Новый регламент гибдд: что можно водителю и чего нельзя делать сотруднику. Как общаться с сотрудниками гибдд, что они могут, а что нет? Новые приказы пдд

Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.

Нужно ли изучать административный регламент водителю?

Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: "Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно".

Регламент описывает правила поведения инспекторов ГИБДД. Водителям достаточно знать ПДД и не нарушать их.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

Остановка вне постов ДПС

По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.

Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
"В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно", – объясняет эксперт.

Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. "На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас", – подчеркнул эксперт.

То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и давали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Видеосъемка

Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
"Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом", – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Отменяются справки о ДТП

Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.

Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.

Как пишет газета "Коммерсантъ" , Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.

В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.

С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет "Российская газета" . В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.

По данным "Российской газеты", в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.

При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

ГИБДД разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях

По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.

"В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети", – отмечается в документе.

Засады как таковые не разрешены. Того самого гаишника, который в кустах лежал с палочкой и выскакивал, если "прибыльная" машина ехала, его не будет, тем более что и количество инспекторов, которые работают на земле, сильно уменьшилось. За десять лет их число сократили на треть.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Подробности Категория: Статьи Опубликовано 19.10.2017

Новая редакция административного регламента ГИБДД вступает в силу с 20 октября 2017 года. Для водителей появится множество важных изменений. Все подробности и полный текст нового регламента - в материале портала .

Новый регламент вводится приказом МВД России "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения". Он вступает в силу уже с 20 октября 2017 года. Регламент получил множество важных изменений.

Удаление информации о старых нарушениях ПДД

Согласно новым правилам, теперь информация о нарушениях водителей должна удаляться из автоматизированных баз данных в течение трех суток после прекращения производства по делу либо через 1 год после окончания исполнения постановления.

Инспекторам запретили изымать права

Из регламента исключены нормы, связанные с изъятием прав и запрещением эксплуатации транспортного средства как мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Видеосъемка действий сотрудника ГИБДД

Регламентом разрешена видеозапись процессуальных действий, проводимых без участия понятых. Более того, появился пункт, рекомендующий проведение сотрудником ГИБДД административных процедур в поле обзора систем видеонаблюдения либо носимых видеорегистраторов. При использовании видеосъемки сотрудник ГИБДД обязан предупредить водителя и всех остальных присутствующих граждан.

Европротокол

В регламенте прописана процедура оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции - Европротокол. В случае, когда участниками ДТП стали 2 автомобиля, нет пострадавших и у обоих водителей есть полис ОСАГО, инспекторы будут рекомендовать им оформить ДТП самостоятельно, по Европротоколу.

Электронные полисы ОСАГО

Предусмотрено заключение договора ОСАГО в виде электронного документа. Это стало обязательным для страховщиков еще с 1 января 2017 года, однако в документах ГИБДД прописано не было.

Новые правила передачи документов инспектору

В регламент включена норма, предписывающая сотруднику полиции принимать передаваемые ему для проверки документы без обложек и "удерживающих устройств"

Остановка вне стационарных постов

В новом регламенте норма, запрещающая останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных постов, исключена. Теперь остановить машину и проверить документы автоинспектор может в любом месте на свое усмотрение.

Патрульные машины разрешили прятать

Напомним, по действующему регламенту ГИБДД автоинспекторы во время проверок на дорогах обязаны располагать автомобиль так, чтобы участники дорожного движения видели его издалека. В новом регламенте это тоже прописано:

"При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения ".

"В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети ". То есть, говоря простым языком, при работе с камерами фиксации нарушений ПДД или на аварийно-опасных участках дорог инспекторы могут прятать патрульные машины за пригорками, поворотами, баннерами и т.д. В общем, практически в любой ситуации скрыть автомобиль можно будет не нарушая закон.

"Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются ". Этот пункт уже не внушает оптимизма, так как умышленность действий будет очень сложно доказать. Даже при наличии запрета во многих районах страны автоинспекторы умышленно прятали свои автомобили во время дежурства. После 20 октября 2017 года они смогут это делать по закону.

Патрулирование на гражданских машинах

Соответствующий пункт есть в новом регламенте:

"При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства" .

Другими словами, скрытый патруль ГИБДД на обычной машине только фиксирует нарушения и сообщает о них коллегам. А останавливает водителя уже другой патруль - на автомобиле с мигалками и соответствующей цветографической схемой, полностью соответствующем действующим правилам.

Использование муляжей и авиации

Согласно новому регламенту ГИБДД, с 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД при надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие). Кроме того, для предупреждения нарушений правил дорожного движения могут использоваться устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, средства автоматической фиксации.

Возврат водителя с медосвидетельствования

Если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем посту ДПС или ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате и отсутствии оснований для направления на медосвидетельствование сотрудники ГИБДД будут обязаны проводить лицо к месту отстранения от управления автомобилем либо к месту нахождения его автомобиля.

Проверка документов пассажиров

Согласно изменениям в регламенте работы ГИБДД, с 20 октября сотрудники автоинспекции получат право останавливать автомобили для проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.

Для этого могут быть следующие причины:

  • имеются данные, дающие основания подозревать водителя или пассажиров в совершении преступления
  • есть подозрения, что они находятся в розыске
  • если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении
  • если имеются основания для задержания водителя или пассажиров, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

То есть, формально сотрудник ГИБДД может проверить документы пассажира автомобиля, указав любую из этих причин как объяснение.

Использование грузовиков для остановки нарушителей

Согласно изменениям в регламенте работы ГИБДД, с 20 октября сотрудники автоинспекции получат право принудительно останавливать автомобили нарушителей с использованием грузовых автомобилей. Однако, такая принудительная остановка транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.

Не допускается принудительная остановка с использованием грузовиков в отношении:

  • транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
  • грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);
  • автомобилей скорой медицинской помощи;
  • транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
  • автобусов;
  • мотоциклов и мопедов.

Съемка сотрудников ГИБДД на фото и видео

Из новой редакции административного регламента ГИБДД, который вступает в силу с 20 октября 2017 года, исчез пункт, разрешающий водителям снимать автоинспекторов на фото и видео.

Речь о пункте 10.13:

"сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания ".

То есть, водителям с 20 октября запретят снимать действия сотрудников ГИБДД? На самом деле, такого запрета нет. Данный пункт исчез из регламента, который предназначен для сотрудников ГИБДД, а не для водителей. Кроме того, этот регламент не разрешает, но и не запрещает съемку. Как подтвердил порталу юрист, граждане при общении с сотрудником ГИБДД должны руководствоваться законом "О полиции", который фото и видеосъемку не запрещает.

20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД МВД Российской Федерации, отменяя действие , предусмотренного Приказом № 185 от 02 марта 2009 года.

Зачем регламент ГИБДД в 2017 году меняют на новый?

Действующий до указанной даты административный регламент ГИБДД был утвержден за три года до реформы МВД и писался под старые законы, приказы и инструкции.

Да, в него вносились поправки и изменения, но настал момент, когда без фундаментального пересмотра взаимоотношений сотрудников ДПС и ГИБДД с участниками дорожного движения уже было не обойтись. Несоответствия старого документа с современными реалиями стали все больше вызывать недовольство обеих сторон.

Видео — комментарии сотрудников МВД по новому административному регламенту ГИБДД от 20 октября 2017 года:

Нет смысла много говорить об устаревшем и утратившем силу документе, давайте посмотрим, с чем нам предстоит теперь жить и как себя вести.

Кто имеет право осуществлять надзор на дорогах

Согласно нового административного регламента ГИБДД 2017 года следить за порядком на дорогах обязаны сотрудники Госавтоинспекции, участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции, в рамках предоставленных им полномочий. Данная норма давно прописана в ряде законодательных актов, например, в законе «О полиции», что вступало в противоречие с прежней редакцией регламента.

ВАЖНО . При исполнении своих обязанностей сотрудник должен находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак (п. 34 Регламента).

То есть, не смотря на существенное расширение списка лиц, потенциально способных следить за порядком на дорогах, введено жесткое требование о форменной одежде.

