нормана Шварцкопфа, заявляя, что инициатива отступления исходила от американского генерала. Генерал Халид бин Султан, как и ожидалось, обвинил американцев в том, что иракцы заняли города. В действительности, проблема состояла в том, что саудовская пехота просто оставила поле битвы. Саудиты, фактически, бежали, несмотря на превосходство в численности над иракским подразделением, приближающимся к Кафджи, но саудовская гордость требовала, чтобы в этом были обвинены иностранцы.

Что касается оборудования, то здесь существует обширный культурный разрыв между американским и арабским обслуживанием и системами логистики. Арабские трудности с американским оборудованием не сводятся только к проблеме, что "арабы не производят обслуживание", но кое-чему более глуокому. Американское понятие системы вооружия не передается легко. Система вооружия несёт с собой определенное обслуживание, процедуры логистики, политику и, даже, философию, все это основанно на американской культуре, с ее ожиданиями определенного образовательного уровня и ответственности. Инструменты, которые доверяют американскому батальону (единица в 600-800 человек) в арабской армии будут, наиболее вероятно, найдены на более высоком уровне, вероятно, двумя или тремя эшелонами выше. В США оборудование и его обслуживание основаны на понятии ремонта на самом низком уровне и поэтому требуют делегации власти. Без необходимых инструментов, запасных частей, и диагностики, позволяющей содержать оборудование, и при наличии страха сообщить о плохих новостях старшим, командир подразделения ищет козлов отпущения. Все это объясняет, почему я много раз слышал в Египте, что американское вооружение - "слишком деликатное"

Арабы не упускают случай приобрести самые современные из военных аппаратных средств и делают все, чтобы избежать проблем обслуживания, логистики, и обучения. Но они запутывают и входят в заблуждение до такой степени, что американские инструкторы почти не могут им помочь. Более того, арабское нежелание быть искренним относительно проблем обучения делает чрезвычайно трудным для иностранных советников обеспечить инструкции необходимого уровня или оценить учебные потребности.

СОВМЕСТНЫЕ АРМЕЙСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Недостаток сотрудничества является самой очевидной причиной поражений совместных операций арабских армий. Регулярный иорданский пехотный батальон, например, столь же хорош, как и сопоставимое израильское подразделение; однако, координация, требуемая для объединения действий пехоты, артиллерии, авиации и логистики, просто отсутствует. Действительно, чем выше эшелон, тем больше неравенство. Это следует из нечастых совместных учений.

Эта проблема следует из трех главных факторов. Во первых, известное недоверие арабов к любому, находящемуся вне их семьи, что очень неблагоприятно сказывается на наступательных операциях. Исключением являются элитные подразделения (которые в арабском мире имеют обязанность защиты режима, а не страны). Это культура, в которой почти каждая сфера человеческого усилия, включая деловые и социальные отношения, основанна на семейности, эта ориентация также присутствует в вооруженных силах, особенно в напряженном сражении. Наступательное действие, в основном, состоит из огня и маневра. Элемент маневра должен быть уверенным в том, что будет поддержан огонём прикрытия. Если есть недостаток доверия к поддержке, то поднять войска на окопавшегося противника может только офицер, выходящий вперёд, а это, как раз то, что не характерно для арабского офицера.

Во вторых, сложная мозаичная система народов создает дополнительные проблемы для обучения, поскольку правители на Ближнем Востоке используют сектантские и племенные привязанности, чтобы поддержать власть. Алавитское Меньшинство управляет Сирией, Восточные бедуины управляют Иорданией, Сунниты управляют Ираком, и Неждисты управляют Саудовской Аравией. Это прямо отражается на вооруженных силах, где сектантские взгляды сказываются на назначениях и поощрениях. Некоторые меньшинства (Черкесы в Иордании или Друзы в Сирии) связывают своё благосостояние с правящей элитой и выполняют критические функции защиты; другие (типа Шиитов Ирака) не допускаются в корпус офицеров. В любом случае, назначение офицеров, базируется на сектантских принципах работает против назначений, основанных на заслуге.

Та же самая нехватка доверия работает на межгосударственном уровне, где арабские армии показывают очень низкое доверие друг другу, и с серьезными основаниеми. Гамаль Абдэль Нассер сказал явную ложь Королю Хузэйну в июне 1967, что египетские воздушные силы бомбят Тель-Авив (когда большинство его самолетов было уже уничтожено), чтобы втянуть его в войну против Израиля - классический пример обмана. Лицемерный подход Садата к сирийцам, с целью втянуть их в войну против Израиля в октябре 1973 был другим обманом (обман включал использование второго набора оперативных планов, предназначенных только для сирийских глаз). При такой истории, неудивителен низкий уровень сотрудничества или объединенных учений среди арабских армий. В течение войны 1967, ни один иорданский офицер связи не был размещен в Египте.

В-третьих, Ближневосточные правители обычно полагаются на методы равновесия сил, чтобы поддержать свою власть. Они используют конкурирующие организации, дублируют агентства и иждивенческие структуры, зависимые от прихоти правителя. Это делает построение любой формы личной власти затруднительным, если не невозможным, и определяет лидерство, как нарушение равновесия. То же самое происходит в вооруженных силах; мощный председатель объединенных руководителей - невообразим.

Объединенные команды - всего лишь бумажные конструкции, имеющие ограниченную функцию. Лидеры смотрят на объединенные команды, объединённые учения, объединенное армии, и интегрированный штат очень осторожно, арабская армия - это обоюдоострый меч. Один край обращён к внешнему врагу и другой может быть направлен против власти. Наземные войска - одновременно и сила, обслуживающая режим и, в то же время, угроза. Ни один арабский правитель не позволит объединенным армейским операциям стать нормой. Фактически, объединенные армейские учения и объединенный штат создают дружественные отношения, смягчают конкуренцию, стирают подозрения, и устраняют фрагментарные конкурирующие организации, которые позволяют правителям играть на конкуренции. Эта ситуация наиболее ясно замечена в Саудовской Аравии, где наземные войска и авиация находятся под министром обороны, принцем Султаном, в то время, как Национальная гвардия находится под принцем Абдуллахом, заместителем премьер-министра и наследным принцем. В Египте, центральные силы безопасности уравновешивают армию. В Ираке и Сирии балансирование обеспечивает республиканская охрана.

