О чём рассказ "Конь с розовой гривой" и какова его основная идея? Анализ рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», план

Тема: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Яркие и незабываемые образы рассказа».

Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа;научиться применять на практике метод сравнения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения анализировать текст художественного произведения;
  • побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;
  • формировать умения находить и принимать верные решения;
  • познакомить с методом сравнения.

Развивающие:

  • развивать читательскую культуру учащихся;
  • развивать творческие способности, воображение учащихся.

Воспитательные :

  • воспитывать нравственно и духовно учащихся;
  • прививать любови и внимательное отношение к слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

Открытый урок по теме:

«В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Яркие и незабываемые образы в рассказе».

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Кузнецова Е.А.

Шатура 2016 год

Тема: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Яркие и незабываемые образы рассказа».

Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа;научиться применять на практике метод сравнения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения анализировать текст художественного произведения;
  • побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;
  • формировать умения находить и принимать верные решения;
  • познакомить с методом сравнения.

Развивающие:

  • развивать читательскую культуру учащихся;
  • развивать творческие способности, воображение учащихся.

Воспитательные :

  • воспитывать нравственно и духовно учащихся;
  • прививать любови и внимательное отношение к слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: диалоговое взаимодействие, словесное рисование, анализ текста художественного произведения, беседа.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы и формы контроля: таблица, творческое задание.

Планируемый результат обучения:

Предметные: понять и принять идейное направление художественного произведения; уметь сравнивать героев.

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: формирование нравственных чувсв и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Оборудование: рассказ В.П.Астафьева, портрет писателя, листы для записи наблюдений и выводов, высказывание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок скорей начнём.

  1. Мотивация. Целеполагание, формулировка темы.

Учитель: Поговорим?

Учащиеся: Поговорим.

Учитель: А знаете о чём?

Учащиеся: О чём?

Учитель: О родном и прочем, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

Учащиеся: Поговорим.

Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

(Запись на доске).

Учитель: ребята, обратите внимание на доску и прочитайте слова французского писателя Антуана де Сент-Экюпери.

Учитель: Как вы их понимаете?

Учитель: Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Учитель: Скажите, а взрослеть легко? Всегда ли вас понимают взрослые, а вы их?

Учитель: Взросление – непростой процесс. Можно развиваться физически, а в плане духовного развития стоять на месте.

Учитель: Назовите, какие положительные качества человека вы считаете важнейшими?

Учитель: Верно. Это и доброта, порядочность, ответственность, прощение, великодушие.

Учитель: Как развить в себе эти качества?

Учитель: Какой способ лежит в основе выбора жизненного пути? Что мы делаем, когда выбираем? (Сравнение, сравниваем).

Учитель: Конечно, важную роль еще играют взрослые близкие люди. Но есть ещё один мудрый учитель – книга. Вдумчивое чтение может дать ответы на многие вопросы.

Учитель: У вас на столах лежат конвертики. Откройте их и посмотрите, что внутри.

Учитель: Это изображение коня с розовой гривой. Верно.

Учитель: О чём оно вам напоминает? (Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

Учитель: А что же это такое? (Пряник – заветная мечта главного героя).

Учитель: Как вспоминает его герой рассказа много лет спустя? Найдите и запишите эти строчки рядом с изображением пряника. («Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.»)

Учитель: О каком литературном произведении пойдет сегодня речь на уроке?

Учитель: Вспомните, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?

Учитель: Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Учитель: А как же герои рассказа справляются с этими трудностями?

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока? (Яркие и самобытные герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Учитель: Какие задачи будем решать?

Учитель: Запишите на листах тему нашего урока.

  1. Усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Кто из героев рассказа поступает в ситуацию выбора? (Рассказчик и Санька Левонтьев)

Учитель: Их поступки, характеры могут послужить нам нравственным уроком?

Учитель: Они похожи или отличаются чем-то друг от друга?

Учитель: Какой метод нам поможет лучше узнать героев рассказа? (Сравнение)

Учитель: Что такое сравнение? По каким параметрам мы можем сравнить рассказчика и главного героя?

Учитель: Положите перед собой напечатанные листы и текст рассказа.

Главный герой

Санька Левонтьев

Общее

Ровесники, живут в одной деревни, в трудное предвоенное время.

Различия

1.Поступки

трудолюбивый

ленивый

2.Речь

Правильная, доброжелательная

Обрывистая, грубая

3.Поведение

Честное, совестливое

Нет совести

  1. Физкультминутка.

Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.

Раз – все встали, потянулись;

Два – назад все оглянулись;

Три – руками помахали;

На четыре – пол достали;

Пять – все дружно повертелись;

Шесть – за парты все уселись.

  1. Первичное закрепление.

Учитель: Исходя из таблицы, сформулируйте черты характер понравившегося вам героя. Дайте ему оценку.

Учитель: Кто будет характеризовать рассказчика? Почему?

Учитель: А Саньку Левонтия? Почему?

Учитель: Оформите свою работу как мини сочинение. Вспомните, на какие части делится ваша работа?

