Обо Всём. А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге": анализ стихотворения

По различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему "вещий"? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» - это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это - могила погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет "Повести временных лет" о смерти славного правителя.

Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания - 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге - коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады - драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Тематика

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:


Идея

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок - он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из "Повести временных лет" свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» - это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами ("тризна") и архаическими оборотами ("ковыль обагришь").

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: "славная глава кургана", "вдохновенный кудесник", "вещий Олег". Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Литературное наследие - один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей - Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

  • изображение таинственного, загадочного мира;
  • лаконичность;
  • переплетение лирической и эпической составляющих;
  • наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;
  • изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;
  • возможная замена сюжета диалогом между героями;
  • сочетание фантастики и реальности;
  • изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии.
Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником.
Пушкин любил и знал историю. В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неизбежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством князя:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Олег показывается в «Песни...» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег:
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
.Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.
Предсказатель - «вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», он предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, не зависит от чьего-то мнения. Ему нечего бояться, он многое видел на свете:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Олегу кажется, что он сможет уйти от злого рока, и он отсылает коня, пытаясь избавиться от угрозы смерти:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня.
Но через много лет, когда князь думает, что опасность миновала, потому что его конь мертв, судьба настигает Олега:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Пушкин представляет коня таким же сильным и смелым, как и его хозяин. Он верен Олегу, который ценит его преданность:
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
А где мой товарищ? - промолвил Олег, -
Скажите, где конь мой ретивый?
А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно. Ведь друзья всегда помогут, не бросят в беде, настоящими друзьями нужно дорожить.
Сюжет и язык «Песни о вещем Олеге» завораживает, запоминается, надолго оставаясь в сердцах читателей, наводит на серьезные мысли о смысле жизни, о роли человека.

Одним основоположником русской литературы по праву считают опального поэта Александра Пушкина, которые в своих великолепных произведениях старается разбудить чувства человека, пробуждая лишь только его самые лучшие качества. Он помогает человеку понять и разобраться в прошлом и в будущем. Поэт легко и ненавязчиво в своих литературных творениях заставляет забыть все жизненные мелочи и заботы, которые мешают их счастью. В его произведениях читатель сталкивается с особым восприятием современного мира, поэтому до конца понять этот чувственный и эмоциональный порой невозможно.

Пушкин в своих произведениях очень ярко описывает все основные черты русского характера, показывая его лучшие стороны. Основной темой его творчества становится история, прошлое своей родины. Этой теме посвящено пушкинское произведение «Песнь о вещем Олеге». В этом стихотворном творении легко и свободно опальный поэт описывает то историческое событие, которое действительно произошло в определенную эпоху.

Известно, что историческое пушкинское стихотворное произведение было написано в девятнадцатом веке. Точная дата написания - 1822 год. Считается, что это стихотворение отразило смерть великого князя Древней Руси, который был известен и славен своими военными походами, которые обычно очень хорошо оканчивались. О его победах слагались настоящие легенды. Александр Пушкин это историческое событие отразил в своем поэтическом творчестве. По содержанию пушкинского текста вещий Олег, собираясь в поход, решает сразиться с хазарами, чтобы отомстить им. Олег идет со своим войском упорно, чтобы отомстить за то, как они в последний раз напали на его родину, а теперь он также все сжигает на своем пути.

И вот князь Олег вместе со своей дружиной едет по полю, где должна состояться битва. Таков сюжет пушкинского произведения, а вот в исторической летописи Олег совершает свой поход в греческую империю, где в то время была столицей город Царьград. Тогда по приказу князя были вытащены на берег корабли, которые тут же поставили их на колеса, и было решено поднять на них паруса. Такое видение страшит греков и они, видя странные сооружения, которые вдруг заезжают в их город, согласны уже на любые условия, даже выплатить дань.

Несмотря на свое согласие, они пытаются хоть немного изменить ход всей войны, чтобы выиграть ее. А Олегу, чтобы навсегда уничтожить его, преподносят пищу и напитки, которые уже отравлены. Но князь, понимая, что перед ним неприятель, их угощения не принимает и, соответственно, коварный замысел врагов срывается. После этого слава о мудром Олеге принесла ему известность, и вскоре его стали называть Вещий Олег. Он смог не только предугадать попытку отравления, но и смог предвидеть те события, которые произойдут, смог их использовать так, как ему было удобно. Это помогло ему в этой сложной битве одержать желанную победу.

Но автор говорит и о том, что рок преследует его героя, он определяет то, каким будет его будущее. И эта тема занимает особое место в пушкинском произведении. Пушкин говорит о том, что конь под князем смелый, который не боится боя, хорошо понимает своего хозяина. Если нужно, то он будет стоять смирно, даже если стрелы вражеские будут лететь мимо. Но стоит только его господину пришпорить его, то конь помчится быстро по полю. Не боится этот конь ни холода, ни дождливой погоды. И вдруг Олегу предсказывают, что смерть он свою примет от верного коня.

Автор показывает, как начинает его герой сомневаться, пытаясь осознать суровую действительность. Судьба человека занимает в пушкинском стихотворении центральное место. Ведь человек не существует, пользуясь только своим разумом, он живет, поэтому и испытывает и волнения, эмоции и чувства, которые наполняют его жизнь, делает ее более насыщенной и яркой. Поэт говорит своему читателю о том, что человек не может изменить свою судьбу, а она не выбирает своих жертв.