Политические деятели, фактически, создают препятствия, поддерживающие фрагментацию. Например, получение самолета от воздушных сил для армейского бортового обучения, должно координироваться главами отделов в министерстве обороны; если вовлечено большое количество самолетов, это, вероятно, потребует президентского одобрения. Военные перевороты уже не актуальны, но опасение относительно них остается сильным. Любое крупномасштабное перемещение наземных войск - повод для беспокойства правительства, особенно если используются живые боеприпасы. В Саудовской Аравии существует сложная система документов, требуемая от командующих вооруженных сил областей и провинциальных губернаторов, каждый из которых имеет каналы, чтобы обеспечить дорожный конвой, получение боеприпасов или проведения учений.

ПАРАНОЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Арабские режимы классифицируют всё неопределенное, как военное. Информация, которую американские армия публикует (о поощрениях, переводах, названия и обозначений единиц) - главная тайна в арабо-язычных странах. Безусловно, это создаёт некоторые трудным для врага, но это также усиливает ячеистую и разделенную природу вооруженных сил. Навязчивая идея о безопасности может достичь смехотворных величин. До войны 1973 Садат был удивлен тем, что в течение двух недель после отдачи приказа вооруженным силам готовиться к войне, его министр обороны, генерал Мухаммад Садик был не в состоянии передать приказ своему непосредственному штату. Садат задавался вопросом, должна ли информация о войне сохранятся в тайне от людей, с которыми собираешься в неё вступать? Иностранцы всегда должны быть готовы к тому, что партнёр или ключевое лицо с арабской стороны, может быть заменено, без предупреждая и объяснения относительно его внезапного отсутствия. Неопределенность всего этого оставляет иностранцев с мрачными сценариями. И лучшее не спрашивать слишком много; советники или инструкторы, которые кажутся чрезмерно любознательными, могут быть приняты за людей, стремящихся получить доступ к ограниченной информации.

Предполагаемые близкие отношения США-Израиля, мысль, действующая на всех уровнях, усиливает эту склонность к тайне. Арабы полагают, что самые мирские детали о них, так или иначе, будут переданы к Мосад. Это объясняет, почему американского советника в арабских вооруженных силах часто спрашивают о его мнении относительно "Палестинской проблемы" и подвергают выслушиванию монологов о еврейском доминировании в Соединенных Штатах.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ К ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Существует общая слабость относительно мер по обеспечению техники безопасности, кажущаяся небрежностью и безразличием к обучению предотвращения несчастных случаев, многие из которых могли быть предотвращены минимальными усилиями. По сравнению с (возможно чрезмерной) техникой безопасности американцев, арабские общества выглядят безразличными к жертвам и показывают вялый подход к обучению технике безопасности. Есть множество объяснений этому. Некоторые указали бы на врожденный фатализм Ислама и, конечно, любой, кто провел значительное время в арабских такси, согласился бы правдоподобность этой теории, но, возможно, причина базируется больше в политической культуре. Когда политические лидеры демонстрируют полнейшее отсутствие беспокойства о благосостоянии своих солдат, таким отношением проникаются все эшелоны власти. Трюк Aсада был предательством сирийских войск, воююших с Израилем на Голанских Высотах в 1967: забрав свои элитные подразделения, сирийское правительство сознательно сообщило неправду, о том, что израильские войска захватили город Кунейтра, окружив сирийскую армию. Сирийские лидеры сделали этот шаг, чтобы оказать давление на великие державы, с целью заключения перемирия, хотя это привело к панике в сирийских войсках и потере Голанских Высот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Было бы трудно преувеличить культурный разрыв, отделяющий американские и арабские военные культуры. В каждой конкретной области, американские военные советники находят студентов, которые с энтузиазмом овладевают знаниями на уроках, но, затем, решительно не в состоянии применить их. Культура, в которую они возвращают - культура их армий и их стран препятствует намерениям и знаниям, полученным от американскими преподавателей.

Когда СССР имел влияние на арабский военный истеблишмент, он укрепили их культурные черты намного больше чем, это могут сделать американцы в настоящее время. Но, подобно арабам, советская военная культура управлялась политическими опасениями, граничащими с параноей. Меры, принимаемые для контроля над источниками (реальной или предполагаемой) угрозы, типа жестко централизованной структуры командования, были поняты арабскими политическими и военными элитами. Арабы, также, чувствовали близость к советскому презрению класса офицеров к рядовым солдатам и недоверию советской военной иерархии к хорошо-развитому, хорошо-оцененному, хорошо-вознагражденному корпусу военнослужащих сержантского состава.

Арабская политическая культура, основанная на высокой степени социального расслоения, больше напоминает политическую культуру Советского Союза и менее всего напоминает меритократичесую демократию Соединенных Штатов. Арабские офицеры не видят никакой ценности в обмене информации между собой. В этом они следуют примеру своих политических лидеров, которые не только отказывают в информации своим союзникам, но, обычно, обманывают их. Обучение в арабских армиях отражает это: вместо того, чтобы готовиться в максимально возможной степени ко множеству импровизированных обязанностей, которые могут понадобиться в хаосе сражения, арабские солдаты и их офицеры, связаны в узкими функциями назначений и иерархий. Это делает их менее эффективными на поле битвы, не говоря уже об операциях повышенного риска.

Изменения в арабской армии вряд ли произойдут, пока это они не произойдут в арабской политической культуре, хотя опыт других обществ (включая наше собственное) предполагает, что вооруженные силы могут иметь демократизирующее влияние на политическую культуру, поскольку офицеры приносят уроки их обучения сначала в их профессиональную среду, а затем в большее общество. Пока арабская политика не начнёт изменяться на фундаментальных уровнях, арабские армии, безотносительно к храбрости или мастерству индивидуальных офицеров и солдат, вряд ли приобретут диапазон качеств, которые требуются современным армиям для успеха на полях сражений. Эти качества зависят от уважения, доверия и открытости среди членов вооруженных сил на всех его уровнях; это - звучащая музыка современной войны, которую арабские армии, независимо от степени подражания их соответствующим образцам, не хотят услышать.