1.Вступление. Рассказчик – главный герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1.Вступление.

Санька Левонтий – герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2.Основная часть. Черты характера героя.

2.Основная часть.Черты характера героя.

3.Заключение. Нравственный урок героя.

Учитель: Прослушаем несколько работ.

  1. Рефлексия.

Какой метод помог нам разобраться в характерах героев рассказа?

Что необходимо при сравнении?

Где еще мы можем применять метод сравнения?

Понравился ли вам урок?

Какие нравственные уроки вы получили после прочтения рассказа?

Что вас особенно поразило или тронуло?

  1. Домашнее задание.

Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: по аналогии с таблицей, заполненной на уроке, составить сравнительную характеристику бабушки Катерины Перовы и тётки Васени.

Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!


О чём рассказ "Конь с розовой гривой" и какова его основная идея?

    Рассказ Конь с розовой гривой о мальчике, которого воспитывала бабушка. Главный герой завидовал свободе и вседозволенности соседских детей, ему казалось, что если брать с них пример, то ему станет жить легче. Витя обманул бабушку, а бабушка в ответ за плохой поступок не разлюбила Витю, а показала, что любила она его и будет любить всегда, даже если Витя совершить плохой поступок. Главный герой оценил отношение бабушки и для него ее доброта осталась в памяти навек, как самое теплое воспоминание о детстве. Кроме семьи ближе у человека никого нет и можно вырасти сильным, только зная, что тебя в семье любят просто так.

    Рассказы Астафьева иногда настолько поучительны, даже плакать хочется. Вот взять например Конь с розовой гривой. Маленький мальчик оказывается таким беззащитным перед подначками своих более взрослых и более хитрых приятелей, что тем ничего не стоит подбить его обмануть бабушку. И ведь терзается малыш угрызениями совести, и боится наказания, но тут же за игрой забывает обо всем и со свойственным молодости легкомыслием продолжает играть. Только когда подходит время неминуемой расплаты, в ожидании которой те самые друзья что подбивали героя съесть землянику чуть ли ставки не делают, только тогда мальчик идет домой и прячется от бабушки, понимая, что не видать ему обещанного пряника в виде коня и страшась наказания. Но ведь бабушка всегда остается бабушкой и даже такого непутевого внука она все равно любит и готова баловать, так что коня мальчик все-таки получает. А урок от своего поступка запоминает на всю жизнь.

    Отсюда вывод: не бойтесь сказать близким самую горькую правду, если они вас любят, они все равно простят и поймут, а попытка скрыть свой промах вдет только к большим страданиям и вашим и ваших близких. А мальчик в рассказе выходит сам себя наказал муками совести и потому бабушка поругалась для острастки, но пряник все же припасла.

    Бабушка отправила внука в лес за земляникой. За лукошко земляники бабушка пообещала внуку пряничного коня с розовой гривой. Для послевоенных голодных лет это был очень ценный подарок. Мальчик набрал земляники, но вместе с друзьями съел ее. А чтоб бабушка не ругала, мальчишка пошел на хитрость: он на дно лукошка положил траву, а сверху немного земляники. Утром мальчик хотел признаться бабушке, но не успел. Она уехала в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик испугался разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хотел возвращаться домой.

    Но возвратиться все-таки пришлось. Как стыдно было слушать рассерженную бабушку, которая уже рассказала всем о его мошенничестве! Мальчик попросил прощения и бабушка дала внуку того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок. И действительно, автор говорит: Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника того дивного коня с розовой гривой.

    Чему учит этот рассказ? Показывает, насколько нехорошо и стыдно врать, ведь ложь всегда всплывает наружу. А еще автор - В. П. Астафьев -учит нас тому, что, иногда испытанный стыд и прощение, т.е. моральное наказание действует сильнее, чем наказание физическое.

В своем сочинении «Конь с розовой гривой» автор затронул тему детства, тот самый период, когда даже земляника кажется по-особенному вкусной, когда так хочется завоевать авторитет среди других ребят и при этом так не хочется расстраивать своих родных и близких.

Рассказ Астафьева Конь с розовой гривой

В рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой – мальчик-сирота, который проживает с бабушкой и дедушкой. Однажды бабушка попросила внука нарвать землянику, которую она продаст, а на вырученные деньги купит такой заветный сладкий пряник. Не просто пряник, а пряник в виде коня с розовой гривой. С таким пряником точно станешь любимцем во дворе, да еще и заслужишь уважение соседских ребят.

Мальчик с удовольствием идет в лес, уже предвкушая, как будет есть пряник, но все пошло наперекосяк. Мальчишки по двору, с которыми он все время играл, стали просить у него ягоды, обзывая его жадным. К тому же они постоянно его отвлекают играми, а между тем, вечер уже наступает и мальчик не успевает набрать лукошко ягод. Но, чтобы получить желаемое, он идет на обман. Вместо ягод, он наполняет корзину травой и только сверху бросает ягоды.