Согласитесь, не совсем верно, когда тот же участковый уполномоченный, в форме и при исполнении служебных обязанностей, видя пьяного садящегося за руль, не имеет возможности пресечь его противоправные действия. Вынужден вызывать наряд ДПС, а что успеет натворить указанный гражданин до приезда госавтоинспекторов?

Права и обязанности сотрудников МВД, осуществляющих федеральный государственный надзор

Рассказывать о том, что полицейский имеет право останавливать, проверять документы и тому подобное нет смысла, стоит отметить ряд прав, которые могут вызвать по незнанию, вопросы участников дорожного движения.

Права сотрудников

Беспрепятственно пользоваться в служебных целях, в случаях не терпящих отлагательства средствами связи негосударственных предприятий, учреждений, организаций и ГРАЖДАН. Вопрос о возмещении затрат в регламенте не указан. Потребовал у вас сотрудник телефон, предоставьте. Вряд ли сотрудники станут злоупотреблять данным правом.

Так же сотрудник имеет право, при тех же обстоятельствах, воспользоваться транспортным средством граждан. А вот тут, прямо предусмотрено материальное возмещение расходов и возможного ущерба, понесенного владельцем автомобиля.

ВАЖНО . В данном случае простого требования недостаточно, сотрудник обязан разъяснить цель использования, указать маршрут движения (за исключением преследования правонарушителя), предупредить об ответственности владельца автомобиля в случае отказа выполнить указанное требование.

При этом сотрудник выдает справку или делает отметку в путевом листе, указывая продолжительность поездки, пройденного расстояния, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование строевого подразделения Госавтоинспекции.

Обязанности сотрудников

Особую заботу об участниках дорожного движения видно в обязанности полицейского «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения и место ДТП». Это не может не радовать, но вот смогут ли сотрудники в современных условиях в полной мере выполнять данную обязанность? Ожидание наряда ДПС в случае дорожно-транспортного происшествия растягивается на часы и чаще всего не по вине инспекторов.

Права и обязанности водителей (лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор)

С правами и обязанностями сотрудников разобрались, а на что же может рассчитывать водитель и другой участник дорожного движения?

Права

Новый регламент ГИБДД 2017 г. не предлагает ничего нового, все права прописаны в целом ряде Законов, начиная с Конституции РФ и заканчивая Уголовным и Административным кодексами. Упомянем лишь некоторые из них.

Видео — о плюсах и минусах нового административного регламента ГИБДД 2017 года для водителей:

Разумеется, это право обжаловать, как действия, так и бездействия полицейских – вышестоящему руководству, прокурору и суд.

Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Проще говоря, это дословная цитата статьи 51 Конституции РФ, если решили воспользоваться данным правом, в объяснении так и укажите.

ВАЖНО . Отказ от дачи показаний не является доказательством вины и никак не влияет на результат рассмотрения дела по существу.

Можно давать показания на родном языке или языке, которым владеете и пользоваться бесплатной помощью переводчика.

И наконец, использовать фото-, видео и аудиозаписывающую аппаратуру не запрещено. Именно такие разъяснения дает зам. министра МВД России А.В. Горовой:



Видео — гражданам по-прежнему разрешено снимать инспекторов ГИБДД:

Обязанности

Авторы нового административного регламента ГИБДД 2017 года, не мудрствуя лукаво, вменили в обязанность участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, подчиняться распоряжениям разметки, знаков, светофоров и регулировщиков.

Неприятная неожиданность

Новый регламент содержит исчерпывающий перечень административных процедур, проще говоря, чем должны заниматься сотрудники ГИБДД. Ничего необычного, тут и надзор за дорожным движением, остановка транспортного средства и пешехода, проверка документов и сверка номеров.

ВНИМАНИЕ. И на закуску – проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства (абзац 4 п. 31 Регламента).

Много лет назад, в целях борьбы со злоупотреблениями инспекторам запретили проверять техническое состояние автомобиля в случае, если пройден технический осмотр.

Теперь же, передав функцию техосмотра частным автосервисам, руководство ГИБДД решило вернуть указанное право инспекторам на дороге. Данное решение многим покажется спорным, однако это устраняет ряд спорных моментов.

Во что это выльется на практике покажет время.