От переводчика: эта статья крайне любопытна, прежде всего, тем, что её автор – палестинский араб и мусульманин, но при этом не враг Израиля. Последнее обстоятельство позволяет ему увидеть ситуацию без искажений и разъяснить истинную подоплёку неприятия закона .

Лицемерие лидеров арабских граждан Израиля, рыдающих ныне по поводу нового израильского Закона о национальном характере государства, достигло в последние дни очередных высот.

Заметим, именно эти люди, на протяжении двух последних десятилетий своими выступлениями и действиями нанесли колоссальный ущерб отношениям между евреями и арабами в Израиле, и в первую очередь, интересам своих собственных избирателей - арабских граждан Израиля.

Израильские арабские лидеры, в том числе члены Кнессета, заявляют, мол, они возмущены не только тем, что закон определяет Израиль национальным домом еврейского народа, но ещё и тем, что в новом законодательстве нет ни слова о полном равенстве прав всех граждан.

Вот только, их возмущение – не более чем буря в стакане воды. Излишне разъяснять, что новый Основной (конституционный) закон не отменяет ни одного предыдущего закона или же Декларацию независимости Израиля, которые уже охватили все эти вопросы. В Израиле существуют и другие Основные законы, гарантирующие равные права для всех. Например, Основной Закон о человеческом достоинстве и свободе, принятый в 1992 году, цель которого состоит в том, чтобы: “Защитить человеческое достоинство и свободу, дабы закрепить в Основном законе ценности Государства Израиль как еврейского и демократического государства”.

“Фундаментальные права человека в Израиле основываются на признании значимости человека, неприкосновенности его жизни и присущей ему свободы, и соблюдаются в духе принципов Декларации Независимости Израиля”.

Израильская Декларация независимости, сформулированная ещё в 1948 году, то есть, задолго до нынешнего Основного Закона о национальном характере государства, также гарантирует равенство всех граждан, независимо от их вероисповедания, цвета кожи или расы: “Государство Израиль … приложит старания к развитию страны на благо всех её жителей. Оно будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков. Осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры. Будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН”.

Итак, если существовавшие ранее законы Израиля и его Декларация независимости остались неизменными, и уже обеспечивают равные права всем гражданам, что же тогда кроется за яростными нападками израильских арабских лидеров на новый закон? Неужели, они и в правду обеспокоены возможностью нарушения равенства или чем-то в том же духе?

Ответ на этот вопрос нетрудно обнаружить в их собственных заявлениях: они принципиально отвергают идею того, что Израиль является национальным домом еврейского народа. При этом они прекрасно знают, что Закон о национальном характере государства не влияет ни на статус, ни на права арабских граждан, как равноправных граждан Израиля.

Возьмём, к примеру, арабского депутата Кнессета Зохира Бахалюля (из партии “Сионистский лагерь” - бывшей партии Труда), объявившего недавно о своём намерении уйти в отставку из парламента в знак протеста против Закона о национальном характере Израиля. Он заявил, что Кнессет превратился в “резиновый штамп для расистского законодательства”.

Начнём с того, что Бахалюль является последним арабским гражданином Израиля, который мог бы пожаловаться на дискриминацию. На протяжении десятилетий он был одним из самых популярных спортивных журналистов Израиля, почитаемый как арабами, так и евреями. Таким образом, он непрерывно наслаждался комфортной жизнью в Израиле – той самой, которую он никогда даже в мечтах не имел бы в любой из арабских стран.

Дальше, если у Бахалюля на самом деле, существуют принципиальные проблемы с законом, определяющим Израиль национальным домом еврейского народа, то, что же он до сих пор делал в партии под названием “Сионистский лагерь”? Если уж вы согласились присоединиться к сионистской партии, стоит ли затем жаловаться на то, что Израиль заявляет о своём желании быть таким национальным домом для еврейского народа? Неужто кто-нибудь всерьёз полагает, что этот арабский парламентарий не знал все эти годы, что сионизм является национальным еврейским движением, поддерживающим восстановление еврейского национального государства на территории, определяемой как историческая Страна Израиля?

Наконец, нельзя не отметить и тот факт, что его собственная партия “Сионистский лагерь” уже по горло была сыта прошлыми выходками Бахалюля, особенно его решением в прошлом году бойкотировать церемонию Кнессета, посвящённую 100-летию Декларации Бальфура, а потому уже давно планировала от него избавиться.

К слову, Декларация Бальфура (в своей второй части) тоже предусматривает создание еврейского национального дома, не “наносящего ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине”.

Нынешние разногласия по поводу Закона о национальном характере государства, таким образом, не имеют ни малейшего отношения к вопросу о гарантии равных прав. Речь тут идёт о признании Израиля как национального дома еврейского народа.

Бахалюль бойкотировал церемонию Декларации Бальфура в Кнессете, как видно, потому, что он против самой идеи существования национального еврейского дома. В противном случае, с чего бы какому бы то ни было арабу, живущему в Израиле выступать против декларации, открыто утверждающей, что еврейский национальный дом не должен “наносить ущерб” правам неевреев?

Глава партии “Сионистский лагерь” Ави Габай назвал решение Бахалюля “экстремистским”.

Скорее всего, Бахалюль уже знал, что его скоро выбросят из партии, и, похоже, просто решил использовать Закон о национальном характере государства в качестве предлога для ухода и очернения Израиля, некорректно называя его ”государством с признаками апартеида”, а Кнессет - “резиновым штампом для расистского законодательства”.

Напоследок, отметим, что Бахалюль совсем не сразу оформил свою отставку из Кнессета. Вместо этого он сообщил, что он подаст своё заявление об отставке, когда Кнессет вернётся с летних каникул в середине октября. Другими словами, совершенно очевидно, что Бахалюль хочет провести ещё несколько месяцев в Кнессете, вероятно, для того, чтобы и дальше получать весьма приличную депутатскую зарплату, равно как и другие привилегии, которыми пользуются парламентарии. Откладывая свою отставку, он также, скорее всего, надеется, на то, что кто-нибудь попросит его отменить своё решение, как бы намекая: “Ну, пожалуйста, уговорите меня остаться в Кнессете!”…

Нет уж, г-н Бахалюль, если вы так переживаете по поводу нового Закона и не хотите быть частью израильской политической системы, почему бы Вам просто не встать и уйти? Отчего Вы так стремитесь остаться ещё на несколько месяцев в парламенте, который обвиняете в “расизме” по отношению к арабам?

“Маленькая грязная тайна” же заключается в том, что даже если бы слова о равенстве для всех граждан были добавлены в новый закон, Бахалюль и некоторые из его арабских коллег в Кнессете все равно бы возражали бы против него. Они просто категорически против самой идеи о том, что Израиль является еврейским государством.

Некоторые из них, например, Ахмед Тиби, последовательно призывают к превращению Израиля из “еврейского государства” в “государство для всех своих граждан” или “государство всех его национальных (этнических) групп”.

Другой арабский депутат Кнессета Джамаль Захалка, недавно издеваясь над еврейскими символами государства, завил: “Я скорее умру, чем спою израильский национальный гимн”. Многие арабские депутаты Кнессета отказываются принимать национальный гимн Израиля или его флаг с шестиконечной Звездой Давида. Тот же Захалка сказал об израильском флаге: “Любой флаг для меня - тряпка. Но этот кусок ткани намного хуже, чем просто тряпка”.

Ещё одна арабская депутатка Кнессета Ханин Зуаби была более чем откровенна в выражении своего неприятия с определением Израиля как национального дома еврейского народа. Еврейский народ не имеет права на самоопределение, заявила она в октябре 2017 года.

“Евреи не являются национальностью, поэтому мы не можем говорить о самоопределении еврейского народа … Израильтяне, могут иметь самоопределение, но не в качестве жителей еврейского государства, а в рамках светского демократического государства”.

Как тут не вспомнить о том, что Зуаби, представительница большого клана из Назарета, была временно отстранена от работы в парламенте в 2014 году за подстрекательство после того, как она выступила в защиту действий ХАМАСа, обстреливавшего ракетами города Израиля, а также похищения (с последующим убийством) трех израильских подростков палестинскими террористами?

Зуаби и ей подобные наносили и продолжают наносить серьёзнейший ущерб отношениям между евреями и арабами в Израиле. Именно их порочная антиизраильская риторика и действия как раз и являются основной причиной того, что все большее число евреев начинают смотреть на арабских граждан Израиля, как на “пятую колонну” или “внутренних врагов”.

Некоторые израильские арабские лидеры поносят Израиль лишь для того, чтобы обеспечить себе общественную огласку. Они, ведь, знают, что ни одна газета не станет упоминать их, если они будут заниматься такими проблемами, как канализация или нехватка классных комнат в арабских школах. Вместе с тем, когда они говорят что-то плохое об Израиле или провоцируют евреев, они обязательно получают заголовки в прессе.

Первоочередной задачей арабских граждан Израиля является снижение высокого уровня безработицы среди выпускников арабских университетов. Арабские граждане Израиля хотят быть полностью интегрированными в Израиль. Они борются за улучшение государственных услуг, особенно в том, что касается инфраструктуры в их городах и деревнях. Но вместо того, чтобы представлять реальные интересы своих избирателей, Тиби, Зуаби, Захалка и другие тратят своё время, на осуждения Израиля и отождествляя себя и своих избирателей с его врагами.

Действия и высказывания этих арабских депутатов Кнессета только усиливает раскол между евреями и арабами, при том, что израильское правительство прилагает серьёзные усилия для улучшения жизни арабских граждан. Например, парламентский комитет Израиля в апреле прошлого года объявил о решении выделить 20 миллионов шекелей (5,6 млн. долларов) на новую программу, направленную на увеличение числа израильских арабов, работающих в технологическом секторе. При этом, комитет отметил, что в рамках решения кабинета министров от 2015 года, правительство Израиля уже вложило 1,2 млрд. из 4,2 млрд. долларов выделенных на экономическое развитие арабов и других меньшинств.

Арабы в Израиле являются равноправными гражданами. Более того, права, которыми они обладают, куда шире тех, что они имели бы в любой другой ближневосточной стране. В опросе, опубликованном в 2016 году, 55% арабских граждан Израиля заявили о том, что гордятся быть гражданами Израиля. Другой опрос, опубликованный в 2017 году, показал, что 60% арабских граждан Израиля позитивно относятся к государству.

Израильские арабские лидеры могут подстрекать против Израиля столько, сколько они пожелают. Их клевета не изменит реальности, состоящей в том, что Израиль является единственной процветающей демократией на Ближнем Востоке и с уважением относится к своим меньшинствам.

В то время, как в Сирии, Ливане, Египте, Ираке, Ливии и других арабских и исламских странах, меньшинства подвергаются преследованиям и убийствам, арабские граждане Израиля успешно интегрируются в государстве. Они занимают высокие посты в Верховном суде, министерстве иностранных дел, секторе здравоохранения и даже в израильской полиции.

Новый закон, отнюдь не изменил эту реальность. На самом деле, большинство арабских граждан едва ли обеспокоены новым законом. Большинство арабов в Израиле продолжают просыпаться утром и продолжать свою жизнь. Они могут работать везде, где они хотят, они могут путешествовать, свободно отправляясь в любую точку страны, и они продолжают пользоваться всеми привилегиями, льготами и свободами, которыми обладают еврейские граждане.

Иными словами, за возмущением некоторых из лидеров арабских граждан Израиля скрывается нечто совершенно иное, нежели опасения по поводу утраты гражданского равенства.

Они не хотят, чтобы Израиль был еврейским национальным домом, втайне надеясь, что однажды евреи станут меньшинством в своей собственной стране. Год за годом эти лидеры подстрекают своих избирателей против Израиля и евреев. Но если они настолько недовольны Израилем, может им стоит подумать о переезде в Рамаллу, в сектор Газы, или в какую-нибудь арабскую страну.

Может быть, они хотят покинуть Кнессет? Почему они воздерживаются от подобного шага? Не потому ли, что только здесь, в еврейском национальном государстве, столь вредном для них, как они утверждают, они и их дети могут жить и процветать столь комфортно.

