Новый закон гибдд с 20. Что изменилось в правилах ПДД? Где инспектор может остановить водителя

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 184; 1998, № 45, ст. 5521; 2000, № 18, ст. 1985; 2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 27, ст. 2693; 2003, № 20, ст. 1899; № 40, ст. 3891; 2005, № 52, ст. 5733; 2006, № 11, ст. 1179; 2008, № 8, ст. 741; № 17, ст. 1882; 2009, № 2, ст. 233; 2010, № 20, ст. 2471; 2011, № 42, ст. 5922; 2012, № 1, ст. 154; № 15, ст. 1780; № 47, ст. 6505; 2013, № 5, ст. 371, 404; № 24, ст. 2999; № 31, ст. 4218; № 41, ст. 5194; № 52, ст. 7173; 2014, № 14, ст. 1625; № 21, ст. 2707; № 32, ст. 4487; № 38, ст. 5062; № 44, ст. 6063; № 47, ст. 6557; 2015, № 1, ст. 223; № 15, ст. 2276; № 27, ст. 4083; № 46, ст. 6376; 2016, № 5, ст. 694; № 23, ст. 3325; № 31, ст. 5018, 5029; № 38, ст. 5553; 2017, № 14, ст. 2070; № 28, ст. 4139; № 30, ст. 4666).

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 изменений, утвержденных настоящим постановлением, в части, касающейся абзацев третьего - шестого, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

Изменения, которые вносятся в Правила дорожного движения Российской Федерации

1. Пункт 13.2 изложить в следующей редакции:

"13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.".

2. В приложении 1 к указанным Правилам:

а) в разделе 1:

после абзаца тридцать шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"1.35. "Участок перекрестка". Обозначение приближения к перекрестку, участок которого обозначен разметкой 1.26 и на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.";

после абзаца сорокового дополнить абзацем следующего содержания:
"Знак 1.35 устанавливается на границе перекрестка. В случае если на сложных перекрестках невозможно установить дорожный знак на границе перекрестка, его устанавливают на расстоянии не более 30 метров до границы перекрестка.";

б) абзац тридцать третий раздела 8 после цифр "1.22," дополнить цифрами "1.35,".

3. В разделе 1 приложения 2 к указанным Правилам:

в абзаце втором цифры "1.4, 1.10 и 1.17" заменить цифрами "1.4, 1.10, 1.17 и 1.26";

после абзаца тридцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"1.24.4 - дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно;";

абзац тридцать четвертый изложить в следующей редакции:
"1.24.5 - дублирование таблички 8.4.3.1; разметка 1.24.5 может применяться самостоятельно;";

после абзаца тридцать пятого дополнить абзацем следующего содержания:

"1.26 (цвет - желтый) - обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.".

20 октября 2017 года в правила дорожного движения РФ были внесены существенные изменения. Рассказываем, что изменилось, и что важно знать водителю.

20 октября 2017 года был выпущен Приказ МВД № 664, в котором был официально принят новый регламент, касающийся изменений деятельности сотрудников ДПС. Он вызвал много споров и обсуждений. Давайте разберемся, что к чему.

Необходимость справки о ДТП

Теперь справка о ДТП, которую пострадавшие передавали страховой компании, не будет выдаваться сотрудниками ГИБДД и ДПС. Если ситуация позволяет, водители самостоятельно оформляют так называемый "европротокол". Если нет (есть пострадавшие), то этим вопросом занимается инспектор. Он также вручает водителю копии постановления и протокола, которые теперь требуется относить в страховую вместо справки.

Важно, чтобы в самое ближайшее время были внесены необходимые поправки в правила ОСАГО, которые бы регламентировали эти вопросы, чтобы водители из-за бюрократических проблем не получали отказы в выплатах.

Где прячут камеры?

Еще одно изменение, которое было внесено в данный регламент, касается вопросов работы автоматических камер. Раньше их нельзя было монтировать в местах, где стоят дорожные знаки временного действия, например, где идет ремонт дороги. В результате водители не соблюдали необходимый скоростной режим и избегали автоматически выписанного наказания.

Теперь регламент не содержит такого запрета, что позволит принудить водителей на ремонтных участков ехать с установленной скоростью. В случае нарушений будет выписан автоматический штраф. Также стоит отметить, что камеры могут устанавливать представители частных организаций.

Остановка водителя

В новом регламенте исчезла формулировка, в которой говорилось, что остановка водителя может производиться исключительно на постах стационарного типа.

Теперь инспектор ДПС имеет полное право делать это в любом удобном для него месте. Все основания, на которых основывается потенциальная остановка, находятся в четырнадцати различных пунктах. Конечно, они были и раньше, но сейчас сотрудники полиции могут останавливать без причины любые транспортные средства.

Непосредственно процесс остановки практически не изменился. Теоретически нельзя делать это в местах, в которых это запрещено действующими ПДД. Однако при наличии должного основания это можно сделать всегда и везде, независимо от окружающей ситуации.

Проверка документов пассажиров

После внесенных изменений сотрудники ГИБДД получили право требовать документы не только у водителя транспортного средства, но и у пассажиров. Чтобы потребовать их, необходимо наличие определенных объективных причин:

    Поступили сведения, которые дают определенные основания подозревать находящихся в транспортном средстве лиц в совершении какого-либо противоправного акта.

    Существуют подозрения, что люди, находящиеся в автомобиле, разыскиваются органами правопорядка.

    Есть повод привлечения к ответственности административного характера.

    Прочие основания для задержания лиц согласно действующему законодательству.

Другими словами, инспектор имеет право затребовать документы, указав одну из вышеозначенных причин и обосновав ее.

Съемка сотрудников ГИБДД

Отдельно стоит сказать, что в новом регламенте исчез пункт, в котором говорилось про запрет препятствовать фото- и видеосъемке сотрудников ГИБДД. При этом не нужно сделать спешные выводы: изменения были внесены в полном соответствии с действующим законодательством, соответственно, препятствовать ведению съемки можно только в самых исключительных ситуациях, например, ведение мероприятий антитеррористической направленности.

Запрещая ведение любой съемки, водитель должен быть извещен сотрудником ГИБДД о конкретном акте нормативного характера, на который данный запрет ссылается.

Применение грузовиков для задержания нарушителей

Среди внесенных изменений стоит отметить возможность применения грузовых транспортных средств в целях остановки правонарушителей. У данного пункта есть определенные оговорки. Таким образом нельзя останавливать:

Засады и скрытое наблюдение

Появилась возможность следить за автомобилистами при помощи различной инновационной техники, например, дронов, оснащенных видеокамерами. Также могут применяться аэростаты, дирижабли и мотодельтапланы.

Кроме того, можно использовать средства скрытого наблюдения, что раньше было запрещено. Например, патрулирование на гражданских транспортных средствах. Скрытый патруль на такой машине может исключительно фиксировать различные нарушения и сообщать о них коллегам. Остановку же водителя имеют право осуществлять инспекторы на патрульном автомобиле или стационарном посту.

Прочие изменения

Далее будут отмечены все остальные небольшие изменения, которые появились в рамках введения нового регламента. Когда инспектор проверяет наличие опьянения водителя на стационарном посту или в другом помещении, и данный факт не подтверждается, автовладельца нужно отвезти обратно к его транспортному средству.

Исчезла возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Кроме того, все необходимые документы теперь нужно давать без обложек. Согласно изменениям, вся информация о нарушениях водителей должна удаляться из автоматизированных баз данных в течение трех суток после прекращения производства по делу либо через 1 год после окончания исполнения постановления.

Изменений ПДД, которые были внесены 20 октября, достаточно много. Регламентируют они самые разные ситуации, возникающие на дорогах. Конечно, существуют некоторые спорные моменты, но в дальнейшем они должны будут доработаны и улучшены.

Госавтоинспекция дала ряд разъяснений в связи со вступлением в силу с 20 октября 2017 года нового регламента по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения. За последние дни изменения регламента вызвали много споров и кривотолков.

Например, стало известно о дополнении регламента нормой, предписывающей сотрудникам ГИБДД препровождать водителей к их автомобилям при отрицательных результатах медицинского освидетельствования на алкоголь или наркотики. Таким образом, если процедура проводится на стационарном посту или в медучреждении и показывает, что водитель трезв, то полицейские должны будут доставить гражданина к месту, на котором его отстранили от управления транспортным средством.

Исключена норма, в соответствии с которой сотрудник ГИБДД может изъять водительское удостоверение в случае выявления нарушений, влекущих за собой наказание в виде лишения права на управление автомобилем. Инспекторам разрешат использовать для надзора за дорожной ситуацией технику фото- и видеофиксации, не принадлежащую органам внутренних дел. По новому регламенту сотрудникам ГИБДД также предписано по возможности осуществлять административные процедуры в зоне обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных машинах или на стационарных постах.

Изменения коснутся и передачи водителями документов сотрудникам ГИБДД для их проверки. Инспекторам предписано принимать их без удерживающих устройств в виде обложек, зажимов и цепочек, на которые могут быть пристегнуты документы.

Из регламента исчезли некоторые нормы. В частности, разрешение на видеофиксацию водителями действий сотрудников ГИБДД, но такое право у участников дорожного движения осталось согласно п.4 статьи 29 Конституции РФ («Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»), а полицейские не должны препятствовать процессу звукозаписи, фото- и видеосъемке автомобилистами. Кроме того, из документа убрали фрагмент о запрете курения для инспекторов Госавтоинспекции при общении с водителями. Но это не означает, что полицейские смогут дымить другим в лицо. По словам представителя ГИБДД, из редакции норму исключили для того, чтобы та не повторяла кодекс этики госслужащих РФ, в котором данное правило прописано четко: государственным служащим предписывается воздерживаться от курения во время служебного общения с гражданами.

Согласно регламенту, сотрудники Госавтоинспекции не смогут устраивать так называемые засады для охоты за нарушителями. Но инспекторы все-таки будут вправе останавливать транспортные средства для необходимых проверок вне стационарных постов. Согласно нормам, патрульная машина должна быть хорошо видна, хотя есть исключительные случаи, такие как переломы рельефа или скоростные участки дороги. При размещении на них автомобиля инспекторы обязаны руководствоваться принципами безопасности и не создавать аварийные ситуации, располагая машину в непосредственной близости к трассе.

Что касается взаимодействия сотрудников ДПС и граждан, то во время разговора инспекторы должны соблюдать нормы вежливого общения, быть тактичными и избегать грубости, пренебрежительной интонации и оскорблений. Незаслуженные обвинения водителей тоже под запретом.

Средства массовой информации нагнали жути по поводу вступления с 20 октября 2017 г. нового Административного регламента ГИБДД. Видеосъемка инспекторов ГИБДД запрещена, проверять документы у водителя можно где угодно и основания для этого не нужны, инспектор вправе маскировать автомобиль! Так ли это? Попробуем разобраться.

Новый Административный регламент …, утвержден приказом МВД России от 20.10.2017 № 664 и является внутренним документом министерства. По сути этот документ содержит правила о том, как инспектору правильно вести себя с участниками дорожного движения.

Видеосъемка инспектора ДПС

Старый Регламент содержал прямой запрет на запрещение видеосъемки инспектором. В век Интернета и доступности получения правовой информации из различных источников (YouTube, соцсети) водитель, насмотревшийся видеороликов о правильном поведении инспекторов, в случае его остановки разжигал бессмысленный спор или по-современному «троллил» инспектора, придираясь ко всему подряд. Именно поэтому из Регламента убрали запрет на препятствование проведению съемки. Раньше инспектор не мог даже попросить не снимать его на видеокамеру.

В новом Регламенте такого запрета уже нет. Однако помимо Регламента есть статья 8 Закона «О полиции», которая разрешает гражданам проводить видеосъемку сотрудников полиции (а инспектор ГИБДД является сотрудником полиции). Также, такое право предусмотрено частью 4 статьи 29 Конституции, статьей 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и других законах.

Смысл заключается в следующем – так как МВД является публичным органом, то им должен соблюдаться принцип открытости и доступности.