Такой поступок не дает ему покоя и он хочет во всем признаться утром, но не успевает. Бабушка уже уехала в город, а вернувшись, всем соседям рассказала, как подвел ее внук. Ребенок долго не решался встретиться с бабушкой, но муки переживаний не дают ему покоя и он уже только рад получить от бабушки наказание. Встретившись с бабушкой и получив от нее выговор, ребенок просит прощение, а бабушка, чтобы мальчик навсегда запомнил урок, еще и коня сладкого подарила. Что-что, а такой урок и любовь бабушки ребенок навсегда запомнил, как и всегда будет помнить бабушкин пряник.

Произведение учит нас быть ответственными, показывает наши ошибки. Здесь мы видим, как плохо идти на обман, как становится неприятно от того, что причинил боль своими близким людям. Кроме того, автор призывает в своей работе не делать ошибки, а если и совершили какую-то в жизни ошибку, нужно ее признать и обязательно исправить. Только осознав ошибку и признав ее, не повторишь подобное вновь, а значит, не причинишь боль своим родным и близким.

В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина рус-ской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они — члены одной большой семьи. Окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика, а значит, очень непо-средственно и просто. Ему все вокруг кажется интересным и за-нимательным. Вместе с ним мы увлекаемся рыбной ловлей, пуга-ем птиц, нас захватывает ощущение ужаса, когда забегаешь в пещеру с нечистой силой. На самом деле все повествование — это воспоминание уже взрослого человека о своей задорной маль-чишеской жизни. Именно поэтому в рассказе его сквозит чуть заметная ирония и умиление: насколько важным казались малень-ким людям их дела. Ну разве может быть что-то важнее, чем ловля мерзкого на вид водного обитателя, живущего под камня-ми? А как заманчиво бывает потихоньку пробраться в дом Левон-тия и послушать песни! Детское восприятие настолько эмоцио-нально и живо, что читатель невольно чувствует себя сообщни-ком во всех мальчишеских делах, активным участником.

Тем не менее этот рассказ не просто поэтичное воспроизве-дение мира детства, но изображение воспитания человеческой души.

Мальчик отправляется за ягодой. Но, потеряв ее, он под влия-нием своих приятелей решается обмануть бабушку. Он кладет траву на дно кузовка, а сверху засыпает ее горстками земляники. Этот обман не раскрывается сразу. Но совесть мучает мальчика почти все время. От стыда и от страха он убегает от бабушки и боится возвращаться домой. Мальчик прекрасно понимает, что заслу-жил наказание. И утром, обрадованный появлением дедушки, растроганный, он просит прощения и покорно выслушивает уко-ры бабушки. Но тут случается неожиданное: несмотря на такое вероломство внука, бабушка покупает ему обещанный пряник — коня с розовой гривой. Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Здесь рождается вера че-ловека в добро. Для него это лучший урок великодушия и душев-ной щедрости. Он клянется сам себе, что никогда не пойдет боль-ше на подлость и коварство. Ведь обманывать, мошенничать все-гда гораздо проще, чем что-то создавать, чем трудиться над сво-ей душой, чем просить прощения и раскаиваться. На вероломство не нужно много ума и выдержки, «дурное дело не хитрое», — говорят в народе. А вот сколько душевной храбрости, мужества надо, чтобы признаться в содеянном, чтобы простить, уступить, да и просто любить! В своем произведении Астафьев показывает нам добро в концентрированном виде, простое, незатейливое, мудрое.

Астафьев помещает своих героев в очень живописное окруже-ние, мастерски передает обычаи и быт русской глубинки. И ка-жется, будто таких героев найдешь в любой деревне, куда ни загляни. Это и мудрая, хозяйственная бабушка мальчика — Ека-терина Петровна, и легкомысленная тетка Васеня, и ее муж — прожига Левонтий, и типичная деревенская детвора. Самым, по-жалуй, значимым способом создания образов у Астафьева явля-ется язык.

«Нечего куски выглядывать, — гремела она. — Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на арка-не», — говаривала бабушка своему внуку, собравшемуся было улизнуть на пир к Левонтию. А уж язык детворы: «Зато мне ба-бушка пряник конем купит! — Может, кобылой? — усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — Ска-жи уж лучше — боишься ее и еще жадный! — Я? — Ты! — Жадный? — Жадный! — А хочешь, все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду…» Материал с сайта

Астафьев как будто понимал, что прогресс науки и техники вовсе не означает прогресс человечества, его внутреннего мира. Поэтому он возвращается к истокам — в русскую глубинку, где, по его мнению, сосредоточены все духовные силы нации.

План

  1. Бабушка посылает мальчика за земляникой.
  2. Мальчик собирает ягоду вместе с соседскими ребятами. Под-давшись их провокациям, он отдает им все собранное насъедение. Застилает кузовок травой, а сверху насыпает не-много ягоды.
  3. Бабушка увозит на продажу землянику. Мальчика мучает совесть.
  4. Бабушка возвращается. Наказание неминуемо, оно было бы страшнее, если бы не было дедушки.
  5. Мальчик получает пряник — коня с розовой гривой — не-смотря на свой проступок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском