Образец объяснение при дтп. Объяснение при дтп. Как оформить происшествие без пострадавших

Образец объяснительной при ДТП необходимо заполнять после аварийной ситуации. В объяснительном документе следует отразить личные данные пострадавшего гражданина, а также произвести объективное описание аварийной ситуации. Для того, чтобы составить полную картину случившегося, участники ДТП в подробностях излагают собственную версию того, как именно произошла авария. Важно отметить куда, в какую сторону и с какой скоростью двигались оба водителя.

Бланк объяснительной при ДТП содержит определенный набор ориентировочных положений с желаемой информацией. Соблюдать каждый пункт необязательно. Также требование сотрудников ГИБДД переписать объяснительную не является правомерным. В случае, если есть необходимость дополнить документ, в конце прописывается недостающая информация.

Объяснительная участника ДТП пишется лично пострадавшим. Если гражданин не согласен с конкретными действиями сотрудников ГИБДД в процессе выяснения обстоятельств аварии, то важно отразить все факты в объяснительном документе.

Согласно правилам ОСАГО, при наличии схемы ДТП пострадавший не будет освобожден от заполнения . Два экземпляра бланков страховая компания предоставляет водителю при оформлении договора об обязательном страховании. В случае, если участников ДТП двое, то заполняется один бланк, в котором фиксируются все разногласия между водителями. Когда участников аварии более двух, то каждый водитель заполняет индивидуальный бланк извещения.

На отправление бланков заказным письмом страховщику дается пять рабочих дней . Вместе с бланком пострадавший направляет заявление о страховой выплате (скачать ). К пакету документов следует приложить справку о ДТП, представленную органами полиции, постановление об административном правонарушении и копию протокола.

Информация для объяснительной

Объяснительная по ДТП оформляется на листе формата А4. Пострадавший водитель заполняет документ с двух сторон. Объяснительная содержит следующие положения:

  • Дата и место рождения;
  • Документ, подтверждающий личность;
  • Место жительства и регистрации;
  • Место работы, должность и адрес организации;
  • Контактный номер телефона;

Подробное описание аварийной ситуации.

В части документа, где содержится описание аварийной ситуации, необходимо отразить на основании каких законодательных актов пострадавший считает себя невиновным в ДТП. Согласно  статье 4.2 КоАП, в отношении участника аварии могут применяться обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Также на основании  статьи 25.1 КоАП гражданин вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы.

Согласно действующему законодательству дознаватель изучает ситуацию ДТП в течение двух месяцев. Дознаватель обязуется опросить всех участников ДТП, и только после сбора всей информации вынести вердикт. Допускается заполнение объяснительной как в день аварии, так и позже.

После того, как объяснение будет составлено, его следует опустить в желтый ящик в ГИБДД, либо предоставляется лично дознавателю. Дознаватель проводит анализ объяснительных документов всех участников ДТП. В случае необходимости проводятся дополнительные виды экспертиз.

Что-то непонятно? Задайте вопрос в комментариях и получите ответ специалиста.

Столкновения транспортных средств на дорогах, к сожалению, не редкость, и многим автолюбителям не удается их избежать. Если человек стал участником незначительной аварийной ситуации, ему как минимум предстоит изложить письменно свою трактовку произошедшего. В этом случае нужно знать, как пишется такая объяснительная при ДТП. Каково должно быть ее содержание, понятно не всем. В рассматриваемой записке, главное - максимально точно описать ситуацию и не навредить самому себе.

В правилах четко указано, что должен делать водитель при ДТП. Прежде всего, нельзя уезжать с места. Надо остановиться, обозначить аварийную зону специальными знаками, включить световую сигнализацию. Если в ДТП не пострадали люди, вызывать медиков нет необходимости, но позвонить в ГИБДД попавший в аварийную ситуацию водитель обязан.

При незначительном ДТП, в котором отсутствуют жертвы, раненые, травмированные, водитель обязан письменно изложить, что произошло, пояснить свои действия. Актуальный бланк объяснительной при ДТП можно скачать на нашем сервисе. Готовую для заполнения форму выдаст водителю сотрудник дорожной полиции, прибывший на место столкновения.

О том, как написать объяснительную, также можно уточнить у него, но иметь общие представления о правилах составления записки важно каждому автолюбителю. Предлагаем вместе с нами изучить пример объяснительной при ДТП для разных ситуаций: когда водитель виноват, действовал согласно правилам и когда есть сомнения в определении степени виновности.

Чего не стоит вносить в документ

После того как случилось ДТП и сотрудник дорожной полиции произвел осмотр места, он предоставляет водителям форму для написания объяснений. Они, в свою очередь, могут заполнить пункты объяснительной самостоятельно, а могут продиктовать текст служащему ГИБДД. Что писать в объяснении при ДТП, а чего не должно быть в документе, неопытному водителю подскажет находящийся на месте представитель дорожной полиции.

В записку надо правильно и без ошибок внести персональные сведения об участниках и очевидцах столкновения. В документе обязательно наличие описания полученных автомобилями дефектов, надо отметить возможные скрытые повреждения. В результате заполнения бланка не должно быть пустых граф. В объяснительной максимально подробно должны быть описаны все особенности произошедшего ДТП, способные повлиять на выявление виновного в случившемся.

  1. Имели ли место дефекты авто, не позволяющие пользоваться им в качестве средства передвижения.
  2. В каком состоянии находится дорожное покрытие?
  3. Определить соответствие разметки в зоне ДТП нормативам.
  4. Уточнить, не установлены ли дорожные знаки, противоречащие друг другу.
  5. Не было ли на месте столкновения неисправных светофоров.
  6. Подробное описание погодных условий в районе ДТП.
  7. Следует зафиксировать состояние водителя (был ли он трезв или пьян), отказ от освидетельствования (если он имел место).

