Общие условия суд. разбирательства с участием присяжных заседателей. Предварительное слушанье. Предварительное слушание дела с участием присяжных заседателей Особенности предварительного слушания с участием присяжных

В соответствии со ст. 217 УПК РФ при ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый имеет право ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Если такое ходатайство в этой стадии процесса обвиняемым было заявлено, то для решения вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в обязательном порядке проводится предварительное слушание (п. 5 ч. 2 ст. 229, ст. 325 УПК РФ). Заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей обвиняемый также может и после направления дела в суд, но до назначения судебного заседания (п. 1 ч. 5 ст. 231 УПК РФ). Судья не может решать вопрос о назначении судебного заседания ранее чем до истечения трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения, поскольку, согласно ч. 3 ст. 229 УПК РФ, в течение этого срока обвиняемый вправе ходатайствовать о проведении предварительного слушания. При этом обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании и в тех случаях, когда предварительное слушание проводится по ходатайству хотя и этого обвиняемого, но по другим основаниям, например, для решения вопроса об исключении недопустимых доказательств, или по ходатайствам других участников процесса, а также по инициативе судьи.

К этой стадии уголовного процесса предъявляются повышенные требования, поскольку именно здесь разрешается ряд юридических вопросов, которые не подлежат исследованию с участием присяжных заседателей. В частности, судья должен выяснить у обвиняемого, подтверждает ли (заявляет ли) он ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, разъяснить, что в дальнейшем от этой формы судопроизводства он отказаться не может. Должен быть решен вопрос об исключении из разбирательства дела доказательств, полученных с нарушением закона, о которых присяжные заседатели не должны знать, поскольку это может оказать воздействие на них при вынесении вердикта.

Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон, которым уведомление о вызове должно быть направлено не менее чем за 3 суток до дня его проведения. По ходатайству обвиняемого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие, а неявка других участников, например потерпевшего, не препятствует проведению такого слушания.

В назначенное время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит разбирательству, затем проверяется явка в суд, устанавливается личность подсудимого, выясняется, вручена ли ему и когда именно копия обвинительного заключения, после чего объявляется состав суда, сообщается, кто является обвинителем, защитником, потерпевшим, секретарем, ведущим протокол, разрешаются заявленные отводы, разъясняются права.


После этого у подсудимого выясняется, подтверждает ли он (заявляет ли) он ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Если подсудимый не заявил ходатайство об этом, то уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном ст. 30 УПК РФ. Когда по делу участвуют несколько подсудимых, председательствующий должен спросить каждого из них о желании или нежелании рассмотрения дела таким составом суда. Уголовное дело рассматривается судом присяжных в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство об этом. Затем судьей рассматриваются заявления сторон и разрешаются их ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств, документов, об исключении доказательств, полученных с нарушением УПК РФ, и другие.

По результатам предварительного слушания судьей выносится постановление в соответствии с гл. 34 УПК РФ. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее 20, что обусловлено требованиями формирования коллегии присяжных заседателей.

Конкретное количество присяжных заседателей определяется судьей в зависимости от степени информированности населения об обстоятельствах дела, особенности географии региона, его транспортных коммуникаций, занятости населения и других обстоятельств. При этом обязательно должно учитываться, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Также в постановлении указывается форма судебного заседания (закрытое, открытое, частично закрытое), какое недопустимое доказательство исключается, не может исследоваться в судебном заседании, мера пресечения и др.

Если в ходе предварительного слушания прокурор изменяет обвинение, то судья также отражает это в постановлении и в случаях, предусмотренных УПК РФ, не назначает рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, а направляет уголовное дело по подсудности. По ходатайству стороны или по собственной инициативе судья может возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом с участием присяжных заседателей, обязать прокурора в течение 5 суток обеспечить устранение допущенных нарушений. В установленных законом случаях судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу или о его прекращении. Постановление судьи вручается сторонам по их просьбе, является окончательным, однако оно может быть обжаловано и отменено вышестоящим судом в случае установления нарушений норм УПК РФ.