Права и обязанности обеих сторон — это хорошо, но как это должно выглядеть на дороге?

Общие требования к исполнению административных процедур (действий)

Из общих требований следует отметить, тот факт, что новый регламент ГИБДД 2017 года приведен к действующим нормам Закона «О полиции», в котором сказано, что оформление административного правонарушения осуществляется на месте , если позволяют погодные условия или нет иных оснований для задержания и доставления.

Проще говоря, сотрудник не должен по надуманным причинам требовать от правонарушителя следовать в помещения территориальных или строевых подразделений, а составить протокол или вынести постановление на месте.

И тут была проблема с интерпретацией этого самого «на месте». Как правило, инспектор просил выйти из автомобиля и проследовать с ним в служебный транспорт или в помещение стационарного поста. Водитель же требовал составить протокол около своего автомобиля, не желая его покидать.

И оба участника диалога были по своему правы. Первый в силу того, что действующий регламент, а равно инструкции и постановления требуют зачастую составление не одного документа, а нескольких, так еще и погодные условия нашей Родины не позволяют, зачастую, этого сделать чисто физически. А второй просто пользовался правами, предоставленными ему пробелами в ведомственном законодательстве.

В рассматриваемом регламенте четко прописана возможность составления протокола в служебном автомобиле или в помещении стационарного поста ДПС (п.37 Регламента).

Следовательно, нежелание проследовать с инспектором ГИБДД в служебный автомобиль, может быть расценено как невыполнение законных требований должностного лица, а это уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ, штраф до одной тысячи рублей, а возможно и административный арест до 15 суток.

Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с водителями

По сути требования к сотруднику, остановившему участника дорожного движения статичны и не меняются от регламента к регламенту. Сотрудник представляется, разъясняет причину и цель обращения, предъявляет по требованию служебное удостоверение, не выпуская его из рук, разъясняет порядок обжалования своих действий.

Пункт 46 нового административного регламента ГИБДД 2017 года сводит общение инспектора ГИБДД с обратившемся к нему гражданам (если речь не идет о сообщении о преступлении или правонарушении) к разъяснению специфики проезда или уточнению маршрута следования, в том числе к больницам, подразделениям ГИБДД и отделам полиции. По всем остальным вопросам, сотрудник может лишь предоставить телефон дежурной части или адрес строевого подразделения.

Так же сотруднику предписано при проверке документов граждан относиться к ним аккуратно, не делая каких-либо пометок в неположенных местах (п.53 Регламента).

ВАЖНО . Сотрудник Госавтоинспекции принимает документы без обложек и удерживающих устройств (абзац 2 п.53).

Опять спрятались, не имеют права!.. Или имеют?

Извечный спор водителей и инспекторов ГИБДД – расположение служебного автомобиля.

Авторы регламента умудрились в одном пункте запретить скрывать служебный автомобиль, четко указав, что он должен быть виден участникам дорожного движения для своевременного пресечения (отказа) правонарушения, и тут же дали право прятать указанное транспортное средство за рельефом местности, поворотами дороги и элементами обустройства улично-дорожной сети, в случае надзора на аварийно опасных участках и при осуществлении надзора с помощью технических средств (п.63 Регламента).

С учетом, что участок дороги признается аварийно опасным самими органами Госавтоинспекции по целому ряду оснований (частые ДТП или единичные, но повлекшие гибель людей) спорить с инспектором ГИБДД о месте расположения служебного автомобиля становится бессмысленно.

Хотя в этом же пункте предусмотрена дисциплинарная ответственность сотрудника создавшего помехи для распознавания служебного автомобиля. Как говорится – и нашим, и вашим. 😉

П еред тем, как приступить к выяснению ключевых изменений, сделаем пару уточнений. Во-первых, если вам нужен полный текст обсуждаемого здесь регламента, то его стоит искать по полному же названию: Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Ну а во-вторых, для удобства мы сгруппируем внесенные в документ изменения в две категории: то, что из него исчезло, и то, что в него добавилось. И начнем с первой категории.