Предсказатели судеб не бояться властных и богатых людей земного мира, так как они подчиняются божественной силе. И волхвам совсем не нужен дар от князей, так как их истина свободна и правдива. Они не могут говорить то, что от них желают услышать. Обычно человек не знает о своей судьбе ничего, это тайное скрывается от каждого. Но волхвы имеют дар предсказания. И один из таких предсказателей решает рассказать судьбу и князю Олегу.

Пушкин берет за основу историю существования князя Олега, его подвиги также подтверждены древними летописаниями. Поэтому получается, что автор показывает историческую правду. С уважением поэт описывает подвиги Олега, показывает он и то, какая сильная личность была в Древней Руси, какой смелый и отважный характер имел князь. Но ведь пушкинское стихотворение об этом человеке - это литературное произведение. Соответственно, автор вводит и образные выражения, когда пытается показать то, что у природы есть свои законы. И это поэт делает при помощи мифологических образов.

О том, какова судьба человека и от чего она зависит, еще задумывались первобытные люди. В это время человек начинал понемногу осознавать, что он сам не в силах изменить своей жизни, а зависел во многом от тех людей, которые его окружали, да от мира природы. Интересную легенду о том, как умер славный князь Олег, прославивший себя военными подвигами, опальный поэт знал с раннего детства, и эта трагическая история в то время очень сильно поразила его. Маленький Пушкин рисовал эту историю в своем воображении.

И только уже используя эту легенду, поэт берет ее за основу и перерабатывает так, чтобы выделить в нем еще и мотив привязанности князя к своему боевому товарищу. Добавляет Пушкин в свой стихотворный сюжет и кудесника, который как раз и предсказывает Олегу его судьбу. Он эту встречу описывает так: из темного и густого леса прямо навстречу князю неожиданно выходит кудесник, который не подвластен людям. Он лишь только подчиняется Перуну, который помогает ему в предсказаниях будущего. Перун весь свой век провел в гаданиях и мольбах.

Вот теперь предсказатель и слуга Перуна сам подъезжает к Олегу. Он предсказывает ему погибель от верного товарища, которого князь проверил в боях. Предсказание сбывается, так как Олег, приблизившись к черепу своего верного коня, умирает. Но погибель приходит от змеи, которая затаилась в черепе коня. А ведь известно, что змея и ее укусы всегда считались признаками смерти, хаоса, это некий символ греха и зла. Судьба человека подвластна лишь только богам. Ничего невозможно изменить в человеческой судьбе, от нее некуда не уйдешь, все уже предопределено.

«Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в пору своего творческого расцвета, в 1822 году. Над созданием не самого длинного стихотворения поэт работал почти целый год, обращаясь к истории, изложенной в V томе сочинений Карамзина. Именно там пересказывается жизнеописание Олега, князя Киевского, дошедшего до Царьграда и прибившего на врата города свой щит.

Стихотворение впервые увидело свет в 1825 году: оно было напечатано в «Северных Цветах» - альманахе, издаваемом Дельвигом.

Главная тема стихотворения

Основная тема, на которой, собственно, и строится сюжет, - тема предопределенности судьбы и свободы выбора. Это общее понятие имеет множество сложнейших оттенков, которые требуют последовательного изучения.

Главным событием, переломным моментом в жизни вещего Олега является встреча с кудесником, который предрекает ему смерть «от коня своего». Этот эпизод как бы разбивает все существование князя на две части: если раньше он действовал сообразно со своим представлением о мире, занимался обычными государственными делами - например, собирался «отмстить неразумным хазарам», - то сейчас он вынужден считаться с полученной информацией. И Олег принимает решение, которое кажется ему единственно верным: он отказывается от своего верного коня, который был спутником во многих битвах, и пересаживается на другого.

Это яркий эпизод, в котором Пушкин со свойственной ему гениальностью обращает внимание читателя на бесконечное множество значительных мелочей. Образ Олега - это образ человека, которому, несмотря на высокое положение, свойственны совершенно обычные чувства и эмоции. Он не желает преждевременно умирать, но ради самозащиты предпринимает не самые приятные для себя шаги. Он, очевидно, любит своего коня, отдает приказ всячески заботиться о нем, он грустит из-за необходимости расстаться с верным другом, но желание жить - гораздо сильнее.

Предосторожности оказываются излишни: Олег умирает, как и предсказано, «от коня»: змея, выползшая из черепа уже погибшего животного, жалит князя в ногу, и тот погибает.

В этом скрыта тонкая и горькая ирония: предсказание волхва сбывается так или иначе. Знай Олег о том, какая именно смерть ему уготована - как бы вел он себя тогда? Стал бы он отказываться от своего друга? Как изменило его жизнь предсказание волхва (выпрошенное им же самим, к слову - к его собственной беде)? Пушкин оставляет эти вопросы без ответов, предоставляя читателю поразмыслить над ними самостоятельно. При этом, что интересно, князь Олег в тексте назван «вещим» - знающим, способным самостоятельно предугадывать ход событий. Складывается впечатление, что предсказание волхва, которое князь не смог разгадать, является своеобразной иронией злого рока.

Структурный анализ стихотворения

Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов. Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью.

Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.

Вывод

«Песнь о вещем Олеге» - яркое, многогранное произведение. Поэт говорит о предопределенности и о том, возможно ли избежать злого рока, рассуждает о человеческом желании противостоять судьбе и об ошибках, допускаемых на пути к этой цели. Поднятые Пушкиным вопросы о судьбе, о человеческих слабостях, о жертвах во имя своей жизни являются важными, и каждый читатель находит ответы на них самостоятельно.