Если объяснительную за водителя составляет автоинспектор, перед подписанием бумаги первому надо внимательно изучить написанный текст.

Правила заполнения

Единых требований, как правильно писать объяснение при ДТП, не существует, каждый вправе писать то, что считает нужным. Дадим только некоторые рекомендации. При заполнении бланка надо быть аккуратным, внимательным. Важно следить за точностью поданной информации. Когда есть вопросы, лучше задать их служащему ГИБДД. В случае несогласия, объявить об этом. Если автоинспектор не обратил внимание на возражения участника о ситуации касательно ДТП, обязательно следует зафиксировать этот факт в объяснении.

Если вы точно невиновны

Когда в ДТП нет вины водителя, объяснительная по факту ДТП оформляется без проблем. Это самый простой вид пояснений автолюбителя. В бланк заносится полная подробная информация о происшествии. Надо подчеркнуть, что при управлении авто водитель учитывал метеорологические и окружающие условия, соблюдал ПДД. Акцентируется внимание на невозможности избежать столкновения. Подробное и точное объяснение упростит для автоинспектора . Водителю обязательно нужно отметить, что он не считает себя виновным, но только в том случае, если это на самом деле соответствует действительности.

Если виновны

Аварии на дорогах, к сожалению, не редкость. Если произошло незначительное ДТП без жертв, водитель должен предпринять самостоятельные действия. Пошаговая инструкция поможет сориентироваться в неприятной ситуации.

Если у вас случилась неприятная ситуация, а именно, произошло дорожно-транспортное происшествие, постарайтесь не паниковать, соберитесь с силами и действуйте. Да-да, именно действуйте!

Не надо полагать, что все уже произошло и уже ничего сделать нельзя. Все как раз только начинается, поверьте мне. Причем сам факт ДТП – это самое простое, дальше бывает все куда сложней и дольше.

Многое зависит от степени тяжести ДТП, и упаси вас Бог поучаствовать в тяжелом столкновении, при котором может так случиться, что действовать придется другим и весьма вероятно, что со значительным опозданием. Но, к счастью, такие ДТП достаточно редки.

Ваши первые действия

Итак, осколки пластика, стекла уже упали на землю и машины стоят недвижимым грузом. Что делать? Ни в коем случае не пытаться скрыться с места ДТП! У некоторых водителей, как это ни странно, в первое мгновение после столкновения возникает именно эта мысль. Но не делайте этого!

Вы, как говорят в спорте, сделаете «автогол», т.е. автоматически станете виновным в совершении ДТП с последующим лишением водительского удостоверения.

По крайней мере, по вашим дальнейшим показаниям, вы должны были предпринять все возможные меры для предотвращения столкновения, а к ним относятся: подача звукового сигнала, экстренное торможение и т. п. Забегая вперед, скажу, что об этом обязательно будет необходимо написать в объяснительной.

Ибо непринятие мер к предотвращению ДТП является нарушением правил дорожного движения. Затягиваем ручник и включаем указатели поворота в режим «аварийки». Затем по возможности быстрее выходим из машины и…

Оцениваем ситуацию

После столкновения сразу оцените состояние автомобилей. Не требуется ли применение огнетушителя, съемки клеммы с аккумулятора и т. д. Это можно быстро оценить и вовремя предотвратить возникновение пожара. Кстати, это тоже ваша обязанность в рамках уменьшения ущерба от ДТП, как и следующее.

Самым важнейшим является необходимость оценить состояние здоровья самих участников ДТП и себя самого. Не требуется ли медицинская помощь. Если есть малейшие подозрения на это – немедленно звоните в скорую помощь!!! Повторяю – бросайте все и звоните! Потом (если больше некому) приступайте к оказанию первой (доврачебной) помощи.

Это в ваших интересах, т.к. в случае тяжких последствий, и не дай Бог смерти, это уже уголовное дело, если вас признают виновным. Причем можно привлекать к оказанию помощи и других участников дорожного движения или даже прохожих.

Не забудьте и о еще немаловажной обязанности – выставить знак аварийной остановки. Напомню, его по правилам необходимо выставлять за 15 метров от автомобиля.

Ищем свидетелей ДТП

И чем активней, тем лучше. Лучше тех, которые были позади точки столкновения, т.к. они лучше видели его момент. Кроме того, их проще поймать.

Причем совершенно не обязательно заставлять их ждать прибытия сотрудников ГИБДД. Об этом намерении необходимо их известить сразу, тогда у них появится больше энтузиазма. Многие, полагая, что придется сейчас сидеть и ждать, сразу отказываются. Чем тяжелее ДТП, тем большую заинтересованность в свидетелях вы должны иметь.

Также проблематичны перекрестки, т.к. возникают спорные моменты по сигналам светофора, которые, как известно, меняются, и доказать вам будет сложно, что вы проезжали на «зеленый». Со свидетелями это куда проще. Повторюсь еще раз, в тяжелых случаях постарайтесь заполучить свидетелей любой ценой!

После того, как вы их нашли, запишите их данные: фамилию, имя, отчество, марку автомобиля и его госномер, домашний адрес и телефоны для связи (мобильный, который не помешает тут же проверить под видом записи его в записную книжку телефона, и желательно домашний телефон). Если адрес свидетель отказывается указывать, то спросите, хотя бы номер водительского удостоверения. В последствие его смогут найти работники ГИБДД.

К сожалению, не всегда, получается, сделать так, как описано выше, ибо после столкновения, особенно, если таковое впервые случилось, человек впадает в состояние аффекта, длительности которого хватает для того, чтобы упустить прямых свидетелей. Что значит прямых? вы наверно догадались, это те, кто непосредственно видел момент происшествия. Но даже, если вы их не застали, то не переживайте, может, еще не все потеряно.