(Перевод Александра Непомнящего)

Источник на английском:

Изменить размер текста: A A

Мы привезли с собой дождь

Едва наш автобус въехал в Тель-Авив, как над израильской столицей разверзлись хляби небесные. В принципе, для местных-то дождь является настоящей благодатью. А вот калининградцам это погодное явление, мягко говоря, не в диковинку. Поэтому посольство России журналистская братия едва ли не взяла штурмом, заставив насторожиться охранника за стеклом. Протокольную видео- и фотосъемку встречи наших министров с российскими дипломатами пришлось проводить в несколько этапов - всех репортеров сразу тесная комнатушка не вместила. Надо заметить, здание отечественного представительства на Хайаркон и в самом деле довольно компактное в отличие от вольготно раскинувшейся чуть дальше по улице громады американского посольства. Поэтому даже традиционный подход к прессе состоялся в вестибюле. Периодически входившие с улицы сотрудники при виде такой толпы вздрагивали, возможно, принимая нас то ли за потерпевших бедствие и пришедших за вспомоществованием российских туристов, то ли за эмигрантов, вдруг возжелавших вернуться в покинутое Отечество. Между тем, посол Петр Стегний дал несколько ценных советов.

Здешние соотечественники - это фактически репатрианты, вернувшиеся на свою историческую родину, - напомнил Петр Владимирович. - Поэтому лучше пока делать упор на скорое введение безвизового обмена между нашими странами, а оно и в самом деле не за горами.

Если перевести довольно пространную речь дипломата на обыкновенный человеческий язык, то можно было понять, что пропагандировать программу переселения к нам соотечественников здесь предпочтительнее исподволь, как бы между делом. Тем паче, как нам доходчиво разъяснили чуть позднее, израильские власти подобную агитацию отнюдь не поощряют. Зато активно расхваливать достоинства Калининградской области не возбраняется, инвесторы нам нужны не меньше переселенцев. А там, глядишь, вслед за первыми потянутся и вторые.

Предупрежденные, а значит, вооруженные, мы вышли на улицы Тель-Авива. Тем более, дождь уже кончился.

Питер и Кениг в «одном флаконе»

Пожалуй, самое точное определение этому городу дал сразу же влюбившийся в его небоскребы фотокорреспондент «Комсомолки». Тель-Авив и в самом деле был похож одновременно и на Калининград , и на Санкт-Петербург . Если, конечно, отбросить средиземноморский пляж с пальмами и температуру воздуха +20. Причем, кажется, здесь происходят примерно те же процессы, что и у нас, разве только в больших масштабах. Местные «хрущевки» - невысокие, слепленные из бетона (настолько плохого, что, кажется, что и вовсе из глины) в 50-60-х, уже можно признать уходящей натурой. Повсеместно модерновые билдинги соседствуют с полуразвалившимися домиками в эдаком мавританском стиле. Тротуары мало чем отличаются от калининградских, во всяком случае, до европейской ухоженности им далеко.

Вообще, влияние Востока ощутимо. И сервис в гостиницах «ненавязчивый» - даже в фешенебельном «Шератоне», как сетовали наши министры, к их вселению не успели привести в порядок номера. И на лицах прохожих нет приклеенных европейских улыбок, похожих на знак объезда: когда за внешней доброжелательностью скрыто желание дистанцироваться от чужака как можно дальше. Народ здесь, чувствовалось, тертый, и уж если израильтянин тебе улыбается, то искренне. Причем наш знаменитый бард, слова из песни которого в преддверии визита из нашей делегации вспоминали, уверен, был прав. Только теперь «бывшего нашего народа» здесь уже больше, чем на четверть - по последним данным, русскоязычных в Израиле проживает уже 28 процентов.

Как пройти к автобусной остановке? - спросили мы на английском у первого попавшегося прохожего.

А, так вы по-русски говорите?! - встрепенулся мужик, уловивший наши переговоры между собой. И в два счета объяснил маршрут «на великом и могучем».

Труден путь в Иерусалим

По тель-авивскому вокзалу и вокруг него бродили толпы молодых людей обоего пола в военной форме. Многие были вооружены автоматическими винтовками. В Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) девушки служат 2, а парни 3 года. И солдаты строевых частей даже в увольнение обязаны убывать с оружием, чтобы быть готовыми в любой момент вступить в бой. Рядом с вокзалом возвышалось здание Минобороны с вертолетной площадкой на крыше, а на входе в терминал пришлось показать охраннику содержимое сумок. Вымуштрованные арабскими террористами израильтяне безропотно выстраивались в очередь.

На иерусалимскую электричку мы все-таки опоздали, пришлось разориться на такси - безумное по здешним понятиям мотовство. Зато открывшаяся с вершины холма панорама Белого города с лихвой вознаградила за потраченные шекели. В исторический центр Иерусалима проехали через квартал местных ортодоксов. Что ж, если в Тель-Авиве мы удивлялись малому количеству хасидов, то здесь даже мальчики были в черных лапсердаках и с пейсами. Высадил нас таксист у древней церкви, построенной еще рыцарями-тамплиерами в романском стиле. Теперь здесь хозяйничают православные священники. На другой стороне улицы возвышалась крепостная стена, за которой располагался уже арабский квартал. Его мы на всякий случай обогнули, тем более, уже сгустились южные сумерки.

Чтобы было еще приятнее бродить по городу, чисто по-калининградски решили «затариться». Продавшая нам бутылку превосходного красного вина хозяйка небольшой лавки поинтересовалась, откуда мы прибыли.

О, русские! Мы с мужем - ортодоксальные христиане, - расцвела в улыбке Самира и в доказательство широко перекрестилась. - Добро пожаловать на Святую землю, братья!

Благостным настроением, охватившим нас после встречи с сестрой по вере, не замедлили воспользоваться ушлые торговцы с улицы, которую сплошь составляют магазины сувениров. Она, кстати, является границей между арабским и еврейскими кварталами. Но отлично уживаются здесь все, невзирая на национальность. Воистину бизнес - лучший миротворец. Если и вам повезет здесь оказаться, могу дать совет: торгуйтесь, не стесняясь! Сэкономите порядочно. И также, не стесняясь, заговаривайте с продавцами по-русски. Если приобретаете хоть что-то из товаров, вас отлично поймут даже те, кто в обычной жизни нашей речью абсолютно не владеет.