После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки для участия в рассмотрении уголовного дела, составляет предварительный список кандидатов в присяжные заседатели, которым не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При этом должны быть проверены все законные обстоятельства, препятствующие участию лица в уголовном деле в качестве присяжного заседателя. В частности, согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113>ФЗ (с изменениями от 31 марта 2005 г.) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в эти списки не должны включаться лица, не достигшие 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. Какие>либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

Конституция РФ закрепила право обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления против жизни на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей регламентированы гл. 42 разд. XII УПК РФ. Вместе с тем представляется важным расставить акценты, отличающие данную форму судопроизводства от рассмотрения уголовного дела в общем порядке, и они состоят в следующем.

В ходе проведения предварительного слушания сторонам, прежде всего обвиняемому, а соответственно, суду, необходимо определиться с составом суда, которому надлежит рассматривать конкретное уголовное дело.

Если при выполнении требований ст. 217 УПК РФ обвиняемым заявлено ходатайство о том, что он желает, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, то задача судьи на предварительном слушании — спросить у обвиняемого, подтверждает ли он данное ходатайство, и не задавать ему вопросы, вынуждающие его отказаться от данной формы судопроизводства. Например, не следует спрашивать, добровольно ли он заявил ходатайство, получил ли он консультацию перед тем, как заявил ходатайство, и т.д. Суд может по просьбе обвиняемого лишь дополнительно разъяснить ему права, особенности, порядок рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

На предварительном слушании суд подготавливает судебное следствие с участием присяжных заседателей, для чего выясняет у сторон вопрос о наличии или отсутствии ходатайств о признании доказательств недопустимыми. Если конкретное доказательство, в отношении которого поставлен вопрос о признании недопустимым, требует проверки, то данный вопрос целесообразно разрешить в рамках судебного следствия в отсутствие присяжных заседателей, до представления этого доказательства для исследования в присутствии присяжных заседателей.

Если в ходе предварительного слушания суд разрешил ходатайство стороны о недопустимости доказательства, принял решение по этому вопросу и если вновь заявляется такое же ходатайство об этом же доказательстве без приведения иных оснований, то суд оставляет его без рассмотрения, поскольку ранее уже было принято решение и это доказательство признано судом допустимым.

При необходимости, когда суду очевидна недопустимость конкретных доказательств, изложенных в обвинительном заключении, он инициирует рассмотрение вопроса о признании таких доказательств недопустимыми. Но прежде председательствующему судье необходимо обратиться к государственному обвинителю с вопросом о том, все ли доказательства, указанные в обвинительном заключении, сторона обвинения намерена представлять в ходе судебного следствия. Если государственный обвинитель дает утвердительный ответ, то необходимо уточнить, желает ли он заявить ходатайство о признании доказательств недопустимыми. В зависимости от полученного ответа председательствующему целесообразно обсудить данный вопрос со сторонами и принять решение по существу, так как суд вправе исключать доказательства из числа допустимых по своей инициативе.

После того как в ходе предварительного слушания все вопросы, в том числе о выделении уголовного дела в отношении конкретных обвиняемых в отдельное производство, обсуждены со сторонами, суд в совещательной комнате принимает решение о назначении судебного заседания, в котором помимо прочих обязательных вопросов разрешает вопрос о вызове определенного количества кандидатов в присяжные заседатели, но не менее 20 (в настоящее время), а с учетом изменений, внесенных в УПК РФ (ст. 325), не менее 14 — в субъектных судах, окружном (флотском) военном суде и не менее 12 — в районном суде, гарнизонном военном суде. Количество вызываемых в судебное заседание кандидатов в присяжные заседатели является исключительно вопросом суда и не подлежит обсуждению со сторонами.

На предварительном слушании также необходимо обсудить со сторонами вопрос о том, в каком — открытом или закрытом — судебном заседании надлежит рассматривать уголовное дело (ст. 241 УПК РФ).

Важно отметить, что государственный обвинитель после вынесения вердикта не может отказаться от обвинения либо изменить обвинение, так как квалификация действий подсудимого осуществляется по последствиям вердикта и в соответствии с ним. Поэтому отказ государственного обвинителя от обвинения или изменение им обвинения возможны либо в ходе предварительного слушания, либо в ходе судебного следствия, либо в прениях сторон в присутствии присяжных заседателей до составления председательствующим проекта вопросного листа и обсуждения его со сторонами.