Максимум, что инспектору ГИБДД дозволено – это предложить (попросить) не осуществлять видеозапись. Водителем в данной просьбе может быть и отказано.

Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено. Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.

Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).

Передача документов без удерживающих устройств

Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).

Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке. Должен ли он принять или требовать от водителя освободить документы. По сути, если водитель передает документы с удерживающим устройством, то он не исполняет требования Регламента. Но Регламент, как было сказано выше, это внутренний документ и ни какие обязанности водителя там не закреплены. В ПДД не уточнено каким образом водитель передает документы. Поэтому какая ответственность, какое наказание должно быть применено к водителю не ясно.

Проверка документов вне стационарного поста

В связи с сокращением количества стационарных постов законодатель расширил перечень оснований для остановки транспортных средств. В старом Регламенте их было 10, в новом Регламенте их уже 14.

Новый Регламент не содержит требований об остановке автомобиля в целях проверки документов исключительно на стационарных постах. Значит остановить автомобиль можно вне стационарного поста? Ответ: да. Но для остановки нужны основания. А основания для проверки документов перечислены в пункте 106 Регламента. Прочитаете сами.

Засады ГИБДД

Теперь Инспектор в кустах уже не герой анекдотов. Новый Регламент допускает случаи маскировать служебный автомобиль.

По общему правилу служебный автомобиль должен быть размещен таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения (пункт 63). Этим же пунктом предусмотрены случаи для маскировки автомобиля.

Патрульный автомобиль может быть размещен в местах с ограниченной видимостью (замаскирован):

  • на аварийно-опасных участках дороги;
  • при использовании средств фото- видео фиксации.

Остановка на неосвещенном участке дороги

В старом Регламенте был прямой запрет на остановку автомобиля на неосвещенном участке дороги. В новом Регламенте такого запрета нет. Главное требование к остановке в темное время суток – наличие световых сигналов и то при наличии возможности.

Видеофиксация нарушений в зоне действия временных знаков

В старом Регламенте применение средств автоматической фиксации в местах, где установлены временные дорожные знаки, не допускалось (пункт 57).

В новом Регламенте такого запрета нет.

Связано это с тем, что в преддверии подготовки к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, власти решили отремонтировать дороги. Много дорог. Поэтому много сужений, объездов и временных знаков. По данным ГИБДД в зонах проведения ремонтных работ увеличилось количество аварий. Зависимость понятная. Увеличилось количество ремонтных работ – увеличилось количество аварий. Но в ГИБДД причиной увеличения аварий в зоне действия временных знаков назвали именно нарушения ПДД, а не резкий рост проведения ремонтных работ.

Для водителя важна не причина, а результат – фиксация нарушений в зоне временных знаков.

Водитель обязан выйти из автомобиля по требованию инспектора

Сотрудник вправе предложить выйти из автомобиля (пункт 93). Ключевое слово здесь «предложить». Т.е. водитель может вежливо отказаться от предложения. Как же тогда отстранить водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения? Легко, на основании статьи 27.12 КоАП.

Таким образом, инспектор не вправе требовать от водителей выйти из автомобиля.

Досмотр автомобиля

Весьма положительное изменение. Старый Регламент содержал положение о том, что основанием для проведения досмотра является проверка обоснованного предположения. Ключевое слово «предположение». Т.е. те самые «хотелки» инспектора: «что-то мне не нравится, как вы ведете со мной диалог», «что-то всё подозрительно, а, ну-ка, давайте я проверю автомобиль».

Теперь такого нет. Новый Регламент содержит следующее: досмотр транспортного средства возможен в соответствии с фактическими данными – сообщениями граждан, дежурной части и так далее, т.е., это должна быть какая-то фактическая информация. Не желание инспектора, а информация.

Итак, что сказать в заключении. Если в прежнем Регламенте сотрудники ДПС в течение 8 лет так и не разобрались, то сделать это в новом, более объемном, будет ещё сложнее.

А вообще новый Регламент ГИБДД-2017 написан для инспекторов дорожно-постовой службы. Каких-либо обязанностей для водителей там нет. Может и не стоит так скрупулёзно его изучать. Зачем водителям знать внутренние документы МВД. Водители должны соблюдать правила дорожного движения, а не контролировать соблюдение инструкций должностными лицами.