1. Инспекторы больше не будут забирать права и запрещать эксплуатацию автомобиля

Из обновленного регламента были исключены нормы, регламентирующие изъятие водительского удостоверения и запрет эксплуатации транспортного средства в случае совершения административного правонарушения. Теперь права не будут изыматься инспектором и доставляться им в отделение ГИБДД – вместо этого водителю, лишенному права управления транспортным средством, предписывается самостоятельно сдать их в отделение ГИБДД в течение трех дней после получения протокола об административном правонарушении.

Стоит отметить, что при наличии признаков опьянения водитель будет «отстранен от управления транспортным средством до устранения причины отстранения»: об этом гласит отдельный пункт протокола об отстранении от управления транспортным средством.

2. Инспекторам больше не запрещено останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов

В регламенте указано в том числе, что «надзор за дорожным движением может осуществляться на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении», а «место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками» определяются региональными руководителями подразделений ДПС и Госавтоинспекции. При этом ограничений в полномочиях по остановке автомобиля инспектором нет – то есть, он может остановить его и вне стационарного поста.

3. Инспекторы больше не будут предоставлять справки о ДТП

В числе документов, составляемых сотрудниками ГИБДД по факту ДТП, теперь нет справки о дорожно-транспортном происшествии, бланк которой ранее был официально установлен Приложением к Приказу МВД №154. В новом регламенте в списке действий инспектора на месте аварии остались составление протокола или постановления о совершении административного правонарушения и схемы места ДТП, осуществление фото- и видеосъемки обстановки на месте ДТП, а также опрос участников, свидетелей и очевидцев ДТП и сбор вещественных доказательств.

Для того чтобы избежать спорных ситуаций при обращении в страховую компанию, нужно убедиться, что инспектор внес в составленные документы все данные об участниках и обстоятельствах ДТП, включая номер полиса ОСАГО и информацию о нанесенных автомобилям повреждениях.

4. Больше не запрещено устанавливать камеры на участках с временной разметкой и знаками

Из нового регламента было исключено предложение, прямо запрещающее применение устройств контроля скорости на участках с временной разметкой и дорожными знаками. Если в старой редакции имелась фраза о том, что "применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается", то согласно нынешнему документу "выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП". На практике это означает, что теперь можно получить штраф за превышение, двигаясь с "обычной" скоростью, к примеру, на участке, где почти закончили ремонт, но еще не убрали знак, ограничивающий максимальную скорость 20 километрами в час - те, кто бывал на загородных трассах, знакомы с такими ситуациями. На таком участке отныне можно будет встретить как камеру на треноге, так и инспектора на патрульном автомобиле, контролирующего скорость.

5. Из регламента исчезло разрешение на съемку – но съемка по-прежнему разрешена

В новой редакции регламента нет прямого разрешения на осуществление фото- и видеосъемки при общении с инспекторами ГИБДД – однако это не означает, что отныне съемка оказалась под запретом. Она, как и ранее, разрешена самим конституционным правом каждого гражданина на поиск, получение и передачу информации любым законным способом. Если при осуществлении съемки водитель не препятствует выполнению полицейским его служебных обязанностей, действия водителя остаются в рамках дозволенного.

Однако здесь же стоит отметить, что снимать происходящее имеет право не только водитель, но и сам инспектор. Единственное обстоятельство, указанное по этому поводу в регламенте – это то, что «в случае использования сотрудником при исполнении государственной функции фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, он уведомляет об этом участников дорожного движения (лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур)».

На этом список того, что исчезло из новой редакции регламента ГИБДД, закончен – и мы переходим к тому, что в него добавилось.

6. Инспекторы не должны устраивать «засады», убирая патрульный автомобиль из поля видимости

В новом регламенте четко прописано, что «действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются». Иными словами, патрульный автомобиль должен располагаться так, чтобы быть хорошо видимым всеми участниками движения. Однако в регламенте есть и конкретные оговорки относительно его видимости.

Так, регламент поясняет, что «патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Проще говоря, знакомые схемы, когда патрульную машину не видно за поворотом, пригорком или оградой, по-прежнему возможны. Кроме того, на аварийно опасных участках или на участках с недостаточной видимостью патрульную машину будут располагать максимально безопасно – таким образом, условие хорошей видимости может быть ограничено и этими обстоятельствами.