Постарайтесь вспомнить, какие машины вас окружали, их номера, на худой конец, цвет и марку. Все равно не удалось? Жаль. Но есть еще все-таки надежда найти свидетелей. В таком случае порекомендую подать объявления в средства массовой информации и как можно быстрее. В объявлении указывается, что ищутся свидетели ДТП происшедшего такого-то числа в такое-то время, в таком-то месте.

Самое важное – пообещать материальное вознаграждение. Причем в этом нет ничего зазорного, т.к. свидетельские показания стороннего человека – это труд, который тоже должен быть оплачен. Напомню, при тяжелых ДТП их давать обязательно, причем необходимо брать соответствующие платежные документы, подтверждающие их подачу. А после публикации, если вы подали объявление в газету(ы), желательно приобрести этот экземпляр и сохранить его. Это может пригодиться в случае суда.

Вызываем сотрудников ГИБДД

И только после того, как вы убедились в отсутствии опасностей и заручились помощью свидетелей, вы можете вызывать представителей ГИБДД. Причем делайте это независимо от того, сделали это другие участники ДТП или нет. Звонки в дежурную часть фиксируются на носители информации, проще говоря, пишутся. А вы обязаны известить о ДТП органы ГИБДД. Позвонили – ваша совесть в этом плане чиста.

Но просто позвонить мало. Требуется сообщить: место ДТП (улица и в районе какого дома), перекресток каких дорог и т. д., т.е. чтобы экипаж ДПС мог сориентироваться и найти вас, марки автомобилей и их госномера участников ДТП, свою фамилию.

По поводу времени. Совсем не обязательно знать точное время. Поэтому не следует судорожно смотреть сразу на часы. В последствие просто просмотрите журнал звонков на своем телефоне, во сколько вы звонили в дежурную часть ГИБДД. Отнимите 5…15 минут – это и будет время ДТП.

Старайтесь иметь при себе мобильник с достаточным уровнем заряда не только его аккумулятора, но и средств на счету, ибо в таких случаях использовать его придется достаточно плотно, а время ожидания ДПС может быть от 2 до 8 часов, смотря, где вы находитесь и как повезет. Если вы собираетесь загород, то лучше иметь несколько мобильников с сим-картами от разных операторов связи.

Не стесняйтесь, звоните сразу близким, друзьям. Если прошло уже много времени, просите их привезти вам пищу и напитки (зимой обязательно горячее!). Ни в коем случае не принимайте спиртного!!! Нельзя пить даже квас, если есть пострадавшие. Помните! вас направят на медосвидетельствование.

Есть по этому поводу у многих заблуждение, что раз в состоянии опьянения, то можно подвести под формулировку «не справился с управлением». Нет, это не так! вы автоматически подтвердите свою вину. Также по возможности не принимайте никаких лекарств.

Что называется, пока не забыл. Несколько слов о ночном ДТП. Тут, если вы оказались один в машине, лучше перестраховаться и при ожидании ДПС закрыть двери и пригласить по телефону помощника. Если экипаж ДПС долго не появляется, то можно, опять-таки закрыв себя изнутри, спать по очереди. Немного отвлеклись, но это на пользу. Продолжаем.

Звоним в страховую компанию

Если у вас есть полис аварийных комиссаров, то звоните им и просите их прибыть на место ДТП. При этом необходимо сообщить то же самое, что и в ГИБДД. Даже если и нет полиса, то вы тоже можете вызывать аварийных комиссаров, но это будет уже за деньги.

Вот началось муторное ожидание сотрудников ДПС. Но нет, не скучайте! вытаскивайте извещение о ДТП, которое вам было любезно вручено в страховой компании при оформлении договора ОСАГО, и начинайте его заполнять. Сначала за себя, а потом дайте это сделать другому участнику.

Как заполнять? Ответ на этот вопрос вы наиболее корректно найдете на титульном листе самого извещения. Кстати, это не помешает сделать, например, после прочтения данной статьи, чтобы иметь представление об этом.

Заносим данные в извещение внимательно, без ошибок и исправлений, четко, чтобы текст легко читался. Обращаем внимание на данные страхового полиса ОСАГО оппонента, тщательно проверьте его номер, а также узнайте дату подписания договора. Речь идет именно о дате подписания, а не о дате окончания действия, которая заносится в извещение. Эта дата вам пригодится в написании заявления о страховом случае.

Если будут допущены ошибки или неточности, вам придется искать этого человека и уточнять. Посмотрите, не просрочен ли полис. Если он просрочен, то готовьтесь к суду с виновником. Не забудьте указать об этом инспектору ДПС. Хотя, он, скорее всего, догадается и без вашей помощи.

Однако будьте инициативными. Аналогично с вами. У вас должен быть действующий полис ОСАГО. Не имея актуального договора ОСАГО, вы имеете шанс заплатить из собственного кармана, но только по приговору суда (включая все издержки). Кроме того, вы нарушаете ПДД, за что предусмотрено наказание в КоАП по статье 12.3 ч.2 – отсутствие полиса ОСАГО.

После заполнения внимательно прочитайте, если все верно, подпишите извещение, лучше ставить оригинальные подписи на обоих экземплярах, для чего их надо разъединить и после этого подписывать. Дайте это сделать и другому участнику. Если он отказывается, то так и пишем «От подписания отказался» и ставим свою подпись. А лучше, впоследствии, попросить инспектора ДПС подписать извещение с указанием его фамилии.

Договариваться ли без вызова ГИБДД?

Есть на данном этапе один момент – вам предлагают разобраться на месте. Дело, конечно, ваше, но это авантюра. Это, кажется, что такой метод экономит время, но только на первый взгляд и не более того. Во-первых, вам элементарно могут инкриминировать скрытие с места ДТП, а вы должны остановиться и не трогать машину с места. Поэтому даже не думайте о том, чтобы освободить проезжую часть, если вас об этом просят. Встречается и такой «развод».

Дело в том, что после таких «мировых» второй участник может вернуться на место и заявить о ДТП. Во-вторых, на следующем техосмотре вас непременно спросят о происхождении повреждений (если вы не отремонтируете), а справки о ДТП у вас нет – это тоже нарушение.

Но если вы любите экстрим, и все-таки решились, то пишите бумаги. Как и что писать, лучше проконсультироваться у опытного юриста. Но помните! Не заверенные нотариально расписки и т. п., фактически просто бумага. Поэтому так поступать не советую. Слишком большой риск получить непредвиденные последствия.

Сейчас хотят вменить оформление ДТП без сотрудников ГИБДД, так называемый, европротокол. Но это весьма спорно и страховые компании не горят желанием принимать к рассмотрению такие дела.

Документы, оформляемые при ДТП

При прибытии экипажа ДПС надо вписать в извещение номер нагрудного знака того инспектора, который оформлял ДТП (кто значится под схемой составленной ДПС). Но не следует сразу набрасываться на них, чтобы узнать этот номер. Всё по порядку!

Составление схемы ДТП

Прибывшие сотрудники ДПС начнут измерение проезжей части и расстановки автомобилей участников ДТП. Не стесняйтесь, участвуйте в этом действе. Задавайте вопросы (не навязчиво и не отвлекая), обращайте их внимание на кажущиеся вам нюансы. Инспекторы могут некоторых моментов просто не заметить. А также тщательно показывайте все повреждения на своем ТС, полученные в ДТП. После замеров и освобождения проезжей части у вас может быть несколько вариантов разбора «полетов»:

  1. Разбор на месте ДТП;
  2. Разбор в отделении ГИБДД в этот же день (сразу);
  3. Разбор в отделении ГИБДД на следующий день или через несколько дней.

Сути и методики это не меняет. Разве что у вас увеличивается время на размышления от варианта 1 до варианта 3. Ах, да! Чуть не забыл! Еще до прибытия ДПС, но уже после составления извещения, все равно не сидите просто так. Попытайтесь вспомнить как можно больше деталей, обдумывайте вашу линию защиты.

Если вы затрудняетесь с выстраиванием показаний, например, из-за переживаний, то лучше отказаться от написания (или подписания) объяснительной, сославшись на состояние здоровья. Тогда будет назначен разбор на другой день. Перед написанием объяснительной вам и оппоненту дадут ознакомиться со схемой ДТП.

Не спешите ее подписывать – это основной документ. Проверьте правильность ее заполнения, а также все ли внесены повреждения. И тут мы вспоминаем о номере нагрудного знака и вписываем его в извещение.

Далее, как правило, ИДПС объявляют какие пункты ПДД нарушены и кем, если, конечно, это не вызывает сомнений. Напомню, это может происходить уже не обязательно на месте ДТП. Тогда вам отдадут документы и схему и предложат проехать в отделение ГИБДД.

Написание объяснительной водителями, участниками ДТП

Каждому вручают бланк объяснительной, которую водитель заполняет за себя. Иногда заполнение происходит с ваших слов, тогда в конце, перед тем как подписать, не ленитесь и хорошо прочитайте ее содержание. В объяснительной требуются ваши паспортные данные. Отсюда вытекает полезный совет. Не обязательно носить постоянно с собой паспорт, достаточно переписать на бумагу его данные: серия и номер, кем и когда выдан, по какому адресу прописаны.

В объяснительной пишем, как произошло ДТП, его обстоятельства, как и в каком направлении, двигались вы, как двигался второй участник ДТП (если помните). Как произошло столкновение. Если вы твердо решили, что вы не виновны в ДТП (если, конечно, ваша вина не очевидна), обязательно укажите – «С виной в ДТП не согласен». При наличии свидетелей обязательно вписываем и их координаты.

Будьте внимательны, и относитесь к заполнению объяснительной очень трепетно. Хоть и объяснительная и не является доказательством вашей вины или невиновности, но является весьма важным документом и показания, вписанные туда, впоследствии бывает очень сложно оспорить. Таким образом, от ее написания зависит очень многое.

Основа («рыба») объяснительной, как правило, имеется в отделении ГИБДД. Если разбор на месте, то в большинстве случаев объяснительная пишется сотрудником ДПС с ваших слов.

Сразу надо оговориться, что если оппонент тоже не согласится со своей виной в ДТП, то дело затянется. Тогда-то и пригодятся свидетели. По указанным координатам они будут приглашены в отделение ГИБДД и опрошены, с каждого будет взята аналогичная объяснительная.

Затем будет еще один разбор, исходя из полученных данных, будет уточнена вина того или иного участника. Однако не всегда и это заканчивается успехом. Тогда у вас два выхода: суд или «обоюдка». Но обоюдка тоже бывает разной. Либо просто договоренность между собой, заверенная нотариально, либо с выплатами по договору ОСАГО.

Последнее часто завершается тоже судом, ибо страховая, как правило, желает установить точно степень причастности каждого участника. Т.е. она не платит 50/50, а в строго присужденной пропорции. Например, 70/30.

Справка о ДТП

Если же выявление виновника не составило труда, и он свою вину признал, заполняется справка о ДТП и ее заверенные копии выдаются на руки каждому участнику ДТП.

Если виновнику по сути дела эта справка необходима только для прохождения ТО с повреждениями (если он пока не планирует ремонт), то потерпевшему эта справка, как и следующие документы, пригодится для получения страховой выплаты по ОСАГО.

Поэтому тут от вас опять потребуется повышенное внимание. Иначе вы станете частым гостем в этом отделении ГИБДД. Проверьте, правильность внесенных данных, а также особое внимание уделите графе «В результате ДТП повреждено». Там должны значиться именно ваши повреждения, и они должны быть все. Ничего ли не упустили сотрудники ДПС. Копия должна быть заверена синей круглой печатью ГИБДД.

Протокол об административном правонарушении. Прочитав протокол, проверяем, чтобы все было заполнено верно, чтобы было вписано нарушение, по какому пункту ПДД и предусмотренная статья КоАП. И если вы, во всем согласны, подписываем его в графе «Права, предусмотренные ст.25.2 КоАП, мне разъяснены» в поле «Подпись потерпевшего».

Только внимательней, не ошибитесь! Подписываться в поле «Подпись потерпевшего» надо, если только вы таковым явились. Если вы виновник, то для вас графа «Копию протокола получил(а)» с полем «Подпись лица, привлекаемого к административной ответственности» и графа «Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении».

Если имеются свидетели, то они вписываются в графу «Свидетели», их может быть двое. Подпись свидетелей не требуется. Если виновник ходатайствует о направлении дела по месту жительства, то это указывается в соответствующей графе. Будет указана дата и время рассмотрения дела, а также в каком отделении ГИБДД. На руки выдается заверенная копия протокола об административном правонарушении.

Постановление об административном правонарушении

Если виновник может и не явиться на рассмотрение дела – постановление будет вынесено и без его участия, то потерпевшему необходимо все-таки посетить указанное отделение ГИБДД в целях получения копии постановления об административном правонарушении, опять-таки заверенную.

Это случается, как правило, не ранее, чем через две недели. Тогда как пострадавшему для предоставления документов в страховую предоставляется 15 рабочих дней со дня ДТП. Но известить ее вы должны как можно раньше.

Обращение в страховую компанию

Не обязательно сдавать в страховую компанию сразу весь комплект документов. Отнесите сразу то, что есть в данный момент. Но не сильно спешите! Прежде сделайте копии со всех документов, которых потом просто-напросто не будет у вас на руках (извещение о ДТП с двух сторон, справка о ДТП, копия протокола, постановление).

И чем больше копий, тем лучше, желательно не менее трех с каждого документа. Если есть такая возможность, отсканируйте в цветном изображении и сохраните. Все это необходимо на тот случай, если в страховой компании вы нарветесь на «Машу-растеряшу». Также не помешает сделать реестр передаваемых документов и заставить его подписать представителя страховой, который принял документы.

Ненароком можно намекнуть, что имеются копии всех документов. Это несколько снижает риск «случайной» потери ценных бумаг. Да-да, не удивляйтесь, это именно ценные бумаги, т.к. по ним будут производиться выплаты.

А любые ценные бумаги передаются по реестру (расписке). Деньги, кстати, переводят безналичным путем, поэтому у вас должен быть счет в банке (пластиковая карта, сберкнижка и т. п.). Если этого нет, то позаботьтесь об открытии такого счета. Лучше в виде сберкнижки, т.к. это наиболее дешевый вариант.

А куда же идти со всеми бумагами из ГИБДД? В страховую виновника или в свою? Ответ дуальный! В свою страховую компанию необходимо обращаться, если не только ваш, но и полисы ОСАГО других участников оформлены после 15 марта 2009 года. В противном случае придется по старинке обращаться в страховую виновника ДТП. Однако эта тема уже не этой статьи.

После сбора всех документов вы должны будете написать заявление о страховом случае, которое вы заполняете собственноручно.

Что само собой разумеется, пишем не торопясь и вдумчиво. Ошибка в номере счета, например, может дорого стоить. В графе иные расходы указываем все дополнительные расходы, связанные с ДТП: эвакуатор, медицинское обслуживание, в т.ч. медэкспертиза (если требуется) и т. п.

Если в результате ДТП потребовался эвакуатор, то после его использования вам придется расплатиться с ним своими дензнаками, но, взяв чек, копию чека и маршрутный лист, где указан маршрут движения. Проще говоря, на любые материальные расходы, связанные с ДТП, должны быть платежные документы. И чем больше данных в этих документах, тем лучше.

Есть и еще немаловажный нюанс. Ни в коем случае ничего не делайте с автомобилем до его осмотра специалистом страховой компании и даже больше – до тех пор, пока не получите удовлетворяющую вас выплату. Дело в том, что впоследствии может понадобиться еще и независимая экспертиза.

Как видите, приятного в этих всех процедурах мало, но, к сожалению, это происходит практически с каждым автомобилистом, попавшим в аварию. Самое главное – свести к минимуму риск для жизни и здоровья участников ДТП и окружающих. И стараться не впадать в транс не только в момент ДТП, но и после него, а действовать решительно, но внимательно, тщательно обдумывая каждый шаг.

От предпринятых вами действий может зависеть многое, а именно исход прецедента. И я надеюсь, что он будет благополучным! Но лучше все-таки, как говорится, предупредить, чем потом выполнять советы этой статьи. А вот можно ли хотя бы снизить вероятность попадания в ДТП или все-таки это воля судьбы – мы поговорим в следующей статье.

Объяснительная при дтп входит в список обязательных документов, которые предоставляются дознавателям ГАИ для разбора автопроисшествия. Её содержание должно отражать обстоятельства инцидента и субъективную позицию лица, заполняющего данный документ. Давать пояснения обязаны все стороны, участвующие в аварии.

ДТП – это всегда неожиданная неприятность, от которой не застрахован ни один участник дорожного движения. Как правило, ему предшествует несоблюдение правил передвижения по проезжей части, которое и становится причиной повреждений имущественного характера или причинения вреда здоровью. Например, водитель не выбрал безопасный скоростной режим, нарушил требования разметки или не соблюдал дистанцию.

Для лица, спровоцировавшего своими действиями аварийную ситуацию, предусмотрено наступление целого ряда негативных последствий.

К ним относятся:

  1. Классическая страховка (ОСАГО) не будет возмещать ущерб виновной стороне. Если нет КАСКО, то ремонтировать авто придётся за свой счёт.
  2. Наступление юридической ответственности. В большинстве случаев отвечать придётся в соответствии с КоАП, однако при особо тяжких последствиях (причинение тяжкого вреда здоровью или смерти) применят нормы уголовного закона.
  3. В некоторых случаях страховка не полностью покроет материальные убытки пострадавших, тогда нарушителю придётся компенсировать их из своего кармана.

Поэтому важно правильно определить степень виновности каждого из участников автопроисшествия. Обязанность провести независимое расследование и установить, кто из автолюбителей должен отвечать перед законом, возложена на сотрудников Госавтоинспекции.

Правильный порядок действий водителя, попавшего в ДТП должен быть следующим:

  • остановить ТС (транспортное средство). Машина должна стоять в том положении, в котором оказалась сразу же после удара. Убрать авто с проезжей части можно только после окончания процедуры оформления;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки. По правилам необходимо выставлять за 15 метров от автомобиля;
  • узнать, есть ли пострадавшие. При их наличии вызвать СМП или МЧС и оказать доврачебную помощь;
  • вызвать ГИБДД и смотреть повреждения авто;
  • вызвать аварийного комиссара (при необходимости). Он возьмёт на себя все юридические вопросы и будет выступать в роли законного представителя клиента страховой компании. Ряд страховщиков бесплатно оказывает эту услугу.

Сотрудники ДПС составят протокол правонарушения, сделают фото, зарисуют схему, произведут замеры и зафиксируют факт повреждений авто. Составлять объяснительную водители будут на месте проишествия или в отделении ГИБДД, куда их направят сразу после оформления документов.

Согласно законодательству, сидеть и ждать ГИБДД не обязательно. Автомобилисты могут разобраться между собой самостоятельно.

Для этого надо соблюсти следующие условия:

  1. Определить виновника (обе стороны должны быть согласны).
  2. Количество участников не превышает двух ТС.
  3. Вред должен носить только имущественный характер.
  4. Страховка имеется на оба автомобиля.
  5. Размер ущерба не должен превышать 50 000 RUB (сумма увеличивается до 400 000 RUB, для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при условии, что момент катастрофы запечатлён на фото или видео устройство, поддерживающее систему ГЛОНАСС).

Если все условия выполнены, то водители имеют право оформлять европротокол — составить схему, сфотографировать место происшествия, написать объяснительные и сразу направиться в отделение ГАИ.

Разъезжаться без оформления всех формальностей или скрываться с места аварии не рекомендуется. Уехавший участник автоматически назначается виновником и лишается прав.

Если с вызовом независимых представителей власти для разбора ситуации все понятно, то написание объяснительной нередко вызывает вопросы – зачем она требуется и какую информацию нужно в ней записывать?

Объяснительная – официальный документ, который носит разъяснительный характер. Каждый из участников аварии описывает в ней произошедшее со своей точки зрения.

Информация вписывается в унифицированный бланк объяснения при дтп. Его предоставят сотрудники полиции или водитель может использовать свой собственный экземпляр. Для этого нужно предварительно скачать документ, распечатать и всегда возить в машине.

При написании объяснительной в гаи при дтп образец заполненного заявления обычно представлен на стендах в отделении. Шаблоны подобных документов также имеются на специализированных сайтах в интернете.

Объяснительная вместе с остальными бумагами передаётся в отдел дознания ГИБДД. Там всю информацию анализируют и принимают решение, о том, кто виноват в аварии.

По закону, на рассмотрение дела о ДТП отводится два месяца. Но на практике инспекторы стараются опросить всех участников немедленно. Ведь через несколько недель какое-нибудь важное обстоятельство может стереться из памяти, а непосредственно после аварии можно точно установить все детали произошедшего.

Как заполнять объяснение при дтп?

Правила заполнения стандартные для официальных документов:

  • отсутствие просторечных или смешных выражений, ругательств, оскорблений. Подобные экземпляры регулярно пополняют собой раздел юмор. Например, известный прикол про батюшку за рулём басурманской повозки, сбившего тварь божию Тузика, или знаменитый иск о корове, повредившей Лендровер;
  • разборчивый подчерк;
  • чёткое изложение своих мыслей.

Вся изложенная информация может быть истолкована против автора. Взять свои слова назад и кардинально изменить показания после подписания документа не получится. Поэтому писать надо так, чтобы в последующем не получить обвинения из-за неточности формулировок или путанности изложения.

Обратите внимание: написание объяснений приравнивается к официальной даче показаний. Подписанная бумага может использоваться в качестве доказательства в судебном разбирательстве. Существуют чёткие требования о том какая информация заноситься в объяснительную.

Указать необходимо:

  1. Личные данные (ФИО, прописка, домашний адрес) и место работы или учёбы.
  2. Данные ВУ (водительского удостоверения).
  3. Дату и время аварии. Если водитель не может точно вспомнить, то можно написать примерное время (в диапазоне получаса). Его можно узнать с помощью телефона — просмотреть во сколько был совершён звонок в дежурную часть ГИБДД. От этого значения нужно отнять 10-15 минут.
  4. Данные автомобиля. Регистрационный номер, марка.
  5. Количество человек в салоне (сколько сидело сзади и спереди).
  6. Траектория движения автомобиля, положение на дороге, скоростной режим.
  7. Погодные условия.
  8. Видимость.
  9. Освещение (светлое время суток или тёмное, были ли включены фонари).
  10. Состояние дорожного полотна (мокрое, заснеженное, обледеневшее или сухое).
  11. Техническое состояние авто (пишется — передвигаясь на технически исправном автомобиле).
  12. Данные о том пристегнут ли нет, был водитель и пассажиры.
  13. Точные детали произошедшего. Например, при движении задним ходом по парковке въехал в припаркованное авто.
  14. Место происшествия (адрес). Пишется город, улица и номер дома ближайшего к месту происшествия. Например, Нижний Новгород ул. Ленина д. 17.
  15. Визуальные повреждения авто. Обязательно необходимо вписывать фразу о том, что не имеете достаточной квалификации оценить внутренний ущерб, нанесённый техническому состоянию автомобиля. Его рассчитает специальная экспертиза, которую назначит страховая компания. Нужно перечислить все имеющиеся визуальные повреждения. Нельзя просто написать пострадала левая сторона авто. Пишется — левое крыло, левая передняя дверь, задняя дверь, задний бампер, фонарь заднего хода левый.
  16. Данные о других участниках. Номер и марка авто, данные водителя.
  17. Наличие потерпевших.
  18. Есть ли свидетели. От них нужно ФИО и номера для связи.
  19. Имеется ли запись с видео регистратора.
  20. контактные данные – телефон, при желании можно указать номер скайпа или емейл.
  21. Личная роспись.

Объяснительные дтп могут быть нескольких типов — от виновного в аварии, от невиновного, или от лица, сомневающегося в степени своей виновности. В зависимости от этого в тексте указывается степень причастности к совершению аварии.

Отдельно подписывается требование мед. освидетельствования другого участника или отказ от такого требования. Если у водителя есть внешние признаки неадекватного состояния (запах, нарушенная координация), то можно попросить проверить его на присутствие в крови алкоголя.

При этом нужно учитывать, что факт наличия или отсутствия в крови промилле алкоголя не будет влиять на определение степени виновности. Пьянство будет наказано по отдельной статье (придётся потерпеть без прав несколько лет и заплатить штраф). А определять, чьи действия повлекли столкновение будет дознаватель. Если выпивший водитель ехал на разрешающий сигнал светофора со скоростью 40 км, а второй участник стал въезжать на перекрёсток на красный свет со значительным превышением скорости, то виноватым признают трезвого участника.

Сведения, которые не нужно писать:

  • факт раскаянья;
  • обещание больше не нарушать;
  • стаж безаварийного вождения;
  • субъективные причины (не заметил, раньше не было этого знака, отвлёкся).

Подобные данные не учитываются при разборе произошедшего.

Объяснительная может писаться собственноручно или заполняться инспектором ДПС со слов водителя. Нужно помнить, что подписывая документ, лицо выражает согласие с его содержанием. Поэтому информацию, записанную инспектором нужно читать и проверять очень тщательно.

Если вы, несомненно, единственный виновник аварии, то есть 2 варианта поведения:

  1. Признать себя единственным виновником и получить заслуженное постановление-квитанцию о наложении административного штрафа. В таком случае в тексте нужно написать — Я (ФИО) полностью признаю свою вину.
  2. Отказать от объяснений при ДТП. На основании основного закона государства, гражданин может не давать свидетельские показания против себя или своих близких. Формулировка будет следующей — согласно ст. 51 конституции РФ объяснять произошедшее отказываюсь.
  3. Давать заведомо ложные показания и отрицать вину. Самый плохой вариант поведения. Если ложь вскроется, то может грозить уголовное наказание.

Принудить писать объяснительную в случае обоснованного отказа, сотрудники полиции не имеют права.

Ко второму варианту прибегают, чтобы получить консультацию автоюриста о том, как поступить в конкретной ситуации. Опытный правозащитник подскажет, как изложить информацию, чтобы не усугубить вину, облегчить наказание, избежать уголовного преследования или доказать свою невиновность.

Протокол, составленный сотрудниками ГИБДД можно оспорить в течение 10 дней. Главное не забыть указать факт несогласия в самом протоколе при подписании.

Имейте в виду, если происшествие попало на камеры наружного видеонаблюдения, в объектив, смартфона его зафиксировал видеорегистратор или было много свидетелей произошедшего, то оспорить виновность не получится.

Не виновен в аварии

При составлении объяснительной потерпевшей стороной в тексте указываются:

  • стандартные сведения;
  • факт невиновности. Можно использовать следующую формулировку. Я (ФИО) правила дорожного движения не нарушал и виновным себя не считаю.

В конце ставится подпись, и оставляются контактные данные.

Например, 1 января 2018 г. в 17:00 я (ФИО) управляя автомобилем хаммер (модель, гос номер), двигался по главной дороге (название улицы) в крайнем правом ряду, с разрешённой скоростью 50 километров в час. Видимость была хорошая, дорожное покрытие сухое. На нерегулируемом перекрёстке, со второстепенной дороги выехал мотоциклист (ФИО байкера, гос номер, марка и модель). Я применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным и столкновения избежать не получилось. Виновным в ДТП себя не считаю, правил дорожного движения не нарушал.

При условии, что гражданин сомневается в том виновен он или нет, лучшим вариантом будет отказ от дачи показаний. Часто встречаются ситуации, что, водитель по незнанию, считает, что совершил серьёзное правонарушение и берёт всю ответственность на себя.

А после беседы с независимым юристом выясняется:

  1. Отсутствие факта нарушения пдд.
  2. Нарушение имело место быть, но оно не являлось причиной аварии.
  3. Вина участников обоюдная.

В таких случаях, оспорить подписанное признание практически невозможно.

Сформулировать отказ от дачи показаний можно следующим образом: Я (ФИО) управляя авто (марка, модель, номер) попал в ДТП с (сведения об остальных участниках аварии). До консультации с юристом от дачи показаний, отказываюсь в соответствии с 51 статьёй Конституции. Виновным себя не считаю.

Порядок оформления в случае неспособности водителя составить документ

Нередки случаи, когда автомобилист не может немедленно дать разъяснения по поводу произошедшей автомобильной катастрофы.

Причинами могут стать:

  • состояние алкогольной интоксикации;
  • нахождение под воздействием наркотических препаратов;
  • причинён ущерб физическому состоянию (травмы, переломы);
  • психологический стресс, то есть нахождение лица в шоковом состоянии не даёт ему действовать адекватно обстановке.

В таком случае, написанием текста займётся сотрудник ГАИ.

Если водитель находится в помутнённом состоянии рассудка от дачи показаний лучше отказаться и не подписывать бумаги, которые составил гаишник. Основанием буде все та же Конституция РФ, статья пятьдесят первая.

Вместо объяснений нужно написать – Я (ФИО) попал в автокатастрофу, подробности описать не могу, так как нахожусь в состоянии психологического шока, показания предоставлю позже. Или отказаться от комментариев в соответствии ст. 51 конституции РФ.

В неадекватном состоянии, гражданин вполне может признать себя виновником из-за надуманных причин. Его могут заставить обманом признать свою вину (выдав объяснительную с соответствующим содержанием за другой документ), на него может надавить вторая сторона, свидетели или недобросовестные сотрудники полиции.

Объяснительная записка – один из основных документов при разборе ДТП. Поэтому нужно внимательно подойти к её написанию, даже если ситуация кажется однозначной. Проконсультироваться со специалистом по юриспруденции – право каждого водителя и при возникновении любых сомнений им лучше воспользоваться.

Следующий документ даже не объяснительная, а произведение искусства. Читаем, улыбаемся:

Я, ФИО, двигался __.__.2013 года в__.__ в сторону пр.Красной Армии на скутере Gilera Fuoco 500. Правил не нарушал, за дорожной ситуацией следил.

На перекрестке с ул.Бероунская неожиданно для меня и прочих участников ДТД на красный свет выехал а/м Hummer черного цвета без должным образом установленного госномера. Я, заметив опасность и избегая ДТП был вынужден в торможении выехать на полосу встречного движения, где и остановился на обочине.

В процессе торможения, маневра и остановки услышал сильный удар сзади. Обернувшись увидел, что а/м Hummer ударил следующий со мной в одном направлении а/м Suzuki Jimny госномер ______, практически оторвав ему капотное пространство. Заметив за рулем пострадавшего а/м Suzuki Jimny девушку, я отправился оказывать ей возможную первую помощь.

Подойдя к машине я заметил ребенка в детском кресле на заднем сидении. Я открыл багажник пострадавшего автомобиля, через него достал ребенка (мальчик лет 4 примерно), взял там же знак аварийной остановки, установил его и через окно водительской двери помог выбраться наружу девушке-водителю.

Препроводив ее и ребенка на обочину и убедившись, что они серьезно не пострадали, я попросил водителя а/м Mitsubishi Airtrek госномер______, который тоже остановился для оказания помощи, вызвать Скорую Помощь и ГАИ.

Далее я подошел к а/м Hummer исключительно с целью убедиться, нужна ли его водителю моя помощь. В открытое окно данного а/м я увидел двух лиц, прибывших явно из южных регионов. Об этом свидетельствовала темная кожа, курчавые жесткие волосы и характерные черты лица.

Я предположил, что передо мной находятся заблудившиеся испанские туристы и дружелюбно спросил на их родном языке, не заметили ли они красный цвет светофора - Al huele pido rosa? (Испанский язык я изучал в школе при посольстве СССР в Мадриде, где водителем работал мой отец).

В ответ водитель а/м Hummer через открытое окно своего автомобиля ударил меня левой рукой в область головы. Так как шлем, в котором я обязан ездить по ПДД я на этот момент не снял, то удар пришелся по нему. Именно этим я объясняю сломанные 4 пальца на его левой руке. Далее он выскочил из машины и нанес так же в район головы удар правой рукой. Именно этим я могу объяснить перелом ее в районе лучевой кости.

Выскочивший затем из этого же автомобиля пассажир нанес мне удар каким-то тяжелым предметом по спине, я с ним в единоборство вступать не стал, а просто аккуратно положил на асфальт и как законопослушный гражданин принялся ждать прибытие наряда ГАИ. Каких-либо повреждений он мне не нанес, так как под курткой я был одет в мотоэкипировку, в просторечии более известной как «черепаха». Его сломанный нос и сломанную челюсть могу объяснить тем, что подушки безопасности в момент удара а/м Hummer о а/м Suzuki Jimny не сработали и он поранился о переднюю панель автомобиля.

О разорванном в клочья служебном удостоверении Помощника Депутата Махачкалинского Совета Депутатов на имя… ФИО…., я ничего сообщить не могу , так как мне это не известно. Так же мне не известно, как порванное служебное удостоверение могло оказаться во рту и пищеводе водителя а/м Hummer.

Что-либо сообщить о собравшейся вокруг места ДТП группе граждан на мотоциклах и скутерах не могу, так как я совершенно не знаю этих людей.

Так же мне абсолютно ничего не известно о том, кто порезал все колеса а/м Hummer, кто проткнул его крышу ломом, кто разбил все стекла и порезал кожаный салон, тем самым приведя его в негодность, и уже упомянутым ломом разворотил и так поврежденный капот и повредил двигатель.

Правдивость моих слов могут подтвердить свидетели и участники ДТП, например водители а/м Mitsubishi Airtrek госномер______ и а/м Suzuki Jimny.

Дата __.__.2013г. Подпись_________(___________)