Присяга у Стены Плача

Миновав раскоп, на дне которого виднелся фрагмент Иерусалима античных времен, мы почти достигли Стены Плача. С высоты очередного холма этот остаток опорной стены Храмовой горы смотрелся даже величественнее, чем вплотную к нему. Из-за стены виднелись купола двух мечетей - там вновь была арабская территория. А на спуске к главной иудейской святыне сидел за прилавком с грудами разноцветных шапочек-кип человек с исполненной библейской печали улыбкой на лице. Мы уже даже не удивились, услышав из уст продавца родную речь. Роман родом из Сухуми , в Израиль подался от ужасов грузино -абхазской войны 14 лет назад. Между прочим, на родине был уважаемым человеком, работал врачом санэпидстанции.

Приходится приспосабливаться, - тихо обронил наш собеседник, окинув взглядом свой немудрящий товар.

Репортаж получался в духе советских новостей из стран загнивающего Запада . Но тут поблизости грянула бравурная военная музыка. Выяснилось, что мы угодили аккурат на принятие присяги новобранцами ЦАХАЛ - назло скрежетавшим зубами за стеной арабам сия торжественная церемония проходила перед Стеной Плача.

От нашей присяги израильская отличалась кардинально. Во-первых, в огромной толпе не было заметно ни одного раздувшегося от важности генерала или матерящегося прапорщика. Во-вторых, само по себе действо было скорее праздничным, нежели торжественным. Солдаты, их родители, родственники, друзья ликовали так, как у нас при встрече Нового года у главной городской елки. В разноголосом гомоне вдруг послышалась характерная речь с южным фрикативным «г» и откровенно малороссийскими интонациями. Чутье нас не обмануло: семья Гольдбергов переехала из Украины . Дети выросли уже здесь и теперь отдавали конституционный долг новой родине. Дочь Женя - армейский повар, ей осталось всего 10 месяцев до дембеля. А присягу сегодня принимал ее брат Леонид, которому предстоит тянуть лямку в военной полиции. Несмотря на свою вроде бы сугубо мирную специальность, повариха за время службы стреляла побольше многих российских срочников. Раз в полгода даже коки ЦАХАЛ обязаны сдавать зачет по огневой подготовке.

А вот на Украине из них никто в армию не пошел бы, откупились бы, - признается отец семейства Владимир. - Страшно детей отпускать на службу, конечно, однако надо. Меня друзья, которые там остались, часто спрашивают, как в Израиле живется. Отвечаю, что хорошо, тепло, сытно. Но опасно.

Похоже, с чувством постоянной опасности тут вполне сжились. Все всегда начеку, и в первых рядах «оборонцев» именно молодежь. Охраннику в спортивном костюме у рамки металлоискателя на входе в железнодорожный вокзал Иерусалима - на вид лет 18-19. Возраст берет свое: поправляя на плече ремень автоматического пистолета с прикладом, парень заигрывает с двумя девчонками, как и мы, ожидающими последнюю электричку на Тель-Авив. Почти по Высоцкому : в общественном вокзальном туалете есть надписи на русском языке. Больше того - они там уверенно доминируют.

«Докажи, что ты не террорист!»

В преддверии шаббата (еврейской субботы) ночная жизнь столицы Израиля била ключом. В черном небе над пляжем полыхала красным неоном вывеска «Шератона» с погасшей первой буквой английского названия. Ласково шуршал морской прибой, из волн которого доносился родной матерок. Понятно, ведь местные в ноябре не купаются, для них 20-градусной теплоты вода чересчур холодна.

Утром перед отъездом мы успели забежать в магазинчик за сигаретами. Редкий случай - с продавцом пришлось говорить не на русском, а по-английски! Однако, когда в ответ на традиционное «Откуда вы?» я сказал, что из Калининграда, парень радостно закивал.

Неужели знаете, где это? - удивился я.

Конечно! - даже обиделся продавец.

В аэропорту «Бен-Гурион» выяснилось, что в Израиль проще попасть, чем из него улететь. Битых три часа секьюрити (тоже все, как на подбор, молодежь) трясли нас как грушу. Мне, например, лишь многолетний журналистский опыт общения с отечественными силовиками позволил сохранить спокойствие. Я даже занялся подсчетом вопросов, которые мне задавали. Рыжеватый охранник выдохся где-то на пятидесятом.

Извините, мистер, - наконец сдался он. - Но вы же понимаете, что все это делается в целях вашей же безопасности?

Переводчика, через которого мы до этого общались, рядом уже не было, и настало время обнаружить мой сомнительный английский:

Нет проблем, парень, ведь это твоя работа! - выдал я заранее составленную в уме фразу, и у «парня» от неожиданности отвисла челюсть. Калининград был отомщен…

Уже в самолете, обмениваясь впечатлениями, выяснили, что, отвечая службе безопасности, чем эти два дня мы занимались в Израиле, все плели кто во что горазд. Если свести наши версии воедино, компьютеры «Моссада» наверняка бы перегорели, пытаясь проанализировать обобщенный результат. Но, судя по всему, смысл ответов в данном случае был далеко не на первом плане. Важнее представлялась чисто человеческая реакция собеседника на нудные расспросы.

Запивая впечатления неожиданно очень приличным израильским бренди, второпях купленном в дьюти-фри на бегу к стойке регистрации, я вдруг со всей очевидностью понял, что арабам евреев не победить никогда. И не только потому, что последние куда лучше организованы. Израиль напрочь лишен академичности стран старой Европы . От израильтян, как и от россиян, никогда толком не знаешь, чего ожидать. Но при этом, в отличие от нас, сынам Сиона удалось создать весьма монолитную нацию (сами они, кстати, так пока не считают). Государство, которое официально существует каких-нибудь 60 лет, черпает дополнительные силы в своей богатой истории. То есть Израиль с успехом делает то, что сегодня пытается делать Россия.

Многие из нас знают, что арабы в таких странах как ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар живут хорошо. Вернее сказать они живут просто роскошно.

Возьмём в качестве примера ОАЭ с его Дубаем и Абу-даби.

Вот как живут граждане этой страны:

На улицах нет не одной старой марки машины. Все авто или премиум класса или эксклюзив.