Оба они вводят несущественные, но важные изменения в Правила. Первое касается новой разметки дороги, а второе - перекрёстков с круговым движением. Давайте рассмотрим все эти изменения.

Постановление от 20 октября 2017 - вафельная разметка

Согласно трактовке первого документа, изменения вносятся по части дорожной разметки и знака, фото которого пока не определено. Так, в ПДД появилась новая разметка - 1.26, которую в народе окрестили "вафельной" за её типичный внешний вид.

Вот так она будет выглядеть:

Обратите внимание, разметка должна быть жёлтой и располагаться только на перекрёстках. Ей также должен предшествовать новый дорожный знак - 1.35, который означает, что на перекрёстке нанесена вафельная разметка.

Фото этого знака пока не определено, есть только текстовое описание:

Знак представляет собой белый треугольник в формате дорожного знака 1.6 - Пересечение равнозначных дорог. В центре поля знака расположено схематическое изображение перекрёстка чёрного цвета, по размеру, аналогично изображённому на знаке 1.6, с изображением в центре квадрата с диагоналями красного цвета.

А вот так сейчас выглядит знак 1.6:


Обратите внимание, новый знак должен будет устанавливаться непосредственно на границе перекрёстка, на который он распространяется. И лишь в исключительных случаях его можно будет ставить не более чем за 30 метров до перекрёстка.

Но что же означает новая разметка?! Об этом нам говорит обновлённый пункт 13.2 ПДД:

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

Что нового?

Изменение коснулось только наличия разметки. Ранее на любых перекрёстках запрещалось выезжать, если за ним образовалась пробка. Теперь добавилось наличие разметки. Казалось бы, ничего нового в ПДД не внесено! Но не совсем так. Ранее запрещалось выезжать на перекрёсток с пробкой за ним при движении прямо. А вот при поворотах налево, направо или развороте ничего не запрещало.

Теперь же для разворота тоже нельзя выезжать на такой перекрёсток. Впрочем, не факт, что законодатели просто забыли упомянуть об этом в новой трактовке от 20 октября 2017 года.

Постановление от 26 октября 2017 - уступи дорогу тем, кто на круге!

Данное постановление имеет под собой более веские изменения в законодательном акте ПДД. Сегодня во всей России практика такова, что в большинстве организаций дорожного движения на перекрёстках с круговым движением круг является главной дорогой по отношению к примыкающим к нему дорогам. Но всё же есть частные случаи, когда это не так.

Например, вот так:


Со дня вступления в силу новых ПДД такое сочетание знаков будет неправильным. Согласно нововведению, новый пункт ПДД будет звучать так:

13.11.1 При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Но что, если на круговом движении основной и самый плотный поток автомобилей идёт не по кругу, а с примыкающей к нему дороги, ведь это создаст огромные пробки со стороны этого примыкания?!

На самом деле, всё может быть очень просто. На таких участках знак 4.3 "Круговое движение" вовсе уберут, повесят знак "кирпич" для запрета движения по кругу по часовой стрелке, а со всех сторон въезда на него повесят знак "Односторонне движение".

В таком случае круг перестаёт быть кругом, и главную дорогу можно располагать как угодно.

Дата вступления в силу изменений

Несмотря на дату выпуска этих постановлений правительства, вступают в законную силу они в разное время.

Здесь существует такой термин, как "опубликование законодательных актов". Речь идёт не просто о выкладывании их в публичный доступ, а об официальной публикации в не менее официальном издании правительства РФ. После публикации указы правительства РФ вступают в силу через 7 дней.

На сегодняшний день постановление касательно вафельной разметки вступило в силу 30 октября 2017 года касательно непосредственно разметки и фотофиксации на ней, а касательно дорожного знака и обновлённого пункта 13.2 ПДД - 28 марта 2018 года (через 180 дней после 30 октября) - такое указание написано непосредственно в тексте постановление №1276.

Постановление №1300 же, описывающее новые правила приоритета на круговом движении, вступают в силу 8 ноября 2017 года.