Н.А. Дудко

Некоторые особенности проведения предварительного слушания в суде с участием присяжных заседателей

Раздел 12 УПК РФ «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей» включает гл. 42 «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей», которая содержит ст. 325 «Особенности проведения предварительного слушания». Однако для характеристики особенностей предварительного слушания в суде присяжных недостаточно анализа только ст. 325 УПК РФ. Они обусловлены спецификой как производства в суде с участием присяжных заседателей, так и предварительного слушания в качестве усложненной формы подготовки к судебному заседанию. Предварительные слушания в суде присяжных регламентируют наряду со ст. 325 УПК РФ нормы нескольких глав УПК РФ: гл. 33 «Общий порядок подготовки к судебному заседанию», гл. 34 «Предварительное слушание», гл. 35 «Общие условия судебного разбирательства», гл. 36 «Подготовительная часть судебного заседания».

Часть 1 ст. 325 УПК РФ предусматривает особенности предварительного слушания в суде присяжных и определяет условия применения норм гл. 34 УПК РФ: предварительное слушание в суде с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном гл. 34 кодекса, с учетом требований настоящей статьи.

1) выявить, заявил ли обвиняемый ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, а при участии в деле нескольких обвиняемых - заявил ли такое ходатайство хотя бы один из обвиняемых;

2) обеспечить реализацию заявленного обвиняемым ходатайства и назначить уголовное дело к слушанию с вызовом в судебное заседание необходимого количества присяжных заседателей.

В соответствии с гл. 34 УПК РФ предварительное слушание проводится с соблюдением

требований общего порядка подготовки к судебному заседанию (гл. 33), общих условий судебного разбирательства (гл. 35), процедуры подготовительной части судебного заседания (гл. 36), но с учетом специфики предварительного слушания. УПК РФ в ч. 1 ст. 234 уточняет: предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон с соблюдением требований гл. 33, 35 и 36 кодекса с изъятиями, установленными гл. 34.

«Изъятия» в большей мере относятся к гл. 35 (общие условия судебного разбирательства). Так, И.Л. Петрухин считает, что «...многие статьи главы 35 к предварительному слушанию не имеют отношения (например, ст. 240 - непосредственность и устность, ст. 241 - гласность судопроизводства» . Подобные «изъятия» из требований, установленных гл. 33, 35 и 36, выделяет и Л.Б. Алексеева: проведение предварительного слушания только в закрытом судебном заседании; проведение предварительного слушания судьей единолично; допустимость проведения предварительного слушания в отсутствие обвиняемого; ограничение предмета рассмотрения основаниями проведения предварительного слушания .

Основанием проведения предварительного слушания УПК РФ предусматривает необходимость решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (п. 5 ч. 2 ст. 229). В УПК РФ нет требования о наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, но вопрос о рассмотрении дела судом присяжных может возникнуть только в том случае, если обвиняемый заявил об этом ходатайство. Поэтому можно считать, что основанием проведения предварительного слушания при производстве в суде присяжных является именно ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализируя ст. 431 УПК РСФСР, В.М. Боз-ров и В.М. Кобяков выдвигали два условия проведения предварительного слушания: подсудность дел областному (городскому) суду и

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных. При этом они отмечали, что «.вопреки процессуальной логике, в ст. 431 УПК предусмотрено одно условие - наличие ходатайства обвиняемого, и нет другого условия -

о подсудности поступившего дела» .

В УПК РФ подсудность дела суду субъекта РФ и ходатайство обвиняемого о суде присяжных объединены в единое условие: наличие ходатайства обвиняемого предполагает, что дело подсудно суду субъекта РФ. Обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей только в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е. только по делам, подсудным суду субъекта РВ (п. 1 ч. 5. ст. 217 УПК РФ).

Кассационная палата Верховного Суда РФ признала существенным нарушением уголовно-процессуального закона назначение дела к судебному разбирательству не в порядке предварительного слушания при наличии ходатайства одного из обвиняемых о рассмотрении дела судом присяжных. По этому основанию приговоры Ростовского областного суда и Краснодарского краевого суда были отменены с направлением дела на новое судебное рассмотрение со стадии назначения судебного заседания .