Все арабы и живут шикарно и буквально обвешаны золотом.

По всей стране буквально всюду стоит запах денег.

На улицах нет не одного нищего.

Многие думают, что основная причина этого богатства это нефть. Но это только половин правды. А если это половина правды, то вторая половина это НЕправда.

Вот основной миф про жизнь в ОАЭ:

Арабы не работают. Каждому из них при рождении начисляется миллион долларов и в течении жизни каждый из них получает процент от продажи нефти.

Это на самом деле — миф и выдумки .

При рождении каждому жителю ОАЭ государство выдаёт следущее:

Бесплатное жильё

В течении жизни абсолютно любое медицинское обслуживание БЕСПЛАТНО

Бесплатное образование в любой точке Мира и любом университете

Все. По сути больше ничего государство не даёт своим гражданам.

Более того в самом богатом городе ОАЭ — Дубае, нефть играет можно сказать последнию статью доходов. Дело в том, что доходы от нефти составляют всего 4% от всех доходов Дубая .

Все остальное это туризм, недвижимость и торговля чем либо.

Жители ОАЭ самые богатые жители мира

При всем этом граждане этой страны(арабы) действительно самые богатые жители Мира. Никогда жители России, Европы, США не сравняться по уровню доходов с жителям данной страны .

Это кажется странным, но это действительно так.

Давайте разберёмся почему так происходит.

Начнём с того, что в Дубае проживает только 20% граждан страны, а 80% иностранцы. Иностранцы просто покупают тут недвижимость и живут в своё удовольствие. Это место для богатых. Это можно сказать рай для богатых, просто потому что тут полностью отсутствует преступность. Здесь строгие законы За любое нарушение закона любой человек карается по всей строгости закона.

А это и нужно всем богатым людям. Ведь если человек богат, то ему нужно чтобы его никто не трогал и не забрал его богатство . Все остальное у богатых уже есть.

Вот это и предлагает ОАЭ со своими строгими законами.

Т.е. это такой укромный уголок где богатые люди всего мира отгородились ото всех остальных.

Разумеется всех этих богатых людей должен кто то обслуживать. Этим занимаются приезжие индусы, пакистанцы, иранцы.

Средняя зарплата такого работника не превышает 500 долларов, но обычно зарплата работника составляет 300 долларов. Но даже эти 300 долларов являются просто космической суммой для многих работников. Ведь в той же Индии средняя зарплата обычного человека не превышает 50 долларов, а зачастую и того меньше.

Т.е. можно сказать, что богатые люди эксплуатируют труд наёмных рабочих.

А что же делают сами арабы?! Не нужно думать, что арабы не работают. Они работают.

Вся тайна кроется в том, что 94% арабов работает государственными служащими — чиновниками, полицейскими, проверяющими,..

Так вот минимальная зарплата такого государственного служащего не может быть меньше 70 000 рублей.

Но это минимальная зарплата. Но если ты уже добился что то на гос службе, то твоя зарплата составляет около 2-3 миллионов рублей в месяц. Например полицейский занимающий пост начальника какого то подразделения ездит на Бэнтли или Феррари.

Но если ты получаешь всего 70 000 рублей, то ты не будешь ездить на Бэнтли, но на новенькой Тойоте ты будешь ездить без проблем.

Разумеется араб не хочет ездить на Тойоте, а хочет ездить на Феррари и поэтому он старается на своей работе и работает довольна много.

Так, что не надо думать, что арабы не работают. Другое дело, что зарплаты у них космические, это да.

Раскрою ещё одну тайну — На государственную службу не принимают иностранцев.

Т.е. работать на государственной службе может только гражданин этой страны. Вот и все.

Иностранец может работать в любой частной кампании, но никогда не сможет работать на государственной службе.

Если, все так шикарно, то как стать гражданином ОАЭ?!

Можно сказать это НЕВОЗМОЖНО. Гражданином ОАЭ может стать только человек рожденный от гражданина ОАЭ. Т.е. если вы(русская) выйдите замуж за араба, то вы не станете гражданином ОАЭ, а вот ваши дети рождённые от этого брака станут гражданами.

Переходим теперь к ответу на наш главный вопрос — Почему граждане этой страны хорошо живут?

Вот главные причины:

Отсутствие коррупции

Небольшое население и большое количество нефти

Давайте поговорим более подробно о каждой из этих причин.

Полное отсутствие коррупции в ОАЭ

Так как государственным служащим или чиновником может стать только гражданин страны, то сами граждане страны и контролируют жизнь в ОАЭ. Коррупции в ОАЭ действительно нет.

В качестве законов в ОАЭ взяты нормы из Шариата и поэтому закон здесь соблюдается очень строго. И каждый человек проживающий в ОАЭ знает, что если он нарушит Закон, то его посадят.

С другой стороны встает вопрос — жители ОАЭ это мусульмане, а как мы знаем у мусульман процветает коррупция. Пример Россия, Египет, Иран, множество африканских стран,…

Почему в данной мусульманской стране отсутствует коррупция?

Для меня это остаётся загадкой. Т.е. я не понимаю как могли власти страны полностью искоренить коррупцию. Возможно из-за строгих законов.

Но факт остаётся фактом — в ОАЭ нет коррупции .

В ОАЭ — мало людей, но много нефти

Извечный вопрос в России — почему в России нефти больше чем в ОАЭ, а они живут хорошо, а мы нет? А все на самом деле просто.

В России численность населения — 140 миллионов человек, а в ОАЭ — 5 миллионов. Таким образом в России населения почти в 30 раз больше чем в ОАЭ.

А запасы нефти в России и ОАЭ практически равны.

Кроме того в России огромное количество городов, а в ОАЭ всего 2 города — Дубай и Абу-даби.

В общем то говоря своими словами, нефти в ОАЭ очень много, а девать нефте-доллары некуда. Нет собственного городов и населения куда тратить эти деньги.

По сути все ОАЭ это пустыня с двумя городами и маленьким населением. Например в Санкт-Петербурге проживает больше людей, чем во всём ОАЭ!!!

Как вы думаете если все доходы нефти расходовать только на Санкт-Петербург, как бы жили жители этого города?!

Расскажу небольшую историю:

В период становления ОАЭ, это была беднейшая страна. Но в стране были деньги. За последние 13 лет, президент ОАЭ 5 раз прощал кредитные долги всем гражданам страны!!! Т.е. люди брали кредиты и вместо того чтобы отдавать их, президент страны просто все эти кредиты оплачивал.

Повторяю, это делалось 5 раз!!!

Это говорит, только о том, что денег в стране очень много, а жителей очень мало. Давайте возьмём в качестве примера США. США должна другим странам — 17 триллионов долларов .

Вы можете себе представить, что президент США вдруг взял и оплатил хотя бы один раз этот долг? А в ОАЭ это было сделано 5 раз!!!

Не одна страна Европы, не США, не Россия просто не может сравниться с таким количеством денег на душу населения.

Хоть, что вы делайте, никогда средний житель России или США не будет жить как в ОАЭ. Если взять Россию, у нас просто огромные территории которые нужно охранять. А это затраты на оборону и охрану этих территорий.

Я патриот России. Я здесь родился, живу и умру здесь. Но я восхищаюсь этой страной. Восхищаюсь тем, как они побороли коррупцию. Я восхищаюсь тем, как они построили свою страну.

Но есть в ОАЭ и одна главная причина возможного её дальнейшего упадка. И это причина — убыль населения .

В настоящее время в главном городе ОАЭ — Дубай, численность граждан страны всего 20%, а 80% это иностранцы. А как я писал выше, гражданином ОАЭ может стать только человек родившийся только от гражданина страны. Т.е. даже если вы(русская) выйдите замуж за гражданина ОАЭ, то вы никогда не станете гражданином этой страны. А вот дети от вашего брака будут гражданами страны.

Нетрудно понять, что таким образом численность граждан страны будет уменьшаться. По прогнозам учёным, к 2030 году в Дубае численность граждан страны будет равна 2%.

Представляете, по сути Дубаем будут управлять иностранцы и граждан страны никто даже замечать не будет. Соответственно это чревато войной и революцией . А так как запасы нефти и газа в ОАЭ очень большие, то я думаю обязательно кто то захочет забрать этот «лакомый кусок».

На самом деле это проблема. И чтобы решить эту проблему в ОАЭ нужно сделать более либеральным получение гражданства .

Почему арабские цифры называют арабскими? Дело в том, что цифры от 0 до 9, которые мы используем сегодня, были разработаны из системы, известной как арабско-индуистские цифры, названной так по причине ее развития из ряда различных ближневосточных и индийских систем языка.

Первоначально они возникли из брахми и санскрита, развиваясь в формы восточного и западного арабского происхождения, и использовались в Европе примерно с одиннадцатого века. Итак, как пишутся арабские цифры, какова история их происхождения и благодаря кому мы активно используем их в повседневной жизни? Узнайте в статье!

Дом мудрости и греческий перевод

Первоначально европейцы эпохи Средневековья приписывали эту цифровую систему полностью арабам, хотя мы теперь знаем, что это далеко не так. Причина этого скрывается в том, что европейским ученым и историкам казалось, что они происходят из конкретного источника — Дома мудрости в Багдаде.

Этот центр обучения был создан правителем аль-Мамуном в восьмом веке нашей эры и был сопоставим с великими центрами обучения в Александрии в Древней Греции.

Более того, эта школа была связана с переводом математических и философских текстов, которые были доступны на других языках того времени. Среди переводимых текстов были великие работы индийского математика Брахмагупта и тексты таких знаменитых греческих мыслителей, как Аристотель и Евклид.

Перевод сочинений Евклида, написанных около 300 г. до н. э., был особенно важен для современной математики. Некоторые из его текстов, как, например, «Отдел фигур», не сохранились в оригинальном греческом языке. Так, если бы не тогдашнее багдадское переводческое движение, мы могли бы утратить важнейшие математические работы.

Важнейшей из работ Евклида была книга «Элементы», которую сегодня можно считать самым важным математическим учебником, который когда-либо составлялся. В ней автор четко изложил все самые сложные математические идеи тех времен, именно это обеспечило долговечность его работы.

Аль-Ховаризм и развитие алгебры

Основной причиной, почему арабские цифры называют арабскими, является тот факт, что важнейшим математиком, работавшим в Багдаде, был человек по имени аль-Ховаризм, который умер в 850 г. н. э. Во многом благодаря его книгам арабско-индуистская система цифр стала рассматриваться как исключительно арабское изобретение. Фактически цифры от 0 до 9 были некоторое время известны под названием "алгоризм", который происходит от имени аль-Ховаризма и, конечно, тесно связан с термином «алгоритм», который используется для обозначения последовательности действий при решении определенных математических задач. Вот почему цифры называют арабскими.

Арабские цифры в Европе

Тремя личностями, которые способствовали популяризации использования арабских цифр на территории Европы, были француз Александр де Виллие, английский школьный учитель по имени Джон Галифакс и итальянец Леонардо из Пизы, который сегодня известен как Фибоначчи, был сыном торговца. Он много путешествовал по Египту, Сирии и Греции. Отец назначил его учителем-мусульманином, и в результате он стал хорошо разбираться в системе арабских цифр и работах аль-Ховаризма и его предшественников. Это во многом объясняет, почему арабские цифры называют арабскими.

Он известен сегодня за свою работу-трактат об алгебраических методах. Она представляет невероятную важность для нас сегодня, потому что с ее помощью Фибоначчи показал европейским математикам, почему использование системы арабских цифр от 0 до 9 было полезно; он использовал простые цифры для решения невероятно сложных на то время математических проблем.

Секрет, почему арабские цифры стали так популярны, заключается в том, что количество углов, насчитывающихся у цифры, соответствует числу. Таким образом, у нуля углов нет. Единица формируется за счет одного угла, у двойки имеется два угла. У тройки, если взглянуть на оригинальное написание, вполне логично — три угла. Это правило работает и для всех оставшихся цифр. Безусловно, по мере распространения арабских цифр по Европе их написание слегка видоизменилось, и острые углы приняли более мягкую форму. А причина, почему арабские цифры называют арабскими, заключается в том, что именно арабы стали теми, кто разработал их написание.

Подумать только, всего лишь 10 цифр, а ведь на них стоит весь современный мир!