7. Инспекторы будут предлагать оформить ДТП по европротоколу

Это одно из нововведений регламента, которое позволяет ему «нагнать современные реалии» в виде . Если соблюдаются условия, допускающие оформление европротокола, вызываемый по телефону инспектор сперва предложит воспользоваться этой возможностью, а в случае отказа или невозможности использовать упрощенную схему он при наличии возможности отправит на место ДТП уполномоченного сотрудника полиции, а если свободных сотрудников на тот момент в доступе не окажется, проинформирует о возможности оформить ДТП на ближайшем стационарном посту с указанием времени, сообщит о необходимости сделать подробные фотографии места ДТП перед тем, как покинуть его, и предложит составить схему места совершения административного правонарушения.

8. Инспекторы будут принимать самостоятельно распечатанные полисы электронного ОСАГО

Эта поправка в регламенте – также из разряда «узаконить то, что уже существует». С появлением у автовладельцев на руках появились распечатки этих полисов, заверенных цифровой подписью. Такая распечатка является полноценным подтверждением наличия действующего договора ОСАГО: инспектора устроит как оригинал полиса, так и «распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа».

9. Водитель обязан передавать инспектору документы без обложек и удерживающих устройств

В новой версии регламента позаботились о любителях пристегивать документы цепочкой или шнурком к себе или к автомобилю, чтобы инспектор не мог отойти с ними от машины. Теперь «документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств». Кроме того, как и ранее, в документы не нужно вкладывать деньги, ценные бумаги и посторонние предметы – в противном случае инспектор вернет вам документы и попросит передать их без этих лишних элементов.

10. Инспекторы будут доставлять водителей обратно к автомобилю при отрицательных результатах медосвидетельствования

В случае, если у инспектора есть подозрения, что водитель , он, как и ранее, имеет право потребовать от него пройти медицинское освидетельствование. Новая же версия регламента четко указывает, что «при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства». Проще говоря, если все сданные вами анализы не покажут признаков опьянения, инспектор будет обязан доставить вас обратно к вашей машине.

С 20 октября 2017 года действует новый Приказ МВД № 664. Приказ 185 отменили и он больше не в силе. Приказ регламентирует работу сотрудников ГИБДД и разъясняет, каким образом должен вести себя сотрудник ГИБДД с водителями, какие права и какие обязанности он имеет.

Далее мы рассмотрим лишь самые популярные моменты, с которыми сталкиваются и которыми интересуются водители , так как текст приказа довольно объемный. Но вы можете полностью ознакомиться с документом по ссылке ниже.

Как должны себя вести сотрудники ГАИ

Остановка автомобиля

Согласно данному закону о полиции, сотрудник ГИБДД имеет право останавливать почти любой автомобиль (что является большим минусом для водителей). Основаниями к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД признаются:

  • Зафиксированные техническими средствами или установленные визуально признаки нарушений ПДД.
  • Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.) о том, что автомобиль был использован в противоправных целях или если есть основания считать, что автомобиль находится в розыске.
  • Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.), которые свидетельствуют об участии водителя в совершении ДТП, административного правонарушения или преступления.
  • Есть необходимость опроса участника дорожного движения об обстоятельствах ДТП, преступления, административного правонарушения, которому они являлись очевидцами.
  • Выполнение регулировочных действий.
  • Необходимо привлечь водителя в качестве понятого.
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой автомобилей, пассажиров или грузов.
  • Необходимо содействие водителя в оказании помощи сотрудникам полиции, пешеходам или другим водителям.

Если ваш автомобиль был задержан на трассе, то сотрудники ГИБДД должны помочь вам попасть в ближайший населенный пункт.

Сотрудники ГИБДД не имеют право:

  • Останавливать автомобили на участках, на которых, согласно ПДД, остановка запрещена, кроме случаев, когда остановка необходима для пресечения административного правонарушения, преступления, предотвращения угрозы имуществу, здоровью или жизни участников дорожного движения. Также остановка разрешена в случаях, когда места остановки обозначаются патрульным автомобилем.
  • Останавливать автомобили, находясь в транспортных средствах, не оборудованными цветографическими знаками и мигалкой – запрещено для этого использовать машины без опознавательных знаков.

Сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю:

1. Выйти из автомобиля в следующих случаях:

  • Если у водителя наблюдаются признаки болезненного состояния или опьянения.
  • Необходимо устранить нарушения правил грузоперевозки или тех. неисправности автомобиля.
  • Для проведения досмотра, осмотра автомобиля или перевозимого груза или для проведения личного досмотра водителя.
  • Для проведения сверки номеров автомобиля.
  • Если поведение водителя представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
  • Если необходимо участие водителя в оказании помощи пешеходам или другим водителям.

В случае наличия у инспектора ГИБДД подозрений в том, что водитель находится в состоянии опьянения, ему должно быть предложено прохождение алкотеста в присутствии двух понятых. Если специального прибора для алкотеста у инспектора нет, то водителя нужно доставить в полицейское отделение, располагающее необходимым оборудованием. Если водитель не согласен с результатами алкотеста, он должен пройти медицинское освидетельствование. Если врач подтвердит трезвость водителя, то сотрудник ГИБДД должен доставить водителя к его автомобилю.

2. Переместить автомобиль в указанное инспектором ГИБДД место в следующих случаях:

  • Если для обращения к водителю инспектору ГИБДД необходимо находиться на проезжей части, что представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
  • Нахождение автомобиля там, где он был остановлен, создает помеху или угрозу участникам дорожного движения.

3. Пройти в служебное помещение или занять место в патрульном автомобиле, если участие водителя требуется для оформления документов.

Сотрудник ГИБДД имеет право для установления личности водителя рассмотреть следующие виды документов:

  • Паспорт.
  • Удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
  • Водительское удостоверение.
  • Служебный, дипломатический паспорт.
  • Удостоверение личности офицера.
  • Паспорт моряка.
  • Военный билет для лиц, находящихся на военной службе.
  • Пенсионное удостоверение бывшего сотрудника правоохранительных органов или офицера в запасе.
  • Документы, которые содержат данные о личности из органов полиции, паспортных служб, адресных бюро.
  • Свидетельство о рождении — для граждан младше 14 лет.
  • Свидетельские показания.
  • Справка об освобождении из мест лишения свободы.
  • Паспорт гражданина другого государства или другой документ, удостоверяющий личность.

Осмотр автомобиля и груза

Основаниями для осмотра автомобиля и перевозимого груза сотрудником ГИБДД признаются:

  • Если, по наблюдаемым признакам, перевозимый груз не соответствует документам.
  • Если необходимо провести сверку маркировочных обозначений автомобиля.
  • Проверка предположения о наличии в автомобиле предметов, при помощи которых было административное правонарушение или преступление.
  • Проверка предположения о наличии в автомобиле оружия, взрывных устройств, боеприпасов, наркотических, психотропных, радиоактивных, ядовитых или взрывчатых веществ.
  • Задержание лиц, находящихся в автомобиле.

Владелец автомобиля имеет право присутствовать при досмотре. В отсутствие владельца досмотр может быть проведен только в неотложных случаях. Осмотр должен проходить в присутствии 2 понятых. Сотрудник ГИБДД перед проведением досмотра должен дождаться, пока пассажиры и водитель выйдут из автомобиля, а также при помощи сотрудников наряда установить контроль за их поведением.

Сотрудник ГИБДД обязан составить акт осмотра автомобиля и груза. В акте указываются место и дата его составления, данные сотрудника ГИБДД (его фамилия, инициалы, звание и должность), данные присутствовавших при осмотре лицах (имя, фамилия, отчество, номер телефона, адрес проживания), сведения об автомобиле (модель, марка, другие признаки автомобиля), сведения о грузе (количество, вид и другие признаки груза). Также в акт нужно внести запись о фиксации доказательств (запись на фото, видео), а сами материалы прилагаются к акту. При необходимости имеет право делать запись фото и видео, а также использовать другие способы фиксации доказательств.

Знание своих прав и прав инспекторов ГИБДД может помочь водителям избежать конфликтных ситуаций. Помните, что вы всегда можете оспорить свои права, но для этого лучше обратиться к грамотному юристу.