Общества и государства в отношении. Понятие общества. Соотношение общества и государства. Появление гражданского общества

Общество - это исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система отношений межаулюдьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство - это особым образом организованный разряд людей, систематически осуществляющий управление обществом, особый вид управления этим обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.

Государство выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества.

Таким образом, государство - это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, демократическое, свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества - как внешним, так и внутренним - как орудие подавления и насилия.

Общество возникло раньше государства и поэтому имеет более развитую историю своего развития. Государство, порожденное обществом, в ходе своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень независимости государства от общества различна.

Впервые письменное упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писан, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.

Большое внимание уделялось разработке проблем гражданского общества в трудах Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др.

Огромную роль в исследовании гражданского общества сыграли Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс. Исследованию гражданского общества посвящено большое число научных изданий. Его исследованием занимались и продолжают заниматься сотни ученых.

Несмотря на это, его структура, признаки и институты по настоящее время находятся в стадии развития и изучения.

К каким же результатам и выводам пришли ученые на нынешнем этапе?

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает: 1)

сферу воспитания и негосударственного образования; 3)

собственность и предпринимательство; 4)

общественные объединения и организации; 5)

политические партии и движения; 6)

негосударственные средства массовой информации; 7)

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.

Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу.

Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

В-пятых, «открытость» гражданского общества.

Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы можем сделать вывод, что важнейшими структурными элементами гражданского общества являются: -

добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения); -

совокупность негосударственных (т. е. неполитических) общественных отношений; -

производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции; -

сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.

Эти элементы рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые) институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского общества. Среди них можно выделить следующие институты:

а) основы экономических отношений;

б) основы социальных отношений;

в) основы духовно-культурных отношений;

г) основы политических отношений. ШЯ

Подытоживая сказанное, отметим, что степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество - это сложная, динамическая система, сущность которой проявляется в различного рода отношениях, возникающих между индивидами и их объединениями, удовлетворяющими свои потребности за счет поддержания целостного и прогрессивного саморазвития социального объединения.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, политические партии, движения, общественные объединения и т. д.). Государство - лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство, являясь составной частью лишь политической сферы, в которую кроме него входят и иные организации, участвующие в политической жизни общества, играет решающую роль среди данных организаций. Это связано с тем, что, будучи единственным официальным представителем всего общества, на основе выявления общих потребностей и согласования социально значимых интересов, оно обеспечивает координацию всей общественной жизни, для чего наделяется материальными ресурсами, профессиональным кадровым потенциалом, возможностью принимать общеобязательные управленческие решения и обеспечивать их исполнение с помощью специально созданного аппарата. Консолидируя усилия общества, модернизируя и системно используя свои институты, государство набирает силу. Сила государства определяется его способностью, ориентируясь на общие правила поведения, которым подчиняется и общество и власть, достигать общественно необходимых результатов, преодолевая существующие препятствия.

Благодаря этому государство приобретает относительную самостоятельность от общества и влияет на развитие всех форм его жизнедеятельности. Причем степень этой самостоятельности может меняться. Так, на заре своего становления государство практически сливалось с обществом. Затем, по мере развития и усложнения управленческих отношений, росло число государственных органов, множился аппарат государственных служащих, отдающих властные распоряжения и приобретающих собственный корпоративный интерес, отличный от интересов представляемого населения. Его самостоятельности способствовали противоречия между социальными группами, обеспечивая при равенстве их сил становление режима «бонапартизма» - лавирования между интересами различных классов. Множились материальные и организационные возможности государственного аппарата. Однако привилегированное положение управленцев весьма неустойчиво и ничтожно по сравнению с возможностями экономически господствующей группы, потому государство становилось инструментом управления в интересах незначительной части населения и все больше противопоставляло себя обществу.

Максимальную степень самостоятельности государство приобретает при тоталитарных режимах, когда правящая социальная группа использует его, не считаясь с интересами болынинст§ 10. Понятие и структура гражданского общества

ва членов общества. Минимальная самостоятельность и максимальная сила наблюдаются у государства при демократическом режиме, когда население реально участвует в создании и контроле за деятельностью наиболее важных звеньев государственного аппарата, когда государственная власть пользуется поддержкой общества.

В связи с этим необходимо постоянно поддерживать научно обоснованный баланс сознательного государственного регулирования и общественного саморегулирования, причем на всех уровнях управления обществом. При разрешении общенациональных проблем вмешательство государства должно быть максимальным. При разрешении местных, локальных, региональных - минимальным. Однако при любом варианте их соотношения решающая роль должна оставаться за обществом. Ведь государство есть порождение общества и отражение его специфики. Каково общество, таково и государство.

Таким образом, государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем основную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе.

Понятие " общество " более широкое чем государство, потому что общество - это продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни с внутренними противоречиями, сущность которой заключается в различных (экономических, духовных, религиозных и других) связях и отношениях между людьми, их об объединениями. В обществе действуют социальные законы. Во взаимодействии с обществом человек совершенствуется сама и совершенствует свои социальные силы.

Общество не может обойтись без социальных , а затем и политических институтов , то есть устойчивых социальных или политических учреждений, исполняющих необходимые для общества социальные или политические функции. Жизнь людей, находящихся во взаимодействии между собой, должно быть определенным образом упорядоченное , организованное в соответствии с общепринятой и обязательной системы норм. Одним из способов такого упорядочения и организации является государство .

Исторически первым видом общества было первоначальное (догосударственное ) общество. В развитии этого общества выделяют два периода и средства его существования и восстановления: экономики, присваивает (охота, рыболовство, собирательство), и экономики, производящей (земледелие, скотоводство, металлообработка и т.п.). Исторически первым социальным институтом был род, первой формой организации к государственному общества - родовая община. Существовала коллективная работа, совместное производство и уравнивание распределения.

Первым политическим институтом была государство . По мере того, как усложнялось общество, возникали новые социально-производственные (например, кооперативы), социально-политические (в частности, профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Вместе с человеческим обществом возникла социальная власть. В широком смысле власть - всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, слоями в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Власть - явление социальное. Социальная власть - это волевые отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности. Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) обладателем своей воли подвластным, а с другой - подчинение подвластных этой свободы. Социальная власть присутствует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве, то есть там, где есть реальные возможности и способность влиять на поведение людей с помощью каких-либо средств. Социальная власть предоставляет обществу целостность, организованность, порядок. Под влиянием власти общественные отношения становятся целенаправленными, управляются, контролируются, а совместная жизнь людей становится организованным.

Власть делится на два вида - неполитическая и политическая (государственная).

Социальная власть в догосударственном обществе имела публичный (общественный) характер и была в форме потестарного (от лат. Власть, мощь) власти, которая является разновидностью социальной. Потестарного власть носила анонимный характер, то есть не была монополизирована какой группой общества, лицом, а осуществлялась всеми членами рода без создания специальных органов. Источником и носителем власти был род. Субъект и объект власти совпадали, поэтому власть была неотделима от общества и неполитическая. Высшим органом общественной власти было собрание всех взрослых членов общества. Такая власть не предполагала выделение из общества социальной группы, занятой руководством на постоянной профессиональной основе. Собрание рода, племени, племенного союза наделяли властными функциями определенное лицо, и они же лишали ее властных полномочий. Власть вождей, военачальников держалась не в специальном аппарате управления и принуждения, а на их личных качествах: авторитете, харизме, силе, уме, опыте. Единственным средством реализации власти было общественное самоуправление. Решение собрания, указания вождя были обязательны для всех.

В классово-организованном обществе власть приобрела политический характер. Политическая, государственная власть предметно-материальные источники силы - органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Общество как сложная социальная система нуждается в регуляции. Регулирование означает определение поведения людей и их коллективов, предоставления направлений ее функционирования и развития, введение поведения в конкретные рамки, ее благоустройства. В целом система социального регулирования представляет собой процесс закрепления социально необходимой позитивного поведения людей с целью обеспечения целостности общества и его развития. Общественный порядок возникает в результате урегулирования общественных отношений.

Существует два вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное - это упорядочение поведения людей с помощью одноразовых персональных решений (со стороны руководителей, родителей и т.д.). Единого порядка здесь нет. Эта система регуляции допускает влияние на поведение людей с помощью как убеждение их в полезности, выгодности такого поведения (побуждения), так и принуждения. Нормативное регулирование - это упорядочение поведения с помощью общих правил, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто будет в сфере действия таких правил. Для нормативной системы более характерен такой способ регуляции, как принуждение. Влияние на поведение индивида осуществляется путем насилия в форме санкций, применяемых за нарушение установленных в обществе социальных норм.

Переход от индивидуальных до нормативных методов регулирования общественных отношений был качественным скачком в социальном регулировании.

Отношения в первобытном обществе регулировались обычаями, правилами поведения, которые исторически возникли и вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Особое место в обеспечении обычаев занимали табу (запреты). Обычаи, как правило, выполнялись в силу авторитета и привычки, но когда нужно было принуждение,; общество было коллективным носителем силы - обязывало нарушителей, прогоняло их и даже применяло в отношении них смертную казнь.

Итак, общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без нее. Объективная потребность в государстве возникла с усложнением внутреннего строения общества (социальной, расслоением), обострением в нем противоречий в силу того, что не совпадали интересы отдельных социальных групп. Государство пришло на смену родовой организации, отжила свой век, как новая форма организации общества, изменилось и усложнилось. Весь опыт истории показывает, что обществу со сложной структурой, многими противоречиями внутренне присуща государственная организация.

Основное назначение государства состоит в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Политической и классовой она в силу существования в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях государство в значительной мере выполняет общесоциальные функции.

С появлением государства начинается сложная история ее взаимодействия с обществом . Как форма организации общества и система, им управляет, государство выполняет функции в интересах всего общества, решает противоречия и кризисные ситуации, которые возникают. Вместе с тем государство может играть деструктивную роль - подменять собой общество, "огосударствливать" его, неадекватно заполнять все общественные сферы.

Государство сохраняет относительную самостоятельность по отношению к обществу. Без этого не может быть влияния государства на общество в целом или на отдельные его сферы. Самостоятельность государства выражается в свободе выбора при принятии ею управленческих и других актов, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства ограничивается контролем общества за ее деятельностью, оценкой такой деятельности. Это характерно прежде всего для гражданского общества и правового государства. Недемократическим (неразвитым) обществам присущи неразвитые государства, сила которых концентрируется в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства могут иметь силу, которая значительно превышает объективные потребности общества, слишком большую самостоятельность, бесконтрольная власть здесь часто концентрируется в руках диктатора. Цивилизованное же гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования государственных органов, осуществляет контроль за их деятельностью на основе закона и права.

Право возникает как результат объективной потребности общества, усложняется. Своим регулятивным воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе. Право активно взаимодействует с обществом. В этом взаимодействии основная роль принадлежит обществу, которое определяет содержание права, влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня соответствующего общества и развивается вместе с ним. Право принимает в себя все социально ценное от обычаев, религии, морали, мировой культуры и цивилизации. В результате оно получает значительную самостоятельность относительно общества и возможность активно влиять на него. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, решаются социальные конфликты и противоречия. Право удерживает общество от самоуничтожения.

Право выступает мерой общественной и личной свободы. В рамках права, правовых норм люди, их объединения и организации могут свободно действовать и совершать поступки по своему усмотрению. Но право не заменяет другие социальные регуляторы, оно входит в единой нормативной системы общества, является регулятором важнейших общественных отношений.

В обществе с антагонистическими противоречиями право является проводником воли правящей олигархии. В таких условиях право теряет гуманистические ценности, становится деспотическим и тираническим. В демократическом обществе роль права и правового регулирования возрастает. Общество, в котором превалирует право, приобретает качества правового.

После того как научная мысль начала различать такие понятия, как общество и государство, возникла проблема их соотношения. Эта проблема довольно сложна и весьма актуальна. К примеру, В.М. Корельский даже считает, что это основной вопрос в В данной статье мы попробуем разобраться в этой проблеме. Вы узнаете, каково соотношение государства и общества в различные исторические периоды, а также в современном мире.

и "государство"

Общество - это взаимодействие людей, которые преследуют частные интересы. Данные интересы весьма многообразны, порой противоположны, поэтому они нередко сталкиваются друг с другом. Общество как сложная система неизбежно приводит к созданию государства. Дело в том, что существует необходимость согласования групповых и частных интересов и выражения на их основе интереса всеобщего. Характеристика государства следующая: это политическая организация общества, которая не совпадает непосредственно с населением. Оно состоит из административного аппарата (то есть чиновников), системы различных учреждений государственной власти, а также принудительных учреждений (суд, полиция, вооруженные силы, карательные органы). Следовательно, государство - это политическая форма существования того или иного общества. А содержание данной формы определяет непосредственно социум. Однако на протяжении человеческой истории характер взаимодействия между ними был непростым. Предлагаем подробно рассмотреть соотношение государства и общества. Начнем с древних времен.

Государство для всеобщего блага

Государство в древности создавалось людьми с целью всеобщего блага. Оно было необходимо для обуздания животного страха и эгоизма, защиты от различных внешних врагов, организации производственной деятельности, обеспечения личной безопасности и порядка. Таким образом, соотношение государства и общества отмечено в этот период главенством последнего. Однако постепенно чиновничий аппарат начинает использовать власть для удовлетворения не общественных, а групповых интересов. Из-за этого соотношение государства и общества меняется. Появляются новые тенденции, о которых мы сейчас расскажем.

Особенности традиционного общества, полицейское государство

Все изменилось с развитием кастового или сословного Оно могло быть упорядочено и организовано с помощью системы насилия, которую разрабатывает государство. Последнее отождествляется в это время с организованным меньшинством управляющих (на Востоке) или собственников (на Западе), подавляющим бесправное большинство. При этом узкоклассовый интерес чиновников выдавался за всеобщий, а целью развития общества провозглашалось благо государства. В это время существовали различные его разновидности. Однако самым устойчивым являлось Этот его тип является исторически первым. Долгое время оно существовало в государствах Западной Европы и в странах Востока. и европейские монархии являются классическими его образцами. Какова же характеристика государства полицейского? Давайте разберемся.

Роль монарха в полицейском государстве

В данном случае государство в лице императора, монарха было господином, который дарует гражданам некоторые свободы и права. Всесилие его власти опиралось на якобы божественное ее происхождение. Управление обществом обеспечивал развитый бюрократический аппарат. Он обеспечивал контроль над людьми. Система карательных органов могла подавлять любое неповиновение власти. Таким было устройство государства полицейского.

Государство как общественный договор

Покрывало святости с монарха было снято в период с 17 по 18 век, когда наблюдался переход сознания от религиозного к светскому. В это время на государство перестали смотреть как на результат божественного промысла. Его начали понимать как заключенный свободными гражданами договор для удовлетворения своих общезначимых потребностей. Устройство государства теперь должно было быть таким, чтобы оно могло служить обществу. Основной его целью декларируется теперь уже совсем другая задача. Человеку должны быть предоставлены естественные права: на жизнь, собственность, свободу, стремление к счастью. Все эти права принадлежат каждому индивиду просто в силу его рождения. Роль государства в жизни общества заключается в их обеспечении. Осознание этого привело к новым изменениям в общественном устройстве.

Переход к правовому государству

Совершившиеся в 17-18 веках буржуазные революции во Франции, США, Англии привели к воплощению в жизнь этой идеи. Результатом данных изменений стал переход к правовому государству (второго типа) от отжившего себя абсолютистского.

Было провозглашено верховенство закона в различных сферах общественной жизни. Граждане и государство подчинены в равной степени конституции. Способом взаимосвязи индивида, общества и государства является право. К этому времени относится учреждение разделения властей, а также гарантии прав личности, неотчуждаемых от нее, и условия свободного развития каждого индивида. Провозглашается теперь взаимная ответственность перед законом личности и государства за свои действия.

Появление гражданского общества

Однако только появление зрелого гражданского общества (то есть сообщества личностей, которые способны самостоятельно, без государственного вмешательства, придерживаться разумных форм общежития, не ущемляющих индивидуальности) способно сделать государство на практике средством удовлетворения интересов общества в целом. Социальный прогресс в настоящее время зависит именно от его создания. Должно существовать развитое гражданское общество, охраняющее и расширяющее свободу каждой личности. Только оно сможет не допустить чрезмерного увеличения государственной власти. Следует сделать так, чтобы правительство было слугой, а не хозяином народа. А для этого нужно переосмыслить роль государства в жизни общества. Кроме того, люди должны осознать необходимость уважения каждой отдельной личности. Только после этого можно говорить о существовании гражданского общества.

Соотношение и государства

Прежде всего, первое является основой последнего. Одним из проявлений вторичности государства и первичности общества является приоритет ценностей и интересов населения по отношению к ценностям и интересам государства. Это отражено в Конституции (в нашей стране, например, в ст. 2 Конституции РФ), где сказано, что человек, его свободы и права являются высшей ценностью. А государство обязано соблюдать и защищать их.

Во-вторых, это соотношение также проявляется в единстве правового государства и гражданского общества как "социального целого". В основе этого целого лежат преследуемые ими общие цели (политические, экономические и другие). Данное единство основывается на тезисе о немыслимости государства и общества друг без друга. При этом отношения между ними являются социально-политическими. Это значит, что государство обусловлено социально, а общество носит политический характер. Таким образом, они не могут развиваться и даже просто существовать друг без друга. Государство и общество непременно должны взаимодействовать между собой. Следовательно, между ними существует обоюдная зависимость в виде взаимной обусловленности. Теснейшим образом оказываются переплетены результаты их функционирования и сказываются непосредственно на каждом из них. Таким образом, и правовое государство, и гражданское общество являются необходимыми сторонами социума.

С другой стороны, несмотря на наличие общих целей, конфликты и противоречия между ними неизбежны. Но не только между ними, а даже внутри самого гражданского общества. Это связано с несовпадением публичных и частных интересов. Государство, к примеру, не всегда в своих действиях руководствуется приоритетом ценностей и интересов общества. Иногда оно отдает предпочтение собственным геополитическим.

А порой его действиями могут руководить и интересы надгосударственные. Например, присоединение государств Европы к политическим и экономическим ограничительным мерам в отношении РФ привело впоследствии к сокращению производства, разорению фермерских хозяйств и увеличению количества безработных в самой Европе. Приведем еще один пример. Коррумпированный государственный аппарат порой пренебрегает интересами общества. Он может использовать свою власть для удовлетворения корпоративных или личных интересов или же интересов каких-то отдельных социальных групп.

Кроме того, правовое государство и гражданское общество являются сдерживающими факторами друг для друга. Отсутствие взаимного контроля, а также юридической ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия создают большую опасность. Поэтому в государстве правовом осуществляется контроль за гражданским обществом в формах, предусмотренных законом. Тем самым обеспечивается правопорядок и законность. Также в соответствующих формах гражданское общество контролирует деятельность государства.

Почему правовое государство не оправдало связанных с ним надежд?

Провозглашение принципов равенства перед законом, индивидуальной свободы в правовых государствах не оправдало надежд. Оно не остановило роста конфликтности и нищеты в обществе, и до всеобщего благоденствия по-прежнему далеко. Не сбылись надежды на то, что в условиях рыночного хозяйства данные принципы автоматически приведут человечество к процветанию. Почему же до сих пор актуальны проблемы соотношения общества и государства?

Прежде всего, потому, что правовое государство стало исполнять функции "ночного сторожа", то есть взяло на себя обеспечение правопорядка, физической безопасности и индивидуальной свободы, а в социальную и экономическую сферу не вмешивалось. Однако рынок, на котором установилась свободная конкуренция, привел к тому, что богатства и ресурсы стали сосредоточены у имущих классов. А для большей части общества не были созданы достойные условия существования.

Это вызвало необходимость сглаживания неравенства с помощью проведения активной социальной политики. Вновь было переосмыслено соотношение государства, общества и права. За ним последовали новые изменения. Появилось государство социальное.

Особенности социального государства

Оно означало переход от декларативности свобод и прав к их практической гарантированности. Особенность социального государства заключается в том, что оно нацелено на предоставление каждому индивиду достойных условий жизни с помощью перераспределения различных благ. При этом распределении соблюдаются принципы Государство в данном случае берет на себя ответственность за развитие общества и заботу о нем. Оно поощряет индивидуальную ответственность, повышение эффективности производства, конкуренцию, частную собственность. В заключение отметим, что достойные условия существования человека, а также равные для всех возможности участия в управлении производством только в 60-е годы 20 века могло реально гарантировать государство, да и то лишь в развитых странах.

Актуальность проблемы

Общество как сложная система и государство как его политическая организация представляют большой интерес для многих исследователей. А их соотношение - это важная проблема, от решения которой зависит будущее каждого из нас. Поэтому многие исследователи изучают вопрос о том, в какой взаимосвязи должны находиться государство и общество. Характер соотношения их - тема, которая имеет не только большое теоретическое значение, но и практическое. Этим и другими смежными вопросами занимается теория государства и права.

11) символы - герб, флаг, гимн (символ - это знак вещественный, графический, звуковой, что-либо обозначающий), которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы помещают на зданиях, где расположены органы государства , на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства, и т. д.

Возникновение государства: причины и формы

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак, во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего, внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, национально-психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них.

Нужно заметить, что сейчас в мире насчитывается более двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Большие страны подчас могут распадаться на более мелкие; мелкие могут объединяться в более крупные. Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают к этому определенные усилия. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др. Так что проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.

Основные теории возникновения государства

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора , в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге, у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и соответственно - ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы , собирать налоги , наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию , права граждан , их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе , которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство - «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине ХIХ века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство - продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства , совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни. Подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики , а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности , в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое, прежде всего, служит как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Возникновение права

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т. п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором - в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь, в конечном счете, данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности. Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, которое выступает лишь политической частью общества, исторически призванной и обязанной его организовывать. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».

Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты - упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина , безопасность и т. п.), но и минусы (негативные последствия - бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т. д.).

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути.

Ведь поскольку политическая власть (главным образом, власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан .

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

  1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина - социальная сторона;
  2. наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения - формально-юридическая сторона.

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ , где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1) Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Государство само себя никогда не ограничит, каким бы совершенным оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. То есть власть государства можно ограничить, прежде всего, правами человека, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества , составляют главную часть права. Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, который отмечал, что «кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно поддерживать соответствующую физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, точно так же и общество, каждый гражданин ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за собственные права и интересы, ибо правовое государство - это в большей степени процесс, чем результат. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Уровень правовой жизни необходимо систематически отвоевывать у криминала, бесправия.

2) Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей .

Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

3) Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти.

Как своеобразное государственное устройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов Федерации происходит «покушение» на права человека.

4) Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах.

Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

5) Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип - последовательное связывание с помощью права государственной власти.

Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т. п.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение - не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций.

И тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, «замешанных» в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений.

Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только «плохие поступки» государства, но и «хорошие».

Однако это, вероятно, те недостатки идеи, которые являются продолжением ее достоинств. Это - неизбежное зло, чем общество вынуждено расплачиваться за подобное жизнеустройство. Сравнивая его со злом, которое причиняет обществу и личности государство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому. То есть и в данном вопросе последуем древней мудрости, которая рекомендует «из двух зол выбирать меньшее».

Правовое государство и гражданское общество

Прежде чем анализировать взаимодействие правового государства и гражданского общества , необходимо прежде рассмотреть само понятие «гражданское общество ». Оно, в частности, формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими. «Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека .

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

  1. негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность , труд, предпринимательство);государственного аппарата , который построен на основе принципа субординации);
  2. многоукладность экономики ;
  3. легитимность и демократический характер власти ;
  4. правовое государство;
  5. сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.
  6. Таким образом, гражданское общество есть способ организации производственных, экономических отношений и соответствующих производительных сил, совокупность связей, возникающих в процессе владения, пользования и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, семьи, воспитательных, образовательных, научных, культурных учреждений. Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных организаций, политических партий, профессиональных союзов , кооперативов и т. п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права , становится в особые политические отношения с государством.

    Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства , для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

    Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, сколько уровнем развития свободы личности , признаваемой в этом обществе.

    Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым.

    Гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом , если оно для этого созрело.

    Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем , в первую очередь преобразование собственности , ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности , неизбежно требующей жесткой административно-командной власти , правовое государство в принципе невозможно.

    Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека , рост преступности , коррупция, расцвет бюрократизма и т. п.

    Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом , слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

    С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и правовое государство - это скорее некий идеал.

    Поэтому, рассматривая современное развитие идеи правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.

    Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории , традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.