В соответствии с ч. 1 ст. 229 УПК РФ суд проводит предварительное слушание по ходатайству сторон или по собственной инициативе. Возникает вопрос, вправе ли суд по собственной инициативе, без ходатайства обвиняемого, назначить предварительное слушание для решения вопроса о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей? Процессуалисты, комментирующие ст. 229 УПК РФ, пришли к различным выводам. Так, С.А. Разумов утверждает, что ходатайство стороны для проведения предварительного слушания требуется только в случае, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 229 УПК РФ (при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства). В остальных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 229, суд вправе принять решение о проведении предварительного слушания и при отсутствии ходатайства сторон . По мнению М.В. Боровского, суд по собственной инициативе может проводить предварительное слушание тогда, когда усматривает в материалах поступившего дела основания для приостановления или прекращения уголовного дела либо для возвращения его прокурору .

При производстве в суде присяжных предварительное слушание не может быть про-

ведено по инициативе суда. Действия суда полностью зависят от выбора обвиняемым формы судопроизводства. При отказе обвиняемого на стадии предварительного расследования от суда присяжных судья назначает судебное заседание в общем порядке, без проведения предварительного слушания. Исключение составляют дела, по которым обвиняемый при выполнении требований ст. 217 УПК РФ отказался от суда присяжных, но есть другое основание для назначения предварительного слушания. В ходе предварительного слушания обвиняемый может изменить свою позицию и заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. В этом случае судья обязан принять ходатайство, разъяснить особенности производства и права обвиняемого в суде присяжных, после чего вынести решение о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей.

При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных проведение предварительного слушания обязательно, так как вопрос о рассмотрении дела единолично или коллегиально-исключительная компетенция суда (п. 2 ч. 2 ст. 231 УПК РФ). Достаточным основанием для назначения предварительного слушания является само ходатайство обвиняемого о суде присяжных, т.е. обвиняемый не обязан дополнительно заявлять отдельное ходатайство о проведении предварительного слушания.

Если в деле имеются не только ходатайство обвиняемого о суде присяжных, но и другие основания проведения предварительного слушания, то судье следует их объединить и рассмотреть совместно.

После введения в действие УПК РФ в Алтайском краевом суде были случаи проведения предварительного слушания при отсутствии всех оснований, перечисленных в ч. 2 ст. 229 УПК РФ. Судьи в предварительном слушании решали вопрос о рассмотрении дела коллегией в составе судьи и двух народных заседателей или судьей единолично. Это объясняется тем, что дела поступили в суд после

1 июля 2002 г., но предварительное расследование проводилось в соответствии с УПК РСФСР, который не предусматривал права обвиняемого заявлять ходатайство о рассмотрении дела коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. Решить этот вопрос суд мог только с участием обвиняемого, а значит в предварительном слушании.

Предварительное слушание проводится независимо от того, когда и кто из обвиняемых

заявил ходатайство о суде присяжных. Ходатайство обвиняемый может заявить на различных этапах производства по делу: после ознакомления с материалами уголовного дела (ч. 5 ст. 217 УПК РФ), после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд (ч. 3 ст. 229 УПК РФ) и в предварительном слушании, если оно проводится по основаниям, предусмотренным п. 1-4 ч. 2 ст. 229 УПКРФ.

После направления уголовного дела в суд обвиняемый может заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных в течение 7 суток со дня получения копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ч. 3 ст. 229 УПК РФ). Указанный срок предо-

ставляется законом для обеспечения права сторон заявлять ходатайства о проведении предварительного слушания по любому из оснований, в том числе для решения вопроса о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Обвиняемый, не заявивший ходатайство о суде присяжных после ознакомления с материалами дела, может заявить его после направления дела в суд. В любом случае, даже при отсутствии оснований для предварительного слушания, решение о назначении судебного заседания по существу не может быть принято судом ранее, чем по истечении 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения (акта).

Литература

1. Комментарий к УПК РФ/ Под. ред. И.Л. Пет-рухина. М., 2002.

2. Комментарий к УПК РФ / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М., 2002.

3. Бозров В.М., Кобяков В.М. Некоторые процессуальные аспекты назначения судебного заседания

и порядка предварительного слушания в суде присяжных // Государство и право. 1996. №6.

4. Шурыгин А.П. Правоприменительная практика рассмотрения дел с участием коллегии присяжных заседателей // Бюллетень Верховного суда РФ. 1997. №1.

В соответствии со ст. 217 УПК РФ, как уже отмечалось, при ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый имеет право ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Если такое ходатайство в этой стадии процесса обвиняемым было заявлено, то для решения вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела судом присяжных в обязательном порядке проводится предварительное слушание (п. 5 ч. 2 ст. 229, ст. 325 УПК РФ).

К этой стадии уголовного процесса предъявляются повышенные требования, поскольку именно здесь разрешается ряд юридических вопросов, которые не подлежат исследованию с участием присяжных заседателей, о чем речь пойдет далее.

Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. При этом уведомление о вызове сторон в судебное заседание должно быть направлено не менее чем за 3 суток до дня проведения предварительного слушания.

По ходатайству обвиняемого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания.

В ходе предварительного слушания могут быть истребованы дополнительные доказательства по ходатайству стороны защиты. Ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела.

По ходатайству сторон в качестве свидетелей могут быть допрошены любые лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов, за исключением лиц, обладающих свидетельским иммунитетом.

Как уже говорилось ранее, на стадии предварительного слушания разрешаются вопросы, не подлежащие выяснению в присутствии присяжных заседателей. К таким вопросам, к примеру, относится вопрос об исключении доказательств.

Стороны вправе заявить ходатайство об исключении из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве, любого доказательства. В случае заявления ходатайства его копия передается другой стороне в день представления ходатайства в суд.

Ходатайство об исключении доказательства должно содержать указания на:

  • 1) доказательство, об исключении которого ходатайствует сторона;
  • 2) основания для исключения доказательства, предусмотренные настоящим Кодексом, и обстоятельства, обосновывающие ходатайство.

Судья вправе допросить свидетеля и приобщить к уголовному делу документ, указанный в ходатайстве. В случае, если одна из сторон возражает против исключения доказательства, судья вправе огласить протоколы следственных действий и иные документы, имеющиеся в уголовном деле и (или) представленные сторонами.

При рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований настоящего Кодекса, бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты, лежит на прокуроре. В остальных случаях бремя доказывания лежит на стороне, заявившей ходатайство.

Если суд принял решение об исключении доказательства, то данное доказательство теряет юридическую силу и не может быть положено в основу приговора или иного судебного решения, а также исследоваться и использоваться в ходе судебного разбирательства.

Если уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей, то стороны либо иные участники судебного заседания не вправе сообщать присяжным заседателям о существовании доказательства, исключенного по решению суда.

По результатам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений:

  • 1) о направлении уголовного дела по подсудности в случае, предусмотренном частью пятой настоящей статьи;
  • 2) о возвращении уголовного дела прокурору;
  • 3) о приостановлении производства по уголовному делу;
  • 4) о прекращении уголовного дела;
  • 5) о назначении судебного заседания.

Если судья удовлетворяет ходатайство об исключении доказательства и при этом назначает судебное заседание, то в постановлении указывается, какое доказательство исключается и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение данного доказательства, не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании и использоваться в процессе доказывания.

Если в ходе предварительного слушания прокурор изменяет обвинение, то судья также отражает это в постановлении и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, направляет уголовное дело по подсудности.

В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее двадцати, а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. В последнем случае суд должен определить, в какой части будет закрыто судебное заседание.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе.

  • Строгое разграничение полномочий присяжных заседателей и председательствующего судьи;
  • Формирование и роспуск коллегии присяжных заседателей;
  • Законодательный запрет исследования в присутствии присяжных заседателей вопросов права;
  • Формулировка вопросного листа;
  • Напутственное слово председательствующего;
  • Постановление приговора.

Определенную особенность производства по уголовным делам с участием присяжных заседателей законодатель предусмотрел уже на стадии досудебного производства. Эта специфика связана с действием следователя при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела по окончанию предварительного следствия. На этом этапе следователь обязан обеспечить реализацию конституционного права обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.

В соответствии с ч.5 ст.217 УПК при предъявлении материалов уголовного дела для ознакомления, следователь должен разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, следователь должен разъяснить особенности рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, включая процедуру и порядок обжалования. Сам факт разъяснения обвиняемому его права и последствия реализации права отражаются в протоколе ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела. Если одни или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, в этом случае следователь при наличие хотя бы одного ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных, должен решить вопрос о выделении в отдельное производство и в случае, если это невозможно, разъяснить обвиняемым, что их дело будет рассматриваться судом с участием присяжных заседателей.

Присяжный заседатель согласно п.30 ст.5 УПК - это лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесении вердикта.

Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является правом граждан Российской Федерации. Обстоятельства, исключающие участие в качестве присяжного заседателя закреплены и перечислены в ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».
Особенности производства предварительного слушания.

Производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей производится в Верховном Суде РФ и в территориальных федеральных судах субъектов РФ.

В постановлении, которое выносится по итогам предварительного слушания определяется не менее 20 кандидатов в присяжные заседатели, если же в судебное заседание явилось менее 20 кандидатов, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове кандидатов в присяжные заседатели.

Постановление судьи, вынесенное в ходе предварительного слушания, о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, является окончательным и последующий отказ подсудимого от рассмотрения его дела с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовного дела, поступившего в суд с ходатайством, о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей осуществляется в ходе предварительного слушания, которое происходит по правилам ст. 325 УПК в закрытом судебном заседании. В ходе предварительного слушания председательствующий судья выясняет подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство, понятны ли ему особенности рассмотрения дела судом присяжных, в том числе заключающийся в порядке производства самого судебного следствия, в порядке исследования доказательств, в порядке вынесения вердикта присяжными заседателями и приговора по уголовному делу.

Имеет свои особенности и подготовительная часть судебного заседания. Этот этап судебного заседания осуществляется в порядке, предусмотренном главой 36, с учетом требований ст. 327 УПК. Наряду с общими правилами определяющими порядок проведения подготовительной части судебного заседания, секретарь судебного заседания докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели, если явилось менее 20 кандидатов в присяжные, то в этом случае, председательствующий дает распоряжение о вызове дополнительных присяжных заседателей. В случае явки 20 и более кандидатов в присяжные, списки кандидатов в присяжные заседатели вручаются сторонам, председательствующий разъясняет сторонам их право помимо общих требований УПК так же заявить мотивированные и немотивированные отводы кандидатам в присяжные заседатели, а так же право принимать участие в формировании вопросного листа. Ходатайства или заявления о мотивированном отводе предоставляется в письменном виде, немотивированный отвод может быть заявлен устно (это право тоже разъясняется председательствующим). Председательствующий разъясняет сторонам их право делать замечания по поводу тенденциозности состава присяжных заседателей, разъясняет право сторонам на заявление ходатайств, разъясняет, что в присутствии присяжных заседателей не исследуются вопросы права, в частности вопросы, связанные с недопустимостью доказательств. Председательствующий обязан разъяснить последствия такого порядка судебного разбирательства и последствия нарушения этого порядка.

Формирование коллегии присяжных заседателей

Порядок регламентирован ст. 328 УПК. После выполнения председательствующим требований УПК касающихся проведения подготовительной части судебного заседания, в зал приглашаются кандидаты в присяжные заседатели.

На этом этапе председательствующий обращается к кандидатам в присяжные с кратким вступительным словом, в котором он представляется сам, представляет стороны, сообщает какое дело подлежит рассмотрению, сообщает какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства. Судья разъясняет кандидатам в присяжные задачи, которые стоят перед ними, условия их участия в рассмотрении дела. Судья разъясняет кандидатам обязанность правдиво отвечать на поставленные вопросы, давать информацию о себе и об отношениях с участниками уголовного судопроизводства, разъясняет последствия несоблюдения этих обязанностей.

Невыполнение кандидатами в присяжные этих требований приводит к отмене судебного решения и лишает стороны возможности воспользоваться правом на мотивированный или немотивированный отвод соответствующего кандидата.

В процессе формирования коллегии присяжных председательствующий с учетом мнения сторон решает вопросы самоотводов, отводов, заявленных кандидатами в присяжные. Для того, чтобы были заявлены мотивированные и немотивированные отводы председательствующий представляет сторонам возможность задать каждому из кандидатов вопросы, которые по мнению участников процесса связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих к участию в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.

Первого кандидата в присяжные заседатели опрашивает сторона защиты, если сторону защиты представляет несколько участников, то очередность устанавливается по договоренности между ними. Процедура отводов кандидатов предполагает обсуждение после опроса в последовательности, которая определяется списком кандидатов. Мотивированные ходатайства об отводах стороны не оглашают, а передают председательствующему в письменном виде. Эти ходатайства председательствующий разрешает без удаления в совещательную комнату. Решение председательствующего по мотивированному отводу доводится до сведения сторон.

Немотивированные отводы присяжных в отличие от мотивированных первыми заявляет сторона обвинения. При этом государственный обвинитель перед тем как заявить ходатайство о немотивированном отводе обязан согласовать свою позицию в этой части с другими участниками со стороны обвинения. Стороны реализуют свое право на немотивированный отвод путем вычеркивания фамилий из полученного предварительного списка. Эти списки передаются председательствующему и приобщаются к материалам уголовного дела. После обсуждения всех этих вопросов секретарь судебного заседания по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. В том случае, если число неотведенных кандидатов в присяжные превышает 14 человек, то по указанию председательствующего в протокол судебного заседания включаются 14 кандидатов, 12 из которых образуют коллегию присяжных, а 2 являются запасными. С учетом сложности дела может быть избрано более 2-х запасных присяжных заседателей. Результаты отбора председательствующий судья объявляет не указывая основания исключения из списка кандидатов в присяжные заседателей.

Избранная коллегия в соответствии со ст. 330 УПК до приведения присяжных заседателей к присяге может быть распущена с учетом особенностей дела, если она будет признана неспособной вынести объективный вердикт. Коллегия присяжных заседателей без участия запасных присяжных заседателей избирает в совещательной комнате старшину, на которого возлагаются обязанности руководства деятельностью присяжных заседателей и решение вопросов, которые перечислены в ст. 331 УПК.

После избрания старшины коллегия присяжных заседателей принимает присягу.

Особенности судебного следствия

Присяжные заседатели извещаются, что они не должны покидать зал судебного заседания в ходе судебного разбирательства. Присяжные заседатели не должны общаться с лицами, не входящими в состав суда. Присяжные заседатели не должны высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу. Не должны собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. Не должны нарушать тайну совещания и голосования по поставленным вопросам. Все эти нарушения влекут за собой отмену приговора. А сам присяжный заседатель отстраняется от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

Особенностью разбирательства дела в суде присяжных разграничение компетенции профессионального судьи и присяжного заседателя. Присяжные заседатели разрешают вопросы факта. В процессе судебного следствия присяжные могут участвовать в исследовании доказательств по делу, но не непосредственно, а через председательствующего. Они могут задавать допрашиваемым лицам вопросы через председательствующего судью. Вопросы председательствующему задаются присяжными в письменном виде через старшину. При этом председательствующий может отвести вопросы как не относящиеся к обвинению либо не этично сформулированные вопросы, однако эти вопросы должны быть приобщены к протоколу судебного заседания. Вопросы, связанные с применением права разрешаются председательствующим судьей, исключительной компетенции председательствующего являются вопросы исключения доказательств, полученных с нарушением закона. Вопросы об исключении доказательств разрешаются в отсутствии присяжных заседателей. Стороны не вправе упоминать в суде присяжных о доказательствах, исключенных из числа допустимых.

Особенностью рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей является запрет исследования с участием присяжных данных о личности подсудимого. По общему правилу, в присутствии присяжных, исследуются только те фактические обстоятельства дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями.

С участием присяжных запрещается исследовать факты прежней судимости подсудимого, факты признания подсудимого хроническим алкоголиком, наркоманом, а так же запрещается исследовать данные, которые способны вызвать у присяжных предубеждение в отношении подсудимого.

Данные о личности с участием присяжных заседателей исследуются только в той части и в той мере, в какой это необходимо для установления признаков состава преступления, в совершении которого подсудимый обвиняется.

В судебном заседании, в том числе и в прениях сторон, стороны не вправе ссылаться в обосновании своей позиции на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

Особенностью производства с участием присяжных заседателей является то, что при этой форме судопроизводства прения и последнее слово подсудимого произносится дважды. Первый раз после исследования материалов уголовного дела и второй раз на этапе обсуждения последствий вердикта коллегией присяжных.

Особенностью рассмотрения является этап формулирования вопросного листа

Исходя из норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, для квалификации преступлений имеющих значение для присяжных: наличие нормы закона, запрещающей под угрозой наказания, наличие конкретных фактических обстоятельств, свидетельствующих о совершении конкретным лицом общественно опасных действий, виновность лица в совершении определенного деяния. Присяжные рассматривают два последних вопроса.

Обсуждение и формулирование вопросного листа осуществляется в отсутствие присяжных заседателей. Вопросы, которые подлежат разрешению судья ставит с учетом судебного следствия и прений сторон, при этом учитывается как позиция обвинения так и позиция защиты. Стороны вправе делать замечания по содержанию и формулировки вопросов. При этом судья не имеет право отказать подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличие фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого или влекущих за собой ответственность за менее тяжкое преступление. Окончательно вопросный лист формируется в совещательной комнате. После чего оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных.

Председательствующий разъясняет суть поставленных перед ними вопросов. По каждому деянию в обязательном порядке перед присяжными в вопросном листе ставиться 4 вопроса:

  1. Доказано ли, что деяние имело место;
  2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния;
  4. Заслуживает ли подсудимый снисхождения в случае признания его вины.

Исходя из обстоятельств дела могут быть поставлены и ставятся другие вопросы, количество которых не ограничивается.

Перед удалением коллегии присяжных в совещательную комнату для вынесения вердикта. Председательствующий судья обращается к присяжным заседателям с напутственным словом. Порядок произнесения напутственного слова закреплен и регламентирован ст. 340 УПК. Несоблюдения процессуальных требований влечет за собой отмену приговора. Судья запрещено в напутственном слове в какой-либо форме высказывать свое отношение по вопросам, которые ставятся перед присяжными заседателями. Разъяснение порядка совещания и голосования осуществляет судья и разъясняет порядок устранения неясностей, которые обнаружат присяжные в ходе совещания. Руководит совещанием в совещательной комнате старшина, который ставит перед присяжными вопросы в той последовательности, в которой они даны в вопросном листе. Совещаться присяжные должны не менее 3-х часов. В том случае, если коллегия присяжных в течение 3-х часов не приходит к единодушному решению по поставленным вопросам присяжные в этом случае формулируют в вопросном листе ответы, принятые большинством голосов. Голосование происходит открыто, никто не вправе воздерживаться. В том случае, если коллегия присяжных не достигла единодушия, то обвинительный вердикт считается принятым при условии, что за утвердительные ответы на каждый из поставленных трех основных вопросов проголосовало квалифицированное большинство присяжных заседателей, а по остальным вопросам - простое большинство. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный ответ для подсудимого.

Вопросный лист подписывается старшиной, если во время совещания возникают вопросы, которые требуют дополнительного исследования доказательств. В этом случае старшина обращается к председательствующему и председательствующий возобновляет судебное следствие после чего могут быть откорректированы вопросы в вопросном листе или могут быть заданы дополнительные вопросы.

По окончанию вопросный лист передается председательствующему. Председательствующий оглашает вердикт. При этом обвинительный вердикт обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление обвинительного приговора. Исключением из этого правила является обвинительный вердикт, если председательствующий сочтет, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. В этом случае председательствующий принимает решение о роспуске коллегии присяжных заседателей и о направлении уголовного дела для нового рассмотрения со стадии предварительного слушания (это решение нельзя обжаловать в кассационном порядке). Оправдательный вердикт является обязательным для председательствующего во всех случаях и влечет за собой постановление оправдательного приговора. При вынесении вердикта о невиновности судья освобождает подсудимого из под стражи.

После этого судебное разбирательство продолжается с участием сторон. Происходит исследование доказательств, связанных с квалификацией действий подсудимого, назначение ему наказания, разрешение гражданского иска, далее проводятся вторые прения, в которых могут озвучиваться любые вопросы, кроме высказывания сомнений относительно вердикта, вынесенного присяжными заседателями. В прениях в обязательном порядке выступают последними подсудимый и его защитник. После этого подсудимого предоставляется последнее слово.

В случаях если выносится оправдательный вердикт, то на этом этапе исследуются вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, с распределением судебных издержек и с определением судьбы вещественных доказательств.