Нравственные проблемы в романе “Преступление и наказание”. Сочинение на тему: Мораль в романе Преступление и наказание, Достоевский Нравственность в преступлении и наказании

Проблематика которого нас интересует, является одним из важнейших образцов русской литературы, поскольку в нем были затронуты глобальные жизненные вопросы и проблемы. Перед читателем раскрывается сложный мир исканий, внутренних переживаний, стремлений героев, которые ведут мучительную борьбу с окружающей несправедливостью и с самими собой. Описывается их духовное падение и следующее за ним возрождение в романе "Преступление и наказание".

Основная идея произведения

Другие образы в романе "Преступление и наказание" позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения. Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: "Станьте солнцем - и вас увидят". Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

Подводя итог вечным вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа "Преступление и наказание". Никогда не потеряют актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. И сегодня нам близки затронутые автором проблемы. В романе "Преступление и наказание" есть очень важные мысли, которые могут предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь.

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного

Над другим.
Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.
Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам – “униженным и оскорбленным”, – не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником – спасителем души человеческой – является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “… голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе – Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня – “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок – символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от “уничтожения” нашего героя. Сонечка – это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала
к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство – чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.
Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова – “чистый свет высокой нравственной идеи”.

Ви зараз читаєте: Нравственные проблемы в романе “Преступление и наказание”

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься.

Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

(Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек — Достоевский «, — писал М. Горький. «Преступление и наказание » — самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

В письме к издателю

Журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления Раскольникова рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления… он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения… в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника… отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка — Раскольников. Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа — проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема — проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Расколь-никова, получила название Петербурга Достоевского.

Герой романа — талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник Свидригайлов может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода. Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа — время коренных реформ (отмена крепостного права).

Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека. Взгляд Лужина на христианство неприемлем. Его главная цель — достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла (Соня Мармаладова которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее пора, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей корежить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.

Сочинения по темам:

  1. В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году....

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек - », - писал . « » - самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

В письме к издателю журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления… он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения… в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника… отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка - . Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа - проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема - проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Расколь-никова, получила название Петербурга Достоевского.

Герой романа - талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода. Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа - время коренных реформ (отмена крепостного права).

Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека. Взгляд на христианство неприемлем. Его главная цель - достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла (Соня Мармаладова которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее пора, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей корежить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.

Непомерные страдания бедняков, обреченных на нищету, унижение, проституцию, гибель, Достоевский передал в своем романе с таким горячим, взволнованным сочувствием, с такой силой жизненной правды, с такой гневной ненавистью в адрес их палачей, хозяев жизни, виновных в страданиях простых людей, что роман стал безжалостным, суровым приговором обществу, основанному на эксплуатации, толкающему человека на путь преступления, порока и гибели.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Нравственность в романе «Преступление и наказание» .